КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дзендзюра Владимир ХМАО- ЮГРА. 10 страница
18.6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Основные требования к качеству строительно-монтажных работ даны в СНиП 3.01.01—87*. Цель проверки качества — определить, соответствует ли оно проектным и нормативным требованиям. Проверку качества строительной продукции в области природообустройства проводят по следующим показателям: плановому и высотному положению объекта; геометрическим размерам сооружений; свойствам и качеству материалов в сооружениях, конструкциях, деталях; характеристикам: земляных сооружений, засыпок, фильтров, бетона и железобетона в сооружениях монолитной и сборной конструкции, защитной гидроизоляции, противофильтрационных и водоотводящих устройств и др.; качеству отделки и элементам эстетики (дизайну). Все контролируемые элементы объектов природообустройства должны быть выполнены с точностью в пределах, допускаемых нормами, отклонений (допусков). Работы, имеющие отклонения, превышающие допуски, исправляют или бракуют и выполняют заново. Уже предложено несколько методов оценки уровня качества строительной продукции: по балльной системе, по системе «го- ден—не годен», «ноль дефектов» и др. Балльная система оценки качества выполненных работ и объектов предусматривает три оценки: отлично, хорошо и удовлетворительно (см. рис. 18.3). Оценка «отлично» — работы и объекты отвечают всем проектным, техническим и нормативным требованиям, имеют минимальные допустимые отклонения, высокое качество отделки при условии сдачи работ или объекта с первого предъявления. Оценка «хорошо» — работы и объекты, полностью соответствующие проекту и нормативам, имеющие отклонения в пределах средних допусков и условии сдачи работ или объектов с первого предъявления. Оценка «удовлетворительно» — работы или построенные объекты имеют отклонения, но не более максимальных (крайних) допусков, а работы или объекты сданы после переделок не с первого предъявления. Зная оценку качества работ и отдельных сооружений, можно определить средневзвешенный балл + + где N1, N2, N3— число видов работ или конструктивных элементов или сооружений, получивших за качество оценки 3; 4; 5. Средний балл можно определить и по комплексному показателю = (18.2) где Сь С2, С3 — удельный вес каждого вида работ или сооружения (объекта), %, общей стоимости оцениваемых работ. Система «годен—не годен» как альтернативная получила применение при производстве строительных элементов, конструкций и выполнении строительно-монтажных работ. Эта система ориентирована на сдачу продукции с первого предъявления — «ноль дефектов» и получила название «Саратовская система управления качеством». Однако бездефектное изготовление продукции возможно лишь теоретически. Поэтому внедрять Саратовскую систему управления качеством в строительном производстве можно лишь в том случае, если достигнут высокий технический уровень производства, имеется слаженная работа участников строительства, производственно-технологической комплектации, имеется высокая квалификация работников и налаженный производственный механизм управления. Только тогда достигают высокого уровня качества строительной продукции. Основной недостаток существующих методов оценки уровня качества — отсутствие экономического подхода. Объективность оценки качества продукции повышается, если она получена рас- четно на основе достоверной информации. Критерием оценки должна быть степень соответствия показателей качества выполненных работ и строительной продукции требованиям норм. Любые отклонения от требований норм приводят к дополнительным затратам, перерасходу материально-технических ресурсов. Оценка качества должна иметь экономическую составляющую и отражать затраты из-за неудовлетворительного качества строительной продукции. Эта составляющая должна включать трудовые затраты на устранение дефектов в процессе выполнения работ и ущерб в период эксплуатации объекта. Чтобы управлять процессом формирования показателей качества, необходимо своевременно определять причину возникновения отклонений от норм, место и время их появления и находить конкретных виновников появления отклонений, дефектов, нарушений технологии. Количественную оценку показателей качества материалов и работ выдают строительные лаборатории трестов, строительно-монтажных управлений, передвижных механизированных колонн, выполняющих большие объемы и сложные виды работ. Строительные лаборатории оснащают приборами для контроля качества земляных, бетонных, гидроизоляционных и других видов работ и оборудованием для испытания отобранных образцов. Работают строительные лаборатории ежедневно и регулярно в течение рабочей смены. Сотрудники строительных лабораторий занимаются не только замерами и отбором проб и их анализом, но и участвуют в решении вопросов налаживания и контроля производственных процессов, в приемке законченных работ от исполнителей (бригад, звеньев, персональных исполнителей). Порядок и правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов природообустройства с оценкой их качества даны в СНиП 3.01.04—87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения». Законченные строительством объекты вначале предъявляют рабочим комиссиям, а затем государственным приемочным комиссиям. Рабочие комиссии назначает заказчик-застройщик приказом руководителя. Порядок и продолжительность работы рабочих комиссий определяет заказчик по согласованию с генеральным подрядчиком. В состав рабочей комиссии входят работники: заказчика (застройщика), генерального подрядчика, субподрядных организаций, технической инспекции труда, профсоюзов отрасли профсоюзной организации заказчика, органы государственного санитарного надзора, государственного пожарного надзора, проектных организаций и по решению заказчика (застройщика) будущей эксплуатационной организации, работники других заинтересованных организаций. Председателем рабочей комиссии является представитель заказчика (застройщика). Рабочие комиссии проверяют: соответствие выполненных работ проектно-сметной документации государственным стандартам, строительным нормам и правилам производства работ; качество выполненных работ и оценивают их; данные об испытаниях оборудования или объекта в целом (например, плотины после прохождения паводка); отдельные конструкции, сооружения для предъявления их государственной приемочной комиссии; готовность объектов к эксплуатации в намеченные сроки, наличие эксплуатационных кадров, материально-технических ресурсов и социальных условий для работников эксплуатационной организации; наличие разрешительной документации на эксплуатацию объекта. По результатам проверки рабочая комиссия дает заключение о готовности объекта к приемке в эксплуатацию государственной приемочной комиссией. Решение рабочей комиссии оформляют в виде акта приемки объекта, который должен иметь подписи или особые мнения и замечания членов комиссии. Государственную приемочную комиссию назначает инвестор, финансирующий строительство. Им может быть министерство, ведомство, юридическое и физическое лицо. В состав этой комиссии входят представители: заказчика (застройщика), генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов государственного санитарного и пожарного надзора, органов по охране и использованию водных ресурсов, технической инспекции, профсоюзов профсоюзной организации заказчика (застройщика), финансирующего банка, органов государственного архитектурностроительного контроля, эксплуатационников. Государственная приемочная комиссия начинает свою работу после единого письменного уведомления заказчика и генерального подрядчика о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию. Приемка объекта в эксплуатацию проходит в три этапа: I этап — комиссия проверяет документы, подготовленные заказчиком (застройщиком); II этап — комиссия осматривает объект; III этап — комиссия подводит итоги своей работы за Iи IIэтапы и делает основные выводы. Свои выводы комиссия оформляет актом приемки объекта в эксплуатацию, который подписывают все члены государственной приемочной комиссии, и этот акт является разрешительным документом на ввод объекта в эксплуатацию. Контрольные вопросы и задания 1. Каково значение международных и национальных организаций по стандартизации строительной продукции? 2. На каких стадиях инвестиционного цикла формируют различные уровни качества строительной продукции? 3. На каких основных принципах разрабатывают КСУКСП? 4. Каково назначение основных функций КСУКСП? 5. Как можно установить оптимальные требования к качеству продукции? 6. В чем заключается производственный контроль качества в строительных организациях? 7. Каково назначение и содержание операционного контроля качества в строительном производстве? 8. Расскажите, как принимают скрытые работы. 9. Кто осуществляет внешний контроль в период строительства объектов? 10. По каким показателям проверяют качество строительной продукции? 11. Какие предложения по оценке уровня качества строительной продукции имеются и в чем их сущность? 12. Каков порядок финансирования и состав рабочей комиссии? 13. Перечислите порядок и состав государственной приемочной комиссии. 14. Каков порядок работы государственной приемочной комиссии и ее итог? Глава 19 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ 19.1. ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Диспетчерская служба — это одно из подразделений аппарата управления строительной организации. Она предназначена для диспетчеризации или диспетчерского оперативного управления строительством объектов. Ее создают как в генподрядных, так и в субподрядных организациях. Диспетчеризация — это процесс управления, в котором диспетчерская служба, используя диспетчерскую связь, собирает информацию от исполнителей для принятия управленческих решений руководством, передает принятые решения исполнителям и контролирует их выполнение. Диспетчерская служба высвобождает время руководителей, прорабов и мастеров подразделений стройки для решения более важных проблем, координирует действия исполнителей в процессе производства работ. Эту службу создают в тесной увязке со структурой строительных организаций. Состав диспетчерской службы показан на рисунке 19.1. Диспетчерские службы подразделений строительной организации объединяют в единую систему, и работают они под руководством главных инженеров этих подразделений. Главные и старшие диспетчеры одновременно являются заместителями главных инженеров по вопросам только оперативного управления в своих подразделениях. Они не дают производственные задания прорабам или мастерам, не решают технологических вопросов выполнения работ, не работают с рабочими чертежами. Основные обязанности диспетчеров: участие в составлении и контроле выполнения недельно-суточных (оперативных) графиков работ; ежедневный сбор заявок от прорабов, мастеров на потребность в материально-технических ресурсах на следующий день и обеспечение этих заявок; сбор, обработка и анализ текущей информации о ходе выполнения работ; Рис. 19.1. Схема организации диспетчерского управления на уровне треста водохозяйственного и мелиоративного строительства: ГДП — главный диспетчерский пункт; ДП — диспетчерский пункт; ПДП — передвижные диспетчерские пункты; стройучасток — строительные участки; Б — рабочие бригады организация, увязка и координация работы подчиненных подразделений; принятие решений в случае непредвиденных остановок работ, грозящих невыполнением основного графика; принятие решений в чрезвычайных ситуациях (аварии, пожары, наводнения); подготовка справок и отчетов о выполнении работ и распределении материально-технических ресурсов в подразделении; подготовка оперативных совещаний и участие в них; контроль за выполнением решений и распоряжений и др. Для выполнения своих обязанностей диспетчерская служба наделена необходимыми правами: перераспределять материально-технические ресурсы в подчиненных подразделениях между исполнителями; приостанавливать работы, выполняемые с нарушением технологии, качества, техники безопасности и т. п.; требовать своевременной передачи информации от исполнителей и в требуемом объеме; распоряжаться резервом материально-технических ресурсов. Для сбора информации непосредственно от низового звена исполнителей (участков, бригад) предназначены передвижные диспетчерские пункты (ПДП). Качество работы диспетчерских служб — один из показателей, определяющих уровень управления строительной организации. Работа диспетчерской службы опирается на систему диспетчерской связи со всеми исполнителями. Система связи необходима для оперативной передачи решений, распоряжений, указаний, а также для сбора информации, организации совещаний и т. д. Диспетчерские пункты размещают в отдельных помещениях, оборудованных средствами связи с руководством и исполнителями. Своевременными средствами связи служат компьютерные сети, телефоны, пейджеры, радиостанции, радиотелефоны. Для вызова специалистов на связь применяют систему звуковой сигнализации, громкоговорящие средства и световые сигналы. Для наблюдения за отдельными процессами используют средства телевидения и компьютерную технику. Для передачи документальной информации (текстов) применяют телеграф, фототелеграф, телетайпы, аппараты звукозаписи. Всю работу диспетчеры ведут в увязке с недельно-суточными (оперативными) графиками и другими календарными планами строительства. Распоряжение руководства или диспетчера регистрируют в специальном журнале диспетчера. Диспетчер регистрирует аварии и технические неисправности машин, ведет учет их работы, журнал суточных рапортов исполнителей о выполненной работе. Создание и содержание диспетчерской службы позволяет сократить потери рабочего времени, улучшить использование материально-технических и трудовых ресурсов, поддерживать требуемую интенсивность производства работ, предусмотренную в календарных планах, обеспечивает ритмичность работы. 19.2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ Строительство таких объектов природообустройства, какими являются гидромелиоративные и противопаводковые системы, системы сельскохозяйственного водоснабжения и инженерные системы защиты территорий от подтопления, гидроузлы на реках и др., — сложное строительное производство. Для управления таким сложным производством требуется разработка математических моделей строительных процессов, организационно-технических мероприятий, применение экономико-математических методов. Основная трудность управления большим и сложным строительством — проблема быстрого и обоснованного решения текущих вопросов. Решение большого числа мелких текущих вопросов отнимает у специалистов и руководителей строительного производства много рабочего времени. Для ускорения сбора исходной информации, ее обработки, анализа и выбора оптимальных решений создают: такую систему управления, чтобы специалист или руководитель меньше затрачивал рабочего времени на решение мелких текущих вопросов; автоматизированную систему управления (АСУ). Средствами решения проблемы оперативного управления является диспетчерская служба и автоматизация управленческого труда. Автоматизированные системы управления строительством (АСУС) были приняты в СССР в 70-е годы прошлого века. В системах АСУС на всех уровнях управления между управляющей и управляемой подсистемами находился вычислительный центр (ВЦ), оснащенный большими ЭВМ с многочисленным персоналом разработчиков задач, программистов, операторов, курьеров и т. д. В процессе эксплуатации АСУС были выявлены следующие недостатки: громоздкость, сложность оборудования, трудность внедрения в практику; потребность формирования специальной службы АСУС; большой объем распечатываемой документации; сложность документации и затруднение ее изучения строителями; не всегда оптимальные решения задач из-за недостатка или сложной переработки первичной информации; отсутствие специально обученных кадров строителей для внедрения АСУС и т. д.; разрозненные программы для решения отдельных задач. Вычислительные центры хорошо: учитывали расходы и запасы различных ресурсов; начисляли заработную плату и др. Сложные задачи выбора вариантов организации работ не всегда решались на должном уровне и часто были далеки от возможности их реализации. В целом АСУС плохо приживались в строительных организациях и окончательно прекратили свое существование в 90-х годах прошлого века. В дальнейшем управление строительным производством автоматизировали по другому направлению. Вместо громоздких ВЦ используют персональные компьютеры. В строительных организациях ими пользуются бухгалтеры, сотрудники отделов, кладовщики, снабженцы, главные инженеры, руководители подразделений и др. Наличие больших программных комплексов позволяет решать широкий круг задач. Появились программные комплексы для автоматизации конкретного вида деятельности специалистов — автоматизированные рабочие места (АРМы): АРМ-кадровик, АРМ- финансист, АРМ-снабженец, АРМ-кладовщик и др. АРМы охватывают все основные задачи, решаемые специалистами. Программы их необходимо постоянно дорабатывать, обновлять по мере изменений в строительной организации, условий и требований законодательства, стандартов. Персональные компьютеры и АРМы легко внедряют в практику. Однако для их освоения требуется специальное обучение работников, наличие высококвалифицированных консультантов по информационным технологиям. Недостатки использования компьютеров и АРМов: несовершенство связи между отдельными АРМами; необходимость дублирования информации при ее передаче с одного компьютера на другой; разрозненность АРМов; охват АРМами не всех сфер деятельности строительного производства; отсутствие единой компьютерной сети между участниками строительства. Эти недостатки АРМов исключаются при создании корпоративных информационных систем (КИС). Корпоративная информационная система (КИС) — это единая информационная система с современными средствами связи между руководителями и специалистами структурных подразделений строительной организации, смежных предприятий, вспомогательных служб. КИС охватывают все основные сферы деятельности: финансовую, материально-техническую, производственную, кадровую, социальную, хозяйственную и др. В этой системе различные сферы деятельности становятся более понятными, можно непрерывно анализировать результаты этой деятельности, изучать положение дел на рынке строительной продукции и услуг, прогнозировать развитие этого рынка и спрос на строительную продукцию. В зарубежной практике аналогом КИС являются системы управления ресурсами (ERP). КИС, как и системы САПР, могут состоять из стандартных и специализированных модулей (подсистем). КИС могут взаимодействовать с программами САПР и ее модулем САМ (ComputerAidetManufacturing) — для решения задач технологической подготовки производства, с модулем САЕ (ComputerAidetEngineering) — для инженерных расчетов, анализа и проверки проектных решений, с модулем управления документооборотом PDM (ProductDataManagement) и с другими модулями. Для решения хозяйственных и финансовых задач используют экономико-математические модели, модели бизнеспроцес- сов и др. КИС могут иметь подсистемы «административное управление», «бухгалтерский учет», «оперативное управление», «управление производством» и др. Подсистемы содержат модули по конкретным видам деятельности. Например, подсистема «административное управление» может состоять из модулей: управления персоналом; маркетингом; документооборотом; финансового планирования; управления производственным планированием; календарно-сетевого планирования; анализа хозяйственной деятельности строительного подразделения или строительной организации в целом и других модулей. Подсистема «бухгалтерский учет» может состоять из следующих модулей: учет основных средств; расчеты по заработной плате; учет движения строительных материалов и изделий; бухгалтерские отчеты и др. Строительная организация может заказать автоматизированную систему с модулями или целыми комплексами (подсистемами), которые учитывают особенности и структуру организации, ее базы, специфику ее продукции и услуг и т. д. Имеются подсистемы управления карьерами, базами механизации, комплектации, транспорта, бетонным хозяйством и другие подсистемы. К отдельным подсистемам можно добавлять дополнительные блоки, связанные со спецификой данного подразделения. Например, в модуле управления маркетингом могут потребоваться блоки по анализу эффективности рекламы, по истории контактов с заказчиками и т. д. Эти модули размещают на персональных компьютерах руководителей и специалистов подразделений, образуя автоматизированные рабочие места (АРМы). Модуль считают единицей программного обеспечения. Если модули устанавливают на одном компьютере с «ключом», не допускающим копирования, то его считают одним автоматизированным рабочим местом (АРМ), если на двух — два, на трех — три и т. д. Установка модулей может быть и без ограничения числа АРМов, но она стоит дороже. Стоимость КИС в базовых ценах 2000 г. большая и составляет 1.1,5 млн руб. Поэтому КИС пока используют в основном крупные, экономически сильные строительные организации. В менее мощных строительных организациях в основном используют персональные компьютеры. Автоматизированные системы управления постоянно развиваются и в перспективе должны все больше сокращать время руководителя, специалиста, работника строительной организации на принятие оперативных многочисленных решений и получение нужной информации. Пока современные автоматизированные системы в основном обеспечивают информацией, тогда как принятие решений остается функцией руководителя и специалиста. В перспективе системы управления строительством, безусловно, будут совершенствоваться и широко внедряться в строительное производство. КИС требуют высокой общей культуры труда пользователей и хорошую специальную их подготовку. Использование возможностей КИС повышает качество и ускоряет принятие управленческих решений, что обеспечивает рост производительности труда, рациональное и экономное использование всех видов ресурсов, сокращает сроки выполнения работ, способствует решению сложных задач, стоящих перед строителями объектов природообустройства. 19.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Применение любых технических средств и новшеств не должно быть самоцелью. Их приобретение и внедрение должно быть обосновано. Эффективность внедрения технических средств будет только при условии сокращения общих трудовых затрат, повышения общей производительности труда и сокращения численности работающих. Сложность эксплуатации и высокая стоимость современных технических средств не позволяют оснастить небольшие предприятия и организации КИС. Технические средства автоматизации управления в строительстве условно можно поделить на две группы: средства связи; средства автоматизированной обработки, сохранения и выдачи информации. Средства связи различают на традиционные (кабельный телефон, рации, телеграф, телетайпы и т. д.) и новые (сотовые и спутниковые телефоны, пейджеры, специальные средства компьютерной связи). В условиях строительства объектов природообустройства, таких как гидромелиоративные системы, системы водоснабжения, противопаводковые системы, системы инженерной защиты территорий от подтопления и другие на больших территориях, вдали от населенных пунктов, нередко на малоосвоенных территориях, целесообразно применение сотовых и спутниковых телефонов. Сотовые телефоны применимы при удалении от телефонных ретрансляторов до 30 км и значительном удалении от населенных пунктов, имеющих кабельную телефонную сеть. Спутниковые телефоны позволяют иметь связь с любым обладателем телефона в любой точке Земли и в любое время. Однако спутниковые телефоны в эксплуатации значительно дороже сотовых телефонов. Пейджинговая связь хотя и самая дешевая беспроводная связь, но является односторонней. С ее помощью можно передать абоненту небольшое сообщение, но ответ можно получить только по телефону. Действие пейджинговой связи распространяется на короткие (около 20 км) расстояния от ретранслятора. Средства автоматизированной обработки, сохранения и выдачи информации — это компьютерная техника и компьютерные сети. Компьютерная техника — это компьютеры различных марок. Операционные системы современных компьютеров унифицированы, большинство имеют операционную систему Windowsи другие операционные системы, но используют их для решения специальных задач. Операционная система Windowsпока обеспечивает работу компьютеров и прикладных программ в области строительства. Компьютерные сети — это компьютеры вместе с периферийными устройствами, такими как сканеры, графопостроители, принтеры и другие, соединенные друг с другом каналами связи. Любой компьютер, соединенный с сетью, может использовать периферийные (внешние) устройства, прикладные программы и информацию, имеющиеся в других компьютерах этой сети. Например, один принтер на сети может печатать задание с любого компьютера этой сети. В зависимости от размеров различают локальные и глобальные компьютерные сети. Локальные компьютерные сети или локальные вычислительные сети — ЛВС действуют на расстоянии от нескольких метров до нескольких километров. Обычно они охватывают компьютеры одной организации или предприятия. Глобальные компьютерные сети обеспечивают соединение большого числа компьютеров на больших территориях: региона, страны, континента. Такие сети используют для передачи информации оптоволоконные каналы, спутниковые системы связи и коммутируемую телефонную сеть. Современные виды каналов связи показаны на рисунке 19.2. В компьютерных сетях используют проводную связь (кабельную и оптоволоконную) и беспроводную (световолновую и радио- волновую). Кабельная связь — это телефонная сеть или специальные кабели — коаксиальные или витой пары. Коаксиальный кабель аналогичен телевизионному антенному кабелю, но более прочный. Витая пара аналогична телефонному проводу, но с более прочной защитной оболочкой. Этими типами кабелей обычно соединяют компьютеры, расположенные на небольших расстояниях друг от друга (до 500 м — для коаксиального кабеля и до 100 м — для витой пары). Проще и надежнее компьютеры соединять кабелем витая пара, но коаксиальный кабель имеет лучшую помехозащиту, чем витая пара. Локальные сети можно объединять в группы и создавать из них локальные сети. В качестве кабельной связи в этом случае используют телефонную связь. Компьютер на несколько минут включают через специальное устройство в телефонную сеть и по ней передают или получают информацию от другой сети. Кабельная связь — самый дешевый вид связи. Оптоволоконная связь создана из стекловолокна, используемого в качестве световода. Сигналы в световодах защищены от помех, световоды обладают высокой пропускной способностью сиг- Каналы связи компьютерных сстсй Проводная снизь — Беспроводная связь Кабельные Свстовол новые Оптоволоконные Радиоволновые Рис. 19.2. Современные виды каналов связи в компьютерных сетях налов и в этом превосходят все другие виды связи. Оптоволоконный кабель можно прокладывать на большие расстояния и объединять далеко расположенные локальные сети. Основной недостаток оптоволоконной связи — ее высокая стоимость. Световолновая связь создана на использовании инфракрасного излучения или лазерного луча. Ее применяют при близком расположении компьютеров в одном помещении или близко расположенных зданиях в пределах прямой видимости. Недостаток такой сети, кроме малой зоны действия, — ее чувствительность к внешним помехам и погодным условиям. Радиоволновую связь применяют при расположении компьютеров на больших расстояниях друг от друга. Она удобна и может быть дешевле телефонной связи, но на нее отрицательно влияют погодные условия, помехи от ближайших радиоизлучателей, вышек сотовой связи и др. Для соединения компьютера с сетью используют специальные устройства — сетевые адаптеры, модемы и специальные программы. При соединении двух компьютеров достаточно одного кабеля без наличия адаптера. В этом случае программное обеспечение встроено в операционную систему компьютера. Компьютерная сеть — это сложная электронная система. По каналам связи проходят электрические импульсы определенной частоты. Этими компьютерами управляют с помощью специальных программ коллективного пользования, которые обеспечивают работу сети, взаимодействие компьютеров и внешних устройств. Различают два типа локальных сетей (рис. 19.3): клиент/сервер; одноранговая сеть. Сервер — это компьютер, имеющий файлы коллективного пользования, которые обеспечивают работу всей компьютерной сети. Рис 19.3. Типы локальных сетей: а — клиент/сервер; б — одноранговая сеть Локальная сеть клиент/сервер имеет отдельный компьютер с общими файлами (сервер), который обеспечивает работу сети. Локальная сеть одноранговая не имеет отдельного сервера. Каждый компьютер этой сети берет на себя функции сервера. Одноранговая сеть дешевле, чем сеть клиент/сервер, однако пригодна только для небольших локальных сетей, имеющих до восьми компьютеров. Обычно такие сети в строительных организациях создают для компьютеров производственных или административно-хозяйственных отделов, служб снабжения, бухгалтерии и т. д. Для объединения всех компьютеров строительной организации требуется система клиент/сервер. При большой информационной системе строительной организации может потребоваться несколько серверов. Каждая локальная сеть имеет свои ресурсы. Ресурсы локальной сети — это компьютерное оборудование (устройства), программы, сведения, находящиеся в локальной сети. Лицо, управляющее этими ресурсами, именуется администратором локальной сети, который отвечает за подключение любых дополнительных компьютеров к сети, внешних устройств, изменения в операционных системах и в целом за работу компьютерной сети (рис. 19.4): шинную, кольцевую, звездообразную и смешанную.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |