КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства системы
Система, должна обладать следующими свойствами: 1. Система состоит из нескольким уровней организации, упорядоченными по иерархическому принципу, причем каждому уровню организации присущи свои характерные способы взаимосвязи и координации между специфическими для данного уровня единицами. 2. В объединении системных единиц каждого уровня участвует только часть их материалов и свойств. 3. Системные единицы могут непрерывно обновляться, однако система при постоянных внешних условиях сохраняет основные особенности своей организации. Совокупность основных системных единиц и устойчивых взаимосвязей между ними и между уровнями организации — основная характеристика системы, называемая структурой. 4. Любая система взаимодействует как с неорганизованной внешней средой, так и с другими системами, вместе с которыми она может входить как составная часть в еще более обширную и сложную “надсистему”. 5. Взаимосвязи между структурными единицами можно подразделить на внутренние, непосредственно направленные на достижение цели, и внешние, имеющие опосредованное отношение к достижению цели, хотя и важные для функционирования системы. 6. Системные единицы одного структурного уровня сложности в основе своей однородны (в смысле возможности выполнения необходимых функций) и в то же время функционально разнообразны (в смысле реального освоения функций). 7. Внешняя среда переменна не только в пространстве, но и во времени, при этом можно различать изменения быстрые и медленные (по сравнению с некоторым “характерным” временем существенного изменения системы). 8. На быстрые изменения внешней среды система реагирует путем изменения количественного соотношения между различными видами системных единиц (экстенсивное изменение структуры), на медленные — за счет качественного изменения единиц, включения новых их свойств, усложнения (интенсивное изменение структуры). 9. С целью уменьшения влияния быстрых изменений внешней среды сложная система развивает способность менять свое состояние (или структуру) при таких изменениях среды: способность быстро обрабатывать и анализировать поступающую извне информацию о состоянии внешней среды; способность принимать решение и организовывать внутреннее взаимодействие, обеспечивающее оптимальное поведение в данных условиях; фиксировать рассогласование намерения с реальным результатом и соответственно корректировать либо действия, либо намерения (т. е. использовать принцип обратной связи). 10. Необходимые звенья отражения — фиксирование, закрепление, хранение и передача информации. Фиксирование информации производится на основе кодирования, осуществляемого либо компактно — в виде образа, либо универсально—в виде символа (знак, язык). Закрепление информации может производиться либо в формах поведения (тогда информация передается только при непосредственном контакте — обучение через подражание, тренаж — через моделирование ситуаций и т. п.), либо в материальной основе (тогда информация отчуждается от своего носителя и может храниться и передаваться в пространстве и времени). Отчужденная и закодированная (образно, символически или стереотипически) информация о преимущественных типах поведения данной системы в ряде характерных условий, возникавших в процессе ее исторического развития, носит название культуры данной системы. 11. Последовательность изменений, происходящих в структуре системы, имеет место только тогда, когда между отдельными его стадиями сохраняются отношения преемственности. При этом на каждой стадии процесса развития можно выделить три основных типа структурных элементов - наиболее развитые в настоящий момент “действительные” элементы, слабо развитые “потенциальные” элементы более высокого уровня сложности противоположной отрицающей формы и “опосредующие” элементы, снимающие это основное противоречие. Процесс развития системы и есть процесс снятия основного противоречия, отраженный в последовательных ступенях переходов, превращения потенциальных элементов в действительные с помощью опосредующих. 12. По проявлению во внешней среде этапы процесса развития можно охарактеризовать так (S- стабильность, I-интенсивность, E- экстенсивность); S — стабильное функционирование на данном структурном уровне сложности в фиксированных границах своего влияния; SI — появление и формирование элементов более высокого структурного уровня сложности в связи с неадекватным поведением системы на границе своего влияния; I— интенсивное изменение, качественный скачок, переход системы на более высокий структурный уровень сложности; IЕ — закрепление системы на новом уровне в старых границах за счет количественною роста структурных единиц высшей сложности; Е — экстенсивное изменение системы во внешней среде, расширение границ влияния; ЕS — достижение новых границ влияния и переход к стабильному функционированию на новом уровне. 13. По составу и соотношению основных структурных элементов в процессе развития сложной системы можно выделить этапы: S — “ослабление — зарождение” — ослабление действительных элементов, появление единичных потенциальных элементов; SI — “старость — формирование” — агрегирование потенциальных элементов в поисках новых форм структурной организации, осуществляемое при активном содействии опосредующих элементов; I — “гибель — рождение” -- создание и победа новых форм структурной организации, превращение потенциальных элементов в действительные; IЕ — “рост” — экстенсивное изменение, рост числа элементов е новой структурной сложностью внутри старых границ системы, подавление (снятие, отрицание) старых действительных элементов; Е — “расцвет” — систему полиостью определяют действительные элементы нового уровня сложности, эффективно действующие во внешней среде; ЕS — “зрелость — предпосылки” — выделение из числа действительных опосредующих элементов, создающих предпосылки для появления новых потенциальных элементов. Изложенные выше общие определения и свойства системы в приложении к исследованию конкретных сложных объектов должны дополнительно уточняться с учетом особенностей объекта исследования. Проиллюстрируем это на примере анализа такого важного социального объекта как коллектив. Системный подход к исследованию коллектива в кратком виде можно представить как последовательность следующих методических этапов: — анализ основных особенностей, профессиональной деятельности коллектива, которая расчленяется на отдельные функциональные фрагменты, совпадающие, по возможности, с этапами творческого процесса; — выявление и формулирование в терминах данной профессиональной группы свойств и качеств, наиболее необходимых в деятельности ее на каждом из выделенных этапов. При этом качества условно разделяются на “деловые” (взаимодействия), имеющие прямую связь с непосредственными целями коллектива, и “психологические” (взаимоотношения), лишь опосредованно влияющие на достижение целей; — сбор первичной информации: проведение анкетирования всех членов группы по системе взаимных оценок, при котором требуется оценить по пятибалльной шкале относительную яркость проявления каждого из отобранных экспертами качеств у каждого члена группы; — обработка первичной информации: вычисление (по специальной программе для ЭВМ) ряда количественных показателей, на основе которых определяются различные системные параметры — “определенность”, “популярность”, “важность”, “лидерство” и др.; — сопоставление соответствующих качеств из группы “деловых” с качествами из группы “психологических”; — содержательная интерпретация полученных взаимосвязей между характеристиками, которая может быть проверена или уточнена на основе дополнительной информации или посредством специальных экспериментов. На заключительном этапе на основе групповых и личностных характеристик делается попытка прогнозирования состояния коллектива в ближайшем будущем, что может послужить исходным пунктом для выработки соответствующих практических рекомендаций.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |