Актуальность темы: Изучение закономерностей эмбрионального развития на примере развития зародышей позвоночных помогает понять сложные механизмы эмбриогенеза у человека. Знания по эмбриональному развитию позвоночных являются базой при изучении нормальной и патологической анатомии, физиологии, акушерства, гинекологии, педиатрии и др.
Цель занятия:
1. Знать общие закономерности развития зародыша на примере зародышей хордовых.
2. Научиться, самостоятельно работать с дидактическим материалом.
3. Научиться обобщать, сравнивать и систематизировать учебную информацию.
Студент должен знать:
1. Сущность онтогенеза, основные этапы эмбрионального развития, зародышевые листки, развитие эмбриона, зародышевые оболочки.
2.Основные аномалии развития, часто встречающиеся наследственные и ненаследственные уродства.
2. Зарисовывать периоды эмбрионального развития и делать обозначения, заполнять таблицы, правильно оформлять документацию.
3. Работать с наглядностью. Называть тератогенные факторы
Общее время: 180 мин.
Оснащение: микроскопы, набор микропрепаратов по стадиям эмбриогенеза, таблицы, иллюстрации.
Место проведения: Кабинет №9.
Задание на самоподготовку.
№
п/п
Вопросы для самоподготовки.
Источники информации.
Цель деятельности.
Вопросы для самоконтроля.
1.
Понятие об онтогенезе. Эмбриональное развитие, его периоды.
1. «Биология» Захаров В. В.2004 г. М. стр. 214-227.
2. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006г. стр. 118-134.
Знать, чтобы использовать в жизнедеятельности и для изучения медицинских дисциплин.
1. Что такое индивидуальное развитие?
2.Какие процессы предшествуют зарождению?
3.Назовите периоды онтогенеза.
4.Что такое эмбриональное развитие?
5. Назовите стадии эмбрионального развития, какие процессы происходит в это время?
6.Охарактеризуйте период дробления, гаструляции и органогенеза.
7.Что такое морула? Гаструла?
8.В какой период появляется нейрула?
9.Когда происходит дифференцировка?
10.Что такое эмбриональная индукция?
11. Когда у человека начинается фетальный период? В какие сроки наиболее вероятно появление уродов.
1.Когда появляются зародышевые листки?
2.Какие зародышевые листки образуются в ходе эмбриогенеза?
3.Назовите производные зародышевых листков.
1.Что такое зародышевые оболочки?
2.Какие зародышевые оболочки вы знаете?
3.Перечислите функции каждой зародышевой оболочки.
1.Где происходит оплодотворение у человека?
2.Как долго идет дробление?
3.Что такое имплантация?
4.Когда происходит гаструляция?
5.Когда завершается органогенез?
6.Сколько времени уходит на антенатальное развитие?
1.Когда происходит разделение зародыша у однояйцовых близнецов?
2.Чем они отличаются от разнояйцовых?
3.У каких близнецов общий амнион?
4.В чем риск многоплодной беременности
1.Что такое аномалия и порок развития?
2.Назовите причины данной патологии.
3. Какие тератогенные факторы вам известны?
4.Классифицируйте пороки и аномалии по системам органов?
5. По времени возникновения.
6.Назовите периоды эмбриогенеза наиболее опасные в плане нарушения эмбрионального развития.
7.Какие вредные привычки могут повлиять на развитие человека?
3.
Зародышевые оболочки.
4.
Рост и развитие человеческого эмбриона.
5.
Близнецы одно и разнояйцовые.
6.
Аномалии и пороки развития, их причины и виды.
Самостоятельная работа студентов
№
п/п
Название
Описание
Цель
Время
1.
Изучите общие закономерности развития зародыша на примере зародышей хордовых.
Задание №1.
1.Изучите этапы эмбриогенеза по таблицам, иллюстрациям и микропрепаратам.
А. Проследите этапы дробления, обратите внимание на примерно равную величину бластомеров. Зарисуйте, сделайте обозначения
Б. На стадии бластулы научитесь различать основные части бластулы. Найдите бластодерму – стенку и бластоцель. Зарисуйте бластулу, на рисунке обозначьте: 1)бластодерму; 2)бластоцель.
В. Гаструла имеет вид двустенной чаши с наружным (эктодермальным) и внутренним (эктодермальным) листками с широко зияющим бластопором, ведущим в бластоцель. Бластопор ограничен дорсальной, вентральной и боковыми губами. Найдите на рисунках гаструлы эктодерму, энтодерму, бластопор, ограниченный губами, и первичную полость тела – гастроцель. Зарисуйте гаструлу, обозначьте: 1)эктодерму; 2)эктодерму; 3) бластопор; 4)гастроцель.
Г. Рассмотрите, стадию нейрулы под эктодермой на спинной стороне локализуется нервная трубка, под которой проходит плотный тяж клеток – хорда. Симметрично по бокам от них располагаются сомиты, образующиеся из дорсальной мезодермы. Вентральная мезодерма, превращающаяся в спланхнотом, расщеплена на два листка-париетальный и висцеральный, которые ограничивают целомическую полость. Зарисуйте стадию нейрулы, обозначьте: 1) эктодерму; 2) нервную трубку; 3) хорду; 4) мезодерму; 5) эктодерму.
2. Охарактеризуйте процессы, протекающие во время эмбриогенеза.
Выработать умение микроскопировать и зарисовывать различные стадии эмбриогенеза для обобщения и систематизации знаний.
50'
2.
Изучите производные зародышевых листков.
Задание №2.
1.Выпишите в дневник определение зародышевых листков.
2.Заполните таблицу «Дифференцировка зародышевых листков»
Зародышевый листок! Производные
Эктодерма
Мезодерма
Энтодерма
Формирование умений работы с учебной литературой и документацией. Для систематизации и обобщения знаний по органогенезу, заполнение таблицы
20'
3.
4.
Изучите близнецов.
Изучите аномалии и пороки развития.
Задание №3.
1.Запишите определение однояйцовых и разнояйцовых близнецов.
2.Охарактеризуйте ОБ и РБ, назовите причины появления близнецов.
Задание №4
1.Запишите в дневник определение аномалий. Приведите примеры.
2.Запишите определение пороков развития. Приведите примеры часто встречающихся пороков по системам органов.
3.Выпишите таратогенные факторы. Рассмотрите иллюстрации. Охарактеризуйте влияние вредных привычек на организм и потомство.
Выработать навыки работы с учебной литературой, для систематизации знаний.
Развивать умение работы с учебной литературой, для осознания и осмысления знаний, чтобы применить в будущей профессиональной деятельности.
15'
Методическая разработка по Биологии для студентов к практическому занятию №7
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление