Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послевоенный дизайн в СССР




Война практически прервала работы дизайнеров. Однако, проектирование легендарной "Победы", вышед­шей сразу после войны, было закончено в 1943 году [14, С. 92]. В войну в штатах проектно-конструкторских бюро некоторых заводов транспортного машиностроения по­явились художники.

В условиях послевоенного возрождения промышлен­ности и восстановления разрушенных городов потребова­лись дизайнеры-стилисты и художники-оформители. Для подготовки таких специалистов в 1945 году были воссоз­даны Строгановское училище в Москве и вслед за ним в 1948 году было открыто Ленинградсткое Высшее Ху-дожеественно-Промышленное Училище им. Мухиной.

Необходимо отметить, что война значительно двину­ла вперед развитие военной техники, в частности мото­ростроение, самолетостроение. Это оказало влияние за­тем и на "мирную" продукцию. Военная техника давала зачастую не только технический эталон для подражания, но и эстетический: реактивная авиация дала новые "ди­намичные", "обтекаемые" формы, оказавшие влияние на послевоенное формообразойание транспортного машино­строения, судостроения, включая формы бытовых изде­лий - настольных ламп, телефонных аппаратов.

В послевоенные годы в СССР были созданы первые дизайнерские бюро широкого профиля. Одним из них стало Архитектурно-художественное бюро под руковод­ством Юрия Соловьева. Среди крупных разработок этого ' бюро в 50-е годы - проект троллейбуса, интерьеры и общий вид прогулочного речного теплохода, оборудование кают атомного ледокола «Ленин», проекты трансформи­рующейся мебели. Одним из первых был проект модер­низации пассажирского вагона (1945), в котором впервые был применен принцип наглядного сравнения. На подмос­ковном заводе в Лианозово были построены в натуре два варианта интерьеров вагонов: один - пб проекту инжене­ров, и другой - по проекту дизайнеров Ю. Соловьева, Ю. Сомова и при участиии Г. Лебедева и И. Кулакова. Ва-


Послевоенный дизайн в Европе

риант дизайнеров оказался предпочтительней - более светлый, просторный и изящный интерьер. По стилю -это геометрический функционализм с элементами стрим-лайна (закругленные края лавок, светильников, полок, контуры окон). Рельефные ребра жесткости, накладные металлические декоративные полосы, уступы в формах для пепельниц и плафонов подчеркивали зрительное дви­жение в глубину.

Авторы продемонстрировали завидную изобретатель­ность в решении всех мелочей: трансформации полок, откидных столиков в проходах, пепельниц и ручек отли­тых из алюминиевых сплавов. В итоге был обеспечен максимум возможного комфорта в ситуации крайней за-тесненности и экономии площади. Этот проект почти без изменений выпускается промышленностью до наших дней, В 1946 году на Горьковском автозаводе начал выхо­дить легковой автомобиль "М 20 "Победа", его автором был молодой талантливый дизайнер В. Самойлов. Имев­ший совершенно новые принципы компановки: обтекае­мая форма, гладкие боковины, отсутствие крыльев и подножек, цельный единый кузов, накрывающий всю машину, - автомобиль стал событием в мировом дизайне. Форме "Победы" начали подражать не только в Европе (английский "Стандарт-Вангард"), но и на родине авто­мобилестроения - в США. Однако американский покупа­тель, привыкший к более дробным и расчлененным фор­мам машин, не сразу воспринял новую архитектуру кузова. По сути дела бескрылые машины с гладкими боковинами утвердились в США на 10-12 лет позже, только к концу 50-х гг. [14, С. 94].

В 50-е годы были возрождены службы Аэрофлота и разработан ее фирменный стиль. Были построены новые аэропорты - в Москве и Ленинграде. Архитекторам и дизайнерам пришлось решать непривычные функциональ­ные задачи - оборудование залов ожидания, устройство информационных табло, проектирование стоек для офор­мления билетов и сдачи багажа, разработку мобильных



История дизайна


Послевоенный дизайн в Европе


 


               
     
 
   
 
 


Конструкторское бюро Андрея Туполева Пассажирский авиалайнер "Ту.-тСИ", 1957 Значок 5-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, 1957 Троллейбус "МТБ-82М" (1946), легковой автомобиль "ГАЗ-20 "Победа (проект В.Самойлова, 1946) на улицах Москвы


Военная техника оказала вли­яние и на"мирную"послевоен­ную продукцию, став не только техническим, но и эстетичес­ким эталоном, принеся с собой такие компоненты как эргоно-мичность, динамизм и обтека­емость внешних форм изде­лий.

Всемирный фестиваль моло­дежи и студентов 1957 года в Москве стал началом оттепели времен Н.Хрущева, принесшей с собой после долгих лет изо­ляции в СССР новые моды, новые идеи, новую музыку. Начал раскрепощаться и быт.


В послевоенные годы в СССР создаются дизайнерские бюро широкого профиля. Одним из них стало Архитектурно-худо­жественное бюро под руковод­ством Юрия Соловьева. Среди крупных разработок этого бюро в 50-е гг. - проект троллейбуса, интерьеры и общий вид прогу­лочного речного теплохода, оборудование кают атомного ледокола «Ленин», проекты трансформирующейся мебели. Одним из первых был проект модернизации пассажирского вагона (1945).

Юрий Соловьев Троллейбус"ЗИУ-5" (внешний вид, кабина водителя), 1946

Федор Прибыщенко, Олег Фролов и др. Судно на подводных крыльях "Метеор", 60-е гг.


 




 


 




История дизайна

трапов. В эти годы на линии вышли первые реактивные и турбореактивные самолеты. Первые «ТУ-104», несмотря на сверх-современный внешний вид, внутри были обору­дованы по типу интерьеров поездов мебелью в «русском стиле» с вышитыми занавесками и домашними настоль­ными лампами.

В 1958 году в Горьком (Нижний Новгород) в Цент­ральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях появилась группа художественного конструиро­вания: Ф. Прибыщенко, О. Фролов, В. Квасов, А. Фро­лова, И. Медведев, В. Бойкина. Результатом ее работы стал дизайн судов на подводных крыльях серии «Ме­теор», «Вихрь», «Комета». Наиболее быстроходным было судно с газотурбинным двигателем «Буревестник», пере­возившее 150 пассажиров со скоростью 97 км/час.

Во время Всемирного фестиваля молодежи и сту­дентов 1957 года в москвичи впервые после долгой изо­ляции в России, увидели иностранцев. Новые моды, но­вые идеи, новая музыка, новые люди. Это было началом оттепели времен Н. Хрущова. Вместе с жизнью начал раскрепощаться и быт. В 1962 году состоялось официаль­ное возрождение дизайна, когда специальным постанов­лением Совета Министров СССР предписывалось создать специальные дизайнерские бюро для проектирования машин и бытовых изделий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 4239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.