Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3.9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX века




Особенности проведения реформы образования в Беларуси начала XIX века. Характеристика системы образования в Виленском учебном округе. Помещичьи, мещанские и монастырские школы. Школы католических орденов. Одноклассные и двухклассные приходские училища. Развитие женского образования в Беларуси.

Типология российских гимназий середины XIX века. Развитие профессионального образования.

Новые общественные события (в первую очередь, революция 1848 года в западноевропейских государствах) вызвали очередную волну репрессий царского правительства в отношении общеобразовательной школы. В 1849 – 1852 годах была проведена реорганизация, в результате которой были созданы три типа гимназий с разными учебными планами, с дифференцированным обучением: 1) с изучением двух древних языков; 2) с обучением естествознанию и законоведению; 3) с обучением законоведению. Снова повышается плата за обучение, от которой запрещается освобождать учащихся недворянского происхождения из малообеспеченных семей.

Однако развернувшееся в России общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века заставило царское правительство провести существенные реформы в системе образования. Школьные реформы 60-х годов XIX века по своему содержанию были буржуазными, а по характеру и способу проведения – дворянскими. В связи с этим реформы включали в себя две противоположные тенденции: антифеодальную (разрушение сословной школы) и непоследовательно демократическую, поскольку одновременно вводились препятствия для создания единой школьной системы.

Реформы произошли во всех звеньях системы образования. Первым (1863) был утвержден новый университетский Устав, согласно которому было усовершенствована и даже расширена установленная уставом 1804 года автономия для университетов. А именно: состав профессоров определялся выбором по конкурсу, на выборной основе определялись ректор и проректор, деканы, ограничивались полномочия инспекции. Новый Устав содействовал улучшению учебной и научной работы и являлся самым прогрессивным из всех университетских уставов, существовавших в дореволюционной России.

Принятый в 1864 году «Устав гимназий и прогимназий»устанавливал 2 типа гимназий: классическую и реальную. Обе со сроком обучения по 7 лет, но с разными учебными планами. В классической гимназии преподавались латинский и греческий языки и один из новых языков (немецкий или французский). В реальной гимназии преподавались только два новых языка и в большем объеме изучались естественнонаучные и математические дисциплины. Русский язык, литература, география и история имели одинаковое количество часов в неделю.

Несмотря на то, что реальные гимназии имели более приближенный к практике учебный план, они не давали права поступать в университет, в отличие от классических гимназий. Отношения к реальным гимназиям со стороны правительства были не самые лучшие. С приходом в 1866 году министра просвещения Д.А. Толстого количество реальных гимназий постепенно уменьшалось, а в 70-е годы они были преобразованы в классические.

Прогимназии являлись неполными средними школами и соответствовали первым 4 классам гимназии. Открывались они, как правило, в небольших городах. Прогрессивным в новом уставе средней школы было то, что гимназии объявлялись бессословными. В них отменялись телесные наказания, расширялись функции и права педагогических советов.

В начале 60-х годов произошли некоторые изменения и в женском среднем образовании. Согласно «Положению о женских училищах» (1860), создавались общедоступные женские училища 2 разрядов: первого – с 6-летним курсом обучения, второго – с 3-летним. По сравнению с мужскими гимназиями и прогимназиями срок обучения был на год меньше, а а учебный план – более узким. Женские училища ориентировали девочек на роль женщины и матери, поэтому в них особое внимание уделялось таким предметам, как рукоделие, чистописание. В 1870 году женские училища были преобразованы в гимназии и прогимназии.

В 1864 году также была проведена реформа начальной школы. Согласно новому закону, к начальным школам были отнесены элементарные школы различных ведомств: государственные, общественные, частные. Все они, кроме тех, что открывались духовенством, начали подчиняться Министерству народного образования, а на местах – уездным и губернским училищным советам, которые давали разрешение на открытие или закрытие школ, назначение и увольнение учителей.

Право открытия и финансирования начальных школ также приобрели в 60-е годы общественные организации местного самоуправления – земства, которые немало сделали для развития системы образования в России. Так за первые 10 лет после принятия «Положения о земских учреждениях» (1864) в стране было открыто около 10 000 тысяч земских школ, причем это были лучшие среди других типов начальных школ и по материальному обеспечению, и по приобретаемым учащимися знаниям.

Заслуга земств также заключалась в том, что в 90-е годы они полностью взяли на себя оплату труда учителей, открывали семинарии для их подготовки, обеспечивали школы учебниками и учебными пособиями. В земских школах пользовались учебниками Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, Н.А. Корфа и др.

Цель начальных школ по «Положению о начальных народных училищах» 1864 года сводилась к элементарной грамоте и религиозно-нравственному воспитанию. Поэтому их учебный план предусматривал закон Божий, чтение, письмо, арифметику и церковное пение. Характерной особенностью являлось то, что преподавание во всех школах велось только на русском языке

Как и в начале XIX века, эпоха прогрессивных школьных реформ в середине столетия оказалась в России краткосрочной. Вместо введения всеобщего обязательного начального обучения, которое стало назревшей потребностью экономического и общественного развития России и о котором ходатайствовали многие земства, правительство принимает ряд мер, затормозивших развитие образования.

Согласно новому «Уставу гимназий и прогимназий» (1871)все мужские гимназии были преобразованы в классические, а реальные – ликвидированы. В классических гимназиях почти половина учебного времени (41,2 %) отводилась на изучение латинского и греческого языков, а из учебного плана исключалось естествознание. Мало внимания уделялось физике, химии.

Основным принципом комплектования гимназий стал принцип сословности: увеличилась плата за обучение; в 1887 году был введен также специальный циркуляр (известный под названием «циркуляр о кухаркиных детях»), который фактически запрещал прём в гимназии детей простолюдинов: кухарок, кучеров, прачек и т.д.; ограничен прием в гимназии представителей еврейской национальности.

Женские гимназии, как и мужские, имели 8 классов, но в отличие от мужских, в женских гимназиях последний класс был дополнительным (педагогическим). Право поступления в университет женские гимназии не давали.

Не давали такого права и открытые в 1872 году реальные училища – средние школы с 6 – 7-летним сроком обучения и профессиональным уклоном в старших классах: коммерческим, механико-техническим или химико-техническим. Они ориентировали выпускников на высшие технические или сельскохозяйственные учебные заведения. Позднее, когда в России стали открываться хорошо оборудованные средние технические училища с целью подготовки квалифицированных кадров для промышленности, профильные отделения реальных училищ были преобразованы в общеобразовательные средние школы.

Затронула реакционная контрреформа и начальную школу. В 1874 году было утверждено новое «Положение о начальных народных училищах», которое закрепило бюрократический порядок управления школой и вмешательство чиновников в учебно-воспитательный процесс. Таким образом самодержавие стремилось уничтожить всякие проявления вольнодумства среди учителей народных школ.

Самым «слабым» типом начальной школы в этот период являлась церковно-приходская школа, срок обучения в которой составлял 2 года; в земских – 3 года. Только в конце 90-х годов срок обучения в церковно-приходских школах повысился до 3 лет, в земских – до 4 лет. Целью обучения в школах этого типа было «укрепление в народе православного учения веры и христианской морали».

Присоединение белорусских территорий к Российской империи в конце XVIII века положило начало новому историческому периоду, что отразилось на развитии просвещения и педагогической мысли. С одной стороны, объединение соответствовало стремлениям жителей белорусских территорий присоединиться к близкому по вероисповеданию и культуре населению соседнего государства в условиях принудительного окатоличивания в Речи Посполитой. С другой стороны, имперские амбиции России относительно своих окраин заключались в проведении политики русификации относительно других национальностей, уничтожении их самостоятельности.

Постепенно в Юго-Западном крае (официальное название Беларуси) складывается аналогичная русской система образования, хотя в связи с проведенными на данной территории в конце XVIII – первой половине XIX века реформами в ней ещё долго сохранялись присущие ей отличительные особенности. Виленскому учебному округу, созданному в 1803 году, удалось сохранить свою самостоятельность.

Значительное место в системе школьного образования Беларуси до 40-х годов XIX века занимали униатские и католические учебные заведения, через которые руководство учебным округом стремилось укрепить польско-католическую полонизацию белорусов с целью возрождения Речи Посполитой и включения Беларуси в её состав. Под давлением русского дворянства, которое в то время благоволило польской шляхте и возвеличивало её культуру, российские чиновники также отождествляли Беларусь с польскими территориями. Этнографические особенности культуры белорусов в тот период ещё не были исследованы. Только позднее, благодаря активной деятельности учёных Виленского университета, начинается всесторонне изучение материальной и духовной культуры белорусского народа. Всё это определило характерные черты школьного образования в Беларуси.

Особенности школьной системы в Виленском учебном округе были связаны также с деятельностью Эдукационной комиссии, которой удалось придать данной системе просветительскую направленность.

После объединения народная школа продолжает постепенно развиваться в государственной системе образования. До этого она находилась в ведении религиозных католических орденов, православной церкви, братских общественных организаций. Первыми светскими государственными школами в Беларуси стали малые и главные народные училища, открывшиеся согласно Указу 1786 года в Полоцке, Витебске, Могилёве и др.

Широкий доступ к образованию получили все слои городского населения: мещане, купцы, разночинная интеллигенция и др. Вместе с мальчиками в школах начали учиться и девочки.

В программу обучения в народных училищах начали широко включать такие предметы, как арифметика, геометрия, география, физика, механика, природоведение, архитектура, язык, прежде всего, русский.

После реформы 1804 года, в отличие от России, на территории Беларуси присутствует неоднородная сеть учебных заведений, в которых отсутствует последовательность в программах и принципах обучения. Например, для бедных слоёв населения предназначались приходские начальные училища: помещичьи, мещанские или монастырские.

Первые сведения об организации начальных училищ в помещичьих имениях в Беларуси относятся к 80-м годам XVIII века. Школьное обучение крепостных в помещичьих вотчинах явилось результатом разложения феодальной системы, начавшегося в конце XVIII века, и вхождения помещичьих хозяйств в товарно-денежные отношения.

Мещанские начальные училища создавались в деревнях либо в небольших городах с целью подготовки элементарно грамотных людей для нужд местной торговли и промышленности. В них учились дети мелких торговцев, низшего православного духовенства, разночинцев и др.

В состав приходских училищ входили и элементарные учебные заведения, которые находились на содержании монастырей различных католических орденов – монастырские приходские начальные училища. В Глуске и Бунице находились училища бернардинцев, в Речице, Несвиже, Усачах, Столбцах – училища доминиканцев, в Мяделе – кармелитов, в Сенно – францисканцев, в Освее – миссионеров, в Чирее, Казимировце, Свержени – базилианцев. Целью монастырских начальных школ являлось, в первую очередь, окатоличивание местного населения. Этой задаче соответствовала также подготовка учащихся к поступлению в старшие классы средних монастырских учебных заведений.

В четырёхлетних уездных училищах занимались в основном дети обеспеченных мещан или шляхтичей. Основной контингент гимназий составляли дворянские дети. Возглавлял все эти учебные заведения Виленский университет – центр науки и культуры в Беларуси и Литве.

Ещё более сословный характер приобрело образование в Белорусском округе по Указу Виленского университета 1807 года. Согласно данному документу, было создано несколько типов приходских училищ, в том числе двухклассные и одноклассные для мелкопоместной шляхты и ремесленников, и только одноклассные для сельской бедноты, осуществляющие, главным образом, религиозное воспитание.

Особенно усилился процесс русификации в Беларуси после подавления восстания 1830 – 1831 годов, которое развернулось в духе борьбы белорусов и поляков за независимость. В 30-е годы повсеместно закрываются польские школы а поскольку вместо них новые не открывались, то уже к 1834 году количество государственных школ в Виленском учебном округе уменьшилось наполовину. Николаем I был даже создан «Особый комитет по делам западных губерний», в задачи которого входило осуществление административных и политических мероприятий, направленных «на установление покоя» в данных губерниях. Среди мероприятий такого характера большое место занимали вопросы языка, просвещения и культуры. Например, все судебные, общественные и административные дела теперь оформлялись только на русском языке. Употребление белорусского и польского языков в школах и церквах запрещалось.

Репрессивные меры были приняты и в отношении к высшей школе, в частности, к Виленскому университету – главному образовательному центру белорусской молодежи, который также являлся и центром общественно-политического революционного движения в Беларуси в первой четверти XIX века. Прогрессивные студенты и выпускники университета проявляли большой интерес к культуре и просвещению белорусского народа; деятельность многих из них была близка к деятельности декабристов (студенческие объединения филоматов, филоретов и др.). Из стен Виленского университета вышли многие организаторы и участники восстания 1830 – 1831 годов, попробовавшие реализовать свои национальные идеи и избавиться от гнета российского самодержавия. Для ликвидации очага вольнодумства царское правительства в 1832 году закрывает университет.

Последней точкой в борьбе Николая I против белорусов, поляков и литовцев стало объединение униатской и православной церкви. Просуществовав более 240 лет, в 1839 году униатская церковь была присоединена к православной и фактически ликвидирована. Это послужило поводом к закрытию униатских школ, которые играли немаловажную роль в сохранении и развитии национальной культуры.

Еще в конце XVIII века в Беларуси представители римско-католических орденов, с целью экспансии идей католической церкви открывают учебные заведения для обучения девочек. Небольшие пансионы были при монастырях бенедиктинок, базилианок, кармелиток и др. Наиболее активной являлась конгрегация мариовиток, которые основали костелы и школы при них в Новогрудке, Витебске, Гродно, Волковыске, Бобруйске, Пинске, Слуцке и др.

С 1803 года женские учебные заведения переходят в подчинение Виленского, а затем Белорусского учебного округа. Женское образование в Беларуси в первой половине XIX века было представлено, в основном, частными пансионами, предназначенными для девочек из дворянских семей. Эдукационной комиссией был определен порядок организации общественных светских школ, в которых ученицы получали начальное образование, включавшее следующий перечень учебных дисциплин: французский язык и литература, танцы, светские манеры; польский язык, арифметика, история, география, мораль, рукоделие.

Согласно Уставу 1828 года, девочки старше 11 лет могли учиться вместе с мальчиками, но только в приходских училищах, а в 1844 году в Минске были основаны женское приходское училище и светская школа для начального образования девочек дворянского происхождения. Позднее такая же школа открывается в Витебске. К 1845 году в Белорусском учебном округе насчитывалось уже 57 женских учебных заведений.

Первые школы для девочек из бедных семей были открыты в Беларуси в 1843 году в Вильно (двухклассная) и одноклассные в Минске и Витебске. Основными учебными предметами в этих элементарных школах были закон божий, чтение и письмо на русском и польском языках, четыре правила арифметики, давались начальные сведения по ведению домашнего хозяйства и рукоделию.

В число светских специальных учебных заведений Беларуси того времени, в которых учились девушки, входила Гродненская медицинская школа (1775 – 1881), основанная французским медиком Жаном Жильбером. Школа готовила провинциальных врачей и хирургов, а для девушек было открыто повивальное (акушерское) отделение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.