Пониженная активность воли. Описанные случаи, а которых импульс к действию слишком силен или задер- жание действия недостаточно велико, представляют резкий контраст с теми случаями, когда импульс к дей- ствию слишком слаб или задержание его слишком вели- ко. В главе «Внимание» описано душевное состояние, при котором мы на несколько минут теряем способность сосредоточиваться на чем-нибудь и наше внимание рас- сеивается. Мы сидим, бесцельно уставив глаза в про- странство, и ничего не делаем. Ничто не задевает нас за живое, внешние впечатления не привлекают нашего внимания. Они воспринимаются нами, но не настолько живо, чтобы вызывать в нас какой-либо интерес. Это индифферентное отношение к некоторой части объектов, входящих в данную минуту в область нашего созна- ния,— нормальное явление. Сильное утомление или ис- тощение может вызвать у нас такое же отношение поч- ти ко всему содержанию нашего сознания; апатия, сход- ная с этим состоянием духа, называется психиатрами абулия и считается душевной болезнью. Для нормаль- ного состояния воли, как я заметил выше, необходимо, чтобы мы отчетливо сознавали область каждого нашего действия и, руководствуясь ею, выполняли последнее. Но при душевной болезни область действия может со< вершенно оставаться без внимания. В таких случаях, несмотря на неповрежденность умственных способно- стей, действие или вовсе не выполняется, или выполня- ется ненадлежащим образом. «Video meliora proboque,
deteriora sequor» (доброе вижу и сочувствую ему, но влекусь к иному)—вот классическая характеристика такого душевного состояния.
В нашей нравственной жизни трагическое обуслов- лено главным образом тем, что нормальная связь меж- ду осознанием истинного плана действия и его осуще- ствлением порвалась, и тем, что известные идеи никак не могут возбудить в нас живого стремления к их реа- лизации. Люди не так различаются между собой по складу чувств и мыслей, как по образу действия. Их идеалы, мотивы их действий далеко не так расходятся между собой, как это можно было бы подумать при раз- личии их судеб. Никто не чувствует так живо разницы между благородными и низкими путями в жизни, как разные горькие неудачники, мечтатели, составители не- осуществимых проектов, спившиеся с круга таланты и т. д., жизнь которых — одно сплошное противоречие ме- жду знанием и действием и которые при всех познани- ях бессильны исправить свой жалкий характер. Иные из них обладают чрезвычайно большими познаниями, в тонкости нравственного чувства они далеко превосхо- дят добропорядочность довольного судьбой буржуа, ко- торый так возмущается их недостойным поведением. И тем не менее это существа вечно недовольные, вечно жалующиеся на горькую участь. Они постоянно выска- зывают догадки, соображения, протестуют против чего- нибудь, вечно колеблются, никогда не принимают окон- чательных решений, обо всем рассуждают в минорном тоне, ограничиваясь выражением своих желаний и тре- бований; стряхнуть с себя апатию и бодро приняться за работу такие люди совершенно неспособны. Можно пред- положить, что в таких характерах, как Руссо и Ре- стиф, низменные импульсы к деятельности преобладали. Эти импульсы для подобных людей как будто исклю- чают всякую возможность более благородного склада жизни. Наряду с низменными импульсами у них в изобилии благородные мотивы к деятельности, но эти мотивы совершенно бессильны повлиять на их поведе- ние, как не влияют на быстро мчащийся поезд крики стоящего у дороги пешехода, который просит подсадить его. До конца жизни такие мотивы являются бал- ластом; и то чувство душевной пустоты, которое начинаешь испытывать, видя, как люди с благород- нейшими чертами характера совершают наихудшие поступки, это чувство—одно из самых тягостных, ка-
22*
кое может испытывать человек в нашем печальном мире.
Усилие сознается нами как некоторый первичный фактор. Теперь нам легко увидеть, когда в состав во- левого акта входит чувство усилия. Это бывает, когда мотивы более редкие, более идеального характера дол- жны одержать перевес над мотивами более привычно- го, импульсивного характера, когда нужно подавить по- рывистые стремления или преодолеть значительные пре- пятствия к действию. «Une ame bien пёе» — счастливое дитя, которому судьба покровительствует от самого рождения, щедро одарив его всякими благами,— редко прибегает в жизни к усилиям воли. Но герои постоянно ими пользуются. Нервные люди также часто нуждают- ся в усилиях воли. При всех этих условиях мы пред- ставляем себе произвольное усилие воли в виде актив- ного напряжения, сообщающего силу тем мотивам, ко- торые в конце концов одерживают верх. Когда на наше тело действуют внешние силы, мы говорим, что в ре- зультате получается движение по линии наибольшего давления или наименьшего сопротивления.
Любопытно, что, с обыденной точки зрения, усилие при волевом акте ведет к иному результату. Разумеет- ся, если мы условимся называть линией наименьшего сопротивления ту, по которой совершается конечное движение, то общий физический закон придется распро- странить и на область волевых актов. Но во всех слу- чаях, где напряжение воли велико и где одерживают верх редкие идеальные мотивы, нам кажется, будто действие совершается по линии наибольшего сопротив- ления и будто нам представлялась возможность в мо- мент совершения действия направить его по линии наи- меньшего сопротивления, но мы предпочли более труд- ный путь. Тот, кто удерживается от криков под ножом хирурга или кто выносит общественный позор во имя долга, думает, что в момент совершения действия он выполняет его по линии наибольшего сопротивления. Он говорит, что победил, преодолел известные соблазны и побуждения.
Лентяи же, подлецы и трусы не выражаются таким образом о своем поведении: лентяи не говорят, чго про- тиводействовали своему трудолюбию, пьяницы — что боролись с трезвостью, трусы —• что подавили в себе храбрость. Все вообще мотивы к действию можно раз- делить на два класса, из которых первый образует при*
Ш
•родные склонности, а второй — идеальные стремления;
человек, отдавшийся чувственным наслаждениям, ни- когда не говорит, что он победил в себе идеальные .стремления, но строго нравственные люди всегда тол- куют о победе над природными склонностями. Человек, привыкший наслаждаться чувственным образом, иногда говорит, что в нем мало нравственной энергии, что он утратил веру в идеал, что он глух к голосу совести и т. п. Смысл этих выражений, по-видимому, тот, что идеальные мотивы могут быть сами по себе подавлены без особенных усилий, склонности же можно преодолеть только действиями, совершаемыми по линии наиболь- шего давления.
В сравнении со склонностями идеальные мотивы ка- жутся столь слабыми, что, по-видимому, только искус- ственным путем можно сообщить им преобладающее значение. Усилие увеличивает интенсивность идеальных мотивов, заставляя нас думать, будто, в то время как сила склонности остается всегда одной и той же, сила идеальных мотивов может быть различных степеней. Но чем обусловлена эта степень усилия, когда с ее помо- щью идеальные мотивы начинают одерживать верх над грубыми чувственными побуждениями? Самой величи- ной сопротивления. Если слабо чувственное побуждение, то и усилие для подавления его должно быть слабым. Чем больше препятствие, тем большее усилие необходи- мо для того, чтобы одолеть его. Поэтому наиболее сжа- тым и соответствующим кажущемуся порядку вещей определением идеального или морального действия мо- жет быть следующее: оно есть действие по линии наи- большего сопротивления. <:...;>
Страдание и наслаждение как источники деятель- ности. Предметы и мысли о предметах служат стимула- ми для наших действий, но наслаждения и страдания, сопровождающие действия, видоизменяют характер по- следних, регулируя их; позднее мысли о наслаждениях и страданиях, в свою очередь, приобретают силу двига- тельных импульсов и мотивов, задерживающих дей- ствия. Для этого не нужно, чтобы с мыслями о наслаж- дении было непременно связано чувство наслаждения:
обыкновенно мы замечаем обратное. «Nessun maggior dolore...» (нет большего мучения...),—говорит Данте. Равным образом с мыслями о страдании может быть связано чувство удовольствия. Воспоминания о минув- шем горе, по словам Гомера, доставляют удовольствие.
Но так как наслаждения весьма усиливают любые вы- зывающие их действия, а страдания затормаживают их, то мысли о страданиях и наслаждениях принадлежат к мыслям, связанным с наибольшей импульсивной и задерживающей силой. Ввиду этого нам необходимо рассмотреть их подробнее, чтобы точно выяснить отно- шение этих мыслей к другим.
Если известное движение приятно, то мы повторяем его до тех пор, пока продолжается связанное с ним приятное ощущение. Как только движение вызвало в нас боль, мышечные сокращения мгновенно прекраща- ются. Движение в этом случае задерживается с такой силой, что человеку почти невозможно преднамеренно, не торопясь, изуродовать или изрезать себя: рука не- вольно отказывается причинять нам боль. Есть немало приятных ощущений, которые, как голько мы начали испытывать их, с неудержимой силой побуждают нас поддерживать в себе ту деятельность, которая вызыва- ет их. Влияние наслаждений и страданий на наши дви- жения так сильно и глубоко, что некоторые философы поспешили сделать скороспелое заключение, будто при- ятные и неприятные ощущения суть единственные сти- мулы к деятельности и будто эти ощущения кажутся иногда отсутствующими во время действия голько по- тому, что представления, с которыми они тогда связа- ны, не играют первенствующей роли в нашем сознании и вследствие этого остаются не замеченными нами.
Такая точка зрения глубоко ошибочна. Как ни важ- но влияние наслаждений и страданий на нашу деятель- ность, они все-таки далеко не единственные стимулы к движению, например в проявлениях инстинктов и эмо- ций они не играют ровно никакой роли. Кто улыбается ради удовольствия улыбаться или хмурится ради удо- вольствия хмуриться? Разве мы краснеем, чтобы избе- жать неприятных ощущений, которые нам придется ис- пытать, если мы не покраснеем? Разве мы проявляем наш гнев, печаль или страх движениями ради какого- нибудь удовольствия? Во всех этих случаях определен- ные движения совершаются роковым образом силой внутреннего импульса, возникающего в нашей нервной системе под влиянием внешнего стимула. Объекты гне- ва, любви, страха, поводы к слезам или улыбкам как в виде непосредственных впечатлений, так и в виде вос- произведенных образов обладают этой своеобразной им- пульсивной силой. Почему известное психическое состоя»
ние обладает этим импульсивным качеством, остается для нас недоступным. Различные психические состоя- ния обладают этим качеством в разной степени и про- являют его по-разному. Оно бывает связано и с чув- ствами наслаждения и страдания, и с восприятиями, и с воспроизведенными представлениями, но ни одно из этих душевных явлений не обладает им по пре« имуществу.
Все состояния сознания (или связанные с ними нерв- ные процессы) по своему существу являются источника- ми известных движений. Объяснить все разнообразие этих движений у различных живых существ и при раз- личных внешних стимулах составляет проблему истории развития. Но каков бы ни был исторический генезис наблюдаемых у нас импульсов, мы должны описывать их в том виде, в каком они проявляются у человека в настоящее время. И психологи, которые считают себя обязанными усматривать в наслаждении и страдании единственные сознательные или полусознательные мо- тивы для импульсов к движению и для задержки дви- жений, являются сторонниками узкой и ложной теле- ологии: последняя есть научный предрассудок. Если мысль о наслаждении может быть стимулом к движе- нию, то, конечно, таким стимулом могут быть также и другие мысли. Каковы эти мысли, можно определить только при помощи опыта. В главах «Инстинкт» и «Эмо- ция» мы видели, что имя им — легион; ввиду этого нам придется или отвергнуть чуть не половину известных нам фактов, или отказаться от мнимо научных упро- щений.
Если в первичных актах человека ощущения наслаж- дений и страданий не играют никакой роли, то в про- изводных действиях в искусственно приобретенных ак- тах, ставших привычными, они имеют так же мало зна- чения. Наши ежедневные действия: одевание, раздева- ние, различные акты при начале работы, во время ее и по окончании — за редкими исключениями не связаны ни с какими чувствами наслаждения или страдания. Это идеомоторные акты. Как я дышу не ради удоволь- ствия дышать, а просто сознаю, что дышу, так и пишу не ради удовольствия писать, а просто потому, что, раз принявшись писать и чувствуя, что голова хорошо рабо» тает и дело подвигается вперед, я вижу, что продолжаю еще писать. Кто станет утверждать, что, рассеянно иг- рая ручкой ножа за столом, он этим доставляет себе
удовольствие или избегает неприятных ощущений? Все подобные действия мы совершаем потому, что не можем в данную минуту удержаться от них; наша нервная система так именно сложилась, что эти действия таким путем проявляются у нас, и для многих бесцельных или прямо «нервических» движений мы не можем привести никаких оснований.
Представьте себе застенчивого и малообщительного человека, который неожиданно получает приглашение на семейный вечер. Бывать на таких вечерах для него сущая пытка, но в нашем присутствии он не решается отказаться и обещает приехать, в то же время прокли- ная себя в душе. Подобные вещи случаются постоянно с каждым из нас, и только люди с необыкновенным са- мообладанием редко испытывают такие состояния. Voluntas invita (подавленная воля), проявляющаяся в подобных случаях, не только показывает, что наши дей- ствия вовсе не должны быть связаны с представлением будущего наслаждения, но и что здесь может даже не быть никакого представления будущего блага. С поня- тием «благо» связано гораздо больше мотивов к дея- тельности, чем с понятием «наслаждение». Но наши дей- ствия бывают столь же часто не связаны с идеей блага, как и с идеей наслаждения. Все болезненные импуль- сы, все патологические idees fixes могут служить при- мерами этому. Иногда дурные последствия придают за- претному акту всю его заманчивость. Снимите запрет с поступка, имеющего дурные последствия, и он утратит привлекательность. <;...:>
Наши действия определяются объектом, на который направлено наше внимание. Интерес объекта — вот главное условие, от которого зависит его способность вызывать или задерживать наши действия. В состав по- нятия «интересное» входит не только приятное и непри- ятное, но и болезненно-привлекательное, и неотвязчиво- преследующее, и даже просто привычное, поскольку различные стороны последнего составляют попеременно объект нашего внимания: «то, что интересует нас» и «то, на что направлено наше внимание», в сущности, си- нонимы. Импульсивность идеи, по-видимому, заключает- ся не в известного рода связи ее с путями моторного разряда (ибо все идеи находятся в том или другом от- ношении к некоторым путям моторного разряда), но, скорее, в некотором явлении, предваряющем действие, именно в стремительности, с которой она способна при-
влечь наше внимание и сделаться господствующей в области нашего сознания. Как только она сделалась господствующей, как только другие идеи оказались не в состоянии занять ее место, связанные с ней по при- роде, движения немедленно выполняются. Иначе говоря, двигательный импульс необходимо следует за ней.
Как мы видели, и в инстинкте, и в эмоции, и в обык- новенном идеомоторном действии, и при гипнотическом внушении, и при болезненных импульсах, и при voluntas invita импульс к движению сообщает просто та идея, которая в данную минуту овладела нашим вни- манием. То же наблюдается и в случае, когда стимула- ми к действию являются наслаждение и страдание; вы- зывая свойственные им волевые действия, они в то же время вытесняют из области сознания другие объекты мысли. То же бывает и при возникновении в нашем со- знании окончательного решения во всех пяти описан- ных нами случаях решимости. Короче говоря, нельзя указать такого случая, где господствующий в нашем со- знании элемент мысли не являлся бы в то же время главным условием, от которого зависит проявление им- пульсивной силы. Еще очевиднее, что он главное усло- вие и для проявления задерживающей силы. Простое представление о мотивах, не благоприятствующих дан- ному импульсу, уже задерживает последний; они нала- гают на известные поступки свое veto, и действия,весь- ма привлекательные при других условиях, становятся невозможными. Какую бодрость и энергию почувство- вали бы мы, если бы могли выкинуть из головы на не- которое время наши колебания, сомнения и опасения!
Воля есть отношение между духом и идеями. Закан- чивая анализ внутренней природы волевого процесса, мы подходим к рассмотрению почти исключительно тех условий, при которых известные идеи достигают преоб- ладания в нашем сознании. Этим простым констатиро- ванием наличия в сознании моторной идеи психология воли, собственно говоря, должна ограничиться. Сопро- вождающие моторную идею движения представляют собой чисто физиологическое явление, обусловленное, согласно физиологическим законам, нервными процесса- ми, соответствующими данной идее. С появлением идеи воление заканчивается, и для самого психического акта воления несущественно, совершилось или нет желанное движение. Я хочу писать — и пишу. Я желаю чихнуть — и не могу. Я желаю, чтобы стол с другого конца ком-
наты самопроизвольно придвинулся ко мне,— он оста- ется неподвижным. Мое желание так же мало может побудить меня чихнуть, как и побудить этот стол при- двинуться ко мне. Но здесь в обоих случаях происходит веление так же, как и тогда, когда я захотел писать.
Словом, воление есть чисто психическое явление, ко- торое всегда налицо там, где есть известное устойчивое состояние сознания в виде моторной идеи. <;...>•
Волевое усилие есть усилие внимания. Итак, мы по- дошли к центральному пункту учения о воле, к выясне- нию вопроса о том, в силу какого процесса мысль об известном действии становится устойчивой в нашем со- знании. В главах об ощущениях, ассоциации и внима- нии мы подробно рассмотрели, при каких условиях про- никают в сознание и делаются в нем устойчивыми мысли, не связанные с усилием. Чтобы не повторяться, ограничимся следующим замечанием: каково бы ни было значение закона ассоциаций и связанных с ними интересов, этот закон остается главным руководящим принципом наших объяснений. Что касается случаев, когда наличие мысли сопровождается психическим яв- лением усилия, то здесь требуется более разъяснений. Для нас должно быть ясно, что для произвольного во- левого акта не требуется ничего иного, кроме внимания, сопряженного с усилием. Короче говоря, в случаях наи- более «произвольного» воления главнейший подвиг во- ли заключается в том, чтобы направить сознание на непривлекательный объект и сосредоточить на нем все внимание. Произойдут ли при этом ожидаемые движе- ния или нет — уже зависит от простой физиологической случайности.
Таким образом, усилие внимания составляет суще- ственную черту волевого акта '. Читатель мог убедиться
• Необходимо строго различать волевое усилие в собственном смысле слова от мышечного усилия, с которым его обыкновенно смешивают. Последнее есть совокупность всех периферических ощущений, вызываемых «применением» мышц. Ощущения эти, когда они массивны, а мышцы несколько утомлены, скорее неприятны, чем приятны, в особенности если сопровождаются одышкой, прили- вом крови к голове, грубым трением по коже пальцев (на руках и ногах) или плеч и напряжением связок. И только в этой неприят- ности напряжения волевое усилие, будучи направлено на осуще- ствление известного малопривлекательного акта, сходно с мышеч- ным. Что волевое усилие нередко связано с мышечным — это про- стая случайность. С одной стороны, иногда требуется большое уси- лие воли при незначительном применении мышечной силы, напри-
в справедливости этого положения из личного опыта, ибо ему наверное случалось когда-нибудь испытать по- рыв бурной страсти. Почему человеку, который пыта- ется отделаться от охватившей его безумной страсти, трудно поступать так, как будто страсть его была бла- горазумна? Разумеется, не вследствие физических при- чин. Физически одинаково легко избежать драки или за- вязать ее, прикарманить чужие деньги или растратить собственные на чужие прихоти, пойти или не пойти на любовное свидание. Трудность здесь заключается в психическом напряжении, в умении найти соответствую- щую благоразумную идею и на ней сосредоточить свое внимание.
При сильном эмоциональном возбуждении мы склон- ны вызывать в себе только те представления, которые благоприятствуют нашей страсти. Если при этом нам приходят в голову иные представления, мы тотчас от- вергаем их и вытесняем из сферы сознания. Если нас охватило радостное настроение, то мы крайне не рас- положены думать о непредвиденных случайностях, ко- торые могут нас постигнуть в будущем; если мы чув- ствуем дурное расположение духа, мысли о торжестве, приятных путешествиях, счастливых любовных приклю- чениях и других радостях жизни не идут нам на ум; ес- ли мы хотим отомстить кому-нибудь, то не чувствуем ни малейшего желания сравнивать врага с собой и на- ходить у обоих сходные черты.
Ничто на свете не способно так раздражать нас, как хладнокровные советы, даваемые нам в момент сильней- шего порыва страсти. Не будучи в состоянии ничего возразить на них, мы начинаем сердиться, ибо с нашей страстью бывает связан какой-то инстинкт самосохра- нения; она будто чует, что холодные соображения, раз забравшись в нашу голову, постепенно ослабят пыл на- ших восторгов и разрушат до основания те воздушные замки, которыми заполнено наше воображение. Таково неизбежное влияние благоразумных соображений на неблагоразумные в тех случаях, когда мы даем себе труд спокойно выслушать приводимые нам резоны.
мер, когда нам нужно утром вставать с постели или мыться в хо- лодной воде. С другой стороны, солдат, стоя неподвижно под гра- дом пуль, должен испытывать неприятное чувство от бездеятель- ности мышц. Волевой акт, который ему приходится выполнять, тот же, какой необходим для мышечного усилия, сопряженного с болью. В обоих случаях тяжела непосредственная реализация идеи.
Ввиду этого страсть стремится окончательно заглушить их слабый голос: «Ах, лучше не думать об этом!»; «Не говорите мне об этом!» ~ вот обычные восклицания ос- лепленных страстью людей, которым приводят разум- ные доводы, идущие вразрез с их стремлениями. Есть что-то холодное, мертвящее, глубоко враждебное нашим жизненным стремлениям в голосе разума, говорящего нам: «Стой! Удержись! Отступись! Оставайся на месте!» Поэтому не мудрено, что большинство людей в минуту увлечения боятся увещания разума, как призрака смерти.
Впрочем, человеком с сильной волей может быть назван только тот, кто неуклонно выслушивает слабый голос разума, не старается выкинуть из головы страш- ные мысли о будущем, а, наоборот, сосредоточивает на неблагоприятных соображениях свое внимание, согла- шается с ними и пытается глубже вникнуть в них, не- взирая на то, что множество иных идей возмущаючся против этих соображений и стремятся вытеснить их из области сознания. Соображения эти, удерживаясь энер- гичными усилиями внимания в нашем сознании, влекут за собой сходные с ними мысли и элементы ассоциаций и в конце концов вызывают в человеке полную пере- мену настроения. А с переменой взгляда на дело и об- раз действия человека меняется, направляется на новый объект мысли, который становится господствующим в его сознании и неизбежно влечет за собой какие-то дей- ствия.
Вся трудность в том, чтобы сделать известный объ" ект мысли господствующим в области сознания. Для этого мы должны, несмотря на то что произвольное те- чение мысли направлено на посторонние предметы, упорно сосредоточивать внимание на нужном объекте, пока он не начнет разрастаться так, чтобы без труда овладеть областью сознания и стать в ней господствую- щим.
Таким образом, напряжение внимания—основной волевой акт. И в большинстве случаев активность во- ли заканчивается в тот момент, когда она оказала до- статочную поддержку объекту мысли, который обыкно- венно сам по себе неохотно удерживается нами в обла- сти ^сознания. Только вслед за этим устанавливается таинственная связь между мыслью и двигательными цен- трами, а затем уже (невозможно даже догадаться, ка- ким именно путем) наступают как необходимый конеч-
ный результат послушные нашей воле движения телес- ных органов.
Из сказанного легко увидеть, что непосредственное применение волевого усилия есть чисто психический факт: вся внутренняя борьба, переживаемая нами при этом, есть чисто психическое явление; вся трудность, которую нам приходится преодолевать при волевом ак- те, заключается в стремлении сделать известный психи- ческий элемент господствующим в области сознания,— короче говоря, все дело заключается в идее, на которую направлена наша воля и которую мы удерживаем, так как в противном случае она ускользнет от нас. Весь подвиг волевого усилия состоит в том, чтобы вынудить у нас согласие на господство определенной идеи в об- ласти нашего сознания. Единственное назначение уси- лия—в достижении такого согласия. Достигнуть же его можно только одним путем: надо задержать в области сознания то соображение, которое должно вызвать в нас согласие, и не давать этому соображению ускользнуть, пока оно не заполнит всю область сознания. <....'> Если данное представление или соображение так или иначе связано с какими-то движениями нашего тела, то, допуская после некоторых усилий его присутствие в об- ласти сознания, мы тем самым совершаем то, что на- зывается произвольным движением. В этом случае при- рода «следует по пятам» за нашим внутренним волевым процессом, немедлено воплощая наши помыслы в дви- жении тела. Как жаль, что она не оказалась еще ве- ликодушнее, не подчинила непосредственно нашей воле и перемены в остальном внешнем мире!
Описывая разумный тип решимости, мы заметили, что к нему относятся обыкновенно те случаи, в которых мы подыскиваем для предстоящего действия аналогич- ный поступок в прошлом. Впрочем, когда мы должны на основании прежних опытов задержать действие, вся изворотливость нашего ума тратится на то, чтобы по- дыскать благоприятный случай, якобы аналогичный дан- ному, в котором действие не задерживалось, и гаким путем, потворствуя нашим страстям, мы санкциониру- ем предосудительное действие. Как много оправданий находит пьяница для выпивки в минуты соблазна! То перед ним новый необыкновенный род вина, который необходимо попробовать как явление, знаменующее шаг вперед по пути умственного прогресса; тем более оно уже разлито по рюмкам — не за окно же выливать его!
сить букву за буквой из какого-нибудь текста Священ- ного писания, то почти всегда это оказывает надлежа- щее физиологическое действие и сон наступает. Толь- ко трудно сосредоточивать внимание на впечатлениях, не представляющих никакого интереса. Мышление, со- средоточение внимания на определенных представле- ниях — вот единственный связанный с моральным уси- лием акт, общий и для здоровых лиц, и для сумасшед- ших, и для людей с повышенной, и для людей с пони- женной активностью воли. Большинство маньяков сознают нелепость своих мыслей, но не могут от них от- делаться вследствие их неотразимости. Разумный образ мыслей по сравнению с дикими фантазиями пред- ставляется им таким бесцветным, прозаически-трезвым, что у них не хватает духу сказать себе: «Пусть этот взгляд на вещи сделается моим постоянным миросозер- цанием». Но при достаточном усилии воли, говорит Ви- ган, таким людям удается на время взвинтить себя и внушить себе, что нелепые фантазии, связанные с рас- стройством мозга, не должны больше приходить на ум. <...>
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление