КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Только так из человечка выйдет Человек!
В психологии утверждается, что корни, истоки развития личности уходят в раннее детство человека. Начинается становление личности с момента рождения, хотя и на уровне предпосылок ее развития. Условием развития личности, как отмечалось выше, является наличие социального окружения, общения с людьми и совместной деятельности с ними. Как же происходит развитие деятельности, общения и появление первых личностных образований у ребенка? Новорожденный ребенок — беспомощное существо, полностью зависящее от нас, взрослых. Врожденные органические потребности ребенок не может удовлетворить без взрослого. Криком, плачем или спокойным поведением он постоянно сигнализирует нам о своем состоянии. Спокойное или жизнерадостное состояние ребенка во время бодрствования, глубокий н своевременный сон, нормальные показатели физического развития свидетельствуют об удовлетворении взрослыми его физиологических потребностей. Однако малыш от рождения нуждается не только в физиологическом комфорте, но и психологическом. То есть малыш испытывает потребность во внимании, ласке, любви взрослых, в первую очередь матери. Все больше данных свидетельствует о том, что с первых минут появления на свет ребенок нуждается в близости матери. Первое не отсроченное кормление, приложение его к материнской груди благотворно действует на последующее не только физическое, но и психическое развитие малыша и является хорошей основой дальнейшего развивающего взаимодействия матери и ребенка. С первых дней жизни ребенок нуждается в ласковом, спокойном обращении с ним. Оно проявляется в первую очередь в физическом контакте (прикосновении, поглаживании, ритмичном похлопывании и т. п.). Ласковый разговор с малышом, улыбки взрослого, физический контакт — все эти способы воздействия на ребенка как бы заранее предвосхищают, программируют подобный же человеческий отклик малыша на общение. Такое опережающее воздействие взрослого крайне необходимо малышу с первых минут появления его на свет. Согласитесь, что потребность во внимании, ласке сохраняется у человека на всю жизнь. Ласковое отношение к ребенку — условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это является основой его последующей активности. Итак, вы начинаете общаться с крохой с момента появления его на свет. Однако он не сразу начинает общаться с вами. Но уже в течение первого месяца жизни (период новорождеиности) ребенок выделяет из окружающего его мира лицо человека, ваше лицо. Сначала сосредоточение на лице матери, затем улыбка. Улыбка может появиться рано, на первом месяце, но она не обращена к человеку, никому не адресована и называется физиологической. К концу первого месяца жизни младенец начинает улыбаться взрослому. Улыбку, обращенную к взрослому в ответ на его воздействие, психологи расценивают как первую социальную реакцию ребенка. Это своеобразное сообщение взрослому, что он испытывает удовольствие от его присутствия и действии. Что может быть прекраснее этой первой улыбки, первой детской радости, первого чувства любви к вам! Хотите пережить эту радость взаимного общения? Тогда не оставляйте своего малыша одного надолго, разговаривайте с ним, улыбайтесь, поглаживайте, пойте песни, читайте стихи ‒ любите своего ребенка. Вам кажется, что малыш вас не понимает? Конечно, ваш кроха не понимает, что вы ему говорите, но он очень хорошо чувствует ваше отношение к нему. Ласковый голос, улыбка, поглаживание, ритмичное постукивание вызывают у малютки чувство безопасности, защищенности, эмоциональное благополучие. На этой осиове появляется потом доверие к взрослому, оформляется потребность в общении. Таким образом, общаясь с малышом, важно заметить и поддержать эту первую социальную реакцию ребенка на взрослого — улыбку. Если в первые недели жизни общение взрослого с ребенком — преимущественно в физических контактах, соприкосновении, то уже в конце первого месяца роль физического соприкосновения становится не главной, а фоном других способов общения — с помощью мимики, вокализаций. Все эти способы входят в структуру непосредственно-эмоционального (Л. С. Выготский), ситуативно-личностного общения (М. И. Лисина), в которое включается малыш в первые шесть месяцев жизни. В процессе такого общения и зарождаются первые социальные контакты ребенка. Улыбка, появляющаяся в конце первого месяца,— это хотя и социальная, но еще не инициативная реакция ребенка, а ответная (реактивная). Примерно к трем месяцам (4—8 недель) появляется более сложная ярко выраженная реакция ребенка на взрослого, в которой сочетается улыбка, гуление, сосредоточение на лице взрослого и быстрые интенсивные движения ручками и ножками (вскидывание ручек, перебирание ножками) — это так называемый комплекс оживления. В выводах психолога М. И. Лисиной и ее сотрудников отмечено, что появление у ребенка улыбки — это социальный контакт со взрослым, «а оформление комплекса оживления... знаменует начало их общения с окружающими» (Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.— М., 1986.— С 258). Итак, младенец сам устанавливает контакт с вами, и конечно же первой здесь будет мама. В последующих исследованиях в отечественной психологии данную реакцию определяют как одно из первых «предличностных образований» младенческого возраста, существенный показатель его нормального социального развития. Следовательно, взрослым людям нужно помнить об этом и своим общением с малышом создавать условия для появления такой реакции. Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина и другое призывали взрослых больше общаться с младенцами, так как это повышает их общий эмоциональный тонус, способствует развитию всех функций, дети становятся активнее, подвижнее, веселее. Вспомните ваш диалог с малышом. «Мы сейчас пойдем гулять. Мы встретим папу. Мы купаемся» и т. п. Вы говорите слово «мы», несмотря на то что ребенок не выполняет эти действия сам. Важно, что вы рядом, вместе с ним, вы едины. Эту ситуацию единства младенца с матерью психологи называют ситуацией «Пра мы». Личностные проявления характеризуются инициативной активностью ребенка, то есть действиями, возникающими по его инициативе. Ребенок постепенно от реактивных, ответных способов действия переходит к активным, направленным на привлечение внимания взрослых и удержания их около себя- По данным психологов, оказывается, что инициативную активность малыша можно стимулировать. Замечено: когда взрослый активен в общении с ребенком, малыш удовлетворен этим и отвечает на такое общение улыбкой, гулением, активными движениями и т. п. Если малыш привык к такому общению, почувствовал вкус к вниманию и ласке взрослого и уже испытывает потребность в этом, то взрослый может быть иногда и менее активен. Например, он появляется в поле зрения малыша, но не разговаривает, не улыбается. Тогда ребенок, не удовлетворенный наличным общением, становится более активным: улыбка — более живая, движения — более интенсивные, гуление — более громкое. То есть ваш малыш проявляет инициативу и активно призывает вас к общению (при условии, что он привык к общению с вами, ждет его, но не дождался вашей активности). Как видите, у крохи уже начинает проявляться ценнейшее качество, характеризующее личность,— инициативность. Вам важно осознать это и всемерно стимулировать в общении проявление инициативной активности ребенка, ft не только ответной (реактивной). Итак, с появлением комплекса оживления ваш малыш подрос, кончился период новорожденности, наступила новая стадия развития— стадия младенчества (до года). Общение продолжается, но оно стало взаимным и получило название «непосредственно-эмоциональное». В центре внимания взрослого, матери — ребенок, а ребенок, выделив вас из окружающего его мира, впервые пытается воздействовать на вас: у него появляются выразительные эмоциональные голосовые звуки, обращенные к взрослому: призыв, хныканье. Малыш как бы сообщает, что вы ему нужны сейчас, он вам доверяет, он хочет общаться с вами. Ваше общение с малышом на положительном эмоциональном фоне стало для него самоценным, И сейчас, и в последующие годы оно является условием его физического и психического здоровья, хорошего эмоционального состояния. Ученые определили, что на протяжении всего первого года жизни крохи непосредственно-эмоциональное общение — ведущий вид деятельности. Ведущим называется такой вид деятельности, который определяет наибольшие успехи в развитии человека.[2] В процессе такой деятельности происходят наиболее существенные сдвиги, изменения в психическом, личностном развитии малыша. Поэтому дефицит общения, особенно в этот период сказывается отрицательно на развитии ребенка. Доказано, что отрыв ребенка от матери в первые годы его жизни негативно влияет на развитие эмоциональной, познавательной сферы, речи, вызывает в целом задержку психического развития. В последующие периоды жизни человека это может быть одной из причин его повышенной тревожности, неуверенности в себе, замкнутости, агрессивности и других негативных проявлений. Поэтому не бойтесь избаловать ребенка излишним общением. Оно не бывает излишним, но меняется его содержание, характер. В чем это проявляется? В первом полугодии в центре внимания малыша вы, близкий человек. Его привлекает ваш голос, улыбка, он следит за передвижением предметов» которые вы ему показываете, сосредоточивается на звуках. Малыш пытается привлечь ваше внимание голосом: гукает, гулит, лепечет, В главе «Гуленька» мы подробно рассказываем о содержании такого общения с ребенком. Оно называется «ситуативно-личностное», в нем реализуется отношение «ребенок — взрослый». Во втором полугодии меняется характер общения с малышом. Вы по-прежнему ему интересны, вы — главный мотив общения, но постепенно ему становится интересным мир предметов, которые его окружают. Поэтому и общение со взрослым несколько меняется, оно возникает по поводу предметов. Это происходит не сразу. Вот малыш, благодаря вам, научился сосредоточивать взгляд на предметах (погремушках), ручка его разжалась (она была сжата в кулачок). Теперь, увидев заинтересовавший его предмет, малыш тянется к нему и пытается схватить, сначала безуспешно, а потом все более точно направляя руку. Процесс хватания предмета, как отмечают психологи, имеет огромное значение для психического развития ребенка. Научившись схватывать предметы, малыш может более свободно манипулировать ими, исследуя их. Вы общаетесь с ребенком, играя вместе с ним игрушками (волчок, погремушки и пр.). Изменение характера общения сопряжено с появлением у детей предметных действий — манипуляций. Эти действия еще доорудийные, то есть ребенок не действует с предметами в соответствии с их функциями, назначением (он их ощупывает, бросает, берет в рот и т. п.)- Позднее, как отмечают ученые, появляются элементарные результативные действия (передвигает предметы — игрушки, выбрасывает из манежа), к концу года действия все более соответствуют назначению предмета и становятся более разнообразными и совершенными (нанизывает, вкладывает, открывает и т. п.). Ваш малыш занят интересным для него делом. Совместные предметные действия опосредуют процесс общения. Взрослый подает малышу игрушки, придвигает их, сам с ними действует (погремушкой гремит, взявшись за ручку; шарики складывает в коробку и т. п.). Он демонстрирует ребенку эти действия с предметами, выполняет их вместе с малышом. Такое общение получило название «ситуативно-деловое». При этом взрослый по-прежнему остается в центре внимания малыша, ребенок по-прежнему жаждет обратить на себя внимание (выбрасывает из кроватки игрушки, чтобы взрослый подал ему, и снова бросает и т. п.). Он как бы втягивает взрослого в совместные игры, используя целый ряд инициативных действий (улыбку, вокализации, движения, позы, предметные действия). Малыш ждет при этом одобрения и ответных действий. Вашему крохе сейчас важно, чтобы вы не только присутствовали при его делах, но участвовали в них, хвалили его за успехи, помогали, когда ему трудно. Постепенно обогащаются и способы общения ребенка с вами. По-прежнему, то радуясь, то огорчаясь, малыш мимикой и голосом как бы объясняет вам, удовлетворяет ли его общение с вами. Эмоциональные реакции при этом не только яркие, но и все более разнообразные. В зависимости от успешности общения он выражает удовольствие, радость, огорчение, обиду и т. п. Итак, во втором полугодии общение ребенка и взрослого становится предметно-опосредованным, то есть на смену отношению «ребенок — взрослый» приходит отношение «ребенок — предмет — взрослый». Личностный контакт со взрослым влияет на успешность освоения ребенком предметных действий. Если взрослый персонально обращается к ребенку, одобряет желательные действия, то есть удовлетворяет потребность во внимании и одобрении, это влияет на успешность совершенствования предметных действий, а значит, и на общее психическое развитие. При таком общении постепенно дифференцируется отношение ребенка к взрослому. Оно зависит от того, как проявляет себя Взрослый в совместных предметных действиях. Малыш радуется взрослому, который с ним интересно играет, стремится продлить общение с ним. На основе совместных предметных действий, общения формируется дифференцированное отношение к «своим» и «чужим». «Свои» вызывают комплекс оживления, «чужие» — реакцию торможения, избегания. Однако когда чужие появляются в присутствии родных, ребенок более спокоен и даже заинтересован новым лицом. Предпочтения, привязанности к некоторым родным людям у малыша появляются рано. Так, ребенок (девочка) в 5 месяцев, находясь дома в основном в окружении матери и бабушки, вечером с удовольствием общается с дедушкой, который играет с ней часто и интересно. Находясь на руках у дедушки, она отворачивается от подошедшей бабушки, как всегда ласково с ней разговаривающей и улыбающейся. Бабушка зашла с другой стороны, чтобы опять видеть лицо внучки, и продолжает общаться с ней, малышка опять отвернулась. Наконец, не выдержав настойчивой инициативы бабушки и не имея других средств продемонстрировать отказ от общения, она уткнулась лицом в плечо деда. Через некоторое время, оставшись одна, она с радостью реагировала на появление бабушки. Очевидно, потребность ребенка в смене впечатлений, в относительной новизне общения с близкими людьми и вызывает реакцию предпочтения, своеобразного выбора ребенком более интересного в данной ситуации партнера по общению. Таким образом, восприятие ребенком взрослых становится более дифференцированным, у него складываются устойчивые образы взрослых. В ситуативно-деловом общении ребенок неожиданно открывает для себя эффективный способ общения с людьми — указательный жест. Вот ваш малыш увидел какую-то игрушку, потянулась ручка, а достать не может. Рука застыла в движении, но вы заметили это движение и поняли, что ему надо. Наконец привлекательная игрушка у него в руках, малыш доволен. Так повторяется несколько раз. Вы, взрослые, понимаете движение ребенка, его желание, вы придаете смысл этому движению руки как указанию для вас. Постепенно и ребенок начинает улавливать связь между его движением и вашим ответным действием на него. Так, движение, направленное на предмет, превращается в жест-указание для других. Это приглашение вас к «сотрудничеству». Возможности вашего общения с ребенком при этом расширяются. Ребенок во втором полугодии жизни по-прежнему нуждается в ласке, внимании и одобрении взрослого. Малыш не только оценивает другого человека и по-разному реагирует на людей, но и выясняет отношение взрослого к себе. Известный психолог М. И. Лисина, создавшая научную школу по исследованию проблем развития личности ребенка в раннем возрасте, глубоко изучавшая вопросы общения детей раннего возраста, заметила, что потребность человека (ребенка) в общении есть и потребность в оценке, которую он сам получает в которую сам дает окружающим. Внимание, ласковое отношение взрослого к ребенку, одобрение его достижений в овладении предметными действиями (манипулятивными и некоторыми орудийными) вызывает у него не только состояние эмоционального комфорта, чувства доверив к взрослому, безопасности, но и чувства собственной значимости для взрослых. Все это — условия становления у ребенка образа себя, осознания своего «Я», без этого невозможно развитие личности. Проявления предпосылок становления образа себя обнаруживаются у детей рано. Так, наблюдения психологов за детьми в опытах с зеркалом показали, как малыш в 2—3 месяца начинает замечать свое отражение в зеркале, радуется ему. К 6 месяцам он пытается активно исследовать отражение (трогает ручками и т. п.)- После 6 месяцев пытается действовать перед зеркалом и соотносить отражение с действиями. Малыш как бы делает для себя открытие, действуя с этим необычным предметом. К концу года, уже зная особенности зеркала, ребенок может разглядывать себя, варьировать мимику и т, п. А на втором году жизни действия малыша перед зеркалом («ряжение») — одна из любимых игр. В действиях с зеркалом как бы отражается постепенно нарастающий интерес ребенка к себе, своей внешности, возможностям действовать. Итак, к концу года ребенок осваивает предметно-манипулятивные и начинает осваивать некоторые орудийные действия, у него появляются первые слова, он начинает ходить, это расширяет возможности познания. Общение со взрослыми все более опосредуется действиями с предметами. Хотя появляются отдельные простейшие слова, однако способы общения в основном невербальные (мимика, жесты, звуки и т. п.). Общение к концу года становится все более богатым по содержанию, разнообразным по способам и все более развивающим ребенка. Малыш постепенно отделяется от вас Ситуация «Пра мы» уже не единственная в общении. Ребенок становится все более активным, инициативным и в общении, и в действиях с предметами. Расширяются его физические возможности (ползает, начинает ходить, действия с предметами все более уверенные и разнообразные). Все это вызывает у ребенка стремление к более активному освоению пространства, предметов, его заполняющих. Именно в этот период взрослым хочется все убрать с его дороги, подвесить на недосягаемую высоту, закрыть на ключ и т. д. Нам хочется оградить привычный нам мир вещей от разрушения, ребенка — от травм. За ним нужен, как говорится, глаз да глаз. Малыш настойчив, он требует свободы, а мы его ограничиваем... По мнению некоторых психологов, к концу первого года жизни у детей в ответ на наши запреты и замечания появляется еще большая настойчивость в действиях, некоторое противопоставление себя взрослым. При этом психологи используют термин «кризис первого года жизни». Подробнее об этом явлении вы прочтете в главе «Гуленька». А сейчас ограничимся одним пожеланием: радуйтесь тому, что ваш малыш становится все более активным, инициативным и пытается отстаивать свое право на проявление этих качеств. В вашем ребенке зарождается личность, помогите ему. А как это сделать, вы также прочтете в упомянутой главе. Так заканчивается младенческий возраст, первый год жизни малыша» в течение которого появляется и развивается, изменяется деятельность общения, появляются предпосылки развития личности, первые предличностные образования. Наступает ранний возраст — с года до трех лепи В раннем возрасте в связи с началом ходьбы изменяется отношение ребенка к миру, В младенчестве малыша интересовали сначала только вы и общение с вами через предметы. Постепенно доминирующий интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Постепенно развивается новая деятельность — предметная. Познание предметов и усвоение способов действия с ними и есть содержание предметной деятельности, которая отчетливо проявляется и формируется после первого года жизни, в раннем возрасте (с 1—3 лет) и становится ведущей. Но способы употребления этих предметов придумывали люди многих поколений, и они ребенку неизвестны. Кто же раскроет ребенку эти способы действия, употребления предметов? Конечно же вы, родители, он по-прежнему нуждается в вас. Без вас малыш опять беспомощен. Поэтому предметная деятельность — это деятельность, совместная со взрослым, и она немыслима без общения ребенка и взрослого. Однако общение здесь не главное для ребенка, для него главное — предмет, и потому эта деятельность предметная. Общение как бы оформляет предметную деятельность, становится фоном, средством передачи взрослым и присвоения ребенком опыта использования предметов. Малыш не сразу осваивает способы употребления предметов. Сначала — предметные действия, совместные со взрослыми, затем ребенок выполняет их по подражанию, постепенно они становятся более самостоятельными. О последовательности их развития и способах формирования прочитайте внимательно в последующих главах нашей книги. При освоении предметно-орудийных действий во взаимодействии со взрослым постепенно изменяются отношения между ребенком и взрослым, «Свои» взрослый стимулирует предметные действия, с «чужим» малыш не хочет взаимодействовать, однако «чужой» может вызвать интерес к себе активной, интересной игрой с ребенком. Ребенок больше нуждается в активном, а не пассивном взрослом* Он выражает большой интерес, радость при встрече, предпочитает в качестве партнера того взрослого, который с ним часто и интересно играет. Поэтому малыш охотно общается со старшими детьми, если они с ним играют в привлекательиые для него игры. На основе совместной предметной деятельности у ребенка возникает привязанность к отдельным взрослым, чаще всего к матери. Отношение ребенка к взрослому меняется. Взрослый для него не только партнер, но и образец для подражания. В то же время ребенок еще более нуждается в благожелательной оценке своих действий со стороны взрослых. Он радуется успеху, огорчается при неудачах. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи — чувство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать в зависимости от успеха или неуспеха в деятельности. Поэтому взрослым крайне важно быть внимательными к тому, что делает малыш, к его действиям, поддерживать ребенка, хвалить, помогать при неудачах. Необходимо дифференцировать общее положительное отношение к малышу («Ты хороший...») с оценкой конкретных действий («Молодец, убрал игрушку на место, на полочку…). Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовым помочь ему, показать, что беды не случилось, можно все исправить. Благодаря этому растет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Все это влияет на успешность освоения предметной деятельности, а именно: инициативу, активность в действиях и более быстрое их освоение. Следовательно, более успешно идет психическое, личностное развитие малыша. Итак, предметная деятельность становится ведущей в раннем возрасте. Общение, пронизывая ее, сохраняется и как самостоятельный вид деятельности. Благодаря развитию речи общение становится более интенсивным и все более богатым и разнообразным. Таким образом, в преддошкольном возрасте сначала общение (в младенчестве), а затем предметная деятельность (в раннем возрасте) являются ведущими видами деятельности. В раннем возрасте зарождаются и другие виды деятельности, В них также идет психическое, личностное развитие ребенка. Постепенно к трем годам малыш становится более умелым и самостоятельным. Он умеет пользоваться многими предметами (ложкой, чашкой, карандашами, игрушками н т. д.), он научился одеваться, надевать на себя многие вещи и т. п. Вследствие этого малыш все чаще стремится действовать как взрослый: готовить обед, стирать, гладить и т. п. К трем годам он все настойчивее заявляет: «Я сам». Малыш как бы отделяет себя от вас, начинает противопоставлять себя взрослым, все чаще повторяя: «Я сам» — эта позиция ребенка есть главное личностное новообразование данного возраста. Ребенок начинает стремиться к активному и достаточно самостоятельному участию в жизни взрослых. Конечно, при всей его «самости» малыш не может, не умеет еще очень и очень многого. Возникает противоречие между его стремлением к самостоятельности и ограниченными возможностями, обусловленными сложностью, недоступностью освоения многих предметов, окружающих его. Наступает кризис трех лет жизни крохи. В это время у вас могут появиться трудности в общении с малышом. Что же делать? Пойдите навстречу вашему ребенку, признавайте и поощряйте его «Я сам» — так заявляет о себе зарождающаяся личность. Взрослый удовлетворяет потребность ребенка быть активным и самостоятельным. Каким образом? Там, где это возможно, взрослый не делает за малыша то, что он может сам, не запрещает осваивать предметный мир, если это не вредит здоровью ребенка и здравому смыслу. Позволяйте ему все, что он может делать сам, а в остальном — помогайте. Однако малыш не все может сам (стирать, варить суп и т. п.). Ваш ребенок и тут может найти выход: он начинает играть в то, что очень хочется делать, но пока недоступно. Поэтому в таком возрасте (с года до трех лет) появляется игра. Сначала это сюжетно-отобразительная, а затем сюжетно-ролевая игра, то есть малыш берет на себя роль (например, «Я как будто мама»). В этих играх малыш с помощью игровых действий, игрушек воспроизводит заинтересовавшие его в реальной жизни ситуации, действия. Помогите малышу: дайте ему игрушки, «бросовый» игровой материал, играйте вместе с ним. Покажите ему, как можно «как будто» варить обед, вести машину и т. п. Так вы поможете вашему ребенку удовлетворить потребность в познании вас, вашего мира взрослых, жить с вами одной жизнью, соучаствовать в ней. А заодно понаблюдайте за играми своих малышей, и вы узнаете, о чем думает ваш ребенок, что его волнует, интересует, чем он живет. В каких-то играх вы непременно узнаете и себя. Вы увидите, как растет и развивается ваш малыш в этой деятельности. Если же вы, взрослые, неразумно ограничиваете возросшую самостоятельность ребенка, это вызывает его негативное поведение. Поэтому некоторые ученые считают кризисом не закономерно возникающее противоречие, которое,по сути.позитивно и движет развитие, а само негативное поведение ребенка, спровоцированное нашим неграмотным поведением. Короче говоря, бурных кризисных реакций ребенка можно избежать. Однако взрослые должны быть готовы к ним, а значит, знать проявления кризиса. Выдающийся психолог, ученый с мировым именем Л- С- Выготский выделил четыре симптома этого кризиса: 1 — негативизм; 2 — строптивость; 3 — упрямство; 4 — своеволие. Первый симптом — негативизм — это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-то делать только потому, что это предложено взрослым, то есть это реакция не на само действие, а на взрослого. Одна мама приводит такой случай: на рукаве платья ее девочки оказалась пушинка из подушки, а этот ребенок боялся пушинок. Мама, проходя мимо, сняла пушинку и бросила на пол. В ответ девочка наклонилась, отыскала ее на полу и положила на прежнее место — на рукав. Все произошло молча, без слов и капризов. То есть при негативизме выступает на первый план социальное отношение ребенка к другому человеку. Ребенок действует при этом нередко наперекор своему желанию. С негативизмом тесно связан другой симптом — упрямство — реакция, когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал. Строптивость, в отличие от негативизма, безлична, направлена против норм поведения, навязываемых ребенку. Своеволие — стремление к самостоятельности, выраженное в реакции «Я сам». Л. С. Выготский отмечал, что все симптомы кризиса выявляют перестройку позиции ребенка в обществе взрослых, и потому это ключевой момент в «рождении личности». Идет перестройка мотивационной сферы, перестройка самосоздания. И потому, как два года назад, порадуйтесь растущей личности. Известный психолог Г. М. Бреслав предполагает, что можно говорить о двух вариантах становления личности: а) революционная, бурная и кратковременная перестройка мотивационной сферы и самосознания; б) постепенная, эволюционная перестройка. Исследователем замечено, что у детей, посещающих детский сад, чаще встречается второй вариант перестройки. Если вы разумно подойдете к своему малышу, революции может не быть. Таким образом, в процессе становления предметной деятельности, на фоне усложняющегося по содержанию и по способам общения со взрослыми ребенок достигает нового уровня личностного развития. Осознание себя и стремление реализовать собственное «Я» есть процесс перестройки отношения ребенка к миру, изменение позиции малыша в обществе окружающих его людей. Возросшая самостоятельность ребенка и его потребность активного участия в жизни взрослых ограничены объективной сложностью предметного мира и отношений между взрослыми. Эти факторы вызывают у детей потребность понять мир взрослых, их действия и отношения. Поэтому на смену одному виду ведущей деятельности — предметной приходит другой вид — игра, в которой и реализуется эта потребность. Игра — ведущий вид деятельности, но уже в дошкольном возрасте. В раннем возрасте зарождаются разные виды человеческой деятельности: изобразительная, музыкальная, театрализованная, конструктивная и даже трудовая. Их появление и развитие ребенка в них также немыслимы без общения с вами. В каждом виде кроются большие возможности для развития ребенка. Однако эти возможности могут быть и не реализованы, если деятельность будет стихийной. В главах «Гуленька» и «Я сам» мы расскажем вам с учетом возраста детей и специфики разных видов деятельности, что, когда, как и почему надо делать, чтобы ваш малыш развивался полноценно. Безусловно, в данной книге мы знакомим вас с общими принципиальными позициями воспитания ребенка, развития его личности. Полезно прислушаться к ним. Однако каждый малыш уника-лея, семейная жизнь сложна и многообразна, поэтому рецептов на все случаи нет. Вам придется приложить много усилий, проявить великое терпение и педагогическое творчество, если хотите, чтобы ваше дитя стало личностью, нужной людям, помнящей и любящей вас, способной воплотиться затем в своих детях.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |