КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологическая характеристика группы
Изучение группы сводится к анализу отношений членов группы друг к другу, к другим, а также к социальным ценностям (труд, учение и т.п.). Члены группы имеют определенные психологические отношения к самым различным аспектам внешней действительности, и в этих отношениях они проявляются как люди, действуют. В первую очередь подлежат изучению те отношения, которые более всего характеризуют данную группу (например, студенческую группу – отношение к учебной деятельности). При этом отношения выражаются в конкретных качествах личности (например, ответственность, настойчивость, самостоятельность, увлеченность, исполнительность и т.д.), обусловливающих эти отношения. Совокупность доминирующих в данной группе тех или иных психологических отношений, которые определяют их практические отношения и действия, характеризует данную группу с ее психологической стороны. К методам изучения социальной группы относятся: · схемы наблюдения (например, схема Р.Бейлса для изучения взаимодействия членов группы, социометрическое наблюдение и т.п.); · беседа; · изучение результатов деятельности членов группы; · анализ условий жизни; · естественный эксперимент; · опросные методы, анкетирование; · интервью, фокус-группы; · страто-, ауто-, социо- и референтометрия; · конкретные методики социально-психологической диагностики; · корреляционное исследование. Схема социально-психологической характеристики группы включает: 1. Общие сведения о группе: количество членов группы, краткая история становления группы, состояние дисциплины в группе, структура группы и выполняемые виды деятельности и т.п. 2. Деятельность группы: · отношение членов группы к конкретной работе; ответственность, исполнительность, настойчивость, самостоятельность, увлеченность, внимательность, аккуратность и др.качества членов группы, их распространенность в группе. · оценка результатов деятельности группы; · борьба группы за эффективность деятельности; причины ухудшения деятельности отдельных членов группы; контроль за работой со стороны группы; · дисциплина и активность в деятельности группы; · основные мотивы деятельности; · отрицательные моменты в деятельности группы; · работа, проводящаяся с членами группы по повышению эффективности деятельности, активности членов группы. 3. Интересы членов группы: · анализ положительного и отрицательного отношения членов группы к социальной действительности; · конкретные интересы в рамках деятельности и вне ее; · работа по формированию интересов членов группы. 4. Общественная жизнь социальной группы: · участие группы в общественных мероприятиях; · отношение членов группы к общественным поручениям; · деятельность профсоюзной организации; · вклад отдельных членов группы в общественную жизнь; · работа по повышению общественной активности группы. 5. Труд в группе: · отношение к труду членов группы; · общественно-полезный труд группы (формы, результаты); · отношение членов группы к общественной собственности; · профессиональные интересы членов группы (круг, реалистичность); · работа по развитию профессиональных интересов и намерений. 6. Межличностные отношения: · содержание отношений: вежливость, исполнительность, искренность, скромность, предупредительность, бескорыстность и т.п.; · социально-психологический и моральный климат в группе; эмоциональная удовлетворенность членов группы, наличие микрогруппировок; атмосфера оптимизма и жизнерадостности; деловой настрой; · степень развития коллективистских отношений, сплоченность, взаимопомощь, наличие группового мнения и традиций, критика и самокритика; · групповая дифференциация, ее психологическая основа и оценка; · отношение к руководству и его роль в группе; · отношение к другим группам; · работа по улучшению межличностных отношений в группе. 7. Общие выводы (обобщенная характеристика группы, оценка ее деятельности и рекомендации, перспективы развития группы).
На основе составленной социально-психологической характеристики группы планируется работа с данной группой и ее членами. К конкретным методическим приемам работы с группой можно отнести: Ø групповую дискуссию; Ø анализ ситуаций в фокус-группах; Ø ролевую игру; Ø психодраматические приемы; Ø информирование, инструктаж; Ø тренировку эффективного поведения; Ø приемы проективного рисования; Ø психогимнастику; Ø приемы музыкотерапии; Ø психодиагностические процедуры; Ø чтение специальной литературы и технику домашнего задания.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |