Без сомнения, деятельносгь этого закона имеег огра- ниченную область. Некоторые инстинкты гораздо менее преходящи по сравнению с другими (инстинкты, связан- ные с питанием и самосохранением, почти неизменны);
другие периодически то пропадают, то возвращаются с новой силой, например инстинкты случки и выведения дегенышей. Впрочем, закон изменчивости инстинктов хотя и не имеет абсолютного значения, однако широко распространен в животном мире. Это лучше всею вид- но на частных примерах. В приведенных нами выше фактах отношение кур и телят к человеку было обус- ловлено тем, образовывалась или не образовывалась у них соответствующая привычка в течение первых дней жизни, и потому понятно, отчего инстинкт следования за кем-нибудь и привязанности через несколько дней исчезал и заменялся инстинктом бегства от опасности. Преходящий характер инстинкга привязанности у цып- ляг можно наблюдать по их отношению к наседке. Спал- динг держал несколько цыплят, пока они не подросли, в стороне от матери, и вот что он о них рассказывает:
«Цыпленок, не слышавший в течение первых восьми дней жизни призывного крика матери, начинает относиться к нему совершенно безразлично, как к постороннему звуку. <....> Про одного из цыплят я наверное знаю, что, будучи продержан первые десять дней жизни в стороне от матери, он начал дичиться ее. Наседка гоня- лась за ним, всячески стараясь приманить его, но он упорно уклонялся от курицы, вбегая в дом или броса- ясь к первому встречному человеку. Цыпленок упорно продолжал это делать, даже когда его неоднократно стегали прутиком и вообще жестоко обращались с ним. Его посадили на ночь под наседку, но утром он опять покинул ее».
Инстинкт сосания у всех млекопитающих зрелый уже в момент рождения и ведет к привычке брать грудь, привычке, когорая у людей может сохраняться благо- даря ежедневному упражнению гораздо долее обычных 12—18 мес. Но сам по себе инстинкт этот преходящ, и нелегко заставить взять грудь ребенка, которого в пер- вые дни жизни почему-либо кормили с ложки, не давая ему вовсе груди. То же наблюдалось и на телятах. Ес- ли корова околела, или она не имеет молока, или не да- ет теленку сосать первых два дня и приходится кормить его из рук, то трудно заставить его сосать молоко, ког- да к нему присгавят новую кормилицу. Та легкость, с
?01
какой можно путем искусственного кормления отучить животное кормигься от матери, показывает, что инс- тинкт сосания должен впоследствии совершенно исчез- нуть.
Тот факт, что инстинкты отличаются преходящим характером и что проявления позднейших инстинктов могут модифицироваться под влиянием привычек, сло- жившихся от действия более ранних инстинктов, пред- ставляет гораздо более философское объяснение приро- ды инстинкта, чем предположение об их «искажении» или «о выходе их из границ обычной нормы».
Я имел случай наблюдать шотландскую таксу, ко- торая родилась в декабре на земляном полу конюшни и через шесть недель была перенесена в дом с коврами на полу. Там, будучи четырех месяцев, щенок нередко необыкновенно старательно пытался закапывать на ков- ре разные предметы (например, перчатки), с которыми играл и возился до полного изнеможения сил. Он начи- нал царапать ковер передними лапами, бросал изо рта предмет в якобы вырытую на ковре яму, засыпал его кругом воображаемой землей и уходил прочь, преспо- койно оставив предмет лежать на ковре. Разумеется, все старания были тщетны... В этом возрасте мне слу- чалось наблюдать за подобными действиями раз пять- шесть, впоследствии они никогда не повторялись. В дан- ном случае первоначальный инстинкт исчез, так как отсутствовали условия, которые могли бы превратить его в постоянную привычку. Но предположим, что в распоряжении собаки имеется кусок говядины вместо перчатки, что собака находится не на ковре, а на рых- лой земле, что животное не обеспечено постоянным про- питанием. Тогда, по всей вероятности, у собаки на всю жизнь сделалось бы обыкновением зарывать излишек пищи в землю. Кто может поручиться, что чисто ин- стинктивная сторона./в стремлении зарывать в землю пищу у дикой собаки не отличается столь же преходя- щим характером, как и у описанной нами таксы?
Оставляя в стороне низших животных и обращаясь к человеку, мы видим, что закон изменчивости инстинк- тов подтверждается на изменчивости интересов и стра- стей в течение нашей жизни. У ребенка вся жизнь за- полнена играми, сказками и ознакомлением с внешними свойствами вещей; у юноши на первом плане — систе- матический ряд телесных упражнений, чтение романов, товарищество, пение, любовь и дружба, природа, путе'
шествия и приключения, наука и философия; у взрос- лого человека — политика, самолюбивые планы, стрем- ление к наживе, ответственность перед другими и эго- истические поползновения в житейской борьбе за суще- ствование. Если ребенок одинок в ту пору, когда по- требность в играх и спорте бывает очень велика, не учит- ся играть в мяч, грести, править парусами, кататься на коньках, ловить рыбу, стрелять, то весьма возможно, что и во всю остальную жизнь он не почувствует жела- ния приняться за эти развлечения. Может быть, он впоследствии будет иметь немало удобных случаев вы- учиться всему этому, но 99% вероятности, что он оста- нется ко всему равнодушен и отступится перед необхо- димостью сделать первые шаги по новому пути, а меж- ду тем в более раннем возрасте одна перспектива этой необходимости привела бы его в восторг.
Половое влечение ослабевает от чрезмерного воз- держания; но хорошо известно, что его своеобразные проявления обусловлены почти всецело тем образом жизни, какой ведет индивид в ранний период полового созревания. Влияние дурной среды в ••?тот период делает человека на всю жизнь никуда не годным существом;
целомудрие в юности благоприятно отражается на по- ловых отношениях в более зрелом возрасте. Главным правилом педагогики должно быть следующее: куй же- лезо, пока горячо; нужно сообщать ребенку знания и развивать в нем способности к различным искусствам, предупредив тот момент, когда интерес к изучаемому начнет в нем ослабевать; отзывчивость на разнообраз- ные проявления жизни и интерес к различным предме- там будут иметь важное значение в течение всей по- следующей жизни ребенка. В течение жизни бывают моменты, благоприятные для развития тех или других наклонностей — умения рисовать, собирать зоологиче- ские и ботанические коллекции и т. и.; затем наступает пора знакомства с гармонией механических отношений, с удивительными законами физики и химии; позднее у юноши возникает интерес к психологическому самона- блюдению, к таинственным проблемам метафизики и религии; наконец, человек знакомится с мировой муд- ростью в самом широком смысле этого слова, становясь деятельным участником жигейской борьбы.
В каждой области перечисленных нами родов дея- тельности мы быстро достигаем пресыщения, чисчо по- знавательный интерес к изучаемому предмету ослабева-
ет, и в тех случаях, когда изучение не связано с каким- нибудь исключительным личным интересом, в наших духовных силах устанавливается равновесие и мы про- должаем жить, не расширяя области наших интересов и пользуясь запасом знаний, полученных в более раннюю пору, когда потребность в приобретении знаний и при- вычек отличается особенной живостью и интенсивно- стью. На практике у большинства людей запас идей, приобретенный до 25 лет, составляет весь их умствен- ный багаж до конца жизни, если не считать той дея- тельности, которую они избрали своей специальностью. Мы не можем приобретать новые запасы идей. Если нам приходится в зрелом возрасте приниматься за изучение совершенно незнакомых вещей, то мы всегда испытыва- ем чувство неуверенности в себе и не решаемся сосгав- лять определенного мнения относительно малознакомо- го предмета. Наоборот, то, чему мы выучились в годы живой восприимчивости и инстинктивной любознатель- ности, всегда остается для нас привычным. По отноше- нию к таким объектам мысли у нас постоянно сохра- няется чувство близкого знакомства, благодаря которому даже тогда, когда нам не вполне удается овладеть изу- чаемым предметом, у нас есть сознание нашей власти над ним, и потому в хорошо известной нам области мы никогда не чувствуем себя сбитыми с толку. Исключе- ния здесь только подтверждают общее правило.
Таким образом, важнейшая задача для всякого во- спитателя — умение подметить при формировании ин- стинктов ребенка тот момент, когда данный инстинкт наиболее подготовлен предшествующим развитием. Что касается воспитанников, то высказываемые выше сооб- ражения, может быть, поколеблют в них веру в неогра- ниченность их умственных способностей и вызовут боль- шую сосредоточенность характера. Прочитав эти стро- ки, учащаяся молодежь поймет, быть может, что, како- вы бы ни были приобретенные в данную минуту сведе- ния по физике, политической экономии или философии, они останутся для человека единственными сведениями по этим наукам на всю остальную жизнь.
Перечисление человеческих инстинктов. Вот ччо го- ворит Прейер в своем небольшом талантливом труде «Душа ребенка»: «Человек одарен немногочисленными инстинктивными актами, да и они, за исключением ин- стинктов, связанных с половым влечением, с трудом подмечаются по миновании раннего детства... Ввиду это-
го,— прибавляет он,— нам следует обратить особенное внимание на инстинктивные движения новорожденных, грудных младенцев и малолетних детей» То обстоятель- ство, что инстинктивные акты всего легче распознают- ся в раннем детстве,— вполне естественный результат установленных нами принципов изменчивости инстинк- тов и задерживающего влияния приобретенных привы- чек; но едва ли можно сказать, что инстинкты немного- численны у человека. Прейер подразделяет движения детей на импульсивные, рефлекторные и инстинктивные. К импульсивным он относит случайные, бесцельные дви- жения конечностей, туловища и органов речи, движения, предшествующие образованию восприятия. К числу первоначальных рефлекторных движений принадлежат крик при соприкосновении с воздухом, чихание, сопе- ние, кашель, вздыхание, движения при рвоте, икание, вздрагивание, движения членами при прикосновении к ним и сосание. К ним можно еще прибавить наклон- ность вешаться на руках (in: Nineteenth Century. 1891 Nov.).
Позже возникают другие рефлексы: кусание, хвата- ние предметов руками и поднесение их ко рту, умение сидеть, стоять, ползать и ходить. Не лишено вероятия, что мозговые центры, предназначенные для выполнения трех последних движений, созревают самопроизвольно (так же, как это уже доказано относительно центров летания у птии) и что дети только, по-видимому, обуча- ются держаться на ногах и ходить путем ряда неудач- ных и удачных попыток, так как большинство детей начинают производить эти движения в то время, когда соответствующие центры еще не успели окончательно созреть. Дети различными способами научаются ходить. Наряду с первыми стремлениями к подражанию у де- тей зарождается наклонность придавать осмысленность звукам голоса. Далее немедленно возникает соревнова- ние и наряду с ним драчливость. Страх к определенным объектам дети начинают испытывать очень рано, чув- ство симпатии — гораздо позже, хотя инстинкт симпа- тии (быть может, эмоция симпатии?) и играет такую важную роль в жизни человека. Застенчивость, общи- тельность, наклонность к приобретению развиваются очень рано. Охотничий инстинкт, скромность, любовь, инстинктивная привязанность к родителям и т. д. явля- ются позднее. К 15—16 годам все человеческие инстинк- ты уже достигают полного развития. Следует заметить,
20 —833
что ни одно млекопитающее, даже обезьяна, не имеет такого большого количества инстинктов, как человек. При вполне законченном развитии каждый из этих инс- тинктов породил бы привычку по отношению к извест- ной группе объектов и задержал бы образование при- вычки по отношению к другой группе объектов.
При нормальном развитии ребенка так и бывает, но в цивилизованном обществе при одностороннем разви- тии время, благоприятное для формирования другого инстинкта, упускается, ребенок не находит под рукой соответствующих объектов, и в его душевном складе возникают пробелы, заполнить которые последующий опыт будет не в состоянии. Сравните безукоризненно воспитанного джентльмена с живущим в городе бедным ремесленником или торговцем; первый в юности по ме- ре развития физических и духовных инстинктов находил всегда под рукой соответствующие им объекты, и в ре- зультате он вступает на арену житейской борьбы воо- руженным с ног до головы. В том, для чего окружаю- щая обстановка не могла дать ему соответствующих объектов, для него явился поддержкой спорт, который и позволил ему пополнить пробелы воспитания. Он по- знакомился со всеми сторонами человеческой жизни, будучи моряком, охотником, атлетом, борцом, школь- ником, оратором, светским человеком, дельцом и т. д.
Юность бедного городского мальчика не протекает так счастливо, и в зрелом возрасте в нем не пробужда- ются даже желания испытать все это. Он уже должен считать себя счастливым, если пробелы в развитии инс- тинктов составляют единственную аномалию в его жиз- ни, так как результатом неестественного воспитания не- редко является извращение природных инстинктов.
Описание страха. Чтобы познакомиться ближе хотя бы с одним инстинктом, я рассмотрю подробнее инс- тинкт страха. Страх вызывается теми же объектами, которые возбуждают ярость. Антагонизм этих двух ду- шевных состояний заслуживает в динамике инстинктов особое внимание. Мы одновременно и боимся того су- щества, которое хочет нас убить, и желаем сами убить его. Вопрос о том, какое из этих двух стремлений дол- жно одержать верх, в каждом отдельном случае реша- ется в зависимости от других побочных обстоятельств, которыми обыкновенно руководствуются только суще- ства, одаренные нашими умственными способностями. Разумеется, эти обстоятельства вносят в реакцию неоп-
ределенность; она наблюдается в высших животных, так же, как и в человеке, и потому вовсе не доказывает, будто мы действуем менее инстинктивно, чем они.
Телесные проявления страха чрезвычайно энергичны, наряду с радостью и гневом это одна из трех сильней- ших эмоций, какие только способен испытывать чело- век. Прогресс, наблюдаемый в постепенном развитии животного царства вплоть до человека, характеризует- ся главным образом уменьшением числа случаев, в которых представляются истинные поводы для страха. В частности, в жизни цивилизованных народов стало, наконец, возможным для большого числа людей от ко- лыбели до могилы ни разу не испытать чувства очень сильного страха. Многим из нас надо подвергнуться ду- шевной болезни, чтобы узнать, что такое страх. Вот чем объясняется слепой оптимизм, распространенный в сфере философских и религиозных учений. Ужасы зем- ного существования могут стать для нас надписью на непонятном языке; мы готовы даже усомниться, может ли существо, подобное нам, быть в пасти тигра: такие ужасы рисуются нам в виде картины, которая могла бы украсить ковер на полу той комнаты, где мы так уютно расположились и откуда благодушно смотрим на окружающий мир.
Как бы там ни было, но страх есть неподдельный инстинкт; у человека он — один из самых ранних. Шу- мы, по-видимому, являются главными стимулами стра- ха. Для ребенка, воспитанного внутри дома, большин- cibo шумов вне дома не имеет никакого определенного значения. Они просто пугают его. Вот что пишет по это- му поводу опытный психолог Пере: «Дети от трех до десяти месяцев пугаются гораздо реже под влиянием зрительных, чем под влиянием слуховых впечатлений. У котят (не моложе двух недель) наблюдается обрат- ное явление. Ребенок трех с половиной месяцев среди пожарной сутолоки при виде яркого пламени, от кото- рого разрушались стены, не обнаружил никаких приз- наков удивления или страха, улыбаясь женщине, дер- жавшей его на руках, пока родители выносили имуще- ство. Но звуки рожка при приближении пожарных и шум от колес их машин испугали его, и он заплакал... Я никогда не наблюдал, чтобы ребенок этого возраста пугался даже очень яркой молнии, но мне не раз слу- чалось замечать, что уже самые маленькие дети боятся звуков грома. Таким образом, у детей, мало знакомых
20*
с окружающим миром, страх развивается скорее при посредстве слуховых, чем при посредстве зрительных впечатлений» («Psychologie de 1'enfant»).
У взрослых шум весьма заметно усиливает чувство страха. Вой бури — вот что вызывает главным образом то чувство тревоги, которое мы испытываем в открытом море или на морском берегу. Лежа в постели во время сильного ветра, который своим шумом мешал мне спать, я замечал, что каждый сильный порыв на мгновение останавливал биение моего сердца. Собака, бросаясь с лаем на нас, кажется особенно страшной из-за шума, производимого ею.
У нас вызывают тревогу странные на вид люди и странные животные, как большие, так и маленькие, но особенно пугают люди или животные, приближающиеся к нам с угрожающим видом. Чувство страха, вызывае- мое ими, вполне инстинкчивно и предшествует всякому опыту. Некоторые дети, увидев впервые собаку или кошку, начинают реветь благим матом, после чего ино- гда в течение нескольких недель не удается уговорить их погладить этих животных.
Некоторые гады, и в особенности змеи и пауки, вы- зывают страх, преодолеваемый с большим трудом. Не- возможно точно определить, в какой мере страх именно к этим животным инстинктивен и в какой мере отразил- ся в нас под влиянием услышанных о них рассказов. Я убедился на собственном ребенке в том, что страх к гадам развивается у нас постепенно. Я дал в руки сы- ну живую лягушку, когда ему было шесть—восемь меся- цев, а в другой раз, когда ему было полтора года. В первый раз он быстро схватил ее руками, несмотря на ее оборонительные движения, и в конце концов забрал ее голову себе в рот. Затем выпустил ее из рук, предо- ставив ей полную свободу разгуливать по его груди и лицу и не обнаруживая при этом никакого испуга. Но во второй раз, хотя за это время он не слышал никаких страшных рассказов о лягушке, его почти невозможно было уговорить потрогать ее. Другой мальчик, когда ему был один год, охотно взял в руки очень большого паука, а теперь он боится пауков, но за это время нянька успела напугать его страшными рассказами об этих насекомых. Моя маленькая дочь со дня рождения постоянно видела в доме мопсика, общего любимца на- шей семьи. Около восьми месяцев (если не ошибаюсь) внезапно развился инстинкт страха к собаке и притом
с такой силой, что девочка, несмотря на то что постоян- но видела собаку, не могла к ней привыкнуть. Девочка вскрикивала всякий раз, как собака вбегала в комна- ту, и много месяцев спустя еще не решалась ее погла- дить. Нечего и говорить, что внезапная перемена в от- ношениях ребенка к собаке не была вызвана проявле- ниями злости со стороны животного, так как собака по-прежнему оставалась чрезвычайно ласковой. Двое других моих детей боялись в детстве меха. Подобное же наблюдение приводит Рише. Прейер рассказывает о маленьком ребенке, который начинал кричать от стра- ха, всякий раз как его приносили на берег моря.
Одиночество в детстве служит одним из главных источников страха. Само собой понятно телеологическое значение как этого факта, так и того, что дети, проснув- шись и не найдя около себя никого, проявляют страх непрерывным криком. Черные предметы и в особенно- сти темные места, ямы, пещеры и т. п. вызывают весь- ма сильное чувство страха. Как этот вид страха, так и боязнь одиночесгва, боязнь быть «потерянным» объясняют в настоящее время, согласно модной гипоте- зе, влиянием опыта, унаследованного от предков. Вот что говорит по этому поводу Шнейдер: «Всем известно, что люди, особенно в детстве, боятся входить в темную пещеру или в тенистый лес. Чувство страха при этом, с одной стороны, несомненно, возникает отчасти вслед- ствие того, что мы, согласно читанному и слышанному нами от других, думаем, будто в таких местах могут скрываться опасные звери. Но, с другой стороны, необ- ходимо предположить, что этот страх, вызываемый из- вестным восприятием, до некоторой степени прямо унас- ледован нами. Дети, которых никто никогда не запу- гивал страшными сказками, тем не менее, очутившись в темном месте, пугаются и начинают кричать, в особен- ности если при этом в темноте начинают раздаваться какие-то звуки. Даже взрослый человек, находясь один в лесу ночью, может легко подметить в себе неприят- ное чувство робости, которое неизбежно будет овладе- вать им, хотя он вполне уверен, что кругом нет никакой опасности... Этот страх темноты многие испытывают да- же у себя дома, хотя в темной пещере или в лесу он гораздо сильнее. Подобный инстинктивный страх станет нам вполне понятен, если мы примем во внимание, что нашим диким предкам в течение бесчисленного множе- ства поколений приходилось встречать в пещерах опас-
ных зверей, в особенности медведей, что медведи напа- дали на людей преимущественно в лесу ночью и что, таким образом, между восприятиями темноты, пещер и лесов и чувством страха образовалась неразрывная ассоциация, которая сделалась наследственной» («Der menschliche Wille»).
Высокие места вызывают своеобразное болезненное чувство страха; впрочем, здесь весьма многое зависит от индивидуальных особенностей. Совершенно слепой инстинктивный характер движений, сопровождающих это чувство страха, обнаруживается в том, что они по боль- шей части бесцельны, но рассудок не в состоянии пода- вить их. Очень возможно, что такие движения представ- ляют случайную особенность в организации нервной си- стемы и, подобно морской болезни или любви к музы- ке, не имеют никакого телеологического значения. Этот род страха проявляется у разных лиц столь различным образом и его вредные последствия имеют такой оче- видный перевес над его пользой, что трудно понять, как мог возникнуть такой инстинкт путем естественного от- бора. По анатомическому строению человек — одно из животных, наиболее приспособленных к лазанью по вы- соким местам. Поэтому лучшим психическим дополне- нием к такой организации должна бы быть способность сохранять присутствие духа на высоте, а не страх перед нею.
Вообще, далее известных пределов теоретическое значение страха крайне сомнительно. Некоторая доля робости, несомненно, приспосабливает нас к условиям того мира, в котором мы живем, но пароксизм страха, овладевая человеком, бесспорно, не доставляет ему ни- чего, кроме вреда.
Боязнь сверхъестественного — один из видов страха. Трудно подыскать для этого чувства соответствующий реальный объект, если только не допускать веры в при- видения. Но, невзирая на деятельность «э^яицеств пси- хологических исследований», наука еще не уверовала в реальность выходцев с того света; ввиду этого мы мо- жем только сказать, что известные идеи о сверхъесте- ственных силах, ассоциируясь с определенной реальной обстановкой, производят это своеобразное чувство стра- ха. Может быть, оно представляет сочетание нескольких простейших видов страха. Для получения сильнейшего мистического страха нужно сложение многих обычных элементов ужасного. Таковы одиночество, темнота,
странные звуки, в особенности неприятного характера, неясные очертания каких-то фигур (или ясно очерчен- ные страшные образы) и связанное с головокружением тревожное состояние ожидания. Последний элемент ин- теллектуального характера особенно важен. При виде того, как привычное для нас явление вдруг начинает осуществляться совершенно непредвиденным образом, мы чувствуем, что кровь как бы застыла на мгновение в жилах. У всякого из нас сердце перестало бы биться от страха, если бы стул в нашей комнате вдруг начал сам по себе двигаться по полу. На высших животных, как и на нас, таинственные, необычные явления произ- водят сильное впечатление. Мой друг Брукс рассказы- вал, что с его большим породистым псом сделалось нечто вроде эпилептического припадка, когда пес уви- дел кость, двигающуюся по полу, не замечая нитки, при помощи которой ее двигали.
Подобные же факты приводят Дарвин и Романее. Со сверхъестественными образами ведьм и домовых свя- зываются другие элементы страха: пещеры, болота, га- ды, насекомые, трупы и т. п. Мертвец сам по себе вы- зывает инстинктивное чувство страха, которое, без сом- нения, обусловлено таинственностью смерти и которое при более близком знакомстве с трупом быстро рассеи- вается. Но ввиду того что страх, связанный с образами мертвецов, пещер и гадов, постоянно играет своеобраз- ную роль во многих случаях помешательства и при кош- марах, можно не без основания предположить, не со- ставляла ли эта ужасная обстановка, рисующаяся перед ненормально возбужденным воображением, когда-ни- будь в ранний период существования человека обычных условий его жизни. Ученый-эволюционист, слепо уверо- вавший в гипотезу развития, без труда объяснит такое явление, стоит только предположить, что мы при болез- ненном возбуждении мозга способны впадать в душев- ное состояние пещерного человека, которое при нор- мальных условиях подавлено впечатлениями, унаследо- ванными нами от позднейших поколений.
Известны еще некоторые патологические проявления страха и некоторые особенности в обнаружении обык- новенного страха, которые, пожалуй, можно объяснить с помощью унаследованных воспоминаний об условиях жизни наших предков — людей, даже животных пред- ков. При обыкновенном испуге мы или обращаемся в бегство, или, как бы наполовину парализованные, за-
мираем на месте. Последнее явление напоминает так называемый инстинкт притворной смерти, проявляемый многими животными. Линдсей в книге «Ум животных» замечает, что этот инстинкт требует большого самооб- ладания со стороны тех животных, которые проявляют его. Но на самом деле здесь нет никакой притворной смерти, и потому в самообладании не возникает ника- кой надобности. Это просто временный паралич от страха, паралич, который благодаря своей полезности стал наследственным. Хищное животное вовсе не дума- ет, что неподвижно лежащая птица, насекомое или ра- кообразное мертвы: животное просто не замечает их, так как его чувства, подобно нашим, гораздо скорее воспринимают движущийся, чем неподвижный предмет. Тот же самый инстинкт пробуждает спрятавшегося во время игры в прятки мальчика затаить дыхание, когда ищущий близко подходит к месту, где он скрывается.
Тот же инстинкт проявляет нередко и хищное жи- вотное, когда тихонько приближается к жертве, время от времени приостанавливаясь и оставаясь неподвиж- ным. Противоположный инстинкт побуждает нас под- прыгивать и махать руками, когда мы хотим привлечь чье-нибудь внимание; руководствуясь этим инстинктом, потерпевший кораблекрушение моряк при виде дальне- го паруса начинает неистово махать одеждой с плота, который носит его по волнам. Не представляет ли неко- торой связи с описанным нами инстинктом и то непод- вижное пребывание в скорченной позе, которое наблю- дается у помешанных и меланхоликов и сопровождает- ся общим беспокойством и страхом решительно перед всем на свете. Они не могут объяснить, отчего они бо- ятся пошевелиться, а в неподвижном состоянии чув- ствуют себя удобнее и безопаснее. Разве это явление не представляет большого сходства с состоянием притвор- ной смерти животных?
А вот другое странное болезненное явление, окре- щенное недавно довольно нелепым названием «агора- фобия». Человек, страдающий агорафобией, начинает дрожать от страха всякий раз, когда ему необходимо перейти одному через какое-нибудь открытое место или широкую улицу. Если у него хватает присутствия духа, го под прикрытием экипажа, медленно переезжающего через дорогу, или какого-нибудь прохожего ему удает- ся перебраться на другую сторону. Но обыкновенно он не решается делать это и обходит площадь кругом, дер-
жась как можно ближе домов. Для цивилизованного человека эта эмоция совершенно бесполезна, но обра- тим внимание на постоянно наблюдаемую агора4юбию наших домашних кошек; вспомним также, что многие дикие животные, в особенности грызуны, стремятся всегда быть под каким-нибудь прикрытием и решаются на стремительное бегство по открытому месту только в самом крайнем случае (да и при этом норовят ук- рыться хоть на несколько мгновений за первый попав- шийся по дороге камень или кустик). Приняв в сообра- жение эти факты, мы готовы будем невольно задаться вопросом, не представляет ли агорафобия снова ожив- ший под влиянием болезни инстинкт, который был по- стоянным у наших предков и в общем полезен.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление