Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпилог. Психология и философия 2 страница




Припоминание объясняется при помощи ассоциации.
Ассоцианисты давно объясняли припоминание таким
образом.

Дж. Милль высказывает по этому поводу сообра-
жения, которые мне кажутся не требующими никаких
поправок, только слово «идея» я заменил бы выраже-
нием «объект мысли». «Есть,— говорит он,— состояние
сознания, хорошо известное всякому,— припоминание.
При этом состоянии мы, очевидно, не имеем в сознании
той идеи, которую хотим припомнить. Каким же путем
при дальнейших попытках припомнить забытое мы, на-
конец, наталкиваемся на него? Если мы не осознаем
искомой идеи, мы осознаем некоторые идеи, связанные
с ней. Мы перебираем в уме эти идеи в надежде, что
какая-нибудь из них напомнит нам забытое, и если ка-
кая-нибудь из них действительно напоминает нам забы-
тое, то всегда вследствие того, что она с ним связана
общей ассоциацией.

Я встретил на улице старого знакомого, имени ко-
торого не помню, но желаю припомнить. Я перебираю в
уме ряд имен, надеясь натолкнуться на имя, связанное
ассоциацией с искомым. Я припоминаю все обстоятель-
ства, при которых виделся с ним, время, когда я позна-
комился с ним, лиц, в присутствии которых я встречался
с ним; что он делал, что ему приходилось испытать. И
если мне случилось натолкнуться на идею, связанную
общей ассоциацией с его именем, я тотчас припоминаю
забытое имя; в противном случае все попытки мои будут
напрасны. Есть другая группа явлений, вполне аналогич-
ных только что описанным и могущих служить для них
яркой иллюстрацией. Часто мы стараемся не забыть


чего-нибудь. К какому приему мы прибегаем, чтобы
припомнить данный факт по желанию? Все люди поль-
зуются для этой цели тем же способом. Обыкновенно
стараются образовать ассоциации между объектом, ко-
торый хотят запомнить, и ощущением или идеей, кото-
рая, как известно, будет налицо в то время или около
того времени, когда пожелают вызвать в памяти дан-
ный объект мысли. Если ассоциация образовалась и
один из ее элементов попадается нам на глаза, то это
ощущение или идея вызывает по ассоциации искомый
объект мысли.

Вот избитый пример подобной ассоциации. Человек
получает от друга поручение и, чтобы не забыть его, за-
вязывает узелок на носовом платке. Как объяснить этот
факт? Прежде всего, идея поручения ассоциировалась
с идеей завязывания узелка на платке. Затем заранее
известно, что носовой платок — такая вещь, которую
очень часто приходится иметь перед глазами, и, следо-
вательно, платок, вероятно, случится видеть около того
времени, когда нужно будет выполнить поручение. Уви-
дев платок, мы замечаем узел, а он напоминает нам и
о поручении благодаря преднамеренно образованной
между ними ассоциации».

Короче говоря, мы ищем в памяти забытую идею
совершенно так же, как ищем в доме затерявшуюся
вещь. В обоих случаях мы осматриваем сначала то, что,
по-видимому, находится в соседстве с искомым пред-
метом: переворачиваем в доме вещи, подле которых,
под которыми и внутри которых он может находиться,
и если он действительно находится вблизи них, то вско-
ре попадается нам на глаза. В поисках объекта мысли
вместо предметов мы имеем дело с элементами ассоциа-
ции. Механизм припоминания тождествен механизму
ассоциации, а последний, как известно, сводится к эле-
ментарному закону приучения в нервных центрах.

Ассоциация объясняет также и запоминание. Тот же
закон приучения составляет и механизм запоминания.
Оно означает способность к припоминанию — и больше
ничего. Единственным указанием на существование в
данном случае запоминания есть наличность припоми-
нания. Запоминание известного явления, короче говоря,
есть другое название для возможности снова думать о
нем или для стремления снова думать о нем в связи с
обстановкой, относящейся ко времени первого его воз-
никновения. Какой бы случайный повод ни превратил

эту возможность в действительность, во всяком случае
постоянным основанием для этой возможности служат
пути в нервной ткани, через которые внешнее раздра-
жение вызывает припоминаемое явление, минувшие ас-
социации, сознание того, что наше «я» было связано
с данным явлением, вера в то, что все это действительно
было в прошедшем, и т. д. Когда припоминание вполне
подготовлено, искомый образ оживает в сознании тот-
час после появления повода к этому. В противном слу-
чае образ появляется лишь через некоторое время. Но
как в том, так и в другом случае главным условием,
делающим запоминание вообще возможным, являются
нервные пути, в которых образуется ассоциация запо-
минаемого объекта мысли с поводами, вызывающими
его в памяти. В состоянии скрытого напряжения эти
пути обусловливают запоминание, в состоянии активно-
сти — припоминание.

Физиологическая схема. Явление памяти может быть
окончательно выяснено при помощи простой схемы.
Пусть п будет минувшее событие, о — окружающая его
обстановка (соседние события, дата, связь с нашей
личностью, теплота и интимность и т. д.), а те—некото-
рая мысль или факт в настоящем, который легко может
стать поводом к припоминанию. Пусть нервные центры,
действующие при мыслях m, n и о, будут выражены
через М, N и О, тогда существование путей, символи-
чески обозначенных линиями между М и N, и N и О,
будет выражать факт «задержания события п в памя-
ти», а возбуждение мозга по направлению этих путей —
условие припоминания события п. Нужно заметить, что
задержание события п не есть мистическое приобрете-
ние идеи бессознательным путем. Оно вовсе не есть яв-
ление психического порядка. Это — чисто физическое
явление, морфологическая черта, именно наличность пу-
тей в глубочайших недрах мозговой ткани. В то же
время припоминание есть психофизический процесс,
имеющий и телесную, и душевную стороны; телесная
сторона его — возбуждение нервных путей, душевная —
сознательное представление минувшего явления и вера
в его принадлежность нашему прошлому.

Короче говоря, единственная гипотеза, для которой
явления внутреннего опыта дают здесь поддержку, за-
ключается в том, что нервные пути, возбуждаемые во-
сприятием известного факта и его припоминанием, не
вполне тождественны. Если бы мы могли вызвать в со-


знании минувшее событие независимо от каких бы то
ни было элементов ассоциации, то этим самым была бы
исключена всякая возможность памяти: видя перед
собой явление минувшего опыта, мы принимали бы его
за новый образ. В самом деле, припомнив событие без
окружавшей его обстановки, мы едва можем отличить
его от простого продукта воображения. Но чем более
элементов ассоциации связано с ним в нашем созна-
нии, тем легче мы узнаем в нем объект собственного
минувшего опыта.

Например, я вхожу в комнату приятеля и вижу на
стене картину. Сначала я испытываю какое-то стран-
ное чувство. «Наверное, я видел эту картину!» — говорю
я, но где и когда,— не могу припомнить; в то же время
я чувствую в картине что-то знакомое; наконец, воскли-
цаю: «Вспомнил! Это копия с картины Фра-Анджелико
во Флорентийской академии, я ее там видел». Только
для того чтобы вспомнить, что это за картина, нужно
было припомнить здание академии.

Условия хорошей памяти. Если мы припоминаем
факт — п, то путь N—О (рис. 14) составляет физиоло-
гические условия, которые вызывают
в сознании обстановку, окружавшую
п, и делают п объектом памяти, а не
простой фантазии. В то же время
путь М—N дает повод к припомина-
нию п. Таким образом, в связи с тем,
что память человека всецело обуслов-
лена свойствами нервных путей, ее
достоинство в данном индивиде зависит частью от чис-
ла, а частью от устойчивости этих путей.

Устойчивость или постоянство нервных путей есть ин-
дивидуальное физиологическое свойство нервной ткани
у каждого человека, число же их зависит всецело от
личного опыта. Назовем устойчивость нервных путей
прирожденной физиологической восприимчивостью. Эта
восприимчивость в различных возрастах и у различных
индивидов очень различна. Одни умы подобны воску
под давлением печати: ни одно впечатление, как бы
оно ни было бессвязно, не пропадает для них бесследно.
Другие напоминают желе, дрожащее от простого при-
косновения, но при обычных условиях не способное
воспринимать устойчивые отпечатки. Последние умы,
припоминая какой-нибудь факт, неизбежно должны по-
долгу копаться в запасе своих устойчивых знаний. У

них нет отрывочной памяти. Наоборот, лица, которые
удерживают в памяти без всякого усилия имена, даты,
адреса, анекдоты, сплетни, стихи, цитаты и всевозмож-
ные факты, обладают отрывочной памятью в высшей
степени и, конечно, обязаны этим необыкновенной вос-
приимчивости их мозгового вещества для каждого вновь
образовавшегося в нем пути.

По всей вероятности, лица, не одаренные такой фи-
зиологической восприимчивостью, не способны к широ-
кой, многосторонней деятельности. И в практической
жизни, и в научной сфере человек, умственные приобре-
тения которого тотчас же закрепляются в нем, всегда
прогрессирует и достигает целей, в то время как дру-
гие, тратя большую часть времени на переучивание то-
го, что они когда-то учили, но забыли, почти не двига-
ются вперед. Карл Великий, Лютер, Лейбниц, В. Скотт,
любой из великих гениев человечества непременно дол-
жны были обладать изумительной восприимчивостью
чисто физиологического свойства. Люди, не одаренные
ею, могут в той или другой степени отличаться каче-
ством труда, но никогда не будут в состоянии создать
такие массы произведений или иметь такое громадное
влияние на современников.

В жизни каждого из нас наступает период, когда мы
можем только сохранять приобретенное ранее, когда
прежде проложенные в мозгу пути исчезают с такой
же скоростью, с какой образуются новые, и когда мы
забываем ровно столько, сколько приобретаем новых
знаний за тот же промежуток времени. Это состояние
равновесия может тянуться много-много лет. В глубо-
кой старости оно начинает нарушаться: количество за-
бываемого начинает перевешивать количество приоб-
ретаемого вновь, или, лучше сказать, нет никаких новых
приобретений. Мозговые пути становятся настолько не-
устойчивыми, что, например, в течение нескольких ми-
нут предлагается тот же вопрос и ответ на него забы-
вается раз шесть подряд. В этом периоде необычайная
устойчивость путей, образовавшихся в детстве, стано-
вится очевидной; глубокий старик сохраняет воспоми-
нания ранней молодости, утратив все остальные.

Вот всё, что я хотел сказать об устойчивости мозго-
вых путей. Теперь несколько слов об их числе. Очевид-
но, чем более таких путей в мозгу, как М — N, и чем
более благоприятных поводов для припоминания га, тем
скорее образуется, вообще говоря, и прочнее будет па-

13 —833 193


мять об п, и чем чаще мы будем вспоминать об п, тем
более будет возможности всегда припомнить п по же-
ланию.

f Говоря на языке психологии, с чем большим коли-
чеством фактов мы ассоциировали данный факт, тем
более прочно он задержан нашей памятью. Каждый
из элементов ассоциации есть крючок, на котором факт
висит и с помощью которого его можно выудить, когда
он, так сказать, опустился на дно. Все элементы ассо-
циации образуют ткань, с помощью которой данный
факт закреплен в мозгу. Тайна хорошей памяти есть,
таким образом, искусство образовывать многочисленные
и разнородные ассоциации со всяким фактом, который
мы желаем удержать в памяти. Но что другое представ-
ляет это образование ассоциаций с данным фактом, ес-
ли не упорное размышление о нем?

Короче говоря, из двух лиц с тем же внешним опы-
том и с той же степенью прирожденной восприимчиво-
сти то лицо, которое более размышляет над своими
впечатлениями и ставит их в систематическую связь
между собой, будет обладателем лучшей памяти. При-
меры можно видеть на каждом шагу. Большинство лю-
дей обладают хорошей памятью на факты, имеющие от-
ношение к их житейским целям. Школьник, проявляю-
щий способности атлета, оставаясь крайне тупым в
учебных занятиях, поразит вас знанием фактов о дея-
тельности атлетов и окажется ходячей справочной кни-
гой по статистике спорта. Причиной этому является то,
что мальчик постоянно думает о любимом предмете,
собирает относящиеся к нему факты и группирует их в
известные классы. Они образуют для него не беспоря-
дочную смесь, а систему понятий 1— до такой степени
глубоко он их усвоил.

Так же точно купец помнит цены товаров, полити-
ческий деятель — речи своих коллег и результаты голо-
сования в таком множестве, что посторонний наблюда<
тель поражается богатством его памяти, но это богат-
ство вполне понятно, если мы примем во внимание, как
много каждый специалист размышляет над своим пред-
метом. Весьма возможно, что поразительная память, об-
наруживаемая Дарвином и Спенсером в их сочинениях,
вполне совместима со средней степенью физиологиче-
ской восприимчивости мозга обоих ученых. Если чело-
век с ранней юности задается мыслью фактически обо-
сновать теорию эволюции, то соответствующий материал

будет быстро накапливаться и прочно задерживаться в
его памяти. Факты свяжутся между собой их отноше-
нием к теории, а чем более ум будет в состоянии раз-
личать их, тем обширнее станет эрудиция ученого. Ме-
жду тем теоретики могут обладать весьма слабой отры-
вочной памятью и даже вовсе не обладать ею. Фактов,
бесполезных для его целей, теоретик может не замечать
и забывать тотчас же после их восприятия. Энциклопе-
дическая эрудиция может совмещаться почти с таким
же «энциклопедическим» невежеством, и последнее мо-
жет, так сказать, скрываться в промежутках ее ткани.
Те, кому приходилось иметь много дела со школьника-
ми и профессиональными учеными, поймут, какой тип
я имею в виду.

В системе каждый факт мысли связан с другим фак-
том каким-нибудь отношением. Благодаря этому каж-
дый факт задерживается совокупной силой всех других
фактов системы и забвение почти невозможно.

Почему зубрежка такой дурной способ учения? По-
сле сказанного выше это само собой ясно. Под зубре-
нием я разумею тот способ подготовки к экзаменам,
когда факты закрепляются в памяти в продолжение не-
многих часов или дней путем усиленного напряжения
мозга, запоминаются на время испытания, между тем
как в течение учебного года память почти вовсе не уп-
ражнялась в области предметов, необходимых к экза-
мену. Объекты, заучиваемые таким путем, на отдельный
случай, временно, не могут образовать в уме прочных
ассоциаций с другими объектами мысли. Соответствую-
щие им мозговые точки проходят по немногим путям
и с большим трудом возобновляются. Знание, приобре-
тенное с помощью простого зубрения, почти неизбежно
забывается совершенно бесследно. Наоборот, материал,
набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи
с различными контекстами, освещенный с разных то-
чек зрения, связанный ассоциациями с другими собы-
тиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, об-
разует такую систему, вступает в такую связь с осталь-
ными сторонами нашего интеллекта, легко возобновляет -
ется в памяти такой массой внешних поводов, что оста-
ется надолго прочным приобретением. Вот в чем рацио-
нальное основание для того, чтобы установить в учеб-
ных заведениях надзор за непрерывностью, равномер-
ностью занятий в течение учебного года. Разумеется, в
зубрении нет ничего нравственно предосудительного.

13*


Если бы оно вело к желанной цели — к приобретению
прочных знаний, то, бесспорно, было бы лучшим педа.
гогическим приемом. Но на самом деле этого нет, и уча-
щиеся сами должны понять почему.

Прирожденная восприимчивость памяти человека
неизменна.
Теперь читателю будет вполне ясно, если
мы скажем, что все усовершенствование памяти заклю-
чается в образовании ряда ассоциаций с теми многочи-
сленными объектами мысли, которые нужно удержать
в голове. Никакое развитие не может, по-видимому, усо-
вершенствовать общую восприимчивость человека. Она
представляет собой физиологическое свойство, данное
человеку раз и навсегда вместе с его организацией,
свойство, которое он никогда не будет в состоянии из-
менить. Без сомнения, оно изменяется в зависимости от
состояния здоровья человека; наблюдения показывают,
что оно лучше, когда человек свеж и бодр, и хуже, ког-
да он утомлен или болен. Таким образом, что хорошо
для здоровья, то хорошо и для памяти. Мы можем даже
сказать, что любое интеллектуальное упражнение, уси-
ливающее питание мозга и повышающее общий тонус
его деятельности, окажется полезным и для общей вос-
приимчивости. Но более этого ничего нельзя сказать, а
это, очевидно, гораздо менее утешительно сравнительно
с ходячими взглядами на восприимчивость мозга.

Обыкновенно полагают, что систематические упраж-
нения укрепляют в человеке не только способность за-
поминать факты, входящие в состав этих упражнений,
но и вообще восприимчивость к запоминанию. Говорят,
например, что продолжительное заучивание слов облег-
чает дальнейшее их заучивание. Если бы это было спра-
ведливо, то все только что сказанное мной было невер-
но и всю теорию зависимости памяти от образования
нервных путей в мозгу нужно было бы вновь пересмат-
ривать. Но я склонен думать, что фактов, противо-
поставляемых этой теории, на самом деле не суще*
ствует.

Я обстоятельно расспрашивал многих опытных акте-
ров, и все они единогласно утверждают, что заучивание
ролей весьма мало облегчает дело. По их словам, это
только развивает способность разучивать роли систе-
матически. Опыт сообщил актерам богатый запас инто-
наций, экспрессии и жестов; это облегчает разучивание
новых ролей, в которых возможно применить запас, на-
копленный так же, как накоплены купцом его знания о

ценности товаров, атлетом — познания по части гим-
настической ловкости; новые роли благодаря практике
заучиваются легче, но при этом прирожденная воспри-
имчивость нисколько не совершенствуется, а, наоборот,
слабеет с годами.

Здесь запоминание облегчается вдумчивостью. Точ-
но так же, когда школьники совершенствуются в заучи-
вании наизусть, я уверен, что на поверку причиной со-
вершенствования всегда окажется способ заучивания
отдельных вещей, представляющих относительно боль-
ший интерес, большую аналогию с чем-нибудь уже зна-
комым, воспринятым с большим вниманием и т. д., но
отнюдь не укрепление физиологической силы восприим-
чивости. Заблуждение, которое я имею в виду, прони-
кает наскозь полезную и интересную в других отноше-
ниях книгу «Как нужно укреплять память» Гольбрука
из Нью-Йорка. Автор не различает общей физиологи-
ческой восприимчивости и восприимчивости к опреде-
ленным явлениям и рассуждает так, как будто и та и
другая должны совершенствоваться при помощи одних
и тех же средств.

«Я лечу теперь,— говорит он,— старика, страдающе-
го потерей памяти, который не замечал, что память
его быстро слабеет, пока я не обратил на это внима-
ния. В настоящее время он употребляет энергичные
усилия для восстановления памяти, и не без некоторого
успеха. Метод лечения заключается в том, чтобы еже-
дневно по два часа — час утром и час вечером — упраж-
нять память. Пациент в это время сильно напрягает
внимание, чтобы воспринимаемое ярко запечатлевалось
в уме. Каждый вечер он должен припоминать все собы-
тия минувшего дня и повторять то же на следующее
утро. Каждое услышанное имя ему следует записывать
и стараться запомнить, возобновляя его в уме время от
времени. Еженедельно он должен запоминать до десяти
имен государственных деятелей. Ежедневно ему надо
заучивать стихи из поэтических произведений и из Биб-
лии. Он должен также запоминать время от времени
номер страницы в какой-нибудь книге, где сообщается
интересный факт. С помощью этих упражнений и неко-
торых других приемов ослабевшая память пациента на-
чинает снова оживать».

Я склонен думать, что память этого несчастного ста-
рика если и улучшилась, то лишь в отношении частных
фактов, которые доктор заставляет его запоминать, и в


некоторых других отношениях: во всяком случае эти не-
сносные упражнения не повысили его общей восприим-
чивости.

Усовершенствование памяти. Итак, все улучшение
памяти заключается в усовершенствовании привычных
методов запоминания фактов. Таких методов три: меха-
нический, рациональный и технический. Механический
метод заключается в усилении интенсивности, увеличе-
нии и учащении впечатлений, подлежащих запомина-
нию. Современный способ обучения детей грамоте при
помощи письма на классной доске, при котором каждое
слово запечатлевается в сознании при посредстве четы-
рех путей — глаз, ушей, голоса и рук, представляет со-
бой образец усовершенствованного механического запо-
минания. Рациональный метод запоминания есть не
что иное, как логический анализ воспринимаемых явле-
ний, группировка их в определенную систему по клас-
сам, расчленение их на части и т. д. Любая наука мо-
жет быть примером такого метода.

Немало придумано технических, искусственных мето-
дов для запоминания. При помощи искусственных си-
стем можно нередко удерживать в памяти такую массу
совершенно бессвязных фактов, такие длинные ряды
имен, чисел и т. д., какие невозможно запомнить есте-
ственным путем. Метод заключается в механическом
заучивании какой-нибудь группы символов, которые
должны быть твердо навсегда удержаны в памяти. За-
тем то, что должно быть заучено, связывается путем
нарочно придуманных ассоциаций с некоторыми из
заученных символов, и эта связь впоследствии облегча-
ет припоминание. Наиболее известный и употребитель-
ный из искусственных приемов мнемоники — цифровой
алфавит. Предназначается он для запоминания рядов
чисел. Каждой из десяти цифр в нем соответствует од-
на или несколько букв. Число, которое надо запомнить,
выражают в буквах, из которых легко составить слова,
слова по возможности подбирают так, чтобы они на-
поминали чем-нибудь о предмете, к которому относится
число. Таким образом, слово сохранится в памяти даже
тогда, когда число будет совершенно забыто '. Недавно

' Вот цифровой алфавитэ
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

изобретенный метод Луазетта не столь механичен, он
основан на образовании ряда ассоциаций с объектом,
который желательно запомнить.

Узнавание. Если с известным явлением мы встреча-
емся часто и в связи со слишком многочисленными и
разнообразными окружающими элементами, то, несмот-
ря на соответственно легкое воспроизведение его, мы
не можем поставить такое явление в связь с определен-
ной обстановкой и, следовательно, отнести к какой-то
дате в прошлом. Мы узнаем, но не вспоминаем его: ас-
социации, связанные с ним, слишком многочисленны и
.неопределенны. Такой же результат получается, когда
локализация в прошлом слишком смутна. Мы чувству-
ем, что видели где-то данный объект, но где и когда —
совершенно не помним, хотя нам кажется, что вот-вот
сейчас мы вспомним это. Что нарождающиеся, слабые
возбуждения мозга могут вызывать нечто в сознании,
можно наблюдать на себе, когда стараешься припом-
нить имя. Оно в таком случае, что называется, вертится
на языке, но не приходит на ум. Аналогичное чувство
сопровождает «воспризнание», когда ассоциации, свя-
занные с данным объектом мысли, делают его для нас
знакомым, но неизвестно почему.

Есть курьезное душевное состояние, которое, веро-
ятно, всякому приходилось испытывать на себе. Это то
чувство, когда кажется, что^ переживаемое в данную ми-
нуту во всей полноте переживалось когда-то прежде,
когда-то мы говорили буквально то же самое на том же
самом месте, тем же лицам и т. д. Это чувство «пред-
существования» душевных состояний долгое время ка-
залось чрезвычайно загадочным и служило поводом к
многочисленным истолкованиям. Виган усматривал при-
чину его в диссоциации деятельности мозговых полу-
шарий. Согласно предположению Вигана, одно из них


начинало немного позже осознавать внешние впечатле-
ния, отставало, так сказать, от другого. По-моему, та.^
кое объяснение нисколько не устраняет загадочности
явления. Неоднократно наблюдая его на себе, я пришел
к заключению, что оно представляет собой неясное при-
поминание, в котором одни элементы возобновились пе-
ред сознанием, а другие нет. Элементы прошлого состоя-
ния, не сходные с настоящим, не оживают сначала на-
столько, чтобы мы могли отнести это состояние к опре-
деленному прошлому. Мы только осознаем настоящее,
связанное с каким-то общим намеком на прошлое. Точ-
ный наблюдатель психологических явлений Лацарус ис-
толковывает это явление так же, как и я. Достойно вни-
мания, что настоящее кажется повторением прошлого
лишь до тех пор, пока ассоциации, связанные с анало-
гичным прошлым, не станут вполне отчетливы.

Забвение. Для нашего интеллекта забвение состав-
ляет такую же важную функцию, как и запоминание.
Полное воспроизведение, как мы видели, сравнительно
редкий случай ассоциации. Если бы мы помнили реши-
тельно все, то были бы в таком же безвыходном поло-
жении, как если бы не помнили ничего. Припоминание
факта требовало бы столько же времени, сколько про-
текло его на самом деле от появления этого факта до
момента припоминания. Таким образом, мы никогда бы
не двигались вперед в нашем мышлении. Время при
припоминании подвергается тому, что Рибо называет
укорочением. Оно обусловлено пропусками огромного
количества фактов, заполнявших данный временной
промежуток. «Таким образом,— говорит Рибо,— мы
приходим к парадоксальному выводу: забвение есть
одно из условий запоминания. Без полного забвения
громадного количества состояний сознания и без вре-
менного забвения весьма значительного количества впе-
чатлений мы совершенно не могли бы запоминать. Заб-
вение, за исключением некоторых его форм, не есть
болезнь памяти, но условие ее здоровья и живости».

Патологические условия. Лица, подвергнутые гипно-
зу, забывают все, что с ними происходило во время
транса. Но при следующих таких состояниях они неред-
ко помнят, что с ними было в предшествующий раз.
Здесь наблюдается нечто подобное раздвоению лично-
сти, при котором связность существует лишь между от-
дельными состояниями каждой из личностей, но не
между самими личностями. В этих случаях чувствитель-

ность нередко бывает у той и другой личности различ-
на: во «вторичном» состоянии пациент нередко находит-
ся как будто под анестезией. Жанэ доказал, что его па-
циенты припоминали в состоянии нормальной чувсгви-
тельности те факты, которых не помнили в состоянии
анестезии. Например, он временно восстанавливал их
чувство осязания при помощи электрического тока, пас-
сов и т. д. и заставлял больных брать в руки различные
предметы: ключи, карандаши—или делать некоторые
движения, например креститься. При возвращении ане-
стезии они совершенно не помнили об этом. «Мы ниче-
го не брали в руки, ничего не делали» — вот обычный
ответ пациентов. Но на другой день, когда их нормаль-
ная чувствительность была восстановлена, они отлично
помнили, что делали в состоянии анестезии и какие ве-
щи брали в руки. Все эти патологические явления по-
казывают, что область возможного припоминания го-
раздо шире, чем мы думаем, и что в некоторых случаях
кажущееся забвение еще не дает права говорить, что
припоминание абсолютно невозможно. Впрочем, это еще
не основание для парадоксального вывода о том, будто
абсолютного забвения впечатлений нет.

Глава XIX. Воображение

Что такое воображение? Однажды испытанные ощуще-
ния так изменяют нашу нервную организацию, что вос-
произведение этих ощущений, их копии возникают в со-
знании, когда первоначально вызывавшее их внешнее
раздражение уже отсутствует. Впрочем, никакое ощу-
щение не может быть воспроизведено в сознании, если
оно первоначально не было вызвано прямо раздраже-
нием извне,

Слепому могут сниться цвета, глухому — звуки мно-
го лет спустя после потери зрения или слуха, но глу-
хорожденный никогда не будет в состоянии представить
себе звук или слепорожденный — цвет. Повторяя при-
веденные выше слова Локка, мы можем сказать, что
«ум не может образовать внутри себя ни одной простой
идеи». Оригиналы для простых идей должны быть по-
черпнуты извне. Фантазия, или воображение, суть на-
звания, данные способности воспроизводить копии од-
нажды пережитых впечатлений. Воображение называ-
ется репродуктивным, когда эти копии буквальны, и




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.