КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практикум по истории Отечественного государства и права
Семинарские занятия и самостоятельная работа студентов являются активными формами учебного процесса. Они призваны способствовать более глубокому изучению сложных и важных разделов учебного курса. Семинарское занятие по истории отечественного государства и права преследует цель закрепить знания, полученные студентом на лекциях, в ходе самостоятельного изучения рекомендованных источников и научной литературы. Главная задача семинарских занятий – научить студентов логически мыслить, рассуждать, анализировать данные исторических и правовых источников, понимать смысл и содержание эволюции российского права, взаимодействия общественных механизмов. Составная часть семинаров – закрепление на практике полученных знаний и умений, решение практических историко-правовых казусов, позволяющее углубленно изучать курс истории отечественного государства и права, содержащиеся в различных источниках, развивать умение правового решения конкретной юридической ситуации. При подготовке к семинару студенту рекомендуется: уяснить смысл плана семинара, существо поставленных вопросов; ознакомиться с конспектом лекций и соответствующими главами учебных пособий по истории Отечественного государства и права; изучить правовые источники. Тема:Возникновение и развитие Древнерусского государства и права (IХ-ХIIвв.) План: 1. Древнерусское государство: происхождение и основные этапы развития Руси. 2. Теории происхождения государственности у восточных славян. 3. Возникновение и развитие древнерусского права и его источники. 4. Русская Правда как кодекс раннефеодального права Киевской Руси. Задания для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте этапы расселения славян, возникновение первых славянских союзов в Поднепровье. 2. Дайте оценку норманнской и антинорманской теориям происхождения древнерусского государства. 3. Охарактеризуйте источники древнерусского права, договора Руси с Византией. 4. Проанализируйте содержание Русской Правды и дайте оценку развитию гражданского и уголовного права Киевской Руси. Тест для самопроверки: 1. Преступление по Русской правде называлось: а) лихое дело; б) обида; в) ябеда: г) подым. 2. Закуп это: а) дружинник князя; б) смерд взявший долг; в) купец; г) сборщик дани. 3. Отыскание преступника по «горячим следам»: а) заклич; б) свод; в) гонение следа; г) «поле». 4. Сборщик судебных пошлин в Древней Руси назывался: а) мытарь; б) тиун; в) вирник; г) огнищанин. 5. «Продажа»: а) штраф взимаемый в пользу князя; б) высшая мера наказания в Киевской Руси; в) вознаграждение пострадавшей стороны; г) объём полюдья. 6. Погосты: а) места сбора дани; б) место проведения веча; в) место казни; г) рыночная площадь. 7. Вервь у славян это: а) штраф: б) налог за землю; в) община; г) дань. 8. Послухи по Русской правде: а) служители монастырей; б) свидетели; в) дружинники; г) холопы при дворе князя. 9. Бесправная категория населения по Русской правде: а) смерды: б) рядовичи; в) холопы; г) закупы. 10. Вира в 40 гривен назначалась за: а) убийство свободного человека; б) убийство зависимого человека; в) убийство князя; г) убийство княжеского слуги.
Задачи: 1. Дружинник К. на княжеском пиру 7 мая 1039 года во время ссоры ударил чашей старшего дружинника М. и рассёк ему лицо. Есть ли в действиях дружинника состав преступления, и понесёт ли он наказание по суду? Если да, то, какое? 2. Смерд С. обвинялся в краже 5 гривен у своего соседа рядовича Я.. В качестве доказательства вины к нему было применено испытание железом. Правомерно ли решение суда? 3. Смерд К. 1 сентября 1042 года сел на привязанного у другого двора коня и поехал по своим делам. К вечеру он вернул коня хозяину. Понесёт ли он наказание за данную обиду? Какое? Каков состав преступления?
Тема:Государство и право Руси в период раздробленности (ХП-ХIV вв.)
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |