КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. История Отечественного государства и права принадлежит к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых в юридических учебных заведениях РФ
История Отечественного государства и права принадлежит к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых в юридических учебных заведениях РФ. Её задача – сформировать у студентов научное представление об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы, дать им конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своём развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания. Наука как социальное явление представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также итоги этой деятельности в виде системы знаний об объективном развитии материального мира, о существенных внутренних связях явлений природы и общества. Объективное единство материального и духовного мира обусловливает и единство науки. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, подразделяют на естественные, технические и общественные (гуманитарные). Государство и право - обществоведческие понятия, а все юридические науки, то есть науки о государстве и праве - науки общественные или гуманитарные. История государства и право неразрывно связаны между собой общностью причин возникновения, единством исторической типизации, взаимодействием в процессе функционирования и другими необходимыми взаимосвязями. Они не могут существовать раздельно. Поскольку настоящее издание посвящено курсу истории государства и права России, следует дать определение ее предмета: История государства и права России изучает процесс возникновения и развития государства и права у народов нашей страны, исторические типы и формы государства и права, политические институты и правовые формы в их историческом развитии. В процессе познания и практической деятельности люди ставят перед собой определенные цели, выдвигают те или иные задачи. Но формулировать задачу — еще не значит осуществить задуманное. Очень важно найти пути правильного решения задачи. Пути достижения цели, совокупность принципов научного исследования и практического действия и составляют метод исследования. При изучении истории отечественного государства и права следует различать общенаучные и частнонаучные (специальные) методы. К первым можно отнести: системный анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство исторического и логического, моделирование, аналогию и др. Ко вторым — историзм, метод конкретных историко-правовых исследований, метод хронологического исследования, сравнительный и т. д. При этом ИОГП вбирает в себя конкретный исторический материал как базовый, являющийся предметом изучения Всеобщей истории государства и права, теории государства и права, истории политических и правовых учений, а также юридических наук. ИОГП изучает как отдельные факты, так и закономерности исторического развития, при этом отдавая предпочтения юридическим фактам и явлениям. Выявляя закономерности развития, она называет основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных и правовых систем и институтов. К ним относятся главным образом органы власти, управления и юстиции. Организация и деятельность этих органов рассматривается как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину их эволюции и взаимодействия. В истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Вместе с тем эта дисциплина имеет свои непосредственные, конкретные задачи. К ним относится изучение: 1) процесса возникновения и развития государства и права на территории нашей страны; 2) факторов и условий, определявших появление государства и права, а затем их изменение и развитие; 3) правового положения классов, социальных групп; 4) организации государственной власти (механизм государства, система государственных органов в различные исторические периоды); 5) развития правовой системы, отраслей, институтов права, конкретных законодательных актов. Помимо этого студенты, изучая все разделы курса, должны уметь анализировать материал по основным отраслям и институтам права в различные хронологические периоды. Курс разделен на несколько периодов: 1. Древняя Русь (IX-XII вв) 2.Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII-XIV вв) 3.Русское (Московское) государство (XV- XVII вв) 4. Российская империя периода абсолютизма (XVIII- середина XIX вв) 5.Период перехода к конституционной монархии (середина XIX- начало XXвв) и буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 года) 6. Период социалистической революции и создания советского государства (1918-1920 гг.). 7.Переходный период, включая период нэпа (1921-1930 гг.) 8. Период государственно- партийного социализма (1930- начало 60-х гг.) 9. Период кризиса социализма (1960-1991 гг.) 10. Современный этап. Как и любая другая, данная периодизация курса в значительной степени условна. Тем не менее, в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права России объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и увеличением объема этого материала (фактов, событий, норм и т.п.).
Лекция 1. Возникновение и развитие Древнерусского государства и права (IX-XII вв.) Восточные славяне к началу нашей эры занимали земли между Западным Бугом, Карпатами, Верхней Волгой и Доном, низовьями Дуная и Днепра, Чудским и Ладожским озерами. По свидетельству римских и византийских источников, в середине I тысячелетия н. э. у восточных славян начинает углубляться общественное неравенство и на смену родовой приходит территориальная (соседская) община. Образуются племена во главе с сильными вождями, опиравшимися на военные дружины. Происходит разложение первобытно-общинного строя, возникает частная собственность на землю. Появляются богатые люди, ведется торговля с другими землями. У восточных славян в середине I тысячелетия н. э. появляются первые государственные образования. Это были феодальные общества, к которым в силу ряда особенностей (развитие производительных сил, географическая среда, внешнее окружение) восточные славяне перешли, минуя рабовладельческий строй. Но при этом в восточнославянском обществе существовало рабство, которое носило патриархальный характер. По свидетельству древних историков (византийских, арабских и др.) нам известно, что у восточных славян в VI - VIII вв. складывается ряд политических союзов, а затем более зрелых образований - государств. Арабские историки сообщают о трех таких государствах - Куявии (Киевское княжество), Славии (Новгородское княжество) и Артании (местонахождение точно не установлено). Как видим, во второй половине I тысячелетия у восточных славян образуется феодальное общество и возникает государственность. Общие закономерности возникновения государства и права у восточных славян были такие же, как и у других народов. Уяснение данных обстоятельств имеет важное значение в связи с так называемой норманнской теорией. Она появилась в XVIII в. Ее авторами являются работавшие в Петербургской академии наук немецкие ученые Байер, Миллер и Шлецер. По их утверждению, государственность у восточных славян была создана норманнами (варягами). В основе этой теории лежит легенда о призвании Рюрика в Новгород в 862 году. В исторической и историко-правовой литературе уже достаточно обоснована научная несостоятельность этой теории. Тот факт, что возникновение государственности у восточных славян — результат процессов их общественного развития, доказан и не вызывает сомнения. Государственное развитие восточных славян привело к концу IX в. (882 г.) к образованию единого государства — Древнерусского (Киевского) государства Русь (термин «Киевская Русь» был введен в научный оборот на много столетий позже). Основными классами древнерусского общества были феодалы и феодально-зависимые люди. К феодалам относились князья и бояре, которые владели земельной собственностью в форме вотчины (наследственной собственности). Феодальная собственность носила иерархический характер. Крупные феодалы — князья - являлись сеньорами (сюзеренами), у которых имелись вассалы, находившиеся в определенных отношениях с сеньорами, регулировавшихся феодальными договорами и особыми иммунитетными грамотами. Класс феодалов был представлен боярами, княжьими мужами, огнищанами, тиунами, верхушкой духовенства. Феодалы были привилегированным сословием. Они освобождались от уплаты государственных налогов и податей, а также обладали исключительным правом собственности на землю. Зависимой категорией населения были смерды. Они составляли основную часть сельского населения Киевской Руси. Смерды владели участками земли, имели необходимые орудия труда. В рассматриваемый период (IX-XII вв.) большая часть смердов оставалась свободной (платила дань, исполняла повинности), но некоторые попадали в зависимость от тех или иных феодалов (платили оброк, выполняли барщину). Другую группу зависимых людей составляли закупы. Это люди, которые испытывали острую нужду и брали взаймы ту или иную вещь (купу). Дача купы оформлялась договором в присутствии свидетелей. Пока должник не вернет хозяину предмет долга, он находился в зависимости от него. Близкими по правовому положению были рядовичи, которые заключали «ряд» (договор) с феодалом и обязаны были исполнить взятое на себя обязательство. Существовал и институт холопства (домашнего рабства). Наиболее ранним источником холопства был плен. Позднее источники холопства определялись законом - Русской Правдой. Таких источников было несколько: 1) лицо берет что-либо в долг и не возвращает предмет долга; 2) холопство назначается в качестве меры наказания (поток и разграбление); 3) самопродажа в холопы; 4) оформление поступления к феодалу в качестве тиуна-ключника ненадлежащим способом (без свидетелей); 5) вступление свободного в брак с холопом; холоп-раб лишен всех прав, он не был субъектом права, за него отвечал хозяин. Холопство было двух видов — обельное (вечное) и временное. Жизнь людей защищалась штрафом, так жизнь свободного защищалась вирой в 40 гривен, феодала в 80 гривен, холопа в 5 гривен. В городах Древней Руси жили ремесленники и купцы. Они могли объединяться в профессиональные организации - братства (по типу цехов и гильдий). Высшая власть принадлежала Великому князю киевскому, который был носителем законодательной, исполнительной и судебной власти. При князе имелся Совет, состоявший из бояр и наиболее влиятельных дворцовых слуг. В необходимых случаях созывались феодальные съезды (снемы), на которые съезжались князья и крупные феодалы. Совет при князе и феодальные съезды не имели строго очерченной компетенции. Сохранилось и вече — народное собрание, которое со временем утратило свое значение. Центральные органы государственного управления строились на основе дворцово-вотчинной системы. Управление государством строилось на основе управления княжеским двором. Княжеские слуги (дворецкий, конюший и др.) выполняли государственные функции. На местах управляли посадники и волостели, действовавшие на основе системы кормления, т. е. получали от населения определенные платежи — корма. вДревней Руси не было специальных судебных органов, судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу — Великого князя. Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении пра в осудия. Среди них можно назвать, например, вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав. Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей Великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т.е. находящийся под данью, ею обложенный). Дань собиралась путем полюдья,когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Население платило налоги мехами (кунами), которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны. Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси в 988 г. оказалась тесно связанной с государством. Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, была создана церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы. Древнейшими источниками права были правовые обычаи, нормы которых использовались в устной форме при заключении сделок и осуществлении судебных действий. Первыми письменными памятниками права, в которых содержались нормы «Закона русского»(свода устных норм обычного права) были договоры Руси с Византией (911, 944, 971 гг.). Их тексты содержали нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному, гражданскому и уголовному праву. В договорах определялось юридическое положение русских купцов в Византии, торговые льготы и пошлины, положения о взаимном выкупе рабов и пленников, выдаче преступников. Нормы уголовного права содержали положения о смертной казни и кровной мести, наказаниях за причинение телесных повреждений, имущественных преступлениях (краже, грабеже и разбое). К сфере гражданского права относятся нормы о завещаниях и наследовании, заключении договоров, возвращении беглых рабов (что также относилось к имущественным обязательствам). После крещения Руси (988 г.) роль правовых источников стали играть также церковные уставыкнязей Владимира и Ярослава (X-XI вв.), содержавшие большое число норм о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. В уставах закреплялось положение о десятине,согласно которому государство передавало Церкви одну десятую долю со всех собираемых им даней, судебных платежей и торговых пошлин. Церковь осуществляла собственную юрисдикцию (по установленному для нее кругу лиц и дел) на основании сводов канонического, церковного права, составленных из различных норм византийского права(Кормчая книга). Основу древнерусского права составляла Русская Правда. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды (кодекс Киевской Руси), которые можно представить в трех основных редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной из Пространной. Источниками кодификации были нормы обычного права и княжеской судебной практики.К первым относятся, прежде всего, положения о кровной мести и круговой поруке. Ко вторым - многочисленные нормы, часто связываемые с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Мономаха). В Русской Правде применяется казуальный,или формальный,способ обработки материала: из реальной жизни или правового источника (обычая, судебной практики, византийского права) брался конкретный казус, решение которого Русская Правда определяла сама. При этом имел место двойной мотив решения: сугубо формальный, догматический («как гласит закон») и религиозно-нравственный («по справедливости»). В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает разные институты и области вещных и обязательственных прав. Закон защищает права собственности и владения, регулирует права пользования и распоряжения имуществом. Однако наиболее разработанной является сфера обязательственных правоотношений. Обязательственные отношения могли возникать как из договора,так и причинения вреда. За невыполнение обязательства должник отвечал своим имуществом, а иногда и личной свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В Русской Правде упоминаются договоры: купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажа); займа (денег, вещей); кредитования (под проценты или без процентов); личного найма (поступление в услужение для выполнения определенной работы); хранения; поручения (выполнение определенных действий) и пр. Закон различает сдачу имущества на временное хранение («поклажу») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивидендов. Закон регулирует порядок разрешения споров по долговым обязательствам (ст. 58-59 ПП), предусматривает упрощенное судопроизводство по делам о торговой ссуде (ст. 60 ПП), решает недоразумения, возникающие при сдаче товара на хранение (ст. 61 ПП). В области обязательственного права сохранялся ряд древних архаических элементов: спор о принадлежности имущества посредством «ордалия» («суда божьего»); наступление личной кабальной ответственности при невозможности выполнить имущественное долговое обязательство («выдача головой истцу»); отсутствие компенсации при заключении негодной сделки (свободного человека с холопом), когда одна из сторон договора лишена дееспособности. В сфере наследственного права уже наметились социальное расслоение и юридическая дифференциация, однако на практике в наследственном процессе все еще важную роль играли родовой элементи община - вервь(наследующая недвижимое имущество, «имение» при отсутствии у наследодателя сыновей). Сохранялись традиционный для Руси миноратныйпринцип (преимущество младшего сына в наследовании) и приоритет законногопорядка наследования над завещательным порядком. Упоминается наследование движимых имуществ - домов, дворов, холопов, скота, товаров. В завещание включались исключительно законные наследники, а завещатель только распределял между ними доли. Русская Правда говорит лишь о наследовании после родителей. Дочери наследуют только при отсутствии наследодателя сыновей. Наследственная масса распределяется между детьми поровну (за исключением преимуществ младшего сына, остававшегося при отцовском дворе до смерти последнего). Братья-наследники обязывались снабжать сестер приданым,часть наследства передавалась Церкви, часть - вдове («на прожиток»). После смерти матери ей наследовали те дети, у которых она проживала. Ни муж, ни боковые родственники после нее не наследовали. При отсутствии у умершего детей выморочное имущество переходит к князю, в низших слоях общества (у смердов) этот порядок осуществлялся даже при наличии у умершего дочерей. Частный характер древнего права проявился в сфере уголовного права. Преступлениепо Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение в законе не отграничивалось от гражданско-правового. Объективная сторонапреступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал также понятие соучастия(упомянут случай разбойного нападения «скопом»), но еще не разделял ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и пр.). В Русской Правде уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны(например, если вора убивают после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность от его действий уже не исходит). К смягчающим обстоятельствамзакон относил состояниеопьянения преступника; к отягчающим - корыстный умысел. Известно также понятия рецидива, повторности преступления (как в случае конокрадства). Субъектами преступлениябыли все физические лица, включая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил. Субъективная сторонапреступления включала умысел или неосторожность. Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий (усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. От них следует отличать оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои. Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (не отличимый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи), злостную неуплату долга и проч. Наиболее подробно регламентировалось понятие «татьба». Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и пр. Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона. Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место. Высшей мерой наказания по Русской Правде остается «поток и разграбление», назначаемые только в трех случаях: за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог (ст. 83 ПП) и конокрадство (ст. 35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», т.е. в рабство. Следующим по степени тяжести видом наказания была «вира» - штраф, который назначался только за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен за убийство привилегированного человека - ст. 19, 22 КП, ст. 3 ПП). Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире. Существовал особый вид виры - «дикая», или «повальная», вира. Она налагалась на всю общину. Применялось это наказание в случае, если совершенное убийство было простым, не разбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве, либо не может «отвести от себя след», подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначалось «полувирье» (20 гривен - ст. 27, 88 ПП). Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом - «продажей», размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1, 3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал «урок» денежное возмещение за причиненный ему ущерб. В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона («око за око, зуб за зуб») в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещение ущерба (материального и морального). Закрепленные в законе формы судебного процесса распространялись как на гражданское, так и уголовное судопроизводство (с некоторыми особенностями для каждого). Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: онначинался только по инициативе истца, стороны (истец и ответчик) обладали в нем равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли ордалии» («суд божий»), присяга и жребий. «3аклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, по которым ее можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст. 32, 34 ПП). Вторая форма (стадия) процесса - «свод» (ст. 35-39 ПП) напоминал очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался вором - «татем». Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод. «Гонение следа» - третья форма судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника (ст. 77 ПП). При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и все добровольцы. Система доказательств по Русской Правде состояла из свидетельских показаний «видоков» - очевидцев преступления и «послухов» - свидетелей доброй славы, поручителей; вещественных доказательств («полишное»); «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); присяги. На практике существовал также судебный поединок, а также использовались «доски» - письменные доказательства не упоминавшиеся в Русской Правде.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |