Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два подхода к вопросу о природе ценности экономических благ и две концепции ценообразования. Затратная и ценностная (маркетинговая) концепции ценообразования




Основные положения «трудового» подхода (В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс):

Цена представляет собой денежное выражение стоимости. Сфера образования стоимости – материальное производство. Стоимость (общественно необходимые или средние затраты труда на производство товаров, выраженные в часах рабочего времени) является его внутренней субстанцией. Товары обмениваются на рынке в соответствии с их стоимостью. Стоимость товара создается только живым трудом. Общественное признание товаров происходит в сфере их производства.

Рынок оказывает слабое воздействие на уровень и динамику цен. Практически не учитываются потребительские свойства товара.

На рынке уровень цен отклоняется от величины стоимости продуктов под влиянием спроса и предложения, то есть происходит лишь перераспределение стоимости.

Марксистская теория трудовой стоимости не ставила своей задачей - сформулировать принципы системы ценообразования. Она преследовала чисто идеологическую цель – быть основой теории прибавочной стоимости и тем самым обосновать эксплуататорский характер капиталистического производства.

 

Основные положения неоклассического подхода (А.Маршалл, Д.Робинсон, Э.Чемберлин, Ф.Пигу):

Понятие стоимости исключено из системы ценообразования. Произошел переход к микроэкономическим методам исследования цен, анализу закономерностей формирования и взаимодействия спроса и предложения на отдельных рынках товаров и услуг. Цены не обладают внутренней субстанцией. На уровень цен оказывают влияние рыночные спрос и предложение, под влиянием которых происходит общественное признание товаров и формируются равновесные цены Факторами ценообразования выступают, с одной стороны, полезность, эффект в потреблении (со стороны спроса), а с другой – издержки производства (со стороны предложения). Рыночное установление цен предполагает учет различных видов эластичности спроса и предложения

 

Эти теоретические подходы к ценообразованию лежат в основе двух концепций установления цен.

Трудовой подход лежит в основе затратной концепции, которая принимает в качестве отправной точки сложившиеся фактические затраты фирмы на производство и реализацию продукции. В рамках этой концепции цена образуется как сумма фактических затрат и нормативной прибыли.

Установление цен строго на основе затратного метода – пассивное (реагирующее) ценообразование.

В этих условиях ставится цель фирмы – производителя (продавца) – покрыть затраты и получить желаемую величину прибыли при сложившихся условиях. Тем самым не улавливается чувствительность покупателя к цене.

Затратный подход приводит на практике к:

- установлению слишком высоких цен на «слабых» рынках (с ухудшающейся конъюнктурой) и

- установлению слишкомнизких цен на «сильных» рынках (с растущим спросом).

Неоклассический подход лежит в основе маркетинговой (рыночной, ценностной) концепции, когдафирма обеспечивает получение большей прибыли за счет достижения более выгодного для нее соотношения «ценность - затраты». Цена устанавливается на основе ценности товара для потребителя, а не на основе затрат.

Установление цен в paмках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж - активное ценообразование.

Диалектика ценообразования такова, что учет интересов потребителя приносит производителю большую выгоду, чем забота только о собственных финансовых интересах.

Если фирма пытается найти ответ на вопрос «Какую цену нам следует установить, чтобы покрыть издержки и получить хорошую прибыль?», то это говорит о том, что она исходит при установлении цены из затратной концепции, у нее нет своей политики цен и она осуществляет пассивное ценообразование, приспосабливаясь к сложившемуся уровню себестоимости.

Осуществляя маркетинговую концепцию, она должна найти ответ на другой вопрос: «Какие издержки мы можем себе позволить, чтобы заработать прибыль при тех рыночных ценах, которые мы можем добиться?»

1.3. Рыночные структуры и установление цен. [1]

Различаются совершенная и несовершенная конкуренция. В условиях совершенной конкуренции фирмы не проводят собственной политики цен. Они воспринимают цены, сформированные на свободном рынке, являясь прайс-тэйкерами (price-taker – англ.). В условиях несовершенной конкуренции фирмы выступают как прайс-мэйкеры (price-maker – англ.), в той или иной степени самостоятельно устанавливая цены на продукцию. Формами несовершенной конкуренции являются монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

В условиях несовершенной конкуренции действует правило ценообразования - индекс Лернера:

 

где:

Р – цена;

МС – предельные издержки;

ep – ценовая эластичность спроса.

С помощью этого правила можно определить степень превышения цены над предельными (на практике – над средними) издержками.

Чем менее эластичным по цене является спрос (у товара меньше заменителей, или менее конкурентным является его рынок), тем выше индекс Лернера и сильнее монопольная власть. Фирма, выступающая на данном рынке, имеет большую возможность повышать цену.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самостоятельного изучения:

 

1. Почему ценообразование является частью науки о маркетинге?

2. Что следует понимать под ценой?

3. Назовите внешние и внутренние ценообразующие факторы.

4. В чем заключается принципиальное различие между «трудовым» и «неоклассическим» подходами к ценообразованию, между затратной и маркетинговой концепциями установления цен?

5. Почему при затратной концепции имеет место пассивное ценообразование, а при маркетинговой - активное ценообразование?

6. Какова степень контроля продавца над ценами при различных типах рыночных структур?

7. Каким образом определяется индекс Лернера? В чем заключается его экономический смысл?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.