Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дзендзюра Владимир ХМАО- ЮГРА. 10 страница




18.6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Основные требования к качеству строительно-монтажных ра­бот даны в СНиП 3.01.01—87*. Цель проверки качества — определить, соответствует ли оно проектным и нормативным требованиям. Проверку качества строительной продукции в области приро­дообустройства проводят по следующим показателям: плановому и высотному положению объекта; геометрическим размерам сооружений; свойствам и качеству материалов в сооружениях, конструкци­ях, деталях; характеристикам: земляных сооружений, засыпок, фильтров, бетона и железобетона в сооружениях монолитной и сборной кон­струкции, защитной гидроизоляции, противофильтрационных и водоотводящих устройств и др.; качеству отделки и элементам эстетики (дизайну). Все контролируемые элементы объектов природообустройства должны быть выполнены с точностью в пределах, допускаемых нор­мами, отклонений (допусков). Работы, имеющие отклонения, пре­вышающие допуски, исправляют или бракуют и выполняют заново. Уже предложено несколько методов оценки уровня качества строительной продукции: по балльной системе, по системе «го- ден—не годен», «ноль дефектов» и др. Балльная система оценки качества выполненных работ и объек­тов предусматривает три оценки: отлично, хорошо и удовлетвори­тельно (см. рис. 18.3). Оценка «отлично» — работы и объекты отвечают всем проект­ным, техническим и нормативным требованиям, имеют мини­мальные допустимые отклонения, высокое качество отделки при условии сдачи работ или объекта с первого предъявления. Оценка «хорошо» — работы и объекты, полностью соответствующие проекту и нормативам, имеющие отклонения в пределах средних до­пусков и условии сдачи работ или объектов с первого предъявления. Оценка «удовлетворительно» — работы или построенные объек­ты имеют отклонения, но не более максимальных (крайних) до­пусков, а работы или объекты сданы после переделок не с первого предъявления. Зная оценку качества работ и отдельных сооружений, можно определить средневзвешенный балл + + где N1, N2, N3— число видов работ или конструктивных элементов или сооруже­ний, получивших за качество оценки 3; 4; 5. Средний балл можно определить и по комплексному показателю = (18.2) где Сь С2, С3 — удельный вес каждого вида работ или сооружения (объекта), %, общей стоимости оцениваемых работ. Система «годен—не годен» как альтернативная получила приме­нение при производстве строительных элементов, конструкций и выполнении строительно-монтажных работ. Эта система ориен­тирована на сдачу продукции с первого предъявления — «ноль де­фектов» и получила название «Саратовская система управления качеством». Однако бездефектное изготовление продукции возможно лишь теоретически. Поэтому внедрять Саратовскую систему управления качеством в строительном производстве можно лишь в том случае, если достигнут высокий технический уровень производства, име­ется слаженная работа участников строительства, производствен­но-технологической комплектации, имеется высокая квалифика­ция работников и налаженный производственный механизм уп­равления. Только тогда достигают высокого уровня качества строительной продукции. Основной недостаток существующих методов оценки уровня качества — отсутствие экономического подхода. Объективность оценки качества продукции повышается, если она получена рас- четно на основе достоверной информации. Критерием оценки должна быть степень соответствия показателей качества выпол­ненных работ и строительной продукции требованиям норм. Лю­бые отклонения от требований норм приводят к дополнительным затратам, перерасходу материально-технических ресурсов. Оценка качества должна иметь экономическую составляющую и отражать затраты из-за неудовлетворительного качества строительной про­дукции. Эта составляющая должна включать трудовые затраты на устра­нение дефектов в процессе выполнения работ и ущерб в период эксплуатации объекта. Чтобы управлять процессом формирования показателей каче­ства, необходимо своевременно определять причину возникнове­ния отклонений от норм, место и время их появления и находить конкретных виновников появления отклонений, дефектов, нару­шений технологии. Количественную оценку показателей качества материалов и ра­бот выдают строительные лаборатории трестов, строительно-мон­тажных управлений, передвижных механизированных колонн, выполняющих большие объемы и сложные виды работ. Строительные лаборатории оснащают приборами для контроля качества земляных, бетонных, гидроизоляционных и других видов работ и оборудованием для испытания отобранных образцов. Ра­ботают строительные лаборатории ежедневно и регулярно в тече­ние рабочей смены. Сотрудники строительных лабораторий зани­маются не только замерами и отбором проб и их анализом, но и участвуют в решении вопросов налаживания и контроля произ­водственных процессов, в приемке законченных работ от испол­нителей (бригад, звеньев, персональных исполнителей). Порядок и правила приемки в эксплуатацию законченных строи­тельством объектов природообустройства с оценкой их качества даны в СНиП 3.01.04—87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения». Законченные строительством объекты вначале предъявляют ра­бочим комиссиям, а затем государственным приемочным комис­сиям. Рабочие комиссии назначает заказчик-застройщик приказом ру­ководителя. Порядок и продолжительность работы рабочих комис­сий определяет заказчик по согласованию с генеральным подряд­чиком. В состав рабочей комиссии входят работники: заказчика (за­стройщика), генерального подрядчика, субподрядных организаций, технической инспекции труда, профсоюзов отрасли профсоюзной организации заказчика, органы государственного санитарного надзора, государственного пожарного надзора, проектных органи­заций и по решению заказчика (застройщика) будущей эксплуата­ционной организации, работники других заинтересованных орга­низаций. Председателем рабочей комиссии является представи­тель заказчика (застройщика). Рабочие комиссии проверяют: соответствие выполненных работ проектно-сметной докумен­тации государственным стандартам, строительным нормам и пра­вилам производства работ; качество выполненных работ и оценивают их; данные об испытаниях оборудования или объекта в целом (на­пример, плотины после прохождения паводка); отдельные конструкции, сооружения для предъявления их го­сударственной приемочной комиссии; готовность объектов к эксплуатации в намеченные сроки, на­личие эксплуатационных кадров, материально-технических ре­сурсов и социальных условий для работников эксплуатационной организации; наличие разрешительной документации на эксплуатацию объекта. По результатам проверки рабочая комиссия дает заключение о готовности объекта к приемке в эксплуатацию государственной приемочной комиссией. Решение рабочей комиссии оформляют в виде акта приемки объекта, который должен иметь подписи или особые мнения и замечания членов комиссии. Государственную приемочную комиссию назначает инвестор, фи­нансирующий строительство. Им может быть министерство, ве­домство, юридическое и физическое лицо. В состав этой комис­сии входят представители: заказчика (застройщика), генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов государ­ственного санитарного и пожарного надзора, органов по охране и использованию водных ресурсов, технической инспекции, проф­союзов профсоюзной организации заказчика (застройщика), фи­нансирующего банка, органов государственного архитектурно­строительного контроля, эксплуатационников. Государственная приемочная комиссия начинает свою работу после единого письменного уведомления заказчика и генерально­го подрядчика о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию. Приемка объекта в эксплуатацию проходит в три этапа: I этап — комиссия проверяет документы, подготовленные за­казчиком (застройщиком); II этап — комиссия осматривает объект; III этап — комиссия подводит итоги своей работы за Iи IIэта­пы и делает основные выводы. Свои выводы комиссия оформляет актом приемки объекта в эксплуатацию, который подписывают все члены государственной приемочной комиссии, и этот акт является разрешительным доку­ментом на ввод объекта в эксплуатацию. Контрольные вопросы и задания 1. Каково значение международных и национальных организаций по стандар­тизации строительной продукции? 2. На каких стадиях инвестиционного цикла формируют различные уровни качества строительной продукции? 3. На каких основных принципах разрабатывают КСУКСП? 4. Каково назначение основных функций КСУКСП? 5. Как можно установить оптимальные требования к качеству продукции? 6. В чем заключается производственный контроль качества в строительных организациях? 7. Каково назначение и содержание операционного контроля качества в стро­ительном производстве? 8. Расскажите, как принимают скрытые работы. 9. Кто осуществляет внешний контроль в период строительства объектов? 10. По каким показателям проверяют качество строительной продукции? 11. Какие предложения по оценке уровня качества строительной продукции имеются и в чем их сущность? 12. Каков порядок финансирования и состав рабочей комиссии? 13. Перечислите порядок и состав государственной приемочной комиссии. 14. Каков порядок работы государственной приемочной комиссии и ее итог? Глава 19 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ 19.1. ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Диспетчерская служба — это одно из подразделений аппарата управления строительной организации. Она предназначена для диспетчеризации или диспетчерского оперативного управления строительством объектов. Ее создают как в генподрядных, так и в субподрядных организациях. Диспетчеризация — это процесс управления, в котором дис­петчерская служба, используя диспетчерскую связь, собирает ин­формацию от исполнителей для принятия управленческих реше­ний руководством, передает принятые решения исполнителям и контролирует их выполнение. Диспетчерская служба высвобождает время руководителей, прорабов и мастеров подразделений стройки для решения более важных проблем, координирует действия исполнителей в процес­се производства работ. Эту службу создают в тесной увязке со структурой строительных организаций. Состав диспетчерской службы показан на рисунке 19.1. Диспетчерские службы подразделений строительной организа­ции объединяют в единую систему, и работают они под руковод­ством главных инженеров этих подразделений. Главные и старшие диспетчеры одновременно являются заместителями главных ин­женеров по вопросам только оперативного управления в своих подразделениях. Они не дают производственные задания прора­бам или мастерам, не решают технологических вопросов выполне­ния работ, не работают с рабочими чертежами. Основные обязанности диспетчеров: участие в составлении и контроле выполнения недельно-суточ­ных (оперативных) графиков работ; ежедневный сбор заявок от прорабов, мастеров на потребность в материально-технических ресурсах на следующий день и обеспе­чение этих заявок; сбор, обработка и анализ текущей информации о ходе выпол­нения работ;   Рис. 19.1. Схема организации диспетчерского управления на уровне треста водохо­зяйственного и мелиоративного строительства: ГДП — главный диспетчерский пункт; ДП — диспетчерский пункт; ПДП — передвижные диспетчерские пункты; стройучасток — строительные участки; Б — рабочие бригады организация, увязка и координация работы подчиненных под­разделений; принятие решений в случае непредвиденных остановок работ, грозящих невыполнением основного графика; принятие решений в чрезвычайных ситуациях (аварии, пожа­ры, наводнения); подготовка справок и отчетов о выполнении работ и распреде­лении материально-технических ресурсов в подразделении; подготовка оперативных совещаний и участие в них; контроль за выполнением решений и распоряжений и др. Для выполнения своих обязанностей диспетчерская служба на­делена необходимыми правами: перераспределять материально-технические ресурсы в подчи­ненных подразделениях между исполнителями; приостанавливать работы, выполняемые с нарушением техно­логии, качества, техники безопасности и т. п.; требовать своевременной передачи информации от исполните­лей и в требуемом объеме; распоряжаться резервом материально-технических ресурсов. Для сбора информации непосредственно от низового звена ис­полнителей (участков, бригад) предназначены передвижные диспет­черские пункты (ПДП). Качество работы диспетчерских служб — один из показателей, определяющих уровень управления строи­тельной организации. Работа диспетчерской службы опирается на систему диспетчер­ской связи со всеми исполнителями. Система связи необходима для оперативной передачи решений, распоряжений, указаний, а также для сбора информации, организации совещаний и т. д. Дис­петчерские пункты размещают в отдельных помещениях, обору­дованных средствами связи с руководством и