КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К упрощенным процедурам относятся
По процедурам выбора (обычные, упрощенные) и т.д. Целесообразно выделить еще один вид классификации торгов — по их предмету, т.е. торги на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Существует много разновидностей конкурсных (тендерных) торгов. Торги могут классифицироваться: -по кругу участ ников (открытые, закрытые), - по процедуре допуска (с квалификационным отбором или без него), -по географическому признаку (международные, национальные, местные), Торги на поставку товаров применяются при закупке промышленной и иной товарной продукции для нужд государственного и частного секторов. Предметом торгов являются разработка, изготовление, доставка, монтаж и пуск в эксплуатацию оборудования, а также дополнительные задачи, связанные с использованием поставленных товаров, например, техническое обслуживание, ремонт, обучение и постпродажное содержание оборудования. Участники торгов — Заказчик (Закупщик) и Поставщики. Торги на выполнение работ известны как подрядные торги и применяются при необходимости найма подрядчиков для выполнения строительных или строительно-монтажных работ и оказания сопутствующих услуг, например, по содержанию объектов в гарантийный период, обучению персонала служб эксплуатации и т.д. Участники торгов — Заказчик и Подрядчики. Торги на оказание услуг направлены на привлечение инженерных, юридических, финансово-экономических и прочих услуг, необходимых для выполнения отдельных задач проектов развития, связанных с различными исследованиями, технико-экономическими, экологическими и прочими экспертизами, проектными работами, функциями по управлению проектами строительства, по контролю за качеством работ и т.д. Участники торгов — Заказчик и Консультанты. Открытые (публичные, неограниченные) торги — процедура конкурса, при которой предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим. Открытые конкурсные торги проводятся по следующим правилам: 1)опубликование в открытой печати приглашения к участию в торгах, а также обеспечение достаточного времени для подготовки и представления конкурсных заявок претендентами; 2)обеспечение одинаковых условий и равных прав всем участникам торгов; 3)установление понятных и объективных критериев оценки; выявление победителя торгов и заключение с ним контракта в соответствии с условиями, установленными в конкурсной документации. Открытым торгам может предшествовать предварительный отбop претендентов. В этом случае они носят название «открытые торги с предквалификацией». Применение открытых конкурсных процедур позволяет добиться максимальной конкуренции и выбрать наиболее дешевый и в то же время качественный товар, услугу, работу и, следовательно, в полной мере гарантирует соблюдение принципа эффективного расходования бюджетных средств. В закрытых торгах в отличие от открытых число участников ограничено «списком» предварительно отобранных организатором конкурса фирм, которые и приглашаются к участию в конкурсе. Заказчик в этом случае персонально приглашает к участию в торгах всех известных ему поставщиков и исполнителей, которые, по его мнению, способны справиться с заданием. Публикация приглашения и процедура предквалификации в этом случае не производятся. В результате составляется «краткий список» возможных поставщиков, количество которых должно быть достаточно большим, так как только в этом случае может быть обеспечена конкуренция, а следовательно, выбор наиболее выгодного предложения, а также нормальный ход процедуры. Закрытые торги могут применяться в случаях, когда специфика работ (услуг), являющихся предметом конкурса, предполагает ограниченный круг поставщиков, так как торги имеют высокую техническую сложность, требуют специальных знаний или если речь идет о нуждах обороны или национальной безопасности, т.е. в тех случаях, когда неэкономично и нецелесообразно создавать неограниченную конкуренцию. Через закрытые торги, как правило, размещаются заказы на уникальное, сложное оборудование, комплектные изделия и т.д. Закрытые торги — менее затратное по времени мероприятие, предполагающее возможность приглашать поставщиков из круга, ограниченного самим заказчиком. Но ожидать значительного снижения цены в этом случае не стоит. В мировой практике применяются двухэтапные торги (двухстадийный тендер) — конкурсная процедура, в соответствии с которой конкурсный процесс разбивается на две стадии. Первая предусматривает в приглашении на участие лишь самое общее описание предмета закупки. В ответ на него потенциальные претенденты подают предложения, содержащие технические, технологические и качественные характеристики предлагаемых товаров, работ или услуг или возможные условия продажи, но без указания цены. Оценка таких предложений производится только с точки зрения технико-экономических аспектов. Вторая — подача окончательных технических предложений, отобранных на первом этапе, с указанием цены и всей требующейся в конкурсной документации информации; проводится как обычная конкурсная процедура. Ей могут предшествовать переговоры между закупочной организацией и претендентами. В отличие от рассмотренных в двухстадийном конкурсе инициатор может вносить изменения в конкурсные условия, а претендент на каждом этапе может уточнять, дополнять и изменять содержание своих конкурсных документов. Двухстадийные торги являются наиболее сложными и применяются, как правило, в тех случаях, если: не представляется возможным определить предварительно точные технические и качественные параметры заказываемых товаров, работ и услуг; существуют различные возможности удовлетворения потребности закупки; предметом закупки является научное исследование, эксперимент или другие проекты, услуги специфического характера. Кроме перечисленных процедур международная теория и практика предлагает применять различные упрощенные процедуры закупок. Упрощенные процедуры, по сути, являются облегченным вариантом открытых тендерных процедур и применяются в тех случаях, когда использование иных процедур не позволяет достичь большей эффективности. 1. Запрос ценовых предложений (котировок - вопрос о цене) — метод проведения закупок, основанный на сопоставлении цен торговых предложений, полученных от нескольких поставщиков. Как правило, это относительно небольшие закупки, а также закупки при организации срочных поставок. Запрос ценовых котировок в письменном виде направляется конкурсной комиссией не менее чем трем-четырем претендентам. В ответ каждый претендент представляет в письменном виде только одну ценовую котировку, которая и рассматривается конкурсной комиссией. В результате заказчик заключает договор с поставщиком или исполнителем, который предложил самую низкую цену. Данный метод может использоваться в тех случаях, когда предметом заказа является поставка широко доступных вещей или услуг, для которых существует сложившийся рынок, хорошо известны качественные характеристики, и при условии, что контракт закупки имеет цену, не превышающую сумму, установленную законодательством. 2. Прямые закупки (свободный заказ, закупка у единственного источника) — это способ закупки товаров, работ, услуг, при котором заказчик при наличии условий, предусмотренных законодательством, направляет предложение о заключении контракта только одному поставщику. По сути, этот способ закупки представляет собой прямую выдачу контракта. Данный метод может применяться: ¨ если стоимость заказа не превышает указанной в законодательной базе величины; ¨ как продолжение уже действующего контракта, заключенного ранее; ¨ при закупке товаров, для которых существует необходимость обеспечения совместимости с имеющимися товарами; ¨ если продукция может быть получена только у одного поставщика; ¨ в исключительных случаях. Перечень упрощенных процедур, возможности и порядок их применения определяются законодательством. Выбор того или иного метода закупок связан с различными факторами, в первую очередь, это цель закупок, статус заказчика, цена контракта и требуемые сроки поставок. Своего рода образцом правил проведения государственных закупок явился Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг ЮНСИТРАЛ. В результате появились достаточно четкие и последовательные процедуры, которые способствовали тому, что сегодня большинство стран, осуществляя закупки, пользуются едиными стандартными правилами и процедурами. Применение стандартных процедур позволяет всем участникам при осуществлении конкретных проектов четко представлять свои действия, действия партнеров, и, освоив их единожды, применять в любом другом тендере. Вместе с тем в большинстве инструктивно-нормативных документов сфера тендерного процесса ограничивается работой торгов.
Тема 18. Государственные закупки (заказы) и методы их осуществления Госудаственные закупки - закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств (полностью или частично) республиканского и местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов, в т.ч. для государственных нужд, и закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые бюджетными организациями. Поставка товаров для государственных нужд — довольно сложная и многогранная проблема, которая решается в рамках системы поставок товаров для государственных нужд или системы государственных заказов. Система общественных заказов является частью общей экономической системы и во многом определяется ею. В свою очередь, система общественных заказов оказывает существенное влияние на экономику государства. Степень развития системы госзаказов зависит от степени развития рынка. Цивилизованная система госзакупок — это свойство рыночной экономики. В Беларуси первоочередные потребности государства устанавливаются в законодательном порядке и признаются государственными нуждами. Основой обеспечения государственных нужд является государственный заказ на поставку товаров, работ и услуг. Беря на себя ответственность и расходы за обеспечение общественными и общественно-производственными частными товарами, государство может производить их самостоятельно, финансируя эксплуатационные затраты организациям общественного сектора, а может закупать их у негосударственного сектора. Выбор между организацией производства необходимых товаров и услуг внутри государственного сектора и ориентацией на их закупку у частных поставщиков является одной из наиболее важных и сложных проблем эффективности использования общественных средств на современном этапе. Опыт последних десятилетий доказал, что жесткая многосторонняя и зачастую детальная система регламентации сдерживает темпы роста, приток нововведений и служит основной причиной низкой эффективности государственных предприятий. В результате наблюдается высокий уровень цен, рост потребности в дотациях. Подтверждением этому могут служить широкая программа приватизации, проводимая в 70—90-х гг. XX в. в ряде стран (Великобритания, Франция, Япония, страны Восточной Европы), а также процессы дерегулирования, в результате которых хозяйствующие субъекты освобождаются от платной государственной опеки и начинают руководствоваться рыночными ориентирами. Процессы дерегулирования в той или иной степени затронули транспорт, банковские и финансовые услуги, страхование, телекоммуникации и другие отрасли. Все это способствовало тому, что в последние 10—20 лет в странах с развитой рыночной экономикой органы управления все чаще стали отдавать предпочтение закупкам необходимых обществу товаров и услуг у негосударственных предприятий и организаций. В отличие от потребительского рынка основная масса госзакупок производится в контрактной форме. Правительственные расходы выступают в форме правительственных заказов бизнесу на производство различной продукции и услуг общенационального значения. В контракте заблаговременно (до производства продукции) оговариваются цены, количество и условия поставки (выполнения работ). И если раньше на основе контрактов в основном достигалось обеспечение общественного сектора условиями его собственного функционирования (например, мебель, канцелярские принадлежности и др.), то в последнее время все более широкое применение стали получать контракты на поставку товаров, работ и услуг, удовлетворение потребности в которых традиционно нес общественной сектор. Работа городского общественного транспорта, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны более эффективно выполняются негосударственными предприятиями, организациями, благодаря глубокой специализации, использованию новейших технологий и высококвалифицированного персонала. В США, Великобритании власти разных уровней все чаще передают частным компаниям такие сугубо административные функции, как составление и анализ бюджетов, сбор налогов, охрана общественного порядка, содержание тюрем и управление ими. Кроме того, внутри самого общественного сектора все чаще формируются отношения на основе разделения функций покупателя и продавца (поставщика) — так называемые квазирынки. Высвобождение правительственных учреждений, организаций от представительства функций производителя позволяет им полностью сосредоточить внимание на интересах потребителя, заинтересованного в выборе поставщика, предложившего минимальные цены, и требовать от него неукоснительного выполнения всех условий контракта. Таким образом, сфера применения контрактных сделок значительно расширяется. Производство общественных благ, сосредоточенное в основном в общественном секторе, ныне во все более крупных размерах осуществляется либо за его пределами, либо в партнерстве с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями. На смену сугубо распределительному механизму обеспечения общества общественными благами приходит механизм купли-продажи. Каждый партнер берет на себя функции, которые он способен реализовать наилучшим образом. Государство чаще определяет цели и приоритеты программ, их параметры, выступает в роли движущей силы и организатора, осуществляет мониторинг и контроль, несет ответственность за результаты сотрудничества, создает финансовую основу кооперации. Негосударственные структуры в большей мере осуществляют само производство общественных благ. Анализ отечественного и зарубежного опыта применения государственных заказов в современных условиях позволяет сформировать основные принципы его формирования и размещения: o заказчиком продукции является государство, располагающее для этого соответствующими ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам; o состав заказов определяется структурой системы общегосударственных потребностей и функциями государства, которые, как правило, не могут быть реализованы механизмом рыночного саморегулирования; o объем заказов ограничивается величиной средств бюджета страны; o заказы размещаются и реализуются на контрактной (договорной) основе. Контрактные (договорные) отношения в общественном секторе, бесспорно, имеют преимуществ и способны приносить эффект. Вместе с тем, как показывает практика, эффект может быть достигнут только при условии существования реальной конкуренции между потенциальными поставщиками за каждый конкретный заказ. Конкуренция обеспечивает лучшие возможности для развития экономики и гарантирует гражданам эффективное использование общественных средств и высокое качество предоставляемых услуг. Нельзя не учитывать также тот факт, что введение контрактации предполагает трансакционные издержки, связанные с заключением контрактов и контролем за их исполнением. Эти издержки могут быть достаточно высокими; Чтобы их перекрыть, необходимо обеспечить высокую конкуренцию между претендентами, в противном случае эффект не будет достигнут. Кроме того, известив, что рынок государственных закупок отличается спецификой и требует применения особых правил и процедур. Основным его отличием от потребительского рынка являются характер потребления товаров и услуг и мотивы спроса. При государственных закупках субъектом закупок выступает не собственно владелец денежных средств, как на потребительском рынке, а его представитель многочисленные государственные чиновники, которые осуществляют закупки в рамках своих служебных обязанностей для реализации общественных функций правительством, решения общенациональных задач. В результате не всегда обеспечивается эффективность проведения закупочной кампании; создаются условия для возникновения и развития коррупции. С подобными проблемами на различных этапах своего развития столкнулись практически все страны, что заставило их искать способы, приемы, обеспечивающие противодействие коррупции, способствующие повышению эффективности закупочной кампании. Мировая практика разработала систему мер и процедур, которые обеспечивали бы достижение данных задач, получившую название прокьюремент. В основу прокьюремента заложены следующие принципы: o открытость (гласность); o справедливость (равноправие); o экономичность; o эффективность; o ответственность. Основным принципом прокьюремента, по мнению большинства специалистов, является открытость (гласность). Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Многолетний мировой опыт показывает, что открытость является самым сильнодействующим средством против коррупции. Принцип равноправия (справедливости) заключается в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников одинаковы. Кроме того, принципы прокьюремента не позволяют менять эти условия в ходе проведения конкурсных торгов. Категорическим требованием процедур прокьюремента является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников. Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, чтобы в итоге были осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя. Принцип экономичности означает, что процедуры тендера должны осуществляться с минимально возможными затратами ресурсов. В определенной степени экономичность влияет на конечную эффективность. Принцип ответственности означает, что все уполномоченные лица (сам заказчик) отвечают за свои действия не только в административном порядке, но и юридически. Все условия контракта должны выполняться обязательно и при любых условиях, что особенно важно для современного отечественного рынка. Реализация этих принципов в полной мере способствует достижению общих целей, стоящих перед системой государственных закупок и экономикой в целом. Основными субъектами системы госзакупок являются: o госзаказчики, формирующие и размещающие госзаказ на поставку продукции, заключающие контракты и получающие продукцию; o непосредственные потребители товаров, работ и услуг; o поставщики продукции, участвующие в процедурах размещения гозакупок, заключающие контракты на поставку продукции и поставляющие ее; o координатор, уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий планирование, координацию, контроль и методическое руководство процессом формирования и размещения госзаказа: o специализированные организации, привлекаемые заказчиком для выполнения отдельных функций; o другие органы государственной власти, как исполнительной, так и законодательной. Наиболее важное звено в системе госзакупок - заказчик, т.е. непосредственно тот, кто имеет общественные средства и распоряжается ими. Заказчик формирует и размещает госзаказ, отвечает за его результат, за соблюдение закона и соответствующих нормативных актов. Права и обязанности заказчика при размещении заказа по сравнению с другими субъектами, обеспечивающими размещение заказа, наиболее широки и ответственны. В качестве заказчиков могут выступать министерства, ведомства, другие органы власти. Национальные законодательные акты о государственных закупках обычно включают списки, которые оговаривают организации, выступающие в роли государственных заказчиков. В условиях децентрализованной системы управления при перераспределении прав, ответственности и финансов в пользу низшего звена управленческой структуры в качестве заказчиков могут выступать самые разные организации: o органы управления; o государственные предприятия и организации; o казенные государственные предприятия, наделенные полномочиями госзаказчиков; o организации, предприятия - непосредственные потребители закупаемых за счет государственных средств товаров, работ и услуг. Как правило, получатели заказов разного уровня управления и подчиненности относительно самостоятельны и независимы. Заказчики в системе госзакупок не имеют никаких особых полномочий и привилегий. В качестве покупателя они конкурируют с представителями частного сектора, вместе с ними отслеживают изменения на рынке, а также информируют рынок о своих потребностях, объявляя конкурсы на закупку. Во многих случаях заказчик может не являться собственно покупателем. Разместив заказ, он передает его лицу, которое и является непосредственным покупателем. Другой субъект отношений по размещению заказа - уполномоченный орган, имеющий право размещать заказы для государственных заказчиков. Создание таких органов осуществляется обычно высшим органом власти государства. В некоторых случаях заказчик может привлекать для выполнения отдельных функций, связанных с проведением госзакупок, специализированные организации, имеющие значительный опыт в этой сфере. Решение вопроса в первую очередь определяется наличием (отсутствием) у заказчика квалифицированных кадров, которые в состоянии самостоятельно, достаточно эффективно осуществить весь комплекс работ, связанных с закупками. В качестве поставщиков могут выступать организации и предприятия всех форм собственности, производящие и поставляющие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги, физические лица. Участники могут быть как отечественными, так и иностранными. Государство обязуется дать всем заинтересованным в получении заказа фирмам и предприятиям равные шансы на участие в конкурсе и получении заказа. Заказчик и поставщики - основные звенья в системе, так как на линии «заказчик-поставщик» происходят все основные события, связанные с госзакупками. Кроме заказчиков и поставщиков в качестве субъектов системы государственных заказов (закупок) могут выступать организации, осуществляющие координацию и контроль деятельности государственных заказчиков в вопросах формирования и размещения госзаказа. Кроме функции контроля координатор может участвовать в формировании государственного заказа и предложений по его финансированию; совершенствовании правовой базы; формировании принципов размещения госзаказа. Координатор также осуществляет методическую поддержку и юридическую защиту участников. Таким механизмом в современных условиях стали конкурсные торги. Современные технологии конкурсных торгов позволяют не только сформировать конкурентную среду обеспечить формирование рыночной экономической политики, проводимой государством, но и более качественно разрабатывать содержание контрактов, принимать оптимальные решения, снижать риск заказчика, сокращать сроки закупочных кампаний, а, следовательно, - повышать эффективность закупок для государственных нужд. Система общественных заказов - достаточно развитый институт, вместе с тем, она постоянно развивается и совершенствуется под воздействием внешних и внутренних факторов с целью достижения стоящих перед ней целей: эффективности расходования общественных средств и препятствия коррупции.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |