Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка теоретических знаний




Активизации познавательной деятельности учащихся.

Методы, приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности.

Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся.

Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся.

Что значит преподавать? - Это значит систематически побуждать учащихся к собственным открытиям.

Г. Спенсер.

1. Понятие «интерес, познавательный интерес».

Дайте определение понятию «урок».

Перечислите признаки урока.

Как учитель должен готовиться к уроку?

В чем заключается прогнозирование взаимодействия с детьми?

Охарактеризуйте организационные формы обучения.

Что и почему должен учитывать учитель, используя индивидуальные формы организации процесса обучения?

Что и почему должен учитывать учитель, используя групповые формы организации процесса обучения?

Нарисуйте «Зебру» фронтальной работы, групповой работы, индивидуальной работы. («Зебра» +…; - …; + …, - …, т.е. чередование положительных сторон и отрицательных).

В педагогике существовало множество систем обучения, какие-то отмирали, какие-то оставались. Выполняя СРС, вы познакомились с ними. Проанализируйте, какие формы организации были заложены в их основу? Какие исторические формы обучения, на ваш взгляд, были наиболее эффективными?

Мастерство управления активной познавательной и развивающей деятельностью учащихся зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, мышление, волю. «В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учителя в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности»1.

Трудно сказать, по каким путям поведет школьника его естественный возрастной процесс активности, если он не будет направлен никакими умственными интересами. Об этом очень серьезно предупреждал в свое время учителей К.Д. Ушинский, считавший, что «учение, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.


Понятие «интерес, познавательный интерес».

В педагогике существуют ряд понятий: любопытство, любознательность, интерес. Посмотрите на схему, объясните, почему эти понятия так расположены?

С помощью чего, любопытства, любознательности, интереса, учитель может стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность учащихся? Объясните свою точку зрения.

 

?!

 

Чтобы стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность учащихся необходимо формировать у школьников стойкий интерес.

Интерес - это весьма многоплановое и часто используемое в разных смыслах понятие. Им обозначается определенное отношение (оценочное отношение) к чему-либо, к кому-либо ("Это — интересная книга", "Саша - интересный человек"). Интерес может обозначать оценку некоторой деятельности, вызывающей у субъекта положительное эмоциональное переживание ("Катя с интересом работала на уроке", "Дима с интересом рассматривал картину" и т.д.).

Такие интересы обычно сами по себе не вызывают какой-то деятельности, не являются побуждениями (мотивами) к деятельности. Но иногда в основе интереса лежит нужда в определенных эмоциональных переживаниях, и тогда такой интерес является потребностью и служит весьма действенным мотивом к деятельности, которая приносит субъекту эти желанные переживания.

Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная врожденная и постоянно развивающаяся потребность в эмоциональном насыщении.

Наши эмоции — это «продукты» нервных аппаратов, находящихся в коре головного мозга. Эти аппараты, как и все органы человека, нуждаются в регулярном функционировании. При этом потребность в функционировании эмоциональных аппаратов необходима для продуцирования не только положительных эмоций, но и отрицательных. Следует иметь в виду, что отрицательные эмоции выполняют более важную биологическую функцию по сравнению с положительными эмоциями. Отрицательные эмоции - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельная. Положительная эмоция сигнал возвращения благополучия. Отрицательные эмоции нужны человеку, они вредны лишь в избытке. Для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм, смена отрицательных и положительных эмоций в рамках определенной для данного индивида интенсивности. Переживание положительных и отрицательных эмоций — это врожденная потребность. И наш мозг нуждается в напряжении, в тренировке, в закаливании в такой же мере, как и мышцы. Если такой тренировки, такого насыщения организма эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме чувств скуки и тоски.

Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес и его разновидность - склонность, обозначающая обычно сильное стремление к определенной деятельности. Интерес - потребность в определенных эмоциональных переживаниях, переходящая в склонность, является весьма важным и действующим мотивом соответствующей деятельности, необходимым и в учебно-воспитательном процессе. Недаром некоторые педагоги считают, что искусство воспитания есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов.

Примером интереса-потребности в эмоциональном насыщении может служить коллекционирование предметов (марок, открыток и т.д.), ибо в его основе лежит нужда в определенных эмоциональных переживаниях, связанных с самим процессом и результатом коллекционирования. Такой же потребностью является, например, интерес к решению задач, когда ученик решает задачи не потому, что этого требует учитель, а ради интереса, ради получения эмоционального удовлетворения от преодоления трудностей, ради радости от удачно найденного красивого решения. И в результате интерес перерастает в познавательный интерес.

Познавательный интерес – интерес к учению, который тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. (Харченко В.Д.).

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности (Маркова А.К.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.