КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 3.13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 гг
3.13.1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений. Военные события и связанная с ними оккупация значительной части СССР тяжело отразились на общем состоянии советской школы, затормозив решение поставленных в предвоенный период задач. Так на территории РСФСР было разрушено около 20 000 школьных зданий, в Украине – 8104, в Беларуси – 6808, в Литве – 682. Общий урон, нанесенный Республике Беларусь, составил 2,5 млрд. рублей. Значительные трудности были вызваны, во-первых, сокращением общего фонда школьных зданий в связи с приспосабливанием их под госпитали, казармы, военные заводы; во-вторых, материально-техническое обеспечение школ, издание учебников, пособий; в-третьих, серьёзной проблемой стало обеспечение школ педагогическими кадрами. Особенно остро вставали эти проблемы на оккупированных территориях, так как дополнялись «школьной политикой» Германии, направленной на сознательное физическое уничтожение советской интеллигенции. В результате, на оккупированных территориях осталось после их освобождения всего 47 % от общего числа учителей, работавших перед войной. Великая Отечественная война вызвала коренные изменения в условиях и содержании работы школ, значительно расширила их функции и поставила перед новыми сложными задачами. В частности, школы взяли на себя заботу об эвакуации детей, нормализации их быта и питания, о повседневном педагогическом контроле за воспитанием детей, оторванных от родителей. Кроме того школы стали центрами, которые организовывали учащихся на строительство оборонных сооружений, на оказание помощи фронту и тылу путем участия школьников в сельскохозяйственных и работах и производственной деятельности. Однако основной функцией школы оставалось выполнение Закона о всеобщем обучении, сохранение её общеобразовательного характера, который выражался в глубоком усвоении основ наук, в идейно-политическом и нравственном воспитании детей. Война не только сорвала повсеместное его осуществление, но и усложнила даже решение задачи начального всеобуча. Уже в первые месяцы войны Наркомпрос дал указание о подготовке и своевременном начале учебного года, об уточнении количества детей школьного возраста, о приёме в школы эвакуированных учащихся, об организации для них пришкольных интернатов и мн. др. Особые типы советских школ сложились в зонах немецкой оккупации. Например,в Белорусской ССР было организовано подпольное обучение в частных домах, квартирах, позднее под контролем партизан; в зонах дислокации партизанских отрядов – так называемые «лесные школы». В основном, они были начальными и работали, как правило, в летние и весенние месяцы. Размещались в крестьянских домах, землянках, а иногда даже под навесами на открытых площадках. Деятельность партизанских школ в Беларуси имела очень большое значение. Они являлись противопоставлением официальным белорусским школам, которые открывались немцами по распоряжению генерального комиссара Беларуси гауляйтера Кубе с осени 1941 года. Существовали школы и в осаждённых городах – Ленинграде, Одессе, Севастополе и др. В чрезвычайно тяжелых условиях, часто при отсутствии освещения, воды, отопления, под артиллерийскими обстрелами шли занятия – на квартирах, в бомбоубежищах, даже в одесских катакомбах. И это был настоящий героизм, как преподавателей, так и детей. Также, чтобы предотвратить беспризорность детей в связи с уходом родителей на фронт или работой на производстве, создавались специальные комиссии, открывались детские приемники, детские дома и детские площадки, было организовано трудоустройство подростков. В качестве заботы государства о всеобщем обучении детей можно рассматривать обновление сети детских оздоровительных учреждений (пионерских лагерей, санаторно-лесных школ и т.п.), а также спецшкол и детских домов различного назначения.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |