Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национально-освободительное движение в Беларуси 1863 – 1865 гг. Идеи К. Калиновского о народном образовании. Просветительские взгляды Ф. К. Богушевича, А. Е. Богдановича




Широкое общественно-педагогическое движение в России и предреволюционная ситуация 60-х годов XIX века не могла не отразиться на политической ситуации в Беларуси. В национально-освободительном движении этого времени и в восстании 1863 – 1865 годов активное участие приняла учащаяся молодежь средних учебных учреждений. Для подготовки восстания ими были созданы революционные кружки, комитеты, проводились антиправительственные демонстрации и манифестации. Учащиеся открыто высказывали протест против существующих школьных порядков, выступали против консервативно настроенных преподавателей, создавали повстанческие отряды. Также в общественно-политическом движении и восстании 1863 года приняла участие наиболее прогрессивная часть учительства, которая содействовала революционному просвещению учащихся и вела революционную пропаганду среди крестьян. После начала восстания занятия в учебных заведениях Беларуси проводились в присутствии военных чиновников.

Ученики Могилевской гимназии выступили с коллективным протестом против политики царского самодержавия. Часть учащихся гимназии за сочувствие и участие в восстании были отданы под суд. К числу руководителей подпольной революционной организации в Минской губернии относились студенты Петербургского университета: Г. Лапицкий, З. Ленский и др. Многие преподаватели и студенты Горы-Горецкого земледельческого института в конце апреля 1863 года присоединились к отрядам повстанцев, захватившим г. Горки. Из Слуцкой, Пинской, Гродненской, Свислочской и Молодеченской гимназий и прогимназий учащиеся вступали в отряды повстанцев.

Государственные власти не могли не отреагировать на создавшуюся ситуацию. Согласно официальным данным за 1863 год из учебных заведений Беларуси и Литвы были отчислены около 2000 учащихся. К началу 1863 / 64 учебного года в Минской гимназии вместо 656 учащихся осталось 336, в Витебской – вместо 300 только 198.

Восстание 1863 – 1865 гг. в Польше, Беларуси и Литве не получило поддержки в других районах России и было жестоко подавлено. Расправой с повстанцами на территории Виленского генерал-губернаторства (Гродненская, Виленская, Ковенская, Витебская, Минская и Могилевская губернии) руководил генерал Н.М. Муравьев, наделенный диктаторскими полномочиями и заслуживший после указанных событий прозвище «вешатель». Весь край был объявлен на военном положении, действовали карательные отряды и полевые суды. За участие в восстании более 15 000 человек подверглись репрессиям, были казнены или сосланы на каторгу и в арестантские роты.

Жесткий военно-полицейский режим, установленный в Беларуси, Литве и Правобережной Украине после подавления восстания, сохранялся долгие годы. Суть политики царизма в данном регионе определял великодержавный шовинизм. Все местные чиновники «польского происхождения», включая учителей, врачей, землемеров и др., были уволены либо переведены по службе в другие районы Российской империи. Были приняты меры по ограничению допуска в университеты студентов из Юго-Западного края.

Одним из самых известных революционных демократов Беларуси был Константин (Костусь) Семенович Калиновский (1838 – 1864). Окончив в 1860 году Петербургский университет со степенью кандидата права, в начале 1861 года он возвращается в Беларусь. К. Калиновский являлся одним из руководителей восстания 1863 года, казнен в Вильно 10 марта 1864 года.

Идеи К. Калиновского о народном образовании и нравственном воспитании молодежи, изложенные в его революционно-демократической публицистике, перекликаются с педагогическими идеями русских революционных демократов. Высоко оценивая роль воспитания в формировании личности человека и жизни общества, он выступал защитником народного просвещения, уже в первом номере газеты «Мужицкая правда» уверяя крестьян в том, что они способны заниматься не только физическим, но и умственным трудом. К. Калиновский неоднократно обращал внимание общественности на необходимости овладения знаниями. В своем знаменитом «Письме из-под виселицы» он писал, что не существует большего счастья на свете, чем обогащенный знаниями человеческий разум. Только при наличии этого условия человек сможет жить в достатке, а обогащенный наукой разум разовьет его сердце. В связи с этим открытие школ для народа должно быть важнейшей обязанностью правительства. При этом главным условием общедоступности образования, Калиновский считал обучение детей на родном языке, выступая за широко развитую сеть школ, в которых на родном языке молодое поколение приобретало бы настоящие знания и воспитывалось в любви к своему народу. Сам К. Калиновский в своих произведениях обращался к крестьянам только на белорусском языке.

Решение вопросов просвещения народа молодой революционер-демократ связывал с уничтожением существующего общественного строя. В газете «Мужицкая правда», в письмах и других обращениях К.Калиновского к простому народу получили отражение его идеи о лучших нравственных качествах человека. Нравственность, по его мнению, должна быть направлена на освобождение человека от духовного и физического рабства, а настоящей моралью признавалась только та, в основе которой находится борьба за благополучие, счастье, уничтожение угнетения. Наиважнейшими нравственными качествами человека являются патриотизм и горячая любовь к Родине. Также большое значение придавал К. Калиновский воспитанию таких нравственных качеств, как непреклонная воля, настойчивость в достижении поставленной цели, умение ставить общественные интересы выше личных, неподкупность, искренность, доводить начатое дело до конца.

Адам Егорович Богданович (1862 – 1940), известный прогрессивный общественный деятель, талантливый педагог, этнограф, фольклорист, лингвист, публицист, отец белорусского поэта Максима Богдановича, друг А.М. Горького. Просвещение белорусского народа он неразрывно связывал с борьбой против социально-экономического угнетения, пропагандируя идею дружбы с великим русским народом. О своем отношении к языкам двух стран он писал следующее: «Для меня они одинаково милы и дороги. Один для меня язык Родины, другой – язык Отчизны». Важное значение педагог придавал усовершенствованию процесса обучения, принципам и методам преподавания, которые обеспечивали бы осознанное и глубокое усвоение знаний учащимися, в резкой форме осуждал бессмысленное зазубривание. Принципу сознательности и активности учащихся им уделялось особое внимание. А.Е. Богданович разделял точку зрения К.Д. Ушинского, считая, что окружающие предметы и явления не будут воздействовать на ребенка, если не развивать его наблюдательность, следовательно, учитель должен возбуждать в детях интерес к природе, приводить яркие примеры, пробуждая умственные способности. Ц ель обучения он видел в том, чтобы развивать ум человека, обогащать его знаниями, пробуждать в нем желание самостоятельно приобретать новые знания. Также под воздействием прогрессивных идей российского педагога А.Е. Богданович изучал народную педагогику, собирал по крупицам устное народное творчество, будучи уверенным, что посредством фольклора народ воспитывает у детей лучшие человеческие качества.

Педагог акцентировал внимание на том,чтодостигнуть положительных результатов в обучении можно только при учете возрастных особенностей детей. Множество полезных советов и высказываний о средней школе содержатся в его статьях: «Школьная страда» (1894), «Об учителях для церковно-приходских школ» и др.

Идейным вдохновителем, «отцом» белорусского Возрождения второй половины XIX века часто называли Франтишека Богушевича (1840 – 1900), раскрывшего в своих наиболее известных произведениях «Дудка Белорусская» и «Смычок Белорусский» историю народа Беларуси и призывавшего к возрождению белорусской государственности, к развитию родного языка, «одежды души», и культуры. Поэт заявил о праве белорусов на самостоятельность. Он обратил внимание на то, что несмотря на многовековое угнетение наш народ сохранил свой язык и культуру. Поэтому белорусский народ должен занять достойное место среди своих «побратимов» – других славянских народов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 4681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.