Таким образом, поведение человека во время бодр- ствования — результат двух противоположных нервных сил. Одни невообразимо слабые нервные токи, пробегая по мозговым клеткам и волокнам, возбуждают двига-
тельные центры; другие столь же слабые токи вмеши- ваются в деятельность первых: то задерживают, то уси- ливают их, изменяя их скорость и направление. В кон- це концов все эти токи рано или поздно должны быть пропущены через известные двигательные центры, и весь вопрос в том, через какие именно: в одном случае они проходят через одни, в другом — через другие дви- гательные центры, в третьем они так долго уравновеши- вают друг друга, что постороннему наблюдателю ка- жется, будто они вовсе не проходят через двигательные центры. Однако нельзя забывать, что с точки зрения физиологии жест, сдвигание бровей, вздох — такие же движения, как и перемещение тела. Перемена в выра- жении лица короля может производить иногда на под- данного такое же потрясающее действие, как смертель- ный удар; и наружные наши движения, являющиеся результатом нервных токов, которые сопровождают уди- вительный невесомый поток наших идей, не должны не- пременно быть резки и порывисты, не должны бросать- ся в глаза своим грубым характером.
Обдуманные действия. Теперь мы можем приступить к выяснению того, что происходит в нас, когда мы дей- ствуем обдуманно или когда перед нашим сознанием имеется несколько объектов в виде противодействующих или равно благоприятных альтернатив. Один из объек- тов мысли может быть моторной идеей. Сам по себе он вызвал бы движение, но некоторые объекты мысли в данную минуту задерживают его, а другие, наоборот, содействуют его выполнению. В результате получается своеобразное внутреннее чувство беспокойства, назы- ваемое нерешительностью. К счастью, оно слишком хо- рошо знакомо всякому, описать же его совершенно не- возможно.
Пока оно продолжается и внимание наше колеблет- ся между несколькими объектами мысли, мы, как гово- рится, обдумываем: когда, наконец, первоначальное стремление к движению одерживает верх или оконча- тельно подавлено противодействующими элеменгами мысли, то мы решаемся, принимаем то или другое во- левое решение. Объекты мысли, задерживающие окон- чательное действие или благоприятствующие ему, на- зываются основаниями или мотивами данного решения.
Процесс обдумывания бесконечно осложнен. В каж- дое его мгновение наше сознание является чрезвычайно непростым комплексом взаимодействующих между со-
бой мотивов. Вся совокупность этого сложного объекта сознается нами несколько смутно, на первый план вы- ступают то одни, то другие его части в зависимости от перемен в направлении нашего внимания и от «ассо- циационного потока» наших идей. Но как бы резко ни выступали перед нами господствующие мотивы и как бы ни было близко наступление моторного разряда под их влиянием, смутно сознаваемые объекты мысли, на- ходящиеся на заднем плане и образующие то, что мы назвали выше психическими обертонами (см. главу XI), задерживают действие все время, пока длится наша нерешительность. Она может тянуться недели, даже ме- сяцы, по временам овладевая нашим умом.
Мотивы к действию, еще вчера казавшиеся столь яркими, убедительными, сегодня уже представляются бледными, лишенными живости. Но ни сегодня, ни зав- тра действие не совершается нами. Что-то подсказыва- ет нам, что все это не играет решающей роли; что мо- тивы, казавшиеся слабыми, усилятся, а мнимосильные потеряют всякое значение; что у нас еще не достигнуто окончательное равновесие между мотивами, что мы в настоящее время должны их взвешивать, не отдавая предпочтения какому-либо из них, и по возможности терпеливо ждать, пока не созреет в уме окончательное решение. Это колебание между двумя возможными в будущем альтернативами напоминает колебание мате- риального тела в пределах его упругости: в теле есть внутреннее напряжение, но нет наружного разрыва. По- добное состояние может продолжаться неопределенное время и в физическом теле, и в нашем сознании. Если действие упругости прекратилось, если плотина прор- вана и нервные токи быстро пронизывают мозговую кору, колебания прекращаются и наступает решение.
Решимость может проявляться различным образом. Я попытаюсь дать сжатую характеристику наиболее ти- пичных видов решимости, но буду описывать душевные явления, почерпнутые только из личного самонаблюде- ния. Вопрос о том, какая причинность, духовная или материальная, управляет этими явлениями, будет рас- смотрен ниже.
Пять главных типов решимости. Первый может быть назван типом разумной решимости. Мы проявляем ее, когда противодействующие мотивы начинают понемногу стушевываться, оставляя место одной альтернативе, ко- торую мы принимаем без всякого усилия и принужде-
ния. До наступления рациональной оценки мы спокойно осознаем, что необходимость действовать в известном направлении еще не стала очевидной, и это удерживает нас от действия. Но в один прекрасный день мы вдруг начинаем осознавать, что мотивы для действия основа- тельны, что никаких дальнейших разъяснений здесь не- чего ожидать и что именно теперь пора действовать. В этих случаях переход от сомнения к уверенности пере- живается совершенно пассивно. Нам кажется, что ра- зумные основания для действия вытекают сами собой из сути дела, совершенно независимо от нашей воли. Впрочем, мы при этом не испытываем никакого чув- ства принуждения, сознавая себя свободными. Разумное основание, находимое нами для действия, большей ча- стью заключается в том, что мы подыскиваем для на- стоящего случая подходящий класс случаев, при кото- рых мы уже привыкли действовать не колеблясь, по известному шаблону.
Можно сказать, что обсуждение мотивов по боль' шей части заключается в переборе всех возможных кон- цепций образа действия с целью отыскать такую, под которую можно было бы подвести наш образ действий в данном случае. Сомнения относительно образа дей- ствия рассеиваются в ту минуту, когда нам удается огыскать такую концепцию, которая связана с привыч- ными способами действовать. Люди с богатым опытом, которые ежедневно принимают множество решений, по- стоянно имеют в голове множество рубрик, из которых каждая связана с известными волевыми актами, и каж- дый новый повод к определенному решению они стара- ются подвести под хорошо знакомую схему. Если дан- ный случай не подходит ни под один из прежних, если к нему неприложимы старые, рутинные приемы, то мы теряемся и недоумеваем, не зная, как взягься за дело. Как только нам удалось квалифицировать данный слу- чай, решимость снова возвращается к нам.
Таким образом, в деятельности, как и в мышлении, важно подыскать соответствующий данному случаю концепт. Конкретные дилеммы, с которыми нам прихо- дится сталкиваться, не имеют на себе готовых ярлыков с соответствующими названиями, и мы можем называть их весьма различно. Умный человек—тот, кто умеет подыскать для каждого отдельного случая наиболее соответствующее название. Мы называем рассудитель- ным такого человека, который, раз наметив себе до-
стойные цели в жизни, не предпринимает ни одного дей- ствия без того, чтобы предварительно не определить, благоприятствует оно достижению этих целей или нет.
В следующих двух типах решимости конечное ре- шение воли возникает до появления уверенности в том, что оно разумно. Нередко ни для одного из возможных способов действия нам не удается подыскать разумного основания, дающего ему преимущество перед другими. Все способы кажутся хорошими, и мы лишены возмож- ности выбрать наиболее благоприятный. Колебание и нерешительность утомляют нас, и может наступить мо- мент, когда мы подумаем, что лучше уж принять не- удачное решение, чем не принимать никакого. При та- ких условиях нередко какое-нибудь случайное обстоя- тельство нарушает равновесие, сообщив одной из пер- спектив преимущество перед другими, и мы начинаем склоняться в ее сторону, хотя, подвернись нам на глаза в эту минуту иное случайное обстоятельство, и конечный результат был бы иным. Второй тип решимости пред- ставляют те случаи, в которых мы как бы преднамерен- но подчиняемся произволу судьбы, поддаваясь влиянию внешних случайных обстоятельств и думая: конечный результат будег довольно благоприягный.
В третьем типе решение также является результатом случайности, но случайности, действующей не извне, а в нас самих. Нередко при отсутсгвии побудительных причин действовать в том или другом направлении мы, желая избежать неприятного чувства смущения и не- решительности, начинаем действовать автоматически, как будто в наших нервах разряды совершались само- произвольно, побуждая нас выбрать одну из представ- ляющихся нам концепций. После томительного бездей- ствия стремление к движению привлекает нас; мы го- ворим мысленно: «Вперед! А там будь что будет!»—и живо принимаемся действовать. Это беспечное, веселое проявление энергии, до того непредумышленное, что мы в таких случаях выступаем скорее пассивными зрителя- ми, забавляющимися созерцанием случайно действую- щих на нас внешних сил, чем лицами, действующими по собственному произволу. Такое мятежное, порывис- тое проявление энергии редко наблюдается у лиц вя- лых и хладнокровных. Наоборот, у лиц с сильным, эмоциональным темпераментом и в то же время с не- решительным характером оно быть может весьма часто. У мировых гениев (вроде Наполеона, Лютера и
т. п.), в которых упорная страсть сочетается с кипучим стремлением к деятельности, в тех случаях, когда коле- бания и предварительные соображения задерживают свободное проявление страсти, окончательная решимость действовать, вероятно, прорывается именно таким сти- хийным образом; так струя воды неожиданно прорыва- ет плотину. Что у подобных личностей часто наблюда- ется именно такой способ действия, служит уже доста- точным указанием на их фаталистический образ мыслей. А он сообщает особенную силу начинающемуся в мо- торных центрах нервному разряду.
Есть еще четвертый тип решимости, который так же неожиданно кладет конец всяким колебаниям, как и третий. К нему относятся случаи, когда под влиянием внешних обстоятельств или какой-то необъяснимой вну- тренней перемены в образе мыслей мы внезапно из лег- комысленного и беззаботного состояния духа переходим в серьезное, сосредоточенное, и значение всей шкалы ценностей наших мотивов и стремлений меняется, когда мы изменяем наше положение по отношению к плоско- сти горизонта.
Объекты страха и печали действуют особенно отрез- вляюще. Проникая в область нашего сознания, они па- рализуют влияние легкомысленной фантазии и сообща- ют особенную силу серьезным мотивам. В результате мы покидаем разные пошлые планы на будущее, которы' ми тешили до сих пор свое воображение, и немедленно проникаемся более серьезными и важными стремления- ми, до той поры не привлекавшими нас к себе. К этому типу решимости следует отнести все случаи так назы- ваемого нравственного перерождения, пробуждения со" вести и т. п., благодаря которым происходит духовное обновление многих из нас. В личности вдруг изменяется уровень и сразу появляется решимость действовать в известном направлении.
В пятом, и последнем, типе решимости для нас мо- жет казаться наиболее рациональным известный образ действия, но мы можем и не иметь в пользу его разум- ных оснований. В обоих случаях, намереваясь действо- вать определенным образом, мы чувствуем, что оконча- тельное совершение действия обусловлено произвольным актом нашей воли; в первом случае мы импульсом на- шей воли сообщаем силу разумному мотиву, который сам по себе был бы не в состоянии произвести нервный разряд; в последнем случае мы усилием воли, заменяю*
щим здесь санкцию разума, придаем какому-то мотиву преобладающее значение. Ощущаемое здесь глухое на- пряжение воли составляет характерную черту пятого типа решимости, отличающую его от остальных четырех.
Мы не будем здесь оценивать значения этого напря- жения воли с метафизической точки зрения и не будем обсуждать вопроса, следует ли обособлять указанные напряжения воли от мотивов, которыми мы руковод- ствуемся в действиях. С субъективной и феноменологи- ческой точек зрения здесь налицо чувство усилия, кото- рого не было в предшествующих типах решимости. Уси- лие всегда неприятный акт, связанный с каким-то со- знанием нравственного одиночества; так бывает и тог- да, когда во имя чистого священного долга мы сурово отрекаемся от всяких земных благ, и тогда, когда мы твердо решаемся считать одну из альтернатив невоз- можной для нас, а другую — подлежащей осуществле- нию, хотя каждая из них равно привлекательна и ни- какое внешнее обстоятельство не побуждает нас отдать которой-нибудь из них предпочтение. При более внима- тельном анализе пятого типа решимости оказывается, что он отличается от предыдущих типов: там в момент выбора одной альтернативы мы упускаем или почти упускаем из виду другую, здесь же мы все время не те- ряем из виду ни одной альтернативы; отвергая одну из них, мы делаем для себя ясным, что именно в эту ми- нуту мы теряем. Мы, так сказать, преднамеренно вон- заем иглу в свое тело, и чувство внутреннего усилия, сопровождающее этот акт, представляет в последнем типе решимости такой своеобразный элемент, который резко отличает его от всех остальных типов и делает его психическим явлением sui generis. В огромном боль- шинстве случаев наша решимость не сопровождается чувством усилия. Я думаю, мы склонны считать это чувство более частым психическим явлением, чем оно есть на самом деле, вследствие того что во время обду- мывания мы нередко сознаем, как велико должно быть усилие, если бы мы захотели реализовать известное ре- шение. Позднее, когда действие совершено без всякого усилия, мы вспоминаем о нашем соображении и оши- бочно заключаем, что усилие действительно было сде- лано нами.
Существование такого психического явления, как чувство усилия, ни в коем случае нельзя отвергать или подвергать сомнению. Но в оценке его значения господ-
ствуют большие разногласия. С уяснением его значения связано решение таких важных вопросов, как само су- ществование духовной причинности, проблема свободы воли и всеобщего детерминизма. Ввиду этого нам необ- ходимо обследовать особенно тщательно те условия, при которых мы испытываем чувство волевого усилия.
Чувство усилия. Когда я утверждал, что сознание (или связанные с ним нервные процессы) по природе импульсивно, мне следовало бы добавить: при достаточ- ной степени интенсивности. Состояния сознания разли- чаются по способности вызывать движение. Интенсив- ность некоторых ощущений на практике бывает бес- сильна вызвать заметные движения, интенсивность дру- гих влечет за собой видимые движения. Говоря: «на практике», я хочу сказать: «при обыкновенных услови- ях». Такими условиями могут быть привычные оста- новки в деятельности, например приятное чувство doice far niente (сладкое чувство ничегонеделания), вызываю- щее в каждом из нас известную степень лени, которую можно преодолеть только при помощи энергичного уси- лия воли; таково чувство прирожденной инертности, чувство внутреннего сопротивления, оказываемого нерв- ными центрами, сопротивления, которое делает разряд невозможным, пока действующая сила не достигла оп- ределенной степени напряжения и не перешла за ее границу.
Условия эти бывают различны у разных лиц и у то- го же лица в разное время. Инертность нервных центров может то увеличиваться, то уменьшаться, и, соответ- ственно, привычные задержки действия то возрастать, то ослабевать. Наряду с этим должна изменяться ин- тенсивность каких-то процессов мысли и стимулов, и известные ассоциационные пути становиться то более, то менее проходимыми. Отсюда понятно, почему так изменчива способность вызывать импульс к действию у одних мотивов по сравнению с другими. Когда моти- вы, действующие слабее при нормальных условиях, ста- новятся сильнее действующими, а мотивы, сильнее дей- ствующие при нормальных условиях, начинают действо- вать слабее, то действия, совершаемые обыкновенно без усилия, или воздержание от действия, обыкновенно не сопряженное с трудом, становятся невозможными или совершаются только при затрате усилия (если вообще совершаются в подобной ситуации). Это выяснится при более подробном анализе чувства усилия,
Здоровая воля. Есть нормальная степень импульсив- ной силы в различных психических мотивах, которая характеризует здоровое состояние человеческой воли, а отклонения от этой степени возможны в исключитель- ных случаях у ненормальных индивидов. Душевные со- стояния, связанные с наибольшей степенью импульсив- ной силы, суть, во-первых, объекты страстей, влечений и эмоций,— короче говоря, объекты инстинктивной ре- акции; во-вторых, приятные или неприятные чувства и идеи; в-третьих, идеи, которым мы почему-либо призык- ли повиноваться, так что в нас укоренилась привычка руководствоваться ими в действиях, наконец, в-четвер- тых, это впечатления, непосредственно воспринимаемые от данного объекта или близкие по пространству и времени.
Все отдаленные соображения, крайне отвлеченные концепты, непривычные доводы и мотивы, не соответ- ствующие состоянию развития наших инстинктов в дан- ную минуту, лишены импульсивной силы или обладают ею в крайне слабой степени. В тех случаях, когда они одерживают верх, непременно сопровождаются усили- ем, и, таким образом, в нормальном состоянии воли, в отличие от патологического, применение усилия ограни- чивается сферой неинстинктивных мотивов всякий раз, когда последние нужно сделать руководящими нашим поведением.
Здоровье воли обусловлено известной степенью ос- ложнения в тех психических процессах, которые предше- ствуют волевому решению или действию. Каждый сти- мул, каждая идея, порождая импульс, должны наряду с этим вызвать другие идеи и связанные с ними харак- терные импульсы, и затем уже, только не слишком преж- девременно, должно наступить самое действие, являясь конечным результатом целого ряда взаимодействующих сил. Даже когда решение наступило быстро, при нор- мальном порядке вещей необходим предварительны!"! обзор поля действия и окончательный выбор пути до наступления реакции. Когда воля здорова, окончатель- ная оценка мотивов бывает верной (т. е. мотивы нахо- дятся в нормальном, привычном отношении друг к дру- гу) и действие совершается в надлежащем направлении.
Таким образом, болезни воли возникают различным путем. В тех случаях, когда действие наступает слиш- ком быстро вслед за вызывающим его мотивом, не да- вая времени развиться задерживающим ассоциациям,
мы имеем стремительную волю. В тех случаях, когда ассоциации появляются, но нормальное отношение ме- жду импульсивными и задерживающими факторами на- рушено, мы имеем извращение воли. Оно может быть, в свою очередь, обусловлено избыгком или недостатком интенсивности в том или другом психическом процессе, избытком или недостатком инертности различных нерв- ных центров, наконец, избытком или недостатком задер- живающей силы Сравнивая между собой внешние про- явления извращения воли, мы можем разделить его на два вида, в одном из них нормальные акты воли невоз- можны, в другом неудержимо совершаются ненормаль- ные акты. Короче говоря, мы можем назвать первый вид извращения воли пониженной активностью воли, второй — повышенной активностью воли.
Впрочем, зная, что конечный результат зависит ог отношения, существующего в данную минуту между задерживающими и вызывающими его силами, мы пой- мем, что невозможно по одним внешним проявлениям определить элементарную причину извращения воли у данного лица: обусловлено ли извращение воли недо- статочностью или чрезмерностью какого-нибудь из фак- торов, в совокупности порождающих данное действие. Повышенная активность воли может быть результагом как потери способности действовать импульсивным пу- тем в известном направлении, так и приобретения спо- собности действовагь импульсивным путем в новых на- правлениях. Равным образом можно утратить способ- ность к определенным импульсам вследствие ослабле- ния первоначальных стремлений или вследс1вие обра- зования новых стремлений и новых путей нервного разряда. По словам Клоустона, или ездок может быть так слаб, что не будет в состоянии править хорошо объезженной лошадью, или лошадь так тугоузда, что никакой ездок с ней не справится
Повышенная активность воли. Во-первых, это проис- ходит o^ недосгаточного задержания движений. Повы- шенная активность воли наблюдается у лиц вполне нор- мальных, у которых импульсы к движению вызывают нервный разряд так быстро, что задерживающие дви- жение токи не успевают возникнуть. Сюда относятся лю- ди с крайне подвижным и горячим темпераментом, по- стоянно оживленные и разговорчивые люди, которыми изобилуют славянская и кельтская расы и с которыми столь резко контрастируют хладнокровные, тяжелые на
подъем англичане. Первые кажутся нам похожими на вечно прыгающих обезьян, а мы им представляемся не- поворотливыми земноводными. Если взять двух инди- видов, одного — с повышенной, другого — с пониженной активностью воли, то нельзя решить, который из них располагает большим количеством жизненной энергии. Подвижной итальянец, одаренный живой восприимчи- востью и впечатлительным умом, способен произвести своими талантами необычайный эффект, «показать то- вар лицом», между тем как сдержанный янки, не усту- пая, может быть, итальянцу в талантах, будет скрывать их в глубине души, и вы едва сумеете их обнаружить. Итальянец будет душой общества; он поет, произносит речи, руководит общественными увеселениями, готов подшутить над кем-нибудь, приволокнуться, принять участие в дуэли, а в случае несчастья, разрушения на- дежд и планов так ведет себя, что постороннему наблю- дателю кажется, будто энергии у этого человека неизме- римо больше, чем у какого-нибудь благоразумного и сдержанного юноши. Но последний может oблa^aть та- кими же способностями и быть готовым каждую мину- ту проявить их, если бы задерживающие центры не пре- пятствовали этому. Отсутствие предварительные сооб- ражений, колебаний, проявление в каждую минуту уди- вительно упрощенного душевного склада сообщают лю- дям с повышенной активностью воли необыкновенную энергию и непринужденность в действии; их страсти, мотивы п стремления не должны достигать особенно большой интенсивности, чтобы вызвать моторный раз- ряд. С постепенным ходом умственного развития чело- вечества сложность душевного склада возрастает, и на- ряду с ней возрастает и число мотивов, задерживающих тот или другой импульс.
Как много мы —англичане—теряем в непринужден- ности нашей речи только потому, что привыкли всегда говорить правду! Преобладание задержки действий име- ет свою хорошую и дурную стороны. Если человек вы- полняет действия в общем и хорошо, и быстро; если он при этом мужественно учитывает все следствия своих поступков и обладает достаточным умом, чтобы с успе- хом достигнуть цели, то ему остается только благода- рить судьбу за подвижный характер, побуждающий его действовать, недолго думая. В истории можно встретить немало полководцев и революционеров, принадлежащие к этому подвижному и немногосложному импульсивно-
му типу людей. Трудные и сложные проблемы преиму- щественно бывают по плечу лишь лицам рефлексивно- го, сдержанного типа. Лица же импульсивного типа спо- собны иногда осуществлять более широкие замыслы и избегать многих ошибок, совершаемых обыкновенно лицами рефлексивного типа. Но в тех случаях, когда первые действуют безошибочно или когда умеют посто- янно поправлять свои ошибки, они являются одними из самых ценных и необходимых деятелей на пользу чело- вечества.
У детей при истощении и в некоторых других пато- логических случаях деятельность задерживающих цент- ров может оказаться слишком слабой, чтобы преду- преждать наступление импульсивного разряда. При та- ких условиях лицо с пониженной активностью воли мо- жет на время проявлять принадлежащую противополож- ному типу волевую активность. У других лиц (сюда принадлежат страдающие истерией, эпилептики, пре- ступники, относящиеся к классу душевнобольных, кото- рых французские психологи называют degeneres) на- блюдается в нервном механизме недостаток, когда мо- торные идеи в них вызывают активность воли прежде, чем задерживающие центры успеют проявить свою дея- 1ельность. У лиц с нормальной от рождения волей дур- ные привычки могут создать для этого благоприятные условия, особенно в области импульсов известного ха- рактера.
Переспросите половину знакомых вам пьяниц, что побуждает их так часто отдаваться соблазну, и боль- шинство из них скажут, что они сами этого не знают. Для них запой—род припадка. Нервные центры пьяни- цы приобрели способность расслабляться известным об- разом всякий раз, как ему попадается на глаза бутылка водки. Не вкус водки привлекает его, она может даже казаться ему отвратительной; неприятная перспектива похмелья на другой день представляется ему в момент выпивки очень живо. Но, видя водку, пьяница чувству- ет, что он против воли принимается пить ее; больше sroro никто из пьяниц ничего не может сказать. Подоб- ным же образом человек может предаваться половым излишествам, причем стимулом, по-видимому, нередко бывает не сила чувственных побуждений, а, скорее, мысль о возможности удовлетворить их. Такие характе- ры слишком мизерны, чтобы их можно было назвать дурными в сколько-нибудь серьезном смысле слова.
Зоб
У лиц с подобным складом характера нервные пути, проводящие естественные (или противоестественные) импульсы, так расслаблены, что самая небольшая сте- пень нервного возбуждения вызывает уже окончатель- ную реакцию. Явление это называется в патологии ослабленная раздражимость. Период скрытого внутрен- него возбуждения при раздражении нервных центров в данном случае так короток, что интенсивность напря- жения в них не успевает возрасти до надлежащей сте- пени, вследствие чего, несмотря на значительное наруж- ное проявление активности, чувственное возбуждение может быть очень мало. Подобное нарушение внутрен- него равновесия между нервными центрами особенно часто развивается у лиц с истерическим темпераментом. Они могут проявлять искреннее и глубокое отвращение к поведению известного рода, но тут же под влиянием соблазна всецело отдаются овладевшей ими страсти.
Во-вторых, повышенная активность воли проявляет- ся от чрезмерной силы импульса. Но в то же время бес- порядочные импульсивные действия можно наблюдать и тогда, когда нервные ткани сохранили нормальную степень внутреннего напряжения, а задерживающие центры действуют правильно или даже с чрезмерной силой. В таких случаях сила импульсивной идеи ненор- мально велика, и то, что при других обстоятельствах промелькнуло бы в качестве простой возможности дей- ствия, вызывает страстное, неудержимое стремление к действию. <...>
Нормальные люди не могут составить себе понятия о той неудержимой силе, с какой дипсоман или опио- ман стремится удовлетворить свою страсть. «Поставьте в одном углу комнаты меня, в другом — бутылку рому, а в промежутке между ними стреляйте непрерывно из пушек — и все-таки я перебегу через комнату, чтобы достать бутылку»; «Если бы с одной стороны стояла бутылка водки, а с другой — были открыты врата ада и если бы я знал, что, выпив один стакан, я немедленно попаду в ад, то и тогда я не отказался бы выпить» — вот что говорят многие дипсоманы. Муссей (в Цинцин- нати) описывает следующий случай: «Несколько лет тому назад в один из домов призрения в Цинциннати был помещен горький пьяница. В течение нескольких дней он всячески пытался раздобыть рому, но безус- пешно. Наконец, он придумал удачный способ. При бо- гадельне был дровяной двор; придя на этот двор, пья-
22.—833
ница взял в одну руку топор, а другую положил на де- ревянную колоду и единым взмахом топора отрубил себе кисть руки. Приподняв кверху обрубок руки, из которого лилась потоком кровь, он вбежал в дом с кри- ком: «Рому! Скорее рому! Я отрубил себе руку!» Под- нялась суматоха, тотчас принесли чашку рому; пьяница погрузил в нее окровавленный обрубок руки, а затем быстро поднял чашку ко рту, выпил залпом ее содер- жимое и радостно закричал: «Ну, теперь я доволен!» Муссей рассказывает о другом пьянице, который, нахо- дясь на лечении от запоя, в течение месяца тихонько попивал алкоголь из шести банок с заспиртованными препаратами. Когда доктор спросил его, что побудило его к такому омерзительному поступку, он отвечал: «Сэр. я так же не властен обуздать мою болезненную страсть к вину, как не властен остановить биение сердца». <..->
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление