Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика царского правительства в области народного образования после разгрома восстания декабристов




Школы для крестьянских детей в дворянских усадьбах. Создание специальных высших школ. Открытие первых лицеев. Царскосельский лицей. Влияние декабристов на педагогическую мысль и школу России.

Заметную роль в школьном деле в первой половине XIX века приобретает частная инициатива. Открываются частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: Ришельевский лицей в Одессе (впоследствии был преобразован в университет), Ярославский лицей, Лазаревский институт иностранных языков в Москве, подмосковный пансион В.В. Измайлова, школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Архангельское Смоленской губернии и др.

В это период правительство учреждает государственные закрытые учебные заведения для дворянства – лицеи. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл известный общественный деятель того времени М.М. Сперанский (1772 – 1839). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765 – 1814). Из стен лицея вышли известнейшие люди Российского государства: поэт А.С. Пушкин, дипломат А.Н. Горчаков, декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер и мн. др.

Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Обычно пансионное воспитание осуществляли иностранцы и во многих учрежденных ими учебных заведениях уровень образования не отвечал необходимым требованиям.

Однако в основной массе в дворянской среде по-прежнему остается популярным домашнее воспитание. Гувернерами служили по большей части французы-эмигранты. Результаты такого воспитания становятся все более неприемлемыми. А.С. Пушкин писал о «действенности» такого воспитания: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними крепостными холопами, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух-трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем».

Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. Декабристы Ф.П. Глинка, Ф.Н. Толстой, С.П. Трубецкой и др. объединились в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения, так называемой белл-ланкастерской системе, разработанной в конце XVIII – первой половине XIX вв. английскими педагогами А. Беллом и Дж. Ланкастером. На протяжении четырех лет (1818 – 1822) в Санкт-Петербурге были открыты 4 таких училища. В то же время в квартировавших в Петербурге полках были учреждены солдатские школы обучения грамоте.

В своем большинстве декабристы придерживались просветительских позиций, так как считали образование главным фактором преобразования государственного устройства и гражданских отношений в России. В то же время некоторые из них: П.И. Пестель, И.Д. Якушкин и др. – поднялись в своих взглядах на революционно-демократический уровень. В своей работе «Русская правда», рукопись которой обсуждалась в тайном обществе декабристов, П.И. Пестель ставил воспитание в прямую зависимость от экономических условий и политической свободы граждан, призывая «исправить руководство, от которого и нравы исправятся». В программных требованиях, изложенных в Уставе Союза Благоденствия, декабристы предлагали новое, доступное всему народу воспитание, целью которого будет формирование гражданских добродетелей, патриотизма, преданности народу и Родине.

Одним из важнейших требований представителей декабристского движения было предоставление народу права на образование. В связи с этим с целью распространения грамоты среди простого народа члены Союза Благоденствия открывали в своих дворянских имениях школы для крестьянских детей, в городах – для детей городской бедноты, занимались разработкой и переводом учебно-познавательной литературы, подготовкой учителей, организацией бесплатной медицинской помощи и т.п.

Средством интенсивного распространения просвещения декабристы считали белл-ланкастерской систему взаимного обучения, которая в то время была широко распространена в Западной Европе. С этой целью ими была организована общественная организация «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения», которое являлось своеобразным филиалом Союза Благоденствия.

В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни Российской империи усиливаются реакционные тенденции. Значительным влиянием при определении направления и содержания школьной политики в этот период пользуется князь А.Н. Голицын. В декабре 1812 года он становится во главе Русского Библейского общества, которое основало несколько частных школ для бедняков по образцу белл-ланкастерской системы. Через четыре года А.Н. Голицын возглавил Министерство образования России. При нем усиливаются клерикальные тенденции в организации школьного дела. В поддержку данной линии император издает манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что наносит серьезный удар по светскому образованию. Были проведены ревизии содержания образования в различных университетах, в Петербургском и Казанском с особой строгостью.

Правительство начало отходить от либеральных начинаний 1804 года и возобновило самодержавно-притесняющие порядки в сфере образования. Уже в 1819 году была установлена плата за обучение во всех звеньях системы образования, кроме университета, и это резко снизило их доступность для детей низших сословий. В целях расширения религиозного воздействия на воспитание в учебный план гимназий был введен закон Божий и выведены природоведение, философия, политэкономия, естественное право, эстетика – всё, что содействовало «свободолюбивым» настроениям у учащихся. Как известно, главной причиной перемен в просветительской политике самодержавия явилось нарастание общественного движения, которое привело к декабристскому восстанию 1925 года.

Особенно усилилась реакционная политика в области образования после разгрома восстания декабристов, а позднее и польского восстания 1830 – 1831 гг. Это был уже новый период в истории России – царствование Николая I (1825 – 1855), который укоренял самодержавную идеологию и осуществлял политику «православия, самодержавия и народности». Последняя остро критиковалась в 30 – 40-е годы представителями революционно-демократического направления В.Г. Белинским, А.И. Герценом.

В 1826 году Николаем был создан особый Комитет по усовершенствованию учебных заведений, целью которого стало искоренение всего вредного для правительства. Согласно постановлению правительства, новый российский «Устав гимназий и училищ, подчиненных университетам» (1828) ликвидировал преемственность между типами начальных учебных заведений. Она осталась только между гимназиями и университетами. В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип: «Каждому сословию – свой уровень образования». Соответственно этому принципу приходские училища предназначались для низших сословий, уездные училища – для детей купцов, ремесленников и прочих «городских обывателей», гимназии – для детей дворян и чиновников. Каждый тип школы приобрел законченный характер, а вся система образования снова стала сословной. Усилился надзор со стороны чиновников за поведением учащихся и преподавателей; было разрешено применять телесные наказания.

В организации процесса обучения в начальной и средней школах также произошли существенные изменения. Так в учебный план уездных училищ уже не входили физика и природоведение, а содержание обучения в гимназии приобрело выраженный классический характер, то есть много внимания стало уделяться изучению латинского и греческого языков (удельная составляющая этих предметов в 1847 г. Составляла около 41 % учебных часов). Классицизм стал своеобразной реакцией правительства на идеи Великой французской революции, пробудившей просвещение и свободолюбие.

Гонениям со стороны царских чиновников подверглись и университеты. Увольнялись преподаватели прогрессивных взглядов, исключались наиболее свободолюбивые студенты; останавливалась творческая деятельность научных объединений; в преподавании философии и естественной истории насаждались религиозные догмы. В 1835 году был принят новый университетский Устав, который ликвидировал автономию университетов: им было запрещено управлять школами и создавать научные общества; за университетами, как и за средними общеобразовательными учебными заведениями, устанавливался полицейский надзор.

Некоторые изменения в первой половине XIX века наблюдались и в системе профессионального образования: открывались высшие технические учебные заведения, организовывались государственные средние и низшие сельскохозяйственные, технические и коммерческие училища, при некоторых гимназиях – реальные классы технического и коммерческого направления.

«Православие, самодержавие и народность» как идеологическая основа царской политики в области образования дополнялась на окраинах России русификацией народов, которые входили в состав империи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.