КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формально-логические признаки системной организации и управления
Понятие и содержание системы Тема 3. Система социального управления. Организация системы управления органами внутренних дел Понятие «системы» имеет широкое толкование в различных отраслях науки. Это объясняется и сложностью системного образования и различными целями исследования Одним из первых в нашей литературе дал определение понятия «системы» В Н. Садовский Проанализировав различные определения системы, он пришел к выводу, что под нею необходимо понимать «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство»1. По его мнению, существенными признаками системы являются: множественность элементов (не менее двух); существование связей; целостный характер данного образования. Системы могут составлять - технические устройства, биологические организмы и общественные образования. В связи с этим их можно разделить на три типа: механические, биологические и социальные Социальные системы, в отличие от других, получивших программу своего поведения извне, самоурегулированы, что внутренне присуще обществу на любой ступени его развития Социальная система как целостная совокупность обладает специфическими устойчивыми качественными. Эти характеристики позволяют различать между собой социальные системы и носят названия системных признаков Следует отличать понятия «признаки системы» и «системные признаки». Первое характеризует основные черты системы, т е те особенности общества, социальной группы, коллектива, которые дают нам основание называть данное социальное образование системой Например, отделение уголовного розыска Н-ского РОВД можно назвать социальной системой управления, если оно умеет следующие признаки (черты): количество сотрудников не менее двух; они взаимосвязаны и взаимозависимы; целостность образования характеризуется совместностью действий по достижению общей цели. Второе, что присуще конкретной системе и отличает ее от другой Например, систему уголовного розыска и система БЭП отличаются друг от друга специфическими признаками, а именно' различными целями, методами и формами их деятельности Садовский В Н Основание общей теории систем -М.1974 с 83 102 2-397- 33 - Уяснив понятия «признаки системы» и «системные признаки», можно привести определение самого понятия «система». Система - это два или более элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих, образующих при этом целостное единство, обладающие специфическими свойствами. Социальную систему отличает от других типов систем наличие цели, объединяющей людей. Орган внутренних дел любого уровня одновременно является функциональной (целевой) системой и системой управления В приведенном выше определении системы, в основном, отражен структурно-функциональный аспект. Рассмотрение системы без учета функционального аспекта не отражает в полной мере ее сути и направленности. Система всегда представляет собой функциональную структуру. Система должна рассматриваться как структурно-функциональное единство, в котором структура и функции представляют соответственно статический и динамический аспекты системы. Один и тот же объект в зависимости от целей исследования может рассматриваться и как статика (в смысле структуры) и как процесс. И то и другое неразрывно связано между собой. Таким образом, система - это целостное единство структурно расчлененных, но взаимосвязанных элементов, реализующих определенные функции в условиях конкретной внешней среды. При этом связь между всеми элементами самой системы прочнее, чем связь любого элемента системы с элементами иной системы, в том числе с элементами внешней среды. Данная особенность и позволяет проводить границы между различными системами, а также отделять систему от среды функционирования. Система является сложным образованием Она включает в себя следующие элементы: субъект управления (управляющая система); объект управления (управляемая система), прямые и обратные связи; внешняя среда функционирования. Каждый субъект управления может одновременно быть и объектом управления в зависимости от условий его деятельности и места в системе управления. Высшим уровнем социального управления является общество. Государство, как форма политической организации является элементом (подсистемы) этой системы. В свою очередь, государство как система состоит из множества элементов (подсистем) - государственных структур различного назначения. Например, УВД области является субъектом управления по отношению к горрайделам внутренних дел (объекты управления в этом случаи) и одновременно является объектом управления для МВД -34- Российской Федерации и конкретно местной администрации (наличие принципа двойного подчинения органов внутренних дел). Таким образом, МВД России и все его структурные подразделения являются специализированными социальными системами управления Они одновременно выступают в роли субъекта и объекта управления Организованные структуры органов внутренних дел в первую очередь создаются для наиболее успешной реализации поставленных перед ними задач по охране общественного порядка и борьбы с преступностью Достаточно распространенной оргструктурой в органах внутренних дел является линейный или отраслевой тип Создается он для решения основных задач, стоящих перед системой органов внутренних дел. К таким структурам относятся УР, подразделения по борьбе с экономической преступностью, ГАИ и др. Достоинство этого типа орг-структуры - простота соподчинения (меньше времени на организацию исполнения, четче контроль, оперативность принятия решения и т. п.) Недостаток (основной) этого типа оргструктуры - затруднения при решении комплексных задач, требующих знаний в смежных отраслях Функциональные структуры в органах внутренних дел реализуются в кадровых аппаратах, финансово-плановых подразделениях и др. Достоинство этого типа структур - возможность решения комплексных задач, недостаток (основной) - теряется много времени на согласование решений, сложность соподчинения. Наиболее часто встречающийся тип оргструктуры управления - линейно-функциональный, или смешанный, например, административно-территориальные органы (ГО (РО) ВД, УВД краев и областей, а также МВД республик в составе Российской Федерации и МВД России). При анализе типов оргструктур управления необходимо отличать понятия «системный подход» и «системный анализ». Системный подход можно характеризовать как общенаучный метод исследования, применимый во всех сферах науки и техники. Эта черта роднит системный подход с философской методологией. Системный анализ - это прагматическое, прикладное применение идей и метод системного подхода к решению конкретных задач Системный подход в настоящее время проникает во все области научного знания и человеческой деятельности как наиболее плодотворной путь исследования по решению сложных проблем. Комплексность проблемы организации системы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и связанные с этим трудности решения, усиление взаимосвязей, учета многих обстоятельств - все это требует идей и методов системного подхода, т, е. непосредственное использование системного анализа в познании процессов управления органами внутренних дел. -35- Рассматривая социальные системы управления, мы уже отмечали, что они могут быть управляемыми и неуправляемыми. Системы, поддающиеся целенаправленному воздействию, называются управляемыми. При этом используются объективные закономерности, познанные людьми в целях повышения эффективности управления. Социальные системы управления имеют свою структуру - набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных элементов. Органы внутренних дел, являясь подсистемой государства, как система состоят, в свою очередь, из множества взаимосвязанных структурных подразделений (элементов): управлений, отделов, частей, отделений, групп сотрудников. Взаимосвязь элеменюв системы предопределяет ее форму, т е. ее организационную структуру. Все элементы системы органов внутренних дел взаимосвязаны между собой и выходят в систему в целом. Они оказывают друг на друга информационные или непосредственно управляющие воздействия В первом случае, например, отношение уголовного розыска, ГАИ и других служб одного УВД. Во втором - воздействие соподчиненности также базируется на информационной основе, но является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления. Например, в отделении ГАИ начальник и его заместители оказывают управляющее воздействие на сотрудников этого отделения (отдавая приказы, распоряжения, указания и т. п.) Каждый орган (подразделение) внутренних дел обладает специфическими системными признаками, отличающими его от других. Наличие целостности как признака системы в подразделениях органов внутренних дел также налицо, т. е. качество и свойства системы (конкретного подразделения) не сводятся к суммарным качествам и свойствам их элементов (сотрудников). Все органы внутренних дел представляют собой совокупности субъектов и объектов управления, взаимосвязанных между собой каналами прямой и обратной связи, испытывая одновременно разнообразные управляющие и информационные воздействия. Управляющее воздействие как субъект управления может оказывать любое должностное лицо на подчиненных ему сотрудников, а также постовой милиционер на нарушителей общественного порядка. Рассмотрим структуру управляющих и управляемых систем органов внутренних дел МВД Российской Федерации является управляемой системой (объектом управления) по отношению к Президенту и Правительству РФ и одновременно управляющей системой (субъектом) управления по отношению к своим структурным подразделениям. По линейным службам могут быть свои уровни, обеспечивающие эффективность управления. Например, система органов внутренних дел на транспорте возглавляется Главным управлением на уровне •36- МВД РФ, Которому подчинены управления и отделы, последние же имеют з своем подчинении отделения и группы. Системе управления свойственна иерархичность Она проявляется при осуществлении управляющих воздействий от высшего уровня управления до самого низшего. Понятие «уровень управления» отражает смысл иерархичности системы Объективный фактор иерархичности, к сожалению, не всегда учитывается при осуществлении взаимодействия Осуществляя взаимодействие при решении комплексных задач, необходимо оговорить условия, при когорых одна из сторон, не связанная соподчинением, будет выполнять функции субъекта управления Управление в органах внутренних дел включает в себя сложную систему прямых и обратных связей. При этом структура системы информационных связей отражает организацию системы управления и ее функционирование Процесс управления есть процесс циркуляции и преобразования информации Специфичность задач в системе органов внутренних дел объективно обусловливает осуществление принципа единоначалия. Реализации этого принципа способствует иерархичность системы и субординация ее структурных элементов. Управляющая информация (приказы, распоряжения и т п.) идет от субъекта к объекту управления и является прямой связью. Однако, возможны случаи (ЧП), когда допускается отдача распоряжений, минуя уровни управления. В отличие от прямых связей обратные более разнообразны Их систему можно разбить на три подсистемы связей: - информирующая об изменении функционирования подсистем внутри системы органов внутренних дел; - информирующая о состоянии преступности и общественном порядке; - осуществляющая информационное воздействие других государственных и общественных органов. Органы внутренних дел как система управления должны обладать рядом формально-логических признаков сисгемной организации и управления. К этим признакам относятся, детерминированность элементов системы, динамичность, наличие управляющего параметра в системе, усилительные свойства и наличие обратной связи Детерминированность элементов системы означает четкую определенную взаимосвязь и взаимозависимость элементов в системе Практически это выражается в определении функций всей системы >л каждого из ее элементов. Например, определение функций структурных подразделений УВД области для решения специфических задач -37- Динамичность (устойчивость и вариагивность) означает способность сохранять управляемость в процессе преодоления дезорганизующих воздействий Применительно к органам внутренних дел это требование заключено в способности справляться со своими задачами в любых условиях, принимая наиболее прс^вильный вариант их решения ,(. Наличие управляющего параметра в системе необходимо для реального руководства ею Субъект управления может эффективно выполнять свой обязанности, если ему предоставлены необходимые полномочия (права и обязанности), у него имеются соответствующие субъективные качества (образование, знание, опыт и т п), он обеспечен материально-техническими средствами и достаточным временем Усилительное свойство необходимо каждой системе управления для беспрепятственного доведения управляющего воздействия к объекту и получение от него сигналов обратной связи, несмотря на возможные объективные трудности Эти трудности могут выражаться в отрицательном действии следующих так называемых информационных барьеров, территориального (сложность взаимосвязи из-за большой территории), ведомственного (различные критерии оценки деятельности служб), организационного связанного с финансовым, материальным и людским обеспечением), смыслового (ясная, четкая и грамотная информация), психологического (учет личных психологических качеств сотрудников) Способность обратной связи - наиболее важное требование к организациям системы Оно входит составной частью во все вышеперечисленные, т к суть обратной связи заключена в циркулирова-нии информации Обратная связь в управлении органами внутренних дел представляет собой разветвленную сложную сеть Однако, это не означает, что каждая нижестоящая система во всех случаях передает всю осведомительную информацию вышестоящему уровню Практически информация, идущая снизу вверх, принимается и оценивается на каждом уровне управления и, конечно, не вся она направляется выше Больший объем осведомительной информации является предпосылкой принятия более обоснованного управленческого решения Однако, чрезмерно большой объем информации отрицательно сказывается на своевременности, а значит эффективности решения В целях повышения эффективности принятия решения необходимо оптимизировать информационные потоки (прямые и обратные связи) В заключение необходимо отметить, что организация системы управления органами внутренних дел представляе' собой сложную ди- -38- намическую систему со специфическими особенностями воздействия на объекты внешней среды Посредством целенаправленных и Целеустремленных действий органы внутренних дел добиваются снижения уровня преступности и правонарушений -Изучение системы управления органами внутренних дел, основывающееся на идеях и методах, разработанных как отмечалось ранее кибернетикой, будет способствовать повышению эффективности управления органами внутренних дел -39-
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |