Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомо-физиологические особенности ребенка




 

Опорно-двигательная система ребенка состоит из костного ске­лета, мышц, суставов и связок. Всего у человека 206 костей и 600 мышц. От правильного развития опорно-двигательной системы зависит своевременное появление движений, формирование осан­ки, правильное развитие и функционирование всех внутренних органов (сердца, легких, желудка и т. д.). Овладев движениями, ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир, у него форми­руются личностные качества: самостоятельность, активность, сме­лость, настойчивость и т, д.

Основу скелета составляет позвоночник, к которому прикреп­лены с помощью мышц, связок и суставов кости черепа, ребра, ко­сти таза, рук и ног. Какие функции выполняет позвоночник? Он придает телу нужную форму, удерживает его в вертикальном по­ложении, а жизненно важные внутренние органы — желудок, серд­це, легкие, почки, печень и т. д,— на своих местах. Позвоночник состоит из позвонков, между которыми расположены прокладки (диски). Они-то и дают ему возможность двигаться в разных на­правлениях. Позвонки, соединяясь между собой, образуют позво­ночный столб, который является хранилищем спинного мозга. От него расходится масса чувствительных и двигательных нервов во все части тела.

У новорожденного ребенка, в отличие от взрослого, позвоноч­ник почти полностью состоит из хрящей, не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову (2—2,5 месяца), у него появля­ется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. Когда ребе­нок начинает самостоятельно садиться и сидеть (7—8 месяцев), у него появляется изгиб в грудной части позвоночника — выпук­лостью назад. При ходьбе (к одному году) появляется поясничный изгиб, выпуклостью вперед. К 3—4 годам позвоночник ребенка об­ладает уже всеми характерными для взрослого изгибами. Но из-за эластичности костей и связок, когда ребенок лежит, изгибы вырав­ниваются. Постоянство шейной и грудной кривизны устанавлива­ется только к 7 годам, а поясничной — к 12, Окостенение позво­ночника происходит постепенно и завершается к 20 годам.

К верхней части шейного отдела позвоночника фиксированы кости черепа. У новорожденного ребенка они пока не срослись между собой. На месте схождения двух теменных и лобной костей имеется большой родничок, на месте схождения затылочной и двух теменных костей — малый родничок. Постепенно в родничках происходит процесс окостенения, и они закрываются малый — к 3 месяцам, а большой — к 1 году — 1 году 3 месяцам. Все черепные швы срастаются только к 4 годам. Учитывая это, важно оберегать ребенка от ушибов, травм.

К позвоночнику прикрепляются ребра, которые составляют грудную клетку. Она защищает жизненно важные органы: сердце, легкие, печень и др. У новорожденного ребенка грудная клетка имеет округло-цилиндрическую форму, ребра у него, в отличие от ребер взрослого, расположены горизонтально. Это ограничивает экскурсию грудной клетки ребенка и делает его дыхание более по­верхностным.

К поясничному и крестцовому отделам позвоночника прикреп­лены кости таза. У ребенка раннего возраста таз состоит из трех не сросшихся между собой костей: подвздошной, седалищной, лоб­ковой. Сращивание этих костей начинается только с 5—6 лет и завершается в школьном возрасте. Эту особенность надо учиты­вать при занятиях физическими упражнениями. Чрезмерные на­грузки, неправильные прыжки могут привести к смещению ко­стей таза и отрицательно сказаться на последующем развитии костно-мышечного аппарата.

Большую роль в опорно-двигательной системе имеет стопа. Она выполняет роль амортизатора при ходьбе и обеспечивает эла­стичность походки. Своды стопы поддерживаются мышцами. Если они слабо развиты, то вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 3—4 лет на подошве стопы хорошо развита жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие трудно, обычно оно выявляется к 5 годам. Одна­ко в раннем возрасте надо сделать все, чтобы стопа развивалась правильно.

Для нормального формирования стопы ребенка подбирайте правильно обувь. Она должна быть с небольшим каблучком, хоро­шо облегать ногу. Постарайтесь своевременно стричь ногти на ногах. Давайте возможность ребенку ходить босиком по неров­ной поверхности, например, по песку, гальке, траве, по специаль­ной ребристой дорожке. Во время такой ходьбы мышцы стопы ис­пытывают дополнительное напряжение, это способствует их укреплению и правильному формированию свода стопы.

Весь костно-связочный аппарат приводится в движение мы­шечной системой. Сокращаясь или расслабляясь под влиянием импульсов, идущих из центральной нервной системы, мышцы вы­полняют работу динамического и статического характера. Динами­ческая работа связана с перемещением тела в пространстве, а ста­тическая — с поддержанием тела в определенной позе. При стати­ческой работе от мышц требуется особое напряжение, что быстро утомляет ребенка. Поэтому он не может долго находиться в од­ной позе, например, сидеть или стоять. Даже к концу дошкольного периода дети могут удерживать позу только в течение 5—7 минут, а затем идет расслабление. Иногда взрослые сердятся на ребенка за то, что, слушая сказку, он беспрерывно вертится, двигает рука­ми, ногами. Не сердитесь, это естественная потребность ребенка снять утомление, которое наступает очень быстро из-за слабой вы­носливости нервной системы и мышц. Меняя позу, он тем самым оберегает позвоночник от 'искривления. Чтобы ребенок не утом­лялся при слушании сказки, предложите ему попрыгать, как зай­чик, побегать, как мышка, походить, как медведь. Такие задания снимут утомление и усилят восприятие ребенком сказки. При ди­намической работе мышцы поочерёдно то сокращаются, то рас­слабляются — это дает возможность отдыха, и ребенок дольше не утомляется. Но имейте в виду, что длительная однообразная дина­мическая работа, например ходьба, тоже утомляет. Поверьте ва­шему малышу, когда, пройдя с вами небольшое расстояние, он за­являет, что устал. Да, это так. Однообразие ходьбы его утомило.

Обратите внимание еще на одну особенность мышечной систе­мы ребенка. У малыша тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей, в то время Как у взрослого между ними существует баланс. Эта особенность может способствовать формированию неправильной осанки, тем более что мышцы спи­ны, брюшного пресса, от которых зависит осанка, у ребенка очень слабые. Необходимо совершенствовать мышечную систему с по­мощью массажа, гимнастики, следить, чтобы ребенок не находился длительное время в одной позе, а самое главное — предоставлять ему возможность как можно больше двигаться, обогащать свой двигательный опыт.

Итак, опорно-двигательная система ребенка отличается не­завершенностью развития, которая создает предпосылки как для правильного, так и для неправильного ее формирования. Что же надо делать и чего необходимо избегать, чтобы костно-мышечная система формировалась правильно? С первых дней, как только ма­лыш появился в вашей семье, позаботьтесь о том, чтобы ложе, на котором спит ребенок, было твердым, подушка — плоской. Одежда не должна стеснять движений. Последнее время врачи рекомендуют широкое пеленание, при котором ребенок принимает естественную, физиологичную позу с раздвинутыми бедрами. Та­кое пеленание необходимо потому, что у детей все чаще наблюда­ется дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Внешне этот дефект незаметен, но если он будет прогрессировать, то мо­жет произойти вывих тазобедренного сустава. Для широкого пеле­нания придуманы различные трусики, но можно вполне обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником. Можно в качестве подгузника использовать не маленькую пелен­ку, а большую. Начиная с двух месяцев надевайте ребенку ползун­ки. Это дает ему возможность свободного движения. Избегайте класть ребенка всегда на один бок. Не носите его только на од­ной руке. Это может привести к неправильному формированию ко­стей черепа и искривлению позвоночника. Не ставьте ребенка на ножки, пока он не научится вставать сам. Не сажайте, пока ма­лыш не научится самостоятельно садиться и сидеть. Не водите ребенка за одну руку при обучении ходьбе, следите, чтобы он не находился подолгу в одной позе. Все это поможет правильному развитию костно-мышечной системы. Обеспечьте ребенку про­странство, в котором он будет ползать и ходить.

И еще» дорогие родители, не оставляйте ребенка без при­смотра вне. кроватки или манежа ни на одну минуту. Это может привести к травмам и непоправимым последствиям.

Сердечно-сосудистая система ребенка состоит из сердца, сосу­дов (артерии, вены, капилляры). Вы уже знаете, что сердце ребен­ка начинает биться на 20-й день после образования зародыша и продолжает работать всю жизнь без остановки, в течение суток пе­рекачивая тысячи литров крови. Что же обеспечивает такую рабо­тоспособность? Дело в том, что сердечная мышца регулярно при­ходит в расслабленное состояние, то есть отдыхает. Фазы сокра­щения и расслабления совершаются ритмично, следуя друг за другом через определенное время. Отличается ли сердце ребенка от сердца взрослого человека? Да, отличается по размеру, строе­нию и характеру функционирования. Сердце новорожденного ре­бенка весит всего 20 г. К 3—4 годам вес его достигает примерно 300 г. Увеличение массы тела ребенка связано с силой сердеч­ных сокращений. В первые месяцы жизни оно производит 120— 140 уд/мин, в 2—4 года — 90—120 уд/мин, в 5—6 лет—80— 100 уд/мин. В то время как у взрослого — 60—70 уд/мин.

Так как организм ребенка растет и нуждается в большом коли­честве кислорода, то минутный объем выброса крови в аорту вы­ше, чем у взрослого. У новорожденного он составляет 100 мл на 1 кг веса, у годовалого — 120 мл, у пятилетнего — 100 мл, у взрос­лого — 60 мл.

Артериальное давление с возрастом тоже изменяется в сторону увеличения. На первом году жизни ребенка оно составляет 80— 55/55—50 мм рт. ст. В 3 года оно колеблется в пределах 80— 110/50—70 мм рт. ст. Следует иметь в виду, что все приведенные выше показатели у малышей очень неустойчивы. Они могут ме­няться под влиянием температуры, эмоций мышечной деятельно­сти. Может наблюдаться и сердечная аритмия, что объясняется не­достаточной регуляцией со стороны нервной системы.

Что же надо делать, чтобы сердечно-сосудистая система ребен­ка своевременно развивалась и укреплялась? Мы уже говорили, что организм ребенка — единая система, и чтобы нормально раз­вивалась сердечно-сосудистая система, надо позаботиться о двигательной активности малыша.

Нормально развивающийся здоровый ребенок отличается до­статочной двигательной активностью. Он много ползает, ходит, действует с предметами, научившись бегать — бегает, и этого вполне достаточно для естественной тренировки сердца. Кстати,

у ребенка есть возможность саморегуляции. Присмотритесь к свое­му малышу: то он ползает на четвереньках, то встает на ножки, то садится и некоторое время действует с предметами, а затем снова перемещается, и так без конца. Меняя движения, он отдыхает, и не бойтесь, что ребенок переутомится, не ограничивайте его в движе­ниях, а наоборот, создавайте условия для них. Но если малыш за­болел, у него повысилась температура, надо быть осторожным. Во время болезни сердцу ребенка предъявляются большие требова­ния, что ведет к ослаблению его деятельности. Причиной наруше­ния сердечной деятельности может быть хронический насморк, воспалительный процесс в ушах, почках и других органах. Признаками нарушения сердечной деятельности являются вялая, бледная кожа ребенка, быстрая утомляемость, малая двигательная активность. В период болезни ребенка и после нее постарайтесь создать для вашего малыша щадящий режим с уменьшением дви­гательной активности, а по мере выздоровления постепенно вво­дите его в активную жизнь.

На развитие сердечно-сосудистой системы оказывает большое влияние общее эмоциональное состояние ребенка. Поэтому следу­ет позаботиться о положительном эмоциональном климате, окружающем его. По образному выражению известного детского психо­лога А. В. Запорожца, атмосфера, окружающая ребенка, должна быть солнечной.

Be менее важно соблюдение гигиенических условий; проветри­вание помещения и влажная уборка, достаточное пребывание ма­лыша на свежем воздухе.

Каковы особенности дыхательной системы? Центральным ор­ганом дыхательной системы являются легкие, которые занимают почти всю полость грудной клетки. Они обеспечивают дыхание, то есть обмен газов между организмом и окружающей средой. Но прежде чем проникнуть в легкие, вдыхаемый воздух проделывает путь через носовую полость, глотку, бронхи и трахею. Все эти ор­ганы дыхания у ребенка и у взрослого отличаются по своему строе­нию и характеру функционирования. У малыша носовые ходы слабо развиты, слизистая оболочка носа очень тонкая, складчатая, в ней располагается масса кровеносных сосудов. Малейшая травма может привести к кровотечению. Грудная клетка ребенка имеет конусообразную форму, ребра приподняты, это ограничивает амп­литуду движения. Поэтому глубина дыхания невелика. Ребенок дышит часто и не всегда ритмично. Распределение времени между вдохом и выдохом практически одинаковое. С возрастом фаза вдо­ха становится короче, а выдох длиннее. Дыхательный центр у ре­бенка очень возбудим. Повышение температуры тела, окружаю­щей среды, даже легкое психическое возбуждение почти всегда вызывают у ребенка учащение дыхания и нарушение его ритма. Существует несколько видов дыхания: носовое, смешанное (рот — нос), через рот. При носовом дыхании воздух очищается и согревается. Обычно здоровый ребенок дышит носом. Но если у малы­ша насморк или другое заболевание носовых путей, то он вынуж­ден дышать через рот, и очень часто это становится привычкой.

Затруднение носового дыхания отрицательно влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, так как акт соса­ния затруднен, ребенок становится беспокойным, легко утомляет­ся. Если ребенок постоянно дышит через рот, надо немедленно по­казать его врачу.

Дорогие родители, следите за состоянием носоглотки вашего малыша, ведь это ворота для всех инфекций. Ежедневно проделы­вайте гигиенические процедуры, систематически очищайте носо­вую полость от слизи. Особенно важно делать это перед кормлени­ем и выходом на прогулку. Освободите помещение, где находится ребенок, от лишних вещей, которые нельзя протирать мокрой тряп­кой или чистить пылесосом. Чаще проветривайте комнату, темпе­ратура воздуха должна быть не выше 21—22 °С, а после 2 лет — 19—20 °С. Но избегайте сквозного проветривания в присутствии ребенка. Это хорошо сделать, когда он гуляет или спит в лоджии. Благотворно на дыхательную систему действуют прогулки в соче­тании с двигательной активностью. Но, к сожалению, родители ча­сто допускают ошибку, завязывая рот, а иногда и нос ребенка шар­фом. Не делайте этого! Таким образом, вы не убережете ребенка от заболеваний верхних дыхательных путей, а наоборот, будете способствовать им: малышу в этом случае приходится дышать влажным воздухом, а это вредно. Мы говорили, что ребенка надо приучать дышать через нос. Но не волнуйтесь, если при увеличе­нии нагрузки, например при беге или при подъеме по лестнице, ваш малыш перейдет на смешанное дыхание нос — рот. Это есте­ственно, а иногда даже полезно, так как способствует закалива­нию верхних дыхательных путей. Развитию правильной) дыхания способствует общеукрепляющая и дыхательная гимнастика.

Органы пищеварения ребенка также имеют ряд особенностей, которые надо учитывать при организации питания.

К органам пищеварения относятся желудок, двенадцатиперст­ная кишка, толстый и тонкий кишечник, печень. Желудок ново­рожденного расположен горизонтально в левом подреберье. Его емкость очень невелика — примерно 30 см3. Однако она быстро увеличивается и уже на 4—6-й день достигает 40—50 см3, а на 15-й день — 90 см3. Под влиянием поступающей пищи желудок всегда несколько растягивается. При грудном кормлении содержи­мое желудка полностью переходит в кишечник через 2,5—3 часа, а при искусственном вскармливании — значительно позднее (че­рез 3—4 часа). По мере освобождения желудка от пищи начинает повышаться возбудимость «пищевых центров», то есть тех участ­ков мозга, которые регулируют деятельность органов пищеваре­ния, У ребенка появляются сосательные движения, сначала сла­бые, а затем все более интенсивные и частые. Возбуждение, как это свойственно раннему возрасту, легко иррадиирует на другие участки мозга. Это ведет к прекращению сна младенца, возникно­вению сосательных движений, общей двигательной активности, крику. Именно по этой причине родителям не удается ни песнями, ни игрушками успокоить голодного ребенка.

Мышечная система желудка развита слабо, поэтому возможно обратное движение пищи из желудка в пищевод. Этим объясняется легкое возникновение срыгивайия и даже рвоты. Чтобы умень­шить срыгивание или полностью избежать его, необходимо сразу после кормления осторожно положить ребенка на бочок. Ни в ко­ем случае нельзя класть сразу после кормления на живот. Это можно сделать только через 30 минут. Полезно также сразу после кормления придать ребенку вертикальную позу буквально на не­сколько секунд, а затем положить на бочок.

Перистальтика кишечника, с помощью которой пища передви­гается по желудочно-кишечной системе, очень непостоянна. Она резко может усиливаться как под влиянием местного раздражения (например, брожение содержимого кишки), так и внешних воздей­ствий на организм ребенка (перегревание, резкие звуковые раз­дражители и т. п.). Мама должна знать эти особенности, соблю­дать гигиенические условия и проводить кормление в спокойной обстановке.

.В связи с постепенным переходом на смешанное питание в пи­щеварительных органах ребенка происходят изменения. Появля­ются жевательные движения. Увеличивается слюноотделение» по­является условно-рефлекторное отделение слюны на вид пищи. Очень быстро растет желудок. Его емкость достигает к концу года 300—350 см3, к 2 годам — 600—700 см3, а к 6—7 годам — 1000— 1100 см3. Желудок постепенно принимает положение, близкое к вертикальному. Увеличивается количество желудочных желез. От­деление сока становится более значительным. Двигательная функ­ция пищеварительного тракта у ребенка уже к 3—4 годам почти такая же, как у взрослых. Из пищевода по тонким кишкам пища поступает в толстый кишечник, где происходит образование кала. Первородный кал (меконий) у новорожденного сменяется переход­ным стулом, который постепенно заменяется нормальными каши­цеобразным стулом желтого цвета с кислым запахом, У новорож­денного 2—6 недель частота стула один раз в сутки. Иногда при грудном вскармливании стул бывает один раз в 2—3 дня. Это сви­детельство того, что грудное молоко хорошо переваривается и усваивается организмом. Если при отсутствии стула ребенок не беспокоится, то никаких мер принимать не следует. У более стар­ших детей стул устанавливается 1—2 раза в сутки. Показателями правильного пищеварения являются нормальная прибавка в весе, росте и хорошее самочувствие ребенка.

К моменту рождения функционируют все органы выделения: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Емкость мочевого пузыря у новорожденного составляет около 50 мл, к 3 месяцам — 100 мл, к одному году — 200 мл, к 10 годам — 600—900 мл. Мочеиспуска­ние у новорожденного вначале происходит примерно 2—6 раз в сутки, а со второй недели ребенок мочится до 20 раз в сутки. В первые 6 месяцев у него наблюдается непроизвольное мочеиспу­скание вследствие рефлекторного раздражения слизистой оболоч­ки мочевого пузыря. Зная о потребности ребенка в мочеиспускании, прикиньте, сколько надо вашему малышу пеленок и ползунков! Но не расстраивайтесь. К концу первого года потребность в моче­испускании сокращается до 15—16 раз в сутки, а в 2—3 го­да доходит до 10. При правильном воспитании ребенок начинает проситься на горшок на втором году жизни.

Что же представляют собою органы чувств ребенка? К органам чувств относятся глаза, уши, нос, язык, кожа. Их функционирова­ние позволяет человеку воспринимать окружающий мир с по­мощью пяти чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Глаза младенца после рождения готовы к восприятию зрительных раздражителей. На яркий свет они жмурятся, мигают. Постепенно ребенок начинает сосредоточивать взгляд на неподвижных предме­тах. Мышцы глаз новорожденных очень слабы, поэтому в первые недели может наблюдаться косоглазие, которое постепенно при правильном обращении с малышом исчезает. Чтобы косоглазие не развивалось, игрушки надо подвешивать прямо над грудью ребен­ка, на расстоянии не менее 60—70 см от уровня груди. Кроватку поставьте так, чтобы свет падал спереди, что также предупредит появление косоглазия и искривление мышц шеи, так как ребенок будет всегда поворачиваться к свету. Глаза малыша надо обере­гать от резких раздражителей (например, яркий свет), от травм, заболеваний. Никогда не вытирайте глаза ребенка своим платком, общим полотенцем. Вели вы видите, что они гноятся или покрасне­ли веки, то немедленно промойте их крепким свежезаваренным чаем или кипяченой водой.

Каковы особенности органа слуха? Родители должны знать, что наружный слуховой проход, состоящий из хрящевой и кожной части, отличается большой ранимостью. Берегите уши ребенка от травм и резких раздражителей. По мере необходимости прочищай­те ушки малыша ватным тампоном, оберегайте их от попадания воды при купании и от ушибов. Если у вас появилось подозрение, что ребенок плохо слышит, немедленно обратитесь к специалисту. Мы уже писали, что дети слышат звуки еще до рождения. После рождения их восприятие совершенствуется. Появляется слуховое сосредоточение, то есть малыш начинает прислушиваться к зву­кам. Появляется координация между слухом и зрением. Уже в два месяца ребенок поворачивает голову в сторону источника звука. Обычно родители считают, что ребенку безразлично звучание включенного на полную мощность радио, музыки, громкого разго­вора. Имейте в виду, что все это отрицательно сказывается на остроте слуха вашего ребенка. Барабанная перепонка, подвергаясь значительному давлению, теряет свою эластичность, что приводит к понижению слуха. Кроме того, шум утомляет малыша.

Берегите слух ребенка и постепенно развивайте его остроту. Разговаривая с ним, меняйте интонации, силу голоса, чаще вклю­чайте мелодичную, тихую музыку, но ненадолго, так как одно­образное звучание тоже утомляет. Проделывайте простые упраж­нения с ребенком. С разного расстояния (2—3 м) позвените тихо погремушкой или колокольчиком или просто позовите ребенка; ме­няйте направление звука, проследите, как малыш реагирует на это.

Вкусовые качества воспринимаются сосочками, имеющимися в слизистой оболочке полости рта, главным образом на языке. Вкус развит довольно хорошо даже у новорожденных. Младенец охотно сосет сладкое, а на кислое и горькое реагирует отрицательно: начинает беспокоиться, перестает сосать, морщится. Постепенно вку­совые ощущения развиваются. Какую пищу будет любить малыш, зависит в основном от взрослых. Оберегайте слизистую его рта, не давайте слишком горячей или холодной пищи. Мама должна избе­гать острых блюд и приправ, так как через материнское молоко они воздействуют на вкусовые органы малыша.

Об особенностях органа обоняния — носа мы говорили, харак­теризуя дыхательную систему ребенка. К моменту рождения дети реагируют на запах. Об этом можно судить по мимике, дыханию, общим движениям. Для сохранения и развития обоняния младенца важно оберегать его нос от резких запахов, травм, следить за со­стоянием носоглотки. В то же время следует создавать условия для восприятия ребенком разнообразных запахов, иначе обоняние его будет недостаточно развито.

Особенности кожи. Кожа является очень важным органом. Она выполняет защитную, выделительную, обменную, секреторную, дыхательную, терморегулирующую, рецепторную функции.

Различают наружный слой кожи — эпидермис, собственно ко­жу — дерму и подкожно-жировую клетчатку. В коже расположено огромное количество сальных и потовых желез. У ребенка на 1 кг веса приходится кожного покрова больше, чем у взрослого. Это обеспечивает высокий уровень обменных процессов.

Эпидермис у младенца слабо соединен с собственно кожей и легко отслаивается. Он очень тонок и раним. Это создает опасность проникновения в организм ребенка болезнетворных микробов.

Потовые железы у маленьких детей функционируют недоста­точно, что ведет к понижению терморегуляционной функции ко­жи. Малыш может легко перегреться или переохладиться.

Сальные железы ребенка хорошо функционируют, и кожа его выделяет сало и продукты обмена. Но при загрязнении кожных по­кровов продукты обмена и кожное сало соединяются с грязью и за­трудняют дыхательную функцию кожи.

Кожа ребенка с первых дней его жизни выполняет рецепторную функцию, то есть помогает установить связь вегетативной и центральной нервной системы с внешним миром. Если кожа ребен­ка больна, то функция нарушается и, как следствие, меняется его реакция на внешние раздражители.

Родители, ухаживая за ребенком, всегда должны помнить об особенностях его кожи и соблюдать следующие правила.

С первых дней жизни младенца содержите его тело в чистоте, ежедневно умывайте, купайте ребенка.

Не подвергайте кожу малыша, особенно в первые месяцы жиз­ни, механическому воздействию. Следите, чтобы на распашонках, пеленках не было грубых швов. При купании не трите тело ребен­ка губкой.

Стирайте белье ребенка только детским мылом.

Постепенно закаливайте кожу малыша, используя воздушные и солнечные ванны.

Одевайте ребенка в соответствии с температурой внешней среды.

Ухаживая за малышом и играя с ним, следите, чтобы руки у вас всегда были чистые и теплые. Ногти должны быть коротко острижены, а кольца, браслеты сняты.

Охрана и улучшение физического состояния всех органов чувств ребенка — важнейшее условие их правильного функциони­рования, обеспечивающего полноту восприятия ребенком окружа­ющего мира. Это является основой его полноценного психического развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.