Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хочу стать Человеком. Хочу вырасти Личностью!




 

(Общие вопросы развития личности)

 

Вероятно, у многих из наших читателей вызовет удивление за­головок этого параграфа. Предполагаемое нами желание ребенка стать человеком выглядит, казалось бы, абсурдным, ведь человек уже родился. Однако человеком в полном смысле этого слова ему еще только предстоит стать. Новорожденный ребенок называется в науке «индивид». Это понятие указывает на принадлежность его к человеческому роду и только. Человеческое дитя из всех ново­рожденных существ, пожалуй, самое беспомощное, самое непри­способленное к новому для него миру. В этом слабость и огромная сила ребенка. Мудрая природа предусмотрела в нем йтсутствие жесткой врожденной заданности поведения, но при этом заложила огромный потенциал к почти беспредельному прижизненному раз­витию разнообразных его качеств, свойств, способностей.

Однако без человеческого сообщества, без общения с людьми, без совместной с ним деятельности человек не состоится, богатые потенциальные возможности его развития не реализуются. Ранний и дошкольный возраст — наиболее важные периоды в становлении человека. История приводит примеры жизни детей, выросших сре­ди животных или долгое время находившихся вне общества. Они, при всех последующих огромных стараниях» благоприятных условиях развития, так и не стали нормальными людьми: не на­учились полноценно думать, говорить, двигаться, общаться, по-че­ловечески действовать.

Но наш кроха — это совсем другое дело. Нашему малышу по­везло, мы его ждали и любили еще не родившегося. Наукой он на­зывается «индивид», а для нас это солнышко, чудо природы, наша радость и надежда. Однако при всей радости не покидает нас и чувство тревоги... Каким-то ты будешь, наш малыш? Ведь «добрые детки — дому венец, плохие детки — дому конец», гласит народ­ная мудрость.

Конечно, родители мечтают о хороших детках. А что это озна­чает? Социологические опросы показывают, что вы хотели бы ви­деть своих детей в первую очередь здоровыми. Это действительно самое главное, основное, без чего человеку трудно полноценно развиваться. Вы хотите, чтобы ваш малыш рос умным, знал ино­странные языки, умел общаться с людьми и т. д. Пытаясь загля­нуть в его будущее, мы думаем о том, чтобы наш ребенок не поте­рялся в жизни, занял в обществе достойное место, обрел свое «Я», состоялся, реализовал себя. Нам больно, когда наше, часто велико­возрастное, дитя несет как щепку в бурном водовороте жизни, прибивая то к одному, то к другому берегу. Трагедия для семьи, если в ней вырастили человека, неспособного противостоять слож­ностям жизни, слепо подчиняющегося обстоятельствам, идущего на поводу у других, часто не лучших людей. Счастье, когда вырос человек, управляющий своей жизнью, умеющий ставить цели и достигать их, способный ориентироваться в обстоятельствах и изме­нять их. Это значит, что в семье воспитали личность. Только личности определяют прогресс общества. Потому обществу нужна личность. Ее развитие — цель современной системы образования: в детском саду, в школе, вузе и т. д. Конечно, социальный заказ важен. Полноценно жить в обществе — это значит учитывать его требования. Однако это требование не противоречит, а согласуется с целью развития самого человека» стремлением его к самореали­зации, самосовершенствованию. Ведь личность — самый высокий уровень развития человека.

Казалось бы, родителям можно и не знать эти истины. Есть детский сад, школа. Они и позаботятся о становлении личности. Но вырастет ли ваш ребенок личностью или будет посредствен­ным, а то и «серым», неприметным существом, зависит не только в, вероятно, не столько от общественного воспитания, сколько от семьи.

Семья — это первое сообщество, микрогруппа, значимая для ребенка. Именно она оказывает первое и наибольшее влияние на его личностное развитие. Мы надеемся, что природное чувство от­ветственности за ребенка вызывает у вас желание лучше понять, что же такое личность, при каких условиях и как она развивает­ся. Попробуем вместе разобраться в этих вопросах.

Конечно, в семейном воспитании родительская любовь нередко рождает правильное, интуитивно найденное решение в общении с детьми. Однако знание поможет вам сократить время поиска пе­дагогических решений, предупредит возможные ошибки.

Итак, что же такое личность? На этот вопрос пытаются отве­тить философия, социальная и возрастная психология, педагогика и другие науки. Существуют разные теории личности. Для нас важно выделить главные и принятые большинством ученых харак­теристики этого явления.

Практика повседневного житейского общения нередко сталки­вает нас с людьми, живущими по принципу «прошел день — и ладно». Они плывут по жизни, не задумываясь над ее смыслом. В отличие от таких людей личность — это человек, который управляет своей жизнью, хорошо знает, чего хочет, способен само­стоятельно ставить цели, умеет выбирать средства, способы их до­стижения, получает результат, не останавливается на достигну­том. Такой человек отвечает за свои поступки. Он не пасует перед трудностями, может отстаивать свои позиции в жизни. Личность определяет и осознает свое место в обществе. Она не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельности. Бо­лее того, личность способна изменять, преобразовывать об­стоятельства. Как видим, в личности особенно ярко проявляется волевой момент, прежде всего в поступках. То есть активная пози­ция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.

Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении ставить цель, преодолевать трудности при ее достижении. Поэтому стать и быть личностью совсем нелегко, и далеко не все люди пытаются реализовать себя как личность.

Применительно к ребенку раннего возраста трудно говорить о волевом поведении. Первые волевые действия, включающие по­становку цели, планирование и контроль, начинают формировать­ся у дошкольников. Однако элементарная целенаправленная дея­тельность наблюдается уже у младенца (тянется к игрушке). Но к этому его побуждает сам предмет, и только если он находится в поле его зрения (то есть внешний побудитель). Целеполагание внутреннее., обусловленное потребностями самого малыша, появ­ляется ближе к двум годам. При этом он далеко не всегда достига­ет цели. Примерно к трем годам появляются первые признаки волевого поведения. Возникают личные желания, вызывающие ак­тивность ребенка, настойчивость, выражающиеся в форме: «Я хочу», «Я не хочу», «Я сам».

Итак, личность — это активный деятель, проявляющий само­стоятельность, инициативу и творчество в выборе целей, поиске способов их достижения, это волевой человек, способный к поступ­ку, к инициативному действию, к преодолению препятствий. Оце­нивая ситуацию, принимая решение, активно действуя, личность основывается на знаниях о мире, в котором действует (природе, рукотворных предметах, вещах), о человеке и обществе, о себе. Знания о мире, способность к его познанию и размышлению о нем составляют познавательную (когнитивную) сферу личности.

Что же заставляет человека целенаправленно действовать, ак­тивно проявлять себя?

Деятельность человека подчиняется его потребностям, желани­ям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из которых, в свою очередь, формируются на протяжении всей жизни в общении и в деятельности.

В психологии потребность определяется как состояние челове­ка, создаваемое нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, не­обходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают матери­альные — органические и социальные (в жилье, одежде и т. п.) и духовные (в общении, в познании, в творчестве, в занятии искус­ством и др.). Некоторыми психологами выделены такие духовные потребности, как потребность в безопасности, в любви и призна­нии другими людьми, в самооценке и самоуважении, в самореали­зации, в свободе и др. Согласитесь, что всем нам не чужды эти по­требности. Духовные потребности постепенно формируются и у наших детей. Как правило, родители большое внимание уделяют удовлетворению и развитию органических потребностей (напри­мер, в пище). Это важно, но надо формировать и духовные потреб­ности. Например, стремление к познанию, желание сделать что-то приятное близким или другим людям. Рост личности связан в первую очередь с ростом духовных потребностей.

Однако испытывать потребность — это еще не обязательно осознавать конкретно, чего ты хочешь. Когда у человека появляется представление о предмете, который может удовлетворить по­требность, у него возникает конкретный мотив» желание (человек понимает, чего он хочет). И только в этом случае он может поста­вить цель по удовлетворению своей потребности и организовать деятельность по ее достижению. Одна и та же потребность может быть удовлетворена по-разному (разные предметы потребностей), потому и желания могут быть разные. Так, потребность в само­развитии вызывает у одних желание поступить в институт, у других — непосредственно заняться каким-то видом деятельности (живопись, педагогическая деятельность и др.). Или, например, потребность в безопасности у одних людей обусловливает актив­ную позицию, побуждает к деятельности, направленной на устра­нение грозящей опасности, у других вызывает желание спрятать­ся, уйти от решения проблемы.

Применительно к детям подобных примеров может быть мно­жество. Так, потребность в любви и признании у одного малыша вызывает ревность и желание обидеть младшего братишку, кото­рому родители уделяют больше внимания. Другой ребенок пыта­ется вести себя как больной, так как, когда он болен, его родители больше ласкают, жалеют, балуют. Многие малыши ласкаются, прижимаются к маме и т» п.

В мотивационно-потребностную сферу личности входят и ин­тересы. Это форма проявления познавательной потребности чело­века. Они имеют свое содержание, привлекательное для человека. Например, у малыша проявляется интерес к деятельности взрос­лых — папа у ребенка шофер. Это побуждает его играть в шофе­ра, рисовать машины, изображая или представляя себя шофером. Как правило, этот ребенок в автобусе старается занять место бли­же к кабине и внимательно наблюдает за водителем и т. п.

Формирование интересов во многом и в первую очередь зави­сит от родителей. Природа, книги, музыка, театр, разные виды дея­тельности — все это может составить сферу детских интересов.

Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами. Это представление человека о наиболее ценных, при­влекательных чертах, которые хотелось бы иметь и ему самому. «Что такое хорошо и что такое плохо», малыш начинает узнавать рано.

Зрелая личность в своем поведении и деятельности руководст­вуется также убеждениями — системой осознанных и прочувство­ванных жизненных принципов.

Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в сово­купности составляют направленность личности. Их содержа­ние, а значит, и направленность могут быть различными. Стано­вясь побудителями (мотивами) жизнедеятельности человека, одни из них занимают ведущее место, другие — подчиненное (иерархия мотивов). Например, человек может выполнять творческую рабо­ту, побуждаемый одновременно разными мотивами. Однако у одно­го превалирует желание заработать деньги, у другого — выделиться, «обойти» коллегу по работе, у третьего — интерес к проблеме, потребность в творчестве и т. д. То есть конкретное содержание доминирующих мотивов различно.

Деятельность детей также может быть по-разному мотивирова­на. Например, ваш трехлетний малыш настойчиво заявляет о своем праве включать телевизор. Он нажимает разные кнопки, вертит ручки и т. п. Ваши запреты плохо действуют, они вызыва­ют у ребенка слезы, раздражение и настойчивые повторные дей­ствия. Что движет его поведением? Безусловно, интерес к позна­нию малознакомого предмета. Одновременно мотивом может быть потребность действовать, как взрослый, а главное — характерное для этого возраста стремление самоутвердиться, заявить: «Я сам». Мотивы при этом чаще всего не осознаются ребенком. У взрослого человека мотивы также не всегда осознаваемы. Но человек, разви­ваясь как личность, всегда пытается осознать их и действовать бо­лее осмысленно, целенаправленно.

Потребности заставляют человека действовать с целью их удовлетворения. Если жизненные условия складываются так, что деятельность успешна и потребности удовлетворяются, человек ис­пытывает положительные эмоции: удовлетворен не, радость и т. п. Если же обстоятельства препятствуют этому, они вызывают у че­ловека отрицательные эмоции: неудовлетворение, печаль, горе, грусть и т.д. Эмоция, чувство — это реакция человека на успешность удовлетворения потребностей, да и сама потреб­ность субъективно ощущается как та или иная эмоция, пережи­вание.

Эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функ­ции. В них выражается оценка происходящего, степень значимо­сти предметов, явлений, событий для данного человека в конкрет­ной ситуации. Они побуждают к деятельности, активизируют ее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, любовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношение людей к тому или иному факту (выразительная функция) и др. То есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека и являются, наря­ду с когнитивной и волевой, одной из важнейших сфер личности.

Эмоциональное развитие малыша начинается очень рано, с рождения, а предпосылки эмоциональных реакций возникают уже в период внутриутробного развития. В этой же главе мы расска­жем о первых эмоциональных проявлениях ребенка, связанных с его личностным развитием. Диапазон эмоционального развития в раннем возрасте довольно широк: от первой улыбки и неудоволь­ствия, затем радости, обиды, гнева до предпосылок более сложных чувств — сочувствия, самолюбия, гордости и стыда, чувства собст­венного достоинства, симпатии и любви. Развитие эмоций, проис­ходящее в процессе общения и деятельности, органично вплетено в процесс личностного развития малыша.

Таким образом, разум, чувства, воля человека проявляются во всех сферах его жизни, во всех видах деятельности. Они проявляются и развиваются в деятельности, общении и в свою очередь, влияют на их успешность. Их проявление и развитие органически связано с развитием личности.

Мотивационно-потребностная сфера, как мы отметили выше, определяет направленность личности. От того, какие желания, ин­тересы, идеалы, убеждения управляют ею, зависит, положительная формируется личность или негативная.

Да, к сожалению, личность не всегда бывает положитель­ной, она может быть и негативной. Безмерное уважение и чув­ство благодарности человеческого сообщества вызывают личности, подобные матери Терезе и столь же безмерное» но презрение, гнев, осуждение — личности, подобные Гитлеру. Масштаб как по­ложительной, так» негативной личности может быть и не плане­тарным. Но в любом случае созидательная или разрушительная ее сила определяется направленностью личности. Поэтому важно по­нять, гипертрофированный эгоизм или альтруистическая позиция движет личностью. Например, чувство ответственности перед кол­легами, самолюбие не позволяет человеку выполнять свое дело плохо. Не исключая, а предполагая приоритетность самоуваже­ния, любви человека к себе, необходимо при этом в развитии личности поддерживать только те ее проявления, которые со­ответствуют позитивному развитию других людей и общества в целом. Необходима направленность поведения и действий чело­века на созидание, а не на разрушение. А если на разрушение, то в конечном счете ради созидания.

Таким образом, в человеческом сообществе наиболее развитой и поддерживаемой им считается общественно направленная личность, побуждаемая общественно направленными мотивами. Уже в детском сообществе принимается тот ребенок, который спо­собен, например, поделиться игрушками, лакомым кусочком с дру­гими детьми, и не принимается жадина.

Как отмечают психологи, под влиянием именно общественных мотивов у человека формируются такие черты личности, как от­ветственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) н уважение других людей, совестливость, честность, доброта и строгость, инициативность и дисциплинированность, трудолюбие, желание и умение понимать других людей, требовательность к се­бе и другим и др. К сожалению, как показывает социологический опрос, родители все реже называют нравственные черты личности не только в качестве приоритетных в характере ребенка, но в ка­честве желаемых вообще.

Однако без общественно направленной личности прогрессивное развитие общества, а значит и каждого ее члена, невозможно. Ес­ли мы хотим, чтобы наш ребенок был принят сначала в детском, а потом во взрослом сообществе, надо подумать об этих приорите­тах и позаботиться о создании условий для их проявления и разви­тия. Мы подчеркиваем слово условия.

Дело в том, что, беспрерывно испытывая воздействие и обще­ства, и отдельных людей, человек, тем не менее изначально сам строит себя» свою жизнь и судьбу. Согласитесь, что мы постоянно живем в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее дости­жения — в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или от­стаивать свою позицию, проявляя волю? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но неприятные, ради общего дела или нет? Остано­виться в своих притязаниях или ставить перед собой все новые и новые цели? И так далее и тому подобное. Человек в своих раз­мышлениях, поступках в конечном счете всякий раз решает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как лич­ность.

Проявление борьбы мотивов можно заметить уже у дошколь­ника.

Например, угостили ребенка конфетой. Проблема; съесть само­му или поделиться с сестренкой? Ребенок после некоторого коле­бания делится с сестрой. Мама подкрепляет правильность выбора; «Молодец, добрый мальчик. Смотри, как Лена обрадовалась, ей очень хотелось попробовать конфету». Малыш переживает радость от преодоления себя, доставленной другому радости, похвалы ма­мы. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение» доброжелательность, добротворчество.

Поэтому процесс развития личности — это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Никто из человека не сделает лич­ность, кроме него самого. Выдающийся русский психолог А, Н. Ле­онтьев» обращая внимание на этот момент самодвижения, самораз­вития, подчеркивал, что «она (личность) выступает как то, что че­ловек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь». По существу, человек творит себя сам, становление личности — это процесс самотворчества.

Главная цель развития личности — возможно более полная ре­ализация человеком самого себя, своих способностей и возможно­стей, наиболее полное самовыражение и самораскрытие»

Таким образом» жизненный путь вашего ребенка — это процесс его саморазвития, самореализации, выявления всех возможностей, определяемых принадлежностью ребенка к человеческому роду, и развитие его индивидуальности, обусловленной природой и конк­ретными социальными условиями.

Саморазвитие личности сопряжено с постепенным осознани­ем человеком себя как существа, отличающегося от других людей. Идет процесс самопознания, появления у человека пережи­вания своего «Я» (образа «Я»). Самопознание — это не только зна­ние о себе, а осознание себя как личности, своего места в сообще­стве людей, в системе общественных отношений. В образе «Я» отражается и отношение человека к самому себе.

В психология определено, что образ «Я» включает три взаимо­связанных компонента: знание о себе (о своей внешности, способ­ностях, собственной значимости в обществе); отношение к себе (самоуважение, самокритичность, себялюбие или самоуничижение и др.); поведенческий компонент (стремление активно предста­вить себя людям, быть понятым, завоевать симпатии или, наобо­рот, остаться незаметным, скрыть свои недостатки, избежать кри­тики и т. п.).

Образ «Яо складывается у человека постепенно, меняется на протяжении жизни. Наиболее ярко он проявляется в самооценке.

С помощью самооценки регулируется поведение. Самооценка человека формируется в процессе общения, в результате сопостав­ления себя с другими людьми. Вы, конечно, слышали о так назы­ваемой завышенной пли заниженной самооценке.

Она начинает формироваться очень рано и с нашей помощью. Вам необходимо знать, что с самооценкой личности связан уровень ее притязаний (доступные человеку, по его мнению, цели и спосо­бы действия). Важно, чтобы уровень притязаний не был завышен или занижен, так как это негативно сказывается на развитии лич­ности, В первом случае цель, как правило, не достигается, по­скольку не соответствует возможностям человека. Это вызывает у него дискомфортное состояние и тормозит развитие личности. А заниженная самооценка и низкий уровень притязаний губят инициативу, тормозят активность человека» а следовательно, так­же не способствуют его развитию- Вот почему необходимо забо­титься о формировании адекватной самооценки у детей. Нужно учитывать в общении и взаимодействии с ребенком уровень притя­заний формирующейся личности и способствовать em повыше­нию в соответствии с возможностями человека. Это позволит про­будить в ребенке самоуважение, уверенность в своих силах, что крайне важно для успешного развития личности.

Самосознание — не только один из показателей уровня развития личности, но и непременное условие ее дальнейшего самосовер­шенствования. Мудрый смысл исповеди, ритуала многих религий, заключается не столько в отпущении грехов, сколько в актуализа­ции способности человека к самоанализу, самооценке, а значит, и саморазвитию.

Итак, мы уяснили некоторые характеристики личности. При каких условиях возможно развитие личности? Выше мы уже от­метили, что вне человеческого сообщества становления личности не произойдет. Взрослый человек — всегда посредник между ре­бенком и окружающим его миром. Благодаря взрослым ребенок усваивает знания о мире природы, рукотворных предметах, о лю­дях, нормах их взаимоотношений и о себе самом. Взрослые переда­ют детям с помощью различных средств и способов нравственные, интеллектуальные, эстетические ценности человеческого обще­ства, в первую очередь те, что приняты в семье. Постепенно сфера общения ребенка расширяется (детский сад, школа, кружки, сту­дни и т. п.).

Семья — это первое связующее звено между человеком и обще­ством, тем богатством, которое оно накопило и которое ему пред­стоит освоить. В первую очередь человек осваивает разные виды деятельности: предметно-практическую деятельность (труд, уче­ние, игру и т.п.) общение, познание и др.

Что означает овладение деятельностью? Это значит, человек умеет определять цель деятельности, отбирать средства н способы ее достижения, планировать этапы достижения, владеет способами действия и достигает результатов. О высоком уровне развития дея­тельности свидетельствует ее творческий характер. В разных ви­дах деятельности происходит становление человека, оттачиваются и развиваются его разум, чувства, воля, способности, характер. Осваивая разные виды деятельности, человек развивает в себе ак­тивность, самостоятельность, умелость, инициативу, способность к творчеству — то есть разнообразные личностные качества.

Это в полной мере относится и к овладению деятельностью об­щения. Умение определять цель общения, ориентироваться в со­обществе, группе людей, отбирать приемлемые и эффективные способы общения — непременное условие успешного осуществле­ния других видов деятельности, особенно совместных, обретения человеком достойного места в сообществе людей, в коллективе.

Чем совершеннее личность, тем в большей степени она осоз­нает смысл своей деятельности, мотивы, побуждающие ее к данной деятельности. Чем разнообразнее и совершеннее виды деятельности, которыми владеет человек, тем больше возможно­стей для его развития, тем в большей степени он реализует себя, тем многообразнее и интереснее его личность. Такой деятельный человек способен преобразовывать окружающий его мир, стано­вясь действительно хозяином своей судьбы. Вот почему так важно нам, взрослым, помогать ребенку овладевать разными доступными в этом возрасте видами деятельности. В последующих главах кни­ги мы подробно об этом расскажем.

Выполняя различные виды деятельности, человек, живущий в сообществе людей, входит в разные социальные группы, подгруп­пы, вступает в контакты с разными людьми (коллегами на работе, соседями по дому, родственниками, членами спортивного клуба, который он посещает, и т. п.). При этом деятельность носит неред­ко совместный характер. Как показали психологические исследо­вания, личностное развитие идет особенно интенсивно в обще­нии человека с наиболее референтной (значимой) для него в дан­ный период группой или особенно значимым для него другим человеком. В психологии существует теория, раскрывающая про­цесс «вхождения» человека в такую группу и объясняющая меха­низм развития личности в этих условиях (А. В. Петровский). Ве­роятно, каждый из нас мог бы вспомнить в ее подтверждение нема­ло фактов из своей собственной жизни.

Оказывается, человек проходит как бы три ступени постепен­ного «вхождения» в то или иное микрообщество, в новую соци­альную среду. Сначала он как бы присматривается к новому сооб­ществу, усваивает нормы, правила жизни в нем, стремится быть таким, «как все». Это период адаптации к новому. Затем у человека, ставшего «как все», появляется желание проявить себя, свою индивидуальность, отличие от других. Этот период, когда человек «заявляет» о своей индивидуальности, отличии от других, называ­ется этапом индивидуализации*

Бели сообщество принимает эти проявления индивидуальности, а это возможно, если они соответствуют ценностям данной группы, позитивно на нее влияют, то происходит интеграция человека в данном сообществе.

На этапе интеграции происходит полное утверждение человека в микрогруппе, он чувствует себя комфортно, влияет на нее, а она на него, то есть происходит взаимовлияние членов сообщества. Ес­ли же группе чужды идивидуальные проявления человека, она его не принимает и даже отвергает, вытесняет и т. п. Нередко при этом человек замыкается в себе, озлобляется, чувствует себя не­удачником. Такое поэтапное развитие личности происходит не только в рамках группы, но и при общении с отдельным челове­ком, значимым (референтным) для данной персоны. Эти этапы проходит каждый из нас, меняя место работы, жительства, вступая в более или менее длительные контакты с людьми по разным по­водам. Психологи считают, что период дошкольного детства — это период адаптации ребенка в человеческом сообществе. Однако на­блюдения за конкретными детьми, входящими в новое сообщество других детей (в детском саду, во дворе нового дома и т. п.), пока­зывают, что ребенок может проходить более или менее успешно все этапы вхождения в новое микросообщество.

Очевидно, что ваш ребенок в жизни найдет достойное место в человеческом сообществе, если будет активным, самостоятельным, инициативным, творческим, коммуникабельным, если будет посто­янно развиваться сам и содействовать позитивному развитию дру­гих, тех, кто рядом с ним.

Итак, человек, выполняя различные виды деятельности, взаимодействуя, общаясь с окружающими его людьми, реализуя себя, развивается как личность. Самодвижениеь саморазвитие личности идет в процессе активной деятельности и общения че­ловека.

Однако нельзя надеяться на стихийное развитие личности, оно может не состояться. Поэтому целенаправленное воспитание ре­бенка взрослыми — одно из условий успешного развития лично­сти. Имеется в виду именно содействие ее развитию.

Под воспитанием мы понимаем целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой ин­дивидуальности, обеспечение роста я совершенствования его нрав­ственных и творческих сил, создание таких условий, при которых те качества, которые у ребенка находятся в зачаточном состоянии и пока представляют собой только возможность, превращаются в действительность (Д. И. Фельдштейн).

Итак, воспитание осуществляется в соответствии с идеалом, во-площающим требования общества. При этом ставится цель макси­мального развития индивидуальности каждого ребенка.

Это и составляет сущность л ичностно-ориентнро ванного подхо­да в воспитании ребенка, который, напомним, предполагает не только постановку соответствующей цели, но и создание взрослы­ми, родителями условий развития личности.

Каковы же условия успешного воспитания личности в семье? Первое — глубокое и активное осознание родителями той исти­ны, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет прежде всего семья. Родитель — профес­сия педагогическая, а потому необходимо соответствовать этому назначению. Чувство ответственности за ребенка заставляет нас, родителей, посмотреть на себя другими глазами, предъявить к се­бе более высокие требования*

Существует множество примеров огромного влияния родите­лей, особенно в судьбе известных людей. Даже уходя из жизни, они остаются в памяти детей и продолжают оказывать на них большое влияние. Личность родителей не умирает, она как бы об­ретает вторую жизнь в их детях. Многие из нас могли бы привести примеры, когда собственную жизнь сверяют с мнениям», оценка­ми, принципами жизни своих родителей: что в этих случаях гово­рил отец (мать), как к этому относился. В искусстве, в науках, в психологии, социологии представлена позиция; с физическим ис­чезновением индивида личность не умирает. Она идеально пред­ставлена в личности других людей, в частности своих детей (в мо­тивах, поступках, способах действия и т. д.)' В этом смысле лич­ность бессмертна. Крылатая фраза о том, что человек не умирает, пока его помнят, имеет глубочайший смысл.

Однако и наши дети помогают нам расти вместе с ними. Жи­тейские наблюдения показывают, а психолого-педагогическая нау­ка установила и рассматривает факт взаимовлияния людей в про­цессе межличностных отношений, В полной мере это относится к отношениям родителей и детей. Не только мы, родителиг влияем на детей, но и они влияют на нас, содействуя совершенствова­нию нашей личности- Появление ребенка в семье, где родители чувствуют ответственность за него, дисциплинирует их» повышает требовательность к себе. Это особенно ярко проявляется, когда де­ти откровенно подражают нам, верят в нас, любят, считают нас лучшими из всех. Как безмерно доверчивы и добры к нам наши дети, до тех пор пока мы сами не начинаем разочаровывать их. Желание соответствовать их любви и вере заставляет нас быть лучше, чем мы есть, быть достойными нх высоких оценок. Наши дети не только сами, с нашей помощью поднимаются по лесенке развития личности, но и нас невольно заставляют подниматься по ней. Мы должны быть благодарны им за дополнительную возмож­ность самосовершенствования.

Как мы уже отмечали выше, необходимо включение ребенка в различные виды деятельности в условиях семьи — это второе условие развития личности в семье. В раннем и дошкольном воз­расте это общение, предметная, игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая и другие виды деятельности. На первых порах любая деятельность осуществляется совместно со взрослыми. Со­вместная деятельность — это основа содержательного общения родителей а детей. Постепенно дети овладевают деятельностью и становятся всё более самостоятельными в ней, способными на­чать ее по своей инициативе, организовать и выполнить, получая результат.

Третье условие — уважительное отношение к личности ре­бенка. В чем это должно проявляться? Необходимо, общаясь и взаимодействуя с ним, занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», то есть взаимодействовать с ребенком преимуществен­но на принципах сотрудничества, партнерства. Для этого надо по­внимательнее присматриваться к ребенку, понимать его интересы, потребности, их истоки и учитывать в общении и совместной дея­тельности. Уважительно относитесь к его мнению, поддерживайте его инициативу. Если вы что-то ремонтируете в доме, а малыш хо­чет помочь вам, поддержите его желание, найдите ему достойное дело, покажите его значимость: «Как хорошо, что ты держишь мо­лоток и гвозди подаешь, мне не надо всякий раз спускаться со сту­ла... Прислушайтесь к его советам, попробуйте им следовать. Предоставляйте ему возможность выбора деятельности, выбора средств. Если ему хочется побегать, подвигаться, залезть под стул, в большую коробку и т. п. ‒ позвольте ему это, потерпите некото­рые неудобства. Для малыша это важное, нужное н полезное дело. Не относитесь к этому равнодушно, похвалите за придуманные и сооруженные им самим препятствия, ловкое их преодоление; по­пробуйте преодолеть их так же, как и он, огорчитесь своей неуме­лости, попросите поучить и т. п.

Повседневный быт предоставляет великое множество возмож­ностей для относительно равноправного сотрудничества. Глав­ное — видеть в ребенке не объект воспитания, а личность, имею­щую право голоса, право выбора, инициативы. Речь не идет о все­дозволенности, разумные запреты необходимы, но они должны быть понятны ребенку и предъявлены без унижения малыша.

Крайне важно понимать, что ваш ребенок, как любой человек, индивидуален, неповторим, не похож на других. Поэтому прини­майте его таким, каков он есть, не сравнивайте его с другими^ Де­ло не s том, лучше он или хуже, он просто другой: другие возмож­ности, способности, темпы развития и т. д. Надо разглядеть в нем его отличие от других, поддерживать и развивать его индивиду­альные черты, разумеется, в соответствии с ценностями, приняты­ми в человеческом обществе.

Ни в коем случае не оскорбляйте, не унижайте ребенка («Рас­тяпа! Опять упал, говорила, не бегай, вечно ты...»). Отрицательная оценка подрывает самоуважение, развивает у него чувство неуве­ренности в себе. Самооценка ребенка формируется под огромным влиянием взрослых. В общении с ребенком должна быть оценка не только констатирующая, но и несколько опережающая имеющийся уровень его развития. В позитивной, иногда в прогнозирующе за­вышенной взрослым оценке ребенка как бы определяется перспек­тива его роста, ступенечка, на которую он должен подняться. Не захваливать малыша» но утверждать в оценке все возможно луч­шее в нем, выражать веру в его позитивное развитие, стимулируя тем самым его самоуважение, стремление стать лучше.

Если вы высказываете недовольство чем-то, то начните снача­ла с хорошего, объясните, как можно исправить ошибки: «Моло­дец, ты таким хорошим шофером был, вот сколько кирпичиков пе­ревозил на стройку. Только всю площадку засыпал кирпичами, пройти негде. Давай вместе уберем их, сложим аккуратно, а то строители не смогут быстро строить дом...»

«Молодец, Леночка, сама умылась, чистенькая стала и платье сегодня меньше намочила. Давай переоденемся, а йотом будем ста­раться поменьше воды из крана лить и рукава не забудем завер­нуть.,.»

Когда вам приходится наказывать ребенка, надо, чтобы он по­нимал, за что его наказывают. При этом ребенок должен чувство­вать, что его любят, покажите ему, что он хороший, что родители огорчены только из-за этого поступка.

Безусловно, нельзя запугивать ребенка. Малыш легко внуша­ем. Запугиванием можно навредить его здоровью* Может возник­нуть заикание, боязнь темноты, недержание мочи и т. п.

Последите за внешней формой выражения своих мыслей и чувств по поводу малыша. На него действует не только слово, но и мимика, интонация. Ребенок» как вы помните, уже в младенче­ском возрасте легко определял отношение к нему по мимике и ин­тонации.

Помните, уважаемые родители, что комплекс неполноценности формируется в первую очередь в семье и, как правило, сопро­вождает человека всю жизнь. Взрослые близкие люди забывают похвалить ребенка, порадоваться за него» злоупотребляя негатив­ными оценками. Ваш малыш — как росточек, тянущийся вверх — к солнышку, к свету. Отнеситесь к нему бережно, чтобы не вырос­ло ваше любимое растение ущербным.

Итак» мы попытались разобраться в некоторых проблемах лич­ности: сущности, основных характеристиках и условиях ее раз­вития.

Однако правомерно ли говорить о личности применительно к раннему периоду жизни, не рано ли? Социологами, психологами, педагогами признается, что личность оформляется в сравнительно поздние сроки. Однако в психологической науке установлено, что как качество» характеризующее общественную сущность человека, она начинает формироваться рано, еще в младенчестве, уже в пер­вые месяцы жизни.

Давайте вместе с вами проследим, как же развивается лич­ность малыша в раннем возрасте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.