КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дзендзюра Владимир ХМАО- ЮГРА. 7 страница
Функции по уровню воздействия на объект управления, характеризующие уровень и темпы роста производства, составляют четыре группы: активизирующие (для реализации текущих программ, планов и т. п.); тормозящие (дань старым подходам и традициям); потенциальные (для реализации стратегических программ, планов и т. п.); нейтральные (минимально влияющие на процесс производства.Обычно — социальные). Для успешной работы строительной организации (предприятия) важно использовать разумный набор различных функций. Функции и структура управления едины и неразрывны. Функции управления — основа для формирования организационной структуры производства: отделов, служб, других подразделений, должностей, закрепление за ними прав, обязанностей и ответственности. 16.4. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Структура управления — это иерархическая лестница руководителей разного ранга по подчиненности. Она состоит из ступеней (уровней, звеньев) и показывает связи и соподчиненность между ними. Руководители высшего звена, наделенные определенными функциями управления, управляют руководителями низовых звеньев. Между различными подразделениями: отделами, группами, службами, инженерно-техническими работниками и т. д. могут быть различные типы структур управления. Различают следующие типы структур управления организациями: линейную, линейно-функциональную, линейно-штабную и матричную. Линейная структура управления (рис. 16.2) предполагает наличие руководителя во главе каждого коллектива, который наделен не только полномочиями, но и единоначалием. Принцип единоначалия означает, что подчиненные выполняют управленческие решения только одного руководителя. Руководитель выполняет все функции управления: персоналом, финансами, маркетингом и планированием. Это самая простая структура управления. Применяют ее в небольших организациях, где руководитель имеет высокий профессионализм и авторитет. Технология управления при линейной структуре состоит из постоянных указаний и проверок их выполнения. Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руково- Руководитель Рис. 16.2. Линейная структура управления дителя, и каждый руководитель по всем вопросам подчинен лишь одному стоящему над ним руководителю. Линейная структура управления имеет следующие отличительные черты: единство и четкость принятия управленческого решения; согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; личная ответственность руководителя за работу подразделения; получение исполнителями согласованных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами. Однако линейная структура управления эффективна только при небольшом числе исполнителей и ступеней управления: на уровне производителя работ, мастера, бригадира. Ее не применяют для руководства сложными многоступенчатыми системами управления. Линейно-функциональная структура управления (рис. 16.3) — организация управления производством, при которой в качестве руководителей каждого коллектива выступает один административный (линейный) руководитель и несколько функциональных — по соответствующим направлениям деятельности. Причем последние не имеют распорядительных прав, и их решения в основном рекомендательные, хотя по отдельным вопросам, которыми поручено им заниматься, решения могут принимать самостоятельно. Линейно-функциональная структура управления характеризуется четким разделением функциональных обязанностей между исполнителями. Это доверительная структура управления и характерна для технологии управления в исключительных случаях. В наибольшей степени она отвечает условиям строительного производ- Рис. 16.3. Линейно-функциональная (иерархическая) структура управления Рис. 16.4. Линейно-штабная структура управления ства, и применяют ее в малых и средних организациях. Все важнейшие решения принимает старший по рангу руководитель. Линейно-штабная структура управления (рис. 16.4) — организация управления производством в виде иерархической системы линейных руководителей, при каждом из которых имеется аппарат (штаб) управления, который подготавливает управленческие решения для руководителя. В отличие от чисто линейной структуры здесь имеются синхронизированные функциональные отделы, службы, специалисты, которые готовят решения по отдельным вопросам. Окончательное решение принимает руководитель. В строительстве такая структура применима на уровне строительного участка, а в системе образования, например, на уровне вуза. Матричная структура управления (рис. 16.5) — организация управления, при которой назначают руководителя и группу исполнителей—специалистов из общестроительных или специализиро- Рис. 16.5. Матричная структура управления ванных предприятий для выполнения определенного комплекса работ. Руководитель каждого комплекса работ обеспечивает общее руководство и координирует выполнение работ. В состав группы исполнителей входят и функциональные руководители, выполняющие текущее руководство подчиненными им специалистами по их профилю. Матричная структура управления — это современный тип структуры управления. Ее отличительные черты: значительная активизация деятельности руководителей и работников аппарата управления; вовлечение в сферу активной творческой деятельности по усовершенствованию производства руководителей всех уровней и специалистов; ликвидация промежуточных структурных звеньев при оперативном управлении программами; создание необходимой гибкости и оперативности распоряжения ресурсами в случае выполнения нескольких программ в пределах одной фирмы с разделением функций между руководителями. В последнем случае имеет место линейная связь со стороны руководителя и линейно-функциональная связь между специалистами. Матричную систему управления применяют при сложном наукоемком производстве продукции, информации, услуг и генерировании знаний в проектных институтах, конструкторских бюро, в научно-исследовательских институтах, когда требуются частое изменение взаимных связей и гибкая изменяющаяся структура. 16.5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Управленческое решение — директивный или административный акт, принятый с целью дополнительного выполнения программы, задания отдельным работникам или коллективам. К управленческим решениям относят законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, производственные планы, графики и т. д. Управленческие решения должны отвечать следующим основным требованиям: социальной направленности; объективности; оперативности; ответственности. Различают технологию и организацию управленческого решения. Технология разработки управленческого решения в строительном производстве — это процесс переработки нормативной информации и фактических данных о ходе строительства. При разработке простых решений используют простейшую вычислительную технику, а при разработке решений, требующих вариантной проработки и оптимизации, — экономико-математические методы. Организация управленческих решений — процесс поиска наилучших решений задач в сфере управления (маркетинга, планирования, организации и др.) или обоснование наилучшего варианта решения по критериям, определяющим определенный экономический эффект. Оптимизация таких решений относится к классу экономико-математических задач, решаемых в основном методами оптимального программирования в сочетании со статическим моделированием. Но постановка многих задач не поддается формализации. Для их решения используют методы имитационного моделирования, эвристические методы, системный анализ и метод экспертных оценок. Технология — это знание о составе операций (процессов), способах и приемах их выполнения, а также способах использования технических средств при осуществлении этих процессов в какой- либо области, например в строительстве (технология выполнения строительных работ на объекте природообустройства). В области управленческих решений под «технологией» понимают процесс переработки информации, которая служит предметом и продуктом труда, что является особенностью управленческой работы. Принятию управленческого решения предшествуют сбор, анализ и переработка исходной информации. В качестве исходной информации служат планы, задания, заказы, проектная документация, данные о ходе выполнения работ на объектах, об обеспеченности работ ресурсами, об отклонениях, нарушениях, помехах, нарушающих нормальный ход работы. Разработка управленческого решения — это важнейшая часть управленческого труда. Управленческий труд — особый вид трудовой деятельности по руководству людьми, которые производят материальные блага и услуги. Особенность управленческого труда — то, что его предметом и продуктом служат не материальные блага, поступающие в личное и производственное потребление, или оказываемые услуги, а информация и решения, необходимые для управления производством. Сложность технологии разработки управленческого решения обусловлена объемом и разнообразием исходных данных, факторов и ограничений. Технология управления в строительном производстве — процесс реализации функций управления в ходе строительства. Функции управления реализуются в результате воздействия управляющей системы на управляемую, оформляемых в виде решений. Поскольку эти решения являются главным звеном технологии управления, то ее основу составляет процесс сбора и обработки информации (бумажной и безбумажной) при разработке управленческих решений. Управленческая информация должна удовлетворять следующим требованиям: содержать только то, что конкретно необходимо; быть достоверной, так как всякая неверная информация — это дезинформация, приводящая к принятию неправильных решений; быть надежной, достаточно точной и в необходимом объеме. Избыточная информация мешает, дезориентирует в принятии решений и увеличивает затраты труда на получение ее и в целом на управление; поступать регулярно, непрерывно или периодически согласно принятому в фирме порядку (схеме). Технология принятия управленческого решения не только сложный, но и неоднозначный процесс. Из ряда вариантов выбирают оптимальный. Упрощенная схема процесса принятия управленческого решения показана на рисунке 16.6. На основании очередного задания и по данным исполнителей о ходе выполнения работ рассматривают возможный вариант решения, который анализируют, чтобы оценить ожидаемый результат. Методика анализа зависит от сложности и содержания решаемой задачи. Критериями для оценки решения обычно служат стоимостные и экономические показатели, сроки выполнения работ или наличие необходимых материально-технических и трудовых ресурсов. В случае положительной оценки варианта решения его принимают за управленческое решение и оформляют в виде задания исполнителям. В случае отрицательной оценки рассматриваемого варианта проводят согласование с заинтересованными службами и рассматривают новый вариант решения. Такая схема принятия управленческого решения существует на всех уровнях (ступенях) управления. На низших уровнях руководства анализ и выбор варианта решения может выполнить один человек (бригадир, мастер, прораб) на основании опыта, знаний, ситуации. На более высоких уровнях в выработке решения участвуют функциональные службы или отдельные специалисты. Они готовят варианты, анализируют и оценивают, проводят со- Рис. 16.6. Упрощенная схема процесса выработки и принятия управленческого решения гласования, совещания, консультации и экспертизы, т. е. организацию управленческого решения. В сложных условиях на современном этапе для анализа и оценки управленческих решений применяют экономико-математические методы и информационно-вычислительную технику, которые являются составной частью автоматизированной системы выработки управленческих решений в строительном производстве (АСВУР СП). Техническую основу АСВУР СП составляют ЭВМ, средства сбора, передачи и хранения информации о состоянии объекта управления и внешней среды. В состав математической основы АСВУР СП входят: математические модели объекта управления (например планы--графики), методы и алгоритмы решения задач строительного производства. В АСВУР СП по ходу обработки информации анализируют варианты управленческих решений на основе принятого критерия. Затем выбирают оптимальный (или близкий к оптимальному) вариант решения. При необходимости вариант решения выводят на средства печати в виде текстов, таблиц, графиков и т. п. На базе полученных результатов обработки информации управляющий орган (коллегиальный) или лицо, принимающее решение, формирует и реализует управленческое воздействие на объект управления. Это воздействие может сводиться к корректировке календарного плана, перестановке трудовых ресурсов и строительных машин, к изменению технологии и организации производства работ, а также к перераспределению финансовых средств и материальных запасов. В соответствии с принятыми решениями должна быть организована работа исполнителей. Без этого самые правильные решения не будут реализованы. 16.6. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Документ (от лат. dokumentum— свидетельство) — деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Документы могут быть оформлены в виде текста (письменно), графически (рисунки, чертежи), фотоспособом (фотодокументы), звукозаписью (фонодокументы) и т. д. Любой документ — это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, лазерный диск, голограмма, магнитная лента, магнитный диск, плата электронной памяти). На документе зафиксирована информация, предназначенная для ее передачи во времени и пространстве. Основная функция любого производственного документа — содержать информацию о задании, об исполнении решений, о результатах деятельности, об отклонениях, изменениях, нарушениях, помехах и др. Документ называют первичным, если он содержит первичную информацию о состоянии объекта управления. Такой документ составляют в результате непосредственного наблюдения события, факта и т. п. и их регистрации. Документ называют вторичным, если он составлен в результате анализа и переработки информации, содержащейся в первичном документе, с сохранением положений последнего. Совокупность документов, оформленных по единым правилам, называется документацией. В строительном производстве могут быть следующие виды документации: графические, исполнительные, конструкторские, нормативно-справочные, отчетные, проектно-сметные, рабочие, разрешительные, организационно-технологические, тендерные. Графическая документация содержит графики, диаграммы с пояснительным текстом, например о производственной деятельности подразделений строительной фирмы. Исполнительная документация для строительного производства фиксирует выполнение строительно-монтажных работ и техническое состояние объекта (исполнительные чертежи на инженерные конструкции, акты приемки выполненных скрытых работ, акты промежуточной приемки отдельных видов работ, журнал производства работ, операционного контроля, авторского надзора и др.). Исполнительную документацию предъявляют при приемке объекта в эксплуатацию и используют в процессе будущей эксплуатации. Конструкторская документация — разрабатывают и используют ее в ходе проектирования сооружений и изделий, при изготовлении опытных образцов и организации серийного производства изделий, деталей, элементов и т. д. Нормативно-справочная официальная документация (нормативно-техническая) — содержит правила, стандарты, нормали, нормативные и технические условия. В области строительства это СНиПы, сборники ФЕР и другие нормативные документы, утвержденные органами госнадзора, министерствами и ведомствами. К ним относятся также инструкции, указания, руководства, положения, обязательные или рекомендательные, с учетом специфики отдельных видов строительства. Нормативные документы регламентируют деятельность организаций и правомерность их решений на всех этапах инвестиционного цикла (изысканиях, проектировании, строительстве, ремонте и т. п.). Отчетная документация — отражает отчетные показатели работы организации и ее подразделений по выполнению задания (проекта) за какой-либо период (отчеты: финансовый, материальный, по выполнению НИР и т. д.). Предпроектная документация — это проектно-сметные документы (материалы) на предварительных стадиях проектирования (схема, эскизный проект, ТЭО). Состав и содержание их установлены нормативными документами федерального или муниципального уровня в зависимости от принадлежности объекта строительства. Проектно-сметная документация (ПСД) — совокупность графических, расчетных и текстовых материалов, обосновывающих проектные решения по объекту. Состав и содержание ПСД зависят от стадии проектирования и установлены нормативными документами. ПСД для несложных и непродолжительных по срокам выполнения объектов разрабатывают в одну стадию — «Технорабочий проект», а для крупных и сложных объектов, как правило, в две стадии: первая — «Проект со сметным расчетом», вторая — «Рабочая документация со сметами». Основанием для разработки ПСД служит задание на проектирование, составленное заказчиком при участии проектной и подрядной строительной организаций. Рабочая документация — это часть ПСД, разрабатываемая на стадии «Рабочая документация» и используемая непосредственно на строительстве объектов. Разрешительная документация — разрешает заказчику производство проектно-изыскательских работ по объекту. Ее выдают министерства, ведомства или муниципальный орган и разрабатывают ее по заявке заказчика (застройщика). Разрешительная документация является основанием для оформления акта на землепользование, выдачи архитектурно-планировочного задания, выдачи задания на проектирование и подготовки титульного списка на выполнение проектно-изыскательских работ. Организационно-технологическая документация — это часть ПСД. Она содержит обоснование решений по технологии, организации работ и строительства. Разрабатывают ее в две стадии — на первой стадии разрабатывают ПОС, а на второй — ППР. Состав и содержание ПОС и ППР определены в СНиПе. ППР разрабатывают проектировщики или специализированные проектно-технологические организации по заказу строительной организации. В ряде случаев ППР разрабатывают сами строители. Тендерная документация содержит организационную, технологическую и коммерческую информацию по проведению торгов (условия проведения торгов, условия купли-продажи или подряда, характеристики строительной продукции и услуг и др.). Разрабатывает ее тендерный комитет заказчика, который готовит тендерную документацию, объявляет торги, оценивает заявки- оферты, выбирает оферты, рассылает фирмам и организациям — участникам торгов комплект документов. На разных стадиях, уровнях управления и в зависимости от вида деятельности различают и другие виды документации: организационно-распорядительную, техническую, технологическую, по организации и обслуживанию рабочего места, по обеспечению качества работ, финансово-расчетную, планово-учетную, снабженческо-бытовую и др. Среди документов различают: оригиналы (подлинники); копии, полностью соответствующие оригиналам; дубликаты, имеющие одинаковую юридическую силу с подлинниками; выписки, включающие только заключительную часть основного документа; индивидуальные, подготовленные в произвольной форме; типовые — по текстам образцов; трафаретные — на бланках-заготовках; простые — подготовленные по одному вопросу; сложные, содержащие несколько вопросов; внутренние, предназначенные для использования внутри одной организации; внешние, поступающие извне или направляемые в другие организации; срочные, требующие исполнения в установленные короткие сроки, или несрочные; подложные, с умышленно искаженной информацией. Деловые и технические документы должны быть: краткими, убедительными, логичными; обоснованными и правдивыми; оформлены в соответствии со сложившимися правилами и требованиями Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД) и ГОСТов. Для работы с документацией в помощь управленческому аппарату на предприятиях и в учреждениях организуют делопроизводство. Делопроизводство — совокупность операций по обработке документированной информации. Им занимается административно- управленческий персонал. Главная задача делопроизводства — обеспечение быстрой, бесперебойной и эффективной работы аппарата управления. К операциям делопроизводства относятся: составление, прием, передача, регистрация, индексация, утверждение, удостоверение, визирование, подписание, размножение, исполнение, отправка, контроль, хранение, уничтожение документов. В разных организациях делопроизводством занимается специально назначенное лицо или структурное подразделение в виде общего отдела или канцелярии. Наиболее сложно составлять индивидуальные документы: деловые письма, директивы, инструкции, положения. Все документы необходимо оформлять в соответствии со сложившимися правилами и требованиями Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД) и ГОСТов. Унификация оформления документов облегчает и ускоряет, делает более производительным труд специалистов, создает условия для автоматизированной обработки документов: сортировки, регистрации, поиска, хранения и др. Основные виды деловых организационно-распорядительных документов: приказы по организации (предприятию); распоряжения — как разновидность приказов для выполнения разовых работ, действий; протоколы, где фиксируется ход обсуждения и принятия решения; акты, подтверждающие факт, событие, работу; докладные записки, справки по конкретному вопросу с выводами и предложениями; местные инструкции о правилах и порядке выполнения работ, о правах и обязанностях исполнителей, по технике безопасности и противопожарной безопасности. Акты в условиях строительного производства могут быть: по инвентаризации наличия материальных ценностей, имущества, оборудования, документации; о списании израсходованных материалов и ресурсов; сдаче-приемке выполненных работ и построенных сооружений; выполненных необъемных работах; выполненных скрытых работах; об испытании конструкций, сооружений, оборудования и приборов; авариях, пожарах, стихийных бедствиях; о несчастных случаях. Все виды документов оформляют в соответствии с установленным формуляром. Формуляр — бланк (форма) для занесения в него каких-либо сведений. Совокупность всех необходимых данных документа называют реквизитом (штамп, печать, номер, дата, подпись и др.). Документы, направляемые в другие организации, подразделения и службы, до их подписания должны быть завизированы — для внутреннего пользования или иметь гриф «согласовано» — для внешнего пользования. Контроль за исполнением поступивших документов — один из главных моментов в управленческой деятельности. Поступивший документ регистрируют, ставя дату поступления, т. е. принимают на контроль об исполнении. При небольшом объеме документооборота (менее 10 документов в сутки) учет исполнения обычно ведут в журнале. При большом числе документов применяют систему контроля карточную или компьютерную. Документооборот — процесс циркуляции (прохождения) документов. Объем документооборота определяется числом входящих, исходящих и внутренних документов организации за определенный календарный период времени (сутки, декаду, месяц и т. п.). Организация документооборота в организации должна обеспечивать оперативное прохождение документов по инстанциям с момента их получения или создания до исполнения или отправки. Возвратное движение документов должно быть исключено. Работу с документами в организации осуществляют с учетом общих положений делопроизводства. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите виды систем управления и их отличия. 2. Какова должна быть последовательность действий руководителя в управлении процессом? 3. Какие условия обеспечивают действенность управления? 4. Какими критериями характеризуется эффективность управления? 5. Что такое управленческая технология и ее содержание? 6. Назовите функции управленческой деятельности и кратко изложите их сущность. 7. Что такое структура управления? Назовите типы структур управления в строительных организациях. 8. Что такое управленческое решение? Каким требованиям оно должно отвечать? 9. Какова технология принятия управленческого решения в строительном производстве? 10. Какие виды документации могут быть в строительном производстве? 11. Какова главная задача делопроизводства? 12. Назовите виды деловых организационно-распорядительных документов. 13. Какие акты, подтверждающие факт, событие, работы, оформляют в условиях строительного производства? 14. Что такое документооборот? 15. Как осуществляют контроль за исполнением поступивших документов? Глава 17 УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ 17.1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ Специалисты по строительству объектов природообустройства являются организаторами и руководителями производственных коллективов различных уровней управления: в целом организаций, отделов, служб, участков и др. Руководитель даже самого низового звена выполняет множество обязанностей. Он не может действовать только в рамках инструкций и правил, так как невозможно заранее предвидеть все производственные и жизненные ситуации. Труд руководителя — это разновидность управленческого труда, и он отличается от других видов этой деятельности: творческим подходом из-за необходимости принятия нестандартных решений; потребностью работать совместно с другими работниками (заместителями, помощниками и т. д.); многогранностью социальных ролей; высокой ответственностью и компетенцией; влиянием использования рабочего времени на ритм работы подчиненных; разнообразием содержания; зависимостью содержания от положения в иерархической структуре управления; организацией рабочего места, которая должна позволять вести переговоры и принимать посетителей. Управленческий труд — это переработка информации, в результате которой принимают решения, определяющие меры управленческого воздействия на объект управления. По соотношению творческих и повторяющихся операций различают: труд руководителей, специалистов и технического персонала. В современных условиях руководителю недостаточно профессиональных инженерных знаний. Он должен быть компетентным в области своей деятельности, иметь опыт руководящей работы, уметь управлять коллективом, владеть всеми методами управления, быть подготовленным к работе не в обычных условиях (не в штатных ситуациях), постоянно совершенствовать стиль и культуру руководства, придерживаться определенного этикета. Этикет руководителя — это совокупность норм, определяющих профессиональное поведение руководителя в типичных повторяющихся ситуациях, а также общепринятые правила поведения: тактичность, вежливость, правдивость, скромность, простота. Чем выше уровень управления, тем более высокие требования предъявляют к руководителю. Основные из них: деловитость, инициативность, честность, преданность, знание дела, добросовестность. Труд руководителя относится к категории творческой работы, поэтому объективная оценка качества работников управленческого труда обычно затруднена. Руководители и специалисты, работающие в области строительства объектов природообустройства, обязаны: неуклонно соблюдать положения Конституции Российской Федерации, государственных законов: об охране государственной собственности, о труде и правах трудящихся, об охране природных, земельных и водных ресурсов, лесных угодий, атмосферы и окружающей среды; строго соблюдать и выполнять требования СНиПов и других нормативных документов; внедрять достижения науки и техники, обеспечивая высокие технико-экономические показатели уровня строительно-монтажных работ; обеспечивать охрану труда и соблюдать все требования техники безопасности и противопожарной безопасности; при выработке решений использовать опыт и знания специалистов; постоянно совершенствовать методы и стиль руководства, широко применять технические средства, современные экономикоматематические методы в управлении; использовать рекомендации в области культуры, психологии и эстетики труда; четко знать права и обязанности свои и подчиненных; постоянно повышать квалификацию. Стиль руководства (управления) — это совокупность разных приемов и методов управления. Различают общий и индивидуальный стиль руководства. Общий стиль руководства характеризуется формой отношений руководителей с трудовым коллективом. Общий стиль руководства имеет три вида по степени проявления коллегиальности и единоначалия: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль руководства (управления) — это стиль прямых приказов, указаний, распоряжений. Демократический стиль управления (руководства) — предполагает активное участие подчиненных в выработке управленческих решений. Либеральный стиль управления отличается невмешательством руководителей в работу подчиненных до окончательного достижения цели или до угрозы ее срыва. Индивидуальный стиль управления состоит в том, что каждый руководитель как личность представляет собой психологическую индивидуальность. Этот стиль формируется в динамично изменяющихся условиях на производстве, согласно настрою трудового коллектива. Поэтому ни один из общих стилей управления не должен превалировать в индивидуальном стиле управления руководителя. С учетом состояния дел и обстановки опытный руководитель применяет разные стили управления в своем коллективе. Права и обязанности всех категорий работников даны в положениях (уставах) о предприятиях и должностных инструкциях, которые действуют на основе общих принципов и методов управления организационными системами. Руководитель строительного производства выполняет различные функции, которые определяются конкретными задачами: общее руководство строительной организацией; оперативное управление производством; технологическое руководство, включая общеинженерное, природообустройство (охрану окружающей среды, инженерно-мелиоративное, инженерно-гидротехническое, водохозяйственное), а также охрану труда и технику безопасности;
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |