Гений и рутина привычного мышления. Замечание Штейнталя вполне выясняет глубокое различие между психологическими концептами и тем, что мы называем концептами в логике. В логике понятие неизменно, но то, что мы называем «понятиями о вещах» в обыденном смысле слова, изменяется при употреблении. Наука по- ставила себе цель добиться такой адекватности и точ- ности понятий, при которой нам нет надобности более изменять их. В наших умах идет постоянная борьба за их обновление. Наше воспитание есть непрестанный компромисс между консервативным и прогрессивным
факторами. Каждый новый опыт должен быть отнесен нами под известную рубрику, обнимающую некоторую группу впечатлений из минувшего опыта. Вся задача при этом заключается в подыскании такой рубрики, которая нуждалась бы в наименьшей модификации для того, чтобы под нее можно было подвести новый факт.
Некоторые жители Полинезии, впервые увидев ло- шадей, стали называть их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их языке наиболее подходящей для ни- когда не виданного животного — лошади. Мой двухго- довалый сын играл целую неделю с апельсином, кото- рый увидел в первый раз, называя его мячиком. Его кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ре- бенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его кар- тошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название. Складной карманный пробочник мальчик не колеблясь назвал «дурные нож- ницы».
Немногие из нас могут с легкостью образовывать но- вые рубрики и подводить под них новые впечатления опыта. Большинство все более и более порабощаются привычным запасом концептов и все более и более теря- ют способность ассимилировать новые впечатления в непривычных комбинациях. Короче говоря, рутина при- вычного мышления составляет для каждого из нас в известный момент жизни предел «его же не прейдеши». Явления, идущие вразрез с установившимся, привычным способом апперцепции, просто-напросто не принимают- ся в расчет — игнорируются нами; или в тех случаях, (когда мы вынуждены признать их существование, через ^утки признанные нами факты снова как бы исчезают |для нас, и малейшие следы неассимилированных фак- тов совершенно улетучиваются из нашего сознания. В сущности гениальность заключается почти только в способности воспринимать объекты не совсем обычным, не рутинным путем.
В то же время с детства и до конца жизни ничего не может быть приятнее умения ассимилировать новое со старым, встречать всякое новое явление, дерзко на- рушающее установившиеся в нашем уме группы кон- цептов, разоблачать его загадочность и заносить его в старые, давно установленные группы, в область знако- мых явлений. Победоносное ассимилирование нового со старым есть, в сущности, типичная черта всякого
227.
интеллектуального удовольствия. Жажда подобного ас- симилирования составляет научную любознательность. Отношение нового к старому, пока не совершилась ас- симиляция, выражается в удивлении. Мы не питаем любопытства и не испытываем удивления по отноше- нию к вещам, настолько превышающим доступное нам познание, что мы не имеем концептов, под которые мог- ли бы подвести их, и мерок, при помощи которых могли бы наглядным образом их измерить'.
Фиджийцы, как рассказывает Дарвин, удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вы- зывали у них удивления. Только то, что нам хоть отча- сти знакомо, возбуждает у нас жажду дальнейшего знания. Сложнейшие по устройству ткацкие фабрики, обширнейшие металлические сооружения для большин- ства из нас, так же как вода, воздух или земля, просто- напросто представляют собой обыденные явления, не вызывающие в нас никаких идей. Нет ничего удиви- тельного, что выгравированная на медной пластинке надпись красива. Но если нам покажут рисунок пером такого же достоинства, это невольно вызовет в нас удив- ление искусством художника. Одна старая дама, с вос- хищением рассматривая картину академика, спросила его: «Неужели вы это сделали рукой?»
Физиологический процесс, обусловливающий вос- приятие. Мы уже достаточно подробно рассмотрели вос- приятие и можем дать общую формулировку его за- кона: в то время как часть объекта восприятия прони-
' Великое педагогическое правило заключается в следующем:
всякий новый отрывок знаний следует связывать с каким-нибудь образовавшимся в уме ребенка интересом, т. е., иначе говоря, ка- ким-нибудь путем ассимилировать этот отрывок с заранее приобре- тенными сведениями. Отсюда вытекает преимущество, получаемое из сравнивания отдаленного и чуждого непосредственному опыту с близким и знакомым и неизвестного с известным, из связывания сообщаемых сведений с личным опытом ученика. Предположим, учитель рассказывает ученику о расстоянии от Земли до Солнца;
в таком случае всего лучше задать ученику вопрос: «Если бы кто- нибудь с Солнца вздумал выстрелить прямо в вас и вы бы заме- тили это в момент выстрела, что бы вы сделали?» — «Я бы отско- чил в сторону»,— ответит ученик. Тогда учитель может сказать:
«Вам нет необходимости отскакивать, вы можете преспокойно лечь спать у себя в комнате и снова встать на другой день, прожить спокойно до совершеннолетия, выучиться торговле, достигнуть мое- го возраста, тогда только ядро станет к вам приближаться и вам нужно будет отскочить. Итак, видите, как велико расстояние от Солнца до Земли»,
Kaei в наше сознание посредством органов чувств от внеч него объекта, другая часть (и она может быть наи- бол1 шей) проникает изнутри, из недр нашего сознания. В с; щности, это простое констатирование того, что нерв- ные центры суть органы, реагирующие на чувственные впе' атления, и что, в частности, полушария наши пред- назг ачены для того, чтобы воспоминания о минувшем опыц'е могли участвовать в этой реакции. Конечно, та- каяь общая формулировка туманна. Если мы попытаем- ся Придать ей точное значение, то всегда естественнее все о будет предположить, что мозг реагирует по пу- тям! которые проложены впечатлениями предшествую- щего опыта и при возбуждении которых мы получаем вероятное восприятие, восприятие того, что прежде чаг,е всего вызывало аналогичную реакцию. Реакция полушарий выражается в возбуждении некоторых групп неявных путей токами, вызываемыми впечатлениями вне- шнего мира. Психологически этому физиологическому процессу соответствует своеобразный импульс, именно мы<Ьли о наиболее вероятном объекте восприятия. Далее в Анализе этого процесса мы едва ли можем идти.
^Галлюцинации. Мы видели, что между нормальным восприятием и иллюзией нет резкого различия, так как психофизиологические процессы, связанные с тем или другим явлением, тождественны. Последние виды ил- 'лкКзий, описанные нами, почти могут быть названы галлюцинациями. Рассмотрим теперь этот вид ложных во:приятий. Обыкновенно различие между галлюцина- ций и иллюзией мы усматриваем в том, что иллюзия порождается некоторым внешним объектом, при гал- люцинации же всякий объективный стимул отсутствует. МЭл сейчас увидим, что те ученые, которые отвергают нг^личие объективных стимулов при галлюцинации, оши- баются и что галлюцинации нередко бывают только крайним проявлением обыкновенного процесса восприя- тия, когда вторичная мозговая реакция ненормально перевешивает периферический стимул, вызывающий дея- тельность мозговых центров. Галлюцинации, как прави- ли!, появляются внезапно и не зависят от нашего произ- вела. Они обладают весьма различными степенями объ- ективной реальности. В этом отношении я должен пре- достеречь читателя от весьма распространенной невер- ной точки зрения: обыкновенно в галлюцинации видят о2)раз, ошибочно проектируемый человеком вовне. Но Годная галлюцинация есть нечто гораздо большее, чем с
образ, спроектированный в пространство. С субъектив- ной точки зрения галлюцинация есть ощущение столь же живое и столь же реальное, как и то, которое мы воспринимаем при наличии вне нас реального объекта. Вся разница лишь в том, что в одном случае восприни- маемый объект имеется, а в другом случае его нет.
Более слабые степени галлюцинации называются псевдогаллюцинациями. Определенное различие между теми и другими было сделано всего несколько лет назад. Псевдогаллюцннации отличаются от обычных продуктов памяти и воображения большей живостью, тонкостью, детальностью, устойчивостью, немотивированностью и самопроизвольностью в том смысле, что при всех усили- ях нашей душевной деятельности мы не в состоянии вызвать псевдогаллюцинации по собственному желанию, У Кандинского был больной, который после приема опиума или гашиша имел обильные псевдогаллюцина- ции. Так как этот больной обладал в то же время боль- шой силой зрительного воспроизведения и был обра- зованным врачом, то он легко мог сравнивать все три психических явления. Псевдогаллюцинации, хотя и про- ектируются вовне (обыкновенно не далее предельного отчетливейшего зрения, на расстоянии примерно фута от глаз), не имеют того характера объективной реаль- ности, которым обладают галлюцинации, но в то же время отличаются от образов зрительного воспроизве- дения почти полной невозможностью вызывать их по желанию. В огромном большинстве случаев «голоса», слышимые некоторыми лицами, суть псевдогаллюцина- ции независимо от того, вводят они в заблуждение дан- ное лицо или нет. Эти звуки описываются людьми, ко- торые их слышат, как «внутренний голос», хотя подоб- ный голос отличается от так называемой мысленной речи самого субъекта. Я знаю многих лиц, которые, спо- койно и внимательно прислушиваясь к «внутреннему голосу», слышат совершенно непредвиденные замечания. Указанные душевные состояния — обычное явление при умопомешательстве, они могут разрастись до живой и вполне объективированной галлюцинации; последняя как спорадическое явление довольно обыкновенна, а у некоторых индивидов бывает часто. Статистические све- дения о галлюцинациях, собранные Гэрнеем, привели к следующим результатам: примерно на каждые десять человек хоть один раз в жизни имел очень яркую гал- люцинацию. Следующий рассказ здоровой женщины
может дать понятие о том, что такое галлюцинация:
«Когда я была еще 18-летней девушкой, однажды вече- ром крупно поспорила с человеком значительно старше меня. В порыве раздражения я машинально взяла тол- стую костяную вязальную иглу, лежавшую на камине, и изломала ее во время разговора на мелкие кусочки. В разгаре спора мне очень захотелось узнать мнение моего брата, с которым я была дружна. Я обернулась и увидела его сидящим у противоположного конца сто- ла с руками, скрещенными на груди (что было мало свойственной ему позой): к великому моему смущению, я заметила на его губах саркастическую усмешку, ко- торая свидетельствовала о том, что он не сочувствует мне, о том, что он, как я бы сказала тогда, «не за ме- ня». Удивление охладило мой пыл — и спор прекратил- ся. Через несколько минут, желая заговорить с братом, я обернулась к нему, но не увидела его. Я спросила при- сутствующих, когда он вышел из комнаты; мне сказали, что его вовсе здесь не было; я не поверила, думая, что он вошел в комнату на минуту и вышел из нее, не бу- дучи никем, кроме меня, замечен. Часа через полтора он вернулся домой и не без труда убедил меня, что це- лый вечер находился вдали от дома».
Галлюцинации при горячечном бреде представляют смесь псевдогаллюцинаций, настоящих галлюцинаций и иллюзий. В этом отношении они сходны с галлюцина- циями, вызванными опиумом, гашишем или белладон- ной. Самая обыкновенная галлюцинация заключается в том, что вы слышите, как вас кто-то называет по име- ни. Почти половина спорадических случаев, собранных мной, относится к этому типу.
Галлюцинация и иллюзия. Галлюцинации легко вы- зываются словесным внушением у лиц, подверженных гипнозу. Покажите такому человеку пятно на листе бу- маги и скажите, что это фотографический портрет гене- рала Гранта, и испытуемый увидит на месте пятна фо- тографию. Пятно придает объективный характер обра- зу, а внушенное понятие о генерале сообщает пятну определенную форму. Заставьте испытуемого рассмат- ривать пятно сквозь увеличительное стекло; удвойте •изображение пятна при помощи призмы или надавли- вая на глазное яблоко, отразите пятно в зеркале, пере- верните вверх ногами, наконец, сотрите его, и пациент скажет, что «портрет» увеличился в размерах, удвоился, отразился в зеркале, был перевернут и, наконец, исчез.
Согласно психологической терминологии Бинэ, пятно на бумаге есть внешнее point de repere (опорная точка), которое необходимо для того, чтобы придать внушен- ному образу характер объективной реальности, и без которого испытуемый получит только мысленный образ предмета. Бинэ показал, что подобные периферические points de repere играют роль в огромном количестве не только гипнотических галлюцинаций, но и галлюцина- ций душевнобольных. У последних галлюцинации быва- ют нередко односторонними, т. е. пациент слышит «го- лоса» только с одной стороны или видит какую-нибудь фигуру, только когда один его глаз открыт.
В подобных случаях весьма часто удавалось вполне точно доказать, что болезненный процесс во внутреннем ухе или помутнение преломляющих свет жидкостей в глазу были начальным стимулом для того нервного то- ка, который, проникнув в пораженные слуховые или зрительные центры, вызвал своеобразные психические явления в виде известных идей. Галлюцинации, получен- ные таким путем, суть иллюзии, и теория Бинэ, утверж- дающего, что всякая галлюцинация имеет первоначаль- ным стимулом периферическое раздражение, может быть названа попыткой свести галлюцинации и иллюзии к общему типу, именно к тому, к которому принадлежит нормальное восприятие. Согласно Бинэ, и в восприятии, и в галлюцинации, и в иллюзии мы получаем отличаю- щееся большой живостью ощущение при посредстве то- ка, идущего от периферических нервов. Ток может быть крайне слаб, но все-таки может оказаться достаточно сильным, чтобы возбудить максимальный процесс дезин- теграции в нервных клетках (см. главу XIX) и придать воспринимаемому объекту характер вовне существую- щей реальности. Природа воспринимаемого объекта всецело обусловлена системой возбужденных нервных путей. Во всяком случае известная сторона объекта создается под влиянием органа чувств, остальное кон- струируется возбуждением центральных частей. Но пу- тем самонаблюдения мы не можем вскрыть, что именно в воспринимаемом объекте периферического и что цент- рального происхождения, и характеризуем этот объект просто как результат реакции мозга на внешнее раздра- жение, не разлагая этот результат на составляющие элементы.
Теория Бинэ дает объяснение огромного количества случаев, но, конечно, не всех. Призма не всегда удваи- вает призрачный образ, и последний не всегда исчезает при закрывании глаз. С точки зрения Бинэ, ненормаль- но, сильно возбужденная часть мозговой коры порож- дает природу возникающего перед сознанием объекта, а периферический орган чувств сам по себе может со- общить образу достаточно сильную интенсивность, бла- годаря которой образ кажется спроектированным в ре- альное пространство. Но ведь интенсивность есть только известная степень напряжения ощущения. Почему же, спрашивается, в исключительных случаях эта степень напряжения не может быть вызвана причинами только центрального происхождения? Тогда мы имели бы из- вестные галлюцинации, вызываемые центральным воз- буждением, наряду с галлюцинациями, получаемыми посредством периферического возбуждения, которые только и допускаются, согласно теории Бинэ. Но, вооб- ще говоря, не лишено вероятия, что галлюцинации чи- сто центрального происхождения действительно суще- ствуют. Другой вопрос, как часто они встречаются. Су- ществование галлюцинаций, поражающих сразу несколь- ко органов чувств, уже служит доводом в пользу нашего соображения. Ибо если мы допустим, что образ чело- века, видимый нами в галлюцинации, имеет для себя point de repere во внешнем мире, то голос этого чело- века, слышимый нами, должен иметь своим источником центральное возбуждение.
Спорадические случаи галлюцинации, испытываемой раз в жизни (случаи, по-видимому, весьма обыкновен- ные), трудно вполне уяснить при помощи какой бы то ни было из существующих теорий. Нередко эти галлю- цинации бывают весьма сложны, и тот факт, что мно- гие из них подтвердились в опыте (т. е. галлюцинатор- ные. явления совпали с реальными событиями, каковы несчастья, смерть и т. д., которые постигали лиц, уви- денных в галлюцинации), дополнительно осложняет это явление. Первое строго научное исследование явле- ний галлюцинации во всех возможных ее видах, иссле- дование, опирающееся на массу эмпирических данных, было предпринято Гэрнеем и продолжается другими членами Общества психологических изысканий (Society for Psychical Research), и статистические материа- лы собираются теперь в различных странах под ру- ководством Международного конгресса эксперименталь- ной психологии. Можно надеяться, что дружные усилия многих научных исследователей приведут к прочным
решительным выводам. В настоящее время собираемые факты пытаются истолковать при помощи моторного автоматизма, транса и т. д., но более поучительные ре- зультаты получатся лишь при широком сравнительном изучении этих явлений.
Глава XXI.Восприятие пространства
Мы, взрослые люди, познаем, по-видимому, мгновенно и вполне определенно величину и размеры предметов, среди которых живем и двигаемся, и расстояния между ними; сверх того, мы имеем довольно определенное по- нятие о целом, необъятном и непрерывном реальном пространстве, в котором находятся наш мир и все по- знаваемые нами предметы. Тем не менее несомненно, что мир ребенка представляется ему в этих отношениях очень неясным. Как же выросло у нас определенное пред- ставление о пространстве? Вот один из спорных вопро- сов психологии. Настоящая глава по необходимости дол- жна быть коротка, ввиду чего я не буду вдаваться в по- лемику по этому вопросу и не представляю здесь исто- рического обзора учений о происхождении идеи прост- ранства, ограничившись догматическим изложением тех выводов, которые мне кажутся наиболее правильными.
Протяженность есть свойство, которым обладают на- ряду с интенсивностью все ощущения. Раскаты грома и "шум бури мы называем более объемистыми, чем скрип грифеля об аспидную доску; погружение нашего тела в теплую ванну дает более массивное ощущение, чем укол булавкой. Слабая невралгическая боль в лице, легкая, как паутина, кажется менее массивной, чем мучительно- тяжкое ощущение ожога или сильная боль в виде колик или люмбаго на большом участке тела; одинокая звезда кажется меньше полуденного неба. Мышечные ощуще- ния и ощущения, связанные с функциями полукружных каналов, имеют объем; не лишены его вкусы и запахи, а органические ощущения обладают им в довольно значительной степени.
Чувства переполнения и пустоты, одышки, трепета, головной боли наряду с общим осознанием протяжен- ности нашего тела при тошноте, жаре, тяжелом чувстве сонливости и усталости служат примерами массивных ощущений. В таких случаях общий объем нашего тела
начинает сознаваться значительно яснее и сильнее по сравнению с местными ощущениями толчков, давления и неудобства. Во всяком случае кожа и сетчатка суть органы, в которых пространственные элементы играют наиболее активную роль. Не только с помощью сетчат- ки мы воспринимаем большие объемы пространства, чем с помощью других органов чувств. Та чрезвы- чайная тонкость, с которой наше внимание может под- разделять объем зрительных впечатлений и сознавать в нем друг подле друга сосуществующие части, не име- ет себе ничего подобного. Ухо обладает способностью к подразделению этих объемов на части. Сверх того, объ- ем ощущений для уха одинаков во всех направлениях. Измерения пространства в слуховых ощущениях созна- ются так неясно, что здесь не может быть и речи о противоположении «поверхности» и «глубины»; всего лучше обозначить эти ощущения неопределенно-объем- ными.
Ощущения различных порядков можно грубо срав- нивать между собой в отношении их «объемности». Сле- порожденные, прозрев, удивляются величине восприни- маемых предметов, которые кажутся им, вопреки ожи- данию, слишком большими. Франц рассказывает о па- циенте, которого он вылечил от катаракты и которому все казалось гораздо большим по сравнению с понятия- ми, составленными им о величине предметов на основе одного лишь чувства осязания. Движущиеся предметы, особенно одушевленные существа, казались ему необык- новенно большими. Громкие звуки вызывают в нас ощу- щение чего-то огромного. Блестящие тела, по словам Геринга, вызывают у нас восприятие предметов с боль- шим объемом (Raumhait), нежели тела неблестящей окраски. <...> Полость рта кажется большей при ощупывании ее языком, чем на глаз. Дупло, образо- вавшееся во рту после удаления зуба, и движения рас- шатанного зуба кажутся неестественно значительными. Попавшая в ухо мошка, жужжа возле барабанной пере- понки, может показаться величиной с бабочку. Давле- ние воздуха на перепонку барабанной полости уха вы- зывает удивительно сильное впечатление.
Объемность ощущения, по-видимому, имеет очень мало отношения к размерам органа чувств, при посред- стве которого оно возникает. Ухо и глаз—сравнитель- но малые органы, а между тем они дают ощущения с наибольшим объемом, То же несоответствие между объ-
емностью ощущений и размерами частей органа наблю- дается в границах отдельных органов чувств. Предмет кажется меньше на боковых частях сетчатки, чем на желтом пятне. Это легко проверить, держа параллельно указательные пальцы перед глазом на расстоянии двух вершков и перенося взор с одного на другой; тогда палец, видимый боковым зрением, покажется более тонким. Если мы возьмем две точки, например ножки циркуля или острые концы ножниц, и, сохраняя неизменным рас- стояние между ними, будем проводить по коже две па- раллельные линии, то в некоторых частях пути линии будут казаться отстоящими далее, чем на самом деле. Если, например, мы проведем циркулем или ножницами поперек лица испытуемого, то субъекту будет казаться, что в средних частях пути ножки инструмента расходят- ся и описывают своим движением правильный незам- кнутый эллипс (рис. 17).
Из только что сказанного вытекает прежде всего следующее: протяжение, различаемое во всяком ощу- щении (хотя в одних более развитое, чем в других), есть первичное ощущение протяженности, из которого все последующее точное познание пространственных от- ношений слагается при помощи процессов ассоциации, различения и подбора.
Построение реального пространства. Хотя для ново- рожденного, начинающего познавать внешний мир при помощи органов чувств, опыт обладает характером про- тяженности, однако пространственные отношения по- знаются им без отчетливого различения отдельных ча- стей, направлений, размеров и расстояний. Потенциаль- но комната, в которой находится новорожденный, может быть подразделена им на множество частей, неподвиж- ных и двигающихся, и в каждый данный момент эти части находятся в известных отношениях друг к другу и к самому ребенку. Потенциально комната эта может помещаться ребенком в пространстве большего объема
путем присоединения к ее объему частей пространства, составляющих остальной внешний мир. Но на самом деле части пространства, выходящие за пределы ком- наты, и пространственные подразделения внутри комна- ты не осознаются ребенком, и главный элемент его вос- питания в течение первого года состоит в подробном ознакомлении с пространственными отношениями, в распознавании в них различий, в отождествлении сход- ного. Этот процесс может быть назван построением реального пространства как вновь воспринимаемого объекта, слагающегося из первичных хаотических впе- чатлений объемности. Построение (конструирование) заключает в себе ряд подчиненных друг другу процес- сов: 1) цельный объект зрения и осязания должен быть расчленен на меньшие объекты, различаемые в нем вполне определенным образом; 2) видимые или пробуе- мые на вкус объекты должны отождествляться с объ- ектами осязаемыми, слышимыми и т. д. и наоборот, так что та же «вещь» должна познаваться ребенком как таковая, хотя он в отдельных случаях будет познавать ее весьма различными путями; 3) непосредственно по- знаваемый в данную минуту объем пространства дол- жен стать в глазах ребенка определенно локализован- ной частью внутриокружающих объемов пространства, в которые заключен наш мир; 4) все объекты должны для ребенка расположиться в известном порядке по от- ношению друг к другу по трем так называемым изме- рениям; 5) ребенок должен научиться различать отно- сительные размеры предметов, другими словами, изме- рять их. Рассмотрим эти процессы по порядку.
1. Подразделение или различение. Здесь мне оста- ется немногое прибавить к тому, что было сказано в главе XIV. Движущиеся, острые, ярко освещенные кус- ки всего поля восприятия привлекают внимание и тогда различаются как особые объекты, окруженные осталь- ной частью зрительного или осязательного поля. То об- стоятельство, что эти объекты, будучи раз выделены из окружающей области впечатлений, сохраняют свою обособленность от окружающего, останется всегда пер- вичным фактом нашей чувственной восприимчивости, не поддающимся никакому дальнейшему объяснению. Впоследствии, после того как отдельные предметы один за другим выделялись из общего хаоса впечатлений и сделались привычными, внимание ребенка может на-
237.
правляться на несколько предметов одновременно. Он может тогда видеть и осязать сразу несколько предме- тов, находящихся один подле другого среди поля вос- приятия. Это осознание «сосуществования предметов друг подле друга» сначала очень неясно и может не заключать в себе различения определенных направлений и расстояний—и его также следует принять за нечто первично-данное в нашей чувственной восприимчивости.
2. Объединение различных видов ощущений в одну вещь. Когда два ощущения сознаются одновременно, мы стремимся объединять вызывающие их причины в по- нятие одной и той же вещи. Когда кондуктор электри- ческой машины близко поднесен к нашей коже, то ис- кра, блеск, которые мы видим, треск, который слышим, и укол, который осязаем, локализуются в том же ме- сте и рассматриваются как различные стороны одного и того же явления — электрического разряда. Простран- ства, занимаемые видимым, слышимым и осязаемым объектами, сливаются в нашем представлении в одно пространство благодаря основному закону нашего со- знания, закону, согласно которому мы упрощаем, объ- единяем и отождествляем воспринимаемые впечатления, насколько это возможно. Всякое чувственное впечатле- ние, воспринимаемое вместе с другим, локализуется нами в том же месте. Места, занимаемые первым и вторым, сливаются для нас в одно место, занимаемое обоими впечатлениями. Место, в котором возникает одно, впоследствии кажется в то же время и местом нахождения другого. Таков первый чрезвычайно важ- ный акт, при помощи которого познаваемые нам'и ми- ровые явления распределяются в известном простран- ственном порядке.
При этом слиянии разнородных ощущений в один образ вещи одно из объединяемых ощущений принима- ется нами за вещь, остальные же рассматриваются на- ми как более или менее случайные свойства или спо- собы проявления. Обыкновенно за коренное свойство вещи принимается то ощущение, которое отличается наибольшей устойчивостью и имеет наибольшее прак- тическое значение по сравнению с остальными: таким бывает по большей части ощущение твердости или тя- жести. Но тяжесть и твердость всегда бывают связаны с осязанием некоторого объема; мы всегда, имея воз- можность «видеть» осязаемое нашей рукой, сравниваем величины осязаемого и видимого, после чего образо-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление