Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регуляция пищеварения




Дефекация

Дефекация – это опорожнение кишечника от каловых масс благодаря сокращению гладких мышц толстой кишки и расслабления ее сфинктеров. Внутренний сфинктер гладкомышечный и функционирует непроизвольно. Наружный сфинктер образован поперечно-полосатыми мышцами промежности, его деятельность регулируется произвольно влияниями коры головного мозга на мотонейроны спинного мозга, иннервирующие наружный сфинктер.

Позывы к дефекации возникают в результате растяжения стенок толстой кишки калом и возбуждения механорецепторов в ее стенках. Акту дефекации способствует повышение внутрибрюшного давления благодаря сокращению мышц брюшного пресса, опускание диафрагмы и тазового дна. Акт дефекации регулируется местными рефлексами, вегетативной нервной системой и мотонейронами крестцового отдела спинного мозга. При повреждении крестцового отдела спинного мозга сфинктеры расслабляются и произвольное удержание кала становится невозможным.

В организме существует функциональная система, поддерживающая уровень питательных веществ во внутренней среде. Полезным приспособительным результатом этой системы является определенный уровень белков, жиров и углеводов в крови. Саморегуляторные механизмы системы включают поведенческие реакции поиска и потребления пищи и внутренние процессы, направленные на поддержание определенных концентраций и состава питательных веществ в крови.

Пищевая потребность возникает при отклонении уровня питательных веществ от уровня, обеспечивающего оптимальное течение обменных процессов. Регуляция этой потребности тесно связана с аппетитом и насыщением.

Аппетит, по И.П. Павлову, – это «страстное желание еды». Для сохранения аппетита нужно «есть несколько раз в день и понемногу, не до полного насыщения». Аппетит возникает при привлекательном виде, запахе пищи и т.д. и имеет сигнальное значение, возникая заранее, т.е. до того момента, когда уровень питательных веществ в организме значительно снизится. Переваривание пищи при наличии аппетита осуществляется более полноценно, пищеварительные соки содержат больше ферментов, они более активны. В результате под воздействием аппетита формируется пищевая мотивация, направляющая субъект на поиски пищи.

Гуморальные изменения («голодная кровь»), импульсы от механорецепторов опорожняющегося желудка стимулируют «центр голода», расположенный в латеральных ядрах гипоталамуса. Чувство голода сопровождается возникновением отрицательных эмоций: «сосанием под ложечкой», появлением слабости, тошноты, головной боли. Пищевое возбуждение распространяется на лимбические области, ретикулярную формацию, кору больших полушарий. Все это приводит к формированию пищедобывательного поведения, завершающегося приемом пищи и появлением чувства насыщения.

Восстановление нормального уровня питательных веществ в организме осуществляется на основе нейрогуморальных механизмов насыщения. Во время приема пищи, через 15-20 мин после начала еды происходит «сенсорное насыщение» на основе нервных механизмов. Импульсы от рецепторов полости рта, глотки, пищевода и желудка поступают в «центр насыщения», расположенный в вентромедиальных ядрах гипоталамуса. В результате подавляется «центр голода», устраняется пищевое мотивационное возбуждение. Сигнальное значение для прекращения еды имеет также импульсация от хеморецепторов депо и сосудов, сигнализирующая о восстановлении оптимального уровня обменных процессов в организме в результате ассимиляции питательных веществ в кишечнике и пополнения депо. Через 1,5-2 часа после приема пищи возникает вторичное, «обменное или метаболическое насыщение».

Внутреннее звено саморегуляции, включающее механизмы перераспределения питательных веществ в организме, изменение интенсивности внутриклеточных обменных процессов при дефиците пищи, а также деятельность депо, обеспечивают поддержание постоянного уровня питательных веществ в организме и снабжение глюкозой мозга, эритроцитов, почек даже при длительном голодании.

Жажда – это субъективное ощущение сухости во рту и потребности пить воду. Объективно проявляется поведенческой двигательной реакцией субъекта к источнику воды. Взрослый человек в покое с выдыхаемым воздухом, потом, мочой, калом теряет около 3,5 л воды в сутки. Следовательно, пищевой рацион должен содержать достаточное количество жидкости, чтобы в организме не нарушался водно-солевой баланс.

Истинное чувство жажды связано с обеднением организма водой в результате: недостаточного количества воды или избыточного содержания минеральных веществ в пищевом рационе; большой потери воды при тяжелой физической нагрузке; при высокой окружающей температуре; кровопотере; диабете и др. В результате изменяется осмотическое давление в клетках и жидкостях организма, возбуждаются осмотические рецепторы, нервные импульсы от которых поступают в пищевой центр и обуславливают возникновение чувства жажды.

Ложное чувство жажды возникает при нормальном содержании воды в организме: при продолжительном разговоре, пении, эмоциональном перенапряжении.

Регулирующий всю эту сложную систему пищевой центр – комплексное образование, компоненты которого расположены в продолговатом мозге, гипоталамусе, лимбической и лобной коре больших полушарий, ретикулярной формации и функционально взаимосвязаны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Сущность и значение пищеварения.

2. Роль работ И.П. Павлова по физиологии пищеварения.

3. Пищеварение в полости рта.

4. Глоточный рефлекс.

5. Пищеварение в желудке.

6. Значение поджелудочной железы в пищеварении. Роль поджелудочного сока.

7. Роль печени в пищеварении. Состав желчи.

8. Пищеварение в тонкой кишке.

9. Всасывание на протяжении пищеварительного тракта.

10. Пищеварение в толстой кишке.

11. Акт дефекации.

12. Регуляция процессов пищеварения. Нейрофизиологические механизмы голода и насыщения. Пищеварительный центр.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Общий план строения пищеварительной системы.

2. Полость рта.

3. Строение слюнных желез.

4. Строение языка.

5. Строение зубов.

6. Строение глотки.

7. Строение пищевода.

8. Строение желудка.

9. Строение тонкой кишки.

10. Строение толстой кишки.

11. Строение печени.

12. Строение желчного пузыря.

13. Строение поджелудочной железы.

14. Понятие о брюшной и брюшинной полостях, брюшине и ее про-изводных.

 

Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Сфинктер Одди расположен:

A) в пилорическом отделе желудка

B) в большом соске двенадцатиперстной кишки

C) между подвздошной и слепой кишкой

D) в анальном канале прямой кишки

2. Пищеварительный канал имеет длину:

A) 3-4 м

B) 5-7 м

C) 8-10 м

D) 10-12 м

3. Аденоидной называется миндалина:

A) глоточная

B) трубная

C) небная

D) язычная

4. Обкладочные клетки желудочных желез выделяют:

A) слизь

B) пепсиноген

C) соляную кислоту

D) гастрин

5. Коронка зуба покрыта:

A) цементом

B) эмалью

C) дентином

D) кутикулой

6. Слуховая труба сообщает:

A) гортанную часть глотки с наружным ухом

B) ротоглотку со средним ухом

C) носоглотку со средним ухом

D) полость рта с зевом

7. Место перехода пищевода в желудок называется:

A) кардиа

B) привратниковый канал

C) дно

D) тело

8. Брюшина покрывает желудок:

A) с одной стороны

B) с трех сторон

C) со всех сторон

D) желудок не покрыт брюшиной

9. Отдел кишки, расположенный между нисходящей ободочной и прямой кишкой:

A) поперечная ободочная кишка

B) сигмовидная ободочная кишка

C) восходящая ободочная кишка

D) слепая кишка

10. Воспаление поджелудочной железы называется:

A) панкреатит

B) дуоденит

C) гастрит

D) гепатит

11. Соляная кислота желудочного сока:

A) тормозит ферменты, расщепляющие белки

B) способствует образованию энтерокиназы и секретина

C) расщепляет углеводы

D) оказывает бактерицидное действие

12. Ферменты желудочного сока, расщепляющие белки:

A) выделяются в неактивной форме

B) расщепляют белки до аминокислот

C) расщепляют белки до пептидов

D) действуют в кислой среде

13. Выделение желчи в двенадцатиперстную кишку усиливают:

A) поступление химуса желудка в двенадцатиперстную кишку

B) поступление жира в двенадцатиперстную кишку

C) поступление углеводов в двенадцатиперстную кишку

D) холецистокинин

14. Желчь:

A) активирует все ферменты поджелудочного сока

B) эмульгирует жиры

C) усиливает моторику тонкой кишки

D) оказывает бактерицидное действие

15. Секрецию желудочного сока усиливают

A) гастрин

B) гистамин

C) секретин

D) энтерокиназа

16. Секрецию поджелудочного сока усиливают

A) гастрин

B) секретин

C) холецистокинин

D) гистамин

17. Моторику тонкой кишки усиливают:

A) механические раздражения слизистой тонкой кишки

B) химические раздражения слизистой тонкой кишки

C) возбуждение парасимпатической нервной системы

D) возбуждение симпатической нервной системы

18. Возбуждение симпатической нервной системы вызывает:

A) увеличение силы и частоты сердечных сокращений

B) увеличение просвета бронхов

C) уменьшение тонуса и перистальтики желудка и кишечника

D) усиление тонуса и перистальтики желудка и кишечника

19. Возбуждение парасимпатической нервной системы вызывает:

A) уменьшение силы и частоты сердечных сокращений

B) спазм бронхов

C) уменьшение тонуса и перистальтики желудка и кишечника

D) усиление тонуса и перистальтики желудка и кишечника

20. Липаза поджелудочного сока активируется:

A) желчными кислотами

B) ионами кальция

C) энтерокиназой

D) соляной кислотой

 

Задание № 2. Найти соответствие:

Тест 1.

1.Пепсиноген 2.Трипсиноген 3.Химотрипсиноген 4.Липаза поджелудочного сока Активируется: энтерокиназой и трипсином ферментами желудочного сока с желчными кислотами и ионами кальция соляной кислотой энтерогастрином

Тест2.

1.Белки 2.Углеводы 3.Липиды Расщепляются до: аминоксилот пептидов моносахаридов глицерина и жирных кислот

Тест 3.

Центры: 1.Насыщения 2.Голода 3.Слюноотделения Локализация: в продолговатом мозге в вентромедиальном ядре гипоталамуса в латеральном отделе гипоталамуса в таламусе

 

Задание №3. Ответьте на вопросы ситуационных задач

№ 1. У обследуемого при дуоденальном зондировании были получены две порции желчи: сначала – золотисто-желтая, свободно вытекающая через зонд в количестве 30 мл. После интрадуоденального введения яичного желтка получено 15 мл вязкой желчи коричневого цвета. Какие порции желчи были получены у обследуемого? Объясните физиологический механизм изменения состава пузырной желчи.

 

№ 2. С целью изучения пищеварения в тонкой кишке был проведен следующий эксперимент. В 2 пробирки налили одинаковое количество кишечного сока и добавили по 10 капель раствора крахмала. Во 2-ю пробирку дополнительно опустили полоску тонкой кишки крысы. В какой из пробирок быстрее произойдет гидролиз крахмала? Какие основные типы пищеварения Вам известны?

 

№ 3. Перед инструментальным исследованием толстой кишки обследуемому рекомендуют очистительную клизму объемом 1,0 – 1,5 л воды комнатной температуры. Почему при этом ускоряется эвакуация содержимого толстой кишки? Чем объяснить отсутствие всасывания данного объема воды в толстой кишке?

 

№ 4. Некоторые лекарственные препараты резорбтивного действия вводят больным с помощью микроклизм (30 – 100 мл). Какая функция толстой кишки обеспечивает попадание препарата в кровь?

 

№ 5. Известно, что животные зализывают свои раны. Вопрос: какое это имеет значение?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 2929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.