КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Предмет и задачи организационной психологии. Основные понятия организационной психологии
Лекция №1. Теория ситуационного лидерства Эта теория родилась в результате многолетних наблюдений американских психологов, которые, стремясь понять что такое эффективное управление, записывали и анализировали, как эффективные и неэффективные менеджер выполняют свои ежедневные задачи. После обработки данных был получен ошеломительный результат: эффективен только тот руководитель, который обладает таким управленческим качеством, как лидерство. Только лидер может быть эффективным управленцем вне зависимости от стиля управления, особенностей задачи и других условий. Авторы теории определяли лидерство как способность использовать имеющиеся ресурсы (в том числе и человеческие) для получения результата. Так лидерство стало предметом психологического анализа. Внастоящее время существует достаточно большое количество концепций лидерства. Однако теория ситуационного лидерства, которую мы будем сейчас рассматривать, является классической и имеет самое прямое отношение к управленческой деятельности. Вчем суть теории? Авторы теории П. Херси и К. Бландэд исходили из следующих позиций: 1. Лидерство есть способ взаимодействия руководителя и коллектива. Однако способов взаимодействия личности и группы много. Далеко не любой из них является лидерством. Лидером будет только тот руководитель, чей стиль руководства в наибольшей степени соответствует Уровню (стадии) развития группы. 2. Существует четыре уровня развития группы. Каждая группа, при условии умелого руководства ею, может достичь самой высокой стадии развития. Каковы эти стадии? 1) Уровень А — группа, не способная и не желающая работать. 2) Уровень Б — группа, восприимчивая (частично желающая), но не способная работать. 3) Уровень В — группа, желающая и частично способная работать. 4) Уровень Г — группа, полностью способная и желающая работать. 3. Каждому уровню развития (зрелости) группы соответствует стиль управления. Этот соответствующий стиль является не только самым эффективным для управления, но и создает предпосылки для развития группы, для пере- 1) «Указывание» — для группы уровня А. 2) «Распределение» (или «популяризация») — для группы уровня Б. 3) «Участие в управлении» — для группы уровня В. 4) «Передача полномочий» — для группы уровня Г
В современной западной и отечественной психологии понятие “организационная психология” трактуется весьма неоднозначно. Так, немецкий психолог X. Шулер считает, что организационная психология является важной и традиционной областью психологии, берущей свое начало из общей и социальной психологии. Организационные психологи исследуют как воздействие организационных переменных на поведение индивида, так и воздействие поведения индивида на организацию в целом или ее подсистемы. Организации как социальные системы и индивиды как части этих систем не могут быть разделены. Они постоянно влияют друг на друга (1993). А. Фэрнем утверждает, что не существует общего краткого определения организационной психологии, так как дисциплина постоянно меняется и развивается. Тем не менее, он предлагает следующее определение: “Организационная психология — это изучение того, как индивиды набираются, отбираются и социализируются в организациях; как их вознаграждают и мотивируют; как организации структурированы формально и неформально в группы, сектора и команды; как возникают и ведут себя лидеры. Также оценивается, как организация влияет на мысли, чувства и поведение всех работников посредством реального, воображаемого или подразумевающегося поведения других в организации. Организационная психология — это исследование индивида в организации, но она также интересуется малыми и большими группами, а также тем, как организация как целое воздействует на индивида. Организационная психология относительно молодая наука. Как и когнитивная наука, она является гибридной дисциплиной, то есть удачно ломает дисциплинарные границы” (1997). Другой путь для понимания организационной психологии — рассмотрение перечня фундаментальных поведенческих наук, которые вносят свой вклад в ее теорию и методы. С необходимостью приходится констатировать, что организационная психология должна быть междисциплинарной наукой. Психологии необходимо принимать во внимание социологические факторы; а социология и экономика должны брать в расчет явления и процессы, которые исследуются психологами. Итак, организационная психология — это гибрид идей, концепций, методов и находок из некоторых более развитых наук, особенно экономики, психологии и социологии. Здесь нужно заметить, что: • Во-первых, есть хорошие причины включить в этот список и другие дисциплины, такие как социальное управление, трудовые отношения, международные отношения, компьютерные науки, хотя многие из них сами по себе являются гибридными науками. • Во-вторых, перечень вкладов различных дисциплин является спорным (что включать, а что — нет). Разные авторы приводят различные списки. • В-третьих, многие науки изучают одни и те же объекты и вопросы, но каждая со своей точки зрения и своими методами (например, социальная психология и социология). Кроме того, нужно помнить, что многие науки продолжают вносить свой вклад в развитие исследований организационного поведения. Вот почему традиционно в организационной психологии изучается большое количество проблем и вопросов. Третий путь описания области под названием “организационная психология” заключается в перечислении различных компонентов или отдельных разделов, входящих в данную область деятельности. С точки зрения Б. Басса и Г. Баррета (1981) индустриальная и организационная психология делятся на: организационную психологию (изучение климата и отношения к работе, организационная теория, организационное развитие и межличностные отношения в организации), психологию персонала (индивидуальные различия и их оценка, обучение, оплата, развитие работников), проектирование работы (описание, оценка и проектирование работы и оборудования). Ученый из университета Айова (США) П. Мучинский (1983) выделил следующие специализации внутри данной дисциплины: Психология персонала занимается изучением роли индивидуальных различий в отборе и расстановке персонала, оценке производительности работников, а также обучением новичков и ветеранов с целью улучшения различных аспектов их трудового поведения Организационное поведение изучает влияние группы и других социальных факторов на ролевое поведение, на чувства и мотивацию, лояльность к организации ее работников, на коммуникацию в организационных условиях. Организационное развитие интересуется запланированными изменениями в организациях, которые вовлекают людей, рабочие процедуры, проектирование труда, технологию, а также структуру организационных взаимоотношений. Трудовые отношения связаны с взаимодействием работников и работодателей, включая и связи с профсоюзами. Профессиональное консультирование и консультирование по вопросам карьеры. Оценивает характер вознаграждения и удовлетворенность карьерой в свете индивидуальных интересов и способностей. Инженерная психология обычно фокусирует свое внимание на проектировании инструментов, оборудования и рабочей среды с целью оптимизации эффективности трудовой деятельности в системах “человек — машина”. Другой путь состоит в перечислении основных вопросов или проблемных областей, изучением которых занимается организационная психология. Э. Шейн (1988) следующим образом описывает основные психологические проблемы организаций: 1.Проблемы создания и построения организации (здесь рассматриваются проблемы предпринимательства, а также проектирование работ и структуры организации). 2.Проблемы набора, отбора, обучения, социализации и размещения человеческих ресурсов организации. 3.Проблемы, проистекающие из природы психологического контракта между человеком и организацией (как делегируется власть в организации, и как индивид может осуществлять влияние на организацию). Психологический контракт рассматривается как совокупность неписаных взаимных ожиданий работника и организации (это реципроктные отношения). 4. Проблема интеграции различных частей организации (здесь рассматриваются проблемы межгрупповых конфликтов, коммуникации, неформальной организации). 5. Проблемы, вызванные необходимостью для организации быть эффективной, выжить, расти и развиваться в постоянно меняющихся условиях. Итак, традиционными областями организационной психологии являются: • Набор, отбор и обучение персонала. • Анализ трудовой деятельности, условий труда (в том числе организации рабочего места). • Мотивация и удовлетворенность трудом. • Принятие решений. • Лидерство и руководство. • Коммуникация в организации. • Межличностные отношения, конфликты, организационный климат. • Организационная культура. • Организационные изменения и развитие. Поскольку психологии организации и управления приходится иметь дело с самыми разноплановыми проявлениями психической деятельности индивидов и групп, круг различных задач, стоящих перед ней, оказывается также очень широким. Подтвердить сказанное можно даже простым перечислением основных разделов этой психологической дисциплины. Помимо уже упоминавшихся разделов, посвященных проблемам формальной организации, развитию и конфликтам, мотивации, стилям лидерства и моделям управления, в число основных тем психологии управления включаются также процессы восприятия, теория личности, вопросы коммуникации, динамика отношений в неформальной группе, проблема принятия решений, теория учения, аттитюды, психометрия и социометрия. Естественно, что обилие и разнообразие задач вынуждают психологию организации и управления использовать в качестве теоретических и методологических источников многие отрасли психологической и других наук. В качестве источников, из которых западная психология организаций и управления позаимствовала те или иные положения, помимо социальной и общей психологии можно назвать психологию воспитания и обучения, клиническую психологию, психологию творчества, дифференциальную психологию, этнопсихологию, социологию, теорию информации. Отсюда неизбежной чертой психологии управления становится теоретический и методологический эклектизм. Так, проблема принятия решений рассматривается одновременно с самых различных позиций. Здесь поиски особой модели поведения менеджера, наиболее соответствующей требованиям современной экономики (понятия: “экономического”, “социального”, “административного”, “мобицентрического” человека, а также “человека организации” и “нового предпринимателя”); здесь позаимствованные из психологии творчества методы “мозгового штурма” и синектики, а также учитывающий ряд социально-психологических факторов метод Дельфи; здесь же, наконец, математические и другие модели, построенные на основе современных достижений теории информации. Выделяя основные вопросы организационной психологии, нужно учитывать, однако, разнообразие концепций различных авторов. Зарубежные исследователи акцентируют свое внимание в основном на вопросах лидерства, мотивации, коммуникации и организационной культуры, отечественные исследователи в свое время уделяли больше внимания социально-психологическому климату коллектива, проблемам текучести и вопросам эргономики. Хотя согласие по поводу междисциплинарности организационной психологии и существует, по вопросу областей, включаемых в данную область исследований, такого согласия нет. Для примера можно привести оглавления различных зарубежных учебников по организационному поведению и организационной психологии. Список областей зависит (в том числе) от профессиональной специализации автора. Те, кто получил образование в области социологии или экономики, фокусируют свое внимание на групповых феноменах, в то время как психологам чаще свойственна индивидуалистская ориентация. Дебатируется также вопрос о единице анализа в организационной психологии: это индивид, группа или организация? Большинство авторов учебников структурируют изложение вокруг этих трех уровней анализа: организационная психология изучает индивида на работе, рабочие группы, а также структуру и поведенческие процессы в организациях. Остаются, правда, споры о том, что находится в центре внимания организационной психологии. Они полезны, так как служат интересам развития дисциплины. Однако эти дебаты не релевантны практике, так как организационные проблемы не укладываются в строгие рамки научных дисциплин. Менеджеров интересуют решения этих проблем и меньше, кем найдены эти решения — психологами, социологами или экономистами. Что же может предложить организационная психология для решения проблем, вызванных необходимостью для организации быть эффективной, выжить, расти и развиваться в постоянно меняющихся условиях? В связи с этим еще раз необходимо отметить различие между наукой организационной психологией, ищущей новое знание, и практикой организационной психологии, которая использует его для пользы организации и работающих в ней людей. Организационная психология как наука и особенно как практика с неизбежностью носит междисциплинарный или даже полидисциплинарный характер. Е.Н. Емельянова (2000) отмечает, что одним из наиболее известных продуктов взаимодействия психологической науки с практикой является такая область профессиональной деятельности как “консультирование по организационному развитию”, или просто “организационное консультирование”. “Организационное развитие” рассматривается часто как прикладное направление организационной психологии и социологии. “В самом широком смысле слова организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций” (Андреева, 1996). Таким образом, организационное развитие понимается в первую очередь как деятельность по изменению организационной культуры. Мобилизация ресурсов организации в ходе ее развития предполагает оценку потенциала и ограничений ее корпоративной культуры. Чтобы требуемые изменения были проведены успешно, важно учитывать существующую культурную парадигму организации. Для этого необходимо провести оценку (измерение) существующей в организации культуры. Таким образом, успех предлагаемых мероприятий по проведению организационных изменений во многом будет предопределяться качеством проведенной диагностики организационной культуры, которая сама по себе может явиться источником развития или выхода из кризиса. Свой вклад в решение этой задачи может внести организационная психология (естественно в кооперации с другими науками, занимающимися проблемой организационной культуры). Какими основными понятиями оперирует данная наука? Большинство американских специалистов по организации управления различают понятия: “формальная структура организации”, “организационное поведение”, “неформальная структура организации”. “Формальная структура организации” включает в себя систему принятия решений, разделение деятельности компании на конкретные виды работ и соответствующие подразделения, интеграцию этих работ соответственно цели организации. Случайные, не обусловленные формальной структурой взаимоотношения, оказывающие, однако, значительное влияние на деятельность организации (и подчас обладающие большей значимостью, чем формальная структура подчиненности), обычно именуются “неформальной структурой организации”. Так, Ф. Ротлисбергер указывает, что под неформальной организацией подразумеваются “действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также сложная сеть социальных связей, типов членства и центров влияния и коммуникации, которые сложились внутри и между составляющими организацию группами при формальных структурах, но не конкретизированы ими”. Если формальная структура слагается из твердо установленных социальных ролей, формальных институтов, формальной системы санкций — словом, той формализованной системы предписаний и кодексов, которые установлены юридическим путем, то неформальная — это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и неформальных санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. Мотивацию деятельности членов организации, их взаимоотношения, поведение, взгляды и т. п. принято называть “организационным поведением”.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |