КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Сословно-представительная монархия в России (сер.XVI – сер.XVII вв.)
В 1547 г. при Иване IV глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц. Подготовку материалов для Думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами. Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы,проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, Освященный собор(церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократияпредставляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянствосоставляло основу царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием. Верхушка посадскогонаселения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться. Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора. Сословно-представительными органами на местах (в середине XVI в.) стали земскиеи губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставныхграмотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков. Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало (наряду с новыми отраслевыми - Разбойный, Стрелецкий - появились новые территориальные - Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Происходила достаточно частая реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциям и предписаниям (по горизонтали). В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков. При Иване Грозном были проведены государственные реформы. Государственная централизация потребовала проведения ряда реформ в административной, финансовой и военной областях. Складывание приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы. Важное место заняла финансоваяреформа: уже к середине XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (введение «посошной» системы обложения, т.е. установление единых критериев обложения: земельного угодья, численности поголовья скота и т.п.). В конце XVI в. была произведена опись земельных угодийи определено число окладных единиц («сох»). Вводился целый ряд прямых («кормленный откуп», «пятина» с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенных (таможенный, соляной, кабацкий) налогов и сборов. Была установлена единая торговая пошлина - 5% цены товара. Военная реформа фактически уравнивала воинскую службу для разных категорий землевладельцев: будь то вотчина или поместье, ее владельцы обязывались выставить контингент бойцов, по численности соответствующий размерам земли, которой владел их господин. Военная реформасвязывалась с идеей обязательной дворянской службы. Служилые люди получали плату в форме поместных наделов. Дворянство составляло основу вооруженных сил. В их состав входили: «боевые холопы», которых приводили на службу те же дворяне, ополченцы (из крестьян и посадских), казаки, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала XVII в. появляются регулярные подразделения «нового строя »: рейтары, пушкари, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностранцы. Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в серединевека (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины услужилыхлюдей, принимать их в заклад и на «помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «6елых» монастырских,патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах. Вместе с тем политическая роль церкви возрастает. В 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение последней. Решительным политическим актом самодержавной власти стала опричнина (1565-1572 гг.). Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства была разделена на опричнину и земщину,такое деление было чрезвычайным, подчиненным политическим целям и не опиравшимся на традиционную территориально-административную структуру. Были также сформированы особые вооруженные подразделения (опричники),составившиеударную силу и репрессивный механизм опричнины. В этих условиях сложилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика. В 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве. В этой сложной ситуации был созван Земский собор, который продолжал свои заседания довольно долго. В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное Уложение. Составлением проектазанималась специальная комиссия, его целиком и по частям обсуждали члены Земского собора посословно (по палатам). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места. Впервые была сделана попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей.Наметилось разделение нормпо отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохранялась. Источниками Уложения стали: Судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Земских соборов(большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора), «Стоглав», литовскоеи византийскоезаконодательство.Уже после 1649 г. в корпус правовых норм Уложения вошли Новоуказные статьи о «разбоях и душегубстве» (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г., 1677 г.). В Соборном Уложении определялся статус главы государства - царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском соборе не колебало установленных принципов, напротив - обосновывало, легитимировало их. Даже преступный умысел (не говоря о действиях), направленный против персоны монарха, жестоко наказывался. Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можноусловно отнести к административным. Прикрепление крестьянк земле (гл. IX «Суд о крестьянах»), посадская реформа, изменившая положение «белых слобод» (гл. XIX), перемена статуса вотчины и поместьяв новых условиях (гл. XVI, XVII), регламентация работы органов местного самоуправления(гл. XXI), режим въезда и выезда (гл. VI) - все эти меры составили основу административно-полицейских преобразований. Судебное правов Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Еще более определенно, чем в Судебниках, здесь происходила дифференциация судебного процесса на две формы: «суда»и «розыска. Глава X Уложения подробно описывает различные процедуры «суда», процесс распадался на собственно суд и «вершение», т.е. вынесение приговора, решения. «Суд» начинался с «вчитания», подачи челобитной жалобы. Затем происходил вызов приставом ответчика в суд. Ответчик мог представить поручителей(явный пережиток, идущий от послухов Русской Правды). Ему предоставлялось право дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины (отсутствие, болезнь), но после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота. Доказательства,которые использовались и принимались во внимание судом в состязательном процессе, были многообразны: свидетельские показания (практика требовала привлечения в процесс не менее десяти свидетелей), письменныедоказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы), крестное целование(допускалось при спорах на сумму не свыше одного рубля), жребии. Процессуальными мероприятиями, направленными на получение доказательств, были «общий» и «повальный» обыски, в первом случае опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления, во втором - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении. Особыми видами свидетельских показаний были «ссылка из виноватых » и «общая ссылка ». Первая заключалась в ссылке обвиняемого или ответчика на свидетеля, показания которого должны абсолютно совпасть с показаниями ссылающегося, при несовпадении дело проигрывалось. Подобных ссылок могло быть несколько, и в каждом случае требовалось полное подтверждение. «Общая ссылка»заключалась в обращении обеих спорящих сторон к одному и тому же свидетелю или нескольким свидетелям. Их показания становились решающими. Судоговорениев состязательном процессе было устным, но протоколировалось в «судебном списке».Каждая стадия оформлялась особой грамотой. Розыск, или «сыск»,применялся по наиболее серьезным уголовным делам. Особое место и внимание отводилось преступлениям, о которых было заявлено: «слово и дело государево», т.е. в которых затрагивался государственный интерес. Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, обнаружения факта преступления («поличного») или обычного наговора, не подтвержденного фактами обвинения («язычная молва»). После этого в дело вступали государственные органы. Потерпевший подавал «явку» (заявление ), и пристав с понятыми отправлялся на место происшествия для проведения дознания. Процессуальным действием был «обыск»,т.е. допрос всех подозреваемых и свидетелей. В главе XXI Соборного Уложения впервые регламентируется такая процессуальная процедура, как пытка.Основанием для ее применения могли послужить результаты «обыска», когда свидетельские показания разделились: часть в пользу подозреваемого, часть против него. В случае, когда результаты «обыска» были благоприятными для подозреваемого, он мог быть взят на поруки,т.е. освобожден под ответственность (личную и имущественную) его поручителей. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз,с определенным перерывом. Показания, данные на пытке («оговор»),должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, «обыска»). Показания пытаемого протоколировались. В области уголовного права Соборное Уложение уточняет понятие «лихое дело», разработанное еще в Судебниках. Субъектами преступлениямогли быть как отдельные лица, так и группа лиц. Закон разделяет их на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастиеможет быть как физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления), так и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству). В этой связи субъектом стал признаваться даже раб, совершавший преступление по указанию своего господина. Субъективная сторонапреступления обусловлена степенью вины, Уложение знает деление преступлений на умышленные, неосторожныеи случайные.Характерно, что за неосторожные действия совершивший их наказывается так же, как за умышленные преступные действия. В признаках объективной стороныпреступления закон выделяет смягчающиеи отягчающиеобстоятельства. К первым относятся состояние опьянения, вызванное оскорблением или угрозой состояние аффекта, ко вторым - повторность преступления, размеры вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений. Закон выделяет стадии преступного деяния:умысел (который сам по себе уже может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления. Закон знает понятия рецидива и крайней необходимости, которая является ненаказуемой. Система преступленийпо Соборному Уложению выглядела следующим образом: преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме; государственныепреступления: любые действия (и даже умысел), направленные против личности государя или его семьи; бунт, заговор, измена. По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие; преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, «ябедничество» или ложное обвинение (в последнем случае к «ябеде» применялось наказание, которое было бы применено к человеку, ложно им обвиненному. Здесь явно действовал древний принцип талиона - «око за око, зуб за зуб», т.е. модификация кровной мести); преступления против благочиния:содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденого, чужого, не оформленного должным образом), недозволенная запись в заклад (к боярину, в монастырь, к помещику), обложение пошлинами освобожденных от них лиц; должностныепреступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах и проч.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части); преступления против личности:убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья (тяжелого телесного повреждения), побои, оскорбление чести (в виде обиды или клеветы, распространение порочащих слухов). Имущественныепреступления выделяемые уложением: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без насилия), поджог (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества. Преступления против нравственности:непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество, «блуд» жены (но не мужа), половая связь господина с рабой. Целями наказанияпо Соборному Уложению были устрашение и возмездие, изоляция преступника от общества составляла дополнительную и второстепенную цель. Для системы наказаний были характерны следующие признаки: • индивидуализация наказания(жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние); • сословный характер наказания. Он выражался в том, что за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность (так, за аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин кнутом - гл. X); • неопределенностьв установлении наказания. Этот признак был связан с целью наказания - устрашением. В приговоре мог не быть указан конкретный вид наказания, а использованы такие формулировки: «как государь укажет», «по вине» или «наказать жестоко». Если даже вид наказания был определен, неясным оставался способ его исполнения («наказать смертью») или мера (срок) наказания (бросить «в тюрьму до государева указа»). Принцип неопределенности дополнялся принципом множественностинаказаний. За одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний: битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества. За кражу наказания устанавливались по нарастающей: за первую кражу - битье кнутом и урезание уха, два года тюрьмы и ссылка; за вторую - битье кнутом, урезание уха, четыре года тюрьмы; за третью - смертная казнь. В Соборном Уложении применение смертной казнипредусматривалось почти в шестидесяти случаях (даже курение табака наказывалось смертью). Смертная казнь делилась на квалифицированную(колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю) и простую (отсечение головы, повешение). Членовредителъные наказаниявключали: отсечение руки, ноги, урезание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как основные или дополнительные. Увечащие наказания, кроме устрашения, выполняли функции «означивания» преступника, выделения его из окружающей массы людей. К болезненнымнаказаниям относилось сечение кнутом или батогами в публичном месте (на торгу). Тюремное заключениекак специальный вид наказания могло устанавливаться сроком от трех дней до четырех лет или на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания (иногда как основной) назначалась ссылка в отдаленные монастыри, остроги, крепости или боярские имения, К представителям привилегированных сословий применялся такой вид наказания, как лишение чести и прав,варьирующийся от полной выдачи головой (т.е. превращение в холопа) до объявления «опалы» (изоляции, остракизма, государевой немилости). Обвиненного могли лишить чина, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд (условно говоря, это напоминало частичное объявление вне закона). Широко применялись имущественные санкции(гл. X Уложения в семидесяти четырех случаях устанавливала градацию штрафов «за бесчестье» в зависимости от социального положения потерпевшего). Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника. Наконец, в систему санкций входили церковные наказания(покаяние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др.). Сфера гражданско-правовых отношений, регулируемых специальными нормами, может быть выделена в системе Соборного Уложения с достаточной определенностью. К этому законодателя побуждали вполне реальные социально-экономические обстоятельства: развитие товарно-денежных отношений, формирование новых типов и форм собственности, количественный рост гражданско-правовых сделок. Субъектыгражданского права должны были удовлетворять определенным требованиям, таким, как пол, возраст, социальное и имущественное положение. Возрастной цензопределялся в пятнадцать - двадцать лет, с пятнадцатилетнего возраста дети служилых людей могли наделяться поместьями, с этого же возраста у субъекта возникало право самостоятельного принятия на себя кабальных обязательств. За родителями сохранялось право записывать своих детей в кабальное холопство по достижении последними пятнадцатилетнего возраста. Двадцатилетний возраст требовался для приобретения права принимать крестное целование (присягу) на суде (гл. XIV Соборного Уложения). Что касается полового ценза, то в XVII в. наблюдалось существенное возрастание правоспособности женщины по сравнению с предыдущим периодом. Так, вдова наделяется по закону целым комплексом правомочий, процессуальными и обязательственными правами. Нужно отметить и существенные изменения в сфере и порядке наследования женщинами недвижимых имуществ. Вещи по русскому праву XVII в. были предметом целого ряда правомочий, отношений и обязательств. Основными способами приобретения вещных прав считались: захват, давность, находка и пожалование. Наиболее сложный характер носили вещные имущественные права, связанные с приобретением и передачей недвижимой собственности. Пожалованиеземли представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавший выдачу жалованной грамоты, составление справки,т.е. запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, на которых основывается его право на землю; обыск,проводимый по просьбе наделяемого землей и заключающийся в установлении факта действительной незанятости передаваемой земли (как фактического основания для просьбы на ее получение), ввод во владение, заключавшийся в публичном отмере земли, проводимом в присутствии местных жителей и сторонних людей. Раздачу земли в рассматриваемый период наряду с Поместным приказом осуществляли и другие органы - Разрядный приказ, Приказ Большого дворца. Малороссийский, Новгородский, Сибирский и другие приказы. Договорв XVII в. оставался основным способом приобретения прав собственности на имущество, и в частности на землю, он появился в таком качестве ранее института пожалования. Развитие этой формы проходило на фоне постепенной замены комплекса сопутствующих ей формализованных действий (участие свидетелей при заключении договора) письменными актами(«рукоприкладством» свидетелей без их личного участия в процедуре сделки). Договорная грамота,составленная заинтересованными лицами, приобретала законную силу только после ее заверения печатью официальной инстанции. Контроль государства за этой процедурой значительно усилился после введения писцовых книг. Первым законом, в котором закреплялась обязательная явка и запись договора в регистрационную книгу, был Указ 1558 г., изданный в дополнение к Судебнику 1550 г. В XVI в. практиковалось составление договорных грамот площадными подьячими,чаще всего получавшими свою должность «на откуп» или «на поруку». Написанные ими грамоты заверялись печатями в Приказной палате. Вотчиныпо праву XVI-XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения:дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие. Дворцовыевотчины формировались из еще не освоенных никем земель или частных земельных фондов князей. Последние складывались чаще всего как результат приобретений, осуществлявшихся в ходе и результате различных сделок: купли, получения в дар или по завещанию (исключение здесь составляло законодательство Новгорода, запрещавшее князьям приобретать земли в частную собственность в пределах новгородских территорий). При этом законодатель и практика различали правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных («казны»). Такое разделение сохранялось достаточно долго, пока в лице верховного субъекта собственности не слились государство и князь (как персона). Тогда на смену старому разделению пришло новое: государственные «черные» земли и дворцовые земли. Уже с XVI в. государство предприняло ряд мер, направленных на сокращение церковного землевладения. На Стоглавом соборе был сформулирован принцип, согласно которому все земельные приобретения церкви (прежде всего монастырские) нуждаются в обязательном санкционировании со стороны государства. На Соборе 1572 г. было запрещено богатым монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. запретил такие приобретения по завещаниям, купчим и закладным грамотам. Общинныеземли как объект вещных прав находились во владении, пользовании и распоряжении коллективного субъекта -волости или посада (городской общины). То, что община пользовалась не только правом владения, но и распоряжения землей, доказывалось фактом раздачи земли новым поселенцам. Однако чаще всего реализация общинных прав распоряжения землей носила внутренний (для общины) характер, проявляясь вовне преимущественно в сделках мены. Наиболее распространенной формой внутриобщинной реализации прав распоряжения землей были земельные переделы. По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые, выслуженные и купленные. В отношении родовых вотчинправа рода в древнейшие времена включали общие для всех его членов правомочия по владению, пользованию и распоряжению. В XVI-XVH вв. единый комплекс родового имущества постепенно распадается на составные части, по отношению к которым отдельные представители рода наделяются только правом пользования и владения, а право распоряжения остается за родом. На это указывало, например, такое ограничение личных прав, как обязательность согласия всех родичейпри отчуждении родового имущества отдельными членами рода. Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, причем в качестве покупателей они имели явное преимущество перед другими. Уже к XVI в. родовые права на имущество ограничивались главным образом правом родового выкупа и правом родового наследования. Право родового выкупавпервые было официально закреплено в Судебнике 1550 г. (ст. 85), а затем подтверждено Соборным Уложением 1649 г. (гл. XVII) и первоначально распространялось только на имущества, отчужденные посредством возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены. Только во второй половине XVII в. оно было распространено на безвозмездные сделки. Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, но от имени всего рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указывалось в Соборном Уложении (гл. XVI). Особое внимание законодатель уделял регламентации круга лиц, которые допускались к выкупупроданной или заложенной вотчины. Отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке. Право родового выкупа не распространялось на купленные вотчины, отчужденные при жизни их владельца. Здесь индивидуальная воля получала определенное преимущество: «а до купель дела нет: кто куплю продаст, и детям, и братьям, и племянникам тое купли не выкупати» (ст. 85 Судебника 1550 г.). Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичам, получали статус родовых. Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчины приобретался супругами совместно на их общие средства. Отчуждение таких вотчин не представляло особых сложностей и было ограничено лишь солидарной волей супругов. После смерти одного из супругов купленная вотчина переходила к пережившему супругу. Выслуженные (жалованные)вотчины давались за службу или какие-либо заслуги, круг правомочий вотчинника определялся в жалованной грамоте. К началу XVII в. законодатель уравнял правовое положение жалованных вотчин с родовыми, однако сам акт пожалования относился к вполне конкретному лицу, что сближало этот вид вотчины (способ ее получения) с поместье. Поместное землевладениескладывалось в качестве особой, но в правовом отношении недостаточно определившейся формы землевладения уже в XIV-XV вв. В тот период поместные выделы осуществлялись из княжеских (дворцовых) земель в пользу непосредственно связанных с княжеским двором лиц. Поместья давались за самые различные виды государственной службы, поэтому необходимо было ввести определенные эквиваленты для оценки соответствующих заслуг. Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с пятнадцати лет. По достижении этого возраста поступивший на службу сын помещика - «припускался» к пользованию поместьем. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброквплоть до достижения сыновьями совершеннолетия, с середины XVI в. поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него <на прожиток». Пенсионные выдачи женщинам(вдовам помещиков и их дочерям) производились до момента нового замужества (вдовы) или до совершеннолетия (дочери), а с начала XVII в. - уже вплоть до смерти вдовы и детей. Такие выдачи рассматривались законом не как наследование, а лишь как пожалование. Поэтому распоряжение этим имуществом было связано с рядом специальных ограничений. Например, вплоть до Соборного Уложения разрешался только обмен поместья на поместье, с 1649 г. был допущен обмен поместий на вотчины (при соблюдении необходимых обменных эквивалентов), но только с санкции государства (гл. XVII, ст. 2-7). К концу XVII в. устанавливается практика обмена поместий на денежные оклады(«кормовые деньги»), что в скрытой форме означало уже фактическую куплю-продажу поместий. Официальная продажа поместий (за долги) была допущена в XVII в., тогда как сдача поместий в арендуза деньги разрешалась уже ст. 12 гл. XVI Соборного Уложения. Сближениеправового статуса вотчины и поместья, завершившееся к середине XVII в., указывало на консолидацию имущественных прав, принадлежавших различным группам господствующего класса. Ограничения и регламентация переходили и в сферу наследственного права. Степень свободы в распоряжении имуществом была различной в случае наследования по законуили позавещанию(во втором случае она была большей). Прежде всего, воля завещателя ограничивалась сословными принципами: завещательные распоряжения касались лишь купленных вотчин, родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону. Родовые вотчинынаследовали сыновья, при отсутствии сыновей - дочери. Вдова могла наследовать только часть выслуженной вотчины 4на прожиток», т.е. в пожизненное пользование. Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться только членами рода, к которому принадлежал завещатель. Купленные вотчинымогла наследовать вдова завещателя, которая, кроме того, получала четверть движимого имущества и собственное приданое, внесенное ею в семейный бюджет при вступлении в брак. Поместьепереходило по наследству к сыновьям, каждый из которых получал из него «по окладу». Определенные доли выделялись «на прожиток» вдовам и дочерям, до 1684 г. в наследовании поместья участвовали боковые родственники. В области семейного права продолжали действовать принципы «Домостроя» - главенство мужанад женой и детьми, фактическая общность имущества и т.п. Они раскрывались и в законодательных положениях. Юридически значимым признавался только церковный брак.Закон допускал заключение одним лицом не более трех брачных союзовв течение жизни. Брачный возрастбыл определен еще Стоглавом: для мужчин пятнадцать, для женщин - двенадцать лет. На заключение брака требовалось согласие родителей, а для крепостных крестьян - согласие помещиков. Юридический статус мужа, как во времена Русской Правды, определял юридический статус жены:вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, вышедшая за холопа - холопкой. Закон обязывал жену следовать за мужем - на поселение, в изгнание, при переезде. В отношении детейотец сохранял права главы:он мог, когда ребенок достиг пятнадцатилетнего возраста, отдать его «в люди», «в услужение» или на работу. Отец мог наказывать детей, но не чрезмерно. За убийство ребенка грозило тюремное заключение (но не смертная казнь, как за убийство постороннего человека). Закон знал понятие «незаконнорожденный»,лица этой категории не могли усыновляться, а следовательно, принимать участие в наследовании недвижимого имущества. Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в антигосударственной деятельности («лихом деле»), при неспособности жены к деторождению.
Лекция 5. Утверждение абсолютизма в России (конец XVII- первая четверть XVIII в.в.). В классическом виде (в Западной Европе) абсолютная монархия возникает в переходные эпохи, когда нарождается капитализм и происходит разложение феодализма. Создается своеобразное равновесие — новая система (строй) еще не может взять верх над старой, а старая уже не может одолеть новую. При этом равновесии государственная власть как бы возвышается над классами, приобретает независимость. Это обеспечивается установлением финансовой самостоятельности государства (твердая налоговая система), созданием постоянной регулярной армии, чиновничества и полиции. В России такой классической ситуации не было. Рыночные отношения в зачаточных формах развивались, но не в такой степени, чтобы привести к равновесию с господствовавшей феодальной общественной системой. В России абсолютизм сложился в обстановке обострения внутриклассовой и в еще большей степени классовой борьбы, крестьянство выступало против усиливавшейся крепостнической эксплуатации (восстания Степана Разина, Кондрата Булавина и др.). Это подталкивало феодалов к передаче полноты власти неограниченному монарху. Важнейшими предпосылками установления абсолютной монархии были классовое сопротивление окончательно закрепощенных крестьян, необходимость для феодалов создать сильную центральную власть, способную удержать в крепостной зависимости крестьянство Ускоряющим фактором установления абсолютной монархии в России была военная опасность со стороны соседних государств. Другой фактор — международное положение России. Она не имела выхода к морям, сохранялась угроза со стороны соседних государств (Речь Посполитая, Швеция, Турция). Во второй половине XVII в. сложилась возможность установления абсолютной монархии. Она была подготовлена развитием государства в предыдущий период - было создано постоянное войско, приказная система подготовила армию чиновников. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налога преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не надо было спрашивать у сословно-представительных органов разрешения на начало войны или решение других серьезных вопросов. С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается прежняя — монархическая, но ее содержание и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его Императором подчеркивает могущество, как во внешней, так и во внутренней сферах. В этот период усиливается многонациональность России, к ней присоединяются районы, близкие по уровню развития к Великороссии (Украина, Прибалтика, Белоруссия). Некоторые национальные районы (Украина, Казахстан, Грузия) присоединяются к России добровольно и даже по своей инициативе. Новые части Российского государства сохраняют в ней порой особый правовой статус (Украина, Казахстан). В целом же в Российской Империи развиваются отношения унитаризма, закрепленные в особенности реформами административно-территориального устройства, проведёнными при Петре I и Екатерине II. Переход к абсолютизму характеризуется заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают иупраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, комплектуемых чиновниками-дворянами. В период становления и упрочения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, проводится работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы — военно-уголовный и процессуальный. Правящим классомоставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важнейший шаг в этом направлении сделал акт об отмене местничества(1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Главными критериями становятся принципы выслуги,квалификации и личной преданности государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г,). Функция государственной службыобъединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие «шляхетством») в политически и юридически консолидированную группу. Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба - главной сферой приложения сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения о службе недворян. Табель о рангахперевернула старую идею местничества: титул и звание превращались из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина, можно было превратиться из недворянина в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х гг. XVIII в. число дослужившихся до дворянства составило треть всего дворянского сословия. Земельная собственностьоставалась экономической основой существования дворянского сословия. Землевладение наряду с государственной службой было его важнейшей социальной функцией. Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать службу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательностью государственной службы как таковой. Табель о рангах приравняла гражданскую службу к военной, продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина. Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произведена перепись дворянв возрасте от десяти до тридцати лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование (бесчестящее наказание). Уже в 1727 г. было введено частичное освобождение дворянот военной службы.С 1736 г. срок государственной службы стал ограничиваться двадцатью пятью годами. В 1762 г. обязательность дворянской службы отменяется, дворянину предоставляется свобода выбора. Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентироватьправовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий: • юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность». На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений; • установление института майората(наследования недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.); • превратив поместье в наследственное землевладение , Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Очень быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус. Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств: • бюрократическое началов формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными - сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость; • сформированная Табелью о рангах новая система чинови должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический; • Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии; • подготовка кадровдля нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой.Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак). Бюрократизациягосударственного аппарата проходила на разных уровнях в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. В 1711 г. с образованием Сенатапрекратились деятельность Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно. На вершине властной пирамиды его заменяет новый бюрократический орган. Принципы формирования Сената (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов (традиция, спонтанность) Боярской думы. Столь же сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления - приказов. Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа: • 1699-1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразованияв системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа; • 1710-1719 гг. Ликвидация прежних центральных органоввласти и управления, создание новой столицы. Сената, проведение первой областной реформы; • 1719-1725 гг. Происходит образование новых органовотраслевого управления коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы. Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. К компетенции Сенатаотносились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось. Организационная структура Сената включала присутствие,где выносились решения, и канцеляриюво главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно. Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь.Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора.Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом. С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный аппарат перемещается в Санкт-Петербург Сенат и коллегии создавались уже там. В конце 1717 г. начала складываться система коллегий. Сенатом назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника,четыре асессора (заседателя), секретарь,актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел «новым порядком». Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий: 1. Иностранных дел; 2. Казенных сборов; 3. Юстиции; 4. Ревизионная (бюджетная); 5. Военная; 6. Адмиралтейская; 7. Коммерц (торговля); 8. Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9. Берг-Мануфактур-коллегия (Горнодобывающая и Промышленная). В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ. Деятельность коллегий определял Генеральный регламент(1720 г.), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. Существенные перемены в социальной структуре общества конца XVII - начала XVIII вв. выявились в ходе военных реформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частямии полками «иноземного строя»(рейтарскими и драгунскими). Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя» были зародышем профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров. Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцомдля преобразования военных частей стали полки личной охраныПетра I - Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. С 1699 г. начинается формирование рекрутской системынабора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов(до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию. В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав. В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Оставшаяся основным видом обложения «соха» пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабацкие(косвенные налоги), данные (прямые налоги ), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы. В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к подушному обложениюнаселения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в податном отношенииразличные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные, холопы). С точки зрения фискалитета, разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности. В 1701 г. был учрежден Монастырский прика з, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синодакак органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 г.). Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший Церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее Церкви, переводились в положение государственных. Вновь восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии, и к ней были приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архиреискими домами оставались значительные земельные наделы, несколько увеличенные в 1797 г. В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул Отца Отечества, Императора Всероссийского,и Россия становится империей. Еще в ст. 20 Воинских Артикулов (1715 г.) положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования. В 1722 г. издается Указ о наследии престола, утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследникапрестола. Произошел разрыв с принципом божественной благодати, нисходящей на монарха, ее заменила воля императора. Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к нему. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными. Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины в соответствии с Табелью о рангах, стоял во главе орденской и наградной системы империи. Монарх являлся верховным судьейи источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от постановлений любых судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии). Монарх мог рассматривать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой, - достаточно было его воли. В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждены восемь губерний,по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Во главе губернии был поставлен губернаторили генерал-губернатор(Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управления. В ходе первой реформык 1715 г. сложилась трехзвенная системаместного управления и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства. Вторая областная реформабыла проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления,созданных в 1699 г. вместе с центральной курирующей их Ратушей, - земских изби земских бурмистров. Были образованы новые органы - магистраты,подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши. Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала создания специальных контрольных органов. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет.Уже при формировании Сената в 1711 г. была учреждена должность фискала. Аналогичные должности вводились в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях, а также выступать в суде в качестве обвинителей(полномочия, позже принятые на себя прокурорскими органами). Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями,объявленными указами(устными актами), утвержденными резолюциями монарха докладамии актами других форм. Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права. В 1725 г. проект нового Уложениябыл закончен. Он включал в себя четыре книги: «О процессе (т.е. о суде), месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании). Проект содержал сто двадцать глав и две тысячи статей. Уже в 1726 г. (при Екатерине I) в состав комиссии были введены сословные представителиот духовенства, военных, гражданских, магистрата; слушание проекта предполагалось в Верховном Тайном совете. Начавшаяся после смерти Петра I дворянская реакция изменила отношение к кодификационной работе и ее целям: иностранным влияниям и волюнтаризму законодателя была противопоставлена идея правовой отечественной традиции. В плане юридической техники наметился поворот от кодификации законодательства к его систематизации. Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали: • утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы- свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию; • утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегий, охватывавший всю сферу нового административного законодательства. При подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 г. Структура Регламента ориентировала на объекты регулирования: положения об обязанностях и должностях коллегий и государственных учреждений вообще, определенные сферы и формы их деятельности, установление состава и категории служащих, норм административной ответственности; • кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ получил название «Пункты о вотчинных делах» (1725 г.). «Пункты» были обобщением судебной практики и толкованием закона по вариантам правоприменения, они дополняли и изменяли предшествующее законодательство о наследовании. Опыт кодификационной работы первой половины XVIII в. показал, что развитие права стремилось к созданию отраслевого деления, для чего и создавались отдельные своды норм. Своды строились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприменения. Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти XVIII в. были: • регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регламентов - Кригс-комиссариату (о выдаче жалованья в полках - 1711 г.). Штате-конторе (о государственных расходах - 1719 г.), Коммерц-коллегии (о торговле - 1719 г.), Камер-коллегии (о государственных доходах -1719 г.), Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий -1720 г.), Главному Магистрату (о городском устройстве -1721 г.). Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении - 1721 г.). Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений; • манифесты. Они издавались только монархом и за его подписью и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, сообщалось о крупных политических событиях и акциях, начале войны или подписании мира; • именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения, относящиеся и адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами; • указы. Они могли издаваться монархом или от его имени Сенатом и нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и административные предписания. Адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения Сената; • уставы- сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (1716 г. -Воинский устав, 1720 г. - Морской устав, 1729 г. - Вексельный устав) Первая петровская систематизация уголовно-правовых нормбыла произведена в 1715 г. при создании Артикула воинского. Воинские Артикулы состоят из двадцати четырех глав и двухсот девяти статей и включены в качестве части второй в Воинский устав. Артикулы содержат основные принципы уголовной ответственности; понятия преступления, вины, необходимой обороны, крайней необходимости; цели наказания, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. Юридическая техника этого кодекса достаточно высокая: законодатель впервые стремится использовать наиболее ёмкие и абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского права казуальной системы. Чтобы отдельная норма могла вобрать в себя максимально большее число случаев, она дополняется особым толкованием. В «толке» либо дается конкретизация правовой ситуации, уточняются обстоятельства,приводятся примеры и т.п.; либо указывается на открытый характернормы, допускается свобода судебного толкования. Преступления подразделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Законодатель обращал внимание на степень случайности - грань между неосторожным и случайным преступлениями была весьма тонкой. Выделив субъективную сторонупреступления, законодатель все же не отказывался от принципа объективного вменения: нередко неосторожные действия наказывались так же, как и умышленные, - для суда был важен результат действия, а не его мотив. Вместе с преступником несли ответственность лица, не совершавшие преступления, - его родственники. Ответственность снималась или смягчалась в зависимости от объективных обстоятельств. К смягчающим обстоятельствам закон относил состояниеаффекта, малолетство преступника, «непривычку к службе» и служебное рвение, в пылу которого было совершено преступление. Характерно, что к отличающим обстоятельствамзакон впервые стал относить состояние опьянения, прежде бывшее обстоятельством, смягчающим вину. Законодатель вводил понятия крайней необходимости(например, кража от голода) и необходимой обороны. Для последней требовалось наличие ряда обстоятельств: важнейшим была степень соответствия применения защиты угрожающему нападению, факт такого нападения и факт угрозы жизни защищающегося. От
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |