критической оценки партнера и приписывать ему низменные, плохие намерения, демонстрировать ему знаки превосходства, игнорировать его интересы, уменьшать его заслуги и др.
Интересны австралийские принципы разрешения конфликтов: если воевать — так честно; будь готов разрешить конфликт;
как можно шире видеть картину конфликта, а не только свой уголок;
знать объективные нужды и опасения других; знать, каким должно быть объективное решение; придумать как можно больше вариантов решения проблемы и выбрать из них то, которое удовлетворит всех; вести дело на равных;
быть готовым к разговору с партнером, способным управлять своими чувствами, быть честным, нападать на проблему, а не на личность;
определиться в своей цели и в открывающихся положительных возможностях;
попытаться понять оппонента (чувствовать себя в его «шкуре»);
определиться в необходимости иметь нейтрального посредника и с его помощью понять друг друга;
искать решения, учитывающие интересы всех участников конфликта.
В современной литературе имеется много важных и ценных советов по вопросам управления людьми и собой в различных ситуациях: конфликтных, стрессовых и других случаях бытовой жизни и производственной деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы виды деятельности руководителя производственного коллектива?
2. Перечислите обязанности руководителей и специалистов в области строительства.
3. Назовите виды стилей руководства (управления) коллективами.
4. Каковы функции руководителя строительного производства?
5. Какова ответственность мастеров и прорабов на стройплощадке?
6. Какие основные задачи у службы управления персоналом и какова их структура?
7. Какие методы управления (воздействия) персоналом применяют на предприятиях?
8. Что такое служебно-профессиональное продвижение и как оно осуществляется в строительных организациях?
9. Какие особенности управления персоналом в некоторых зарубежных странах?
10. Какие основные недостатки могут быть в работе руководителей?
11. Назовите основные критерии оценки деятельности руководителя.
12. Как подготовиться и провести деловую беседу?
13. В чем отличие деловой беседы от делового совещания?
14. Как проводить деловое совещание будучи ведущим совещания?
15. Что такое деловые дискуссии и как их проводить?
16. Что такое деловые переговоры, чем они отличаются от деловых бесед и совещаний?
17. Каковы процедуры, способствующие эффективности деловых переговоров?
18.Каковы общие рекомендации и принципы по управлению конфликтными ситуациями?
Глава 18
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА
18.1. СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
Качество строительной продукции — важнейшее условие развития строительного производства, повышения экономической эффективности капитальных вложений, положительно влияющее на экономику страны, облегчая решение социально-экономических задач.
В решении проблемы повышения качества большая роль отводится международной и отечественной стандартизации качества строительной продукции.
Международная организация по стандартизации (ИСО) — Всемирная федерация национальных организаций (комитетов) по стандартизации.
ИСО разработано 17 международных стандартов по управлению качеством. Они включают руководящие указания: по выбору и применению стандартов;
разработке, поставке и техническому обслуживанию программного обеспечения;
управлению программой обеспечения надежности; услугам, перерабатываемым материалам;
улучшению и проверке качества, разработке руководств по качеству и выбору статистических методов при стандартизации.
В перечень международных стандартов также входят системы качества (модели):
для обеспечения качества проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания;
контроля и испытания готовой продукции и др.
Эти стандарты являются общими, независимыми от конкретной отрасли. Однако международные стандарты нуждаются в корректировке применительно к конкретным условиям страны, специфике потребностей организаций, их задач, поставляемой продукции и услуг, особенностей производственных процессов и практического опыта.
В Российской Федерации с учетом требований международных стандартов разработаны государственные стандарты (ГОСТы) по
управлению качеством. В них вошли системы (модели) по обеспечению качества:
при проектировании, разработке, монтаже и обслуживании; производстве, монтаже и обслуживании; окончательном контроле и испытании.
Кроме того, в Российской Федерации разработаны правила по проведению сертификации систем качества, в которые вошли: основные положения;
порядок проведения сертификации систем качества; инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производства.
Стандарты устанавливают требования к системе управления качеством. Они направлены на удовлетворение требований потребителя к продукции путем выявления и предупреждения несоответствия продукции стандартам на всех стадиях от проектирования до эксплуатации.
Реализация международных и отечественных стандартов будет способствовать решению проблемы повышения качества строительной продукции.
18.2. УРОВНИ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Качество законченных строительством объектов природообустройства — это совокупность свойств, обеспечивающих эксплуатацию объектов в конкретных условиях и удовлетворяющих определенные потребности в соответствии с их назначением.
Качество законченных строительством объектов формируется на различных стадиях инвестиционного цикла: на предпроектной стадии при разработке нормативной документации (стандартов, норм и правил); при проектировании, выборе и подготовке материалов, изготовлении оборудования, конструкций, изделий и деталей; при производстве строительно-монтажных работ (СМР).
Достигнутое качество объекта поддерживают в процессе эксплуатации.
На стадиях формирования качества можно выделить три уровня качества конечной строительной продукции: нормативный, фактический и эксплуатационный (рис. 18.1).
Нормативный уровень качества устанавливается требованиями нормативной документации (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН и др.) на стадии научно-исследовательских работ с учетом решения социально-экономических задач, развития научно-технического прогресса, технических и экономических возможностей инвестора.
________________,,___________ £
Нормативный уровень: установление уровня качества па предпроек] пой стадии
Фактический
уровень:
обеспечение уровня качества на стадии проектирования и строительства
Эксплуата] тонный уровень: поддержание уровня качества на стадии эксплуатации объекта
Рис. 18.1. Уровни качества строительной продукции на различных стадиях
ее формирования
Нормативный уровень должен быть общественно необходимым. Не всякий высокий уровень качества продукции является благом для общества, экономически целесообразным.
Фактический уровень качества формируется на стадии проектирования и производства строительно-монтажных работ. Он зависит от качества проекта и качества работы строителей. На стадии проектирования фактический уровень качества зависит от выполнения требований проекта.
Фактический уровень качества конечной строительной продукции зависит от качества научно-исследовательских и экспериментальных работ, нормативной и проектной документации, качества строительных материалов, изделий и оборудования, технологии и организации строительно-монтажных работ, технико-экономических особенностей строительства объектов природообустройства.
Эксплуатационный уровень качества выявляет окончательный уровень качества конечной строительной продукции. Он характеризует степень удовлетворения потребителя. Эксплуатационный уровень качества проявляется и его поддерживают в процессе эксплуатации объектов природообустройства. Задача эксплуатационников — сохранить достигнутый уровень качества при эксплуатации объектов в течение всего заданного срока в конкретных условиях эксплуатации.
Между различными уровнями качества имеется тесная взаимосвязь.
Выполнение научно- исслсдоиатсльских работ
Разработка нормативной документации (СНиП, ТУ, СН, ГОСТ и др.)
Качество конечной строительной продукции зависит во многом от качества промежуточной продукции: нормативной; проектной; материалов, изделий и оборудования; строительно-монтажных работ; организации эксплуатации сооружений.
Низкий уровень качества промежуточной продукции не может быть компенсирован даже при самом высоком уровне выполнения строительно-монтажных работ.
Качество конечной продукции строительства достигают путем разработки и реализации комплекса мероприятий на каждой стадии ее формирования.
18.3. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Управление качеством строительства — это выполнение функций управления, целенаправленного воздействия на условия и факторы формирования качества этой продукции.
Комплексная система управления качеством строительной продукции (КСУКСП) — комплекс технических, экономических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение требуемого качества.
Строительные организации при разработке и внедрении КСУКСП используют «Основные положения по разработке комплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ».
Основные задачи этой системы:
обеспечить требуемое качество СМР на стадии подготовки строительного производства и в процессе производства СМР;
планомерно повышать уровень СМР;
постоянно совершенствовать организацию строительного производства и технологии СМР;
совершенствовать методы оценки качества СМР;
улучшать экономические показатели деятельности строительных организаций.
Общее руководство разработкой и внедрением КСУКСП осуществляет руководитель строительной организации. За организацию разработки, внедрение комплексной системы и технические мероприятия отвечает главный инженер строительной организации.
Разрабатывают эту систему службы и подразделения строительной фирмы с привлечением при необходимости институтов и других организаций.
Организационно-методической основой комплексной системы управления качеством строительной продукции являются стан
дарты предприятия (СТП). В них определяется механизм управления качеством в строительной фирме.
КСУКСП разрабатывают на следующих основных принципах: системного подхода, который предполагает управление качеством на всех уровнях его формирования;
стандартизации, указывающей на то, что все основные требования к качеству строительной продукции должны быть обеспечены действующими стандартами и нормативной документацией;
комплексного решения, включающего комплексный подход к проблеме качества конечной строительной продукции, предполагающий разработку и внедрение комплекса взаимоувязанных технических, экономических, юридических, воспитательных, организационных и других мероприятий;
рационального ограничения объема информации (рассмотрения лишь тех явлений, условий и факторов, которые в основном и влияют на качество конечной строительной продукции);
прямой и обратной связи, предполагающей наличие связи между всеми элементами комплексной системы управления качеством на стадиях контроля — получения информации — анализа и реализации принятых решений;
динамичности, включающей непрерывный процесс улучшения комплексной системы управления качеством от самой несовершенной до автоматизированной системы на отраслевом или государственном уровнях по мере развития строительного производства и управления;
оптимальности, предусматривающей выбор наилучшего варианта при минимальных затратах на разработку и функционирование системы управления качеством;
интеграции и модульного построения, указывающих на то, что комплексная система управления качеством должна состоять из отдельных модулей — самостоятельных подсистем, действующих на различных уровнях формирования качества конечной строительной продукции;
автоматизации и новых задач, ориентирующих на автоматизированное решение новых задач на основе применения вычислительной техники и с учетом достижений науки и техники в области строительства.
18.4. ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
КСУКСП на различных этапах формирования качества должна выполнять следующие функции: планирования, организации, координации, контроля, стимулирования, учета, анализа, оценки и сертификации.
Каждая из этих функций — это определенный специализированный вид управленческой деятельности. Путем целенаправленного воздействия управления на условия, явления и факторы можно влиять на формирование качества продукции. После выполнения любой из этих функций должен быть достигнут определенный результат.
Функция планирования включает планирование научно-исследовательских и экспериментальных работ, планы повышения качества проектных решений, строительно-монтажных работ, материалов и изделий, технологических процессов, организационно-технических мероприятий по поддержанию уровня качества на стадии эксплуатации объекта.
Основная задача функции планирования — сформировать цель комплексной системы управления качеством строительной продукции, наметить методы и пути ее достижения с учетом заданных ограничений по времени и ресурсам.
Функция организации предполагает создание службы управления качеством во всех производственных звеньях отрасли, участвующих в создании конечной строительной продукции на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации. Работники службы управления качеством несут личную ответственность за порученную работу.
Управление качеством осуществляют руководители строительных организаций, начальники служб и производственных подразделений.
Функция координации предполагает координацию действий работников на всех уровнях управления для выработки решений по проблеме обеспечения требуемого качества продукции, исключению дублирования и разных подходов к решению этой проблемы.
Функция контроля качества включает контроль: знаний работников, качества проектной документации, технологических процессов, материалов и изделий, оборудования, строительно-монтажных работ, труда исполнителей.
Функция стимулирования предполагает материальное и моральное стимулирование инженерно-технических работников, служащих и рабочих за достижение высоких качеств конечной строительной продукции.
Функция учета предназначена для сбора сведений: о дефектах, рекламациях потребителей, о несоответствии нормам материалов и изделий, оборудования, об отказах на испытаниях отдельных узлов и элементов, о дефектах проектной документации, о нарушениях технологии производства работ, о показателях качества продукции строительных подразделений и строительной организации в целом.
Функция анализа состоит в анализе причин низкого качества: проектных решений, технологических процессов, материалов и изделий, строительно-монтажных работ, труда исполнителей и всего коллектива подразделения или строительной фирмы.
По результатам анализа вырабатывают решения по оперативному воздействию (управлению) с целью повышения уровня качества строительной продукции на всех стадиях ее формирования во всех элементах системы КСУКСП.
Функция оценки качества предполагает измерить и определить качество строительной продукции. Для оценки качества выбирают метод измерения качества проектных работ, строительно-монтажных работ, труда исполнителей и конечной строительной продукции.
Функция сертификации направлена на обеспечение или превышение показателей уровня качества на всех стадиях его формирования по отношению к базовым показателям. Сертификации подлежат не все сооружения и объекты строительства, а только те, перечень которых утвержден руководством отрасли, департамента. Сертификацию рассматривают как особый метод оценки с целью стимулирования планомерного повышения качества строительной продукции и своевременного внедрения научно-технических достижений в области строительного производства. Функция сертификации определяет цель, основное содержание и результат внедрения системы КСУКСП.
Разработана эта функция еще недостаточно, поэтому каждое сооружение, объект строительства необходимо рассматривать со всеми его особенностями, состоянием технико-экономических показателей и с учетом этого подбирать к нему метод сертификации качества.
Функции КСУКСП распределяются между службами и подразделениями строительной организации.
На уровне строительно-монтажного треста их распределяют между службой качества СМР, планово-экономическими и производственно-техническими отделами, строительной лабораторией, главным геодезистом, главным технологом, главным механиком, главным энергетиком, отделами снабжения, труда и зарплаты, юридическим отделом и отделом кадров, линейными ИТР (старшими производителями работ, производителями работ, мастерами), бригадирами. Каждый из них решает свои задачи, участвует в разработке мероприятий и обеспечивает выполнение запланированных показателей, участвует в проведении контроля и оценки качества строительной продукции.
18.5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
Обеспечение качества строительства объектов природообустройства — одна из важнейших задач организации и управления. Повышение качества объектов природообустройства увеличивает их долговечность, повышает надежность, снижает затраты в период освоения и эксплуатации, способствует росту эффективности капитальных вложений.
Достижение хорошего качества объектов природообустройства — проблема сложная, комплексная и может быть успешно решена на основе внедрения КСУКСП (рис. 18.2).
Одна из основных задач этой системы — формирование требований к качеству. Качество конечной строительной продукции с течением времени изменяется, повышается, но не может быть безграничным. На каждом историческом этапе требования к качеству определяются:
уровнем развития науки и техники; экономической целесообразностью; возможностью достижения; надежностью эксплуатации; эстетическими соображениями.
Оптимальный уровень требований к качеству строительной продукции (рис. 18.3) можно определить, сопоставив затраты на переделку и потери от брака (кривая 1) и затраты, связанные с обеспечением и повышением уровня качества этой продукции (кривая 2).
Кривая 3 (точки а и б) показывает, что при очень низком и очень высоком качестве продукции могут быть одинаковые суммарные издержки. Естественно, что с позиций надежности эксплуатации, потребителей, конкурентоспособности необходимо обеспечивать высокий уровень качества строительной продукции.
На стадии строительства действует развитая система производственного контроля отдельных видов работ, сооружений и объектов природообустройства (гидромелиоративных, противопаводковых систем, систем защиты территорий, систем водоснабжения и водоотведения и др.).
Различают внутренний (производственный) и внешний (государственный и ведомственный) контроль качества.
Производственный контроль с оценкой качества в строительных организациях (фирмах) включает входной, операционный и приемочный (рис. 18.4). Результаты всех видов контроля записывают в журнал работ.
Главный инженер организует производственный контроль и руководит им.
Рис. 18.2. Комплексная система управления качеством строительной продукции
Затраты
Уровень качества
Низкий
Средний
Высокий
Очень
высокий
Оценка за качество
Неудовлет
ворительно
Удовлет
ворительно
Хорошо
Отлично
Балл за качество
Категория качества
-
Вторая
Первая
Высшая
Рис. 18.3. График оценки эффективности затрат на повышение уровня качества:
1 — затраты на переделку и потери от брака; 2 — затраты, связанные обеспечением и повышением уровня качества; 3 — суммарные затраты
Рис. 18.4. Общая схема производства контроля в строительстве
Входной контроль должна выполнять, как правило, служба производственно-технологической комплектации на комплектовочных базах или на предприятиях-изготовителях. Входной контроль проходят строительные материалы, изделия, конструкции, инженерное оборудование, поступающие на стройку. При входном контроле проверяют соответствие их стандартам, техническим условиям, паспортам и другим документам, подтверждающим их качество. Они должны также удовлетворять требованиям рабочих чертежей, условиям погрузки, разгрузки и хранения.
В процессе входного контроля проводят испытания материалов и изделий в строительной лаборатории фирмы.
Производители работ, мастера обязаны проверять качество поступающих материалов, изделий, конструкций и т. д. путем их внешнего осмотра.
Операционный контроль проводят с целью выявления дефектов, причин их возникновения и принятия своевременных мер по их устранению и предупреждению. Его проводят после выполнения строительных операций или процессов.
При операционном контроле проверяют: выполнение технологии работ, предусмотренной в ППР; соответствие выполненных работ рабочим чертежам, нормам и стандартам.
Операционный контроль проводят производители работ и мастера, а самоконтроль — бригадиры и исполнители. Помогают им сотрудники строительной лаборатории и геодезической службы.
Рабочими документами операционного контроля являются схемы операционного контроля ППР (табл. 18.1). Такие схемы разрабатывают на все виды работ.
18.1. Схема операционного контроля качества работ в строительстве
1.......... 1.
2................. 2.
3.......... 3.
Схемы операционного контроля должны содержать: наименование операций или процессов, качество выполнения которых должен проверить прораб или мастер с указанием элементов и мест замеров;
перечень операций или процессов, качество которых проверяют с участием сотрудников строительной лаборатории и геодезической службы с указанием элементов, мест и способов проверки;
состав скрытых работ, качество которых подтверждают актом на скрытые работы.
Схемы операционного контроля могут содержать эскизы на конструкции с указанием допускаемых отклонений в размерах и требуемой точности измерений, характеристики качества материалов.
Приемочный контроль проводят для проверки и оценки качества законченных строительством сооружений, их частей или в целом объектов, а также скрытых работ и ответственных отдельных конструкций. Этот контроль проводят рабочие приемочные комиссии при участии заказчика и инспекции по качеству.
Особое внимание при приемочном контроле уделяют скрытым работам — работам, которые при выполнении последующих работ будут недоступны для осмотра, проверки и контроля. Все скрытые работы принимают по акту установленной формы.
Пример формы акта на скрытые работы показан на рисунке 18.5.
Акт
освидетельствования скрытых работ
Наименование работ и объекта...................................................................
Дата...............................................................................................................
Состан комиссии:
от генподрядчика (подрядчика).......................................................
от заказчика (застройщика)..............................................................
Наименование работ, представленных к осмотру......................................
Исполнитель работ.....................................................................................
Проектная организация, № чертежей к работам........................................
Материалы, изделия, тины и т.п.,
использованные при выполнении работ.....................................................
Дата начала и окончания работ....................................................................
Решение комиссии:
- isсоответствии или с отклонениями от проекта;
- оценка качества работ;
- разрешается (не разрешается) производство последующих работ Подписи:
Представитель генподрядчика (подрядчика).............................................
Представитель заказчика (застройщика).....................................................
Рис. 18.5. Примерное содержание акта на скрыпые работы
Примерами скрытых видов работ могут быть: подготовка оснований под все виды зданий и сооружений, в том числе под грунтовые плотины, приканальные дамбы, монтаж трубопроводов в траншеях и их испытание, укладка дренажных фильтров и горизонтального трубчатого дренажа перед их засыпкой, гидроизоляционные работы, работы по закреплению грунтов, по ликвидации просадочных свойств лессовых грунтов, строительные блоки бетонирования, свайные работы и др.
В случае, когда последующие работы начинают после длительного перерыва, акты на скрытые работы составляют непосредственно перед выполнением последующих работ. Отдельные ответственные конструкции по мере их использования в строительстве и их готовности принимают с составлением акта промежуточной приемки этих конструкций. Перечень таких конструкций устанавливают проектом.
В составлении акта на скрытые работы обязательно должны принимать участие представители заказчика. Все акты регистрируют в журнале работ стройки и предъявляют приемочным комиссиям.
Внешний контроль качества строительства (рис. 18.6) и соблюдения стандартов и нормативных документов обычно проводят:
авторский надзор проектных организаций;
технический надзор заказчика;
рабочие комиссии;
государственный архитектурно-строительный надзор (ГАСН);
специальная организация по сертификации строительной продукции;
специальный орган по лицензированию права заниматься строительством, проектированием, изысканиями и другими услугами;
государственные приемочные комиссии.
Авторский надзор проектная организация ведет в течение строительства объекта.
Задача авторского надзора — обеспечить точное выполнение проекта и требований стандартов и нормативных документов.
Работу выполняют по договору между заказчиком и проектной организацией.
Проектная организация в лице ее работников имеет право: запрещать применение строительных материалов, конструкций и изделий, если они не отвечают требованиям проекта, государственных стандартов и нормативной документации;
требовать приостановки работ, выполняемых в нарушение проекта, технологии производства работ;
уведомлять заказчика, подрядчика, органы контроля и надзора за строительством об отклонениях от проекта и требований нормативных документов при выполнении строительно-монтажных и специальных работ;
вносить предложения в соответствующие органы по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения проектных и нормативных требований при строительстве.
На стройке в период строительства ведут специальный журнал, в котором периодически фиксируют результаты авторского надзора. Любые изменения проекта и внедрение рационализаторских или научных предложений в процесс строительства должны быть согласованы с проектной организацией. Авторский надзор обязательно принимает участие при промежуточной приемке отдельных частей, очередей и пусковых комплексов или в целом систем, а также при приемке и составлении акта на скрытые работы.
Технический надзор заказчик ведет постоянно в процессе строительства. Сотрудники технического надзора заказчика участвуют в приемке и составлении акта на скрытые работы, в промежуточной приемке отдельных частей сооружения, очередей и пусковых комплексов систем, в рабочих приемочных комиссиях. Заказчик подтверждает объемы выполненных работ подрядчиком за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т. д.), за которые он готов нести финансовые затраты. Без приемки работ заказчиком проведение последующих работ запрещается.
Государственный архитектурно-строительный надзор проводит контроль по цепочке инвестиционного цикла: изысканий—проек- тирования—строительства в период их реализации. ГАСН контролирует правильность проведения изыскательских работ, соблюдение стандартов и нормативов в проектах, выдает разрешение на строительство.
ГАСН имеет право:
контроля любого строительства в любое время;
требовать для проверки исполнительную документацию, журналы работ и авторского надзора, акты на скрытые работы, акты промежуточной приемки объектов;
останавливать производство работ или строительство в целом, привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших правила строительства, штрафовать и возбуждать уголовные дела против них.
Сертификацию строительной продукции выполняют специальные организации системы сертификации РФ. Сертификация в строительстве — это особый метод оценки качества строительной продукции с целью стимулирования планомерного повышения качества строительной продукции путем своевременного внедрения рационализаторских предложений, научно-технических достижений в области строительного производства. Эти организации выдают специальный документ — «Сертификат соответствия».
Сертификация может быть добровольной и обязательной.
Добровольную сертификацию организует строительная фирма с целью подтвердить потребителям, что ее строительная продукция и услуги имеют высокое качество. Имея «Сертификат соответствия», фирма имеет право на свой знак соответствия качеству.
Обязательной сертификации подлежит продукция фирмы, опасная для здоровья людей и их имущества.
Перечень объектов природообустройства и сооружений, который подлежит сертификации, утверждает руководство отрасли, департамент. Все формы сертификации платные, и проводят их за счет заявителя — строительной фирмы или заказчика.
Лицензирование в области строительства — это выдача права организации или физическому лицу заниматься изыскательскими, проектными или строительными работами.
Лицензию (документ) организации или физическому лицу выдает специальный государственный или муниципальный орган. Специальная комиссия этого органа рассматривает представленные документы, фотографии, натурные образцы, проекты, отчеты по комплексу изыскательских работ, актов приемки объектов в эксплуатацию и др., оценивает их уровень качества и принимает решение о выдаче или невыдаче лицензии. Обычно первую лицензию выдают на короткий период (до 1 года), а затем на более длительный срок (до 5 лет). По истечении этих сроков заявитель должен подтвердить качество своей продукции и пройти процедуру лицензирования заново. В случае неподтверждения качества своей продукции или наличия рекламаций на нее лицензия может быть отозвана и заявитель лишен права на прежнюю деятельность.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление