КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Написание психологической характеристики личности
Ориентировочная схема психологической структуры личности 1. Направленность личности и ее психологические проявления: a. отнесенная ко времени система целей и задач, которые человек ставит перед собой; b. реальные интересы и увлечения, их структура и особенности; c. иерархизированная система потребностей и мотивов (по основным видам), их осознанность, широта, интенсивность, устойчивость, действенность и др.; d. система мировоззренческих позиций (убеждения, установки, нравственные принципы, ценностные ориентации, мотивационно-смысловые структуры и т.д.). 2. Развитие и особенности сознания и самосознания личности: a. развитость рефлексии и самопознания, особенности идентификации собственной личности; b. самоотношение, самооценка и уровень притязаний; c. самоопределение, самоутверждение, самоактуализация; d. самоконтроль, саморегуляция, самоуправление личности; e. саморазвитие личности и возможности самообразования. 3. Уровень развития способностей: a. способности к отдельным отраслям (быстрота, легкость и прочность усвоения знаний); b. организаторские, художественные, коммуникативные и др. способности, их личностный набор, перспективы реализации и развития. 4. Особенности темперамента и характера: a. проявление основных свойств темперамента (активность, пластичность, темп, эмоциональность и др.) в динамике психики и поведения; b. характерологические проявления отношений к миру в целом, к природе; c. проявление отношений к обществу и его идеологии, к социально-политическим, экономическим и др. сферам; d. особенности отношения к труду, к учебе, к другим видам деятельности; e. характерологические проявления отношений к другим людям: коллегам, родителям и др.; f. группа черт характера, проявляющих отношение к самому себе; g. волевые и эмоциональные особенности характера; h. возможные акцентуации характера, соотношение в нем типологического и индивидуального, динамичность и устойчивость характерологических проявлений. 5. Особенности психических процессов и состояний: a. развитость и специфика познавательных процессов (восприятие, память, мышление), когнитивный стиль, общая оценка интеллекта и прогноз его динамики; b. свойства проявления и особенности внимания, специфика его избирательности; c. особенности и развитие процессов воображения и творчества; d. сформированность и особенности речевой деятельности; e. особенности эмоциональных процессов и состояний (экспрессивность, эмоциональная устойчивость, тревожность, эмпатия, эмотивность, культура чувств и т.п.). 6. Специфика психологического опыта личности: a. психолого-биографические особенности, представления о жизненном пути и планах; b. уровень сформированности основных видов деятельности, устойчивые привычки, поведенческая целостность; c. качество знаний и умений (понятийность, концептуальность, уровень усвоения, прочность, осознанность, действенность, гибкость, обновляемость, мера обобщенности и др.). Общие выводы и рекомендации, в которых подчеркиваются основные достоинства и недостатки (недоработки, трудности) личности, анализируются их причины, намечаются направления возможного развития, оказания поддержки и помощи.
В процессе выполнения задания студенту необходимо собрать и представить совокупность сведений о психологических особенностях характеризуемой личности и более всего о ее темпераменте, характере, способностях, направленности, особенно доминантных. Характеристика должна быть глубокой, целенаправленной объективной и чисто психологической. При этом схема сбора информации включает описание категорий: · Индивид (пол, возраст, конституция, нейродинамические особенности); · Индивидуальность (индивидуальная история, опыт, индивидуальные особенности, продуктивность); · Субъект (воля, мышление, аффект, перцепция); · Личность (направленность, способности, темперамент, характер). В целом, психологический анализ личности включает исследование трех ее сторон: психологической (специфика функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований личности), мировоззренческой (общественно значимые качества и особенности личности, определяющие ее жизненные цели и интересы, отношения, позиции) и социально-психологической (основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей) сторон личности. В процессе работы необходимо использовать комплексный набор методов психологического исследования, их триангуляцию с учетом их взаимопроверяемости и взаимодополняемости. Как методическое средство для получения первичной социально-психологической информации может использоваться анкета, собираться анамнез (сведения о прошлом, получаемые от самого изучаемого или от хорошо знающих его лиц в виде воспоминаний. В качестве организационного приема приоритетным является использование анализа единичного случая. В целом работа должна включать следующие составляющие: 1. Организационно-методический раздел (описание стратегии, процедуры, методов и методик сбора информации для составления психологической характеристики исследуемой личности). 2. Эмпирическая часть (сбор, обработка, интерпретация и представление результатов психологического исследования). 3. Заключительная часть (составление психологической характеристики личности и рекомендации). В качестве примера написания психологической характеристики можно использовать: Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - М.: Наука, 1995.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |