Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных звеньев системы народного образования




Процесс огосударствления школы, который был характерен для Европы в конце XVIII – первой половине XIX вв., явился частью общего процесса политической централизации, становления наций и национальных культур. Ярким примером в этом плане была Россия, вступившая на новый уровень капиталистического развития, что требовало более высокого уровня образования народа. Новый русский царь Александр I хорошо понимал, что благополучие государства зависит от просвещения народа, поэтому им был проведен ряд реформ, в том числе и школьная реформа.

Во-первых, Александром I было организовано Министерство просвещения (1802) вместо устаревших коллегий, первым министром которого стал П.В. Завадовский. Во-вторых, была создана преемственная государственная система школьного образования, которая, согласно «Предварительным правилам народного просвещения» (1803) и «Уставу учебных заведений, подчиненных университетам» (1804), включала 4 этапа взаимосвязанных между собой школ: приходское и уездное училища, гимназию и университет.

Приходское училище являлось первой ступенью системы, было рассчитано на одногодичный курс и готовило к поступлению в уездное училище, или давало законченное начальное образование и религиозное воспитание детям самых низких сословий. Около 9 часов в день учащиеся приходских училищ учились чтению, письму, первым арифметическим действиям, постигали закон Божий и основы общественных отношений, верноподданности самодержавию.

Уездное училище с двухгодичным курсом обучения ставило целью подготовку к поступлению в гимназию, а также давало соответствующий уровень знаний для детей непривилегированных свободных сословий в рамках закона Божьего, основ обществоведения, российской грамматики, всемирной и русской географии, всемирной и русской истории, арифметики, основ геометрии, начальных знаний по физике, технологии и др. Всего преподавалось 15 учебных предметов, притом, только 2 преподавателями Открывались такие училища в уездных или губернских городах в основном на базе малых училищ, которые были созданы по Уставу 1786 г.

На базе главных училищ была создана сеть гимназий – средних по уровню учебных учреждений, которые имели четырехгодичный курс обучения и готовили детей дворян и чиновников к поступлению в университет или давали «знания, необходимые хорошо воспитанному человеку» – латинский, немецкий, французский языки; география, история, статистика; начальный курс философских (метафизика, логика, мораль) и художественных (словесность, теория поэзии, эстетика) наук; физика, естественная история (минералогия, ботаника, зоология), теория коммерции, технология и рисование (закон Божий отсутствовал).

Все предметы подразделялись на несколько циклов и преподавались соответствующим количеством преподавателей, что повышало качество знаний учащихся. С этой же целью в гимназиях рекомендовалось связывать обучение с жизнью, для чего необходимо было организовывать прогулки, экскурсии на местные предприятия; предписывалось гимназиям иметь свои библиотеки, наглядные пособия (карты, атласы, глобусы, различные модели и приборы).

Характерно, что гимназии, в отличие от училищ, которые финансировались в основном за счет пожертвований общественных организаций и поэтому почти не развивались, особенно, уездные, находились на полном государственном обеспечении. В связи с этим они процветали, давая возможность детям дворян занят впоследствии государственные чиновничьи должности, а детям чиновников – занимать, по решению Сената, должности учителей начальных и средних школ.

Университеты, которые получили ограниченную автономию (выборность преподавателей, возможность создавать студенческие общества и др.) являлись высшей ступенью системы образования для тех, кто окончил гимназию. Они руководили гимназиями в соответствующем учебном округе. Уставом было определено 6 учебных округов: Московский Петербургский, Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский.

Директор гимназии, который подчинялся ректору университета, в свою очередь руководил уездным училищем, а директор уездного училища – приходским училищем. Во главе всей сети образовательных учреждений находился попечитель учебного округа.

Таким образом, согласно Уставу 1804 года, была проведена достаточно прогрессивная реформа – провозглашена доступность школы для всех сословий, которые обеспечивались бесплатным обучением и преемственностью между ступенями обучения. В подготовке программных документов участвовали известные учёные и педагоги того времени: академики Н.Я. Озерецковский, С.М. Румовский, Ф.И. Янкович и др. От школьного ведомства руководство осуществлял заместитель министра, бывший воспитатель царя М.Н. Муравьёв. Документами подтверждалось передовое направление светского образования, преемственность в системе обучения, гуманистические задачи воспитания. Однако далеко не все идеи получили воплощение в практике. Так, уже в 1808 году в гимназиях был введен в качестве обязательного предмета закон божий, хотя изначально он в учебном плане отсутствовал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 4159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.