Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реорганизация начальной ступени обучения. Создание межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), школ-комплексов




60 – 80-е годы в Советском Союзе были определены как этап «развитого социализма и постепенного перехода к коммунизму», характерной особенностью которого в культурно-духовной сфере считалось складывание все более благоприятных условий для всестороннего развития личности, равноправие всех народов и наций в области получения образования.

Так в «Программе построения коммунизма», принятой XXII съездом КПСС (1961), были очерчены перспективы развития советской школы и педагогической науки на ближайшее десятилетие. В числе их поставлены такие грандиозные просветительские задачи, как осуществление обязательного среднего образования детей школьного возраста, переход общеобразовательной школы на новое содержание обучения, соответствующее усовершенствование методики учебно-воспитательного процесса. Для решения данных задач была разработана широкая программа строительства школ, открытия пришкольных интернатов, школ и групп продленного дня, внеклассных культурно-просветительских учреждений, создание учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, применение в школах ТСО и др.

Процесс перехода к всеобщему среднему образованию осуществлялся поэтапно и был отражен в решениях нескольких партийных съездов, начиная с XXII и заканчивая XXV (1976) съездом, на котором уже констатировалось в целом осуществление намеченной программы.

В эти годы был принят ряд постановлений партии и правительства о школе, определяющих конкретные цели и меры по их достижению: «О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы» (1966); «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972); «О дальнейшем усовершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977); «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ» (1977); «О мерах укрепления государственной поддержки семьям, воспитывающим детей» (1981) и др.

Постановления были призваны стимулировать укрепление материально-технической базы школ, усовершенствование системы образования, оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Так согласно постановлению 1966 года «О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы» параллельно с переходом на новое содержание образования вводились факультативные занятия по физико-математическим, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, открывались 9 – 10-е классы с углубленным изучением отдельных предметов. К среднему звену общеобразовательной школы был присоединен 4-й класс, и таким образом, начальная школа перешла на трехлетний срок обучения.

Изменения в структуре и организационных основах школы были определены в новом Уставе средней общеобразовательной школы (1970), которым было узаконено право продолжения учебы выпускниками 8-х классов в 9 – 10-х классах, в средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах, в вечерних школах рабочей и сельской молодежи. Новая система образования была закреплена «Основами законодательства Союза СССР и союзных республик о народном образовании» (1977), которое узаконило право граждан СССР на всеобщее обязательное среднее образование и предоставило возможности для реализации этого права.

На XXV съезде КПСС было констатировано успешное завершение перехода к всеобщему среднему образованию: в 1975 году 97 % молодых людей, которые окончили 2 – 3 года назад восьмилетнюю школу, получили среднее образование. В свете решения съезда и положения Конституции 1977 года о развитии всеобщего обязательного среднего образования, об усовершенствовании учебно-воспитательного процесса в направлении подготовки всесторонне развитых людей, укреплении основ трудовой политехнической школы было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем усовершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977). Практическое значение принятого постановления заключалось в изменении учебных планов и программ в сторону расширения удельного веса трудового обучения. В связи с этим на предприятиях создавались учебные цеха, расширялась сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) и мастерских, организовывались ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, школьные лесничества и другие трудовые объединения школьников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.