Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах




Поликультурное образование. Мировые тенденции развития высшей школы. Интернационализация высшего образования. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса. Образование на постсоветском пространстве: интеграция и дезинтеграция.

Демократизация школы. Типология образовательных реформ. Условия и оценка эффективности трансформационных процессов в образовании. Тенденции эволюции школьных программ. Дифференциация обучения в средней школе и подходы к её решению. Профессиональная ориентация учащихся в образовательном процессе.

ТЕМА 3.16. Модернизация системы образования в мире в начале ХХI века.

Теоретическая база деятельности современной школы постоянно обновляется и корректируется. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам; результаты исследований природы детства; опыт работы учебных заведений и мн. др. Научно-техническая революция 60 – 70-х годов, технологическая революция и поворот к информационно ориентированному обществу 90-х и 2000-х годов предъявили повышенные требования к школьному образованию. Школе необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. Она должна готовить поколения иных квалификаций и профессий. Таким образом, обновление школьного образования является актуальной и неизбежной задачей.

Мировое сообщество определяет содержание нового образования. Оно сталкивается с чрезмерной стандартизацией и регламентацией образования, рождающих иллюзию, что можно научить всему в строго логическом порядке. Часто недооценивается необходимость посредством обучения поощрять здравый смысл, стремление экспериментировать, самостоятельно познавать новое. Образование, особенно европейское, испытывает груз традиций абстрактного обучения, когда необходимость формирования практических умений и навыков оказывается второстепенной.

Образованность – одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением приобрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Для того, чтобы осмыслить значение и цели образования в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции. В Англии образование расценивают, прежде всего, в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна особая приверженность интеллектуальному образованию. В США к образованию зачастую относятся прагматично. В Японии культ образованности традиционно сочетается с неприятием философии вещизма. В России и Беларуси живы традиции высокой духовности, которой пронизана культура славянских народов.

В условиях нарастающей интернационализации и интеграции современного мира изменяются цели и задачи образования. Примером могут служить идеи, изложенные в докладе Национальной комиссии по образованию Великобритании (1993), в котором отмечается, что главная задача эффективного образования заключается в том, чтобы научить преуспеванию, «научиться достигать успеха».

Существует множество национальных центров, занимающихся вопросами теории школьного образования: педагогические университеты, университетские кафедры и т.п. Кроме того эту деятельность осуществляют специальные научные педагогические исследовательские центры: Национальная академия образовании (США), Национальный педагогический институт и Центр педагогической документации (Франция), Национальный институт педагогических исследований (Япония), Национальная Академия образования (Россия) и др.

При разработке теории школьного образования свои усилия объединяют педагоги многих стран мира. Координирующие функции выполняют следующие научные центры: Интернациональное бюро воспитания (Швейцария), Международный институт педагогических исследований (Германия), Международный педагогический центр (Франция), Международный институт образования США) и др. Примером интернационализации усилий идеологов школьного образования как следствия экономических, социальных и культурных процессов является деятельность международных организаций и структур Западной Европы. В Европейском Совете большую работу проводит Совет по культурному сотрудничеству, занимаясь актуальными вопросами образования, готовя проекты документов по школьному образованию. В одном из таких документов – «Нововведения в начальном образовании» (1987) – предусматривается необходимость диверсификации обучения, обновления программ в духе мира, гуманизма, защиты природы, сотрудничества семьи, учителей и ученых.

Также в числе наиболее значимых документов, подготовленных Европейским Советом, находится «Белая книга образования» (Страсбург, 1995). «Общество будущего будет обучающимся обществом» – главная идея документа, авторы которого утверждают, что доминантой образования должны стать основные знания, гармонично дополненные разнообразным обучением. Формулируя направления реформ, Европейский Совет выделяет две главные цели: способствовать приобретению новых знаний и добиваться овладения тремя основными европейскими языками.

Заметную роль в интеграции политики школьного образования играет Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). При ЕЭС действует Комитет по образованию, который согласовывает содержание и методы школьного образования. Под эгидой Комитета работает Европейский институт образования и социальной политики (Франция, Париж). ЕЭС рассматривает единую образовательную политику как условие экономической кооперации и социальной стабильности. Разрабатывается образовательная политика, предусматривающая формирование стандартизированной системы информации, согласование реформ общего и профессионального образования. Принципы такой политики обсуждают педагогические организации, пользующиеся поддержкой ЕЭС: Европейская система документации в области образования, Центр педагогических исследований и инноваций, Европейский институт исследований университетского образования, Европейский центр профессионального образования. Государствами разрабатываются крупномасштабные проекты школьного образования. Например, программы «Эразмус» (1987) и «Лингва» (1989), призванные ликвидировать языковые границы.

Мировое сообщество также осуществляет проект «международный бакалавриат». Проект поощряет создание и деятельность учебных заведений, выпускники которых приобретают диплом, дающий право поступать в университеты любой страны мира. В 996 году учебные заведения «международного бакалавриата» действовали в 80 государствах.

Актуальные проблемы управления образованием: централизация и децентрализация. При реформировании управления школой необходимо преодолеть бюрократизацию управленческих структур, выражающуюся в поэтажном распределении власти, потере самостоятельности учебными заведениями. Централизованные окостеневшие структуры зачастую оказываются неэффективными. Хотя в отдельных случаях целесообразно укреплять централизованное управление как координационный центр школьной политики.

В сложившихся условиях стало важным нахождение компромисса между жесткой централизацией и широкой автономией. Например, в США на протяжении 80 – 90-х годов были приняты акты, повышающие значимость центральных органов просвещения. Во Франции, напротив, все больше полномочий получают департаменты и администрация учебных заведений.

Многим странам удалось найти баланс в соотношении централизации и децентрализации в управлении школой. Показателен в этом отношении опыт Бельгии, система образования которой, на первый взгляд, кажется хаотичной. Бельгийская школа работает как хорошо отлаженный механизм, детали которого состыкованы со специфическими социокультурными, этническими и политическими условиями. Школа в стране является органическим звеном особого федерального устройства. В этой европейской стране существуют три равноправные лингвистические общины: 1) фламандская, 2) франкоговорящая (франкофоны), 3) немецкоговорящая. Королевство поделено тоже на три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель. Регионы имеют значительные права в сфере просвещения. Они фактически распределяют средства, выделяемые на школу. В правительстве три министра образования, которые представляют интересы этнических групп, светских школ и школ, находящихся под контролем церквей. Полномочия распределены между центральными и региональными властями. Министерства контролируют обязательность обучения, стандартность типов учебных заведений, наполняемость классов. ведают выдачей дипломов об образовании, выплатой заработной платы и т.п. Регионы отвечают за обучение родному языку, профессиональное и непрерывное образование, спорт и т.п.

Почти во всех ведущих странах мира школа – приоритетный объект финансирования. Школьные ассигнования в США, Англии, Германии, Франции, Японии в 80-е годы росли быстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основных статей бюджета. Аналитики образования считают, что необходимо рассматривать общие капиталовложения и инвестиции в образование на равной основе. Авторы «Белой книги об образовании» признают, что инвестиции в школу являются главным фактором конкурентоспособности и занятости. Для того, чтобы поддерживать на соответствующем уровне финансирование, необходимо, в частности, осуществить такие меры, при которых компании, особо отличившиеся как инвесторы школьного дела, могли бы иметь существенные финансовые привилегии.

Школьные системы образования на современном этапе: сроки обучения, структура, модели.

Американская система образования включает в себя учебные заведения различных типов. Обучение в общественных школах является бесплатным, но необязательным до 16 лет. В частных учебных заведениях обучение платное. С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе, программа обучения в которой включает в себя следующие предметы: английский язык, литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание.

Средняя школа (колледж среднего образования) состоит из двух звеньев: младшая и старшая школы. Младшая средняя школа (7 – 9 классы) треть учебного времени отводит на общую для всех детей программу; остальные занятия – предметы по выбору (элективные). Старшая средняя школа (10 – 12 классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности. Главным способом контроля и оценки знаний в образовательной системе США являются тесты. При выставлении оценки и контроле часто используются кредиты – стандартные единицы измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченного на их приобретение времени. Для получения аттестата об окончании старшей средней школы чаще всего требуется иметь 16 кредитов, половина из которых начисляется по программам обязательных учебных дисциплин. Кроме того, в средних школах учебный год делят на 2 – 3 периода, в конце которых выставляются оценки по 5-балльной или 100-балльной системам.

Профессиональное обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах и в центрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего. В организации трудового и профессионального обучения активно участвуют представители бизнеса. При Министерстве образования в 80-е годы было создано специальное управление, призванное устанавливать контакты школ с корпорациями. В рамках реализации программ «Партнерство в области образования», «Усыновление школы» и др. бизнесмены отправляют специалистов в учебные заведения в качестве преподавателей, оказывают финансовую и другую поддержку, необходимую для обучения.

Идея местного самоуправления школой рассматривается в США как существенно важная для нации. Комитеты отдельных штатов разрабатывают региональную школьную политику, устанавливают обязательные стандарты учебных программ, распределяют ассигнования между округами, определяют квалификационные требования для преподавателей, занимаются материально-техническим оснащением школ. Однако Министерство образования сохранило за собой право общего руководства школьным делом.

В Великобритании действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения и национального происхождения. Существуют школы муниципальные (обучение бесплатное) и частные. Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. В соответствии с «Актом о реформе образования» (1988), период обязательного образования разделен на 4 стадии: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет. Начальное образование, во время которого основное количество учебных часов посвящено изучению английского языка, охватывает первые две стадии. Также изучаются арифметика, история, география, природоведение религия, искусство, ведутся занятия по ручному труду и физической культуре.

Среднее образование представлено, прежде всего, объединенной школой для 11 –,5-летних учащихся и следующими за ней грамматической и современной школами для 15 – 17 (18)-летних. Срок обучения в общеобразовательной школе – 13 лет. Первые 11 учебы являются обязательными. Затем 14-летние подростки имеют право поступать в профессиональные школы. После 16 лет они вправе продолжить образование или идти работать. К этому времени учащиеся обычно получают сертификат об образовании обычного уровня. После 13 лет успешного обучения выдается сертификат повышенного уровня. При оценке знаний педагоги часто используют тесты, существуют и экзаменационные проверки.

Профессиональное образование предусматривает 4 уровня профессиональной готовности: 1-й уровень – компетентность, позволяющая производить однообразную работу; 2-й уровень – способность выполнять работу самостоятельно и ответственно; 3-й уровень – выполнение сложных и оригинальных работ; 4-й уровень – исполнение специальных персональных заданий. Профессиональное обучение осуществляется в объединенных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производствах и центрах занятости.

Руководит системой образования Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные заведения, субсидирует более половины школьного бюджета. В Англии сложилась устойчивая децентрализованная система управления образованием: каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства образования.

В Германии работают общественные и частные школы. Государство гарантирует бесплатное 9-летнее обучение в общественных школах. Система образования выше начального имеет трехступенчатую структуру: основная школа, реальное училище, гимназия. Обучение начинается с 6 лет в единой начальной школе (1 – 4 классы), затем продолжается в одном из указанных типов школ, которые различаются по целям, назначению, уровню общего образования.

В основной школе (5 – 10 классы) предоставляется возможность получить неполное общее, а в дальнейшем – профессиональное образование. В реальном училище (5 – 10 или 7 – 10 классы) дается неполное общее образование профессионально-технической направленности. Выпускники получают право поступать в средние, а затем в высшие профессионально-технические учебные заведения. Гимназия (5 – 13 или 7 – 13 классы)дает полное среднее образование и право поступления в вузы университетского типа. При оценке знаний в средних учебных заведениях Германии широко используется 6-уровневая шкала оценок.

В профессиональном обучении существует система ученичества на предприятиях с одновременным посещением профессионализированных учебных заведений в течение 2 – 3 лет. Действуют также профессиональные школы повышенного типа – школы специальностей, рассчитанные на 1 – года обучения: домоводческие, медицинские, коммерческие и др.

Министерство образования Германии выполняет сугубо координаторские функции. Фактически вопросами образования в каждой из земель ведает свое министерство. Министры входят в общенациональную Постоянную конференцию, где решения принимаются консенсусом и имеют рекомендательный характер.

Во Франции введено обязательное бесплатное 10-летнее обучение для детей с 6 до 16 лет. Работают государственные, муниципальные и частные (обучение платное ) школы. За 5-летней начальной школой следует среднее образование, состоящее из двух циклов: 4-летний коллеж и 2-3-летний лицей. Неполная средняя школа – единый образовательный коллеж – строится на базе начальной школы и охватывает практически всех учащихся соответствующего возраста. Полное среднее образование представлено тремя типами школ: общеобразовательный лицей, технологический лицей, профессиональный лицей. Все они имеют несколько секций, определяющих профиль диплома для выпускников (бакалавров). Для оценки знаний учащихся приняты две шкалы: на уровнях начальной и средней школы. Непременный и существенный элемент французской школы – экзамены.

Профессиональное образование осуществляется в системе ученичества и профессиональном лицее. Систему ученичества составляют классы предпрофессиональной подготовки для подростков 15 – 16 лет и 2 – 3-летние центры профессионального обучения, учащиеся которых овладевают специальностью непосредственно на предприятии. В профессиональном лицее обучение квалифицированного рабочего сочетается с общеобразовательной подготовкой.

Система образования во Франции остается строго централизованной. Министерство национального образования руководит всеми учебными заведениями страны. Франция поделена на учебные округа (академии). Во главе академии стоит ректор, который является полномочным представителем министра образования и контролирует от его имени деятельность всех школ. вверенного ему учебного округа.

Закон в Японии предусматривает бесплатное обязательное 9-летнее обучение. Работают муниципальные, общенациональные и частные школы. В стране введена структуру ступеней общего образования 6 + 3 + 3: 6-летняя начальная школа, 3-летняя младшая средняя школа, 3-летняя старшая средняя школа. Начальное обучение начинается с 6 лет. Среднее образование состоит из обязательной младшей средней школы и необязательной старшей средней школы. Основной способ проверки и контроля знаний – письменные тесты, но применяются и 5-уровневая шкала оценок, и экзамены.

Профессиональное начальное и среднее образование даются преимущественно в средних общеобразовательных учебных заведениях и отчасти в специальных школах.

При управлении школьным делом роли центра и местных органов распределены таким образом, что многие вопросы решаются на местах с учетом специфики регионов. Страна поделена на сравнительно небольшие учебные округи. Министерство образования устанавливает общенациональные стандарты обучения, численность преподавательского состава, утверждает руководителей окружных отделов образования.

Основой воспитания в современном мире является духовное, нравственное формирование личности. Тенденции гуманного воспитания в настоящее время занимают достаточно сильные позиции. Все больше усиливается внимание к условиям жизни и обучения школьников. Возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, когда поощряются успехи детей, их познавательная и творческая активность, склонности и интересы. Все больший авторитет приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве педагога и ученика. Ребенок становится полноправным участником педагогического процесса, формируются доверительные отношения между учениками и педагогом. Реализуются коллективные формы воспитания, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей.

Важные перемены в процессе воспитания произошли и в связи с политическими изменениями планетарного масштаба, увеличивается воспитание в духе мира. Реализуются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Один из таких проектов – учебные заведения международного бакалавриата, целью которых является воспитание в духе взаимопонимания между народами. Например, в 1996 году в таком проекте приняли участие более 600 учебных заведений из 83 стран.

В современном мире успешно распространяется поликультурное воспитание, однако его масштабы в разных странах неодинаковы. Опыт такого воспитания накоплен, прежде всего, в частных школах с двуязычной программой, где дети обучаются на общегосударственном языке и языке этнической группы, к которой относятся. Такие школы организуются, в первую очередь, с целью помочь детям осознать свою этническую идентичность.

Европейская школа накопила многолетний опыт гуманного воспитания, при котором формируется соответствующее нравственное поведение. В последнее время на Западе получила распространение так называемая методика поведенческого воспитания, предусматривающая свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и педагогов.

Значительное внимание мировая школа в XXI веке уделяет гражданскому воспитанию, воспитанию политической культуры. Для этого в содержание учебно-воспитательных программ включаются учебные ролевые игры: «Выборы», «Стачка», «Суд» и др. – достаточно большое место в учебном процессе отводится общественно-политическим дисциплинам.

Важное значение для воспитания таких качеств, как самостоятельность и активность играет самоуправление учащихся. Традиционный вид ученического самоуправления представляет собой систему, при которой ученики помогают педагогу поддерживать дисциплину в классе, координируют внеклассную работу. Обычно подобная система принимает форму ученических советов, которые в последнее время, вследствие их низкой эффективности, сменяют школьные советы. В состав школьных советов входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Преимущественные направления их деятельности – вовлечение учащихся в жизнь школы, развитие у учеников самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения и взаимоотношений.

Традиционная область воспитания – воспитание в процессе обучения. Современные учебные программы обязательно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуального, физического, трудового воспитания учащихся. Особую роль в решении этих задач играют предметы гуманитарного цикла, рассматриваемые как источники духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности.

В школах многих стран мира проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. Особое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия. Но и запрет на конфессиональное обучение не означает отказа от общечеловеческих ценностей и идеалов, заложенных в мировых религиях.

Мировые тенденции развития высшей школы.

Также в последнюю четверть ХХ века произошло расширение сети высшего образовании. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений, о жизненных стандартах. Заметно изменился социальный состав студенчества, который стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и послевузовского высшего образования.

В США учреждения высшего образования делятся на два большие группы: университеты, а также младшие и коммунальные колледжи. В категорию университетов входят интегративные университеты (в них ведутся научные исследования и преподавание); колледжи свободных искусств (в них преимущественно дается академическое высшее образование); профессиональные высшие школы (прежде всего медицинские и права).

Качественно изменилось содержание учебных программ. Получили распространение так называемые кооперативные программы, когда студенты одновременно получают академическое образование и одновременно работают в промышленных или иных компаниях.

До 80-х годов в Англии существовала традиционная «бинарная система» высших учебных заведений: с одной стороны, университеты и политехнические институты, с другой, – колледжи высшего образования. На рубеже 80 – 90-х годов было решено расширить сеть высшего образования. Важной реформой явилось присвоение многим политехническим институтам и колледжам высшего образования статуса университетов. В результате к 1995 году число университетов удвоилось. В настоящее время в Англии их около 100.

Создан единый для всех высших школ правительственный орган (Высший совет по образованию), который контролирует высшие учебные заведения и распределяет для них субсидии.

Во Франции существует несколько типов высших учебных заведений. Наряду с университетами действуют так называемые большие школы и другие учебные заведения. В университетах обучается более 60 % общего числа учащихся высшей школы. Существующие высшие учебные заведения не справляются с потоком студентов. Поэтому сеть университетов была существенно расширена, как и количество учебных заведений, дающих неуниверситетское техническое высшее образование.

В Германии в состав учреждений высшего образования входят университеты, институты, профессиональные школы высшего и неполного высшего образования. Все более многочисленными становятся учебные заведения неполного высшего образования, где готовят рабочих высшей квалификации.

Хотя официально сроки обучения в университете колеблются от 4 до 5 лет, «средний студент» фактически учится 6 – 7 лет, средний возраст выпускника немецкого вуза – 28 лет. Чтобы сократить реальные сроки обучения и ускорить выпуск дипломированных специалистов, облегчаются программы академических курсов и упрощается сдача экзаменов. Например, несколько лет тому назад студенты имели право дважды сдавать экзамен. В настоящее время некоторые университеты предоставляют студентам не две, а четыре попытки для сдачи курсовых экзаменов.

В Японии к учреждениям высшего образования относятся университеты, институты, профессиональные школы высшего и неполного высшего образования. Университеты дают, прежде всего, академическое образование. Младшие и технические колледжи большое внимание уделяют профессиональной и практической деятельности.

Университеты в Японии традиционно делятся на несколько категорий: престижные «всеохватные» университеты со множеством факультетов и системой послеуниверситетского образования; «смешанные» университеты с небольшим числом факультетов, часто без послеуниверситетского образования; «моно-университеты» с одним факультетом или направлением образования; женские университеты.

В Рекомендациях по реформе японского высшего образования определено несколько направлений: улучшение базового университетского образования (совершенствование программ, методов обучения, большая стандартизация содержания образования); совершенствование контроля качества образования и др.

В России, как одном из наиболее крупных территориально преемников на постсоветском пространстве, в систему высшего образования входят университеты, академии и институты.

Ведущей идеей реформирования высшего образования в России является демократизация: изменения в организации учебного процесса и управлении учебными заведениями, деидеологизация содержания высшего образования. Углубляется дифференциация программ посредством введения многообразных учебных курсов. Функционируют бакалавриат и магистратура.

До конца 80-х годов Россия (и все остальные республики бывшего СССР) была единственной страной мира, где отсутствовали частные высшие учебные заведения. В 90-е годы открываются негосударственные (коммерческие) высшие учебные заведения.

Проблемы и перспективы развития Болонского процесса. Развитие высшего образования современной Европы в значительной мере обусловлено Болонским процессом, целью которого является создание Европейского пространства высшего образования и его дальнейшее совершенствование. Основные подходы к созданию архитектуры систем высшего образования европейских стран были очерчены в Сорбонской декларации, подписанной в мае 1998 года министрами Франции, Германии, Италии и Великобритании. Она была направлена:

– на улучшение международной прозрачности учебных программ (курсов) и признание квалификаций путем постепенного согласования циклов подготовки и приближения к рамке квалификаций Европейского пространства высшего образования;

– на содействие мобильности студентов, преподавателей и научных работников;

– на разработку общей системы ступеней высшего образования.

Болонская декларация, подписанная министрами в июне 1999 года, стала основным документом, заложившим основы создания Европейского пространства высшего образования и стратегии его продвижения по всему миру. В ней определены ключевые цели развития Европейского пространства высшего образования:

– принятие системы понятных и легко сопоставимых ступеней для содействия трудоустройству граждан и повышения международной конкурентоспособности Европейского пространства высшего образования (в том числе через внедрение приложения к диплому);

– принятие системы, базирующейся на двух основных циклах – додипломном и последипломном;

– установление системы кредитов ECTS (европейская система трансфера кредитов) как средства содействия мобильности;

– устранение препятствий для мобильности студентов и преподавателей;

– европейское сотрудничество в обеспечении качества высшего образования;

– содействие европейскому измерению высшего образования (в учебных планах, межинституциональном сотрудничестве, схемах мобильности, совместных программах обучения, практической подготовке и научных исследованиях).

На каждой последующей встрече министров образования государств-участников Болонского процесса принимались коммюнике, в которых уточнялись принципы Болонской декларации: май 2001 г., Париж; сентябрь 2003 г., Берлин; май 2005 г., Берген; май 2007 г., Лондон; апрель 2009 г., Левен; март 2010 г., Вена и Будапешт.

В 2005 году в состав государств-участников Болонского процесса были включены страны постсоветского лагеря: Армения, Азербайджан, Молдова, Грузия, Украина.

Болонский процесс не требует унификации и подчинения, резких революционных шагов, оторванных от национальных контекстов. Важна продуманная, комплексная, гибкая стратегия эволюционного развития образования, нацеленная на повышение его качества. Европейское пространство высшего образования предполагает понятность, открытость, прозрачность систем высшего образования государств-участников Болонского процесса. Во многих отношениях болонский процесс явился революционным событием для сотрудничества в области высшего образования в Европе. В настоящее время в него входят 49 стран.

Болонский процесс создал новую по своим характеристикам и возможностям среду общеевропейского общения, обеспечивая новые перспективы для диалога и сотрудничества в самом широком спектре. Без консолидации общества, выхода на иной интеллектуальный, культурный уровень экономические и социальные достижения в XXI веке невозможны.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ,

УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО СОДЕРЖАНИЮ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

 

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.