Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочная карта №8. Тема: Постэмбриональное развитие позвоночных




Тема: Постэмбриональное развитие позвоночных.

Актуальность темы: Постэмбриональное развитие человека является наиболее важной областью биологии для медицинской практики Знания по регенерации и трансплантации являются базой для изучения таких медицинских дисциплин как микробиология, патологической анатомия, терапия, хирургия и др. Открывают большие перспективы для решения проблем со здоровьем человечества, одновременно создавая юридические и нравственно - этические проблемы.

Цель занятия:

1. Знать типы постэмбрионального периода развития животных, постнатальное развитие человека, старость как этап онтогенеза, смерть, законы Бера, Геккеля и Мюллера. Выявить роль факторов окружающей среды в онтогенезе.

2.Знать сущность регенерации, ее формы. Трансплантацию органов и тканей, проблемы иммунологической несовместимости.

3. Научиться систематизировать учебную информацию, применять для осознанного ведения здорового образа жизни.

Студент должен знать:

1. Типы постэмбрионального развития животных, биологический смысл развития с метаморфозами.

2. Старость это этап онтогенеза, характеристику процессов старения, продолжительность жизни, смерть. Роль факторов окружающей среды в онтогенезе. Закон Бэра и биогенетический закон.

3. Сущность регенерации, ее формы. Трансплантацию органов тканей, проблемы иммунологической несовместимости

Студент должен уметь:

1. Объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других животных и делать выводы и обобщении на основе сравнения и анализа.

2. Объяснять отрицательное влияние употребления наркотиков, алкоголя, никотина на онтогенез человека.

3. Зарисовать этапы постэмбрионального развития и делать обозначения, заполнять таблицы, правильно оформлять документацию.

4. Работать с наглядностью

 

Общее время: 135 мин.

Оснащение: набор таблиц, иллюстрации, макропрепараты членистоногих, дидактический материал.

Место проведения: Кабинет №9

Задание на самоподготовку.

 

№ п/п Вопросы для самоподготовки. Источники информации. Цель деятельности. Вопросы для самоконтроля.
1. Типы постэмбрионального развития животных. 1. «Биология» Захаров В. В.2004г.М. стр. 228-242. 2. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 134-144 Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и пропаганды валеологических знаний. 1. Что такое постэмбриональное развитие 2.У кого встречается непрямое развитие? 3.Чем полный метаморфоз отличается от неполного? Приведите примеры. 4.В чем биологический смысл развития с метаморфозом? 5.Дайте определение прямому развитию? Назовите периоды. 6.Какие организмы имеют прямое развитие? 7.Какие факторы оказывают влияние на рост?
2.   Постнатальное развитие человека           1.Что такое постнатальный период? 2.Назовите и охарактеризуйте периоды постнатального развития человека. 3.Чем ретардация отличается от акселерации? 4.Какие гормоны регулируют рост организма? 5.Что такое антропометрические показатели? 6.Чем биологический возраст отличается от календарного?
3. Старость как этап онтогенеза         1.Дайте определение старения. 2.Что такое старость? 3.Скакого момента начинается старение? 4.Какие теории старения вам известны? 5.Прявление признаков старения на клеточном и организменном уровне. 6.Какова видовая и средняя продолжительность жизни? 7.Какие факторы влияют на продолжительность жизни?
4. Роль факторов окружающей среды в развитии организма.         1.Перечислите факторы внутренней среды, влияющие на онтогенез. 2. Какие факторы внешней среды влияют на постэмбриональное развитие? Приведите примеры. 3.Что такое стресс? Какое значение он имеет? 4.Как вредные привычки влияют на развитие организма? Приведите примеры.
5. Регенерация и ее формы 1. «Биология» Захаров В. В.2004 М. стр. 242-249. 2. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 144-151 Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин. 1. Что такое регенерация? 2.Дайте определение физиологической регенерации. 3.Где она встречается? 4.Дайте определение репаротивной регенерации. 5.Как проявляется регенерационная гипертрофия? 6.Когда встречается компенсаторная заместительная гипертрофия? 7.Что происходит при внутриклеточной регенерации? 10.Какие организмы хорошо регенерируют? 11.Какие ткани у человека имеют высокие регенерационные свойства? 12.Чем морфоллаксис отличается от эпиморфоза?
8. Трансплантация органов и тканей, виды.         1.Дайте определение трансплантации. 2.Назовите виды трансплантации, приведите примеры. 3.Чем реципиент отличается от донора? 4.Когда применяется трансплантация? 5.Значение трансплантации?
9.   Иммунитет, проблемы иммунологической несовместимости.     1.Дайте определение иммунитета. 2.Чем гуморальный иммунитет отличается от клеточного? 3.В чем отличие инфекционного иммунитета от неинфекционного? 4.Кто такой антиген? 5.Как проявляются иммунные реакции? 6.В каких случаях трансплантант не вызывает иммунных реакций? 7.Что такое неспецифическая иммунорепрессия? 8.Какие не медицинские проблемы трансплантации вам известны?

 

Самостоятельная работа студентов

№ п/п Название Описание Цель Время
  1.   Изучите постэмбриональное развитие. Задание №1. 1.Рассмотрите таблицы и макропрепараты с постэмбриональным развитием различных типов животных.   2.Запишите один из примеров непрямого развития с метаморфозом. Поясните процессы, протекающие в постэмбриональном развитии.   Выработать умение различать различные стадии метаморфоза для систематизации знаний.   10'
  2.   Изучите постнатальное развитие человека. Задание №2. 1.Изучите информацию в учебнике «Биология» и приложении. Заполните таблицу: «Постнатальное развитие человека»
Период   Возраст Изменения в развитии
     
     

 

  Формирование умений работы с учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по онтогенезу человека, заполнение таблицы.   15'
  3.     4.     5.   Изучите старость как этап онтогенеза.   Изучите закон Бэра и биогенетический закон.   Изучите роль факторов окружающей среды в онтогенезе. Задание №3. 1.Изучите информацию в учебнике «Биология» и приложении. Запишите определение термина - старение.   2.Заполните таблицу: «Признаки старения»  
Система органов   Возрастные изменения
   
   

Задание №4

1.Рассмотрите приложение и готовые микропрепараты зародышей позвоночных, обратите внимание на зародышевое сходство и на эмбриональную дивергенцию признаков у разных классов, родов и видов.

 

2.изучите на плакате зародышей позвоночных, сделайте пояснения.

 

3.Выпишите в дневник закон К.Бэра и закон Э. Геккеля и Ф.Мюллера.

 

Задание №5

1.Пользуясь учебником «Биологии» В.Б.Захарова стр. 238-242, выпишите в дневник термин – гомеостаз.

 

2.Охарактеризуйте факторы окружающей среды, оказывающие влияние на развитие организма. Приведите примеры.

 

3.Выпишите, какие изменения в онтогенезе вызывают вредные привычки.

  Формирование умений работы с учебной литературой и документацией. Для систематизации и обобщения знаний, заполнение таблицы     Развить умение микроскопировать для осознания и систематизации знаний.   Развивать умение работы с учебной литературой, для осознания и осмысления знаний, чтобы применить в будущей профессиональной деятельности   15'      
  6.   Изучите регенерацию Задание №6. 1.Изучите учебник и приложение. Запишите определение регенерации и ее видов в дневник. 2.Заполните таблицу: «Репаративная регенерация»
Вид регенерации Примеры  
Регенерационная гипертрофия Компенсаторная гипертрофия Морфоллаксис Эпиморфоз  

 

  Формирование умений работы с учебной литературой и документацией. Для систематизации и обобщения знаний по регенерации, заполнение таблицы   15'
  7.   Изучите трансплантацию Задание №7. 1.Изучите учебник и приложение. Запишите в дневник определение трансплантации. 2.Заполните таблицу: «Виды трансплантации»   Вид трансплантации! Примеры 1.Аутотрансплантация 2.Гомотрансплантация (аллогенная) 3.Гетеротрансплантация (ксеногенная) Развить умение работы с учебной литературой для осознания и осмысления знаний по трансплантации, заполнение таблицы.     10'
  8.   Изучите иммунитет и проблемы иммунологической несовместимости Задание №8 1.Изучите учебник и приложение. Запишите определение иммунитета и его видов.   Развить умение работы с учебной литературой и документацией. Для систематизации и обобщения знаний по иммунитету.     5'

 

Методическая разработка по Биологии для студентов к практическому занятию №1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.