КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Покровная система
Вопросы для повторения и самоконтроля Заболевания почек и мочевыводящих путей и их профилактика Пиелонефрит — существует 3 способа попадания инфекции: через лимфу, через кровь, через мочевыводящие пути. Чаще — через кровь (источник — гнойничковые заболевания кожи, заболевания верхних дыхательных путей и легких, кариес зубов, гнойные очаговые инфекции). Симптомы: в моче обнаруживаются лейкоциты и бактерии. Заболевание может начинаться остро: повышается температура, появляется озноб, боли в животе, пояснице, частое и болезненное мочеиспускание, ночное недержание. Моча становится мутной, в ней появляются хлопья, кровь. Профилактика: оздоровление окружающей среды и организма ребенка — общеукрепляющие мероприятия, правильный уход, систематическое физическое воспитание с обязательным закаливанием. Соблюдение индивидуального режима дня, рациональное питание, правильно организованное физическое воспитание, щадящее закаливание детей в период выздоровления после ангины, острого гнойного отита, пневмонии, скарлатины, острых респираторных заболеваний. Профилактические прививки против острых детских инфекций и острых респираторных вирусных инфекций. Цистит — воспаление мочевого пузыря. Чаще всего вызывается кишечной палочкой и стафилококком, также является осложнением инфекционных заболеваний (например, гриппа). Инфекция распространяется через кровь, лимфу и восходящим путем, то есть из наружных половых органов, в основном у девочек, при наличии механических повреждений мочеточников, мочеиспускательного канала из-за плохого ухода за ребенком. Симптомы: боли при мочеиспускании, учащенные позывы и наличие гноя в моче. Моча мутная, в ней много лейкоцитов, часто появляется кровь. Жалобы на тяжесть и боль в низу живота (в области мочевого пузыря). Мочеиспускание может быть таким частым, что ребенок не в состоянии удержать мочу. Лечение: ребенка уложить в постель. Из пищи исключить острое и соленое. Необходимо ликвидировать причину, поддерживающую воспаление.
1. Расскажите, какие части (отделы) выделяют у почки? 2. Назовите отделы нефрона. Что собой представляет почечное тельце? 3. Расскажите, что вы знаете о строении почечных чашек, лоханки и мочеточника? 4. Назовите фазы образования мочи в почках. Дайте характеристику каждой из этих фаз 5. Перечислите вещества, которые выделяются из крови в мочу в почечных тельцах 6. Что такое первичная моча и вторичная моча? В чём состоит их отличие?
Кожа (дерма) — внешний покров тела человека, состоит из нескольких слоев ткани. Общий вес кожи приблизительно 2-3 кг. Толщина различна (на мошонке — 0,5 мм, на веках — 4 мм).
Значение: ■ защита организма от механических повреждений; ■ защита от ультрафиолетовых лучей (пигмент меланин); ■ от проникновения микробов и от высыхания; ■ обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность; ■ защита от переохлаждения и перегревания (через кожу человек теряет 85-90 % образующейся в организме энергии); ■ поглощает кислород, выделяет углекислород (1 % общего газообмена); ■ участвует в водном, солевом, углеводном, жировом и витаминном обмене (образуется витамин Д). 1. Надкожица (эпидермис) Роговой слой эпидермиса; слой живых клеток эпидермиса. Функции: защитная; не пропускает из внешней среды жидкости, газы, твердые частицы, возбудителей инфекций; благодаря физиологическому шелушению рогового слоя и кислой реакции кожа самоочищается. 2. Собственно кожа (дерма) Рецепторы кожи, производные кожи; кровеносные сосуды; нервы.
Функции: ■ защитная; ■ выделение сальных и потовых желез образует кислую среду; при попадании гноеродных микробов в рану на коже образуется местный очаг воспаления; ■ чувствительная; ■ дыхательная; ■ обменная; ■ терморегуляторная: рефлекторное расширение или сужение кровеносных сосудов обеспечивает большее или меньшее поступление тепла к коже; выделение пота. 3. Подкожная жировая клетчатка Функции: ■ защитная; ■ смягчает толчки и удары; ■ термоизоляционная; ■ запасающая: создает жировой запас организма. Производные кожи: Железы кожи (потовые, сальные) — выводные протоки открываются в волосяной мешочек, смазывая волосы и кожу. Функции: Потовые — служат для выделения веществ и поддержания постоянной температуры тела. Их функция усиливается при болезнях почек. (У человека приблизительно 2 млн потовых желез, каждая длиной 3 мм, ежедневно выделяется 0,7 л пота, в тропической зоне — 4 л.) Сальные — кожное сало смачивает волосы и кожу, придавая ей эластичность, предохраняя от высыхания и смачивания. Молочные железы — являются измененными потовыми железами. Состоят из 15-25 железистых долек, в которых вырабатывается молоко для питания ребенка первого года жизни. Волосы — состоят из корня (в толще кожи) и стержня (над поверхностью кожи). Функции: служат как теплоизолятор (на голове); предохраняют от пыли глаза (ресницы, брови). Цветом обязаны наличию пигмента, потеря которого и проникновение внутрь стержня пузырьков воздуха придают седой оттенок волосам. Ресницы и брови растут на первом году жизни. К 3-5 годам достигают своего максимума. Волосы головы растут со скоростью 0,35 мм в сутки (12,8 см в год). При достижении определенной длины рост волос прекращается. Каждый волос живет 3 (у мужчин) — 10 (у женщин) лет, а затем обновляются. Ежедневно у взрослого выпадает от 15 до 100 волосков, а у ребенка — 90. Между третьим и четвертым месяцем внутриутробной жизни голова и тело зародыша покрыты коротким пушком, выпадающим перед рождением ребенка. Ногти — находятся в ногтевом ложе и плотно сращены с кожей. В этом месте кожа имеет обилие кровеносных сосудов и нервных окончаний, которые обеспечивают чувствительность и питание ногтя. Функции: защищают фаланги пальцев, служат опорой для мягких тканей. Средняя длина у взрослых 1,5 см, толщина 0,75 мм на руках и 1 мм на ногах. Корень ногтя, спрятанный под кожей, составляет 30 % от общей длины ногтя. Растут со скоростью 0,15 мм в сутки (обновляются на руках каждые 3 месяца, на ногах — 4,5 месяца). Уход состоит в очистке их и подногтевых пространств от грязи, подстригании (в подногтевых пространствах скапливается грязь, могут быть яйца глистов). Список литературы
Основная литература 1. Ананьева Л. В., Бартельс В. И. Основы медицинских знаний: учебное пособие для студентов не медицинских специальностей. М.: Альфа, 2001.. 2. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста / А.О. Дробинская-М.: «Владос», 2003 3. Дробинская А.О. Основы педагогики и гигиены детей раннего и дошкольного возраста / А.О. Дробинская-М.: «Сфера», 2007 4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. 5. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1997. 6. Сапин М. Р., Сивоглазов В. Н. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 7. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990.
Дополнительная литература 1. Буянов В. М. Первая медицинская помощь: для медицинских училищ. М.: Медицина, 1994. 2. Липченко В. Я., Самусев Р. П. Атлас анатомии человека. М.: Альянс-В, 2008. 3. Мазурин А. В., Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми. М.: Медицина, 1994. 4. Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека в таблицах и схемах (анатомия, физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии). М.: Издат-Школа, 2004. 5. Скурихин И. М., ШатерниковВ.А. Как правильно питаться. М.: Агропромиздат, 1986. 6. Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение 1998. 7. Справочник по диетологии / под ред. А. А. Покровского, М. А. Самсонова. М.: Медицина, 2001. 8. Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я., Алферова И. Н. Основы медицинских знаний. М.: Просвещение, 1986. 9. Фомин Н. А. Физиология человека. М.: Просвещение; Владос, 2005.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |