КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий 4 страница
Совершенствование экономического стимулирования включало улучшение системы ценообразования и улучшение системы оплаты. Оно проводилось, с одной стороны, путем централизованного увеличения ставок заработной платы и складов, с другой стороны — за счет более широкого использования части доходов предприятия для материального стимулирования. С этой целью на предприятиях были образованы фонды экономического стимулирования: Фонд материального поощрения. Отчисления в этот фонд производятся в результате увеличения объема реализованной продукции, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения качества продукции и других экономических показателей. Средства фонда могут использоваться на премирование рабочих, инженерно-технических работников, служащих и других категорий работников по устанавливаемым премиальным системам. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Средства этого фонда используются на строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, профилакториев, столовых и буфетов на предприятиях, а также для долевого участия предприятий в совместном строительстве жилых домов и объектов культурно-бытового назначения. Фонд развития производства создается за счет амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных производственных фондов; прибыли (экономии от снижения убыточности); выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества, числящегося в составе основных фондов, за вычетом расходов, связанных с его ликвидацией. Средства этого фонда могут использоваться для финансирования нецентрализованных капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, приобретению грузового транспорта, предназначенного для технологических целей, совершенствованию организации производства и труда, включая, в частности, приобретение счетных и пишущих машин и других средств механизации управленческого труда. В итоге постановлением о реформе предусматривалось оценивать результаты деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной Прибыли (рентабельности производства) и по выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции. В связи с возвратом к отраслевой системе управления важное значение имело постановление «О передаче дополнительно на решение Советов Министров союзных республик вопросов хозяйственного и культурного строительства», в котором, в частности, предусматривались: участие республик при разработке планов предприятий союзного подчинения, расположенных на территории республик рассмотрение проектов союзных ведомств, связанных со строительством или расширением союзных предприятий на территории республики; использование для нужд республики до 50% сверхплановой продукции; утверждение планов для предприятий республики, продукция которых потребляется на месте. Значительно были расширены права республик в области труда и зарплаты — они могли теперь разрешать применение аккордной оплаты, устанавливать тарифные ставки, сетки и схемы должностных окладов. По существовавшим в то время критериям оценки хозяйственной деятельности реформа 1965 г. дала позитивные результаты. С 1965 по 1970 г. валовой общественный продукт увеличился на 42% против 37% в предыдущем пятилетии. Национальный доход составил соответственно 41 и 32%, продукция сельского хозяйства — 21 и 12%, розничный товарооборот — 48 и 34%. В ходе реформы продолжалось начатое Хрущевым сближение темпов роста продукции групп «А» и «Б» В 1966—1970 гг. их рост составил 51 и 49% против 58 и 36% в 1961 — 1965 гг. Удерживались и темпы строительства жилья, достигнутые при Хрущеве. Тем не менее темпы роста объема производства и национального дохода хотя и снизились, но по сравнению с Западом оставались высокими. В то же время уровень материального благосостояния, который был и ранее ниже, чем в развитых странах, неуклонно снижался — и это вполне закономерно, так как реформа вопреки ожиданиям не способствовала интенсивному развитию советской экономики. Почему? На этот вопрос однозначного ответа не существует. Причин, объективных и субъективных, немало, и они заслуживали самостоятельного рассмотрения. Одной из них было то, что решение намеченных реформой задач было непоследовательным и не доводилось до конца. Реформа, например, намечала расширение самостоятельности предприятий и сокращение числа утверждаемых им показателей — на практике же число последних возросло, а самостоятельность еще больше была ограничена; реформой предусматривалось прекратить частые изменения утвержденных планов, а также изменения отдельных показателей плана без соответствующего уточнения других показателей, а на практике количество изменений утвержденных планов резко возросло. Годовые планы уменьшались с целью повышения возможности их выполнения. Была изобретена даже знаменитая в ту пору формулировка: «Пятилетний план выполнен по сумме годовых планов». Так «облагораживалось» невыполнение пятилетних заданий. Корректировки планов приняли всесоюзный размах и вольно или невольно порождали «плановую анархию». Примерно такая же ситуация сложилась и с выполнением, а точнее, невыполнением, договорных обязательств. Снизилась ответственность транспортных организаций за своевременную доставку и сохранность грузов. К сожалению, перечень мероприятий, намеченных, но не реализованных на практике в ходе реформы, можно продолжить. Более того, некоторые важные положения реформы вообще были преданы забвению — например, создание заинтересованности у коллективов предприятий в принятии более высоких плановых заданий и всемерное повышение качества продукции как одна из главных задач. Повышение качества продукции и принятие более высоких плановых заданий противоречили интересам предприятий и отраслей. С целью расширения самостоятельности предприятий плановым органам было предложено повысить уровень технико-экономического обоснования планов путем разработки и внедрения в планирование прогрессивных нормативов и балансовых расчетов — балансов производственных мощностей и нормативных сроков их освоения, нормативных режимов работы оборудования, норм расхода материалов, сырья, топлива и электроэнергии, нормативов трудовых и денежных затрат. Однако вместо нормативного планирования на практике еще шире стали применяться «среднепотолочные» методы округления на базе «достигнутого уровня». Расход ресурсов на единицу продукции в погоне за объемом в рублях зачастую планировался выше фактического уровня в предшествующем периоде. Вместо намеченного приближения цен к уровню общественно необходимых затрат на практике прочно укоренялся затратный принцип ценообразования на базе индивидуальных затрат. Еще хуже была ситуация с выполнением целей реформы в сфере материально-технического снабжения. Намечаемые прямые длительные связи между производителями и потребителями не были осуществлены. Задание «организовать оптовую торговлю средствами производства» было сорвано. Не было установлено и рационального сочетания коллективных и общественных интересов. В ходе реформы вместо показателя «валовая продукция» был введен новый оценочный стоимостной показатель — «объем реализованной продукции». Этот показатель имел определенные достоинства по сравнению с валом, но сохранял основные недостатки последнего, добавляя к ним свои собственные. Что же представляет собой объем реализованной продукции, или просто реализация? Реализация ~ это проданная валовая продукция, за которую деньги уже поступили на расчетный счет предприятия. Однако если объем валовой продукции будет небольшим, то откуда возьмется большая реализация? Поэтому погоню за объемом реализации нельзя отделять от погони за валом. К тому же важно отметить, что объем реализованной продукции исчислялся в текущих ценах, а темпы измерения роста объема производства и производительности труда надо определять в неизменных ценах, следовательно, снова надо было использовать валовую (товарную) продукцию. Поэтому одной из важнейших причин невыполнения принципиальных положений реформы 1965 г. является сохранение затратных измерителей экономического роста и повышение их роли в оценке работы хозяйственных звеньев всех уровней экономической пирамиды. Положение еще больше обострялось в связи с использованием принципа планирования от достигнутого уровня: чем выше полученные результаты, тем выше план на предстоящий период. Поэтому внедрение достижений научно-технического прогресса, позволявших выпускать более дешевые изделия аналогичного назначения, было просто противопоказано. Дорогие новинки внедрялись, а дешевые отвергались под любыми, порой самыми благовидными, предлогами. Следующей серьезной причиной, тормозящей интенсификацию производства, было сохранение порочного метода определения фонда зарплаты от объема валовой (товарной) продукции. Такой «порядок» планирования фонда зарплаты способствовал тому, что одобренный в тот период ЦК КПСС щекинский метод: больше продукции с меньшим числом рабочих. Изначально щекинский эксперимент основывался на «трех китах»: стабильный на ряд лет план производства, как бы замороженный на тот же срок фонд зарплаты и свободное право распоряжаться ее сэкономленной частью для поощрения работников за интенсификацию труда. Такие гарантии щекинские химики имели в самом начале становления метода. Потом началась обычная корректировка планов и фондов, и щекинцы, имея лучшие в отрасли производственные показатели, оказались в крайне затруднительном финансовом положении. Достигнутая к концу года экономия фонда зарплаты сокращала «базу» для нового плана, и фонд на каждый последующий год оказывался урезанным. В годы 9-й пятилетки фонд зарплаты был уменьшен на 3 млн. руб. Округленно-уравнительный принцип планирования фонда зарплаты приводил к тому, что сокращение численности людей автоматически уменьшало и фонд зарплаты. Объясняя, почему заводы не избавляются от прогульщиков, директора поясняли, что прогулы не оплачиваются, в связи с чем накапливается определенная сумма для поощрения хороших работников, а при увольнении прогульщиков они «уносят» с собой и среднюю зарплату. И, наконец, еще одной серьезной причиной неудач реформы было сохранение принципа определения расхода материальных ресурсов на тысячу (миллион) рублей валовой продукции (принципа «миллионника»). Чем больше материальные затраты, тем «законнее» основания для получения более высокой цены. Неуклонный рост расхода материальных ресурсов на единицу изделия и на единицу мощности, скажем, трактора, автомобиля, маскировался опережающим ростом цены. Поэтому повышение материалоемкости конкретных видов продукции в отчетах выглядело как снижение последней. В постановлении о реформе 1965 г. записано, что при подготовке новых оптовых цен надо исходить из необходимости «возмещения всем нормально работающим предприятиям издержек производства и получения ими прибыли в размерах, обеспечивающих, как минимум, плату за производственные фонды и создание устанавливаемых настоящим постановлением фондов предприятия». А что значит «нормально работающие»? Такое безразмерное определение издержек производства привело к забвению норм расхода материалов и нормативной трудоемкости, а в конечном счете к игнорированию трудовой теории стоимости. Практически цены устанавливались на базе индивидуальных затрат. Расход материальных и трудовых ресурсов на единицу одинаковых изделий на отстающих предприятиях был значительно выше, чем на передовых. Расточительство стало нормой. К «нормальному» расточительству, порожденному сохранением и усилением господства «свергнутого» вала, следует добавить и собственные пороки нового показателя — объема реализации. Наиболее серьезным из них было ухудшение платежной дисциплины. Новый показатель вызвал цепную реакцию неплатежей в народном хозяйстве. В план объема реализованной продукции включались лишь те суммы, которые уже поступили на расчетный счет предприятия за поставленную заказчикам продукцию. Довольно частыми бывали случаи, когда завод согласно договору поставлял своему партнеру продукцию, а у того не было денег для оплаты; поставщик, не получивший своевременно деньги за свою продукцию, не мог рассчитаться со своими поставщиками, а те — своими, т.е. образовывалась цепочка срыва платежей. В конце месяца все, начиная с директора и кончая специальными гонцами в разные концы нашей необъятной Родины, занимались «выколачиванием» денег. Наряду со снабженцами-толкачами, специализировавшимися на отоваривании выделенных фондов и нарядов, появились толкачи образца 1965 г. по сбору денежных долгов. (Использование этого опыта ныне представляется весьма актуальным.) Указанные недостатки с годами становились все более явственными, а их негативные последствия приводили к возрастающему расточительству. В печати все более активно начали появляться критические отзывы о затратной системе управления экономикой. Юбилейную 10-ю пятилетку развития народного хозяйства СССР заблаговременно назвали «пятилеткой эффективности и качества». В докладе Л.И. Брежнева «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» много говорилось об интенсификации производства, без которой значительное повышение эффективности производства в условиях развития технического прогресса трудно себе представить. В этой связи особый упор делался на улучшение системы управления на макро- и микроуровнях. В докладе, в частности, отмечалось, что в современных условиях решающим звеном становится организация, т.е. дальнейшее управление экономикой в самом широком смысле этого слова. Управленческая, и прежде всего плановая, деятельность должна быть нацелена на конечные народнохозяйственные результаты. Очень важное звено в улучшении руководства экономикой — это совершенствование организационной структуры и методов управления. Немало добрых слов об интенсификации и повышении эффективности производства содержалось и в докладе А.Н. Косыгина по проекту 10-й пятилетки. Он подчеркивал, что главная задача пятилетки — осуществление курса на подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства и повышения его эффективности, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, всемерного улучшения качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Но все эти добрые слова и благие пожелания расходились с практикой. Противоречие между теорией и практикой, между объявляемыми целями и результатами их реализации становились все более очевидными, и все больше подобных фактов попадало на страницы газет и журналов. Заведующий отделом Центрального конструкторского бюро арматуростроения М. Громыко в заметке «Дорого... значит выгодно» рассказал, что КБ арматуростроения создает арматуру в основном из полимерных материалов, которая по своим качествам успешно конкурирует с той, которая делается из дорогих специальных сталей и сплавов, во много раз дешевле, удобнее в монтаже и имеет более длительный срок использования. Сотрудники КБ рассчитывали, что заводы охотно будут осваивать такие изделия, поскольку экономическая выгода от этого исчисляется многими миллионами рублей. Однако, как выяснилось, налаживать производство дешевой продукции никому не хотелось, поскольку это было чревато невыполнением плана в рублях, и предприятия под любыми предлогами отказывались от производства арматуры из пластмасс. Токарь харьковского моторостроительного завода «Серп и молот» В. Герасименко в статье «Гоним стружку» писал: «Смежники поставляют нам заготовки, полученные в результате так называемой свободной ковки. Допуски на них, как мы невесело шутим, «плюс-минус километр». Вот и гоним металл в стружку. От двухсоткилограммовой болванки остается всего лишь 30 кг». Подобные факты в печати стремились представить как отдельные недостатки и недоразумения. Но в статье Д.В. Валового «Совершенствуя хозяйственный механизм» обстоятельно доказано, что удорожание продукции любыми путями является закономерностью затратной системы управления экономикой. В ней раскрываются корни этой системы и высказываются конструктивные предложения по ее ликвидации. Более подробно теоретическая несостоятельность и практическая расточительность действующих методов измерения экономического роста, оценки и стимулирования хозяйственной деятельности рассмотрены Д.В. Валовым в работе «Экономика в человеческом измерении». Глубокий анализ недостатков затратных методов хозяйствования и пути создания научной системы управления интенсификацией экономики представлен в трудах B.C. Немчинова, который показал, что предприятия постоянно получают определенные плановые процентные задания (по росту объема производства, по снижению себестоимости и т.д.) от вышестоящих органов, которые не несут перед предприятиями никакой ответственности за диспропорции в планах. Планы производства, планы по труду, планы финансирования, кредитования, материально-технического снабжения не согласованы друг с другом. По мнению B.C. Немчинова, при составлении и реализации плана решающее значение имеют правильное распределение функций управления, а также прав и обязанностей между хозяйственными звеньями. Никакой вышестоящий орган не может знать столь же хорошо внутренние ресурсы и условия производства, как само предприятие. Поэтому при планировании особенно важно соблюдать необходимую меру централизации, чтобы всегда обеспечивать простор для низового планирования и инициативы мест.
Неэффективность действующей системы управления экономикой подвергалась все более активным анализу и критике в научных учреждениях. В коллективном труде сотрудников Центрального экономико-математического института «Проблемы оптимального функционирования социалистической экономики» во главу эффективного экономического механизма управления положен принцип: «То, что нужно социалистическому обществу в целом, должно быть экономически выгодно каждой его производственно-хозяйственной ячейке». Критикуя действующую систему оценки работы и методы стимулирования, авторы отмечали, что предприятия не заинтересованы в выпуске более дешевой продукции, так как это приводит к снижению показателя реализованной продукции. В качестве оценки работы предприятий авторы предложили использовать показатель «прибыль», сохранив при этом задания по важнейшим видам продукции в натуральном выражении. В порядке экспериментальной проверки было предложено организовать коммерческую оптовую торговлю дефицитным оборудованием и материалами. Прогрессивным по тому времени было и предложение о переходе к платности природопользования во избежание расточительного использования природных ресурсов. Обоснованным было и предложение о введении платы за использование трудовых ресурсов. Авторы предложили следующий ограниченный круг показателей, который должен утверждаться производственным коллективом: важнейшая номенклатура производимой продукции в натуральном выражении; общий фонд зарплаты; отчисления от прибыли в бюджет в форме платы за использование производственных фондов, природных и трудовых ресурсов; объем централизованных капитальных вложений, которые финансируются за счет бюджета. Центральным звеном улучшения механизма управления, по мнению авторов, должно быть усиление личной заинтересованности в результатах своего труда. Критерий удовлетворения потребностей общества должен быть стержнем всей системы управления экономикой СССР. В специальной главе «Конечные народнохозяйственные результаты производства» трехтомного коллективного труда сотрудников Института экономики АН СССР «Экономический строй социализма» показаны недостатки системы показателей и нецелесообразность применения для измерения роста и оценки хозяйственной деятельности показателей, включающих повторный счет стоимости прошлого труда. Повторный счет явился первопричиной поисков различных форм производственных результатов, свободных от указанного недостатка. Постановка такой проблемы имеет длительную историю, а известная «догма» Смита в определенной степени была неудачной попыткой освободиться от повторного фигурирования стоимости одних продуктов в стоимости других. В советской экономической литературе вопрос о конечном продукте был поставлен еще в 20-е гг. Авторы преложили методы определения конечного продукта без повторного счета. При этом важное внимание было уделено показателю «чистая продукция». Чистая продукция является более объективным показателем участия коллектива каждого звена в общественном производстве. Осуществляемое с целью совершенствования хозяйственного механизма использование чистой (нормативной) продукции в качестве показателя оценки хозяйственной деятельности предприятий, измерения производительности труда и т.д. исходит из объективного содержания чистой продукции как одного из завершающих конечных результатов производства на всех его структурных уровнях. Однако реформа, предлагавшая использовать показатель «чистая продукция», по иронии судьбы не была реализована. Экономическая реформа 1979 г. по своему замыслу должна была способствовать интенсификации советской экономики, но по уровню реализации уступала всем подобным попыткам. В июле 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества». Придавая особое значение экономической реформе, ЦК КПСС выпустил специальное постановление, в котором отмечалось, что в соответствии с установками XXV съезда КПСС необходимо нацелить всю управленческую и плановую деятельность на повышение эффективности производства и качества работы, достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, на более полное удовлетворение растущих общественных и личных потребностей. В чем принципиальное отличие этой реформы от всех предыдущих? Во-первых, в ней было предложено измерять экономический рост не по валовой, а по чистой (нормативной) продукции, которая исключает повторный счет прошлого труда и заинтересованность производителей в повышении материалоемкости продукции. Во-вторых, рост производительности труда рекомендовалось исчислять по чистой (нормативной) продукции или другому показателю, более точно отражающему в отдельных отраслях изменения в затратах труда. В-третьих, фонд зарплаты предполагалось определять по нормативам на рубль продукции по показателю, применяемому для измерения производительности труда. В-четвертых, при оценке выполнения предприятиями задания по выпуску продукции в натуральном выражении предлагалось учитывать только изделия, поставляемые по договорам и нарядам-заказам. В-пятых, реформа предусматривала конкретные изменения в системе управления на макро- и микроуровнях и распространялась на все отрасли хозяйства. В постановлении предусматривалось, что в процессе разработки планов предприятия и объединения со сбытовыми организациями вместе с потребителями и поставщиками должны определять номенклатуру и ассортимент продукции для заключения хозяйственных договоров. Предполагалось, что такой порядок поможет обеспечить сочетание стоимостных и натуральных показателей, а также ликвидировать так называемый воздушный вал. В печати было опубликовано немало критических отзывов о принципе планирования от достигнутого» (чем лучше коллектив работает, тем выше дается ему очередное задание), в результате использования которого опытный хозяйственник всегда стремился иметь резервы «про запас» — в противном случае он нередко попадал в весьма затруднительное положение. Для устранения подобной несправедливости в постановлении предусматривалось разрабатывать пятилетние и годовые планы объединений и предприятий на основе экономических и инженерных расчетов, не допуская определения заданий только на базе достигнутых показателей. С этой целью министерствам и ведомствам было предложено в 1979—1980 гг. составить паспорт на каждое объединение (предприятие) с указанием наличия и использования производственных мощностей, коэффициента сменности, организационно-технического уровня и специализации производства и др (Кстати, на многих западных фирмах имеются не только такие паспорта, но и подробные описи рабочих мест.) Новая реформа коснулась и вопросов корректировок планов. Нередко руководители объединений и предприятий в декабре просили вышестоящие хозяйственные органы снизить им план, т.е. подогнать его под фактическое выполнение, чтобы не лишать коллектив 13-й зарплаты и не уменьшать фонды экономического стимулирования. В 1979 г. только Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения изменяло план объема реализованной продукции для 134 из 157 объединений и предприятий отрасли, в том числе для 44 — в декабре; для 102 объединений и предприятий была произведена корректировка заданий по производительности труда (треть этих изменений была сделана в декабре). Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности в 1978 г. 49 раз изменяло плановые задания для Тбилисского станкостроительного объединения. Постановление предусматривало обеспечить стабильность утвержденных планов, не допускать корректировки их в сторону снижения, подгонки под фактическое выполнение. Руководящие работники министерств, с разрешения которых производились такие изменения, должны были привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, а работники объединений и предприятий — лишаться премии. Преимущества целевых комплексных программ хорошо известны в мировой практике менеджмента. В постановлении было предусмотрено разработать в качестве важнейшей составной части государственных планов целевые комплексные научно- технические, экономические и социальные программы, а так же программы развития отдельных регионов и территориально-производственных комплексов. С целью улучшения сбалансированности планов и комплексного обеспечения производства необходимыми ресурсами большое внимание в постановлении уделялось более рациональному сочетанию отраслевого и территориального планирования и управления. Были намечены меры для обеспечения выполнения заданий по всем наименованиям продукции. Разумеется, оперативный учет выполнения плана в натуральном выражении — дело непростое. Чтобы показатель реализованной продукции стал более действенным, объективным, в него внесены 2 принципиальных изменения В объем реализованной продукции должна была включаться стоимость только тех видов продукции, которые предусмотрены хозяйственными договорами и заказ-нарядами. Недовыполнение заданий по отдельным видам номенклатуры и ассортимента приводило к срыву плана по реализованной продукции, так как перевыполнение заданий по выгодным для поставщика, но не предусмотренным договорами и нарядами изделиям учитываться не должно. Устранялся еще один существенный недостаток этого показателя — цепная реакция неплатежей, вызываемая его применением. Для предотвращения этого предусматривалось, что при отсутствии у заказчика средств на оплату продукции, поступившей согласно договору, ее оплачивают Госбанк или Стройбанк с отнесением 5-процентного кредита за счет покупателя, который он обязан погасить в 60-дневный срок. После истечения этого срока кредитование продолжается с повышенным процентом. Большинство мероприятий, намеченных экономической реформой 1979 г., полностью соответствовало сущности применяемого на Западе менеджмента. К сожалению, они оказались нереализованными. После Косыгина — инициатора этой реформы — и Брежнева, при котором намечалось ее проведение, даже те министерства и предприятия, которые в течение нескольких лет в порядке эксперимента работали по-новому, постепенно возвращались к старому «порядку», который был более привычным. Все новое было связано с риском, и порой немалым. «Застой» в полном смысле этого слова не создавал условий для творческой инициативы. Принятие постановления о новой реформе в 1979 г. не было случайным. После подготовительной работы, на которую отводилось 2 года, с 11-й пятилетки (1981 — 1985 гг.) все народное хозяйство должно было работать по-новому. Но эта реформа осталась нереализованной. Новый глава правительства Н.А. Тихонов в своем докладе «Об основных направлениях развития народного хозяйства в 11-й пятилетке» об экономической реформе 1979 г. не обмолвился ни единым словом. Господство затратной системы управления экономикой продолжалось, что приводило к дальнейшему ухудшению и обострению социально-экономической ситуации.
Тема 6 Концепция социального рыночного хозяйства и роль менеджеров в государственном регулировании в Западной Европе
6.1 Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда
Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард (1897-1977) в 50-60 гг. нашего столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразованную социально-экономическую жизнь страны. «Сегодняшняя система, - писал Эрхард, - должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма». (Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. – М., - С.7.) Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории «социального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государственной доктрины и являвшейся основой экономической программы. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство с самого начала было не только теорией, но и практическим методом, позволившим радикально изменить облик страны.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |