Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дзендзюра Владимир ХМАО- ЮГРА. 7 страница




Функции по уровню воздействия на объект управления, характе­ризующие уровень и темпы роста производства, составляют четы­ре группы: активизирующие (для реализации текущих программ, планов и т. п.); тормозящие (дань старым подходам и традициям); потенциальные (для реализации стратегических программ, планов и т. п.); нейтральные (минимально влияющие на процесс производ­ства.Обычно — социальные). Для успешной работы строительной организации (предприя­тия) важно использовать разумный набор различных функций. Функции и структура управления едины и неразрывны. Функции управления — основа для формирования организационной структуры производства: отделов, служб, других подразделений, должностей, закрепление за ними прав, обязанностей и ответ­ственности. 16.4. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Структура управления — это иерархическая лестница руково­дителей разного ранга по подчиненности. Она состоит из ступе­ней (уровней, звеньев) и показывает связи и соподчиненность между ними. Руководители высшего звена, наделенные опреде­ленными функциями управления, управляют руководителями низовых звеньев. Между различными подразделениями: отдела­ми, группами, службами, инженерно-техническими работника­ми и т. д. могут быть различные типы структур управления. Различают следующие типы структур управления организация­ми: линейную, линейно-функциональную, линейно-штабную и матричную. Линейная структура управления (рис. 16.2) предполагает нали­чие руководителя во главе каждого коллектива, который наделен не только полномочиями, но и единоначалием. Принцип едино­началия означает, что подчиненные выполняют управленческие решения только одного руководителя. Руководитель выполняет все функции управления: персона­лом, финансами, маркетингом и планированием. Это самая про­стая структура управления. Применяют ее в небольших организа­циях, где руководитель имеет высокий профессионализм и авто­ритет. Технология управления при линейной структуре состоит из по­стоянных указаний и проверок их выполнения. Подчиненные вы­полняют распоряжения только своего непосредственного руково- Руководитель   Рис. 16.2. Линейная структура управления дителя, и каждый руководитель по всем вопросам подчинен лишь одному стоящему над ним руководителю. Линейная структура управления имеет следующие отличитель­ные черты: единство и четкость принятия управленческого решения; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; личная ответственность руководителя за работу подразделения; получение исполнителями согласованных между собой распо­ряжений и заданий, обеспеченных ресурсами. Однако линейная структура управления эффективна только при небольшом числе исполнителей и ступеней управления: на уровне производителя работ, мастера, бригадира. Ее не применя­ют для руководства сложными многоступенчатыми системами уп­равления. Линейно-функциональная структура управления (рис. 16.3) — организация управления производством, при которой в качестве руководителей каждого коллектива выступает один админист­ративный (линейный) руководитель и несколько функциональ­ных — по соответствующим направлениям деятельности. При­чем последние не имеют распорядительных прав, и их решения в основном рекомендательные, хотя по отдельным вопросам, ко­торыми поручено им заниматься, решения могут принимать са­мостоятельно. Линейно-функциональная структура управления характеризу­ется четким разделением функциональных обязанностей между исполнителями. Это доверительная структура управления и харак­терна для технологии управления в исключительных случаях. В наи­большей степени она отвечает условиям строительного производ-   Рис. 16.3. Линейно-функциональная (иерархическая) структура управления   Рис. 16.4. Линейно-штабная структура управления ства, и применяют ее в малых и средних организациях. Все важ­нейшие решения принимает старший по рангу руководитель. Линейно-штабная структура управления (рис. 16.4) — организа­ция управления производством в виде иерархической системы ли­нейных руководителей, при каждом из которых имеется аппарат (штаб) управления, который подготавливает управленческие ре­шения для руководителя. В отличие от чисто линейной структуры здесь имеются синхронизированные функциональные отделы, службы, специалисты, которые готовят решения по отдельным воп­росам. Окончательное решение принимает руководитель. В строи­тельстве такая структура применима на уровне строительного уча­стка, а в системе образования, например, на уровне вуза. Матричная структура управления (рис. 16.5) — организация уп­равления, при которой назначают руководителя и группу испол­нителей—специалистов из общестроительных или специализиро-   Рис. 16.5. Матричная структура управления ванных предприятий для выполнения определенного комплекса работ. Руководитель каждого комплекса работ обеспечивает общее ру­ководство и координирует выполнение работ. В состав группы исполнителей входят и функциональные руко­водители, выполняющие текущее руководство подчиненными им специалистами по их профилю. Матричная структура управления — это современный тип структуры управления. Ее отличительные черты: значительная активизация деятельности руководителей и ра­ботников аппарата управления; вовлечение в сферу активной творческой деятельности по усо­вершенствованию производства руководителей всех уровней и специалистов; ликвидация промежуточных структурных звеньев при опера­тивном управлении программами; создание необходимой гибкости и оперативности распоряже­ния ресурсами в случае выполнения нескольких программ в пре­делах одной фирмы с разделением функций между руководите­лями. В последнем случае имеет место линейная связь со стороны руководителя и линейно-функциональная связь между специа­листами. Матричную систему управления применяют при сложном нау­коемком производстве продукции, информации, услуг и генери­ровании знаний в проектных институтах, конструкторских бюро, в научно-исследовательских институтах, когда требуются частое изменение взаимных связей и гибкая изменяющаяся структура. 16.5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Управленческое решение — директивный или административ­ный акт, принятый с целью дополнительного выполнения про­граммы, задания отдельным работникам или коллективам. К уп­равленческим решениям относят законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, производственные планы, графики и т. д. Управленческие решения должны отвечать следующим основ­ным требованиям: социальной направленности; объективности; оперативности; ответственности. Различают технологию и организацию управленческого реше­ния. Технология разработки управленческого решения в строитель­ном производстве — это процесс переработки нормативной ин­формации и фактических данных о ходе строительства. При разработке простых решений используют простейшую вычис­лительную технику, а при разработке решений, требующих ва­риантной проработки и оптимизации, — экономико-математи­ческие методы. Организация управленческих решений — процесс поиска наилуч­ших решений задач в сфере управления (маркетинга, планирова­ния, организации и др.) или обоснование наилучшего варианта решения по критериям, определяющим определенный экономи­ческий эффект. Оптимизация таких решений относится к классу экономико-математических задач, решаемых в основном метода­ми оптимального программирования в сочетании со статическим моделированием. Но постановка многих задач не поддается фор­мализации. Для их решения используют методы имитационного моделирования, эвристические методы, системный анализ и ме­тод экспертных оценок. Технология — это знание о составе операций (процессов), спо­собах и приемах их выполнения, а также способах использования технических средств при осуществлении этих процессов в какой- либо области, например в строительстве (технология выполнения строительных работ на объекте природообустройства). В области управленческих решений под «технологией» пони­мают процесс переработки информации, которая служит предме­том и продуктом труда, что является особенностью управленчес­кой работы. Принятию управленческого решения предшествуют сбор, ана­лиз и переработка исходной информации. В качестве исходной информации служат планы, задания, заказы, проектная докумен­тация, данные о ходе выполнения работ на объектах, об обеспе­ченности работ ресурсами, об отклонениях, нарушениях, помехах, нарушающих нормальный ход работы. Разработка управленческого решения — это важнейшая часть управленческого труда. Управленческий труд — особый вид трудовой деятельности по руководству людьми, которые производят материальные блага и услуги. Особенность управленческого труда — то, что его предме­том и продуктом служат не материальные блага, поступающие в личное и производственное потребление, или оказываемые услу­ги, а информация и решения, необходимые для управления про­изводством. Сложность технологии разработки управленческого решения обусловлена объемом и разнообразием исходных данных, факто­ров и ограничений. Технология управления в строительном производстве — процесс реализации функций управления в ходе строительства. Функции управления реализуются в результате воздействия управляющей системы на управляемую, оформляемых в виде решений. По­скольку эти решения являются главным звеном технологии управ­ления, то ее основу составляет процесс сбора и обработки инфор­мации (бумажной и безбумажной) при разработке управленческих решений. Управленческая информация должна удовлетворять следующим требованиям: содержать только то, что конкретно необходимо; быть достоверной, так как всякая неверная информация — это дезинформация, приводящая к принятию неправильных реше­ний; быть надежной, достаточно точной и в необходимом объеме. Избыточная информация мешает, дезориентирует в принятии ре­шений и увеличивает затраты труда на получение ее и в целом на управление; поступать регулярно, непрерывно или периодически согласно принятому в фирме порядку (схеме). Технология принятия управленческого решения не только сложный, но и неоднозначный процесс. Из ряда вариантов выби­рают оптимальный. Упрощенная схема процесса принятия управленческого реше­ния показана на рисунке 16.6. На основании очередного задания и по данным исполните­лей о ходе выполнения работ рассматривают возможный вари­ант решения, который анализируют, чтобы оценить ожидаемый результат. Методика анализа зависит от сложности и содержа­ния решаемой задачи. Критериями для оценки решения обычно служат стоимостные и экономические показатели, сроки вы­полнения работ или наличие необходимых материально-техни­ческих и трудовых ресурсов. В случае положительной оценки варианта решения его принимают за управленческое решение и оформляют в виде задания исполнителям. В случае отрицатель­ной оценки рассматриваемого варианта проводят согласование с заинтересованными службами и рассматривают новый вари­ант решения. Такая схема принятия управленческого решения существует на всех уровнях (ступенях) управления. На низших уровнях руковод­ства анализ и выбор варианта решения может выполнить один че­ловек (бригадир, мастер, прораб) на основании опыта, знаний, ситуации. На более высоких уровнях в выработке решения уча­ствуют функциональные службы или отдельные специалисты. Они готовят варианты, анализируют и оценивают, проводят со-   Рис. 16.6. Упрощенная схема процесса выработки и принятия управленческого решения гласования, совещания, консультации и экспертизы, т. е. органи­зацию управленческого решения. В сложных условиях на современном этапе для анализа и оцен­ки управленческих решений применяют экономико-математичес­кие методы и информационно-вычислительную технику, которые являются составной частью автоматизированной системы выра­ботки управленческих решений в строительном производстве (АСВУР СП). Техническую основу АСВУР СП составляют ЭВМ, средства сбора, передачи и хранения информации о состоянии объекта управления и внешней среды. В состав математической основы АСВУР СП входят: математи­ческие модели объекта управления (например планы--графики), методы и алгоритмы решения задач строительного производства. В АСВУР СП по ходу обработки информации анализируют ва­рианты управленческих решений на основе принятого критерия. Затем выбирают оптимальный (или близкий к оптимальному) ва­риант решения. При необходимости вариант решения выводят на средства печати в виде текстов, таблиц, графиков и т. п. На базе полученных результатов обработки информации управляющий орган (коллегиальный) или лицо, принимающее решение, форми­рует и реализует управленческое воздействие на объект управле­ния. Это воздействие может сводиться к корректировке календарно­го плана, перестановке трудовых ресурсов и строительных машин, к изменению технологии и организации производства работ, а также к перераспределению финансовых средств и материальных запасов. В соответствии с принятыми решениями должна быть органи­зована работа исполнителей. Без этого самые правильные реше­ния не будут реализованы. 16.6. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Документ (от лат. dokumentum— свидетельство) — деловая бу­мага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Документы могут быть оформлены в виде текста (письменно), графически (рисунки, чертежи), фотоспособом (фотодокументы), звукозаписью (фонодокументы) и т. д. Любой документ — это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, лазерный диск, голограмма, магнитная лен­та, магнитный диск, плата электронной памяти). На документе за­фиксирована информация, предназначенная для ее передачи во времени и пространстве. Основная функция любого производ­ственного документа — содержать информацию о задании, об ис­полнении решений, о результатах деятельности, об отклонениях, изменениях, нарушениях, помехах и др. Документ называют первичным, если он содержит первичную информацию о состоянии объекта управления. Такой документ составляют в результате непосредственного наблюдения события, факта и т. п. и их регистрации. Документ называют вторичным, если он составлен в результате анализа и переработки информации, содержащейся в первичном документе, с сохранением положений последнего. Совокупность документов, оформленных по единым правилам, называется документацией. В строительном производстве могут быть следующие виды доку­ментации: графические, исполнительные, конструкторские, норма­тивно-справочные, отчетные, проектно-сметные, рабочие, разре­шительные, организационно-технологические, тендерные. Графическая документация содержит графики, диаграммы с по­яснительным текстом, например о производственной деятельнос­ти подразделений строительной фирмы. Исполнительная документация для строительного производства фиксирует выполнение строительно-монтажных работ и техничес­кое состояние объекта (исполнительные чертежи на инженерные конструкции, акты приемки выполненных скрытых работ, акты промежуточной приемки отдельных видов работ, журнал производ­ства работ, операционного контроля, авторского надзора и др.). Исполнительную документацию предъявляют при приемке объекта в эксплуатацию и используют в процессе будущей эксплу­атации. Конструкторская документация — разрабатывают и используют ее в ходе проектирования сооружений и изделий, при изготовле­нии опытных образцов и организации серийного производства из­делий, деталей, элементов и т. д. Нормативно-справочная официальная документация (норматив­но-техническая) — содержит правила, стандарты, нормали, нор­мативные и технические условия. В области строительства это СНиПы, сборники ФЕР и другие нормативные документы, утвержденные органами госнадзора, министерствами и ведомствами. К ним относятся также инструкции, указания, руководства, по­ложения, обязательные или рекомендательные, с учетом специ­фики отдельных видов строительства. Нормативные документы регламентируют деятельность организаций и правомерность их решений на всех этапах инвестиционного цикла (изысканиях, проектировании, строительстве, ремонте и т. п.). Отчетная документация — отражает отчетные показатели ра­боты организации и ее подразделений по выполнению задания (проекта) за какой-либо период (отчеты: финансовый, материаль­ный, по выполнению НИР и т. д.). Предпроектная документация — это проектно-сметные доку­менты (материалы) на предварительных стадиях проектирования (схема, эскизный проект, ТЭО). Состав и содержание их установ­лены нормативными документами федерального или муници­пального уровня в зависимости от принадлежности объекта строи­тельства. Проектно-сметная документация (ПСД) — совокупность гра­фических, расчетных и текстовых материалов, обосновывающих проектные решения по объекту. Состав и содержание ПСД зави­сят от стадии проектирования и установлены нормативными до­кументами. ПСД для несложных и непродолжительных по срокам выполнения объектов разрабатывают в одну стадию — «Технора­бочий проект», а для крупных и сложных объектов, как правило, в две стадии: первая — «Проект со сметным расчетом», вторая — «Рабочая документация со сметами». Основанием для разработки ПСД служит задание на проекти­рование, составленное заказчиком при участии проектной и под­рядной строительной организаций. Рабочая документация — это часть ПСД, разрабатываемая на стадии «Рабочая документация» и используемая непосредственно на строительстве объектов. Разрешительная документация — разрешает заказчику произ­водство проектно-изыскательских работ по объекту. Ее выдают министерства, ведомства или муниципальный орган и разрабаты­вают ее по заявке заказчика (застройщика). Разрешительная доку­ментация является основанием для оформления акта на земле­пользование, выдачи архитектурно-планировочного задания, вы­дачи задания на проектирование и подготовки титульного списка на выполнение проектно-изыскательских работ. Организационно-технологическая документация — это часть ПСД. Она содержит обоснование решений по технологии, орга­низации работ и строительства. Разрабатывают ее в две стадии — на первой стадии разрабатывают ПОС, а на второй — ППР. Состав и содержание ПОС и ППР определены в СНиПе. ППР разрабатывают проектировщики или специализирован­ные проектно-технологические организации по заказу строитель­ной организации. В ряде случаев ППР разрабатывают сами строи­тели. Тендерная документация содержит организационную, техноло­гическую и коммерческую информацию по проведению торгов (условия проведения торгов, условия купли-продажи или подря­да, характеристики строительной продукции и услуг и др.). Разрабатывает ее тендерный комитет заказчика, который гото­вит тендерную документацию, объявляет торги, оценивает заявки- оферты, выбирает оферты, рассылает фирмам и организациям — участникам торгов комплект документов. На разных стадиях, уровнях управления и в зависимости от вида деятельности различают и другие виды документации: орга­низационно-распорядительную, техническую, технологическую, по организации и обслуживанию рабочего места, по обеспечению качества работ, финансово-расчетную, планово-учетную, снаб­женческо-бытовую и др. Среди документов различают: оригиналы (подлинники); копии, полностью соответствующие оригиналам; дубликаты, имеющие одинаковую юридическую силу с под­линниками; выписки, включающие только заключительную часть основно­го документа; индивидуальные, подготовленные в произвольной форме; типовые — по текстам образцов; трафаретные — на бланках-заготовках; простые — подготовленные по одному вопросу; сложные, содержащие несколько вопросов; внутренние, предназначенные для использования внутри од­ной организации; внешние, поступающие извне или направляемые в другие орга­низации; срочные, требующие исполнения в установленные короткие сроки, или несрочные; подложные, с умышленно искаженной информацией. Деловые и технические документы должны быть: краткими, убедительными, логичными; обоснованными и правдивыми; оформлены в соответствии со сложившимися правилами и тре­бованиями Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД) и ГОСТов. Для работы с документацией в помощь управленческому аппарату на предприятиях и в учреждениях организуют делопроизводство. Делопроизводство — совокупность операций по обработке доку­ментированной информации. Им занимается административно- управленческий персонал. Главная задача делопроизводства — обеспечение быстрой, бесперебойной и эффективной работы ап­парата управления. К операциям делопроизводства относятся: составление, прием, передача, регистрация, индексация, утверждение, удостоверение, визирование, подписание, размножение, исполнение, отправка, контроль, хранение, уничтожение документов. В разных организациях делопроизводством занимается специ­ально назначенное лицо или структурное подразделение в виде общего отдела или канцелярии. Наиболее сложно составлять индивидуальные документы: де­ловые письма, директивы, инструкции, положения. Все документы необходимо оформлять в соответствии со сло­жившимися правилами и требованиями Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД) и ГОСТов. Унификация оформления документов облегчает и ускоряет, де­лает более производительным труд специалистов, создает условия для автоматизированной обработки документов: сортировки, ре­гистрации, поиска, хранения и др. Основные виды деловых организационно-распорядительных документов: приказы по организации (предприятию); распоряжения — как разновидность приказов для выполнения разовых работ, действий; протоколы, где фиксируется ход обсуждения и принятия реше­ния; акты, подтверждающие факт, событие, работу; докладные записки, справки по конкретному вопросу с выво­дами и предложениями; местные инструкции о правилах и порядке выполнения работ, о правах и обязанностях исполнителей, по технике безопасности и противопожарной безопасности. Акты в условиях строительного производства могут быть: по инвентаризации наличия материальных ценностей, имуще­ства, оборудования, документации; о списании израсходованных материалов и ресурсов; сдаче-приемке выполненных работ и построенных сооруже­ний; выполненных необъемных работах; выполненных скрытых работах; об испытании конструкций, сооружений, оборудования и при­боров; авариях, пожарах, стихийных бедствиях; о несчастных случаях. Все виды документов оформляют в соответствии с установлен­ным формуляром. Формуляр — бланк (форма) для занесения в него каких-либо сведений. Совокупность всех необходимых данных документа называют реквизитом (штамп, печать, номер, дата, подпись и др.). Документы, направляемые в другие организации, подразделе­ния и службы, до их подписания должны быть завизированы — для внутреннего пользования или иметь гриф «согласовано» — для внешнего пользования. Контроль за исполнением поступивших документов — один из главных моментов в управленческой деятельности. Поступивший документ регистрируют, ставя дату поступления, т. е. принимают на контроль об исполнении. При небольшом объеме документооборота (менее 10 документов в сутки) учет ис­полнения обычно ведут в журнале. При большом числе докумен­тов применяют систему контроля карточную или компьютерную. Документооборот — процесс циркуляции (прохождения) доку­ментов. Объем документооборота определяется числом входящих, исходящих и внутренних документов организации за определен­ный календарный период времени (сутки, декаду, месяц и т. п.). Организация документооборота в организации должна обес­печивать оперативное прохождение документов по инстанциям с момента их получения или создания до исполнения или от­правки. Возвратное движение документов должно быть исключено. Работу с документами в организации осуществляют с учетом общих положений делопроизводства. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите виды систем управления и их отличия. 2. Какова должна быть последовательность действий руководителя в управ­лении процессом? 3. Какие условия обеспечивают действенность управления? 4. Какими критериями характеризуется эффективность управления? 5. Что такое управленческая технология и ее содержание? 6. Назовите функции управленческой деятельности и кратко изложите их сущность. 7. Что такое структура управления? Назовите типы структур управления в строительных организациях. 8. Что такое управленческое решение? Каким требованиям оно должно отве­чать? 9. Какова технология принятия управленческого решения в строительном производстве? 10. Какие виды документации могут быть в строительном производстве? 11. Какова главная задача делопроизводства? 12. Назовите виды деловых организационно-распорядительных документов. 13. Какие акты, подтверждающие факт, событие, работы, оформляют в усло­виях строительного производства? 14. Что такое документооборот? 15. Как осуществляют контроль за исполнением поступивших документов? Глава 17 УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ 17.1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ Специалисты по строительству объектов природообустройства являются организаторами и руководителями производственных коллективов различных уровней управления: в целом организа­ций, отделов, служб, участков и др. Руководитель даже самого низового звена выполняет множе­ство обязанностей. Он не может действовать только в рамках ин­струкций и правил, так как невозможно заранее предвидеть все производственные и жизненные ситуации. Труд руководителя — это разновидность управленческого труда, и он отличается от других видов этой деятельности: творческим подходом из-за необходимости принятия нестан­дартных решений; потребностью работать совместно с другими работниками (за­местителями, помощниками и т. д.); многогранностью социальных ролей; высокой ответственностью и компетенцией; влиянием использования рабочего времени на ритм работы подчиненных; разнообразием содержания; зависимостью содержания от положения в иерархической структуре управления; организацией рабочего места, которая должна позволять вести переговоры и принимать посетителей. Управленческий труд — это переработка информации, в резуль­тате которой принимают решения, определяющие меры управлен­ческого воздействия на объект управления. По соотношению творческих и повторяющихся операций раз­личают: труд руководителей, специалистов и технического персо­нала. В современных условиях руководителю недостаточно профес­сиональных инженерных знаний. Он должен быть компетентным в области своей деятельности, иметь опыт руководящей работы, уметь управлять коллективом, владеть всеми методами управле­ния, быть подготовленным к работе не в обычных условиях (не в штатных ситуациях), постоянно совершенствовать стиль и культу­ру руководства, придерживаться определенного этикета. Этикет руководителя — это совокупность норм, определяю­щих профессиональное поведение руководителя в типичных по­вторяющихся ситуациях, а также общепринятые правила поведе­ния: тактичность, вежливость, правдивость, скромность, простота. Чем выше уровень управления, тем более высокие требования предъявляют к руководителю. Основные из них: деловитость, инициативность, честность, преданность, знание дела, добросове­стность. Труд руководителя относится к категории творческой работы, поэтому объективная оценка качества работников управленческо­го труда обычно затруднена. Руководители и специалисты, работающие в области строи­тельства объектов природообустройства, обязаны: неуклонно соблюдать положения Конституции Российской Федерации, государственных законов: об охране государственной собственности, о труде и правах трудящихся, об охране природ­ных, земельных и водных ресурсов, лесных угодий, атмосферы и окружающей среды; строго соблюдать и выполнять требования СНиПов и других нормативных документов; внедрять достижения науки и техники, обеспечивая высокие технико-экономические показатели уровня строительно-монтаж­ных работ; обеспечивать охрану труда и соблюдать все требования техники безопасности и противопожарной безопасности; при выработке решений использовать опыт и знания специа­листов; постоянно совершенствовать методы и стиль руководства, ши­роко применять технические средства, современные экономико­математические методы в управлении; использовать рекомендации в области культуры, психологии и эстетики труда; четко знать права и обязанности свои и подчиненных; постоянно повышать квалификацию. Стиль руководства (управления) — это совокупность разных приемов и методов управления. Различают общий и индивидуальный стиль руководства. Общий стиль руководства характеризуется формой отношений руководителей с трудовым коллективом. Общий стиль руковод­ства имеет три вида по степени проявления коллегиальности и единоначалия: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль руководства (управления) — это стиль прямых приказов, указаний, распоряжений. Демократический стиль управления (руководства) — предпо­лагает активное участие подчиненных в выработке управленчес­ких решений. Либеральный стиль управления отличается невмешательством руководителей в работу подчиненных до окончательного дости­жения цели или до угрозы ее срыва. Индивидуальный стиль управления состоит в том, что каждый руководитель как личность представляет собой психологическую индивидуальность. Этот стиль формируется в динамично изменя­ющихся условиях на производстве, согласно настрою трудового коллектива. Поэтому ни один из общих стилей управления не должен превалировать в индивидуальном стиле управления руко­водителя. С учетом состояния дел и обстановки опытный руководитель применяет разные стили управления в своем коллективе. Права и обязанности всех категорий работников даны в поло­жениях (уставах) о предприятиях и должностных инструкциях, которые действуют на основе общих принципов и методов управ­ления организационными системами. Руководитель строительного производства выполняет различ­ные функции, которые определяются конкретными задачами: общее руководство строительной организацией; оперативное управление производством; технологическое руководство, включая общеинженерное, при­родообустройство (охрану окружающей среды, инженерно-мели­оративное, инженерно-гидротехническое, водохозяйственное), а также охрану труда и технику безопасности;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.