Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дзендзюра Владимир ХМАО- ЮГРА. 6 страница




Цель деятельности ФГУ — проведение мелиоративных и агро­химических мероприятий, эксплуатация мелиоративных систем и систем сельскохозяйственного водоснабжения, наблюдение и контроль за сельскохозяйственным использованием и состоянием мелиорированных земель на территории. Задачи ФГУ: координация деятельности всех водохозяйственных организа­ций, осуществляющих работы по проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту мелиоративных систем, систем сельско­хозяйственного водоснабжения и отдельно расположенных гидро­технических сооружений, предприятий по агрохимическому об­служиванию сельского хозяйства (независимо от их организаци­онно-правовой формы); эксплуатация государственных мелиоративных систем, систем сельскохозяйственного водоснабжения и отдельно расположен­ных гидротехнических сооружений, контроль за состоянием, их паспортизация, обеспечение безопасности при эксплуатации и осуществлении мелиоративных мероприятий; учет и проведение мониторинга мелиорированных земель, кон­троль за проведением мелиоративных и агрохимических меропри­ ятий, обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного на­значения; участие в разработке и реализации программ повышения пло­дородия почв на территории. Виды деятельности ФГУ, направленные на выполнение его за­дач: рассматривает предложения АПК и администрации террито­рии по объемам работ и разрабатывает совместно с ними проекты программ в области мелиорации, химизации земель, повышения технического уровня действующих объектов; представляет Депмелиоводхозу бюджетные заявки на соответ­ствующий год по объектам и на собственные расходы; выполняет функции заказчика-застройщика по объектам стро­ительства, обеспечивает проведение конкурсов на выполнение ра­бот по этим объектам, организует приемку законченных строи­тельством объектов и техническую эксплуатацию государственных объектов; контролирует и отвечает за распределение и целевое использо­вание бюджетных средств; участвует в установлении лимитов водопотребления и водоот­ведения, распределяет водные ресурсы для нужд мелиорации; контролирует состояние мелиорированных земель, составляет сводный мелиоративный кадастр и подводит итоги паспортизации объектов на территории; проводит государственную экспертизу проектов и их утверж­дение; обеспечивает соблюдение нормативов, стандартов и требова­ний по охране окружающей природной среды при проведении мелиоративных и агрохимических мероприятий; безопасность гидротехнических сооружений в соответствии с требованием Фе­дерального закона «О безопасности гидротехнических сооруже­ний»; организует работу по предупреждению и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций на объектах природообустройства совместно с заинтересованными организа­циями; создает научно-технический совет (НТС) по рассмотрению проектно-сметной документации и решению наиболее сложных технических вопросов, осуществляет информационно-консульта­тивное обслуживание заинтересованных лиц и организаций на платной основе; осуществляет производство, переработку и реализацию сельс­кохозяйственной продукции; осуществляет предпринимательскую деятельность. Виды предпринимательской деятельности ФГУ: проектирование, ремонт, реконструкция и строительство объектов природообустройства (мелиоративных систем, систем сельскохозяйственного водоснабжения, ГТС, дорог, мостов, водо­емов и других объектов); выполнение работ: культуртехнических; агролесомелиоратив­ных; по улучшению химических и физических свойств почв; по очистке животноводческих ферм и навозонакопителей; по заго­товке, вывозу и внесению удобрений; по монтажу, демонтажу сборных железобетонных и металлических конструкций; обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей сред­ствами химизации, семенами многолетних трав, техникой и др.; оказание услуг: инжиниринговых; транспортных; по обслужи­ванию, ремонту техники и оборудования; ремонт гражданских зданий и сооружений, объектов сельско­хозяйственного водоснабжения, теплоснабжения и канализации; прочие виды деятельности. Имущество ФГУ является федеральной собственностью и зак­реплено за ним на праве оперативного управления. Источники формирования имущества и денежных средств ФГУ: имущество, переданное собственником, т. е. Депмелиоводхозом; бюджетные средства Российской Федерации, в том числе капи­тельные вложения, субсидии, субвенции из бюджета РФ; доходы, получаемые от предпринимательской деятельности; безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц; другие не запрещенные законом поступления. Учреждения по договорам с юридическими и физическими ли­цами могут выполнять платные работы и услуги в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Дохо­ды от этой деятельности используют согласно смете доходов и расходов, утвержденной Минсельхозом. Утвержденная смета до­ходов и расходов — основной документ финансово-хозяйственной деятельности территориального ФГУ. Организация деятельности ФГУ зависит от масштабов и разно­образия его деятельности, и туда могут входить отдел капитально­го строительства, отдел мелиорации и химизации земель, строи­тельные участки, производственные подразделения, подсобные сельскохозяйственные подразделения и др. Свои отношения с юридическими и физическими лицами уч­реждение строит на основе договоров. Свою деятельность оно осуществляет самостоятельно в пределах законов Российской Фе­дерации и действующего Устава ФГУ. Права ФГУ определены в Уставе. Учреждение имеет право: создавать и ликвидировать филиалы с согласия Минсельхоза и утверждать положения о филиалах, назначать их руководителей; приобретать и арендовать имущество с согласия Минсельхоза и Минимущества РФ; вести предпринимательскую деятельность, в том числе внеш­неэкономическую. Обязанности ФГУ следующие: соблюдать законы России и Устав учреждения; выполнять работу по учету федерального имущества и ежегод­но обновлять карточки учета; отвечать за нарушение договорных, кредитных, расчетных обя­зательств, правил финансово-хозяйственной деятельности по за­конам Российской Федерации; возмещать ущерб, причиненный земельным и другим природ­ным ресурсам, за загрязнение окружающей природной среды, за нарушение санитарно-гигиенических норм и требований по за­щите здоровья работников и населения, за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности; обеспечивать своим работникам безопасные условия труда, оп­лату труда с соблюдением гарантий об оплате; вести оперативный бухгалтерский учет и отчетность, статисти­ческую отчетность, в установленные сроки представлять отчеты в Минсельхоз и в другие органы государства, определенные зако­ном; разрабатывать и представлять смету доходов и расходов на ут­верждение в Минсельхоз. Территориальные ФГУ вправе устанавливать специальные льготы, обеспечивать материальное стимулирование, улучшение условий труда, обязательное медицинское страхование и социаль­ное обеспечение для своих работников в пределах законов Рос­сийской Федерации. Руководителем территориального ФГУ является директор,права и обязанности которого регламентированы срочным трудовым до­говором, заключенным с Депмелиоводхозом сроком на три года. Директор действует на принципах единоначалия и отвечает за последствия своих действий согласно нормативным актам РФ и Уставу учреждения. Взаимоотношения работников с директором ФГУ оговарива­ются в трудовом договоре и регулируются законами РФ о труде и коллективном договоре. Трудовые споры (конфликты) между администрацией ФГУ и трудовым коллективом рассматривают согласно законодательству России о порядке разрешения коллективных споров (конфлик­тов). Минсельхоз, налоговые, природоохранные и другие государ­ственные органы проводят проверки и ревизии в пределах их ком­петенции и прав. За искажение государственной отчетности и нарушение сроков ее представления должностные лица ФГУ несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 15.5. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Унитарное предприятие — это коммерческая организация, име­ющая имущество, но не имеющая права собственности на него. Имущество унитарного предприятия не может быть разделено и распределено по долям или паям даже между его работниками. Им можно пользоваться, распоряжаться, владеть в пределах зако­на об унитарных предприятиях. В Российской Федерации действуют два вида унитарных пред­приятий, основанные на праве: хозяйственного ведения имущества; оперативного управления имуществом. Унитарное предприятие хозяйственного ведения имущества создают по решению уполномоченного государственного органа или органа местного (муниципального) самоуправления, а уни­тарное предприятие оперативного управления имуществом — по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности (имущества), и называют его федеральным казенным. Государственные и муниципальные унитарные предприятия работают по законам РФ и другим нормативным документам, ре­гулирующим их деятельность. Собственник, т. е. государственный или муниципальный орган, утверждает устав и назначает руководителя унитарного предприятия. После регистрации оно приобретает статус юриди­ческого лица. Казенные унитарные предприятия создают на базе ликвидиру­емых промышленных и сельскохозяйственных предприятий. При создании казенного унитарного предприятия запрещается сокращение рабочих мест, отказ в приеме на работу работников ликвидируемого федерального предприятия и передача его иму­щества другим юридическим или физическим лицам. Казенное предприятие является правопреемником ликвидиру­емого предприятия в части землепользования, природопользова­ния, использования недр, предоставления квот и лицензий. Правительство РФ утверждает устав казенного унитарного предприятия и может изымать у него используемое не по назначе­нию или неиспользуемое имущество. В качестве примера рассмотрим государственное федеральное унитарное предприятия «Центрводхоз», которое было создано на базе бывшего управления эксплуатации Иваньковского водохра­нилища. Предприятие находится в ведении МПР России и отно­сится к федеральной собственности. Оно функционирует на праве хозяйственного ведения имуще­ства, имеет самостоятельный баланс, уставный фонд, счета в бан­ках, в том числе и в иностранной валюте. Имеет бланки, печать и штамп со своим наименованием, фирменную эмблему и другие средства визуальной идентификации. Предприятие взаимодей­ствует с Московско-Окским бассейновым водохозяйственным уп­равлением, его территориальными комитетами водного хозяйства и органами исполнительной власти. Зоной деятельности предприятия является акватория Ивань­ковского водохранилища, острова на нем, устьевые части рек, во­доохранные зоны и гидротехнические сооружения. Цели и задачи Центрводхоза: обеспечение регулирования и подачи воды, технического и са­нитарного состояния в зоне; поиск, оценка, разведка, добыча и реализация подземных вод, разработка нерудных строительных материалов; бурение разведочных и эксплуатационных скважин на подзем­ные воды; участие в разработке и реализации бассейновых и территори­альных программ водообеспечения потребителей воды; выполнение функций заказчика на проектно-изыскательс­кие, строительно-монтажные и ремонтные работы в зоне дея­тельности; проектирование и строительство берегоукрепительных, дноуг­лубительных работ и некапитальных водохозяйственных объектов. Предприятию предоставлено право выполнять на договорных началах водохозяйственные работы и оказывать услуги сторонним организациям, предприятиям и физическим лицам в рамках свое­го устава. Возглавляет предприятие «Центрводхоз» директор, назначае­мый МПР. Полномочия трудового коллектива определяются зако­нами РФ и решениями общего собрания (конференции) трудово­го коллектива. Предприятие ведет оперативный учет результатов работы, бух­галтерский и статистический учет и отчетность согласно законам РФ и предоставляет информацию государственным органам для налогообложения и сбора экономической информации. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое иерархическая лестница в системе управления предприятий? 2. Назовите уровни управления водными ресурсами. 3. Какие задачи решает Департамент мелиорации земель и сельскохозяй­ственного водоснабжения? 4. Каковы права и организация работы Депмелиоводхоза? 5. Каковы задачи территориальных ФГУ? 6. Какие виды предпринимательской деятельности выполняют ФГУ? 7. Какие два вида унитарных предприятий действуют в Российской Феде­рации? 8. Каковы цели и задачи унитарного предприятия «Центр во дхоз»? Глава 16 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Руководителю организации или структурного подразделения приходится сочетать административную, хозяйственную, инже­нерную и общественную работу. Чем выше ступень, уровень руководства, тем больше времени занимает управленческий труд (табл. 16.1). 16.1. Примерное соотношение содержания трудовой деятельности в работе руководителя, % Мастер Руководитель структурного подразде­ 2 О 3 о 8 О 7 О ления (начальник участка, цеха, прораб)     Руководитель предприятия (начальник, директор)     Руководитель объединения, генеральный директор По мере усложнения инженерно-технических решений, увели­чения объемов работ, развития специализации при строительстве объектов природообустройства осложняется и труд руководителей производственных организаций. Для более успешного выполне­ния своих обязанностей руководителям организации необходимо знать общие положения об управленческой деятельности, осваи­вать новые методы управления, внедрять их в практику в совре­менных экономико-правовых отношениях. При изучении процессов управления рассматривают взаимо­действие различных частей системы (объекта строительства). Система управления — это нечто сложное, в котором решаются задачи управления процессами выпуска готовой про­дукции, создания или реконструкции основных фондов, решения социально-экономических задач и др. Система управления обычно отображает взаимодействие двух подсистем: управляющей — субъекта управления и управ­ляемой — объекта управления (рис. 16.1). Система управления должна быть самонастраивающейся (са- морегулируемой), способной менять свою структуру при измене­нии характеристик объекта управления и при воздействии на него внешней среды. Это позволит обеспечить необходимое качество управления и достижение конечной цели. Различают управление техническими системами (машинами, механизмами, аппаратами, оборудованием) и организационными. В организационных системах наряду с техническими средства­ми — объектами управления присутствуют люди, материально­технические и финансовые ресурсы. Далее будут рассмотрены только организационные системы уп­равления. Организационные системы управления включа­ют отдельных исполнителей, группы, коллективы, подразделения, предприятия и организации и др. Управляющая часть этой системы представлена руководителем и подчиненными ему функциональными службами: администра­тивными, техническими, экономическими, маркетинговыми и др. Системы организационного управления могут быть: простые с одной связью (например, бригадир — рабочие); сложные — со множеством связей; Задание, план, проект, цель Управляющая подсистема (руководитель) ч ' ‘ 2 Управляемая подсистема (исполнитель)   .           Помехи, возмущения, нарушающие I нормальный ход работ I I_____________________________________________________ I Рис. 16.1. Схема взаимодействия двух подсистем и потоков информации в системе управления: 1 — прямая связь; 2 — обратная связь (стрелки показывают направление потоков информации) стабильные — со сложившимися, постоянными взаимоотноше­ниями; динамические — со связями, изменяющимися в конкретных условиях. Под связями подразумевают отношения между работниками (между подсистемами). Управлять строительством — значит поддерживать режим, за­данный проектными решениями и нормативными документами, требованиями инвестора. Конечная цель строительства объекта или системы может быть достигнута: различными способами и средствами; в разные сроки; с привлечением разных исполнителей; на основе разной производственной базы и т. д. В каждом конкретном случае принимают много решений в ходе планирования, организации и ведения строительства. Выби­рают наиболее целесообразные и выгодные решения. Последовательность действий руководителя в управлении лю­бым процессом обычно следующая: собрать и получить исходную информацию (данные) о процес­се и условиях, в которых его будут выполнять в соответствии с на­меченной целью (задачей, заданием). Исходная информация — сведения о состоянии управляемой подсистемой (объем и сто­имость работ, наличие и состояние машин, наличие ресурсов, проектной документации и т. д.); обработать, обобщить и сделать анализ исходных данных для принятия обоснованного решения; разработать перспективный или оперативный рабочий план, распоряжения и указания на основе принятых решений; провести оптимизацию и корректировку планов с учетом меня­ющихся условий на объекте; передать задание (принятые планы, решения, распоряжения и указания) исполнителям для выполнения. Получив задание, каждый исполнитель вырабатывает и прини­мает свои решения в той же последовательности, что и вышестоя­щий руководитель. Руководитель при выработке решения должен использовать опыт и знания управленческого аппарата и рабочего коллектива. Для этого руководитель проводит производственные совещания и собрания с приглашением на них руководителей—исполнителей планируемых работ. Такие производственные совещания (планерки) в подразделе­ниях строительной организации позволяют более объективно учиты­вать конкретную обстановку на местах выполнения работ, коорди­нировать работы исполнителей и более рационально использовать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы. В процессе строительства обстановка меняется непрерывно. Например, требующиеся работы необходимо выполнять в новых создавшихся условиях. С учетом этого могут потребоваться новые поставки необходимых ресурсов. На стройку могут быть привле­чены дополнительные машины, так как часть прежних машин мо­жет нуждаться в ремонте. Может меняться численный и каче­ственный состав как машин, так и рабочей силы, а также условия поставки материалов, погодные и др. Все эти изменения (возмущения) выявляют на планерках и учитывают при принятии управленческих решений. Процесс при­нятия управленческих решений — непрерывный, и в этом суть ос­новной деятельности руководителей производства, которые долж­ны иметь соответствующее образование, необходимые знания и опыт работы. Действенность управления обеспечивают следующие условия: четкость и определенность конечной и промежуточной цели; четкое разграничение функций руководителей и исполнителей; руководитель должен иметь реальную возможность воздейство­вать на исполнителей (управляемую подсистему); управляемая подсистема (исполнители) должна обладать спо­собностью воспринимать воздействия (решения) руководителя, изменяться и переходить в другие состояния, в противном случае положение дел не изменится; возможность выбора одного управленческого решения из ряда вариантов; если решение одно — выбирать нечего; наличие необходимых ресурсов у исполнителей для реализации выбранного управленческого решения; постоянная информация о ходе работ; информация о влиянии внешних помех (воздействий) на ис­полнителей (управляемую подсистему); критическая оценка всех управленческих решений с позиций их соответствия поставленной цели. Любое принимаемое управленческое решение должно обеспе­чивать: максимальные объемы работ; минимальные затраты ресурсов; выполнение работ в оптимальные сроки; заданный уровень качества работ; допустимые пределы отклонений любых процессов (работ) от заданных значений. Эффективность управления характеризуется качественными и количественными критериями. Качественным критерием эффективности управления является коэффициент Кэу — соотношение достигнутых и плановых пока­зателей деятельности организации или удельный вес затрат на со­ держание аппарата управления в себестоимости продукции (ус­луг). Количественные критерии выражают количественную связь этих понятий. При этом качественные критерии оценки эффективнос­ти управления могут определяться количественными показателя­ми, а количественные — дополняться качественными. Методически определение эффективности сводится к оценке роли управления в повышении эффективности производства с ис­пользованием соответствующих критериев (общих и частных). Общий критерий — это экономические результаты деятельности управляемой системы в целом. В качестве общего критерия могут быть приняты степень достижения максимального уровня выпол­нения плана строительно-монтажных работ (СМР), выпуска про­дукции или объема прибыли. Однако эти показатели не в полной мере отражают степень влияния управления на конечные результаты работы организации (предприятия). Поэтому эффективность управления рекомендуется определять коэффициентом Ку, сопоставляя результаты деятельности органи­зации (предприятия) Ру с затратами на мероприятия по управле­нию Зу: Ку = Ру /Зу. (16.1) Частные количественные критерии эффективности управления следующие: уровень рентабельности; себестоимость продукции; коэффициент оборачиваемости оборотных средств; уровень накладных расходов и др. Частными качественными критериями эффективности управле­ния могут быть: условия труда, персонал, качество продукции, те­кучесть кадров. Знание критериев эффективности управления позволяет пра­вильно оценить обстановку и выявить причины неэффективности и нерезультативности управленческих решений и их воздействий. 16.2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Основа управления — управленческие технологии. Основными объектами управления в этой технологии являются: человек, пред­приятие, общество (коллектив). Управленческая технология — это умение и мастер­ство оказывать на объект управления управленческое воздействие для достижения поставленной цели. Управленческая технология включает: методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управле­ния; систему контроля. Различают следующие технологии управления: по целям; результатам; на базе потребностей и интересов; путем постоянных проверок и указаний; в исключительных случаях; на базе «искусственного интеллекта»; на базе активизации деятельности персонала. Управление по целям основывается на технологии составления бизнес-плана, который составляют как для всего предприятия, так и для каждого работника предприятия с целью достижения по­ставленных целей. Эту технологию управления используют в средних и малых предприятиях с сильным аналитическим подразделением. Управление по целям может быть осуществлено тремя способа­ми: простым целевым, программно-целевым и регламентным. Простое целевое управление — это разработка руководителем только сроков и конечной цели управления без указания механиз­ма и сроков промежуточного состояния. Цель должна быть дос­тигнута в намеченные сроки. Программно-целевое управление — это разработка руководите­лем целей управления, выбор механизма и сроков промежуточного состояния. Цель должна быть достигнута в назначенные сроки. Регламентное управление — это разработка конечной цели уп­равления с ограничениями на параметры и ресурсы. Цель должна быть достигнута, но сроки ее достижения заранее трудно опреде­лимы. Управление по результатам базируется на функции координа­ции результатов. По этой технологии управления время между принятием решения и результатом его выполнения минимально (часы, несколько суток). Применяют эту технологию для средних и малых организаций. Управление на базе потребностей и интересов основано на сти­мулировании деятельности человека через его потребности и ин­тересы. Эту технологию управления применяют в средних и круп­ных организациях в небольших регионах, где работа организации существенно влияет на инфраструктуру муниципалитета. Управление путем постоянных проверок и указаний наиболее подходит для небольших организаций, где авторитет руководителя вне сомнений. Такая технология приемлема при линейной струк­туре управления. Технология управления включает медленное из­менение ситуации при неизменной цели. Для этого проблему сво­дят к минимуму за счет постепенной реализации комплекса ме­роприятий. Управление в исключительных случаях характерно для организа­ций, работающих по строго регламентированной технологии и для предприятий с доверительной (функциональной) структурой уп­равления. Управление на базе «искусственного интеллекта» обычно применя­ют с помощью информационной системы для любого предприятия. Управление на базе активизации деятельности персонала пред­ставляет собой активизацию путем морального и материального стимулирования. В крупных организациях часто используют сочетания различ­ных технологий управления. 16.3. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Управленческая деятельность в строительстве охватывает не только строительное производство, но и сбыт, финансы, комму­никации, социально-бытовые вопросы и др. Поэтому задачи, сто­ящие перед руководством организации, различны. Управленческий аппарат разрабатывает эти задачи, намечает пути их решения, определяет требуемые ресурсы и источники обеспечения, устанавливает контроль за их выполнением. Условием успешного управления организационными система­ми служит наличие прямой и обратной связи (см. рис. 16.1). Пря­мая связь обеспечивает постановку задания и принятие управлен­ческих решений исполнителями, а обратная связь — получать ин­формацию о ходе выполнения ранее принятых управленческих решений. Без обратной связи система (объект) становится неуп­равляемой. Информация о ходе работ, об изменении условий и обстановке на объектах (возмущения, помехи, нарушающие нормальный ход работ) должна поступать к руководству, которое анализирует и учитывает ее при выработке и принятии очередного управленчес­кого решения на очередной планируемый срок. Этот процесс дол­жен идти непрерывно и являться сутью основной деятельности руководителей производства. Управленческая деятельность в различных сферах управления требует выполнения определенных функций: маркетинга, плани­рования, организации, регулирования, учета, активизации анали­за и оценки, контроля. В соответствии с этими функциями на предприятиях создают соответствующие отделы и службы. Функции управленческих решений могут быть: исходные (пла­новые), организационные, регулятивные и итоговые. По времени действия управленческие решения бывают: перспективные, принимаемые вышестоящим руководством на длительный период; текущие, оперативные и диспетчерские. Текущие решения можно оформлять: в виде годовых (двухлетних) планов деятельности; оперативных и диспетчерских планов деятельности или меро­приятий по устранению отклонений и ликвидации последствий негативных воздействий. Управленческая деятельность — это сочетание раз­личных функций (видов деятельности), каждая из которых долж­на реализовывать поставленную цель в определенной сфере уп­равления. Рассмотрим сущность отдельных функций управленческой де­ятельности. Функция маркетинга в сфере строительного производства — это сбор и анализ всех факторов, относящихся к созданию строитель­ной продукции и услуг и их реализации. Функции планирования — это составление плана с указанием цели, задач, порядка, сроков и методов их решения, требуемых ресурсов, не только оперативного, но и перспективного планиро­вания. Функция регулирования заключается в реализации принципа об­ратной связи. Путем учета и контроля находят недостатки, а путем регулирования и внесения изменений в ход строительства их уст­раняют. Эта функция поддерживает организационную систему уп­равления в нужном состоянии для выполнения очередного плана работ. Функция учета заключается в сборе данных о состоянии объек­та управления и результатах его работы. Эти данные анализируют, отмечают их отклонения от плановых, хранят и группируют для последующего учета. Учет данных может быть оперативный, бух­галтерский и статистический. Функция активизации — это воздействие на персонал путем стимулирования с целью повышения производительности труда, творческой активности, улучшения качества и повышения конку­рентоспособности строительной продукции и услуг. Функция анализа и оценки достигнутых результатов — это под­ведение итогов деятельности в конце каждого этапа управления. По этим итогам определяют: степень достижения целей; эффек­тивность полученных результатов; качество строительной про­ дукции, услуг и работ; недостатки деятельности; расход ресурсов и т. д. Функция контроля необходима для оценки принятых решений и их воздействия на объект управления. Управленческие решения могут быть правовые, экономичес­кие, технические, моральные, экологические. Контроль за этими решениями может быть: предварите льным, текущим, последующим, окончательным. По полноте охвата уп­равленческой деятельности этот контроль может быть общим и специальным. Следует различать функции управления от функций строитель­ного производства. Функции производства, например, это переработка, транспор­тирование и хранение строительных материалов, а функция уп­равления, например, это сбор, обработка и хранение информации по управлению производством. Обе функции зависят от структуры производства и производственных процессов. Главные из них это функции управления. Они определяют со­держание и организацию работы аппарата управления и служат основой для создания структуры управления. По содержанию работы каждой функции устанавливают объем ее работы и число работников в соответствующем отделе или службе. Функции управления классифицируют по видам и группам, по уровням управления (ступеням) и исполнителям и по уровню воз­действия на объект управления и т. п. Функции управления могут быть: общие, раскрывающие содержание процесса; специальные, например, в области строительства: управление НИОКР, проектированием, производством строительных матери­алов, материально-техническим снабжением, транспортом, строи­тельно-монтажными работами и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.