Мой знакомый, испыгывавший припадки этой ужас- нейшей болезни, рассказывал, что у него центром ду- шевных страданий были сердечная область и дыхатель- ный аппарат, что главное усилие его побороть припа- док заключалось в контролировании дыхания и замедле- нии сердцебиения и что страх исчезал, как только ему удавалось глубоко вздохнуть и выпрямиться. Здесь эмо- цпя есть просто ощущение телесного состояния и при- чиной своей имеег чисто физиологический процесс.
Далее, обратим внимание на то, что всякая телесная перемена, какова бы она ни была, отчетливо или смут-
но ощущается нами в момент появления. Если чита- тель до сих пор не обращал внимания на это обстоя- тельство, то он может с интересом и удивлением заме- тить, как много ощущений в различных частях тела являются характерными признаками, сопровождающи- ми те или другие эмоциональные состояния его духа. Нет оснований ожидать, что читатель ради столь курь- езного психологического анализа будет задерживать в себе самонаблюдением порывы увлекательной страсти, но он может проследить за эмоциями, происходящими в нем при более спокойных состояниях духа, и выводы, справедливые относительно слабых степеней эмоции, могут быть распространены на те же эмоции при боль- шей интенсивности.
Во всем объеме, занимаемом телом, мы при эмоции испытываем очень живо разнородные ощущения, от каждой части нашего тела в сознание проникают раз- личные чувственные впечатления, из которых слагает- ся чувство личности, постоянно сознаваемое человеком. Удивительно, какие незначительные поводы вызывают нередко в сознании эти комплексы чувствований. Буду- чи хотя бы в самой слабой степени огорчены чем-нибудь, мы можем заметить, что наше душевное состояние фи- зиологически всегда выражается главным образом сокращением глаз и мышц бровей. При неожиданном затруднении мы испытываем какую-то неловкость в горле, которая засгавляет нас сделать глоток, прочистить горло и кашлянуть слегка; аналогичные явления наблю- даются во множестве других случаев.
Благодаря разнообразию комбинаций, в которых встречаются органические изменения, сопровождающие эмоции, можно сказать, что всякий оттенок в его целом имеет для себя особое физиологическое проявление, ко- торое так же уникально, как самый оттенок эмоции. Ог- ромное число отдельных частей тела, подвергающихся изменению при данной эмоции, делает столь трудным для человека в спокойном состоянии воспроизвести внеш- ние проявления любой эмоции. Мы можем воспроиз- вести соответствующую данной эмоции игру мышц про- извольного движения, но не можем произвольно вызвать надлежащее возбуждение в коже, железах, сердце и внутренностях. Подобно тому как в искусственном чи- хании недостает чего-то по сравнению с настоящим, так точно не производит полной иллюзии искусственное воспроизведение печали или энтузиазма при отсутствии
надлежащих поводов для возникновения соответствую' щих настроений
Теперь я хочу приступить к изложению самого важ- ного пункта моей теории, который заключается в сле- дующем. Если мы представим себе какую-нибудь силь- ную эмоцию и попытаемся мысленно вычитать из этого состояния нашего сознания одно за другим все ощуще- ния связанных с ней телесных симптомов, то в конце концов от данной эмоции ничего не останется, никакого «психического материала», из которого она могла бы образоваться. В результате получится холодное, безраз- личное состояние чисто интеллектуального восприятия. Большинство лиц, которых я просил проверить мое по- ложение путем самонаблюдения, вполне соглашались со мной, но некоторые упорно продолжали утверждать, что их самонаблюдение не оправдывает этой гипотезы. Многие не могут только понять самого вопроса. Напри- мер, просишь их устранить из сознания всякое чувство смеха и всякую наклонность к смеху при виде смешного предмета и потом сказать, в чем будет тогда заклю- чаться его смешная сторона, не останется ли в созна- нии простое восприятие предмета, принадлежащего к классу «смешных». На это они упорно отвечают, что та- кое физически невозможно и что они всегда вынуждены смеяться, видя смешной предмет. Между тем предло- женная задача заключалась не в том, чтобы, глядя на смешной предмет, на самом деле уничтожить в себе вся- кое стремление к смеху. Это задача чисто спекулятив- ного характера, сводится она к мысленному устранению некоторых чувственных элементов из эмоционального состояния, взятого в его целом, и к определению того, каковы бы были в таком случае остаточные элементы.
Я не могу отрешиться от мысли, что всякий, кто яс- но понял поставленный вопрос, согласится с высказан- ным мной выше положением. Я совершенно не могу во- образить, что за эмоция страха останется в нашем со- знании, если устранить из него чувства, связанные с усиленным сердцебиением, коротким дыханием, дрожью губ, с расслаблением членов, «гусиной» кожей и воз- буждением во внутренностях. Может ли кто-нибудь представить себе состояние гнева и вообразить при этом тотчас же не волнение в груди, прилив крови к лицу, расширение ноздрей, стискивание зубов и стремление к энергичным поступкам, а, наоборот, расслабленные мышцы, ровное дыхание и спокойное лицо? Автор по
крайней мере, безусловно, не может этого сделать. В данном случае, по его мнению, гнев должен совершен- но отсутствовать как чувство, связанное с известными наружными проявлениями, и можно предположить, что в остатке получится только спокойное, бесстрастное суждение, всецело принадлежащее интеллектуальной об- ласти: известное лицо заслуживает наказания.
То же рассуждение применимо и к эмоции печали;
что такое была бы печаль без слез, рыданий, задержки сердцебиения, тоски, сопровождаемой особым ощуще- нием под ложечкой! Лишенное чувственного тона при- знание того факта, что известные обстоятельства весьма печальны,—и больше ничего. То же самое обнаружива- ется при анализе любой другой страсти. Человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть пу- стой звук. Я не утверждаю, что такая эмоция есть не- что, противоречащее природе вещей и что чистые духи осуждены на бесстрастное интеллектуальное бытие; я хочу только сказать, что для нас эмоция, отрешенная от всяких телесных чувствований, есть нечто непредстави- мое. Чем более я анализирую мои душевные состояния, тем более убеждаюсь, что грубые страсти и увлечения, испытываемые мною, в сущности, создаются и вызы- ваются теми телесными переменами, которые мы обык- новенно называем их проявлениями или результатами;
и тем более мне начинает казаться вероятным, что, сде- лайся мой организм анестетичным (нечувствительным), жизнь аффектов, как приятных, так и неприятных, ста- нет для меня совершенно чуждой и мне придется вла- чить существование чисто познавательного, или интел- лектуального, характера. Хотя такое существование и казалось идеалом для древних мудрецов, но для нас, отстоящих всего на несколько поколений от философ- ской эпохи, выдвинувшей на первый план чувственность, оно должно казаться слишком апатичным, безжизнен- ным, чтобы к нему стоило так упорно стремиться.
Моя точка зрения не может быть названа материа- листической. В ней не больше и не меньше материализ- ма, чем во всяком взгляде, согласно которому эмоции обусловлены нервными процессами. Ни один из читате- лей моей книги не возмутится против этого положения, пока оно высказано в общей форме, и если в этом поло- жении кто-нибудь все-таки усмотрит материализм, то только имея в виду те или другие частные виды эмо- ций. Эмоции суть чувственные процессы, которые обу-
словлены внутренними нервными токами, возникающи- ми под влиянием внешних раздражении. Такие процес- сы, правда, всегда рассматривались платонизирующи- ми психологами как явления, связанные с чем-то чрез- вычайно низменным. Но каковы бы ни были физиоло- гические условия образования наших эмоций, сами по себе, как душевное явление, они все равно должны остаться тем, что они есть. Если они глубокие, чистые, ценные по значению психические факты, то, с точки зрения любой физиологической теории, касающейся их происхождения, они останутся все теми же глубокими, чистыми, ценными для нас по значению, каковыми они являются с точки зрения нашей теории. Они заключают в самих себе внутреннюю меру своего значения, и до- казывать при помощи предлагаемой теории эмоций, что чувственные процессы не должны непременно отличать- ся низменным, материальным характером, так же логи- чески несообразно, как опровергать нашу теорию, ссы- лаясь на то, что она ведет к низменному материалисти- ческому истолкованию явлений эмоции.
Предлагаемая точка зрения объясняет удивигельное разнообразие эмоций. Если моя теория верна, то каж- дая эмоция есть результат соединения в один комплекс психических элементов, из которых каждый обусловлен определенным физиологическим процессом. Составные элементы, из которых слагается всякая перемена в ор- ганизме, есть результат рефлекса, вызванного внешним раздражителем. Отсюда немедленно возникает ряд воп- росов, которые резко отличаются от всяких вопросов, предлагаемых представителями других теорий эмоций. С их точки зрения, единственно возможными задачами при анализе эмоций были классификация («К какому роду или виду принадлежит данная эмоция?») или описание («Какими внешними проявлениями характе- ризуется данная эмоция?»). Теперь же дело идет о вы- яснении причин эмоций («Какие именно модификации вызывает в нас тот или другой объект и почему он вы- зывает в нас именно те, а не другие модификации?»).
От поверхностного анализа эмоций мы переходим, гаким образом, к более глубокому исследованию, к ис- следованию высшего порядка. Классификация и описа- ние суть низшие ступени в развитии науки. Как только выходит на сцену вопрос о причинной связи в данной научной области, классификация и описание отступают на второй план и сохраняют значение лишь настолько,
насколько облегчают нам исследование причинной свя- зи. Раз мы выяснили, что причиной эмоций являются бесчисленные рефлекторные акты, возникающие под влиянием внешних объектов и немедленно осознаваемые нами, то нам тотчас становится понятным, почему мо- жет существовать бесчисленное множество эмоций и почему у отдельных индивидов они могут неопределен- но варьировать и по составу, и по мотивам, вызываю- щим их. Дело в том, что в рефлекторном акте нет ни- чего неизменного, абсолютного. Возможны весьма раз- личные действия рефлекса, и эти действия, как извест- но, варьируют до бесконечности.
Короче говоря, любая классификация эмоций может считаться «истинной» или «естественной», коль скоро она удовлетворяет своему назначению, и вопросы вроде «Каково истинное или типичное выражение гнева и страха?» не имеют никакого объективного значения. Вместо решения подобных вопросов мы должны выяс- нять, как могла произойти та или другая экспрессия страха или гнева, и это составляет, с одной стороны, за- дачу физиологической механики, с другой—задачу ис- тории человеческой психики, задачу, которая, как и все научные задачи, по существу, разрешима, хотя и трудно, может быть, найти ее решение. Немного ниже я при- веду попытки, которые делались для этого.
Дополнительное доказательство в пользу моей гео- рии. Если моя теория справедлива, то она должна под- твердиться следующим косвенным доказательством. Со- гласно теории, вызывая в себе произвольно при спокой- ном состоянии духа так называемые внешние проявле- ния той или другой эмоции, мы должны испытывагь и саму эмоцию. Предположение это, насколько его можно было проверить опытом, скорее подтверждается, чем опровергается. Всякий знает, до какой степени бегство усиливает паническое чувство страха и как может воз- расти чувство гнева или печали, если дать волю их внеш- ним проявлениям. Возобновляя рыдания, мы усили- ваем в себе чувство горя, и каждый новый припадок плача еще более вызывает горесть, пока не наступает. наконец, успокоение, обусловленное утомлением и види- мым ослаблением физического возбуждения. Всякий знает, как в гневе мы доводим себя до высшей точки возбуждения, воспроизводя несколько раз подряд внеш- ние проявления этой эмоции.
Подавите в себе внешнее проявление страсти и она
замрет в вас. Прежде чем отдаться вспышке гнева, по- пробуйте сосчитать до десяти — и повод к гневу пока- жется вам до смешного ничтожным. Чтобы придать се- бе храбрости, мы свистим и тем действительно придаем себе уверенность. Но попробуйте просидеть целый день в задумчивой позе, поминутно вздыхая и отвечая упав- шим голосом на расспросы окружающих, и вы тем еще усилите ваше меланхолическое настроение. В нрав- ственном воспитании все опытные люди признали чрез- вычайно важным правило: если мы хотим подавить в себе нежелательное эмоциональное влечение, мы дол- жны терпеливо и сначала хладнокровно воспроизводить внешние движения, соответствующие желательным для нас душевным настроениям. Результатом упорных уси- лий в этом направлении будет то, что злобное, подав- ленное состояние духа исчезнет и заменится радостным и кротким настроением. Расправьте морщины на челе, проясните взор, выпрямите корпус, заговорите в мажор- ном тоне, весело приветствуя знакомых, и если у вас не каменное сердце, то вы невольно поддадитесь мало- помалу благодушному настроению.
Против сказанного можно привести тот факт, что, по словам многих актеров, превосходно воспроизводя- щих голосом, мимикой и телодвижениями внешние про- явления эмоций, они при этом не испытывают никаких чувств. Другие, впрочем, согласно свидетельству Арче- ра, который собрал по этому вопросу среди актеров любопытные статистические сведения, утверждают, чго в тех случаях, когда им удавалось хорошо сыграть роль, они переживали все соответствующие эмоции. Это раз- ногласие между артистами объясняется весьма просто. В экспрессии каждой эмоции внутреннее органическое возбуждение может быть у некоторых лиц совершенно подавлено, а вместе с тем в значительной степени ос- лаблена и сама эмоция; другие же лица не обладают такой способностью. Актеры, испытывающие во время игры эмоции, не способны, не испытывающие эмоций — способны совершенно диссоциировать и их экспрессию.
Ответ на возможное возражение. Мне могут возра- зить, что иногда, задерживая проявления эмоции, мы ее усиливаем. Мучительно то состояние духа, которое ис- пытываешь, когда обстоятельства заставляют удержать- ся от смеха; гнев, подавленный страхом, превращается в сильнейшую ненависть. Наоборот, свободное прояв- ление эмоций дает облегчение. Возражение это скорее
кажущееся, чем реально обоснованное. Во время экс- прессии эмоция всегда чувствуется. После экспрессии, когда в нервных центрах совершился нормальный раз- ряд, мы более не испытываем эмоции. Но когда экспрес- сия в мимике подавлена, внутреннее возбуждение в груди и животе может проявляться с большей силой, как, например, при подавленном смехе; иногда эмоция вследствие комбинации вызывающего ее объекта с за- держивающим ее влиянием перерождается в совершен- но другую эмоцию, которая, быть может, сопровожда- ется иным и более сильным органическим возбуждением. Если бы я хотел убить врага, но не осмелился сделать этого, моя эмоция была бы совершенно иной, чем та, которая овладела бы мной в случае, когда бы я осу- ществил свое желание. В общем это возражение несо- стоятельно.
Более тонкие эмоции. В эстетических эмоциях теле- сное возбуждение и интенсивность ощущений могут быть слабы. Эстет может спокойно, без всякого телесного возбуждения, чисто интеллектуальным путем, оценить художественное произведение. Однако произведения ис- кусства могут вызывать чрезвычайно сильные эмоции, и в этих случаях опыт вполне гармонирует с нашими тео- ретическими положениями. Согласно моей теории, ос- новными источниками эмоции являются центростреми- тельные токи. В эстетических восприятиях (например, музыкальных) главную роль играют центростремитель- ные токи независимо от того, возникают ли наряду с ними внутренние органические возбуждения или нет. Са- мо произведение искусства представляет объект ощуще- ния, и поскольку эстетическое восприятие есть объект непосредственно грубого, живо испытываемого ощуще- ния, постольку и связанное с ним эстетическое наслаж- дение грубо и ярко.
Я не отрицаю, что могут быть тонкие наслаждения, иначе говоря, могут быть эмоции, обусловленные исклю- чительно возбуждением центров совершенно независимо от центростремительных токов. К таким чувствованиям можно отнести чувство нравственного удовлетворения, благодарности, любопытства, облегчения после решения задачи. Но слабость и бледность этих чувствований, ког- да они не связаны с телесными возбуждениями, весьма резко контрастируют с более грубыми эмоциями. У лиц, одаренных чувствительностью и впечатлительностью, тонкие эмоции всегда бывают связаны с телесным воз-
буждением: нравственная справедливость отражается в звуках голоса или в выражении глаз и т. п. То, что мы называем восхищением, всегда связано с телесным воз- буждением, хотя мотивы, вызвавшие его, могли быть чисто ителлектуального характера. Если ловкое дока- зательство или блестящая острота не вызывают в нас настоящего смеха, если мы не испытываем телесного возбуждения при виде справедливого или великодушно- го поступка, то наше душевное состояние едва ли мож- мо назвать эмоцией. Фактически здесь происходит про- сто интеллектуальное восприятие явлений, которые от- носятся нами к группе ловких, остроумных или спра- ведливых, великодушных и т. д. Подобные состояния сознания, заключающие в себе простое суждение, сле- дует отнести скорее к познавательным, чем к эмоцио- нальным душевным процессам.
Описание страха. На основании соображений, выска- занных мной на с. 273, я не стану приводить здесь ника- кого перечисления эмоций, никакой классификации и никакого описания их симптомов. Почти все это чита- тель может вывести из самонаблюдения и наблюдения за окружающими. Впрочем, как образец лучшего опи- сания симптомов эмоции я приведу дарвиновское опи- сание страха: «Страху нередко предшествует изумление и так тесно бывает с ним связано, что оба немедленно оказывают действие на чувства зрения и слуха. В обоих случаях глаза и рот широко раскрываются, брови при- поднимаются. Испуганный человек в первую минуту останавливается как вкопанный, задерживая дыхание и оставаясь неподвижным, или пригибается к земле, как бы стараясь инстинктивно остаться незамеченным. Серд- це бьется быстро, с силою ударяясь в ребра, хотя край- не сомнительно, чтобы оно при этом работало более усиленно, чем обыкновенно, посылая больший против обыкновенного приток крови ко всем частям тела, так как кожа при этом мгновенно бледнеет, как перед на- ступлением обморока. Мы можем убедиться в том, что чувство сильного страха оказывает значительное влия- ние на кожу, обратив внимание на удивительное мгно- венно наступающее при этом выделение пота.
Потоотделение тем замечательнее, что поверхность кожи при этом холодна (откуда возникло и выражение «холодный пот»), между тем как при нормальном выде- лении пота из потовых желез поверхность кожи быва- ет горяча. Волосы на коже становятся при этом дыбом,
и поверхностные мышцы начинают дрожать. В связи с нарушением нормального порядка в деятельности серд- ца дыхание становится учащенным. Слюнные железы перестают правильно действовать, рот высыхает и часто то открывается, то снова закрывается. Я заметил гак- же, что при легком испуге является сильное желание зевать. Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно прежде всего замечается на губах. Вследствие этого, а также вследствие сухости рта голос становится сиплым, глухим, а иногда и совершенно пропадает (obstupui steteruntque comae et vox faucibus haesit). <...> Когда страх возрастает до агонии ужаса, мы получаем новую картину эмоциональных реакций. Сердце бьется совер- шенно беспорядочно, останавливается, и наступает об- морок: лицо покрыто мертвенной бледностью; дыхание затруднено, крылья ноздрей широко раздвинуты, губы конвульсивно двигаются, как у человека, который зады- хается, впалые щеки дрожат, в горле происходит гло- тание и вдыхание, выпученные, почти не покрытые ве- ками глаза устремлены на объект страха или безоста- новочно вращаются из стороны в сторону (hue illuc volvens oculos totumque pererrat). Говорят, что зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют или приходят в конвульсивные движения, ку- лаки попеременно то сжимаются, то разжимаются, не- редко эти движения бывают судорожными. Руки быва- ют или простерты вперед, или могут беспорядочно ох- ватывать голову. Гагенауэр видел этот последний жест у испуганного австралийца. В других случаях появля- ется внезапное неудержимое стремление обратиться в бегство, это стремление бывает столь сильно, что самые храбрые солдаты могут быть охвачены внезапной пани- кой» («Origin of the Emotions»).
Происхождение эмоциональных реакций. Каким пу- тем различные объекты, вызывающие эмоцию, порож- дают. в нас определенные виды телесного возбуждения? Этот вопрос поднят весьма недавно, но были уже сде- ланы с тех пор интересные попытки ответить на него. Некоторые виды экспрессии можно рассматривать как повторение в слабой форме движений, которые прежде (когда еще они выражались в более резкой форме) бы- ли полезны для индивида. Другие виды экспрессии мож- но считать воспроизведением в слабой форме движений, которые при иных условиях являлись необходимыми фи-
зиологическими дополнениями полезных движений. При- мером подобных эмоциональных реакций при гневе или страхе может служить прерывистость дыхания, которая представляет, так сказать, органический отголосок, не- полное воспроизведение того состояния, когда человеку приходилось действительно тяжело дышать в борьбе с врагом или в стремительном бегстве. Таковы по край- ней мере догадки Спенсера по этому вопросу, догадки, подтвержденные со стороны других ученых. Спенсер также, насколько мне известно, первым высказал пред- положение, что другие движения при страхе и гневе можно рассматривать в качестве рудиментарных дви- жений, которые первоначально были полезными.
«Испытывать в слабой степени,— говорит он,— пси- хические состояния, сопровождающие получение ран или обращение в бегство,— значит, чувствовать то, что мы называем страхом. Испытывать в слабой степени душевные состояния, связанные со схватыванием добы- чи, убиванием и съедением ее, все равно что желать схватить добычу, убить и съесть. •<...> Сильный страх выражается криком, стремлением к бегству, сердечным трепетом, дрожью,— словом, симптомами, сопровождаю- щими действительные страдания, испытываемые от объ- екта, который внушает нам страх. Страсти, связанные с разрушением, уничтожением чего-нибудь, выражают- ся в общем напряжении мышечной системы, в скреже- те зубами, выпусканин когтей, расширении глаз и фыр- кании — все это слабые проявления тех действий, кото- рыми сопровождается убивание добычи. К этим объек- тивным данным всякий может прибавить из личного опыта немало фактов, значение которых так же понят- но. Каждый может на самом себе убедиться, что душев- ное состояние, вызываемое страхом, заключается в представлении некоторых неприятных явлений, ожидаю- щих нас впереди, и что душевное состояние, вызывае- мое гневом, заключается в представлении действий, свя- занных с причинением кому-нибудь страдания».
Принцип переживания в слабой форме реакций, по- лезных для нас при более резком столкновении с объ- ектом данной эмоции, нашел себе немало приложений в опыте. Такие мелкие детали, как оскаливание зубов, обнажение верхних зубов, скашивание рта на сторону, рассматриваются Дарвином как нечто унаследованное нами от предков, которые имели большие глазные зубы (клыки) и при нападении на врага оскаливали их (как
286.
это делают собаки). Подобным же образом, согласно Дарвину, поднимание бровей при направлении внима- ния на что-нибудь внешнее, раскрывание рта при изум- лении обусловлены полезностью этих движений. Под- нимание бровей связано с открыванием глаз, чтобы луч- ше видеть, раскрывание рта — с напряженнейшим слу- шанием и быстрым вдыханием воздуха, обыкновенно предшествующим мышечным напряжениям. По Спенсе- ру, расширение ноздрей при гневе есть остаток дей- ствий, к которым прибегали наши предки, вдыхая носом воздух во время борьбы, когда они захватывали зуба- ми часть тела противника (!). Дрожь во время страха, по мнению Мантегацца, имеет своим назначением разо- гревание крови (!). Вундт полагает, что покраснение ли- ца и шеи есть процесс, уравновешивающий давление на мозг крови, приливающей к голове вследствие внезап- ного возбуждения сердца,
Вундт и Дарвин утверждают, что то же назначение имеют слезы: вызывая прилив крови к лицу, они от- влекают ее от мозга. Сокращение мышц около глаз, которое в детстве предохраняет глаза от чрезмерного прилива крови во время крика у ребенка, сохраняется у взрослых в виде нахмуривания бровей, которые всегда немедленно хмурятся, когда мы сталкиваемся с чем-ни- будь неприятным или трудным. «Так как привычка хмуриться перед каждым припадком крика или плача поддерживалась у детей в течение бесчисленного ряда поколений,— говорит Дарвин,— то она прочно ассоции- ровалась с чувством наступления чего-то бедственного или неприятного. Затем при аналогичных условиях она возникла и в зрелом возрасте, хотя никогда не дохо- дила до припадка плача. Крик и плач мы начинаем произвольно подавлять в ранний период жизни, от на- клонности же хмуриться едва ли можно когда-либо оту- читься».
Другой принцип, которому Дарвин, по-видимому, не отдает полной справедливости, может быть назван прин- ципом аналогичного реагирования на аналогичные чув- ственные стимулы. Есть целый ряд определений, кото- рые мы употребляем в качестве метафор, говоря о впе- чатлениях, принадлежащих различным чувственным об- ластям: опытные впечатления всевозможных классов могут быть сладки, богаты или прочны, ощущения всех классов могут быть остры. Согласно с этим Вундт и Пидерит рассматривают многие из наиболее выразитель-
пых реакций на моральные мотивы как символически употребляемые выражения вкусовых впечатлений. Наше отношение к впечатлениям, имеющим аналогию с ощу- щениями сладкого, горького, кислого, выражается в движениях, сходных с теми, которыми мы передаем со- ответствующие вкусовые впечатления. «Все душевные состояния, которые язык метафорически обозначаег горь- кими, терпкими, сладкими, характеризуются мимиче- скими движениями рта, представляющими аналогию с вы- ражением соответствующих вкусовых впечатлений. Ана- логичная мимика наблюдается в выражениях отвра- щения и довольства. Выражение отвращения есть на- чальное движение для извержения рвоты; выражение довольства аналогично улыбке человека, сосущего что- нибудь сладкое или пробующего что-нибудь губами.
Обычный жест отрицания — вращение головы из стороны в сторону около ее оси — есть остаток того дви- жения, которое обыкновенно производят дети, чтобы вос- препятствовать чему-нибудь неприятному проникнуть им в рот, и которое можно постоянно наблюдать в детской. Это движение возникает у нас в случае, когда стимулом является даже простая идея о чем-нибудь неблагопри- ятном. Подобным же образом утвердительное кивание головы представляет аналогию с нагибанием ее для принятия пищи. У женщин аналогия между движения- ми, связанными вполне определенно первоначально с обонянием, и выражением морального и социального презрения и антипатии настолько очевидна, что не тре- бует пояснений. При удивлении и испуге мы мигаем, хотя для глаз наших нет никакой опасности; отворачи- ванис глаз на мгновение может служить вполне надеж- ным симптомом того, что ваше предложение пришлось не по вкусу данному лицу и вас ожидает отказ». Этих примеров достаточно для того, чтобы показать, что та- кие движения экспрессивны по аналогии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление