Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия когнитивной лингвистики. Понятие «концепт»




Когнитивная лингвистика – одна из новых когнитивных наук, объектом исследования которых является природа и сущность знания и познания, результаты восприятия действительности и познавательной деятельности человека, накопленных в виде ос­мысленной и приведенной в определенную систему информации. Исходные понятия этой дисциплины таковы.

Познание – процесс отражения и воспроизведения в мышле­нии действительности, в результате которого происходит накоп­ление знаний; это взаимодействие систем восприятия, понима­ния, представления (репрезентации) и порождения информации.

Информация – сообщения о фактах, событиях, процессах; данные, сведения, знания, приходящие к человеку по разным каналам и кодируемые, обрабатываемые и перерабатываемые в текущем сознании; знания, представляемые и передаваемые язы­ковыми структурами в процессе коммуникации.

Знание – базисная форма когнитивной организации резуль­татов отражения объективных свойств и признаков действитель­ности в сознании людей, поскольку оно представляет собой важ­ный фактор упорядочения их повседневной жизни и деятельнос­ти. Знание – часть памяти, содержащиеся в сознании сведения, результаты отражения объектов окружающего мира, объединен­ные в определенную упорядоченную систему. Это данные, полученные в ходе таких мыслительных процессов, как индукция и дедукция, умозаключение, рассуждение, ассоциация, а также операций сравнения, идентификации, распознавания, категори­зации и классификации объектов. Именно благодаря актуальности и важности в жизнедеятельности человека знание становится элементом культуры. Одновременно с этим знание является продуктом культуры, поскольку процесс освоения человеком правил, норм и стереотипов мышления, вы­работанных предшествующими эпохами, происходит путем включения знаний в реальную историческую практику людей, при­надлежащих соответствующему этнокультурному сообществу.

В центре внимания когнитивной линг­вистики находятся языковые знания. Главным понятием когнитивной лингвистики является понятие «концепт». Сознание человека иногда представляют в виде своеобразного аналога библиотечного систематического каталога с большим количеством отсеков, в которых содержится информация, касающаяся того или иного предмета. Данные отсеки в когнитивной науке получили название «концептов» (А.А. Павлова, 2004, с. 47).

Концепт (от лат. conceptus – собрание, восприятие, зачатие) – это акт «схватывания» смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания. Термин «концепт» введён в философию Абеляром в связи с анализом проблемы универсалий, потребовавшим расщепления понятий языка и речи. Высказывание становится единицей речевого общения. Речь была охарактеризована как сущность, обладающая субъективностью, смыслоразличительной функцией и смысловым единством. Она стояла в тесной связи с идеями творения, воплощения слова и интенции, присущей субъекту как его активное начало и полагавшей акт обозначения и его результат – значение внутри обозначаемого (Ю.Е. Прохоров, 2008., с.30).

Термин «концепт» появился в научной лингвистической литературе лишь в середине XX в., хотя его употребление зафиксировано в 1928 г. в статье С.А. Аскольдова «Концепт и слово». Под концептом автор понимал «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» (С.А. Аскольдов, 1997, с. 30).

Концепт в современной лингвистике понимается как:

1) «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределённое множество предметов одного и того же рода» (С.А. Аскольдов, 1997, с. 269);

2) «совокупность всех значений и понятий, возникающих при произнесении и осмыслении данного слова в сознании индивидуальной личности» (Д.С. Лихачев, 1997, с. 282);

3) «сведения о том…, что индивид воображает об объектах мира» (Р.И. Павилёнис, 1983, с. 4);

4) «квант структурированного знания» (Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, 1996, с. 90);

5) «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово» (Ю.Н. Степанов, 2001, с. 43).

6) это «все то, что мы знаем об объекте во всей экстенсии этого знания». Он представляет собой семантическую категорию наиболее высокой степени абстракции, включающую в себя частные значения конкретизации общей семантики. В.Н. Телия подчеркивает, что концепту онтологически предшествует категоризация, которая создает типовой образ и формирует «прототип» (В.Н. Телия, 1997, с. 30).

Обобщенное определение концепта содержится в работе А.А. Павловой:

концепт – это совокупность всех знаний, понятий, ассоциаций, переживаний, как воображаемых, так и реальных, как вербальных, так и невербальных, особым образом структурированных в ментальном пространстве субъекта, которые актуализируются в сознании носителя языка при восприятии им некоторого слова-имени концепта (слова-концепта) (А.А. Павлова, 2004, с. 47).

И.А. Стернин предлагает разграничивать несколько уровней концепта, или когнитивных слоёв, «различающихся по уровню абстракции, отражаемому ими и наслаивающихся на базовый слой». Помимо этого возможно также выделение сегментов концепта. Так, например, сегментами концепта толерантность будут политическая толерантность, научная толерантность и т.д.

Концепт зарождается как единица универсального кода, т.е. как индивидуальный чувственно-предметный образ, в основе которого лежит чувственный опыт. Он вполне конкретен. Так, у одного человека концепт книга представлен образом букваря, у другого – Библии, у третьего – любимым томиком А.С. Пушки­на. Со временем конкретный образ абстрагируется от реального предмета и превращается в собственно мыслительный, но он всегда индивидуален, так как восходит к личному опыту.

Однако не следует думать, что образ, лежащий в основе кон­цепта, никак не связан с общественным сознанием. Как раз на­оборот, личностные образы связаны с этнокультурными пред­ставлениями и, в конечном счете, становятся или общеэтническими, или групповыми, или личными.

Предметно-образный код составляет ядро концепта, которое в процессе углубленного познания объекта обогащается новыми смысловыми признаками; в результате увеличивается объем кон­цепта, «уплотняется» его содержание. Смысловые признаки нахо­дятся в нежестко детерминированных отношениях; они способны видоизменяться, угасать или актуализироваться в зависимости от социокультурного опыта личности. Поэтому концепт лишен четкой структуры и внутренней организации частей и компонентов. Вместе с тем концепт не хаотичен, его компоненты (признаки) определенным образом упорядочены: предметно-образное ядро в высшей степени конкретно, периферийные компоненты могут быть предельно абстрактными; разные слои концепта находятся в отношениях производности. Этими свойствами концепт принци­пиально отличается от понятия (структурной единицы речи).

Зарождение концепта происходит благодаря соотнесению (связыванию) предметных образов (не понятий!). Действительно, если образуются простейшие суждения типа мурашки бегают (по телу), то было бы ошибочным думать, что элементы этого суждения, выраженные словами мурашки и бегать, представляют собой некие понятия. За этими словами просматриваются лишь сенсорно-перцептивные образы. Понятийные обобщения оказываются элементами суждения лишь на высшем уровне мысли. На низших уровнях речемышления оперативными единицами суждения выступают первичные и вторичные образы. Поэтому следует признать убедительной точку зрения тех ученых, которые (в отличие от логиков) рассматривают производный характер понятий и генетическую первичность суждений (К. Бюлер). В таком случае понятие – структурная единица мысли, суждение – структурная форма мысли. Данная концепция весьма органично вписывается в теорию онтогенеза речемышления, разработанную Л.С. Выготским (1956). Ученый утверждает: «Подобно тому, как слово существует только внутри целой фразы, и подобно тому, как фраза в психологическом отношении появляется в развитии ребенка раньше, чем отдельные изолированные слова, подобно этому и суждение возникает в мышлении ребенка прежде, нежели отдельные, выделенные из него понятия» (Л.С. Выготский, 1999, с. 209). Из этих рассуждений вытекает несколько важных для когнитивной семантики положений:

суждение генетически предшествует понятию;

понятие всегда существует только в структуре суждения;

• не всякое суждение состоит из понятий;

• понятие – более сложная когнитивная структура, структурная единица мысли.

В обыденном суждении, где структурной единицей мысли понятие быть не может по определению, таким структурным элементом выступает первичный или вторичный образ. При этом образ – это структурный компонент речемысли, но не ее структурная единица. Если понятие как структурную единицу мысли сравнивают (вслед за Л.М. Веккером) с «молекулой», то образ – это её «атом».

Сложные конфигурации понятий, образов, языковых значений и внеязыковых смыслов – когнитивная база для формирования концептов, или общих (обыденных) понятий, ментальных сущностей нежестко структурированного характера (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 184).

Средства языковой объективации, или вербализации, концепта весьма многообразны. К ним относятся: прямые номинации; косвенные, образные номинации, синонимические свойства языка, в том числе эвфемизмы, единицы, словообразовательно связанные с основными средствами вербализации концепта; устойчивые расчленения номинации; фразеологические единицы; синтаксические структуремы; афористика; субъективные дефиниции (определения); публицистические и художественные тексты (З.Д. Попова, И.А. Стернин, 2001, с. 56–57).

Ю.Е. Прохоров показывает место концепта в национальной языковой картине мира.

1. Каждая языковая единица в процессе своего существования в речевом общении «обрастает» определённой совокупностью ассоциативных связей с другими единицами – она образует вокруг себя некоторую семантическую сферу, а совокупность семантических сфер, реализуемых в ассоциативно-вербальной сети речевого общения носителей данного языка, образует семантическое пространство;

2. Каждая языковая единица, будучи знаком, фиксирует и именует определённую связь между явлением действительности, значение и смыслом этого явления. Знак должен содержать и всю эту совокупность смыслов, проявляющихся с учётом реального процесса общения. При этом собственно знак является и устойчивой, и мобильной структурой, обеспечивающей и единообразное понимание его в определённой языковой сфере, и возможность использования его как метафору в иных условиях речевого общения. Совокупность семиотических сфер образует семиотическое пространство;

3. Совокупность семантических сфер и семиосфер, расположенных во взаимосвязанном пространстве, создаёт условия для возникновения сфер более высокого порядка – концептосфер, которые, с одной стороны, через семантические сферы связаны с языком, с возможностью именования их или их частей, а с другой – посредством семиосфер связаны с достаточно устойчивыми моделями восприятия и постижения мира. Совокупность концептосфер создаёт концептуальное пространство;

4. Взаимодействие семантических, семиотических и концептуальных пространств образует национальную языковую картину мира (Ю.Е. Прохоров, 2008, с. 119–120).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 9625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.