Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н.К. Крупская как историк педагогики, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования




Развитие школы и педагогики в 1930-е годы. Постановления ЦК ВКП (б) о школе и перестройка содержания учебно-воспитательной работы.

Деятельность Наркомпроса по реализации новой концепции развития школы. Опытно-показательные учреждения Наркомпроса. Создание рабфаков и демократизация высшей школы. Создание школ ФЗУ, ШКМ и ФЗС.

Единообразие школьной системы означало что «все дети должны поступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково; все имеют право идти по лестнице к её наивысшим ступеням». В то же время отрицалась однотипность школы, либо её «уравниловка», что выразилось в создании в 20-е годы различных типов школ (школы-клубы, школы-коммуны, школы-студии и др.). В сельской местности особую роль сыграли опытно-показательные учреждения при Наркомпросе, аналогичные Первой опытной станции по народному образованию С.Т. Шацкого, либо «Школе жизни» Н.И. Поповой и др.

Первая опытная станция по народному образованию была создана в 1919 году с двумя отделениями (сельским – в Калужской области и городским – в Москве) и представляла собой научно-производственное объединение нового типа, в которое входили школы I и II ступеней с интернатами для детей, детские сады, внешкольные учреждения для взрослых, а также курсы повышения квалификации учителей. Руководил практической и опытной работой всех учреждений Станции выдающийся российский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878 – 1934). Его считают основателем нового направления в педагогической науке – социальной педагогики, изучающей процессы становления и развития личности ребенка в широком социальном окружении. Проблема воздействия социального окружения на формирование личности ребенка нашла отражение в таких работах С.Т. Шацкого, как «Изучение жизни и участие в ней», «Школа и строительство жизни», «Деревенские дети и работа с ними» и др.

Рассматривая различные модели школы, различные подходы к взаимосвязи её с социальным окружением, педагог пришел к выводу, что школа должна быть центром, организующим детское окружение в широком масштабе: экономику, быт, природные условия, – то есть факторы, формирующие человеческие типы. Гармонизация различных видов деятельности детей должна осуществляться согласно склонностям и интересам каждой личности. С.Т. Шацкий раскрыл механизм действия такой организации, показал конкретные пути и формы организации деятельности её воспитанников.

Педагогом были также определены пять основных элементов детской жизнедеятельности: физический труд, игра, искусство, умственная деятельность и социальная жизнь. Организацию трудовой деятельности соединение обучения с производительным трудом он ставил на первое место, при этом обращая внимание на то, что детский труд должны пронизывать игра, искусство, творчество, эстетическое окружение. «Нельзя обучить искусству, надо думать о жизни детей в сфере искусства», – писал педагог-новатор. Он стремился включить как можно больше детей в различные формы управления делами коллектива. Из целей и сущности воспитания как подготовки человека через организацию его деятельности к жизни в обществе вытекает принцип самодеятельности и самоуправления. Он связан с разновозрастным строительством детского коллектива, является основой сотрудничества старших подростков с младшими детьми, сотрудничества педагога и детей. Стиль взаимоотношений учителя и детей, в понимании С.Т. Шацкого и его коллег, – это уважение к личности ребенка, доверие, глубокая человечность, правдивость, простота и жизнерадостность.

Для реализации на практике новых принципов обучения и воспитания в 1918 году в деревне Литвиновичи Могилевской губернии известным белорусским историком, педагогом, публицистом Пантелеймоном Николаевичем Лепешинским (1868 – 1944) была создана первая советская опытно-показательная школа-коммуна, в которой он разрабатывал содержание образования, методы учебно-воспитательной работы, организационные основы новой школьной модели.

В связи с наступлением на Беларусь белополяков в 1919 – 1920 учебном году школа была эвакуирована в Москву, где продолжила свою работу под руководством Моисея Михайловича Пистрака (1888 – 1940), талантливого продолжателя идей П.Н. Лепешинского. Сам П.Н. Лепешинский был направлен для организации школьного дела в Туркестан.

Построенная на принципах коллективной деятельности, ученического самоуправления, равенства прав учащихся и педагогов, школа-коммуна стала прообразом школы будущего. Основное внимание в ней было направлено на связь обучения с жизнью, с общественно полезным трудом, что явилось основой нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному строительству нового общества. Свои теоретические положения по основам организации новой социалистической школы П.Н. Лепешинский изложил в ряде статей: «Школа и жизнь», «О единой трудовой школе» и др. В них он противопоставлял старой школе новую, в которой «организация труда и все обстоятельства школьной жизни строятся на началах свободного самоопределения и самодеятельности учащихся, для которых школа является не только средством приобретения технических навыков и выработки мировоззрения, но и источником социального воспитания, которая готовит деятельных членов коммунистического общества», – писал П.Н. Лепешинский.

При всем разнообразии типов новой школы объединяющим фактором явился трудовой политехнический принцип. На первой ступени школы вводился ремесленный труд, на второй – сельскохозяйственный и производственный. Общей целью школьного образования на всех ступенях являлась политехнизация, как «знакомство с методами всех важнейших форм труда». Принцип политехнизма не допускал специализации в трудовой деятельности учащихся раньше 14-летнего возраста.

В плане общего образования «Декларацией» предусматривалось усвоение широкого спектра знаний: на первой ступени школы – «энциклопедия человеческой культуры в связи с природой»; на второй ступени – трудовая энциклопедия, где «она должна слиться с систематическим изучением истории, науки, тесно связанной с экономической жизнью». Такое систематическое энциклопедическое образование, формирующее у ребенка целостное мировоззрение, явилось одним из важнейших достижений нового государства и новой системы образования.

В первые годы становления советской школы коренным образом изменился и контингент учащихся: учиться преимущественно начали дети рабочих и крестьян. Для оказания помощи детям трудящихся в получении высшего образования были созданы рабфаки (рабочие факультеты), или специальные подготовительные отделения при ВУЗах. Начинают открываться детские ясли, что дает возможность женщинам, имеющим детей, также получать образование.

Вопросы национальной политики были определены правительством посредством принятия «Декларации прав народов России», которая провозглашала равенство всех народов, их права на свободное самоопределение и развитие. Функцию управления хозяйственным и культурным развитием народов страны взял на себя Народный комиссариат по делам национальностей, в котором были выделены соответствующие отделы, отвечающие за культурно-просветительскую (культпросвет) работу: Белорусский, Украинский, Латышский и др. Их деятельность включала в себя создание общеобразовательных школ, организацию подготовки педагогических кадров, издание национальной учебной литературы и др.

Однако система школьного образования в виде двухступенчатой девятилетней школы, принятой в 1918 году «Положением о единой трудовой школе РСФСР», просуществовала недолго. Гражданская война, разруха, острейшая потребность промышленности в специалистах вызвали необходимость проведения коренной реорганизации всей образовательной системы и, в первую очередь, среднего и высшего профессионального звена.

I Всероссийский партийный съезд по народному образованию (декабрь 1921 г.) признал необходимым установить в качестве базовой для профессионального образования семилетку с двумя ступенями: I ступень – 4 года и II ступень – 3 года обучения. Семилетка стала основным типом общеобразовательной школы, а два старших класса предыдущей системы были преобразованы в четырехлетние техникумы (индустриальные, экономические, сельскохозяйственные, педагогические и др.). Техникум становится основной формой получения профессионального образования.

Однако в связи с отсутствием в стране соответствующих условий для реализации на практике партийных рекомендаций (отсутствие средств, педагогических кадров и др.) к 1922 году в РСФСР установилась следующая система общего и профессионального образования:

– начальная школа (фабрично-заводские школы (ФЗУ), учебно-производственные мастерские и другие низшие профессиональные школы) – 4 года обучения;

– основная школа, или семилетка (техникум, профессиональная школа) – 4 + 3 года обучения;

– школа II ступени (высшие учебные заведения) – 4 + 3 + 2 (3) года обучения.

В Беларуси профессиональное образование строилось только на основе семилетки.

В последующие 20-е годы изменения в системе школьного образования выразились в развитии существовавших и возникновении новых предпрофессиональных типов школ. Так в сельской местности на базе школы I ступени начинают открываться школы с сельскохозяйственным уклоном; создаются сельскохозяйственные кружки как форма организации агрономического просвещения в деревне; расширяются школы-коммуны с развитым натуральным хозяйством и др. Прообразом основного типа повышенной школы в сельской местности в 20-е годы, учреждением, которое наиболее эффективно соединяло обучение и производительный сельскохозяйственный труд, стали школы крестьянской молодежи (ШКМ). ШКМ начинают открываться с 1924 года. Их задачи входили три основные элемента: дать учащемуся достаточный культурный уровень, сумму сельскохозяйственных знаний и политически воспитать нового крестьянина.

С целью создания условий для политехнизации обучения с 1921 года в городах открываются школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) как низшие профессиональные школы на базе начальной ступени образования (4 года обучения), а с 1925 года открываются фабрично-заводские семилетки (ФЗС) как общеобразовательные школы повышенного типа. ФЗС получили наиболее широкое распространение, начиная с конца 1929 года, и в 1930 – 1934 гг. они становятся основным типом общеобразовательной советской школы в промышленных центрах.

К началу 30-х годов, несмотря на отсутствие существенных отличий в содержании обучения в городской и сельской местности, школы продолжают сохранять свои названия ШКМ, ФЗС, ФЗД (десятилетка по аналогии с семилеткой), а с 1935 года устанавливается единое название для всех однотипных школ – общеобразовательная трудовая политехническая школа с соответствующими звеньями: начальная, неполная средняя (семилетка) и средняя. Рабфаки в этот период постепенно сокращаются и в конце 30-х годов (1939) ликвидируются.

3.12.3. Разработка учебных планов и программ семилетней школы (1921 г). Комплексные программы ГУСа (1923 – 1930 гг.). Политехнизация общего и профессионального образования.

В период с 1918 по 1923 гг. обязательных учебных планов и программ в советской школе не существовало. Наркомпрос, а также губернские (областные) отделы народного образования давали рекомендации по содержанию учебных планов и примерные программы, на основе которых школы разрабатывали свои программные документы.

Содержание учебно-воспитательной работы в соответствии с новыми программами носило ярко выраженную идейную направленность: воспитание материалистического мировоззрения, коллективизма, интернационализма, трудолюбия, сознательной дисциплины. Широко применялись такие методы, как наблюдение, экскурсия, опыт, моделирование, составление планов и обязательств, написание рефератов и т.д.

В апреле 1919 года в РСФСР был создан Государственный ученый совет (ГУС) под руководством М.Н. Покровского. Научно-методическая секция ГУСа, возглавляемая Н.К. Крупской (в её состав также входили такие талантливые педагоги, как П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак и мн. др.), подготовила новые программы для школ I ступени на 1923 / 24 учебный год. Это были комплексные программы, в которых учебный материал из различных предметов распределялся по трем направлениям (разделам): 1) природа и человек; 2) труд; 3) общество. Составители программ стремились ликвидировать характерную для старой школы оторванность от жизни, соединить взгляды на труд и общественные отношения, а главное – объединить различные пласты культуры для формирования у учащихся целостного мировоззрения. Постепенно исправлялись недостатки, выявляемые в программах, например, гиперболизация принципа комплексности.

Н.К. Крупская (позднее П.П. Блонский, С.Т. Шацкий) одной из первых отказалась от комплексного планирования. Новый учебный план на 1927 / 28 учебный год становится единым и обязательным; новые программы для всех школьных звеньев содержат обязательный минимум знаний и навыков по предметам.

Новаторские поиски 20-х годов нашли свое отражение и в организационных формах обучения. Классно-урочная система в тот период подвергалась критике со стороны многих педагогов; некоторые, например П.П. Блонский, предлагали заменить предлагали заменить классные формы занятий клубными либо студийными. Заимствованный советской школой в конце 20-х годов «метод проектов» У. Килпатрика стимулировал введение в школьную программу бригадно-лабораторного метода, при котором ликвидировались классы; вместо них вводились бригады и звенья для отработки какой-либо темы или проекта («Сбор утильсырья», «Борьба за промфинплан», «Борьба за коллективизацию деревни» и т.п.). К сожалению, подобные «новаторства» приводили к уравниловке в оценке знаний учащихся, к нивелированию личности. В связи с этим на очередном партийном съезде данный метод был отменен и назван «левацким прожектёрством».

В 30-е годы в СССР происходит коренная реконструкция народного хозяйства путем индустриализации промышленности и коллективизации сельскохозяйственного производства. Данные изменения сопровождались соответствующими нововведениями в системе школьного дела. В первую очередь, 30-е годы были ознаменованы такими вехами, как завершение ликбеза (ликвидация безграмотности) и введение всеобщего начального обучения. В августе 1930 года было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», обязывавшее всех детей, достигших школьного возраста, а также переростков до 10 лет, учиться в общеобразовательной школе I ступени. Все подростки в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедшие I ступень общеобразовательной школы, должны были получать образование в специальных школах-курсах с ускоренным сроком обучения (двух- или однолетним). В Беларуси введение всеобщего начального образования, в отличие от РСФСР (1934), завершилось к 1932 году.

Одновременно с введением начального всеобщего обучения (всеобуча) в промышленных городах вводилось семилетнее всеобщее обучение для детей, закончивших I ступень школы. Завершение семилетнего всеобуча планировалось осуществить к 1939 году, хотя по сути это произошло только в послевоенный период, в 1949 году.

К сожалению, над советской школой, как и над всем обществом, сгущались политические события этого времени. И.В. Сталин, в отличие от В.И. Ленина, не связывал задачу обучения молодежи с её участием в строительстве социализма, с производительным трудом, с демократизацией. Это не могло не отложить отпечаток на характер советской школы 30-х годов, которая в данный период приобретает новое направление, определенной двумя постановлениями ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (1931) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932). Исходя из установки, что борьба за овладение основами наук является решающим звеном работы школы, ЦК ВКП (б) в первом постановлении предложил Наркомпросу организовать научно-марксистскую разработку новых предметных программ, в которых необходимо было связать прочное освоение основ наук с политехническим образованием, а также улучшить руководство школой и повысить роль советского учителя.

В свете данных постановлений разрабатываются новые учебные планы, построенные на основе предметного принципа, и новые учебные программы по основным учебным предметам. После апробации их в 1931 / 32 учебном году и выявления определенных недостатков (перегрузка учебным материалом, недостаточность межпредметных связей, наличие методологических ошибок и др.) был отменен бригадно-лабораторный метод, рекомендовано выполнение домашних заданий и проведение индивидуального систематического учета знаний через цифровые оценки, а в конце года – проверочных экзаменов для всех учащихся. Так называемые «усовершенствования» затронули и школьные учебники. Вместо различных по содержанию и форме «подвижных» учебников (учебников-газет, учебников-журналов, «рассыпных» учебников и т.п.) в практику снова вернулись стабильные, единые учебники, рассчитанные на использование в течение нескольких лет.

Особое внимание уделялось необходимости улучшения воспитательной работы в школе, дисциплине учащихся: «укрепить руководство», «взять под непосредственное наблюдение», «твердое расписание, режим», «исключение из школы без права поступления сроком до трех лет» и др.

Пионерская организация, созданная в 1922 году, согласно установкам постановления ЦК ВКП (б) «О работе пионерской организации» (1932) также была преобразована во внутришкольный орган борьбы за знания и дисциплину.

В 30-е годы так называемые «чистки» затронули не только детей нетрудового элемента и «врагов народа», но и педагогов, не исключая самых известных и талантливых (А.В. Луначарский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская и мн.др.).

3.12.5. Педагогические взгляды П.П. Блонского. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.) и его роль в развитии советской школы и педагогики. Формы и методы идейно-политического, интернационального, патриотического воспитания учащихся.

В 1936 году было опубликовано постановление ЦК ВКП (б) «О педалогических извращениях в системе Наркомпроса», которое фактически исключило из советской науки педологию, а из школы – должность педалога. Педологию – науку о возрастном развитии ребенка в условиях конкретного социально-исторического окружения – ЦК ВКП (б) заклеймил как «реакционную, антимарксистскую, связанную с теорией расизма». Представителей данной науки обвинили в том, что они якобы засчитывали нормальных детей в категорию умственно отсталых.

Одним из самых известных сторонников данной науки в советское время являлся Павел Петрович Блонский (1884 – 1941), известный российский психолог, педагог и педолог. Им было написано около 200 работ монографического, учебно-методического и экспериментально-исследовательско-го характера. Наиболее известны такие работы, как «Трудовая школа», «Психологические очерки», «Реформа науки», «Память и мышление» и др. Им было написано и несколько учебников по педагогике и психологии: «Основы педагогики», «Педагогика», «Введение в дошкольное воспитание», «Педология» и др. Имя П.П. Блонского было известно в научном мире еще до революции. В советский период профессор преподавал в Московском университете, читал лекции в Московском педагогическом институте, сотрудничал в качестве члена редколлегии в журналах «Трудовая школа», «Социальное воспитание», «Народное просвещение» и др., участвовал в работе научно-педагогической секции ГУС как один из создателей учебных программ для школы.

П.П. Блонский представлял школу как организацию всей жизни ребенка, а не только учебы, поэтому предлагал рассматривать модель школы в форме детского творчества, коммуны, кооперации, где будет обеспечено всестороннее синтетическое образование во взаимосвязи с производительным трудом – идея индустриально-трудовой школы. Большое внимание придавал педагог целям воспитания, считая возможным достигнуть всестороннего развития личности путем соединения умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым воспитанием и политическим обучением. Через всю дидактическую систему П.П. Блонским проводится идея развивающего обучения, или так называемый «генетический» метод, суть которого заключается, по мнению педагога в том, что «ребенок есть существо, которое развивается, и воспитание есть развитие».

Разрабатывая в целом закономерности развития личности ребенка, закономерности воспитания, П.П. Блонский связывал в единое целое генетику, психологию и педагогику и на этой основе разрабатывал отечественную педологию – науку о возрастном развитии детей в условиях социального окружения. Особую ценность для педологии 30-х годов и современной науки имеют его теоретические положения о взаимоотношении факторов формирования личности, о роли семьи и воспитания в развитии человека. При изучении возрастных особенностей учащихся профессором был собран богатый материал, характеризующий духовную жизнь, физическое и общественно-политическое развитие детей.

П.П. Блонский акцентировал внимание на том, что в педологии еще мало что обобщено, сформулированы только некоторые закономерности и поэтому трудиться в данном направлении придется много. Однако работать педологам не позволили (как и генетикам, кибернетикам и др.), и тем самым на несколько десятков лет было отложено развитие педагогической и возрастной психологии.

В 1937 году в СССР был окончательно ликвидирован принцип демократизма в школьном образовании. Постановлением «О преобразовании так называемых показательных и опытно-экспериментальных школ в нормальные….» были устранены последние экспериментальные площадки бывшего Наркомпроса, и уже в конце 30-х годов советская школа фактически становится идеологической, тоталитарной, школой принуждения к знаниям.

Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939) советский педагог, один из организаторов системы народного образования происходила из обедневшей дворянской семьи. Еще во время учебы в гимназии она осознает, что педагогическая работа является ее призванием. В 1889 году Н.К. Крупская поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов (Бестужевских) в Санкт-Петербурге. В 1890 году вступила в марксистский кружок, преподавала в воскресной школе для рабочих, занималась пропагандистской работой. Вместе со своим мужем В.И. Лениным много времени провела за границей в эмиграции, принимая самое активное участие в работе большевистской партии.

Выступая в печати по вопросам образования и воспитания («Женщина-работница», «Народное образование и демократия»), Н.К. Крупская раскрыла сословно-классовую сущность школы царской России, буржуазную идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, которую по её убеждению, следует создать после победы пролетарской революции.

В послеоктябрьский период Н.К. Крупская принимает активное участие в организации новой школы. В 20-е годы она, как один из главных теоретиков Наркомпроса, принимает участие в разработке основополагающих документов советской школы. В 1921 – 1932 гг. она возглавляет научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУС), редактирует педагогические журналы, читает лекции, является членом коллегии Наркомпроса. С 1929 года Н.К. Крупская – заместитель народного комиссара просвещения РСФСР. Ею была сформулирована задача нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Отстаивая коммунистическую идеологию как «единственно правильную» в школе, классовые интересы ею ставились выше общечеловеческих.

Н.К. Крупская стояла у истоков пионерского движения в СССР, являлась одним из самых активных его теоретиков и организаторов: входила в состав Центрального Бюро Всесоюзной детской пионерской организации, была членом редколлегии журнала «Вожатый». Для создания детской коммунистической организации, ею были внимательно проанализированы истоки и сущность русской скаутской организации; разработаны тезисы и основные партийные документы о пионерском движении. Большую известность получили ее статьи, обращенные к пионерам, с разъяснением сущности и роли пионерского движения, его содержания, принципов и форм деятельности.

С именем Н.К. Крупской также тесно связано становление теории и практики дошкольного воспитания в советский период. Она внесла крупный вклад в разработку проблем дошкольного и семейного воспитания, трудового воспитания и семейного обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.