КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хочу стать Человеком. Хочу вырасти Личностью!
(Общие вопросы развития личности)
Вероятно, у многих из наших читателей вызовет удивление заголовок этого параграфа. Предполагаемое нами желание ребенка стать человеком выглядит, казалось бы, абсурдным, ведь человек уже родился. Однако человеком в полном смысле этого слова ему еще только предстоит стать. Новорожденный ребенок называется в науке «индивид». Это понятие указывает на принадлежность его к человеческому роду и только. Человеческое дитя из всех новорожденных существ, пожалуй, самое беспомощное, самое неприспособленное к новому для него миру. В этом слабость и огромная сила ребенка. Мудрая природа предусмотрела в нем йтсутствие жесткой врожденной заданности поведения, но при этом заложила огромный потенциал к почти беспредельному прижизненному развитию разнообразных его качеств, свойств, способностей. Однако без человеческого сообщества, без общения с людьми, без совместной с ним деятельности человек не состоится, богатые потенциальные возможности его развития не реализуются. Ранний и дошкольный возраст — наиболее важные периоды в становлении человека. История приводит примеры жизни детей, выросших среди животных или долгое время находившихся вне общества. Они, при всех последующих огромных стараниях» благоприятных условиях развития, так и не стали нормальными людьми: не научились полноценно думать, говорить, двигаться, общаться, по-человечески действовать. Но наш кроха — это совсем другое дело. Нашему малышу повезло, мы его ждали и любили еще не родившегося. Наукой он называется «индивид», а для нас это солнышко, чудо природы, наша радость и надежда. Однако при всей радости не покидает нас и чувство тревоги... Каким-то ты будешь, наш малыш? Ведь «добрые детки — дому венец, плохие детки — дому конец», гласит народная мудрость. Конечно, родители мечтают о хороших детках. А что это означает? Социологические опросы показывают, что вы хотели бы видеть своих детей в первую очередь здоровыми. Это действительно самое главное, основное, без чего человеку трудно полноценно развиваться. Вы хотите, чтобы ваш малыш рос умным, знал иностранные языки, умел общаться с людьми и т. д. Пытаясь заглянуть в его будущее, мы думаем о том, чтобы наш ребенок не потерялся в жизни, занял в обществе достойное место, обрел свое «Я», состоялся, реализовал себя. Нам больно, когда наше, часто великовозрастное, дитя несет как щепку в бурном водовороте жизни, прибивая то к одному, то к другому берегу. Трагедия для семьи, если в ней вырастили человека, неспособного противостоять сложностям жизни, слепо подчиняющегося обстоятельствам, идущего на поводу у других, часто не лучших людей. Счастье, когда вырос человек, управляющий своей жизнью, умеющий ставить цели и достигать их, способный ориентироваться в обстоятельствах и изменять их. Это значит, что в семье воспитали личность. Только личности определяют прогресс общества. Потому обществу нужна личность. Ее развитие — цель современной системы образования: в детском саду, в школе, вузе и т. д. Конечно, социальный заказ важен. Полноценно жить в обществе — это значит учитывать его требования. Однако это требование не противоречит, а согласуется с целью развития самого человека» стремлением его к самореализации, самосовершенствованию. Ведь личность — самый высокий уровень развития человека. Казалось бы, родителям можно и не знать эти истины. Есть детский сад, школа. Они и позаботятся о становлении личности. Но вырастет ли ваш ребенок личностью или будет посредственным, а то и «серым», неприметным существом, зависит не только в, вероятно, не столько от общественного воспитания, сколько от семьи. Семья — это первое сообщество, микрогруппа, значимая для ребенка. Именно она оказывает первое и наибольшее влияние на его личностное развитие. Мы надеемся, что природное чувство ответственности за ребенка вызывает у вас желание лучше понять, что же такое личность, при каких условиях и как она развивается. Попробуем вместе разобраться в этих вопросах. Конечно, в семейном воспитании родительская любовь нередко рождает правильное, интуитивно найденное решение в общении с детьми. Однако знание поможет вам сократить время поиска педагогических решений, предупредит возможные ошибки. Итак, что же такое личность? На этот вопрос пытаются ответить философия, социальная и возрастная психология, педагогика и другие науки. Существуют разные теории личности. Для нас важно выделить главные и принятые большинством ученых характеристики этого явления. Практика повседневного житейского общения нередко сталкивает нас с людьми, живущими по принципу «прошел день — и ладно». Они плывут по жизни, не задумываясь над ее смыслом. В отличие от таких людей личность — это человек, который управляет своей жизнью, хорошо знает, чего хочет, способен самостоятельно ставить цели, умеет выбирать средства, способы их достижения, получает результат, не останавливается на достигнутом. Такой человек отвечает за свои поступки. Он не пасует перед трудностями, может отстаивать свои позиции в жизни. Личность определяет и осознает свое место в обществе. Она не подчиняется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельности. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. Как видим, в личности особенно ярко проявляется волевой момент, прежде всего в поступках. То есть активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении ставить цель, преодолевать трудности при ее достижении. Поэтому стать и быть личностью совсем нелегко, и далеко не все люди пытаются реализовать себя как личность. Применительно к ребенку раннего возраста трудно говорить о волевом поведении. Первые волевые действия, включающие постановку цели, планирование и контроль, начинают формироваться у дошкольников. Однако элементарная целенаправленная деятельность наблюдается уже у младенца (тянется к игрушке). Но к этому его побуждает сам предмет, и только если он находится в поле его зрения (то есть внешний побудитель). Целеполагание внутреннее., обусловленное потребностями самого малыша, появляется ближе к двум годам. При этом он далеко не всегда достигает цели. Примерно к трем годам появляются первые признаки волевого поведения. Возникают личные желания, вызывающие активность ребенка, настойчивость, выражающиеся в форме: «Я хочу», «Я не хочу», «Я сам». Итак, личность — это активный деятель, проявляющий самостоятельность, инициативу и творчество в выборе целей, поиске способов их достижения, это волевой человек, способный к поступку, к инициативному действию, к преодолению препятствий. Оценивая ситуацию, принимая решение, активно действуя, личность основывается на знаниях о мире, в котором действует (природе, рукотворных предметах, вещах), о человеке и обществе, о себе. Знания о мире, способность к его познанию и размышлению о нем составляют познавательную (когнитивную) сферу личности. Что же заставляет человека целенаправленно действовать, активно проявлять себя? Деятельность человека подчиняется его потребностям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из которых, в свою очередь, формируются на протяжении всей жизни в общении и в деятельности. В психологии потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, необходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают материальные — органические и социальные (в жилье, одежде и т. п.) и духовные (в общении, в познании, в творчестве, в занятии искусством и др.). Некоторыми психологами выделены такие духовные потребности, как потребность в безопасности, в любви и признании другими людьми, в самооценке и самоуважении, в самореализации, в свободе и др. Согласитесь, что всем нам не чужды эти потребности. Духовные потребности постепенно формируются и у наших детей. Как правило, родители большое внимание уделяют удовлетворению и развитию органических потребностей (например, в пище). Это важно, но надо формировать и духовные потребности. Например, стремление к познанию, желание сделать что-то приятное близким или другим людям. Рост личности связан в первую очередь с ростом духовных потребностей. Однако испытывать потребность — это еще не обязательно осознавать конкретно, чего ты хочешь. Когда у человека появляется представление о предмете, который может удовлетворить потребность, у него возникает конкретный мотив» желание (человек понимает, чего он хочет). И только в этом случае он может поставить цель по удовлетворению своей потребности и организовать деятельность по ее достижению. Одна и та же потребность может быть удовлетворена по-разному (разные предметы потребностей), потому и желания могут быть разные. Так, потребность в саморазвитии вызывает у одних желание поступить в институт, у других — непосредственно заняться каким-то видом деятельности (живопись, педагогическая деятельность и др.). Или, например, потребность в безопасности у одних людей обусловливает активную позицию, побуждает к деятельности, направленной на устранение грозящей опасности, у других вызывает желание спрятаться, уйти от решения проблемы. Применительно к детям подобных примеров может быть множество. Так, потребность в любви и признании у одного малыша вызывает ревность и желание обидеть младшего братишку, которому родители уделяют больше внимания. Другой ребенок пытается вести себя как больной, так как, когда он болен, его родители больше ласкают, жалеют, балуют. Многие малыши ласкаются, прижимаются к маме и т» п. В мотивационно-потребностную сферу личности входят и интересы. Это форма проявления познавательной потребности человека. Они имеют свое содержание, привлекательное для человека. Например, у малыша проявляется интерес к деятельности взрослых — папа у ребенка шофер. Это побуждает его играть в шофера, рисовать машины, изображая или представляя себя шофером. Как правило, этот ребенок в автобусе старается занять место ближе к кабине и внимательно наблюдает за водителем и т. п. Формирование интересов во многом и в первую очередь зависит от родителей. Природа, книги, музыка, театр, разные виды деятельности — все это может составить сферу детских интересов. Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами. Это представление человека о наиболее ценных, привлекательных чертах, которые хотелось бы иметь и ему самому. «Что такое хорошо и что такое плохо», малыш начинает узнавать рано. Зрелая личность в своем поведении и деятельности руководствуется также убеждениями — системой осознанных и прочувствованных жизненных принципов. Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в совокупности составляют направленность личности. Их содержание, а значит, и направленность могут быть различными. Становясь побудителями (мотивами) жизнедеятельности человека, одни из них занимают ведущее место, другие — подчиненное (иерархия мотивов). Например, человек может выполнять творческую работу, побуждаемый одновременно разными мотивами. Однако у одного превалирует желание заработать деньги, у другого — выделиться, «обойти» коллегу по работе, у третьего — интерес к проблеме, потребность в творчестве и т. д. То есть конкретное содержание доминирующих мотивов различно. Деятельность детей также может быть по-разному мотивирована. Например, ваш трехлетний малыш настойчиво заявляет о своем праве включать телевизор. Он нажимает разные кнопки, вертит ручки и т. п. Ваши запреты плохо действуют, они вызывают у ребенка слезы, раздражение и настойчивые повторные действия. Что движет его поведением? Безусловно, интерес к познанию малознакомого предмета. Одновременно мотивом может быть потребность действовать, как взрослый, а главное — характерное для этого возраста стремление самоутвердиться, заявить: «Я сам». Мотивы при этом чаще всего не осознаются ребенком. У взрослого человека мотивы также не всегда осознаваемы. Но человек, развиваясь как личность, всегда пытается осознать их и действовать более осмысленно, целенаправленно. Потребности заставляют человека действовать с целью их удовлетворения. Если жизненные условия складываются так, что деятельность успешна и потребности удовлетворяются, человек испытывает положительные эмоции: удовлетворен не, радость и т. п. Если же обстоятельства препятствуют этому, они вызывают у человека отрицательные эмоции: неудовлетворение, печаль, горе, грусть и т.д. Эмоция, чувство — это реакция человека на успешность удовлетворения потребностей, да и сама потребность субъективно ощущается как та или иная эмоция, переживание. Эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функции. В них выражается оценка происходящего, степень значимости предметов, явлений, событий для данного человека в конкретной ситуации. Они побуждают к деятельности, активизируют ее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, любовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношение людей к тому или иному факту (выразительная функция) и др. То есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека и являются, наряду с когнитивной и волевой, одной из важнейших сфер личности. Эмоциональное развитие малыша начинается очень рано, с рождения, а предпосылки эмоциональных реакций возникают уже в период внутриутробного развития. В этой же главе мы расскажем о первых эмоциональных проявлениях ребенка, связанных с его личностным развитием. Диапазон эмоционального развития в раннем возрасте довольно широк: от первой улыбки и неудовольствия, затем радости, обиды, гнева до предпосылок более сложных чувств — сочувствия, самолюбия, гордости и стыда, чувства собственного достоинства, симпатии и любви. Развитие эмоций, происходящее в процессе общения и деятельности, органично вплетено в процесс личностного развития малыша. Таким образом, разум, чувства, воля человека проявляются во всех сферах его жизни, во всех видах деятельности. Они проявляются и развиваются в деятельности, общении и в свою очередь, влияют на их успешность. Их проявление и развитие органически связано с развитием личности. Мотивационно-потребностная сфера, как мы отметили выше, определяет направленность личности. От того, какие желания, интересы, идеалы, убеждения управляют ею, зависит, положительная формируется личность или негативная. Да, к сожалению, личность не всегда бывает положительной, она может быть и негативной. Безмерное уважение и чувство благодарности человеческого сообщества вызывают личности, подобные матери Терезе и столь же безмерное» но презрение, гнев, осуждение — личности, подобные Гитлеру. Масштаб как положительной, так» негативной личности может быть и не планетарным. Но в любом случае созидательная или разрушительная ее сила определяется направленностью личности. Поэтому важно понять, гипертрофированный эгоизм или альтруистическая позиция движет личностью. Например, чувство ответственности перед коллегами, самолюбие не позволяет человеку выполнять свое дело плохо. Не исключая, а предполагая приоритетность самоуважения, любви человека к себе, необходимо при этом в развитии личности поддерживать только те ее проявления, которые соответствуют позитивному развитию других людей и общества в целом. Необходима направленность поведения и действий человека на созидание, а не на разрушение. А если на разрушение, то в конечном счете ради созидания. Таким образом, в человеческом сообществе наиболее развитой и поддерживаемой им считается общественно направленная личность, побуждаемая общественно направленными мотивами. Уже в детском сообществе принимается тот ребенок, который способен, например, поделиться игрушками, лакомым кусочком с другими детьми, и не принимается жадина. Как отмечают психологи, под влиянием именно общественных мотивов у человека формируются такие черты личности, как ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) н уважение других людей, совестливость, честность, доброта и строгость, инициативность и дисциплинированность, трудолюбие, желание и умение понимать других людей, требовательность к себе и другим и др. К сожалению, как показывает социологический опрос, родители все реже называют нравственные черты личности не только в качестве приоритетных в характере ребенка, но в качестве желаемых вообще. Однако без общественно направленной личности прогрессивное развитие общества, а значит и каждого ее члена, невозможно. Если мы хотим, чтобы наш ребенок был принят сначала в детском, а потом во взрослом сообществе, надо подумать об этих приоритетах и позаботиться о создании условий для их проявления и развития. Мы подчеркиваем слово условия. Дело в том, что, беспрерывно испытывая воздействие и общества, и отдельных людей, человек, тем не менее изначально сам строит себя» свою жизнь и судьбу. Согласитесь, что мы постоянно живем в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее достижения — в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или отстаивать свою позицию, проявляя волю? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но неприятные, ради общего дела или нет? Остановиться в своих притязаниях или ставить перед собой все новые и новые цели? И так далее и тому подобное. Человек в своих размышлениях, поступках в конечном счете всякий раз решает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как личность. Проявление борьбы мотивов можно заметить уже у дошкольника. Например, угостили ребенка конфетой. Проблема; съесть самому или поделиться с сестренкой? Ребенок после некоторого колебания делится с сестрой. Мама подкрепляет правильность выбора; «Молодец, добрый мальчик. Смотри, как Лена обрадовалась, ей очень хотелось попробовать конфету». Малыш переживает радость от преодоления себя, доставленной другому радости, похвалы мамы. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение» доброжелательность, добротворчество. Поэтому процесс развития личности — это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Никто из человека не сделает личность, кроме него самого. Выдающийся русский психолог А, Н. Леонтьев» обращая внимание на этот момент самодвижения, саморазвития, подчеркивал, что «она (личность) выступает как то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь». По существу, человек творит себя сам, становление личности — это процесс самотворчества. Главная цель развития личности — возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, наиболее полное самовыражение и самораскрытие» Таким образом» жизненный путь вашего ребенка — это процесс его саморазвития, самореализации, выявления всех возможностей, определяемых принадлежностью ребенка к человеческому роду, и развитие его индивидуальности, обусловленной природой и конкретными социальными условиями. Саморазвитие личности сопряжено с постепенным осознанием человеком себя как существа, отличающегося от других людей. Идет процесс самопознания, появления у человека переживания своего «Я» (образа «Я»). Самопознание — это не только знание о себе, а осознание себя как личности, своего места в сообществе людей, в системе общественных отношений. В образе «Я» отражается и отношение человека к самому себе. В психология определено, что образ «Я» включает три взаимосвязанных компонента: знание о себе (о своей внешности, способностях, собственной значимости в обществе); отношение к себе (самоуважение, самокритичность, себялюбие или самоуничижение и др.); поведенческий компонент (стремление активно представить себя людям, быть понятым, завоевать симпатии или, наоборот, остаться незаметным, скрыть свои недостатки, избежать критики и т. п.). Образ «Яо складывается у человека постепенно, меняется на протяжении жизни. Наиболее ярко он проявляется в самооценке. С помощью самооценки регулируется поведение. Самооценка человека формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими людьми. Вы, конечно, слышали о так называемой завышенной пли заниженной самооценке. Она начинает формироваться очень рано и с нашей помощью. Вам необходимо знать, что с самооценкой личности связан уровень ее притязаний (доступные человеку, по его мнению, цели и способы действия). Важно, чтобы уровень притязаний не был завышен или занижен, так как это негативно сказывается на развитии личности, В первом случае цель, как правило, не достигается, поскольку не соответствует возможностям человека. Это вызывает у него дискомфортное состояние и тормозит развитие личности. А заниженная самооценка и низкий уровень притязаний губят инициативу, тормозят активность человека» а следовательно, также не способствуют его развитию- Вот почему необходимо заботиться о формировании адекватной самооценки у детей. Нужно учитывать в общении и взаимодействии с ребенком уровень притязаний формирующейся личности и способствовать em повышению в соответствии с возможностями человека. Это позволит пробудить в ребенке самоуважение, уверенность в своих силах, что крайне важно для успешного развития личности. Самосознание — не только один из показателей уровня развития личности, но и непременное условие ее дальнейшего самосовершенствования. Мудрый смысл исповеди, ритуала многих религий, заключается не столько в отпущении грехов, сколько в актуализации способности человека к самоанализу, самооценке, а значит, и саморазвитию. Итак, мы уяснили некоторые характеристики личности. При каких условиях возможно развитие личности? Выше мы уже отметили, что вне человеческого сообщества становления личности не произойдет. Взрослый человек — всегда посредник между ребенком и окружающим его миром. Благодаря взрослым ребенок усваивает знания о мире природы, рукотворных предметах, о людях, нормах их взаимоотношений и о себе самом. Взрослые передают детям с помощью различных средств и способов нравственные, интеллектуальные, эстетические ценности человеческого общества, в первую очередь те, что приняты в семье. Постепенно сфера общения ребенка расширяется (детский сад, школа, кружки, студни и т. п.). Семья — это первое связующее звено между человеком и обществом, тем богатством, которое оно накопило и которое ему предстоит освоить. В первую очередь человек осваивает разные виды деятельности: предметно-практическую деятельность (труд, учение, игру и т.п.) общение, познание и др. Что означает овладение деятельностью? Это значит, человек умеет определять цель деятельности, отбирать средства н способы ее достижения, планировать этапы достижения, владеет способами действия и достигает результатов. О высоком уровне развития деятельности свидетельствует ее творческий характер. В разных видах деятельности происходит становление человека, оттачиваются и развиваются его разум, чувства, воля, способности, характер. Осваивая разные виды деятельности, человек развивает в себе активность, самостоятельность, умелость, инициативу, способность к творчеству — то есть разнообразные личностные качества. Это в полной мере относится и к овладению деятельностью общения. Умение определять цель общения, ориентироваться в сообществе, группе людей, отбирать приемлемые и эффективные способы общения — непременное условие успешного осуществления других видов деятельности, особенно совместных, обретения человеком достойного места в сообществе людей, в коллективе. Чем совершеннее личность, тем в большей степени она осознает смысл своей деятельности, мотивы, побуждающие ее к данной деятельности. Чем разнообразнее и совершеннее виды деятельности, которыми владеет человек, тем больше возможностей для его развития, тем в большей степени он реализует себя, тем многообразнее и интереснее его личность. Такой деятельный человек способен преобразовывать окружающий его мир, становясь действительно хозяином своей судьбы. Вот почему так важно нам, взрослым, помогать ребенку овладевать разными доступными в этом возрасте видами деятельности. В последующих главах книги мы подробно об этом расскажем. Выполняя различные виды деятельности, человек, живущий в сообществе людей, входит в разные социальные группы, подгруппы, вступает в контакты с разными людьми (коллегами на работе, соседями по дому, родственниками, членами спортивного клуба, который он посещает, и т. п.). При этом деятельность носит нередко совместный характер. Как показали психологические исследования, личностное развитие идет особенно интенсивно в общении человека с наиболее референтной (значимой) для него в данный период группой или особенно значимым для него другим человеком. В психологии существует теория, раскрывающая процесс «вхождения» человека в такую группу и объясняющая механизм развития личности в этих условиях (А. В. Петровский). Вероятно, каждый из нас мог бы вспомнить в ее подтверждение немало фактов из своей собственной жизни. Оказывается, человек проходит как бы три ступени постепенного «вхождения» в то или иное микрообщество, в новую социальную среду. Сначала он как бы присматривается к новому сообществу, усваивает нормы, правила жизни в нем, стремится быть таким, «как все». Это период адаптации к новому. Затем у человека, ставшего «как все», появляется желание проявить себя, свою индивидуальность, отличие от других. Этот период, когда человек «заявляет» о своей индивидуальности, отличии от других, называется этапом индивидуализации* Бели сообщество принимает эти проявления индивидуальности, а это возможно, если они соответствуют ценностям данной группы, позитивно на нее влияют, то происходит интеграция человека в данном сообществе. На этапе интеграции происходит полное утверждение человека в микрогруппе, он чувствует себя комфортно, влияет на нее, а она на него, то есть происходит взаимовлияние членов сообщества. Если же группе чужды идивидуальные проявления человека, она его не принимает и даже отвергает, вытесняет и т. п. Нередко при этом человек замыкается в себе, озлобляется, чувствует себя неудачником. Такое поэтапное развитие личности происходит не только в рамках группы, но и при общении с отдельным человеком, значимым (референтным) для данной персоны. Эти этапы проходит каждый из нас, меняя место работы, жительства, вступая в более или менее длительные контакты с людьми по разным поводам. Психологи считают, что период дошкольного детства — это период адаптации ребенка в человеческом сообществе. Однако наблюдения за конкретными детьми, входящими в новое сообщество других детей (в детском саду, во дворе нового дома и т. п.), показывают, что ребенок может проходить более или менее успешно все этапы вхождения в новое микросообщество. Очевидно, что ваш ребенок в жизни найдет достойное место в человеческом сообществе, если будет активным, самостоятельным, инициативным, творческим, коммуникабельным, если будет постоянно развиваться сам и содействовать позитивному развитию других, тех, кто рядом с ним. Итак, человек, выполняя различные виды деятельности, взаимодействуя, общаясь с окружающими его людьми, реализуя себя, развивается как личность. Самодвижениеь саморазвитие личности идет в процессе активной деятельности и общения человека. Однако нельзя надеяться на стихийное развитие личности, оно может не состояться. Поэтому целенаправленное воспитание ребенка взрослыми — одно из условий успешного развития личности. Имеется в виду именно содействие ее развитию. Под воспитанием мы понимаем целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста я совершенствования его нравственных и творческих сил, создание таких условий, при которых те качества, которые у ребенка находятся в зачаточном состоянии и пока представляют собой только возможность, превращаются в действительность (Д. И. Фельдштейн). Итак, воспитание осуществляется в соответствии с идеалом, во-площающим требования общества. При этом ставится цель максимального развития индивидуальности каждого ребенка. Это и составляет сущность л ичностно-ориентнро ванного подхода в воспитании ребенка, который, напомним, предполагает не только постановку соответствующей цели, но и создание взрослыми, родителями условий развития личности. Каковы же условия успешного воспитания личности в семье? Первое — глубокое и активное осознание родителями той истины, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет прежде всего семья. Родитель — профессия педагогическая, а потому необходимо соответствовать этому назначению. Чувство ответственности за ребенка заставляет нас, родителей, посмотреть на себя другими глазами, предъявить к себе более высокие требования* Существует множество примеров огромного влияния родителей, особенно в судьбе известных людей. Даже уходя из жизни, они остаются в памяти детей и продолжают оказывать на них большое влияние. Личность родителей не умирает, она как бы обретает вторую жизнь в их детях. Многие из нас могли бы привести примеры, когда собственную жизнь сверяют с мнениям», оценками, принципами жизни своих родителей: что в этих случаях говорил отец (мать), как к этому относился. В искусстве, в науках, в психологии, социологии представлена позиция; с физическим исчезновением индивида личность не умирает. Она идеально представлена в личности других людей, в частности своих детей (в мотивах, поступках, способах действия и т. д.)' В этом смысле личность бессмертна. Крылатая фраза о том, что человек не умирает, пока его помнят, имеет глубочайший смысл. Однако и наши дети помогают нам расти вместе с ними. Житейские наблюдения показывают, а психолого-педагогическая наука установила и рассматривает факт взаимовлияния людей в процессе межличностных отношений, В полной мере это относится к отношениям родителей и детей. Не только мы, родителиг влияем на детей, но и они влияют на нас, содействуя совершенствованию нашей личности- Появление ребенка в семье, где родители чувствуют ответственность за него, дисциплинирует их» повышает требовательность к себе. Это особенно ярко проявляется, когда дети откровенно подражают нам, верят в нас, любят, считают нас лучшими из всех. Как безмерно доверчивы и добры к нам наши дети, до тех пор пока мы сами не начинаем разочаровывать их. Желание соответствовать их любви и вере заставляет нас быть лучше, чем мы есть, быть достойными нх высоких оценок. Наши дети не только сами, с нашей помощью поднимаются по лесенке развития личности, но и нас невольно заставляют подниматься по ней. Мы должны быть благодарны им за дополнительную возможность самосовершенствования. Как мы уже отмечали выше, необходимо включение ребенка в различные виды деятельности в условиях семьи — это второе условие развития личности в семье. В раннем и дошкольном возрасте это общение, предметная, игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая и другие виды деятельности. На первых порах любая деятельность осуществляется совместно со взрослыми. Совместная деятельность — это основа содержательного общения родителей а детей. Постепенно дети овладевают деятельностью и становятся всё более самостоятельными в ней, способными начать ее по своей инициативе, организовать и выполнить, получая результат. Третье условие — уважительное отношение к личности ребенка. В чем это должно проявляться? Необходимо, общаясь и взаимодействуя с ним, занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», то есть взаимодействовать с ребенком преимущественно на принципах сотрудничества, партнерства. Для этого надо повнимательнее присматриваться к ребенку, понимать его интересы, потребности, их истоки и учитывать в общении и совместной деятельности. Уважительно относитесь к его мнению, поддерживайте его инициативу. Если вы что-то ремонтируете в доме, а малыш хочет помочь вам, поддержите его желание, найдите ему достойное дело, покажите его значимость: «Как хорошо, что ты держишь молоток и гвозди подаешь, мне не надо всякий раз спускаться со стула... Прислушайтесь к его советам, попробуйте им следовать. Предоставляйте ему возможность выбора деятельности, выбора средств. Если ему хочется побегать, подвигаться, залезть под стул, в большую коробку и т. п. ‒ позвольте ему это, потерпите некоторые неудобства. Для малыша это важное, нужное н полезное дело. Не относитесь к этому равнодушно, похвалите за придуманные и сооруженные им самим препятствия, ловкое их преодоление; попробуйте преодолеть их так же, как и он, огорчитесь своей неумелости, попросите поучить и т. п. Повседневный быт предоставляет великое множество возможностей для относительно равноправного сотрудничества. Главное — видеть в ребенке не объект воспитания, а личность, имеющую право голоса, право выбора, инициативы. Речь не идет о вседозволенности, разумные запреты необходимы, но они должны быть понятны ребенку и предъявлены без унижения малыша. Крайне важно понимать, что ваш ребенок, как любой человек, индивидуален, неповторим, не похож на других. Поэтому принимайте его таким, каков он есть, не сравнивайте его с другими^ Дело не s том, лучше он или хуже, он просто другой: другие возможности, способности, темпы развития и т. д. Надо разглядеть в нем его отличие от других, поддерживать и развивать его индивидуальные черты, разумеется, в соответствии с ценностями, принятыми в человеческом обществе. Ни в коем случае не оскорбляйте, не унижайте ребенка («Растяпа! Опять упал, говорила, не бегай, вечно ты...»). Отрицательная оценка подрывает самоуважение, развивает у него чувство неуверенности в себе. Самооценка ребенка формируется под огромным влиянием взрослых. В общении с ребенком должна быть оценка не только констатирующая, но и несколько опережающая имеющийся уровень его развития. В позитивной, иногда в прогнозирующе завышенной взрослым оценке ребенка как бы определяется перспектива его роста, ступенечка, на которую он должен подняться. Не захваливать малыша» но утверждать в оценке все возможно лучшее в нем, выражать веру в его позитивное развитие, стимулируя тем самым его самоуважение, стремление стать лучше. Если вы высказываете недовольство чем-то, то начните сначала с хорошего, объясните, как можно исправить ошибки: «Молодец, ты таким хорошим шофером был, вот сколько кирпичиков перевозил на стройку. Только всю площадку засыпал кирпичами, пройти негде. Давай вместе уберем их, сложим аккуратно, а то строители не смогут быстро строить дом...» «Молодец, Леночка, сама умылась, чистенькая стала и платье сегодня меньше намочила. Давай переоденемся, а йотом будем стараться поменьше воды из крана лить и рукава не забудем завернуть.,.» Когда вам приходится наказывать ребенка, надо, чтобы он понимал, за что его наказывают. При этом ребенок должен чувствовать, что его любят, покажите ему, что он хороший, что родители огорчены только из-за этого поступка. Безусловно, нельзя запугивать ребенка. Малыш легко внушаем. Запугиванием можно навредить его здоровью* Может возникнуть заикание, боязнь темноты, недержание мочи и т. п. Последите за внешней формой выражения своих мыслей и чувств по поводу малыша. На него действует не только слово, но и мимика, интонация. Ребенок» как вы помните, уже в младенческом возрасте легко определял отношение к нему по мимике и интонации. Помните, уважаемые родители, что комплекс неполноценности формируется в первую очередь в семье и, как правило, сопровождает человека всю жизнь. Взрослые близкие люди забывают похвалить ребенка, порадоваться за него» злоупотребляя негативными оценками. Ваш малыш — как росточек, тянущийся вверх — к солнышку, к свету. Отнеситесь к нему бережно, чтобы не выросло ваше любимое растение ущербным. Итак» мы попытались разобраться в некоторых проблемах личности: сущности, основных характеристиках и условиях ее развития. Однако правомерно ли говорить о личности применительно к раннему периоду жизни, не рано ли? Социологами, психологами, педагогами признается, что личность оформляется в сравнительно поздние сроки. Однако в психологической науке установлено, что как качество» характеризующее общественную сущность человека, она начинает формироваться рано, еще в младенчестве, уже в первые месяцы жизни. Давайте вместе с вами проследим, как же развивается личность малыша в раннем возрасте.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |