Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова. Идея общечеловеческого воспитания в статье «Вопросы жизни». Проект школьной системы и преемственность всех её ступеней




Общественно-педагогическое движение второй половины XIX века и его причины. Борьба против сословной школы и критика крепостнического воспитания. Возникновение первых общественных организаций. (Петербургское педагогическое собрание, комитет грамотности, воскресные школы). Развитие педагогической журналистики.

Конец 50-х – начало 60-х годов XIX века вошли в историю России как период революционной ситуации, первого демократического подъёма, который совпал со смертью царя Николая I и окончанием Крымской войны.

В этот период на арену социально-политической борьбы выходят разночинцы – выходцы из чиновников, мещан, купечества, крестьянства, которые стали главными деятелями освободительного движения. Путь к освобождению народа они видели главным образом в его просвещении, поэтому считали просвещение одной из важнейших целей общественной деятельности, составной частью общего социально-политического движения.

В зависимости от путей решения таких вопросов, как цели и задачи воспитания, содержание обучения, система образования, психологические основы процесса обучения и др., в общественно-педагогическом движении 60–70-х годов выделилось 3 основных направления: буржуазно-либеральное, буржуазно-демократическое и революционно-демократическое.

Представители либерального движения требовали перемен в образовании и поддерживали реформы, произошедшие в России в 60 – 70-е годы. Однако их требование улучшить положение в просвещении было вызвано собственными экономическими интересами, а не положением народа.

Буржуазные демократы (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, позднее И.Н. Ульянов, П.Ф. Лесгафт и мн. др.), наоборот, искренне стремились к развитию народной школы, выступали за равноправие всех граждан на образование и освобождение школы от полицейской и чиновничьей опеки. Они многое сделали, чтобы добиться этого от правительства.

В отличие от либералов и демократов, которые хотели «освободить Россию сверху», не разрушая ни монархии, ни власти помещиков, побуждая их только к уступкам «духу времени», представители революционно-демократического направления видели путь преобразования общественно-политического устройства в революции. Резко критикуя политику самодержавия в области просвещения, казённую школу и официальную теорию воспитания, представители революционно-демократического направления (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и др.) предлагали свою демократическую систему образования, определили новые цели и задачи воспитания, которые связывали не с существующим государственным строем, а с новым социалистическим обществом.

Несмотря на принципиально различные позиции по вопросам преобразования общества, представители всех направлений в своем общем стремлении улучшить образовательно-воспитательный процесс создавали различные педагогические сообщества, организации, кружки; открывали воскресные школы и частные гимназии (в деревнях – приходские школы); распространяли педагогическую литературу и т.п. Примером является деятельность:

1) в Петербурге Педагогического общества, в которое входили К.Д. Ушинский, А.С. Воронов, В.Е. Стоюнин, Д.Д. Семёнов и др. известные педагоги (претворяли в жизнь обновления отечественной школы и педагогики, издавали журнал «Педагогическая летопись», открыли библиотеку для учителей);

2) Петербургского и Московского комитетов грамотности (создавали народные школы, издавали учебники и методические рекомендации для учителей; координировали деятельность других просветительских объединений);

3) кружка полтавской интеллигенции, организованного преподавателем Полтавской гимназии А.И. Строниным (открытие женской гимназии на общественных началах, организация воскресных и ежедневных школ грамоты, попытка открыть школу для народных учителей, издание учебников на украинском языке, чтение публичных лекций, организация общедоступных спектаклей, открытие библиотеки, книжного магазина и др.).

Активно работали во многих городах России воскресные бесплатные школы, в которых мог обучаться каждый желающий: дети, в том числе девочки; взрослые, как неграмотные, так и те, кто хотел знать больше. Содержание обучения в воскресных школах составляли закон Божий, чтение, письмо, арифметика, в некоторых – история. Посещение занятий было свободным, форма организации обучения – классная, руководство учебным процессом осуществлял коллегиальный учебный совет, состоящий из учителей. Преподавали самые разные люди, в том числе студенты, офицеры, грамотные солдаты.

Под воздействием общественно-педагогического движения в 60-е годы активно развивалась педагогическая журналистика, которая поддерживала и распространяла передовые идеи о воспитании и образовании, о народной школе. Так во второй половине 50-х – начале 60-х гг. издавались журналы: «Журнал для воспитания» (с 1860 г. переименован в «Воспитание»), «Русский педагогический вестник», «Учитель», «Ясная Поляна» и др. Журналы знакомили преподавателей и родителей с новыми западноевропейскими педагогическими теориями в области воспитания, дидактики и методики начального обучения, определили основные задачи общественного образования народа, призывали общественность к содействию народному просвещению.

Таким образом, к началу 60-х годов под воздействием общественного движения начал складываться новый тип общественной школы с общечеловеческой направленностью. Школы, которая в отличие от государственной, отвергала узкий сословно-прикладной характер, придерживалась гуманности, добрых человеческих взаимоотношений между учащимися и преподавателями. В таких обстоятельствах широкого общественно-педагогического движения правительство, во главе с Александром II, вынуждено было провести реформы в области просвещения, что и было сделано в первой половине 60-х годов XIX века.

Николай Иванович Пирогов (1810 – 1883) более известен как общественный деятель, врач, основоположник военно-полевой хирургии.

Окончив медицинский факультет Московского университета, Н.И. Пирогов продолжил образование и хирургическую практику сначала в Дерптском университете, затем в Европе. С началом Крымской войны (1853) он добивается назначения в действующую армию, где спасает жизни многих солдат. Именно по инициативе Н.И. Пирогова в русской армии была введена новая форма медицинской помощи – сестры милосердия.

В 1856 году в журнале «Морской сборник» была напечатана статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», оказавшая огромное воздействие на прогрессивную русскую общественность того времени. В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания, решение которой автор связывал с реорганизацией существующей системы образования, восстановлением преемственности её ступеней и отмены принципа сословности. По убеждению Н.И. Пирогова, целью воспитания является не ранняя специализация обучения, а подготовка к жизни высоконравственного человека с широким кругозором. «Главное – вырасти человеком, и тогда любую профессию ты можешь сделать своей», – обращался он к молодым людям.

Н.И. Пирогов разработал проект школьной системы, состоящей их двух ступеней: начальной школы (2 года обучения) и средней школы (7 – 9 лет обучения). Согласно предложенному им проекту, можно было выбирать одно из направлений среднего образования: реальное или классическое.

Статья «Вопросы жизни» получила большой общественный резонанс. Александр II назначает Н.И. Пирогова на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов. На новой должности врач по профессии и педагог по призванию активно пытается изменить существующую систему школьного образования, улучшить работу учебных заведений. Он всячески поощряет методические инновационные поиски учителей, готовит открытие университета в Одессе, открывает первую в России воскресную школу для взрослых.

Одним из важнейших вопросов, которые инициировал Н.И. Пирогов, был вопрос о запрете телесных наказаний учащихся, так как их применение унижает достоинство ребенка. Развернутая им на страницах печати дискуссия имела положительные последствия: «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 года телесные наказания в школах были запрещены.

Однако либеральная деятельность Н.И. Пирогова не согласовывалась с общей политикой самодержавия в области школьного дела. Вскоре он был отстранен от занимаемой должности. Член нескольких иностранных академий и ученый с мировым именем был уволен с государственной службы без права на пенсию. Последние годы жизни он провел в своем небольшом имении неподалеку от Винницы, где открыл бесплатную больницу.

3.9.3. Критика существующей системы образования Н. А. Добролюбовым в статьях «О значении авторитета в воспитании» и «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами». Н. А. Добролюбов о роли умственного образования в системе подготовки человека к жизни.

Критика существующей системы образования также нашла отражение в работах известного литературного критика, публициста Николая Александровича Добролюбова (1836 – 1861). Его педагогические взгляды были сформулированы в статьях: «О значении авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «Учитель должен служить идеалом…» и др.

Н.А. Добролюбов считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно сохраняющий в воспитаннике достоинство природы человека, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне образованный. Такой учитель должен стать образцом для детей, иметь ясные понятия «об искусстве обучения и воспитания». Для профессии учителя, подчеркивал Н.А. Добролюбов, особенно важны такие качества, как ясность, непогрешимость убеждений, высокое всестороннее развитие, блестящее знание предмета преподавания.

Основной задачей воспитания, по его мнению, является воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитой личности. «Для этого, – писал Н.А. Добролюбов, – необходимо развивать принципиальность, личную самостоятельность ребенка и всех духовных сил его натуры, способствовать формированию у него единства мыслей, слов, действий». А действующая система воспитания убивает в ребенке «внутреннего человека», отчего он вырастает неподготовленным к жизни.

Особое внимание также уделялось писателем учебной литературе. Он считал, что истинно полезными детскими книгами могут быть только такие, которые одновременно охватывают все существо ребенка и увлекают его воображение в надлежащем направлении, давая пищу мышлению, пробуждая любознательность, укрепляя в нем нравственное чувство.

Как и Н.И. Пирогов, литературный критик выступал против ранней специализации и за общее образование в качестве предпосылки специального образования; акцентировал внимание на значении принципа наглядности в обучении, формулировки выводов после разбора суждений; был сторонником равных прав на образование для мужчин и женщин.

Педагогические взгляды Н.А. Добролюбова на содержание и методику учебной и воспитательной работы, сущность педагогической сознательной дисциплины, воспитание самостоятельности учащихся оказали существенное влияние на формирование демократического общественного сознания в русском обществе XIX века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.