КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкурсные торги как важнейший элемент рыночного регулирования товарного рынка
Формирование тактики представления материалов, предназначенных к опубликованию, использованию для рекламы, выступлений, докладов на конференциях, для передачи по радио, телевидению, во время деловых переговоров и т.п. 7. Определение порядка и целесообразности использования технических средств для работы с документами и информацией, составляющими коммерческую тайну: ПЭВМ, сканирующих устройств, аудио-видеотехники, факсов и т.д. 8. Создание системы контроля и исполнения всех требований и задач по обеспечению защиты коммерческой тайны организации.
Раздел 5. Тема 16. Происхождение торгов и их экономические функции. Торги как один из способов регулирования современной экономики 24 ноября 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд(№ 2588-Х11)», предусматривающий конкурсный отбор поставщиков для осуществления государственных заказов. Конкурсные торги (тендер) — это форма выдачи заказов на поставку товаров, закупку услуг по заранее объявленным в специальных документах условиям. Данные условия предполагают соревнование предложений от нескольких участников торгов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для их организатора. Таким образом, необходимость в организации конкурсов, торгов возникает лишь тогда, когда заказчик (организатор конкурса) имеет возможность выбора среди нескольких исполнителей. А исполнители, в свою очередь, должны быть заинтересованы в выполнении заказа. Подобная ситуация возникает только на определенном уровне развития экономических и правовых отношений в государстве. Исторический анализ также показывает, что в большинстве случаев само государство (как наиболее богатый и влиятельный заказчик) являлось главным инициатором проведения конкурсных отборов исполнителей. Возникнув как форма поиска соответствия между ценой и величиной стоимости товара, торги как метод заключения сделок, вытекающих из договоров купли-продажи товаров и подряда, и на современном этапе выступают как важное средство регулирования цен контрактов, а также как элемент государственного регулирования торговых и внешнеэкономических связей. В истории тендерной практики был период, когда победители торгов определялись исключительно на основании наименьшей запрашиваемой цены. Данный способ представляется весьма простым и эффективным. Однако по опыту выполнения заключаемых по такому методу контрактов заказчики быстро поняли, что наименьшая цена вовсе не обязательно означает необходимое качество и может являться единственным определяющим фактором только в отдельных случаях, когда привлекаемые к участию в торгах поставщики хорошо известны заказчику как исполнители, стабильно обеспечивающие требуемый уровень качества. По этой причине по мере развития тендерных процедур заказчики были вынуждены вводить в конкурсные документы дополнительные требования по качеству, которые в ряде случаев могли становиться определяющими. В настоящее время руководства и типовые конкурсные документы по приобретению товаров работ и услуг в документах международных финансовых организаций почти во всех случаях при проведении торгов на крупные заказы наряду с ценой требуют учитывать фактор качества. Удельный вес фактора качества выше всего для тех видов закупок, которые менее всего поддаются количественному описанию. Следовательно, чем понятнее и подробнее можно описать предмет закупок, тем выше удельный вес ценового фактора и ниже — качественного. В практике оценки тендерных предложений соотношения цены и качества выражаются примерно так: 70: 30, 80: 20 и т.д. Наиболее широко конкурсные торги применяются в процессе государственных закупок. Следует отметить, что поставка товаров для государственных нужд — довольно сложная и многогранная проблема, которая решается в рамках системы поставок товаров для государственных нужд или системы государственных заказов. Основными субъектами хозяйственной деятельности рыночной экономики выделяют домашние хозяйства, предприятия и организации бизнеса, органы государственного управления (табл. 7.3).
Таблица10.3. Основные субъекты рыночной экономики
Основные субъекты рыночной экономики: Домашние хозяйства — основной элемент общества, его потребительской сферы, главной экономической функцией этого субъекта является потребление конечного продукта и услуг, производимых государством и бизнесом. Органы государственного управления и бизнес являются структурными элементами второй сферы человеческой деятельности в области экономических отношений — сферы деловой активности людей, в результате деятельности которой домашние хозяйства получают доходы. К субъектам хозяйствования бизнеса относятся предприятия и фирмы различных форм собственности, главной функцией которых является производство разнообразных товаров, работ и услуг для домашних хозяйств и органов государственного управления. Основная масса госзакупок, в отличие от потребительского рынка, производится в контрактной форме. Правительственные расходы выступают в форме правительственных заказов бизнесу на производство различной продукции и услуг общенационального значения. В контракте заблаговременно (до производства продукции) оговариваются цены, количество и условия поставки (выполнения работ). И если раньше на основе контрактов достигалось обеспечение общественного сектора условиями его собственного функционирования (например, компьютеры, мебель, канцелярские принадлежности и др.), то в последнее время все более широкое применение стали получать контракты на поставку товаров, работ и услуг, удовлетворение потребности в которых традиционно нес общественный сектор. Например Работа городского общественного транспорта, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны более эффективно выполняются негосударственными предприятиями, организациями, благодаря глубокой специализации, использованию новейших технологий и высококвалифицированного персонала. В США, Великобритании власти разных уровней все чаще передают частным компаниям такие сугубо административные функции, как составление и анализ бюджетов, сбор налогов, охрана общественного порядка, содержание тюрем и управление ими. Внутри самого общественного сектора все чаще формируются отношения на основе разделения функций покупателя и продавца (поставщика) — так называемые квазирынки. Постепенное высвобождение правительственных учреждений, организаций от представительства функций производителя позволяет им полностью сосредоточить внимание на интересах потребителя, заинтересованного в выборе поставщика, предложившего минимальные цены, и требовать от него неукоснительного выполнения всех условий контракта. Например, местный орган здравоохранения перестает непосредственно руководить работой больниц и выступает в роли заказчика и покупателя услуг; в США одни муниципалитеты заключают договоры с другими на составление бюджетов, разработку программ, если их не удовлетворяет работа собственных подразделений, полиция одних районов обслуживает по контрактам соседние. Проведенный анализ отечественного и зарубежного в современных условиях позволяет определить основные принципы формирования госзакупок: ¨ государство является заказчиком продукции, оно располагающее для этого соответствующими ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам; ¨ структура и состав заказов определяется структурой системы общегосударственных потребностей и функциями государства, которые, как правило, не могут быть реализованы механизмом рыночного саморегулирования; ¨ размеры госзаказов ограничивается величиной средств бюджета страны; ¨ госзаказы размещаются и реализуются на договорной основе. Договорные (контрактные) отношения в общественном секторе имеют преимущества и способны приносить определенный эффект. Важнейшим принципом этих мер, по мнению большинства специалистов, является открытость (гласность). Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Многолетний мировой опыт показывает, что открытость является самым сильнодействующим средством против коррупции. Принцип равноправия (справедливости) заключается в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников одинаковы. Кроме того, принципы прокьюремента не позволяют менять эти условия в ходе проведения конкурсных торгов. Категорическим требованием процедур прокьюремента является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников. Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, чтобы в итоге были осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя. Принцип экономичности означает, что процедуры тендера должны осуществляться с минимально возможными затратами ресурсов. В определенной степени экономичность влияет на конечную эффективность. Принцип ответственности и подотчетности означает, что все уполномоченные лица (сам заказчик) отвечают за свои действия не только в административном порядке, но и юридически. Все условия контракта должны выполняться обязательно и при любых условиях, что особенно важно для современного отечественного рынка. Отдельные экономисты выделяют также принципы: конкурентность и обоснованность. Формы и методы осуществления государственных закупок. Международная практика и национальные законодательства предлагают два основных метода размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд: конкурентные (конкурсные торги, тендеры, аукционы) и неконкурентные (переговоры, запрос котировок, запрос предложений). Каждому методу соответствуют определенные порядок, правила, процедуры и область применения. Предпочтительными считаются конкурсные торги, так как они в наибольшей степени отвечают целям, задачам и принципам профессионального прокъюремента. Торги представляют собой состязание претендентов на приобретение товара или получение контракта. Прокьюремент (от англ. procurement) — форма управленческой технологии или совокупность практических методов и приемов, а также инструментов, применяемых в процессе организации закупок, предоставления объектов в аренду, распределения заказов в ходе осуществления конкурсных торгов, облегчения их для участников, соблюдения справедливости, предотвращения коррупции. В основе прокьюремента лежит соблюдение принципов открытости (гласности), равноправия претендентов, эффективности заключаемых сделок, ответственности сторон — участников контракта. Прокьюремент означает также деятельность, обеспечивающую поиск и соединение компаньонов будущей сделки, заключение договоров, соглашений. Содержание конкурсных торгов кратко можно охарактеризовать следующим образом: покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывается договор (контракт) с тем продавцом или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя условия. Тема 17. Виды тендерных торгов и их характеристика
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |