Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые декреты Советского правительства по народному образованию




ТЕМА 3.12. Строительство советской системы образования и разработка её теоретических основ в 1917 – 1945 гг.

Серьёзные преобразования в области народного образования начали осуществляться большевиками с первых месяцев после их прихода к власти – 7 ноября (25 октября) 1917 года. Декретом от 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению. Под руководством первого народного комиссара (наркома) по просвещению Анатолия Васильевича Луначарского комиссия начала разрабатывать новую систему народного образования, в основу которой были положены разработанные еще до октябрьской революции принципы: общедоступность школы всех ступеней; светский характер обучения; учет местных и национальных особенностей в содержании и характере учебно-воспитательного процесса; демократический характер образования и др.

11 декабря 1917 года было принято постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в распоряжение Народного Комиссариата по просвещению», согласно которому все учебно-воспитательные учреждения из ведомства Синода передавались в ведение Наркомпроса, и в них не допускалось преподавание каких-либо религиозных вероучений. Светский характер советской школы был закреплен декретом Совета народных комиссаров (СНК) «О свободе совести, церковных и религиозных объединениях» (декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви), который был утвержден 20 января 1918 года.

Централизация в управлении образованием была соединена с демократическими основами её организации на местах через губернские, уездные и волостные отделы народного образования, которые были созданы при исполнительных комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов. До этого в стране уже были ликвидированы существовавшие ранее учебные округа, дирекции народных училищ, попечительства и т.п.

В мае 1918 года в РСФСР было введено совместное обучение детей и молодёжи обоего пола; в октябре – новая орфография. В июле 1918 года состоялся I Всероссийский учительский съезд, а к осени завершилась разработка основ новой школьной системы, одобренной I Всероссийским съездом по просвещению (25 августа – 4 сентября 1918 г.). Вместо различных типов дореволюционных общеобразовательных школ была провозглашена единая девятилетняя средняя общеобразовательная школа с двумя ступенями: I ступень – 5 лет и II ступень – 4 года обучения. Советская школа вступила в период дальнейшей реорганизации и совершенствования, который был тесно связан с восстановлением народного хозяйства и последующей индустриализацией. Аналогичное реформирование было произведено и в других республиках, в Беларуси 24 марта 1919 года на основе декрета СНК Литвы и Беларуси «О реорганизации школьного дела».

Структура, характер, целенаправленность новой советской школы, научно-педагогические принципы учебно-воспитательной работы определялись двумя основополагающими документами, разработанными Государственной комиссией по просвещению под руководством А.В.Луначарского, Н.К. Крупской, П.Н. Лепешинского и утвержденными в сентябре – октябре 1918 года: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» («Декларация о единой трудовой школе»). В данных документах были определены следующие принципы: связь школы с государственной политикой; общедоступной обучения; бесплатное обучение на всех ступенях; учет интересов и потребностей детей в вопросах содержания и методики обучения; активность и самодеятельность; творчество и научность; связь обучения с жизнью, с производительным трудом. Рекомендовались прогрессивные методы обучения и воспитания, большое внимание уделялось всестороннему развитию учащихся




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 4869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.