КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Государство и право России в период кризиса и падения самодержавия (1905 – февраль 1917 гг.)
Революция 1905 г.привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная». С 1896 г. в стране увеличивается число забастовокна фабриках и заводах (в 1901 г. прошло сто двадцать стачек), в 1903 г. проводится всеобщая забастовка. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое ставит перед собой следующие задачи: облегчение выхода крестьян из общины, поощрение хуторских выделов, предлагает считать подворное землевладение личной собственностью. В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещана отмена круговой порукив деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель. Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается период «политической весны»(новый министр Святополк-Мирский вернул из ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проведение земских совещаний). Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и поражения в войне с Японией послужили толчком к углублению революционного кризиса. Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в «Союз Союзов»,выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз,находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатовдля руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку. На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 г.,провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной Думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г.,определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным Советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы. Государственный Советбыл преобразован вфеврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному Совету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались, правительство еще не приобрело характера «буржуазного кабинета». 17 октября 1905 г. принимается Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) дарование свободысовести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов. В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, формулирующие в своих программах требования и пути политического преобразования строя. В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказывалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих. Но уже 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу,которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше двадцати пяти лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Выборы не были прямыми, и для избирателей разных категорий (курий) устанавливалось неравное представительство. Крестьянские выборыбыли четырехступенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем выбирали уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание. Рабочие выбиралисъезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города. Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым. В Манифесте от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждения Государственной думы»провозглашалось предоставление законодательных прав не только Государственной думе, но и Государственному совету, половина членов которого отныне должна была избираться. 20 февраля 1906 г. было также принято новое «Учреждение Государственной думы». Согласно данному документу, срок деятельности Думы устанавливался в 5 лет. Специальным указом царь мог досрочно распустить ее и назначить выборы и сроки созыва Думы нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Государственной думы устанавливались царскими указами. Помимо общего собрания в Думе была канцелярия, а также отделы и комиссии. Ежегодно на общем собрании депутаты выбирали председателя и двух его товарищей, через год они могли быть переизбраны. В число обязанностей председателя входили: наблюдение за порядком, ведение прений, доклад императору о деятельности Думы. К предметам ведения Государственной думы, в соответствии с данным Учреждением, подлежали следующие вопросы: «1) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены; 2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерства и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил; 3) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи; 4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие Высочайшего соизволения; 5) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжениемказны и за ее счет; 6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при семиспрашиваются изъятия из действующих законов; 7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям». Формально Думе принадлежали законодательные права, право законодательной инициативы по изданию законов, штатов, их изменений, право обсуждения бюджета государственных и отдельных ведомств, верховный надзор за государственным контролем. Самодержавие стремилось заключить союз с буржуазией проведением через Думу в законодательном порядке уставов акционерных обществ, компаний и т.д. Одна из статей «Учреждения» ограничивала права законодательной инициативы Думы: «Государственная дума может возбуждать дела об отмене или изменении действующих и издании новых законов за исключением основных государственных законов». 8 марта 1906 г. были изданы бюджетные правила, ограничивающие деятельность Думы в области утверждения бюджета: отказ Думы в утверждении бюджета того или другого ведомства не приостанавливал приведения его в исполнение. Согласно новой редакции Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г.,которые иногда называют первой российской конституцией. Государственная дума наделялась следующими законодательными полномочиями: 1) обсуждать и разрабатывать законопроекты; 2) утверждать бюджет страны. Статья 86 Основных законов закрепила правило: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора». Однако по ст. 87 в случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного совета, «если чрезвычайные обстоятельства вызывают необходимость», предписывалось проводить обсуждение законопроектов и в Совете министров с последующим утверждением их императором в форме «Высочайших указов», которые сразу же вступали в силу. Действие каждого «Высочайшего указа» носило временный характер, и он подлежал утверждению в Думе и Государственном совете в течение двух месяцев после возобновления их деятельности. Кроме того, пользуясь неопределенностью в русском государственном праве понятий «закон» и «указ», самодержавие могло проводить законы и по статье 11 Основных законов в форме единолично утверждаемых императором «актов верховного управления». Основные законы определяли взаимоотношения Государственной думы и Государственного совета, а также этих «палат» с Советом министров и центральным аппаратом. Законопроекты, не принятые обеими «палатами», считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной из «палат», могли быть снова вынесены на рассмотрение только с разрешения царя. Заслуживает внимания избирательная система, установленная законодательством. Широкие слои населения: женщины, военные, учащиеся, городская беднота, многие нерусские народы — избирательных прав в Государственную думу не имели; лишен был собственного представительства в Думу и рабочий класс. При выборах в Думу была установлена система курии, т. е. распределения избирателей по сословным и имущественным признакам. Для каждой курии правительство установило определенные нормы представительства. Были созданы три курии: землевладельческая, городская и крестьянская. Для участия в выборах по земледельческой курии устанавливался земельный ценз (от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности) или имущественный ценз (недвижимая собственность не менее 15 тыс. руб.). Землевладельцы, не имевшие цензовых участков, выбирали своих уполномоченных на предварительном съезде. Уездный избирательный съезд землевладельцев выбирал выборщиков. В городском избирательном съезде принимали участие представители городской буржуазии, для которых также требовался значительный имущественный ценз. Для крестьян (кроме Сибири и Польши) ценз не требовался, но устанавливалась сложная четырехступенная система выборов. Сельские сходы выбирали десятидворников, те — на волостных съездах уполномоченных, а последние на уездных съездах — уполномоченных от волостей (у казаков — от станиц) выборщиков. Выборщики губернии, избранные куриями, собирались на губернское избирательное собрание, где каждая курия выбирала установленное законом число членов Государственной думы. Крупные города получили право выбирать членов в Думу от городской буржуазии на городских избирательных собраниях. События осени 1905 г. (стачки, всероссийская политическая забастовка в октябре) сорвали выборы и созыв Булыгинской Думы. Правительство подготовило дополнительный избирательный Закон, который был утвержден царем 11 декабря 1905 г., в самый разгар декабрьского вооруженного восстания в Москве. Он давал избирательные права и рабочим. В каждой губернии создавалась рабочая курия. Для рабочих были установлены трехстепенные выборы. Право голосовать получали рабочие (мужчины) от предприятий, насчитывающих от 50 до 1000 человек; они выбирали одного уполномоченного. Крупные предприятия избирали по одному уполномоченному на каждую тысячу рабочих. Уполномоченные всей губернии собирали на губернское собрание уполномоченных от рабочих, на котором выбирали выборщиков. Данный Закон расширил и избирательные права мелкой буржуазии. По городской курии в число избирателей включались мелкие ремесленники, квартиронаниматели и чиновники-пенсионеры. Для «проверки правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб по делам о выборах» создавался специальный аппарат: губернские, уездные и городские комиссии по делам о выборах. Эти комиссии состояли из чиновников, представителей дворянских сословных учреждений, городских самоуправлений и земств. Председательствовали в этих комиссиях чиновники Министерства юстиции — председатели окружных судов, уездные члены окружных судов и т.д. Деятельностью избирательных комиссий руководило особое делопроизводство по выборам в Думу, созданное в аппарате Министерства внутренних дел. I Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Из 499 избранных депутатов большинство принадлежало к партии кадетов — 182, трудовиков было 107, беспартийных — 83. Председателем Думы был выбран кадет С.А. Муромцев. Депутаты не могли состоять на государственной службе, за исключением должностей министра и главноуправляющих отдельными частями. Они получали суточные в размере 10 рублей в день, им оплачивались также путевые издержки. С 1908 г. депутаты вместо суточных стали получать 4200 рублей в год. Одновременно были установлены штрафы за пропуск заседаний без уважительной причины — 25 рублей за одно заседание. Уважительными причинами для пропуска заседания считались болезнь депутата или членов его семьи, занятия, связанные с деятельностью Думы, и личные дела, не терпящие отлагательства. В Думе запрещалось чтение речей по бумаге. Дума находилась в открытой оппозиции правительству и 7 июля 1906 г. была распущена, проработав менее 2,5 месяца. II Государственная дума начала работу в 1907 г., из 518 депутатов 104 были трудовиками, 98 относились к партии кадетов, 66 — к социал-демократам. Председателем выбрали кадета Ф.А. Головина. Перед Думой выступил премьер-министр П.А. Столыпин, который просил депутатов поддержать намеченный курс реформ и одобрить аграрные законы, но его выступление было проигнорировано. Дума не принимала предлагаемые правительством законопроекты. Вместе с тем депутаты рассматривали аграрный вопрос, по которому каждая фракция предложила свой проект, продовольственный вопрос, реформу местного суда, другие вопросы. В мае 1907 г. П.А. Столыпин заявил о заговоре в составе Думы против властей. 3 июня 1907 г. Дума была распущена и одновременно принят новый избирательный Закон, резко ограничивший избирательные права основного населения. Утвердив этот Закон, правительство фактически произвело государственный переворот, так как по Основным законам Российской империи (ст. 86) этот Закон должен был рассматриваться Думой, Новый избирательный Закон сводил избирательные права широких масс населения до минимума. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две. В первую городскую курию входили представители крупной и средней промышленной и торговой буржуазии, помещики, богатые чиновники, владельцы значительных недвижимых имуществ в городах, а во вторую — представители мелкой буржуазии, квартиронаниматели, ремесленники и т.п. Права избирателей во второй городской курии были урезаны. Только семь городов получили право самостоятельно выбирать членов Думы (по избирательному Закону 6 августа 1905 г. их было 21). Сильно сократилось представительство национальных окраин. Избирательные права рабочих подверглись еще более жестким ограничениям. Рабочим наиболее промышленно развитых губерний: Петербургской, Московской, Костромской, Владимирской, Харьковской и Екатеринославской — было дано право выбирать своих депутатов в Думу. В остальных же губерниях рабочие имели право участвовать в выборах по второй городской курии при условии, если они имели определенный имущественный ценз или снимали отдельную квартиру. Как видим, целью принятия данного Закона явилось желание сформировать более лояльную по отношению к правительству Думу. 3 июня 1907 г. был обнародован манифест и указ о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в III Думу, одновременно был издан текст нового избирательного Закона. III Государственная дума работала с ноября 1907 г. по июнь 1912 г. Наибольший вес в ней имели октябристы (154 из 442 депутатов). Трудовиков было 14, социал-демократов — 20. Пост председателя последовательно занимали октябристы Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.И. Родзянко. В процессе работы Думы было создано более 30 комиссий, в течение 611 заседаний депутаты рассмотрели 2572 законопроекта, в том числе одобрили проведение аграрной реформы Столыпина. Ежегодно Дума утверждала бюджеты государства. Вместе с тем депутаты III Думы слабо использовали свое право законодательной инициативы, выдвинув лишь 205 законопроектов по второстепенным вопросам. В 1912 г., когда истек срок полномочий III Думы, прошли выборы в IV Думу, которая работала до 25 февраля 1917 г. Большинство в Думе получили представители правых и либеральных партий, председателем все пять лет был октябрист М.И. Родзянко. Таким образом. Государственная дума в Российской империи создавалась на достаточно непрочной правовой основе. Избирательное законодательство неоднократно изменялось, что, с одной стороны, позволяло сформировать лояльный к самодержавию и контролируемый правительством состав Думы, с другой — мешало эффективной работе и повышению авторитета российского парламента. В целом, не нашли достаточного подтверждения слова С.А. Муромцева, сказанные в речи по поводу избрания его Председателем I Думы: «Совершается великое дело: воля народа получает свое выражение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъемлемых законах основанного, законодательного учреждения». Анализ деятельности Государственной думы в начале XX в. позволяет констатировать, что она не оказала должного влияния на развитие правовой и политической системы страны. Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии III Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 г., предоставлявшей крестьянам право, по их желанию, закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Аграрная реформа 1906 г. связывалась с именем главы правительства П.А. Столыпина. Ее проведение совпало с началом революции. 5 апреля 1905 г. принимается Указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». На его основе было проведено освобождение от взысканных недоимок по продовольственному сбору, существовавшему до 1866 г., и аннулировались долги по ссудам на продовольствие. В ноябре 1905 г. опубликован манифест «Об улучшении благочинияи облегчении положения крестьянского населения», уменьшивший выкупные платежисо всех категорий крестьян на 50%, а с января 1907 г. вовсе их отменивший. В сентябре 1906 г. Указом «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков» начинается переселенческая политикаправительства. В переселенческий фонд включались свободные земли, «оброчные статьи», земельные излишки, оставшиеся у Кабинета после поселения старожилов, В октябре 1906 г. принимается Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». Провозглашались единые права для всех податныхв отношении государственной службы (за исключением «инородцев»). Крестьяне освобождались от «увольнительных приговоров » для поступления на службу или на учебу. Отменялись подушная подать, круговая порука и принудительная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничивалась (отменялось привлечение к общественным работам). Расширялись имущественные права крестьян: отменялись порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями. Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» принятый 9 ноября 1906 г. провозглашал свободный порядок выхода из общиныв любое время, и закреплялись наделыв собственность. За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян. Заявление о выделечерез старосту доводилось до сельского общества, которое простым большинством голосов в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведениевыделяемых ему участков воединоили денежной компенсации. Аграрные указы были закреплены в законах, принятых III Думой. Война с Германиейобусловила процесс милитаризации экономикиРоссии. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии, - на победу в войне и мобилизацию капитала. Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудностибыли связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов. Транспортные затрудненияправительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий. Мобилизация капитала вызывала противоречия между различными группами правящего класса, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовывать различные социальные интересы. А. Военно-промышленные комитеты На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, целями которых были и организация экономики, и участие в управлении государственной политикой. В функции военно-промышленных комитетов входит: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов,регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли(закупок), нормирование цен на сырье,т.е. мобилизация торговли, регулирование рынка труда, регулирование транспорта. При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями. Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начинают создаваться особые совещания по обороне. Состав этих органов определялся Государственной Думой и утверждался императором. В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия военных заказов(преимущественно перед другими) и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих, государственных и частных предприятий, ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов. Твердые цены устанавливались Особыми совещаниями, вводились законодательным путем и во всероссийском масштабе. В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверстки,устанавливаемой уполномоченными Особых совещаний или земской управой. В мае 1915 г. создается Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономические органы. Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными органами стали создавать общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они ставили оказание помощи раненым(организация госпиталей, поставка медикаментов, подготовка медперсонала), распределение заказов мелким предприятиями посредничество между ними и казной. Юридической основой деятельности Союза стали договоры, заключаемые разными земствами между собой. Действующие в промышленности тресты и синдикатыоказывали сильное влияние на экономическую политику: ими было отвергнуто предложение Министерства финансов о введении нового налога на прибыль, они подчинили себе деятельность Центрального военно-промышленного комитета, отдельных военно-промышленных комитетов и Земгора. В декабре 1916 г. правительство начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Государственной Думы, запрещается деятельность Земгора,проводятся аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. В свою очередь, оппозиционная буржуазия начинает все активнее проникать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и общественные организации. Лекция 9. Формирование демократического государства и права (февраль-октябрь 1917 года). В феврале 1917 г, произошел фактический переход России от монархической к республиканской форме правления. Очевидно, что этот переход не был подготовлен ни исторически, ни юридически. В связи с этим он не мог пройти безболезненно. Протесты против войны, голода, эксплуатации достигли такого накала, что обернулись выступлением против самодержавия. Массовая забастовка приобрела всеобщий характер, начался переход войск на сторону восставших. Николай II Указом от 27 февраля прервал деятельность Думы, тем самым разрушив последнюю возможность урегулирования острейшего кризиса, лишившись всякой опоры в обществе. В результате революции последний российский император Николай II 2 марта 1917 г. от своего имени и от имени сына отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, а тот, в свою очередь, 3 марта отказался стать императором. Власть перешла к Временному комитету членов Государственной думы, который и сформировал первый состав Временного правительства.Председателем его и министром внутренних дел стал князь Г.Е. Львов, военно-морским министром — октябрист А. И. Гучков, министром иностранных дел — лидер кадетов П.Н. Милюков, министром финансов — крупный сахарозаводчик М.И. Терещенко. В результате революции в стране возникла ситуация двоевластия: с одной стороны, возникли Советы рабочих, солдатских депутатов, а с другой — Временное Правительство. Двоевластие продолжалось до июльского общенационального кризиса, когда была разогнана демонстрация 4 июля 1917 г. в Петрограде. С этого момента установилось единовластие Временного Правительства. В Декларации Временного правительства о его составе и задачахот 3 марта 1917 г. провозглашались следующие «основания» его деятельности: полная и немедленная амнистия всех политических заключенных, свобода слова, печати, собраний, союзов и стачек, отмена сословных и национальных ограничений, ограничений по вероисповеданию, всеобщие, прямые, равные и тайные выборы в органы местного самоуправления, замена полиции народной милицией, подготовка к созыву Учредительного собрания. Предполагалось, что именно Учредительное собрание решит вопрос о форме правления и конституции страны. Временное правительство продолжало финансовую политику царского правительства. Оно сохранило все ранее существовавшие налоги, пошлины и сборы, а также обещало выполнять все ранее заключенные обязательства государства. Постановление (август 1917 г.) «О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным Правительством постановлениями»определило критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии. Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Совещание рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании. В положении «О судах по административным делам»(май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы и местных органов на правительственных комиссаров. В результате революционных событий такие органы, как Государственная дума, Государственный совет, Совет министров, были упразднены, все их полномочия перешли к Временному правительству. Сенат и Синод остались, но должны были подчиняться Временному правительству. Губернаторы и вице-губернаторы были особым постановлением отстранены от должности, их обязанности возлагались на председателей губернских земских управ, которым присваивалось звание «губернских комиссаров Временного правительства». В остальном было признано целесообразным сохранение существовавшего административного механизма. Декларацией о равенстве в суде и его независимостиВременное правительство ликвидировало особые суды: Особое присутствие Сената, военно-полевые суды. Верховный уголовный суд. Верховный дисциплинарный суд. Был упразднен Департамент полиции. Но в целом сохранялся судебный аппарат самодержавной России. Для подготовки нового законодательства в марте 1917 г. было создано Юридическое совещание, которое приступило к рассмотрению новых законопроектов. 12 марта 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства о повсеместной отмене смертной казни. 17 марта была объявлена общеуголовная амнистия. Различные категории заключенных освобождались от отбывания наказания, наполовину сокращался срок для приговоренных к каторге, смертная казнь заменялась пятнадцатью годами каторги. В результате этой амнистии всего было освобождено около 15 тысяч преступников. Такой непродуманный шаг правительства, который можно объяснить лишь революционным демократическим порывом масс, оказал негативное влияние на общую криминогенную обстановку в обществе. Участились случаи грабежей, воровства, насилия, других уголовных преступлений. В этой связи, а также в связи с ухудшением военной обстановки на фронте уголовная политика начинает меняться. 30 мая 1917 г. вышло постановление Временного правительства об усилении наказаний за антивоенные выступления на фронте. Виновные в такого рода преступлениях подлежали ссылке на каторгу, а их семьи лишались права на паек и пособие. Постановлением от 12 июля 1917 г. Временное правительство ввело смертную казнь на фронте. Смертная казнь устанавливалась за измену, сдачу в плен без сопротивления, нападение на часового, шпионаж, другие подобные преступления, а также за общеуголовные преступления; умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабеж, совершенные в войсковом районе армии. Приговор выносили учреждаемыми высшим воинским начальством военно-революционные суды. Введение смертной казни подчеркивает всю серьезность и криминогенность обстановки на фронте. Введение смертной казни не остановило массовое дезертирство солдат, измученных бессмысленной войной. В мае 1917 г. был сформирован новый, коалиционный состав Временного правительства, ряд министерских постов получили представители социалистических партий. В государственном аппарате появились новые министерства: продовольствия, вероисповеданий, общественного призрения, труда, почт и телеграфов. В июле 1917 г. был сформирован второй коалиционный состав Временного правительства, председателем стал А.Ф. Керенский. Декретом от 1 сентября 1917 г. Временное правительство провозгласило Россию республикой. Началась работа над проектом конституции, в соответствии с которым Россия становилась буржуазной республикой во главе с президентом. Временное правительство не решило одной из самых актуальных проблем, стоявших перед российским обществом, — аграрного вопроса. Земельная реформа была отложена до созыва Учредительного собрания. В постановлении Временного правительства по земельному вопросу от 19 марта 1917 г. говорилось, что земельный вопрос должен быть решен путем закона, принятого народным представительством. Не был и решен вопрос о выходе России из войны. В целом в период действия Временного правительства противоречия государственного развития еще более обострились. Правительство промышленников и интеллигентов, оказалось, неспособно эффективно управлять страной в условиях системного кризиса. Уникальная в истории страны попытка реформировать государство парламентским путем на либеральной основе провалилась. В этой ситуации растёт популярность большевиков, которые открыто, готовятся к захвату власти. 25 октября (по старому стилю) 1917 г. Временное правительство было свергнуто, его члены арестованы.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |