Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К уп­ро­щен­ным про­це­ду­рам от­но­сят­ся




По про­це­ду­рам вы­бо­ра (обыч­ные, уп­ро­щен­ные) и т.д. Це­ле­со­об­раз­но вы­де­лить еще один вид клас­си­фи­ка­ции тор­гов — по их пред­ме­ту, т.е. тор­ги на пос­тав­ку то­ва­ров, вы­пол­не­ние ра­бот и ока­за­ние ус­луг.

Су­щес­тву­ет мно­го раз­но­вид­нос­тей кон­кур­с­ных (тен­дер­ных) тор­гов.

Тор­ги мо­гут клас­си­фи­ци­ро­вать­ся:

-по кру­гу учас­т­ ни­ков (от­кры­тые, зак­ры­тые),

- по про­це­ду­ре до­пус­ка (с ква­ли­фи­ка­ци­он­ным от­бо­ром или без не­го),

-по ге­ог­ра­фи­чес­ко­му при­зна­ку (меж­ду­на­род­ные, на­ци­о­наль­ные, мес­тные),

Тор­ги на пос­тав­ку то­ва­ров при­ме­ня­ют­ся при за­куп­ке про­мыш­лен­ной и иной то­вар­ной про­дук­ции для нужд го­су­дар­ствен­но­го и час­тно­го сек­то­ров. Пред­ме­том тор­гов яв­ля­ют­ся раз­ра­бот­ка, из­го­тов­ле­ние, дос­тав­ка, мон­таж и пуск в эк­сплу­а­та­цию обо­ру­до­ва­ния, а так­же до­пол­ни­тель­ные за­да­чи, свя­зан­ные с ис­поль­зо­ва­ни­ем пос­тав­лен­ных то­ва­ров, на­п­ри­мер, тех­ни­чес­кое об­слу­жи­ва­ние, ре­монт, обу­че­ние и пос­т­про­даж­ное со­дер­жа­ние обо­ру­до­ва­ния. Учас­тни­ки тор­гов — За­каз­чик (За­куп­щик) и Пос­тав­щи­ки.

Тор­ги на вы­пол­не­ние ра­бот из­вес­тны как под­ряд­ные тор­ги и при­ме­ня­ют­ся при не­об­хо­ди­мос­ти най­ма под­ряд­чи­ков для вы­пол­не­ния стро­и­тель­ных или стро­и­тель­но-мон­таж­ных ра­бот и ока­за­ния со­пут­ству­ю­щих ус­луг, нап­ри­мер, по со­дер­жа­нию объек­тов в га­ран­тий­ный пе­ри­од, обу­че­нию пер­со­на­ла служб эк­сплу­а­та­ции и т.д. Учас­тни­ки тор­гов — За­каз­чик и Под­ряд­чи­ки.

Тор­ги на ока­за­ние ус­луг нап­рав­ле­ны на при­вле­че­ние ин­же­нер­ных, юри­ди­чес­ких, фи­нан­со­во-эко­но­ми­чес­ких и про­чих ус­луг, не­об­хо­ди­мых для вы­пол­не­ния от­дель­ных за­дач про­ектов раз­ви­тия, свя­зан­ных с раз­лич­ны­ми ис­сле­до­ва­ни­я­ми, тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ки­ми, эко­ло­ги­чес­ки­ми и про­чи­ми эк­спер­ти­за­ми, про­ектны­ми ра­бо­та­ми, фун­кци­я­ми по уп­рав­ле­нию про­екта­ми стро­и­тельс­тва, по кон­тро­лю за ка­чес­твом ра­бот и т.д. Учас­тни­ки тор­гов — За­каз­чик и Кон­суль­тан­ты.

От­кры­тые (пуб­лич­ные, не­ог­ра­ни­чен­ные) тор­ги про­це­ду­ра конкурса, при ко­то­рой пред­ло­же­ние ор­га­ни­за­то­ра при­нять в нем учас­тие об­ра­ще­но ко всем же­ла­ю­щим.

От­кры­тые кон­кур­сные тор­ги про­во­дят­ся по сле­ду­ю­щим пра­ви­лам: 1)опуб­ли­ко­ва­ние в от­кры­той пе­ча­ти при­гла­ше­ния к учас­тию в тор­гах, а так­же обес­пе­че­ние дос­та­точ­но­го вре­ме­ни для под­го­тов­ки и пред­став­ле­ния кон­кур­сных за­я­вок пре­тен­ден­та­ми; 2)обес­пе­че­ние оди­на­ко­вых ус­ло­вий и рав­ных прав всем учас­тни­кам тор­гов; 3)ус­та­нов­ле­ние понятных и объек­тив­ных кри­те­ри­ев оцен­ки; вы­яв­ле­ние по­бе­ди­те­ля тор­гов и зак­лю­че­ние с ним кон­трак­та в со­от­вет­ствии с ус­ло­ви­я­ми, ус­та­нов­лен­ны­ми в кон­кур­сной до­ку­мен­та­ции. От­кры­тым тор­гам мо­жет пред­шес­тво­вать пред­ва­ри­тель­ный отбop пре­тен­ден­тов. В этом слу­чае они но­сят наз­ва­ние «от­кры­тые тор­ги с пред­ква­ли­фи­ка­ци­ей».

При­ме­не­ние от­кры­тых конкурсных про­це­дур поз­во­ля­ет до­бить­ся мак­си­маль­ной кон­ку­рен­ции и выб­рать на­и­бо­лее де­ше­вый и в то же вре­мя ка­чес­твен­ный то­вар, ус­лу­гу, работу и, сле­до­ва­тель­но, в пол­ной ме­ре га­ран­ти­ру­ет соб­лю­де­ние при­нци­па эффективно­го рас­хо­до­ва­ния бюд­жет­ных средств.

В зак­ры­тых тор­гах в от­ли­чие от от­кры­тых чис­ло учас­т­ни­ков ог­ра­ни­че­но «спис­ком» пред­ва­ри­тель­но отоб­ран­ных ор­га­ни­за­то­ром кон­кур­са фирм, ко­то­рые и при­гла­ша­ют­ся к учас­тию в конкурсе.

За­каз­чик в этом слу­чае пер­со­наль­но при­гла­ша­ет к учас­тию в тор­гах всех из­вес­тных ему пос­тав­щи­ков и ис­пол­ни­те­лей, ко­то­рые, по его мне­нию, спо­соб­ны спра­вить­ся с за­да­ни­ем. Пуб­ли­ка­ция при­гла­ше­ния и про­це­ду­ра пред­ква­ли­фи­ка­ции в этом слу­чае не про­изво­дят­ся. В ре­зуль­та­те сос­тав­ля­ет­ся «крат­кий спи­сок» воз­мож­ных пос­тав­щи­ков, ко­ли­чес­тво ко­то­рых дол­жно быть дос­та­точ­но боль­шим, так как толь­ко в этом слу­чае мо­жет быть обес­пе­че­на кон­ку­рен­ция, а сле­до­ва­тель­но, вы­бор на­и­бо­лее вы­год­но­го пред­ло­же­ния, а так­же нор­маль­ный ход про­це­ду­ры.

Зак­ры­тые тор­ги мо­гут при­ме­нять­ся в слу­ча­ях, ког­да спе­ци­фи­ка ра­бот (ус­луг), яв­ля­ю­щих­ся пред­ме­том кон­кур­са, пред­по­ла­га­ет ог­ра­ни­чен­ный круг пос­тав­щи­ков, так как тор­ги име­ют вы­со­кую тех­ни­чес­кую слож­ность, тре­бу­ют спе­ци­аль­ных зна­ний или ес­ли речь идет о нуж­дах обо­ро­ны или на­ци­о­наль­ной бе­зо­пас­нос­ти, т.е. в тех слу­ча­ях, ког­да не­э­ко­но­мич­но и не­це­ле­со­об­раз­но соз­да­вать не­ог­ра­ни­чен­ную кон­ку­рен­цию. Че­рез зак­ры­тые тор­ги, как пра­ви­ло, раз­ме­ща­ют­ся за­ка­зы на уни­каль­ное, слож­ное обо­ру­до­ва­ние, ком­плек­тные из­де­лия и т.д. Зак­ры­тые тор­ги — ме­нее зат­рат­ное по вре­ме­ни ме­роп­ри­я­тие, пред­по­ла­га­ю­щее воз­мож­ность при­гла­шать пос­тав­щи­ков из кру­га, ог­ра­ни­чен­но­го са­мим за­каз­чи­ком. Но ожи­дать зна­чи­тель­но­го сни­же­ния це­ны в этом слу­чае не стоит.

В ми­ро­вой пра­кти­ке при­ме­няются дву­хэ­тап­ные тор­ги (двух­ста­дий­ный тен­дер) — конкурс­ная про­це­ду­ра, в со­от­вет­ствии с ко­то­рой конкурс­ный про­цесс раз­би­ва­ет­ся на две ста­дии.

Пер­вая пред­усмат­ри­ва­ет в при­гла­ше­нии на учас­тие лишь са­мое об­щее опи­са­ние пред­ме­та за­куп­ки. В от­вет на него по­тен­ци­аль­ные пре­тен­ден­ты по­да­ют пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие тех­ни­чес­кие, тех­но­ло­ги­чес­кие и ка­чес­твен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки пред­ла­га­е­мых то­ва­ров, ра­бот или ус­луг или воз­мож­ные ус­ло­вия про­да­жи, но без ука­за­ния це­ны. Оцен­ка та­ких пред­ло­же­ний про­изво­дит­ся толь­ко с точ­ки зре­ния тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ких ас­пек­тов.

Вто­рая — по­да­ча окон­ча­тель­ных тех­ни­чес­ких пред­ло­же­ний, отоб­ран­ных на пер­вом эта­пе, с ука­за­ни­ем це­ны и всей тре­бу­ю­щей­ся в конкурс­­ной до­ку­мен­та­ции ин­фор­ма­ции; про­во­дит­ся как обыч­ная конкурс­ная про­це­ду­ра. Ей мо­гут пред­шес­тво­вать пе­ре­го­во­ры меж­ду за­ку­поч­ной ор­га­ни­за­ци­ей и пре­тен­ден­та­ми.

В от­ли­чие от рас­смот­рен­ных в двух­ста­дий­ном конкурс­е ини­ци­а­тор мо­жет вно­сить из­ме­не­ния в кон­кур­сные ус­ло­вия, а пре­тен­дент на каж­дом эта­пе мо­жет уточ­нять, до­пол­нять и из­ме­нять со­дер­жа­ние сво­их кон­кур­сных до­ку­мен­тов. Двух­ста­дий­ные тор­ги яв­ля­ют­ся на­и­бо­лее слож­ны­ми и при­ме­ня­ют­ся, как пра­ви­ло, в тех слу­ча­ях, ес­ли: не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным оп­ре­де­лить пред­ва­ри­тель­но точ­ные тех­ни­чес­кие и ка­чес­твен­ные па­ра­мет­ры за­ка­зы­ва­е­мых то­ва­ров, ра­бот и ус­луг; су­щес­тву­ют раз­лич­ные воз­мож­нос­ти удов­лет­во­ре­ния пот­реб­нос­ти за­куп­ки; пред­ме­том за­куп­ки яв­ля­ет­ся на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние, эк­спе­ри­мент или дру­гие про­екты, ус­лу­ги спе­ци­фи­чес­ко­го ха­рак­те­ра.

Кро­ме пе­ре­чис­лен­ных про­це­дур меж­ду­на­род­ная те­о­рия и пра­кти­ка пред­ла­га­ет при­ме­нять раз­лич­ные уп­ро­щен­ные про­це­ду­ры за­ку­пок. Уп­ро­щен­ные про­це­ду­ры, по су­ти, яв­ля­ют­ся об­лег­чен­ным ва­ри­ан­том от­кры­тых тен­дер­ных про­це­дур и при­ме­ня­ют­ся в тех слу­ча­ях, ког­да ис­поль­зо­ва­ние иных про­це­дур не поз­во­ля­ет дос­тичь боль­шей эф­фек­тив­нос­ти.

1. Зап­рос це­но­вых предложений (ко­ти­ро­вок - воп­рос о це­не) — ме­тод про­ве­де­ния за­ку­пок, ос­но­ван­ный на со­пос­тав­ле­нии цен тор­го­вых пред­ло­же­ний, по­лу­чен­ных от нес­коль­ких пос­тав­щи­ков. Как пра­ви­ло, это от­но­си­тель­но не­боль­шие за­куп­ки, а так­же за­куп­ки при ор­га­ни­за­ции сроч­ных пос­та­вок.

Зап­рос це­но­вых ко­ти­ро­вок в пись­мен­ном ви­де нап­рав­ля­ет­ся кон­кур­сной ко­мис­си­ей не ме­нее чем трем-че­ты­рем пре­тен­ден­там. В от­вет каж­дый пре­тен­дент пред­став­ля­ет в пись­мен­ном ви­де толь­ко од­ну це­но­вую ко­ти­ров­ку, ко­то­рая и рас­смат­ри­ва­ет­ся кон­кур­сной ко­мис­си­ей.

В ре­зуль­та­те за­каз­чик зак­лю­ча­ет до­го­вор с пос­тав­щи­ком или ис­пол­ни­те­лем, ко­то­рый пред­ло­жил са­мую низ­кую це­ну.

Дан­ный ме­тод мо­жет ис­поль­зо­вать­ся в тех слу­ча­ях, ког­да пред­ме­том за­ка­за яв­ля­ет­ся пос­тав­ка ши­ро­ко дос­туп­ных ве­щей или ус­луг, для ко­то­рых су­щес­тву­ет сло­жив­ший­ся ры­нок, хо­ро­шо из­вес­тны ка­чес­твен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки, и при ус­ло­вии, что кон­тракт за­куп­ки име­ет це­ну, не пре­вы­ша­ю­щую сум­му, ус­та­нов­лен­ную за­ко­но­да­тельс­твом.

2. Пря­мые за­куп­ки (сво­бод­ный за­каз, за­куп­ка у един­ст­вен­но­го ис­точ­ни­ка) — это спо­соб за­куп­ки то­ва­ров, ра­бот, ус­луг, при ко­то­ром за­каз­чик при на­ли­чии ус­ло­вий, пред­усмот­рен­ных за­ко­но­да­тельс­твом, нап­рав­ля­ет пред­ло­же­ние о зак­лю­че­нии кон­трак­та толь­ко од­но­му пос­тав­щи­ку. По су­ти, этот спо­соб за­куп­ки пред­став­ля­ет со­бой пря­мую вы­да­чу кон­трак­та.

Дан­ный ме­тод мо­жет при­ме­нять­ся:

¨ ес­ли сто­и­мость за­ка­за не пре­вы­ша­ет ука­зан­ной в за­ко­но­да­тель­ной ба­зе ве­ли­чи­ны;

¨ как про­дол­же­ние уже дей­ству­ю­ще­го кон­трак­та, зак­лю­чен­но­го ра­нее;

¨ при за­куп­ке то­ва­ров, для ко­то­рых су­щес­тву­ет не­об­хо­ди­мость обес­пе­че­ния сов­мес­ти­мос­ти с име­ю­щи­ми­ся то­ва­ра­ми;

¨ ес­ли про­дук­ция мо­жет быть по­лу­че­на толь­ко у од­но­го пос­тав­щи­ка;

¨ в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях.

Пе­ре­чень уп­ро­щен­ных про­це­дур, воз­мож­нос­ти и по­ря­док их при­ме­не­ния оп­ре­де­ля­ют­ся за­ко­но­да­тельс­твом.

Вы­бор то­го или ино­го ме­то­да за­ку­пок свя­зан с раз­лич­ны­ми фак­то­ра­ми, в пер­вую оче­редь, это цель за­ку­пок, ста­тус за­каз­чи­ка, це­на кон­трак­та и тре­бу­е­мые сро­ки пос­та­вок.

Сво­е­го ро­да об­раз­цом пра­вил про­ве­де­ния го­су­дар­ствен­ных за­ку­пок явил­ся Ти­по­вой за­кон о за­куп­ках товаров (работ) и услуг ЮНСИТРАЛ. В ре­зуль­та­те по­я­ви­лись дос­та­точ­но чет­кие и пос­ле­до­ва­тель­ные про­це­ду­ры, ко­то­рые спо­соб­ство­ва­ли то­му, что се­год­ня боль­шин­ство стран, осу­щес­твляя за­куп­ки, поль­зу­ют­ся еди­ны­ми стан­дар­т­ны­ми пра­ви­ла­ми и про­це­ду­ра­ми.

При­ме­не­ние стан­дар­тных про­це­дур поз­во­ля­ет всем учас­т­ни­кам при осу­щес­твле­нии кон­крет­ных про­ектов чет­ко пред­став­лять свои дей­ствия, дей­ствия пар­тне­ров, и, ос­во­ив их еди­нож­ды, при­ме­нять в лю­бом дру­гом тен­де­ре.

Вмес­те с тем в боль­шин­стве ин­струк­тив­но-нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов сфе­ра тен­дер­но­го про­цес­са ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ра­бо­той тор­гов.

 

Тема 18. Государственные закупки (заказы) и методы их осуществления

Госудаственные закупки - закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств (полностью или частично) республиканского и местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов, в т.ч. для государственных нужд, и закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые бюджетными организациями.

Поставка товаров для государственных нужд — довольно сложная и многогранная проблема, которая решается в рамках системы поставок товаров для государственных нужд или системы государственных заказов.

Система общественных заказов является частью общей экономической системы и во многом определяется ею. В свою очередь, система общественных заказов оказывает существенное влияние на экономику государства. Степень развития системы госзаказов зависит от степени развития рынка. Цивилизованная система госзакупок — это свойство рыночной экономики.

В Беларуси первоочередные потребности государства устанавливаются в законодательном порядке и признаются государственными нуждами. Основой обеспечения государственных нужд является государственный заказ на поставку товаров, работ и услуг.

Беря на себя ответственность и расходы за обеспечение общественными и общественно-производственными частными товарами, государство может производить их самостоятельно, финансируя эксплуатационные затраты организациям общественного сектора, а может закупать их у негосударственного сектора. Выбор между организацией производства необходимых товаров и услуг внутри государственного сектора и ориентацией на их закупку у частных поставщиков является одной из наиболее важных и сложных проблем эффективности использования общественных средств на современном этапе. Опыт последних десятилетий доказал, что жесткая многосторонняя и зачастую детальная система регламентации сдерживает темпы роста, приток нововведений и служит основной причиной низкой эффективности государственных предприятий. В результате наблюдается высокий уровень цен, рост потребности в дотациях.

Подтверждением этому могут служить широкая программа приватизации, проводимая в 70—90-х гг. XX в. в ряде стран (Великобритания, Франция, Япония, страны Восточной Европы), а также процессы дерегулирования, в результате которых хозяйствующие субъекты освобождаются от платной государственной опеки и начинают руководствоваться рыночными ориентирами. Процессы дерегулирования в той или иной степени затронули транспорт, банковские и финансовые услуги, страхование, телекоммуникации и другие отрасли.

Все это способствовало тому, что в последние 10—20 лет в странах с развитой рыночной экономикой органы управления все чаще стали отдавать предпочтение закупкам необходимых обществу товаров и услуг у негосударственных предприятий и организаций.

В отличие от потребительского рынка основная масса госзакупок производится в контрактной форме. Правительственные расходы выступают в форме правительственных заказов бизнесу на производство различной продукции и услуг общенационального значения. В контракте заблаговременно

(до производства продукции) оговариваются цены, количество и условия поставки (выполнения работ). И если раньше на основе контрактов в основном достигалось обеспечение общественного сектора условиями его собственного функционирования (например, мебель, канцелярские принадлежности и др.), то в последнее время все более широкое применение стали получать контракты на поставку товаров, работ и услуг, удовлетворение потребности в которых традиционно нес общественной сектор. Работа городского общественного транспорта, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны более эффективно выполняются негосударственными предприятиями, организациями, благодаря глубокой специализации, использованию новейших технологий и высококвалифицированного персонала. В США, Великобритании власти разных уровней все чаще передают частным компаниям такие сугубо административные функции, как составление и анализ бюджетов, сбор налогов, охрана общественного порядка, содержание тюрем и управление ими.

Кроме того, внутри самого общественного сектора все ча­ще формируются отношения на основе разделения функций покупателя и продавца (поставщика) — так называемые квазирынки.

Высвобождение правительственных учреждений, организаций от представительства функций производителя позволяет им полностью сосредоточить внимание на интересах потребителя, заинтересованного в выборе поставщика, предложившего минимальные цены, и требовать от него неукоснительного выполнения всех условий контракта.

Таким образом, сфера применения контрактных сделок значительно расширяется. Производство общественных благ, сосредоточенное в основном в общественном секторе, ныне во все более крупных размерах осуществляется либо за его пределами, либо в партнерстве с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями. На смену сугубо распределительному механизму обеспечения общества общественными благами приходит механизм купли-продажи. Каждый партнер берет на себя функции, которые он способен реализовать наилучшим образом. Государство чаще определяет цели и приоритеты программ, их параметры, выступает в роли движущей силы и организатора, осуществляет мониторинг и контроль, несет ответственность за результаты сотрудничества, создает финансовую основу кооперации. Негосударственные структуры в большей мере осуществляют само производство общественных благ.

Анализ отечественного и зарубежного опыта применения государственных заказов в современных условиях позволяет сформировать основные принципы его формирования и размещения:

o заказчиком продукции является государство, располагающее для этого соответствующими ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;

o состав заказов определяется структурой системы общегосударственных потребностей и функциями государства, которые, как правило, не могут быть реализованы механизмом рыночного саморегулирования;

o объем заказов ограничивается величиной средств бюджета страны;

o заказы размещаются и реализуются на контрактной (договорной) основе.

Контрактные (договорные) отношения в общественном секторе, бесспорно, имеют преимуществ и способны приносить эффект.

Вместе с тем, как показывает практика, эффект может быть достигнут только при условии существования реальной конкуренции между потенциальными поставщиками за каждый конкретный заказ. Конкуренция обеспечивает лучшие возможности для развития экономики и гарантирует гражданам эффективное использование общественных средств и высокое качество предоставляемых услуг.

Нельзя не учитывать также тот факт, что введение контрактации предполагает трансакционные издержки, связанные с заключением контрактов и контролем за их исполнением. Эти издержки могут быть достаточно высокими; Чтобы их перекрыть, необходимо обеспечить высокую конкуренцию между претендентами, в противном случае эффект не будет достигнут.

Кроме того, известив, что рынок государственных закупок отличается спецификой и требует применения особых правил и процедур. Основным его отличием от потребительского рынка являются характер потребления товаров и услуг и мотивы спроса. При государственных закупках субъектом закупок выступает не собственно владелец денежных средств, как на потребительском рынке, а его представитель многочисленные государственные чиновники, которые осуществляют закупки в рамках своих служебных обязанностей для реализации общественных функций правительством, решения общенациональных задач. В результате не всегда обеспечивается эффективность проведения закупочной кампании; создаются условия для возникновения и развития коррупции.

С подобными проблемами на различных этапах своего развития столкнулись практически все страны, что заставило их искать способы, приемы, обеспечивающие противодействие коррупции, способствующие повышению эффективности закупочной кампании.

Мировая практика разработала систему мер и процедур, которые обеспечивали бы достижение данных задач, получившую название прокьюремент.

В основу прокьюремента заложены следующие принципы:

o открытость (гласность);

o справедливость (равноправие);

o экономичность;

o эффективность;

o ответственность.

Основным принципом прокьюремента, по мнению большинства специалистов, является открытость (гласность). Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Мно­голетний мировой опыт показывает, что открытость является самым сильнодействующим средством против коррупции.

Принцип равноправия (справедливости) заключается в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников одинаковы. Кроме того, принципы прокьюремента не позволяют менять эти условия в ходе про­ведения конкурсных торгов. Категорическим требованием процедур прокьюремента является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников.

Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, чтобы в итоге были осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя.

Принцип экономичности означает, что процедуры тендера должны осуществляться с минимально возможными затратами ресурсов. В определенной степени экономичность влияет на конечную эффективность.

Принцип ответственности означает, что все уполномоченные лица (сам заказчик) отвечают за свои действия не только в административном порядке, но и юридически. Все условия контракта должны выполняться обязательно и при любых условиях, что особенно важно для современного оте­чественного рынка.

Реализация этих принципов в полной мере способствует достижению общих целей, стоящих перед системой государственных закупок и экономикой в целом.

Основными субъектами системы госзакупок являются:

o госзаказчики, формирующие и размещающие госзаказ на поставку продукции, заключающие контракты и получающие продукцию;

o непосредственные потребители товаров, работ и услуг;

o поставщики продукции, участвующие в процедурах размещения гозакупок, заключающие контракты на поставку продукции и поставляющие ее;

o координатор, уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий планирование, координацию, контроль и методичес­кое руководство процессом формирования и размещения госзаказа:

o специализированные организации, привлекаемые заказчиком для выполнения отдельных функций;

o другие органы государственной власти, как исполнительной, так и законодательной.

Наиболее важное звено в системе госзакупок - заказчик, т.е. непосредственно тот, кто имеет общественные средства и распоряжается ими. Заказчик формирует и размещает госзаказ, отвечает за его результат, за соблюдение закона и соответствующих нормативных актов. Права и обязанности заказчика при размещении заказа по сравнению с другими субъектами, обеспечивающими размещение заказа, наиболее широки и ответственны. В качестве заказчиков могут выступать министерства, ведомства, другие органы власти. Национальные законодательные акты о государственных закупках обычно включают списки, которые оговаривают организации, выступающие в роли государственных заказчиков. В условиях децентрализованной системы управления при перераспределении прав, ответственности и финансов в пользу низшего звена управленческой структуры в качестве заказчиков могут выступать самые разные организации:

o органы управления;

o государственные предприятия и организации;

o казенные государственные предприятия, наделенные полномочиями госзаказчиков;

o организации, предприятия - непосредственные потребители закупаемых за счет государственных средств товаров, работ и услуг.

Как правило, получатели заказов разного уровня управления и подчиненности относительно самостоятельны и независимы. Заказчики в системе госзакупок не имеют никаких особых полномочий и привилегий. В качестве покупателя они конкурируют с представителями частного сектора, вместе с ними отслеживают изменения на рынке, а также информируют рынок о своих потребностях, объявляя конкурсы на закупку. Во многих случаях заказчик может не являться собственно покупателем. Разместив заказ, он передает его лицу, которое и является непосредственным покупателем.

Другой субъект отношений по размещению заказа - уполномоченный орган, имеющий право размещать заказы для государственных заказчиков. Создание таких органов осуществляется обычно высшим органом власти государства.

В некоторых случаях заказчик может привлекать для выполнения отдельных функций, связанных с проведением госзакупок, специализированные организации, имеющие значительный опыт в этой сфере. Решение вопроса в первую очередь определяется наличием (отсутствием) у заказчика квалифицированных кадров, которые в состоянии самостоятельно, достаточно эффективно осуществить весь комплекс работ, связанных с закупками.

В качестве поставщиков могут выступать организации и предприятия всех форм собственности, производящие и поставляющие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги, физические лица. Участники могут быть как отечественными, так и иностранными. Государство обязуется дать всем заинтересованным в получении заказа фирмам и предприятиям равные шансы на участие в конкурсе и получении заказа.

Заказчик и поставщики - основные звенья в системе, так как на линии «заказчик-поставщик» происходят все основные события, связанные с госзакупками.

Кроме заказчиков и поставщиков в качестве субъектов системы государственных заказов (закупок) могут выступать организации, осуществляющие координацию и контроль деятельности государственных заказчиков в вопросах формирования и размещения госзаказа. Кроме функции контроля координатор может участвовать в формировании государственного заказа и предложений по его финансированию; совершенствовании правовой базы; формировании принципов размещения госзаказа. Координатор также осуществляет методическую поддержку и юридическую защиту участников.

Таким механизмом в современных условиях стали конкурсные торги. Современные технологии конкурсных торгов позволяют не только сформировать конкурентную среду обеспечить формирование рыночной экономической политики, проводимой государством, но и более качественно разрабатывать содержание контрактов, принимать оптимальные решения, снижать риск заказчика, сокращать сроки закупочных кампаний, а, следовательно, - повышать эффективность закупок для государственных нужд.

Система общественных заказов - достаточно развитый институт, вместе с тем, она постоянно развивается и совершенствуется под воздействием внешних и внутренних факторов с целью достижения стоящих перед ней целей: эффективности расходования общественных средств и препятствия коррупции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.