исполнителями. Своевременными средствами связи служат компьютерные сети, телефоны, пейджеры, радиостанции, радиотелефоны. Для вызова специалистов на связь применяют систему звуко­вой сигнализации, громкоговорящие средства и световые сигна­лы. Для наблюдения за отдельными процессами используют сред­ства телевидения и компьютерную технику. Для передачи документальной информации (текстов) применя­ют телеграф, фототелеграф, телетайпы, аппараты звукозаписи. Всю работу диспетчеры ведут в увязке с недельно-суточными (оперативными) графиками и другими календарными планами строительства. Распоряжение руководства или диспетчера регистрируют в спе­циальном журнале диспетчера. Диспетчер регистрирует аварии и технические неисправности машин, ведет учет их работы, журнал суточных рапортов исполнителей о выполненной работе. Создание и содержание диспетчерской службы позволяет со­кратить потери рабочего времени, улучшить использование мате­риально-технических и трудовых ресурсов, поддерживать требуе­мую интенсивность производства работ, предусмотренную в ка­лендарных планах, обеспечивает ритмичность работы. 19.2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ Строительство таких объектов природообустройства, какими являются гидромелиоративные и противопаводковые системы, системы сельскохозяйственного водоснабжения и инженерные системы защиты территорий от подтопления, гидроузлы на реках и др., — сложное строительное производство. Для управления та­ким сложным производством требуется разработка математичес­ких моделей строительных процессов, организационно-техни­ческих мероприятий, применение экономико-математических методов. Основная трудность управления большим и сложным строи­тельством — проблема быстрого и обоснованного решения теку­щих вопросов. Решение большого числа мелких текущих вопросов отнимает у специалистов и руководителей строительного произ­водства много рабочего времени. Для ускорения сбора исходной информации, ее обработки, анализа и выбора оптимальных реше­ний создают: такую систему управления, чтобы специалист или руководи­тель меньше затрачивал рабочего времени на решение мелких те­кущих вопросов; автоматизированную систему управления (АСУ). Средствами решения проблемы оперативного управления яв­ляется диспетчерская служба и автоматизация управленческого труда. Автоматизированные системы управления строительством (АСУС) были приняты в СССР в 70-е годы прошлого века. В сис­темах АСУС на всех уровнях управления между управляющей и управляемой подсистемами находился вычислительный центр (ВЦ), оснащенный большими ЭВМ с многочисленным персона­лом разработчиков задач, программистов, операторов, курьеров и т. д. В процессе эксплуатации АСУС были выявлены следующие недостатки: громоздкость, сложность оборудования, трудность внедрения в практику; потребность формирования специальной службы АСУС; большой объем распечатываемой документации; сложность документации и затруднение ее изучения строителями; не всегда оптимальные решения задач из-за недостатка или сложной переработки первичной информации; отсутствие специально обученных кадров строителей для вне­дрения АСУС и т. д.; разрозненные программы для решения отдельных задач. Вычислительные центры хорошо: учитывали расходы и запасы различных ресурсов; начисляли заработную плату и др. Сложные задачи выбора вариантов организации работ не все­гда решались на должном уровне и часто были далеки от возмож­ности их реализации. В целом АСУС плохо приживались в строительных организа­циях и окончательно прекратили свое существование в 90-х годах прошлого века. В дальнейшем управление строительным производством авто­матизировали по другому направлению. Вместо громоздких ВЦ используют персональные компьютеры. В строительных органи­зациях ими пользуются бухгалтеры, сотрудники отделов, кладов­щики, снабженцы, главные инженеры, руководители подразделе­ний и др. Наличие больших программных комплексов позволяет решать широкий круг задач. Появились программные комплексы для ав­томатизации конкретного вида деятельности специалистов — ав­томатизированные рабочие места (АРМы): АРМ-кадровик, АРМ- финансист, АРМ-снабженец, АРМ-кладовщик и др. АРМы охватывают все основные задачи, решаемые специалис­тами. Программы их необходимо постоянно дорабатывать, об­новлять по мере изменений в строительной организации, усло­вий и требований законодательства, стандартов. Персональные компьютеры и АРМы легко внедряют в практику. Однако для их освоения требуется специальное обучение работников, наличие высококвалифицированных консультантов по информационным технологиям. Недостатки использования компьютеров и АРМов: несовершенство связи между отдельными АРМами; необходимость дублирования информации при ее передаче с одного компьютера на другой; разрозненность АРМов; охват АРМами не всех сфер деятельности строительного произ­водства; отсутствие единой компьютерной сети между участниками строительства. Эти недостатки АРМов исключаются при создании корпора­тивных информационных систем (КИС). Корпоративная информационная система (КИС) — это единая информационная система с современными средствами связи меж­ду руководителями и специалистами структурных подразделений строительной организации, смежных предприятий, вспомогатель­ных служб. КИС охватывают все основные сферы деятельности: финансовую, материально-техническую, производственную, кад­ровую, социальную, хозяйственную и др. В этой системе различ­ные сферы деятельности становятся более понятными, можно не­прерывно анализировать результаты этой деятельности, изучать положение дел на рынке строительной продукции и услуг, про­гнозировать развитие этого рынка и спрос на строительную про­дукцию. В зарубежной практике аналогом КИС являются системы уп­равления ресурсами (ERP). КИС, как и системы САПР, могут состоять из стандартных и специализированных модулей (подсистем). КИС могут взаимо­действовать с программами САПР и ее модулем САМ (ComputerAidetManufacturing) — для решения задач технологической подго­товки производства, с модулем САЕ (ComputerAidetEngineering) — для инженерных расчетов, анализа и проверки проектных реше­ний, с модулем управления документооборотом PDM (ProductDataManagement) и с другими модулями. Для решения хозяйственных и финансовых задач использу­ют экономико-математические модели, модели бизнеспроцес- сов и др. КИС могут иметь подсистемы «административное управление», «бухгалтерский учет», «оперативное управление», «управление производством» и др. Подсистемы содержат модули по конкретным видам деятель­ности. Например, подсистема «административное управление» может состоять из модулей: управления персоналом; маркетингом; документооборотом; финансового планирования; управления производственным планированием; календарно-сетевого планирования; анализа хозяйственной деятельности строительного подразде­ления или строительной организации в целом и других модулей. Подсистема «бухгалтерский учет» может состоять из следую­щих модулей: учет основных средств; расчеты по заработной плате; учет движения строительных материалов и изделий; бухгалтерские отчеты и др. Строительная организация может заказать автоматизирован­ную систему с модулями или целыми комплексами (подсистема­ми), которые учитывают особенности и структуру организации, ее базы, специфику ее продукции и услуг и т. д. Имеются подсистемы управления карьерами, базами механиза­ции, комплектации, транспорта, бетонным хозяйством и другие подсистемы. К отдельным подсистемам можно добавлять дополнительные блоки, связанные со спецификой данного подразделения. Напри­мер, в модуле управления маркетингом могут потребоваться блоки по анализу эффективности рекламы, по истории контактов с за­казчиками и т. д. Эти модули размещают на персональных компьютерах руково­дителей и специалистов подразделений, образуя автоматизиро­ванные рабочие места (АРМы). Модуль считают единицей программного обеспечения. Если модули устанавливают на одном компьютере с «ключом», не допускающим копирования, то его считают одним автоматизи­рованным рабочим местом (АРМ), если на двух — два, на трех — три и т. д. Установка модулей может быть и без ограничения числа АРМов, но она стоит дороже. Стоимость КИС в базовых ценах 2000 г. большая и составляет 1.1,5 млн руб. Поэтому КИС пока используют в основном круп­ные, экономически сильные строительные организации. В менее мощных строительных организациях в основном используют пер­сональные компьютеры. Автоматизированные системы управления постоянно развива­ются и в перспективе должны все больше сокращать время руко­водителя, специалиста, работника строительной организации на принятие оперативных многочисленных решений и получение нужной информации. Пока современные автоматизированные си­стемы в основном обеспечивают информацией, тогда как приня­тие решений остается функцией руководителя и специалиста. В перспективе системы управления строительством, безуслов­но, будут совершенствоваться и широко внедряться в строитель­ное производство. КИС требуют высокой общей культуры труда пользователей и хорошую специальную их подготовку. Использование возможностей КИС повышает качество и уско­ряет принятие управленческих решений, что обеспечивает рост производительности труда, рациональное и экономное использо­вание всех видов ресурсов, сокращает сроки выполнения работ, способствует решению сложных задач, стоящих перед строителя­ми объектов природообустройства. 19.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Применение любых технических средств и новшеств не должно быть самоцелью. Их приобретение и внедрение должно быть обо­сновано. Эффективность внедрения технических средств будет только при условии сокращения общих трудовых затрат, повыше­ния общей производительности труда и сокращения численности работающих. Сложность эксплуатации и высокая стоимость современных технических средств не позволяют оснастить небольшие предпри­ятия и организации КИС. Технические средства автоматизации управления в строитель­стве условно можно поделить на две группы: средства связи; средства автоматизированной обработки, сохранения и выдачи информации. Средства связи различают на традиционные (кабельный теле­фон, рации, телеграф, телетайпы и т. д.) и новые (сотовые и спут­никовые телефоны, пейджеры, специальные средства компьютер­ной связи). В условиях строительства объектов природообустройства, таких как гидромелиоративные системы, системы водоснабжения, про­тивопаводковые системы, системы инженерной защиты террито­рий от подтопления и другие на больших территориях, вдали от населенных пунктов, нередко на малоосвоенных территориях, це­лесообразно применение сотовых и спутниковых телефонов. Сотовые телефоны применимы при удалении от телефонных ретрансляторов до 30 км и значительном удалении от населенных пунктов, имеющих кабельную телефонную сеть. Спутниковые телефоны позволяют иметь связь с любым обла­дателем телефона в любой точке Земли и в любое время. Однако спутниковые телефоны в эксплуатации значительно дороже сото­вых телефонов. Пейджинговая связь хотя и самая дешевая беспроводная связь, но является односторонней. С ее помощью можно передать або­ненту небольшое сообщение, но ответ можно получить только по телефону. Действие пейджинговой связи распространяется на ко­роткие (около 20 км) расстояния от ретранслятора. Средства автоматизированной обработки, сохранения и выда­чи информации — это компьютерная техника и компьютерные сети. Компьютерная техника — это компьютеры различных марок. Операционные системы современных компьютеров унифици­рованы, большинство имеют операционную систему Windowsи другие операционные системы, но используют их для решения специальных задач. Операционная система Windowsпока обеспе­чивает работу компьютеров и прикладных программ в области строительства. Компьютерные сети — это компьютеры вместе с периферий­ными устройствами, такими как сканеры, графопостроители, принтеры и другие, соединенные друг с другом каналами связи. Любой компьютер, соединенный с сетью, может использовать периферийные (внешние) устройства, прикладные программы и информацию, имеющиеся в других компьютерах этой сети. Например, один принтер на сети может печатать задание с лю­бого компьютера этой сети. В зависимости от размеров различают локальные и глобальные компьютерные сети. Локальные компьютерные сети или локаль­ные вычислительные сети — ЛВС действуют на расстоянии от не­скольких метров до нескольких километров. Обычно они охваты­вают компьютеры одной организации или предприятия. Глобальные компьютерные сети обеспечивают соединение большого числа компьютеров на больших территориях: региона, страны, континента. Такие сети используют для передачи инфор­мации оптоволоконные каналы, спутниковые системы связи и коммутируемую телефонную сеть. Современные виды каналов связи показаны на рисунке 19.2. В компьютерных сетях используют проводную связь (кабель­ную и оптоволоконную) и беспроводную (световолновую и радио- волновую). Кабельная связь — это телефонная сеть или специальные кабе­ли — коаксиальные или витой пары. Коаксиальный кабель ана­логичен телевизионному антенному кабелю, но более прочный. Витая пара аналогична телефонному проводу, но с более прочной защитной оболочкой. Этими типами кабелей обычно соединяют компьютеры, распо­ложенные на небольших расстояниях друг от друга (до 500 м — для коаксиального кабеля и до 100 м — для витой пары). Проще и надежнее компьютеры соединять кабелем витая пара, но коаксиальный кабель имеет лучшую помехозащиту, чем витая пара. Локальные сети можно объединять в группы и создавать из них локальные сети. В качестве кабельной связи в этом случае исполь­зуют телефонную связь. Компьютер на несколько минут включа­ют через специальное устройство в телефонную сеть и по ней пе­редают или получают информацию от другой сети. Кабельная связь — самый дешевый вид связи. Оптоволоконная связь создана из стекловолокна, используемо­го в качестве световода. Сигналы в световодах защищены от по­мех, световоды обладают высокой пропускной способностью сиг- Каналы связи компьютерных сстсй Проводная снизь —     Беспроводная связь           Кабельные       Свстовол новые           Оптоволоконные       Радиоволновые Рис. 19.2. Современные виды каналов связи в компьютерных сетях налов и в этом превосходят все другие виды связи. Оптоволокон­ный кабель можно прокладывать на большие расстояния и объе­динять далеко расположенные локальные сети. Основной недо­статок оптоволоконной связи — ее высокая стоимость. Световолновая связь создана на использовании инфракрасного излучения или лазерного луча. Ее применяют при близком распо­ложении компьютеров в одном помещении или близко располо­женных зданиях в пределах прямой видимости. Недостаток такой сети, кроме малой зоны действия, — ее чувствительность к вне­шним помехам и погодным условиям. Радиоволновую связь применяют при расположении компью­теров на больших расстояниях друг от друга. Она удобна и может быть дешевле телефонной связи, но на нее отрицательно влияют погодные условия, помехи от ближайших радиоизлучателей, вы­шек сотовой связи и др. Для соединения компьютера с сетью ис­пользуют специальные устройства — сетевые адаптеры, модемы и специальные программы. При соединении двух компьютеров дос­таточно одного кабеля без наличия адаптера. В этом случае про­граммное обеспечение встроено в операционную систему компь­ютера. Компьютерная сеть — это сложная электронная система. По каналам связи проходят электрические импульсы определенной частоты. Этими компьютерами управляют с помощью специаль­ных программ коллективного пользования, которые обеспечива­ют работу сети, взаимодействие компьютеров и внешних уст­ройств. Различают два типа локальных сетей (рис. 19.3): клиент/сервер; одноранговая сеть. Сервер — это компьютер, имеющий файлы коллективного пользования, которые обеспечивают работу всей компьютерной сети.   Рис 19.3. Типы локальных сетей: а — клиент/сервер; б — одноранговая сеть Локальная сеть клиент/сервер имеет отдельный компьютер с общими файлами (сервер), который обеспечивает работу сети. Локальная сеть одноранговая не имеет отдельного сервера. Каждый компьютер этой сети берет на себя функции сервера. Од­норанговая сеть дешевле, чем сеть клиент/сервер, однако пригод­на только для небольших локальных сетей, имеющих до восьми компьютеров. Обычно такие сети в строительных организациях создают для компьютеров производственных или административ­но-хозяйственных отделов, служб снабжения, бухгалтерии и т. д. Для объединения всех компьютеров строительной организации требуется система клиент/сервер. При большой информационной системе строительной органи­зации может потребоваться несколько серверов. Каждая локальная сеть имеет свои ресурсы. Ресурсы локальной сети — это компьютерное оборудование (устройства), программы, сведения, находящиеся в локальной сети. Лицо, управляющее этими ресурсами, именуется администра­тором локальной сети, который отвечает за подключение любых дополнительных компьютеров к сети, внешних устройств, изме­нения в операционных системах и в целом за работу компьютер­ной сети (рис. 19.4): шинную, кольцевую, звездообразную и сме­шанную.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.