Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочная карта №1




Тема: Законы генетики, установленные Г.Менделем. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Актуальность темы: Одной из основных задач медицины является прогнозирование степени риска проявления наследственной патологии у детей. Для этого необходимо умение составлять схемы наследования признаков у человека и рассчитывать вероятность проявления их в потомстве. Умение составлять генетические схемы наследования и рассчитывать вероятность проявления сцепленных (полно, неполно, с полом) признаков у потомков необходимо для прогнозирования развития нормальных и патологических признаков. Эти знания являются базой при изучении ряда медицинских дисциплин.

Цель занятия:

1. На основании знаний основных законов Менделя уметь прогнозировать проявление нормальных и патологических признаков в потомстве. На основании знаний генетики пола, сцепленного с полом наследования, закона Моргана прогнозировать наследование признаков у человека и других организмов при полном и неполном сцеплении генов нормальных и патологических признаков в потомстве.

2. Выявить роль хромосом в передаче наследственности. Различать аутосомы и половые хромосомы в кариотипе человека и мухи дрозофилы хромосом.

3. Научиться, самостоятельно работать с учебным материалом, обобщать и систематизировать учебную информацию, применять для осознанного ведения здорового образа жизни.

Студент должен знать:

1.Основные понятия генетики. Законы Менделя. Закономерности наследования признаков.

З.Хромосомную теорию. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

2.Генетическое определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Студент должен уметь:

1.Работать с дидактическим материалом.

2.Выписывать типы гамет, условия задач.

3.Решать генетические задачи.

Общее время: 180 мин.

Оснащение: набор таблиц по законам Менделя, «Генетическая карта», «Наследование пола у мух дрозофил», «Взаимодействие генов», «Кариотипы» и т.д., иллюстрации, дидактический материал, динамическое пособие «Законы Менделя», дидактический материал.

Место проведения: Кабинет №9

 

Задание на самоподготовку.

№ п/п Вопросы для самоподготовки. Источники информации. Цель деятельности. Вопросы для самоконтроля.
1. Понятие о генетике ее методы. 1. «Биология» Захаров В. В.2004г.М. стр. 250-286 2. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 151-183 Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и практической деятельности. 1. Что такое генетика? 2.Дайте определение наследственности. Приведите примеры. 3.Как проявляется такое свойство живых как изменчивость? 4.Евгеника, что это? 5.Какие методы изучения генетики вам известны?
2.   История развития генетики.           1.Кто является родоначальником генетики, почему? 2.Назовите и охарактеризуйте периоды развития генетики. 3.Чем известен, Бэтсон? 4.Какие причины появления генетики в 1900 году? 5.Кто такой Т.Морган? 6.Чем знаменовался трений период развития генетики?
3. Генетическая терминология и символика.         1.Дайте определение признака. 2.Что такое ген? 3.В чем особенность аллельных генов? 4.Какие определения генотипа вам известны? 5.Что такое фенотип, феном? 6.Какие признаки считаются доминантными и рецессивными? 7.Как обозначаются гомозиготные и гетерозиготные организмы? 8.Приведите примеры известных вам генофондов.
4. Законы генетики, установленные Г.Менделем.         1.Поясните, что такое гибридологический метод? 2.Приведите примеры моногибридного скрещивания? 3.Как вывел свой первый закон Г.Мендель? 4..О чем этот закон? 5.Что такое закон расщепления? 6.Какой закон подтверждает гипотезу чистоты гамет, что она утверждает? 7.Какие вопросы решает анализирующее скрещивание? 8.Чем дигибридное скрещивание отличается от моногибридного? 9.Что гласит закон независимого комбинирования? 10.Как он был доказан?
5. Сцепленное наследование признаков. 1. «Биология» Захаров В. В.2004г.М. стр. 282-300 2. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 167-195 Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и практической деятельности. 1. Что называют законом Моргана? 2.Приведите доказательства этого закона. Приведите примеры. 3.Каким образом сцепление может быть полным и неполным? 4.В чем выражаются морганиды? 5.Где и когда происходит кроссинговер?
6.   Взаимодействие аллельных и неаллельных генов           1.Как взаимодействуют аллельные гены? 2.Назовите определение полного доминирования и охарактеризуйте. 3.Чем неполное доминирование отличается от полного? 4.Приведите примеры промежуточного наследования? 5.Что такое кодоминирование? 6.Чем проявляется сверхдоминирование? 7. Назовите виды взаимодействия неаллельных генов. 8. Что такое кооперация? Охарактеризуйте, приведите примеры. 9. Чем от кооперации отличается комплементарность? 10.Как проявляется эпистаз? 11.В чем особенность полимерии? Какие признаки так наследуются? 12.Дайте определение Плейотропии. 13.Как проявляется синдром Морфана? 14.Что такое пенетрантность?
8. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.       1.Дайте определение аутосом и половых хромосом. 2.Что такое гомогаметный и гетерогаметный пол? 3.Какие типы наследовании пола вам известны, приведите примеры? 4.Когда определяется пол у человека? 5.Какая половая хромосома у человека доминантна? 6.Что такое синдром Мориса? 7.Что называют наследованием, сцепленным с полом? 8.Какие признаки человека наследуются сцеплено с полом? 9.Какие признаки ограниченны полом и зависимы от него? 10.Каковы особенности сцепленного с полом наследования признаков? Приведите примеры признаков.
9. Молекулярные основы наследственности.     1Что такое ядерное наследование? 2.Назовите три уровня наследственного материала. 3.Дайте определение гена. 4.Каково строение гена? 5.Какие свойства имеет ген? 6.Сколько хромосом и генов в геноме и кариотипе человека? 7.Что такое цитоплазматическое наследование? 8.Чем оно отличается от ядерного наследования признаков? 9.Как оно наследуется? 10.Какие признаки наследуются цитоплазматически?

Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п Название Описание Цель Время
  1.   Изучите законы Менделя. Задание №1. 1.Рассмотрите приложения и таблицы «Моногибридное скрещивание» и «Дигибридное скрещивание».   2. Запишите в дневник формулировку 1,2,3 законов Менделя.   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по законам Менделя.   10'
  2.   Изучите образование гамет при моно-, ди- и полигибридном скрещивании. Задание №2. 1.Изучите информацию в учебнике «Биология» В.Б. Захарова стр.195 и приложении.   2. Сколько типов гамет и какие образует особь: а)гомозиготная по доминантному гену; б)гомозиготная по рецессивному гену; в) гетерозиготная? Запишите в дневник.   Формирование умений работы с учебной литературой, выполнение заданий для систематизации и обобщения знаний по наследованию признаков.   10'
  3.     Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу родителей. Моногибридное и дигибридное скрещивание.     Задание №3. 1.Изучите информацию в учебнике «Биология» В.Б.Захарова стр.196-197 и приложении.   2.Запишите решение задач. Решите задачи: 1) Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, если отец гетерозиготен, а мать не страдает миплегией.   2) Одна из форм гемеролопии (неспособности видеть в сумерках) наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей, страдающих гемеролопией от гетерозиготных больных родителей?   3) Решите задачи в приложении № 1,2. Запишите в дневник.   3.Решите задачу на определение фенотипа и генотипа детей по генотипу родителей и генотипа родителей:   1)У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карие глаза над голубыми. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов этой семьи.   2) решите задачи в приложении №5,6. Запишите в дневник.     Формирование умений работы с учебной литературой и документацией. Выработать умение применять и проверять знания, по моногибридному скрещиванию, решая задачи и дигибридному скрещиванию, решая задачи.     40'  

 

  4.   Изучите нормальный кариотип Задание №4. 1.Рассмотрите приложения и таблицы «Кариотипы» и «Наследование пола у мух дрозофил» кариотип мухи дрозофилы и кариотип человека. Сосчитайте число хромосом и определите четное оно или нечетное. Затем рассмотрите отдельные хромосомы. Увидите, что их размер и форма неодинаковы. Каждая хромосома определенного типа имеет гомологичную себе пару, найдите метациклические, субметациклические и акроциклические хромосомы. Попробуйте сосчитать количество хромосом каждого типа.   2.Рассмотрите геном человека, «Биология» В.Б. Ярыгина стр.128 рис. 3.53. Найдите мета-, субмета- и акроциклические хромосомы, на рисунке найдите: 1) хромотиды; 2) центромеры; 3) плечи.     Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по молекулярным основам наследственности.   10'
  5.   Изучите взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Задание №5. 1.Изучите информацию в учебнике «Биология» В.Б. Захарова стр.292-298 и приложении.   2.Выпишите в дневник, определения форм взаимодействия генов.   3.Решите задачу на взаимодействие неаллельных генов.   Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, то есть цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе. Если негритянка (ААВВ) и белый мужчина (аавв) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей с черной, темной, смуглой и белой кожей? Если ААВВ- черная кожа, АаВВ, ААВв- темная кожа, АаВв, ААвв, ааВВ- смуглая кожа, аавв - белая кожа.   Формирование умений работы с учебной литературой, выполнение заданий для систематизации и обобщения знаний по взаимодействию аллельных и неаллельных генов. Выработать умение применять и проверять знания, по взаимодействию генов, решая задачи.     20'
6.     Решение задач по сцеплению с полом       Задание №6 1.Решите задачу по наследованию, сцепленному с полом:   Рахит устойчивый к витамину Д (гипофосфатемия), -наследственная болезнь, обусловленная доминантным геном, находящимся в Х – хромосоме. В семье, где отец страдает этим заболеванием, а мать здорова, растут 3 дочери, и три сына. Сколько среди них больных? Решение запишите в дневник.   2.Решите задачи в приложении стр. 196 задание №З задачи №3,4,8. Запишите в дневник.     Формирование умений работы с учебной литературой и документацией. Выработать умение применять и проверять знания, по наследованию признаков сцепленных с полом, решая задачи.       30'  

Методическая разработка по Биологии для студентов к практическому занятию №2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.