КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Развитие государства и права России во второй половине XVIII- первой половине XIX века
В первой половине XIX века Россия вступает в период разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Нарастание кризисных явлений наиболее выпукло проявилось к началу 30-х годов, именно с этим временем исследователи связывают начало кризиса феодализма в России. Кризис не носил характера полного упадка хозяйственной жизни, наоборот, на смену старым феодальным формам хозяйства приходили новые — капиталистические. Пытаясь нейтрализовать кризисные явления, правительство осуществляет централизацию, бюрократизацию, милитаризацию государственного аппарата, усиливает карательные органы и тем самым только усугубляет ситуацию, ускоряет развязку, поскольку феодальное государство не могло справиться с проблемами, вытекающими из буржуазного развития. С другой стороны, мощное и «дорогое государство» для своего существования требовало дальнейшего развития буржуазной экономики. Необходимо отметить, что в этот период Российское государство воспринимало преимущественно организационно-технические достижения буржуазных государств при игнорировании естественных гражданских прав человека. Развитие капиталистических отношений больно ударило по основным феодальным сословиям, которые начинают разоряться, прежде всего это относится к дворянству и крестьянству. Кризис распространяется и на сферу идеологии. В начале XIX века страну захлестнула волна литературы с требованием установления законности. Широко распространяется буржуазное юридическое мировоззрение, идеи просвещения, буржуазных революций, либерализма. В университетах вводится специальная учебная дисциплина — естественное право. С 20-х годов начинаются официальные гонения на естественное право, ужесточается цензура, а в 30-е годы складывается теория «официальной народности», сформулированная С.С. Уваровым как единство самодержавия, православия и народа. И все же с помощью «умственной плотины» не удалось остановить развитие буржуазных идей. Каждая социальная группа населения в России имела присущий только ей набор прав и обязанностей. Правовое положение подданных империи было закреплено в томе IX. Свода законов Российской империи 1833 года. Все население было разделено на три большие группы: природные российские обыватели, инородцы, иностранцы. Городское и сельское население делилось на четыре сословия (дворянство, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели), которые, в свою очередь, делились на состояния. Никто не мог быть лишен прав состояния иначе как по суду за преступление. Каждый подданный империи должен был приписаться к одному из состояний (либо получал права состояния по факту рождения). Запрещалось принимать в российское подданство лиц иудейского вероисповедания и «дервишей». Высшим сословием считалось дворянство (личное и потомственное). Потомственное дворянство приобреталось: 1) по царскому пожалованию; 2) выслугой чина (действительного статского советника по гражданской службе или полковника по военной); 3) при награждении орденом; 4) по факту рождения; 5) вступлением в брак (для женщин). Личное дворянство приобреталось службой (9-классный чин по гражданской службе и первый обер-офицерский чин по военной службе. Набор прав и обязанностей дворянства в принципе не изменился по сравнению с Жалованной грамотой дворянству. Им принадлежало право владеть населенными имениями, вступать в государственную службу, судиться только с равными себе, участвовать в органах дворянского самоуправления. Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (священнослужители и церковнослужители). Их права мало чем отличались от прав дворянства. Они считались привилегированным сословием, не несли государственных повинностей. Дети священнослужителей имели право поступления на государственную службу, в высшие учебные заведения. Но духовенству запрещалось владеть населенными имениями, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Священнослужители занимались непосредственно отправлением культа, церковнослужители (церковные сторожа, пономари и т. д.) осуществляли вспомогательные функции. К городским обывателям относились все те, кто «являлись старожилами в городах», имели недвижимость в пределах городской черты, записались в гильдии или цеха, несли городскую службу или платили городские налоги. Горожане делились на пять разрядов: 1. Гильдейское купечество и почетные граждане. К купечеству относились лица, приобретавшие гильдейские свидетельства (двух гильдий, по СЗ 1857 года — трех гильдий). Гильдейское свидетельство давало право заниматься торговлей и иными видами предпринимательской деятельности. Почетное гражданство было введено в 1832 году. Оно делилось на личное и потомственное. Потомственное почетное гражданство приобретали дети личных дворян, чиновников и духовенства; ученые, имеющие степени доктора и магистра; награжденные низшими орденами (Анны, Станислава). Оно могло быть присвоено по ходатайству и купцам, имеющим звание коммерц- или мануфактур-советников. Личное почетное гражданство присваивалось выпускникам высших учебных заведений, окончившим их с ученой степенью не ниже «действительного студента», художникам, артистам императорских театров, чиновникам, выслужившим 14-классный чин (по военной службе обер-офицерский чин при отставке). Купечество и почетные граждане освобождались от подушного оклада, от рекрутской повинности, телесных наказаний, имели право участвовать в городских выборах. 2. Мещане или посадские. К ним относились лица, осуществляющие торговлю или промысел без приобретения гильдейских свидетельств или без записи в цеха. Мещане объединялись в городские мещанские общества, несли подушную подать и рекрутскую повинность. 3. Ремесленники или цеховые — это лица (мастера и подмастерья), записавшиеся в цеха и осуществляющие свою деятельность в составе корпорации. Их права не отличались от прав мещан. Лица, временно приписавшиеся к цехам (крепостные крестьяне, иностранцы), прав городского состояния не получали. 4. Вольные люди в Западных и Прибалтийских губерниях — это «иностранные выходцы», прочно поселившиеся в указанных местностях. 5. Рабочие люди — приписанные к городам в мещанский оклад лица «дурного поведения», не способные к военной службе, «коих общества иметь у себя не пожелают». Сюда приписывались подданные за пороки и неплатеж податей. Они находились под надзором полиции. По общему правилу городские состояния приобретались добровольным вступлением или сообщением (браком, рождением, воспитанием). Исключение из городского сообщества осуществлялось за совершение преступлений, при оставлении в подозрении за тяжкие преступления, за развратное поведение. Сословие сельских обывателей делилось на пять основных состояний: водворенные на казенных землях; водворенные на удельных землях; водворенные на дворцовых землях; водворенные на владельческих землях; водворенные на собственных землях. Кроме того, они делились на свободных сельских обывателей и крепостных. Водворенные на казенных землях (государственные крестьяне) сохранили различные наименования и различный правовой статус (оседлые инородцы, казаки, колонисты, половники и т. д.). В течение первой половины XIX века предпринимаются попытки урегулирования отношений между помещиками и крепостным крестьянством. 20 февраля 1803 года принимается Указ, получивший название «О вольных хлебопашцах», по которому допускалось отпускать крестьян на свободу, условия освобождения и разрешение земельных отношений устанавливались по договоренности между крестьянскими обществами и помещиками. Этим правом воспользовалось незначительное число помещиков. В Прибалтийских губерниях с 1804 года крестьяне стали считаться прикрепленными не к личности феодала, а к земле. В 1816-1819 годах там проходит крестьянская реформа по освобождению крестьян, которые получали личную свободу, но земля оставалась за помещиками. Поэтому крестьяне вынуждены были либо арендовать землю, либо оседать в городах. Реформа значительно увеличила степень интенсивности крестьянского труда, дала рабочую силу для развития капиталистических отношений в этом регионе. С 1840 года в Западных губерниях вводятся инвентари, то есть происходит опись имений, с указанием земельных угодий и повинностей крестьян. Объективно это несколько снижало помещичий произвол. 2 апреля 1842 года принимается Указ «Об обязанных крестьянах», который даже несколько ухудшил положение освобождаемых, которые освобождались без земли и должны были платить поземельные повинности. В 1837-1841 годах проводится реформа управления свободными сельскими обывателями (государственными крестьянами). Разработка и проведение реформы осуществлялись под руководством П. Д. Киселева. В 1837 году создается Министерство государственных имуществ для управления казенными землями, лесами, регулирования налогообложения государственной деревни. 30 апреля 1838 года издается Учреждение об управлении государственными имуществами, в соответствии с которым создаются местные органы управления свободными сельскими обывателями: Губернские палаты государственных имуществ — окружные начальники — волостные сходы и волостные правления — сельские сходы и сельские старосты. Волостные и сельские органы являлись органами крестьянского самоуправления. Но они находились в подчинении государственных окружных начальников. По реформе была создана система учебных, медицинских и иных заведений, улучшающих быт крестьян. Упорядочивались оброчные платежи, предпринимались меры по ликвидации малоземелья крестьян, по внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. К инородцам Свод законов относил «сибирских киргизов», «самоедов», калмыков, евреев и некоторые другие народы, не исповедующие православие. Каждый из этих народов имел особый правовой статус. Они, как правило, не несли рекрутской повинности (сибирские киргизы), платили особые налоги (например, самоеды платили «ясак»), имели особые органы управления. Для евреев устанавливалась черта общей оседлости (западные губернии), в пределах которой они имели все имущественные права природных обывателей, за исключением права владения населенными имениями. Иностранцы имели право свободного въезда и выезда, поступления на военную службу, торговать, владеть промышленными предприятиями, недвижимостью в городах. Они могли получать почетное гражданство и приписываться к ремесленным цехам. Им запрещалось иметь населенные имения и крепостных. После жесткой тоталитарной диктатуры Павла I намечается либерализация политического режима. Гласно стали обсуждаться многие вопросы государственной жизни, все чаще раздаются требования установления законности, зарождаются общественно-политические организации. Но с 1812 года политический режим все более приобретает авторитарные черты. В литературе он получил название «аракчеевщины». Ограничиваются и без того урезанные свобода слова, организаций, делаются попытки введения военных методов управления (военные поселения). Государственным служащим запрещается состоять в тайных организациях. В первой половине XIX века Россия постоянно увеличивает свою территорию за счет внешней экспансии. В 1809 году присоединяется Финляндия (получившая статус Великого княжества Финляндского), в 1812 — Бессарабия, в 1815 — значительная часть Польши (Царство Польское), существенно расширяются владения на Кавказе и в Казахстане. Вновь присоединяемые территории имели достаточно широкие автономные права. Как правило, они присоединялись на условиях личной унии (русский император одновременно был главой империи и вновь присоединенных территорий). В Царстве Польском, например, действовала Конституция 1815 года, Уголовный кодекс 1818 года (аналог буржуазного уголовного кодекса Франции 1810 года), существовал парламент, институт польского подданства и т. д. Великое княжество Финляндское также имело собственную правовую систему (основанную на Шведском уложении 1734 года), широкое самоуправление, таможенную границу с империей. Но постепенно автономные права этих территорий урезались и они превращались в административные единицы государства. В первой половине XIX века Россия оставалась абсолютной монархией. Государственный совет создается в осуществление плана М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов», которое предусматривало коренное переустройство государственных органов на буржуазных началах. Создание Госсовета было единственным реализованным звеном этого плана. Правовое положение этого органа регламентировалось Манифестом 1 января 1810 года «Образование Государственного совета». В структуре Госсовета выделялись: Общее собрание, Департамент законов, Департамент дел военных, Департамент дел гражданских и духовных (рассматривавший в качестве высшей инстанции судебные дела), Департамент государственной экономии. После 1831 года, в связи с ликвидацией большинства автономных прав Царства Польского, в Госсовете создается Департамент Царства Польского. Для обеспечения деятельности Совета создавались: комиссия прошений, комиссия составления законов, государственная канцелярия. В случае необходимости создавались временные комитеты и комиссии Государственного совета. Члены Совета назначались императором и осуществляли свои функции, как правило, пожизненно. Манифестом 8 сентября 1802 года «Об образовании министерств» начинается реформа высших административных органов. Коллегиальное управление начинает заменяться министерским. В отличие от коллегий министерства строились на основе принципа единоначалия, имели строго ограниченные исполнительно-распорядительные функции, компетенция каждого министерства определялась в соответствии с отраслью управления. Для координации деятельности министерств и разрешения вопросов, выходящих за рамки компетенции одного министра, создается Комитет министров (его полномочия определялись Манифестом 20 марта 1812 года «Учреждение Комитета министров». Если Манифестом 1802 года были созданы только должности министров, то Манифест 25 июня 1811 года «Общее учреждение министерств» определял компетенцию и структуру министерств, порядок производства дел. Новый орган — собственная его императорского величества канцелярия — учреждается для подготовки и ведения дел, непосредственно восходящих к компетенции императора. Как особый орган с. е. и. в. канцелярия создается из походной канцелярии Александра I для осуществления назначений на должности, переписки, рассылки императорских указов, ведения архива. В 1826 году она была расширена за счет создания отделений. Первое отделение по-прежнему исполняло функции непосредственно канцелярии. Второму отделению, созданному по инициативе М.М. Сперанского, передавались дела Комиссии составления законов. Новое отделение занималось систематизацией законодательства, непосредственно подготавливало законопроекты по указанию императора, давало заключения на все законопроекты, подготовленные в других ведомствах, осуществляло консультации по правовым вопросам. Третье отделение, сформированное по инициативе А.Х. Бенкендорфа, осуществляло функции политической полиции (надзор за умонастроениями в обществе, надзор за законностью и целесообразностью действий государственных органов, расследование политических преступлений, содержание политических тюрем). Исполнительным органом третьего отделения был корпус жандармов. Со временем территория государства была разбита на жандармские округа. Четвертое отделение было создано в 1828 году как «ведомство императрицы Марии», занимавшееся благотворительностью, содержанием учебных и богоугодных заведений, финансируемых царской семьей. Пятое отделение готовило реформу государственных крестьян (1837—1841), а впоследствии ведало делами графа П.Д. Киселева. Шестое отделение готовило реформу управления Кавказом (1842-1845). Создание с. е. и. в. канцелярии значительно усиливало централизацию управления, влияние императора на решение важнейших государственных вопросов. В начале XIX века продолжали действовать законодательные акты, принятые в XVII и начале XVIII века: Соборное уложение 1649 года, Настоятельная потребность общей систематизации вызывалась и развитием новых, капиталистических отношений. Инициатором систематизации законодательства в начале XIX века выступил М. М. Сперанский. Он предложил план радикальных буржуазных преобразований. По его плану в 1810 году разработан проект гражданского кодекса, за образец которого был принят гражданский кодекс Наполеона 1804 года. В январе 1826 года Сперанский предлагает реорганизовать комиссию составления законов и возложить работы по систематизации законодательства на второе отделение с. е. и. в. канцелярии под непосредственным надзором императора. Тогда же предлагается новый план законодательных работ, состоящий из трех этапов: 1) создание полного собрания законов, то есть приведение в известность всех законодательных актов (как действующих, так и утративших силу) и опубликование их в едином сборнике; 2) создание свода законов, то есть подготовка сборника действующих законодательных актов; 3) создание гражданского и уголовного уложений, то есть проведение кодификации в чистом виде. Император утвердил первые два этапа, а исполнение третьего было отложено до окончания первых двух. Уже в 1830 году было закончено создание первого Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ I), включившего все законодательные акты с 1649 по 1825 год и расположившего их в хронологическом порядке. Одновременно велись работы над изданием второго ПСЗ (оно включало законодательство с 1825 по 1881 год). Ежегодно издавался том ПСЗ, в который включались все акты, принятые за год. ПСЗ является актом инкорпорации законодательства. В 1832 году был издан, а 31 января 1833 года утвержден в качестве действующего источника права Свод законов Российской империи (СЗ). В его основу было положено деление нормативного материала по отраслям управления и отраслям права. Свод делился на 8 книг, которые были разделены на 15 томов. В практике утвердилось обыкновение ссылаться не на книгу, а на том. Первые тома Свода были посвящены основным законам (устройству органов государственной власти, государственной службе), затем следовали уставы о повинностях и уставы казенного управления, законодательство о правовом положении населения (том IX), гражданское законодательство (том X), уставы торговые (том XI), уставы благочиния (том XIV), уголовное и уголовно-процессуальное право (том XV). Свод законов переиздавался в 1842, 1857, 1885 годах. До настоящего времени существуют разногласия в оценке юридической природы Свода законов. О. И. Чистяков и некоторые другие авторы считают его результатом инкорпорации, ряд ученых называют СЗ актом систематической инкорпорации или сложной систематизации, Б.В. Вилен-ский оценивал СЗ как акт кодификации. Последняя точка зрения представляется более обоснованной, хотя и требующей уточнения. При создании СЗ были использованы два вида приемов: сложной систематизации (при обработке томов, где невозможно было выделить отрасли права) и метод кодификации (при создании тома X, тома XV и некоторых других). Том XV, например, состоял из двух частей, часть первая — Свод законов уголовных, часть вторая — Устав уголовного судопроизводства. 29 октября 1836 года Сперанский совместно с министром юстиции Д.В. Дашковым возбудил вопрос о «систематическом пересмотре» Свода законов, то есть о реализации третьего этапа систематизации законодательства. Император повелел начать с «законов уголовных», под которыми подразумевалось уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. В итоге 15 августа 1845 года было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», первый самостоятельный уголовный кодекс России В уголовном праве этого периода намечается некоторое смягчение наказаний, судьям предписывается точно определять вид и меру наказания (хотя в законодательстве фигурируют неопределенные наказания), признается цель исправления преступников по незначительным преступлениям, ставится вопрос об отмене наказания кнутом. Особо следует отметить новации уголовного права, реализованные в томе XV Свода законов. Впервые в российском уголовном праве появляется деление на общую и особенную часть. Разрабатывается формальное определение преступления. Даются первые общие определения вины, стадий совершения преступления, видов соучастия. Но система наказаний не была разработана, санкции статей остались в большинстве своем неопределенными. Архаичной оставалась и система преступлений. Но наиболее важные изменения происходят в связи с принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, которое действовало вплоть до 1917 года (в редакциях 1857, 1866, 1885 годов). Под преступлением понимается всякое нарушение закона, посягающее на неприкосновенность прав власти верховной, права и безопасность частных лиц. Посягательство на правила, предписанные законом к охране прав, признавалось проступком.. В понятие преступления входили признаки противоправности, наказуемости, виновности и деяния. Уложение пыталось реализовать основной принцип буржуазного уголовного права «нет преступления без указания на то в законе», но весьма непоследовательно. Допускалась аналогия наказания. Предусматривались следующие формы вины: умысел (внезапно возникший и предумышленный), неосторожность (ее определения не давалось). Детально регламентировались вопросы вменения. Не подлежали ответственности лица, совершившие случайные деяния (без наличия вины), безумные и сумасшедшие, лица, действовавшие в состоянии необходимой обороны, причинившие вред в результате непреодолимой силы. Уголовная ответственность наступала с 7 лет, но дети в возрасте 7-10 лет отдавались для вразумления родителям и опекунам, так же поступали с детьми в возрасте 10-14 лет, действовавшими «без разумения», для несовершеннолетних в возрасте 14-21 года предусматривались менее тяжкие наказания, чем для взрослых. В уложении фигурировали четыре стадии совершения преступления: 1) умысел (подлежал наказанию только за государственные преступления); 2) приготовление (приискание и приобретение средств для совершения преступления); 3) покушение (действие, которым начинается и продолжается приведение преступного умысла в исполнение); 4) совершившееся преступление (когда последовало «преднамеренное виновным или же иное от его действий зло»). Детально регламентировались вопросы соучастия и прикосновенности к преступлениям. Цель наказания не провозглашалась, но явствовала уже из самого названия кодекса. Законодатель попытался соединить цели исправления и устрашения. Впервые в российском законодательстве создается лестница наказаний. Предусматривались уголовные (сопряженные с лишением всех прав состояния) и менее тяжкие — исправительные, а также дисциплинарные наказания. Лестницу наказаний составляли уголовные и исправительные наказания, которые делились на 11 разрядов и 37 степеней. Первые четыре разряда считались уголовными наказаниями (смертная казнь, каторжные работы, ссылка в Сибирь, ссылка на Кавказ). Остальные семь разрядов были исправительными (ссылка в Сибирь без лишения всех прав состояния, ссылка в другие отдаленные губернии либо заключение в рабочем доме, в крепости, смирительном доме, в тюрьме, кратковременный арест, выговоры, замечания, денежные взыскания). Для низших сословий сохранялись телесные наказания, правда, наказание кнутом отменялось. Характерной чертой Уложения была жесткая регламентация деятельности судьи по назначению наказания в зависимости от степени вины, степени участия в преступлении, от стадии преступной деятельности и других обстоятельств, регламентация оснований для увеличения, смягчения и отмены наказаний. Главным достоинством особенной части явилось введение определенных и относительно определенных санкций. Российская правовая система восприняла деление гражданского права на частное и публичное (уголовное, полицейское и т. д.). Для российского частного, цивильного, права (регулирующего имущественные отношения между частными лицами) был характерен дуализм. Оно делилось на гражданское и торговое право. Торговое право выделялось в самостоятельную отрасль, поскольку регулировало имущественные отношения в процессе предпринимательской деятельности. Оно не было сословным правом купцов, поскольку предпринимательской деятельностью могли заниматься представители всех сословий (кроме духовенства). Гражданское законодательство было систематизировано в томе X Свода законов, который в целом повторял классическую институционную систему гражданского права: лица — вещи — обязательства. Вещное право формулировалось во второй книге тома X Свода законов. Основным его институтом было право собственности, которое определялось как «власть... исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». Все вещи классифицировались на движимые и недвижимые. В зависимости от субъекта права собственности она делилась на частную и государственную. Кроме того, выделялась собственность индивидуальная и общая. Общая собственность могла изначально существовать в виде долей каждого из сособственников (раздельная) или без выделения долей (нераздельная). Проводились различия в правовом регулировании благоприобретенной и родовой (наследственной) недвижимой собственности. Интеллектуальная собственность регламентировалась Уставом о цензуре. Право собственности делилось на полное (без участия других лиц) и неполное (ограниченное участием других лиц или отделением от него некоторых правомочий). Основным видом ограничения права собственности являлись сервитуты. Сервитут определялся как «право постороннего участия в выгодах имущества». При ограничении права собственности отделением от него ряда правомочий выделялись следующие институты: 1. Право владения и пользования, которое возникало при передаче этих правомочий собственником другому лицу (например, передача казенных земель городам и селениям, военным поселянам, передача имущества во владение и пользование по договору). 2. Право владения. Государство защищало интересы владельца до тех пор, пока не доказана недобросовестность его владения. Добросовестное, непрерывное и бесспорное владение порождало право собственности. Общий срок давности владения, порождающий право собственности, определялся в десять лет. 3. Право пользования распространялось на движимые вещи и могло возникнуть по договору или в результате находки. 4. Право распоряжения могло отделяться от права собственности по доверенности или по закону (секвестр, опека). Обязательственное право содержалось в 3 и 4-й книгах тома X Свода законов. Его первая часть регламентировала порядок приобретения и оформления имущественных прав. Право собственности и иные имущественные права приобретались в результате обязательств, по давности владения, при наследовании. Приобретение имущественных прав оформлялось крепостными актами (составленными в нотариальном порядке, на особой бумаге, с уплатой госпошлины), явочными актами (составленными сторонами сделки и зарегистрированными маклерами), домашними актами (документами, не подлежащими регистрации), а кроме того, вводом во владение имуществом или простой передачей его. Сделки по поводу движимых вещей могли оформляться устными договорами. Специальный раздел был посвящен порядку осуществления нотариальных (удостоверительных) действий. Вторая часть обязательственного права посвящалась отдельным видам обязательств. Обязательства делились на обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Обеспечение исполнения обязательств осуществлялось с помощью поручительства, неустойки, залога и задатка. Наибольшее внимание уделялось договору купли-продажи, который формулировался как реальный договор. Купля-продажа недвижимых вещей оформлялась исключительно «купчей крепостью» (то есть крепостным актом). Мена недвижимых вещей по общему правилу запрещалась. Договоры мены и купли-продажи выделялись в самостоятельный раздел и регулировались отдельно от других обязательств. Появляется новый вид договора — запродажа, который формулировался как обязательство продать имущество к назначенному сроку. Общего определения найма не давалось, зато четко определялись все условия действительности договора (предмет, срок, цена, ответственность за ущерб, права и обязанности сторон). Наем недвижимого имущества не должен был превышать 12 лет. Важным атрибутом развития капиталистических отношений стало регулирование договоров займа, поклажи, товарищества, страхования, личного найма. Предусматривалось три вида договоров займа: 1) с залогом; 2) без залога; 3) займы торгового сословия. Последний вид займа регулировался Уставом торговым как возмездная сделка, то есть с обязательным начислением процентов. Детально регламентировался договор поклажи. Особо следует отметить договор товарищества, поскольку он становится одним из наиболее часто используемых при создании предприятий. Впервые достаточно полно договор товарищества был урегулирован Указом 1 января 1807 года, а затем в СЗ. Устанавливалось, что «товарищества составляются из лиц, соединенных в один состав и действующих в оном под одним общим именем». Предметом договора считались «полезные и общему благу непротивные предприятия по торговле, по застрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности». Выделялось три вида товариществ: 1) полное товарищество — состоящее из двух и более лиц, «положивших заедино действовать общим именем всех». Все члены такого товарищества отвечали по его долгам всем своим имуществом; 2) товарищество на вере (или по вкладам) — состояло из товарищей и вкладчиков, «которые вверяют первым известные суммы своих капиталов». Товарищи отвечали по долгам всем своим имуществом, вкладчики — только «наличным вкладом». Вкладчики не могли действовать от имени товарищества; 3) товарищество по участкам (или компания) — «составляется из многих лиц, складывающих в одно определенные суммы, коих известное число дает складочный капитал». Товарищи отвечали по долгам такого товарищества только в пределах вклада. Манифестом 6 декабря 1836 года регламентируется правовое положение компаний на акциях (акционерных обществ). Устанавливается разрешительный порядок их создания. Четко определяется форма и порядок распространения акций, размер «запасного капитала», порядок определения дивидендов. Органами управления таких компаний являлся директор (правление) и общее собрание акционеров. Лекция 7. Реформирование России в условиях развития капитализма (II пол. XIX века). По форме правление Россия до начала XX в. продолжала оставаться абсолютной монархией. Но в системе организации государственной власти произошли изменения либерального характера, открывшие возможность ненасильственного перехода к демократическому индустриальному обществу. Это отмена крепостного права, судебная, земская и городская реформы. Середина XIX в. характеризуется дальнейшим углублением кризиса феодально-крепостнической системы. В экономической области - промышленный переворот, широкое внедрение машинного производства, строительство железных дорог, пароходов в речном транспорте. Все это требовало более широкого использования наемной рабочей силы. Крепостное право серьезно мешало этому процессу. Тормозило оно и развитие сельского хозяйства, которое снижало свою продуктивность. Экономическая отсталость России особенно наглядно проявилась в Крымской войне, в которой Россия потерпела поражение, углублялся финансовый кризис. Экономические причины дополнялись социально-политическими: в стране неуклонно возрастала социальная напряженность. В результате царское правительство осознало необходимость проведения коренных реформ. В январе 1857 г. созданием Секретного комитета по крестьянскому делу началась разработка крестьянской реформы. В этот процесс включились различные слои общества. Либералы стояли за проведение реформы, которая бы учитывала интересы помещиков и крестьян. Революционеры были за радикальные меры. Официальный, правительственный подход в решении крестьянского вопроса носил компромиссный, во многом противоречивый характер, он отражал и вынужден был сочетать позиции как откровенных крепостников, не желавших расставаться с привилегиями, вытекающими из рабского состояния крестьян, так и помещиков-либералов, исповедовавших идеи применения свободного наемного труда в сельскохозяйственном производстве. Небезынтересна история подготовки крестьянской реформы, связанная с деятельностью Секретного и Главного комитетов, являвшихся центрами разработки правительственного проекта. Суть расхождений между графом А.Ф.Орловым, председателем Главного комитета, и Н.А.Милютиным, видным его деятелем, которые олицетворяли два вышеназванных направления в российском дворянстве, сводилась к освобождению земледельцев от крепостной зависимости с землей или без нее. Отсюда и противоречия в самой реформе (см. схему 43). 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и утвердил «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости ». Состав нормативных актов о крестьянской реформе довольно обширен — насчитывалось 17 положений и особых правил. Но из них именно Манифест и «Общее положение» являются главными. Реформа решала два вопроса: о личности крестьянина и о земле. Крестьяне становились лично свободными. Они наделялись землей за выкуп при сохранении помещичьей собственности на землю. В течение определенного времени крестьяне оставались временно обязанными, продолжая выполнять повинности в пользу помещиков. При характеристике юридического статуса крестьянского сословия в целом наиболее наглядно проявляется его неравноправие во взаимоотношениях с дворянством и духовенством. Освободив крестьян от личной зависимости от помещиков, правительство отнюдь не сделало их полноправными гражданами государства, в котором они вместе с помещиками продолжали жить. Реформа перевела их из разряда крепостных крестьян в разряд так называемых податных сословий. Государство облагало крестьян прямыми налогами не на имущество, а на их личный труд, что предполагало сохранение круговой поруки, ограничение свободы передвижения при помощи особой паспортной системы и выполнение органами крестьянского самоуправления ряда полицейско-охранных функций. Вследствие разнообразных условий земледелия в России размеры крестьянского полевого надела определялись в многочисленных местных положениях. Поэтому порядок наделения землей в рассматриваемых документах определен в самом общем виде. В частности, в «Общем положении» этому вопросу посвящены 3-6-я статьи введения. Важно помнить механизм проведения операции по наделению крестьян землей: условно она делилась на три зоны - нечерноземная, черноземная и степная. Размеры надела варьировались от 1 до 12 десятин на душу в зависимости от местных условий, что давало возможность помещикам манипулировать земельными площадями и в конце концов обернулось малоземельем для крестьянства. Основные аспекты выкупной операции — определение суммы выкупа за усадебную оседлость, порядок проведения выкупных платежей и степень участия в них правительства — изложены в «Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Здесь следует иметь в виду также механизм осуществления этой меры, разработанной чиновниками Главного комитета. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал в качестве компенсации за потерю крепостной рабочей силы. То есть базой проведения выкупных платежей служил не рыночный, а феодальный принцип. Оценивая крестьянскую реформу 1861 г., указывая на ее ограниченный, ярко выраженный крепостнический характер, тем не менее, нельзя упускать из виду и позитивные ее последствия для России. Освобождение крестьян заметно изменило все основы ее государственного и общественного быта. В центральных и южных районах Российского государства сформировался новый многомиллионный класс — крестьян-собственников. В связи с этим необходимо было создавать новую местную администрацию и суд. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим крупным преобразованиям во многих сферах российского общества. Вслед за крестьянской реформой был проведен ряд реформ в области государственного управления и суда. Реформы в области государственного управления не затрагивали основ государственного строя. Они касались органов местного самоуправления. Земская реформа 1864 г. создала органы земского самоуправления: распорядительные — губернские и уездные земские собрания, исполнительные — соответствующие земские управы. Городская реформа 1870 г. образовала органы городского самоуправления: распорядительные — городские думы, исполнительные - городские управы. Половинчатость указанных реформ состояла в сословном принципе непропорционального представительства населения и ограниченности полномочий новых органов. Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и демократичной. Она устраняла сословный суд, устанавливала равенство всех перед законом и судом, проводила принципы состязательности судебного процесса, выборности судей. При оценке места и роли судебной реформы в общественно-политическом развитии России, ее характера и методологии проведения следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, уровень феодально-крепостнического суда, который требовалось преобразовать, основываясь на принципах демократического правосудия, что неизбежно негативно сказывалось на результативности реформы. Во-вторых, противоречивый характер реформы происходил во многом из противостояния консервативного и либерального подходов в ее подготовке и реализации, отражавших в целом сопротивление дворянско-крепостнической России. Небезынтересно в связи с этим отношение к преобразованиям в судебной сфере и верховной власти России, часто изменявшееся в зависимости от колебаний общественного мнения. Нормативная база судебной реформы — утвержденные Императором 20 ноября 1864 г. Судебные уставы, состоящие из четырех законов: 1) Учреждения судебных установлений; 2) Устав уголовного судопроизводства; 3) Устав гражданского судопроизводства; 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Механизм функционирования отдельных органов реформированной российской юстиции во многом определял компромисс между консервативными и либеральными кругами. Этот компромисс особенно ярко проявился в деятельности мировой юстиции. С одной стороны, помещичьи слои населения настаивали на преобладании представителей крупного дворянского землевладения среди мировых судей, которые должны назначаться правительством из местных «уважаемых и почтенных» людей. Противостоявшая им либеральная группа считала, что в новом суде не должно быть места сословному представительству, и поэтому требовала выборов мирового суда. Источником для анализа деятельности общих судебных органов служит П раздел «Учреждения судебных установлений». Помимо характеристики состава, назначений и полномочий окружного суда, судебных палат и кассационных департаментов Сената следует обратить внимание на изменения в организации работы следствия и прокуратуры после 1864 г. и на возникновение новых институтов судебной системы — суда присяжных заседателей и адвокатуры. Многие противоречия в деятельности этих учреждений, отраженные как в Судебных уставах, так и в судебной практике 60-80-х годов XIX в., опять-таки объясняются борьбой между консервативными и либеральными силами российского общества. Юрисдикция местных и общих судебных органов, подсудность гражданских и уголовных дел местным и общим судам определялась «Уставом уголовного судопроизводства», им же определялся порядок обжалования судебных приговоров. В уголовном судопроизводстве в общих судах было три стадии: предварительное следствие, судебное разбирательство и исполнение приговора. Юридические действия, разграничивающие их объем, четко определены законом. Важнейшую проблему на стадии судебного следствия составляли взаимоотношения судей и коллегии присяжных заседателей. Теория свободной оценки доказательств заменила с 1864 г. в системе правосудия России теорию формальных доказательств. Новая теория основывалась на положении, что задача суда состоит в поиске объективной истины. Отсюда его решения должны опираться на истинные факты, для чего необходим всесторонний анализ всех имеющихся доказательств без какого-либо вмешательства извне. Мерилом достоверности фактов объявлялось лишь внутреннее убеждение судей. В любом обществе армия всегда является орудием государства, направленным на разрешение задач внутренней и внешней политики. Не была исключением в этом отношении и русская армия. Ее состояние накануне реформ было критическим. В ходе реформ 1860-х-1874 гг. были созданы местные органы военного министерства — военные округа; проведена военно-судебная реформа 1867 г. и принят Устав о воинской повинности 1874 г., вводивший в стране всеобщую воинскую повинность и установивший систему комплектования русской армии. Военные реформы 1860-1870-х гг. не обеспечили создание прочных основ обороноспособности Российского государства, и Россия потерпела поражение в русско-японской. Первой мировой и Гражданской войнах. Причины этого те же, что и в предшествующий период, - непрофессионализм, рекрутский, принудительно-репрессивный принцип комплектования армии. Вопрос о конституционной реформе возник еще во второй половине 50-х годов. Уже тогда в правительственных кругах стала обсуждаться проблема объединения деятельности всех отраслей государственного управления, или, как тогда говорили, «единства власти». Дело в том, что существовавший тогда порядок решения государственных дел не обеспечивал такого единства. Каждый министр докладывал свои вопросы Императору лично. При этом нередко министры действовали несогласованно, а то и просто не знали о действиях друг друга. Правительства как коллегиального органа не существовало. Правда, существовал Комитет министров, была даже должность председателя Комитета министров. Но этот Комитет занимался решением повседневных мелких вопросов, вплоть до назначения пособий и пенсий чиновникам. Имелся еще Государственный Совет - законосовещательный орган при Императоре. Но его состав постоянно пополнялся отставными министрами и другими престарелыми сановниками. Император в условиях абсолютной монархии был наделен всей полнотой как законодательной, так и исполнительной власти. Именно он лично (по идее) должен был координировать и объединять деятельность всех министерств и ведомств. Но государственное управление усложнилось настолько, что он физически не в состоянии был это делать. Поэтому в 1857 г. был создан Совет министров, в который вошли ведущие министры и руководители самостоятельных ведомств, а также председатели Государственного Совета и Комитета министров. В отличие от Комитета министров, по-прежнему занимавшегося мелкими текущими делами. Совет министров под председательством Императора обсуждал и решал важнейшие вопросы государственной жизни. В 60-е годы Совет министров заседал довольно часто. Но по мере того как Александр II старел, Совет министров заседал все реже, а при Александре III он практически перестал собираться. И вновь возобладал старый порядок единоличных докладов министров Царю. Нередко использовалась такая форма обсуждения вопросов, как созыв различных Особых совещаний. Обычно Царь поручал двум-трем министрам или иным видным сановникам разобраться в каком-то вопросе. Иногда в работе совещания участвовал и сам Царь. Рекомендации таких совещаний оформлялись затем Императорскими указами. Отсутствие коллегиального правительственного органа отрицательно сказывалось на государственном управлении. Реформы носили половинчатый характер. Недовольство проявляли не только крестьяне, разночинная интеллигенция, но и господствующий класс — довольно широкие слои буржуазии и либерального дворянства. Они требовали дальнейших реформ госаппарата, суда, отмены цензуры. Наконец, они выдвигали требования привлечения их представителей к управлению государственными делами — создания представительных органов. Недовольна правительством была и масса дворян-крепостников. Они считали, что правительство ущемило их интересы проведением крестьянской реформы, и также выдвигали различные конституционные проекты, сформулированные, например, камергером Безобразовым, суть которых сводилась к неким политическим компенсациям дворянству за потерю крепостных, введению «аристократической» конституции, призванной усилить политическую власть и влияние аристократии. В верхушке царской бюрократии боролись две основные группировки: буржуазно-либеральная во главе с Великим князем Константином Николаевичем — братом Царя, занимавшим пост председателя Государственного Совета, и сторонников незыблемости самодержавия во главе с наследником престола, будущим Царем Александром III и его воспитателем и наставником обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевым. Столкновения этих группировок происходили при подготовке практически всех законопроектов о реформах. Однако наиболее резкими они были при обсуждении конституционных проектов. Первый такой проект был подготовлен министром внутренних дел П.А.Валуевым еще в 1863 г.. Суть его сводилась к образованию при Государственном Совете съезда государственных гласных, состоявших из выборных от всех частей Империи (кроме Польши и Финляндии): по 1-3 человека от губернских земских собраний, по 3 — от Петербурга и Москвы и по 1 — от 12 крупных городов. Кроме выборных, в состав съезда должны были войти и лица, назначаемые правительством, а также представители высшего духовенства; общая численность назначаемых членов съезда должна была составлять 1/5 от всех выборных. Предполагалось, что этот съезд будет рассматривать бюджет, сметы, а также вопросы, решение которых связано с изучением новых законов, уставов или изменением действующих актов. После съезда все эти вопросы должны были направляться в общее собрание Государственного Совета, состоявшее из назначенных Царем членов, но с участием избранных съездом 16 гласных. Хотя в проекте Валуева и предусматривалось создание своеобразной двухпалатной представительной системы, однако сам Государственный Совет был лишь законосовещательным органом, его решения носили характер рекомендаций и нисколько не ограничивали самодержавной власти Императора. 7 декабря 1863 г. Царь отверг проект Валуева. В апреле 1866 г. новый проект выдвинул Великий князь Константин Николаевич. Его идея заключалась в создании при Государственном Совете двух съездов гласных: земского (избранного губернскими земскими собраниями) и дворянского (избранного губернскими дворянскими собраниями). По существу, это было в какой-то мере повторением проекта Валуева, только в еще более ограниченном варианте, так как, во-первых, вводилось сословное дворянское представительство, а во-вторых, съезды гласных должны были заниматься лишь разбором жалоб и ходатайств местных органов самоуправления и вопросами местной хозяйственной жизни. Но и этот проект был отклонен Царем. Однако революционная ситуация в конце 70-х - начале 80-х годов заставила правительство вернуться к этим проектам и поставить их на официальное обсуждение в Особом совещании под председательством Царя. Совещание 29 января 1880 г. отвергло оба проекта, хотя они и не представляли собой конституции в полном смысле слова. Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. привел к диктатуре М.Т.Лорис-Меликова, ставшего начальником Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями. Популярный генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., он хорошо понимал, что одними репрессиями укрепить самодержавие невозможно. Поэтому он проводил, с одной стороны, политику беспощадных репрессий в отношении террористов, а с другой - старался привлечь на свою сторону либеральное дворянство и буржуазию обещаниями конституции. В январе 1881 г. Лорис-Медиков подал Александру II записку с проектом, который вошел в историю как «конституция Лорис-Меликова». Лорис-Медиков предлагал создать две временные подготовительные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии должны были войти наряду с чиновниками выборные депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями (по 2 от губернии) и городскими думами (от крупных городов). Предлагалось также дополнить Государственный Совет 10-15 выборными представителями общественности. При всей скромности и ограниченности этого проекта он все же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип - принцип народного представительства. Преобразованный Государственный Совет становился как бы зародышем будущего парламента, а сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы. Александр II в общих чертах одобрил проект М.Т.Лорис-Меликова. Он даже утвердил проект соответствующего «Правительственного сообщения». По иронии судьбы это произошло утром 1 марта 1881 г. В этот же день Александр II был убит террористами-народовольцами. Новый Царь Александр III долго колебался, а затем отверг «конституцию Лорис-Меликова». Новое правительство Александра III, из которого были изгнаны либерально настроенные министры (Лорис-Меликов, Милютин), взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и укрепление репрессивного аппарата. Непоследовательность реформ и деятельность революционно-террористических организаций (народников) привели в конце 70-х -начале 80-х годов к обострению социально-политической обстановки в стране. 1 марта 1881 г. народовольцами-террористами был убит Царь-реформатор Александр II, который собирался продолжить либеральные реформы. После этого новый Царь Александр III стал на путь контрреформ. Был издан ряд актов, усиливавших власть МВД и полиции. Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие Положения об усиленной и чрезвычайной охране (1881 г.). В дополнение к нему в 1892 г. принимается Закон о военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосе в условиях войны. Однако этот закон предусматривал возможность объявления военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Власть в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военному командованию и на гражданских лиц распространялась юрисдикция военно-полевых судов. В отношении крестьянства наряду с прекращением временнообязанного состояния, некоторым снижением выкупных платежей, заменой подушной подати поземельным налогом и отменой соляного налога проводилась линия на усиление патриархальных начал в крестьянской семье. Закон 1886 г. устанавливал, что длясемейного раздела (выделения взрослых детей) требовалось согласие главы семьи и решение сельского схода, принятое квалифицированным большинством в две трети голосов. Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института земских участковых начальников. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения, и одновременно отменялись мировые суды. В 1889 г. с введением института земских начальников правительство отчасти восстанавливало помещичью власть над крестьянами. Земская контрреформа 1890 г. и городская контрреформа 1892 г. повышали имущественный ценз и приводили к господству дворян и крупной буржуазии в органах местного самоуправления. В судебной области произошла ликвидация мировых судов во многих уездах, сужалась компетенция суда присяжных, значительная категория дел передавалась в подсудность военно-полевой юстиции. Источники права. На основе материалов кодификаций, проведенных в дореформенный период, были изданы второе и третье Полное собрание законов. В него вошла значительная часть нового пореформенного законодательства. Такие же новеллы включались в Свод законов. В ограниченном виде применялись нормы обычного права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торгово-промышленной деятельности. С 1863 г. под контролем Сената издается периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства. В него входили уставы акционерных обществ, кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика. Толкование законов и решение юридических коллизий находились в ведении Сената. Разъяснения Сенатастали обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные Императором, приобретали статус законов. Правовое регулирование экономикиосуществлялось набором правовых норм из различных отраслей права. В пореформенный период в России происходил быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности. В 1870 г. в Петербурге состоялся торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства. В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Вначале оно применялось к государству, монастырям, учебным заведениям. Развитие товарно-денежных отношений выдвинуло на первый план купеческие, промышленные организации, товарищества, акционерные общества. Правоспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятельности: соответствие мог устанавливать Сенат, предписывающий санкции против нарушителей. Закон разделял все юридические лицана публичные, частные, соединения лиц, учреждения. Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. (Особую группу недвижимостей составляли заповедные и майоратные земли. Заповедные земли могли принадлежать только потомственным дворянам и иметь соответствующие размеры; они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не распространялись сроки давности, они не могли дробиться; с 1899 г. появилась новая категория недвижимости — временнозаповедные земли.) Закон давал определение собственности:«Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно». Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в десять лет. Практика также знала ряд ограничений,налагаемых на право собственности. Прежде всего, это были сервитуты («право участия общего», или личные сервитуты). В 1895 г. крестьянским обществам было запрещено отдавать свои надельные земли в залог частным лицам, решением Сената 1895 г. было определено, что усадебная оседлость является не личной, а мирской собственностью. При отсутствии завещания супруги получали седьмую долю, сестры при братьях — четырнадцатую часть недвижимого и восьмую часть движимого имущества. Усыновленные наследники получали только благоприобретенное имущество, незаконнорожденные вовсе устранялись от наследства. Ближайшие родственники устраняли от наследства последующих, (нисходящие — боковых, первые нисходящие (дети) - вторых (внуков). Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю — лица, приписанные к сельскому обществу. К наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети. Дочери допускались к наследству в равной степени, если выходили замуж за примака и жених входил в семью невесты. Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. В 1886 г. законодатель существенно ограничил разделы крестьянских хозяйств. Церковь осуждала смешанные браки и браки, заключенные без согласия родителей (по жалобе родителей непослушных детей можно было подвергнуть тюремному заключению, лишению наследства). До 1904 г, сохранялось наказание за прелюбодеяние — осуждение на безбрачие. Основаниями для возникновения обязательствслужили: договор, «как бы договор» (промежуточная форма), правонарушение, «как бы правонарушение», «прочие факты». Практика и закон знали большое число договоров: подряда и поставки, казенного подряда, имущественного найма (допускалась аренда предприятий на срок до 36 лет), займа и ссуды (допускалась шестипроцентная ссуда), товарищества (полного, на вере, на паях). В 1870 г. принимается положение об акционерных компаниях, о страховании, личном найме (правила, регулирующие этот договор, были разбросаны по разным актам), доверенности или поручительстве. Обеспечение обязательствосуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства. Специфическими договорами, известными русскому праву, были договор запродажи и мировая сделка. Договоры могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием «у крепостных дел» или «у дел маклерских», домашним порядком. Развитие «хозяйственного» права столкнулось с рядом анахронизмов: сохранялось трехлетнее право выкупа недвижимости, были изъяты из оборота (на них также не распространялось обложение по взысканиям) заповедные имения. Сохранялись майоратные имения (для западных губерний империи). Право разработки недр закреплялось за всей общиной, а не за отдельными лицами. Закон стремился преодолеть установленные ранее традиции и порядки: запрещались средневековая по своему характеру мена недвижимости и безвозмездные сделки с нею. Родовые недвижимости теряли свой сословно-дворянский характер: из них выделялись крестьянские наделы, на них строились фабрики и заводы. Формулируется понятие вечной собственности. Появляются новые виды договоров: комиссии, страхования, товарищества (новые виды его), издательский. В 1861 г. принимается положение «О найме рабочих для казенных и общественных работ». В 1870-1874 гг. разрабатывается проект закона о найме рабочей силы на новых принципах трудового права. В ходе контрреформ (в 1886 г.) издается особое положение о найме на сельские работы, включавшее некоторые архаичные элементы: заключение договора по особой форме (договорные листы выдавались волостными правлениями), использование полиции для розыска самовольно ушедших рабочих. В 1882, 1886 и 1897 гг. издаются новые законы о фабричных рабочих; в 1886 г. для регулирования фабричных порядков создаются специальные губернские присутствия. Быстро развивалось коммерческое законодательство. Издаются «Устав о промышленности заводской и фабричной»(регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый «Ремесленный устав»,типовые «Торговый устав» и «Биржевой устав», «Вексельный устав» и «Устав о торговой несостоятельности». Система уголовного правапореформенного периода строилась на основе «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»,новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2 тысяч составов преступлений). Разработка нового уголовного уложения объяснялась рядом существенных недостатков, содержавшихся в Своде законов. К ним относились: противоречия, формализация, неполнота, неопределенность санкций и отсутствие четкой иерархии наказаний. В 1866 г. делается попытка сочетать «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» с Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В редакции 1885 г. Уложение включает более широкий круг актов: законы об оскорблении Государя (1882 г.), о взрывчатых веществах (1882 г.), об отмене работных домов (1884 г.), об изменении паспортного устава (1885 г.), о рабочих и сельскохозяйственных работниках (1886 г.). Однако противоречия, различие организующих принципов и боязнь теоретических обобщений сохранились и в этой редакции. Кроме того, в нее проникает «принцип аналогии», дающий право суду дополнять закон в случаях пробелов в праве. В течение 20 лет разрабатывалось новое уголовное уложение (подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в этот период были также Уложение о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), Военно-уголовный кодекс(1875 г.), Военно-морской устав(1886 г.). Вплоть до 1903 г. применялись церковные наказания (покаяние, заточение в монастырь), оказавшие влияние на полицейский устав. Субъектом преступления до 1903 г. могли быть юридические лица, например, крестьянская община. Закон различал следующие категории преступлений: тяжкие преступления(за которые могли быть назначены смертная казнь, каторга, поселение); преступления (за которые могли назначаться заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом); проступки(за которые назначались арест, штраф). Закон предусматривал случаи, когда ответственность за убийство и иные преступления исключалась: когда совершивший деяние действовал во исполнение закона или приказа, с дозволения власти или осуществляя профессиональные обязанности, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны. Закон разделял умыселна предумышленный и внезапный, умышленные преступления— на совершенные хладнокровно или в состоянии аффекта. Практика Сената часто руководствовалась принципом объективного вменения:достаточно было факта преступления, хотя вина отсутствовала, для применения наказания. По Своду законов наказывалась неосторожная вина (на основании особых постановлений или по усмотрению суда при наличии особых обстоятельств). В Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями предусматривались наказания за неосторожные проступки и преступления, совершенные по небрежности. Покушение на преступление определялось как «действие, которым начинается приведение злого умысла в исполнение», и наказывалось только в случаях, предусмотренных в законе. Свод законов не делил покушения на стадии, но настаивал на уменьшении наказания за покушение в сравнении с законченным преступлением. Уложение 1885 г. подразделяет покушение на законченное и незаконченное и ставит наказание в зависимость от стадии покушения. Виды соучастия по Уложению 1885 г. делились на: скоп, включавший главных виновников и участников и образовывавшийся в момент совершения преступного действия; сговор, в котором участвовали зачинщики (интеллектуальные и физические), сообщники (участвующие и согласившиеся), подстрекатели, пособники; сговор мог быть на совершение нескольких преступлений, не все его участники являлись исполнителями, при сговоре ответственность наступала и за совершенные действия; шайка,состоящая из главных виновных, сообщников и пособников. По Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, соучастники делились на совершивших деяние, подстрекавших к нему и соучастников. Уложение 1885 г. наряду с соучастием знало понятие попустительства:сюда относились попустители, укрыватели и недоносители. Возрастной ценз для привлечения к уголовной ответственности определялся в семь лет. Наказания смягчались в применении к преступникам, не достигшим 18-летнего возраста. Наказанияделились на: главные(смертная казнь, поселение, заключение в исправительный дом, крепость, тюрьму, арест, штраф); дополнительные(лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, помещение в работный дом, конфискация имущества); заменяющие (принудительное лечение, опека). В Уложении 1885 г. предусматривалась смертная казнь через повешение. Каторга назначалась на срок от четырех до двадцати лет или бессрочно. Ссылкаимела 30 степеней: от года до четырех лет в разные районы страны (по степени удаленности от центра). Заключение в исправительный дом могло продолжаться от полутора до шести лет, тюремное заключение — от двух месяцев до двух лет, арест — от одного дня до шести месяцев. К уголовным и исправительным наказаниям (общим, особенным, дополнительным, главным) не относились меры полицейского воздействия. Уложение 1885 г. предусматривало ряд других мер: отдача под надзор, высылка за границу, запрещение жить в определенных местах, выговор, розги. Принятый в 1876 г. «Устав о пресечении преступлений»в значительной степени смешивал полицейскую власть с судебной, в практике такая тенденция была еще более очевидной. Так, в областях усиленной или чрезвычайной охраны арест, секвестр (приостановка хозяйственной деятельности, арест имущ
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |