Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3.8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века




Трактовка Ф. А. Дистервегом сущности и задач общечеловеческого воспитания. Развитие им принципов природосообразности, культуросообразности, самодеятельности и способов их реализации в учебном процессе. Разработка дидактики развивающего обучения.

Известный немецкий педагог XIXвека Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы.

Образование А. Дистервег получил в Тюбингенском университете, окончив его с ученой степенью доктора богословия. Ещё в студенческие годы он знакомится с педагогическими идеями Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Решив впоследствии посвятить себя «делу образования народов», А. Дистервег длительное время возглавлял учительские семинарии, сначала в Мёрсе, затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми учебными заведениями. Одновременно он вел занятия в опытных начальных школах при этих семинариях.

Плодотворную педагогическую деятельность А. Дистервег успешно сочетал с большой научной и методической работой. С 1827 года он начинает издавать педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания и обучения», в котором им было опубликовано более 400 статей, посвященных вопросам образования. Всю жизнь А. Дистервег стремился к объединению немецкого учительства. В 1848 году он был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза», члены которого выступали против конфессиональной школы и требовали единой народной школы для «всех детей нации без различия состояний и будущего призвания».

Выдающийся педагог-практик А. Дистервег был автором более 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, популярной астрономии. Его «Руководство к математической географии» (1840) и «Элементарная геометрия» (1860) были переведены на русский язык и пользовались широкой известностью. В 1835 году был напечатан основной труд учёного «Руководство к образованию немецких учителей», первая часть которого посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, вторая – преподаванию отдельных предметов. Педагога по праву называли: «Учитель немецких учителей».

В своих работах А. Дистервег выступал с защитой идеи общечеловеческого воспитания. По его мнению, задача школы заключается в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. «Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться в теснейшем единстве. Человек – моё имя, немец – моя фамилия», – писал ученый.

Высказав мысль о ведущей роли обучения в процессе воспитания, педагог пытался найти основные принципы воспитывающего обучения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности каждый учитель. Одним из таких принципов, по его мнению, был принцип природосообразности. Природосообразность воспитания предполагает:

– определение возможного для данного возраста и пола ребёнка уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

– опору на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного возраста;

– преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности;

– построение возрастной психологической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке возрастной периодизации.

А. Дистервег предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Важное место в своей педагогической теории и практической деятельности А. Дистервег отводил принципу культуросообразности, делая особый акцент на том, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или ему предстоит жить, то есть – всю современную культуру во всеобъемлющем смысле этого слова, а в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика. Считая, что преподаватель всегда должен принимать во внимание потребности своего времени и своего народа, учёный указывал на очень большое значение преподавания отечественной истории и географии, родного языка и литературы.

В качестве третьего важнейшего принципа воспитания педагог-практик выделял самодеятельность, под которой подразумевал активность и инициативу. «Быть человеком – значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям…Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением», – писал А. Дистервег. В развитии детской самодеятельности он видел одновременно и конкретную цель, и непременное условие всякого образования. Самостоятельность, в его понимании, равнозначна самостоятельному свободному познанию. У каждого человека должно быть право на развитие самостоятельного мышления.

Одной из важнейших заслуг немецкого педагога-исследователя является то, что он создал дидактику развивающего обучении. В своем «Руководстве к образованию немецких учителей» автор предлагает обобщающую систему дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.

Однако процесс грамотного развития ребенка невозможен без руководства талантливого образованного педагога, который по мнению А. Дистервега, играет решающую роль в воспитании и обучении детей. В своей педагогической деятельности он придерживался следующего девиза: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!». Учитель нового времени в первую очередь должен сам стоять на пути истинного развития, обладать смелостью мышления, руководствоваться любовью к человечеству серьёзно и честно содействовать решению задач своего времени в пределах педагогической деятельности. Учитель должен вдумываться в природу личности ребенка, в искусство воспитания и обучения, «в котором и мастер всегда остается учеником». Учитель не должен быть политиком, человеком клуба и партий, «он прежде всего воспитатель и ваятель детских душ».

Педагогические взгляды прогрессивного общественного деятеля, видного теоретика и практика педагогической науки А. Дистервега получили высокое признание у его современников и последователей. Его работы по праву вошли в золотой фонд мировой классической педагогики

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.