Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и типология средней школы. Школы повышенного типа (гимназия, лицей и др.)




На протяжении 60 – 90-х годов в западноевропейских странах и США прокатилась волна реформ, в результате которых изменилась система общего образования. Во многих странах увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой.

Однако еще в 60 – 70-х годах в американской, а затем в западноевропейских системах образования преемственность между звеньями начала ликвидироваться и постепенно приобрела ярко выраженный иерархический характер (разнотипность школ). Наиболее престижным типом на Западе стала и по сегодняшний день продолжает оставаться полная средняя школа (в Англии – грамматическая школа, в Германии – гимназия, во Франции – общеобразовательный лицей и т.п.). На втором месте в среднем уровне образования находятся: в Англии – современная школа, в Германии – реальная школа, во Франции – технический лицей. В них, в отличие от «престижных», большее внимание уделяется знаниям прикладного характера. И третий тип общеобразовательной средней школы – школы «практического образования», которые ориентируют учеников на труд на производстве или учебу в сфере профессионального ученичества

К концу ХХ столетия в ведущих западноевропейских странах и США произошло становление неполных средних учебных заведений, в стенах которых приступили к дифференцированному образованию: младшая средняя школа (США), объединенная школа (Англия), общая школа (Германия), единый коллеж (Франция).

После начальной или неполной средней школы дифференциация осуществляется в учебных заведениях полного общего образования разного типа: грамматической и современной школах (Англия), реальном училище, гимназии и основной школе (Германия), технологическом, профессиональном и общеобразовательном лицеях (Франция), старшей средней школе (США). Главным отличительным признаком этих учебных заведений является дифференциация программ, которые подвергаются постоянным изменениям и корректировке.

Ядро школьных программ достаточно устойчиво. Вместе с тем имеется потребность их постоянного обновления. Например, включение в школьные программы экологической тематики. В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ. Традиционный тип – обязательные программы. Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти. Гораздо многочисленнее специальные программы, предназначенные для той или иной части учащихся: факультативы, элективные курсы, программы особых учебных заведений. Отдельные программы могут переходить из обязательных в специальные, в зависимости от назначения и ступеней образования, например, программы трудового обучения. Специальные курсы могут быть углубленными и облегченными.

Наряду с традиционными обязательными и специальными программами в западноевропейской и американской школе все большее распространение получают интегративные программы. Классическим примером интегративного курса является программа естествознания в элементарной школе, в которую включены начала различных знаний. Задача интегративной программы – ознакомить с основными явлениями и закономерностями различных наук и видов деятельности в их взаимосвязи.

Во второй половине ХХ века на европейском пространстве и в США началась масштабная реформа программ образования. При сохранении определенного консерватизма в вопросах содержания программ эти реформы направлены на то, чтобы сделать обучение более гибким, способным к обновлению, придать ему новый баланс обязательности и элективности, общего и дифференцированного. Изменения в школьных программах производились двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Первый путь – традиционный, предусматривает дробное предметное обучение. Разрастаясь количественно (увеличиваются сроки и объем обучения), качественно такое обучение одинаково для всех учебных дисциплин. Интенсивный путь представляет собой создание программ, иных по целям, структуре и содержанию. Программы интенсивного типа ориентированы прежде всего на полноту переживания, осознания и осмысления учебного материала.

Также для западноевропейской и американской школьных систем характерны частные учебные заведения. Они, как правило, платные. Некоторые – дорогие и привилегированные: английские «публичные школы», «независимые школы» в США и др. Государственная политика в отношении частных школ в разных странах базируется на разных принципах. Например, в Англии власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что выражается в предпочтениях при финансировании государственных учебных заведений. В США и во Франции при субсидировании частные и общественные школы пользуются равными правами.

Изменения произошли и в системе профессионально-технического образования. Особая комиссия Европейского экономического сообщества проводит единую политику унификации программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов для учащихся профессионально-технических заведений. Изменения в этом направлении вызваны несколькими факторами: переосмысливаются ценности; повышение квалификации рассматривается как непременный компонент эволюции экономики; обогащается спектр интересов, лежащих вне собственной профессии; расширяются профессиональные интересы женщин. Важную роль играют и технико-экономические факторы: динамичность технологической революции, уменьшение численности работников, занятых на производстве, и увеличение количества занятых в сфере обслуживания; интернационализация экономической жизни. Поэтому в настоящее время необходимо давать необходимую к профессии квалификацию. Это означает, что при подготовке рабочих отходят от узкоспециализированного обучения, максимально приближаясь к структурированию такой квалификации, которая охватывает многие сферы применения.

В некоторых странах (Германия, Франция) складывается так называемая дуальная система профессионального образования, при которой организуется обучение параллельно в учебном заведении и в мастерских различных предприятий.

Во многих ведущих странах мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция). В этих странах религиозное обучение является частным делом граждан. А в Англии и Германии религия включена в стандартные программы общего образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.