Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы осуществления госзакупок




Исходя из требований экономного расходования бюджетных средств государственные учреждения, организации, предприятия при осуществлении закупочной кампании должны выбирать экономически наиболее выгодные предложения.

Для этого заказчик должен найти поставщика, который был бы в состоянии не только предоставить свой товар за минимальную цену но и удовлетворять требования заказчика по качеству товаров, формам и срокам поставки, платежам и т.д. На поиск такого контрагента по торговой сделке и направлены все процедуры, проводимые в рамках закупочной кампании. При этом затраты на организацию поиска должны быть минимальными.

Наиболее предпочтительными считаются конкурсные закупки — торги, так как они в наибольшей степени отвечают целям, задачам и принципам профессионального прокьюремента. Торги представляют собой состязание претендентов на приобретение товара или получение контракта. Выделяют две формы торгов: торги по продажам аукционы; торги по закупкам - конкурсы. Аукционы и конкурсы как формы размещения заказа на торгах используются давно и активно. В большинстве стран при закупке товаров, работ и услуг за счет общественных средств, в связи с ограниченностью возможностей применения в этой области аукционов, чаще используются конкурсы.

Конкурс (тендер) - это особая форма выдачи заказов на поставку товаров, закупку услуг или производство работ по заранее объявленным в конкурсных документах условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязательности предложений от нескольких участников торгов с целью обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для их организатора.

Суть конкурсных торгов кратко можно охарактеризовать следующим образом: покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками, и, после сравнения полученных предложений, подписывается договор (контракт) с тем продавцом или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя условия.

Важным моментом конкурсных процедур является их публичный (гласный) характер, единство требований организаторов торгов для всех участников и предварительная квалификация претендентов. Конкурсы бывают нескольких видов: открытые, ограниченные, закрытые и двухэтапные.

Открытый (публичный, неограниченный) конкурс - процеду­ра конкурса, при которой предложение организатора конкурса при­нять в нем участие обращено ко всем желающим.

Открытые конкурсные торги проводятся по следующим правилам:

o опубликование в открытой печати приглашения к участию в торгах, а также обеспечение достаточного времени для подготовки и представления конкурсных заявок претендентами;

o обеспечение одинаковых условий и равных прав всем участникам торгов;

o установление четких и объективных критериев оценки;

o выявление победителя торгов и заключение с ним контракта в соответствии с условиями, установленными в конкурсной документации.

Открытому конкурсу может предшествовать предварительный отбор претендентов. В этом случае он носит название «открытый конкурс с предквалификацией».

Открытый конкурс с предквалификацией (ограниченный конкурс) - число участников в таких торгах ограничено конкурсными условиями, в соответствии с которыми не все потенциальные постав щики допускаются к участию в конкурсе.

Процесс оценки конкурсных заявок, как правило, весьма длителен и трудоемок. При увеличении количества предложений возрастают расходы заказчика на их анализ, а, следовательно, — время оценки. Кроме того, низкоквалифицированный поставщик, сделавший формально лучшее предложение, зачастую объективно не в состоянии выполнить условия договора на должном уровне. Поэтому иногда целесообразно провести оценку поставщиков еще до этапа подготовки конкурсных предложений, чтобы, в конечном счете, в конкурсе участвовали предложения только квалифицированных поставщиков. Для этого в процедуру открытого конкурса включают самостоятельную процедуру - «процедуру предквалификации».

В результате ограниченный конкурс включает в себя два этапа:

- сбор и отбор заявок на участие в конкурсе всех правомочных, поставщиков;

- конкурс среди отобранных претендентов.

Публикуемое объявление с приглашением содержит критерии квалификации, которым должен соответствовать участник конкурса. Все поданные в ответ на приглашение заявки составляют так называемый «длинный список» - основываясь на информации, представленной участниками, и критериях, заказчик формирует из него список претендентов, соответствующих квалификационным требованиям, так называемый «короткий список». Обычно короткий список ограничивается 5-7 поставщиками. Эти поставщики и допускаются ко второму этапу - подают конкурсные предложения для участия в конкурсе.

Задачей предварительного квалификационного отбора является определение технических, организационных, экономических возможностей потенциальных претендентов выполнить обязательства по контракту. Цель ограничения потенциального числа участников в данном случае не ставится. Предварительный отбор выгоден не только для заказчика, но и для участников конкурса. Претенденты, не соответствующие требованиям заказчика, сберегут силы и деньги.

После проведения предквалификации среди отобранных претендентов проводится тендер по правилам, установленным для «открытых процедур».

Применение открытых тендерных процедур, обеспечивая широкую гласность, позволяет добиться максимальной конкуренции и выбрать наиболее дешевый и в то же время качественный товар, услугу, и, следовательно, в полной мере гарантирует соблюдение прин­ципа эффективного расходования бюджетных средств.

Эти преимущества и способствовали тому, что в международных и национальных законодательствах о госзакупках основными способами закупок продукции признаны открытые конкурсные торги. Вместе с тем, при всей значимости и важности открытых торгов для обеспечения эффективности расходования бюджетных средств, нельзя не видеть и определенные недостатки этого способа закупки. К их числу в первую очередь, можно отнести:

o длительность процедур проведения конкурсных торгов;

o значительные затраты заказчика по планированию торгов, под­готовке конкурсных документов, рассмотрению конкурсных предложений и выявлению победителей;

o существенные затраты участников на подготовку конкурсных предложений, их прямые финансовые затраты, связанные с покупкой тендерной документации и получением необходимых гарантий, за которые коммерческие банки часто берут достаточно ощутимую плату.

Путем открытых торгов в основном размещают заказы на стандартное и универсальное оборудование, работы и услуги.

Закрытый конкурс - в отличие от открытого, предполагает ограниченное заказчиком число участников. В случае проведения закрытого конкурса публикация приглашения не производится. Заказ­чик персонально приглашает к участию в торгах всех известных ему поставщиков и исполнителей, которые, по его мнению, способны справиться с контрактом. В результате составляется «краткий список» возможных поставщиков, количество которых должно быть до­статочно большим, так как только в этом случае может быть обеспе­чена конкуренция, а, следовательно, выбор наиболее выгодного предложения, а также нормальный ход процедуры.

Закрытые торги могут применяться в случаях, если:

специфика товара, работ (услуг), являющихся предметом кон­курса, требует специальных знаний или квалификации;

сведения о продукции составляют государственную тайну или закупка носит закрытый (конфиденциальный) характер. Как правило, речь может идти о нуждах обороны или национальной безопасности;

в тех случаях, когда неэкономично и нецелесообразно создавать неограниченную конкуренцию.

Через закрытые торги, как правило, размещаются заказы на уникальное, сложное оборудование, комплектные изделия и т.д.

Закрытые торги - менее затратное по времени мероприятие, но ожидать значительного снижения цены в этом случае маловероятно.

Кроме того, в мировой практике применяются «двухэтапные торги» (двухстадийный тендер) — тендерная процедура, в соответствии с которой тендерный процесс разбивается на две стадии.

Первая - предусматривает в составе приглашения на участие лишь самое общее описание предмета закупки. В ответ на них потенциальные претенденты подают предложения, содержащие технические, технологические и качественные характеристики предлагаемых товаров, работ или услуг или возможные условия продажи, но без указания цены. После их поступления и детального анализа за­казчик готовит окончательное задание и приглашает участников к подаче предложений, включая уже и финансовую часть.

Вторая - подача окончательных технических предложений, составленных с учетом изменений конкурсной документации, отобранных на первом этапе фирмами, с указанием цены и всей требующейся в тендерной документации информации; проводится тендерная процедура. Ей могут предшествовать переговоры между закупочной организацией и претендентами.

В отличие от рассмотренных выше конкурсов в двухстадийном инициатор может вносить изменения в конкурсные условия (по результатам первого этапа), а претендент может уточнять, дополнять и изменять содержание своих конкурсных документов.

Двухстадийные торги являются наиболее сложными и применяются, как правило, в тех случаях, если:

o не представляется возможным четко и точно определить технические и качественные параметры заказываемых товаров, работ и услуг;

o существуют различные возможности удовлетворения потребности закупки;

o предметом закупки является научное исследование, эксперимент или другие проекты, услуги специфического характера.

Иногда к двухэтапным конкурсам относят конкурсы с предварительным квалификационным отбором, рассматривая предквалификацию в качестве первого этапа. На самом деле это не более чем вариация обычного одноэтапного конкурса.

К упрощенным процедурам относятся:

Ø Запрос ценовых котировок (вопрос о цене) — метод проведения закупок, основанный на сопоставлении цен торговых предложений, полученных от* нескольких поставщиков. Как правило, это относительно небольшие закупки, а также закупки при организации срочных поставок.

Запрос ценовых котировок в письменном виде направля­ется конкурсной комиссией не менее чем трем-четырем претендентам. В ответ каждый претендент представляет в письменном виде только одну ценовую котировку, которая и рассматривается конкурсной комиссией.

В результате заказчик заключает договор с поставщиком или исполнителем, который предложил самую низкую цену.

Данный метод может использоваться в тех случаях, когда предметом заказа является поставка широко доступных вещей или услуг, для которых существует сложившийся рынок, хорошо известны качественные характеристики, и при условии, что контракт закупки имеет цену, не превышающую сумму, установленную законодательством.

Ø Прямые закупки (свободный заказ, закупка у единственного источника) — это способ закупки товаров, работ, услуг, при котором заказчик при наличии условий, предусмотренных законодательством, направляет предложение о заключении контракта только одному поставщику. По сути, этот способ закупки представляет собой прямую выдачу контракта. Данный метод может применяться:

♦ если стоимость заказа не превышает указанной в законодательной базе величины;

♦ как продолжение уже действующего контракта, заключенного ранее;

♦ при закупке товаров, для которых существует необходимость обеспечения совместимости с имеющимися товарами;

♦ если продукция может быть получена только у одного поставщика

♦ в исключительных случаях.

Перечень упрощенных процедур, возможности и порядок их применения определяются законодательством.

Выбор того или иного метода закупок связан с различными факторами; в первую очередь, это цель закупок, статус заказчика, цена контракта и требуемые сроки поставок.

Основные процедурные этапы процесса государственных закупок. Процесс государственных закупок есть определенная юридическая последовательность установленных законом действий, перечень которых достаточно велик и, по сути, никогда не является завершенным. Так, например, в самом общем виде он включает следующие процедуры или аспекты:

Ø наличие (разработку) регламента (процедуры) по проведению торгов между поставщиками, запросов котировок, размещения заказа у единственного поставщика и т.п.;

Ø наличие всей нормативной документации для проведения торгов и вообще для осуществления закупки товара;

Ø создание, организация и регламентация работы комиссии по размещению заказов или иных органов, предписанных по закону о государственных закупках;

Ø подготовка и размещение всей необходимой по закону и по сути самого процесса закупок информации о проведении торгов;

Ø определение (установление, выработка, обоснование) условий проведения торгов: проектов начальной цены контракта, объема закупок, требований по качеству (технических заданий на различные товары и работы);

Ø подготовка всевозможных проектов (типовых заготовок) конкретных государственных контрактов с отобранными поставщиками;

Ø анализ рынка закупаемого товара: сведения о самих товарах, их продавцах, о наличии (степени) конкуренции на рынке данного товара и т.п.

Ø создание (получение или разработка) необходимого комп­лекта типовой документации по проведению торгов (типовые приказы о проведении торгов, о создании и порядке работы конкурсных комиссий и т.п.);

Ø готовность к составлению всей требуемой документации: отчетов по результатам размещения заказов, протоколов комиссий, уведомлений поставщиков, бланков запросов и других документов;

Ø ведение электронных банков данных: всевозможных реестров, прежде всего поставщиков, в том числе недобросовестных, реестров заключенных и исполняемых контрактов, сведений по торгам и тому подобной информации; наличие теоретически и практически обоснованного порядка ценообразования на закупаемую продукцию для установления предельных цен

Ø учет или предоставление тех или иных преференций при размещении заказов среди разных типов продавцов; учет национального режима для закупаемых товаров, происходящих из каких-то иностранных государств, или же работ, выполняемых иностранными участниками рынка; соблюдение принципов защиты прав и интересов всех участников размещения государственных заказов; знание процедур обжалования и рассмотрения споров, возникающих в процессе государственных закупок; принятие во внимание индивидуальности закупки того или иного товара или индивидуальности способа его конкурентной закупки в силу самого его предмета, технических требований, условий проведения, ограниченности сроков проведения, места поставки товаров и работ;

Ø создание необходимых структурных звеньев в государственной организации (отдел, звено, сотрудник государственной организации), занимающихся размещением заказов, или поручение всей этой работы профессиональному посреднику - уполномоченному на это по договору с государственной организацией лицу, имеющему лицензию государства на такого рода деятельность.

Данного рода юридические действия описывают всю огромную процедуру государственной закупки и одновременно вскрывают черты общности и отличий от покупок, совершаемых частным покупателем по сравнению с государственным покупателем.

Эти различия включают:

Ø наличие государственной (законодательной) регламентации процедуры закупок, а не ее лишь внутрифирменную регламентацию;

Ø подверженность частной закупки только естественной (нормальной, рыночной) конкуренции, в то время как государственная закупка может и не сопровождаться конкуренцией среди продавцов;

Ø различная степень информационной открытости государственной и частной закупки. Последняя обычно является коммерческой тайной для остальных участников рынка, в то время как государственная закупка во всех случаях, кроме присутствия в ней государственной тайны, является публичной, или совершенно открытой для всех участников рынка и общественности.

 

Тема 19. Подготовительная работа к проведению тендерных торгов

Под­го­то­ви­тель­ный этап тен­дер­но­го про­цес­са име­ет очень боль­шое зна­че­ние. От то­го, нас­коль­ко хо­ро­шо под­го­тов­лен, спла­ни­ро­ван и ор­га­ни­зо­ван конкурс­­ный про­цесс, за­ви­сят зат­ра­ты, свя­зан­ные с про­ве­де­ни­ем кон­кур­са — тран­с­ак­ци­он­ные из­дер­жки.

В со­от­вет­ствии с рас­смот­рен­ной струк­ту­рой конкурс­­но­го про­цес­са, сос­та­вом про­це­дур и со­дер­жа­ни­ем до­ку­мен­тов мо­гут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны ос­нов­ные за­да­чи, ко­то­рые сле­ду­ет ре­шить в про­цес­се под­го­тов­ки к тор­гам:

· оп­ре­де­ле­ние пред­ме­та за­ку­пок и под­го­тов­ка спе­ци­фи­ка­ций;

· изу­че­ние воз­мож­ных ис­точ­ни­ков за­куп­ки и пред­ва­ри­тель­ный от­бор учас­тни­ков тор­гов;

· оп­ре­де­ле­ние ти­па кон­трак­та;

· вы­бор ме­то­да за­куп­ки;

· под­го­тов­ка тен­дер­ной до­ку­мен­та­ции для тор­гов;

· оп­ре­де­ле­ние фун­кций и обя­зан­нос­тей всех учас­тни­ков;

· приглашение на ра­бо­ту не­об­хо­ди­мых спе­ци­а­лис­тов;

· пла­ни­ро­ва­ние са­мо­го про­цес­са про­ве­де­ния кон­кур­сных тор­гов;

· оп­ре­де­ле­ние форм и ме­то­дов кон­тро­ля;

· про­ра­бот­ка юри­ди­чес­ких воп­ро­сов.

При­сту­пая к раз­ра­бот­ке за­дач под­го­то­ви­тель­но­го пе­ри­о­да, за­каз­чик (ин­же­нер­но-кон­суль­та­ци­он­ная фир­ма) дол­жен чет­ко оп­ре­де­лить­ся от­но­си­тель­но нор­ма­тив­ной ба­зы: дей­ст­ву­ю­щих нор­ма­тив­но-пра­во­вых до­ку­мен­тов, а так­же ре­ко­мен­да­ций ве­ду­щих в дан­ной об­лас­ти ор­га­ни­за­ций. В слу­чае меж­ду­на­род­ных тор­гов — меж­ду­на­род­но-пра­во­вой рег­ла­мен­та­ции, ре­ко­мен­да­ций меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, обы­чаев страны проведения конкурса и т.д.

ОП­РЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ ПРЕД­МЕ­ТА ЗА­КУ­ПОК И ПОД­ГО­ТОВ­КА СПЕ­ЦИ­ФИ­КА­ЦИЙ:

1. Ис­сле­до­ва­ние конъюнктуры рын­ка и оцен­ка пот­реб­нос­тей в товарах, работах, услугах. Ис­сле­до­ва­ние рын­ка яв­ля­ет­ся ос­но­вой для ре­ше­ния зна­чи­тель­ной час­ти за­дач под­го­то­ви­тель­но­го пе­ри­о­да. Дан­ная ра­бо­та дос­та­точ­но тру­до­ем­кая, осо­бен­но при пер­вич­ной за­куп­ке, ког­да не­об­хо­ди­мы тща­тель­ные конъюн­ктур­ные ис­сле­до­ва­ния. На ос­но­ва­нии ис­сле­до­ва­ний рын­ка не­об­хо­ди­мо ре­шить, ка­кие то­ва­ры, ра­бо­ты, ус­лу­ги тре­бу­ют­ся, ког­да дол­жны быть пред­став­ле­ны тре­бу­е­мые стан­дар­ты ка­чес­тва и т.д.

На ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных дан­ных по­ку­па­тель при­сту­па­ет к раз­ра­бот­ке об­ще­го опи­са­ния пот­реб­нос­ти, в ко­то­рой ука­зы­ва­ют­ся ос­нов­ные ха­рак­те­рис­ти­ки и не­об­хо­ди­мое ко­ли­чес­т­во тре­бу­е­мо­го то­ва­ра. Для про­стых ви­дов про­дук­ции пе­ре­чни кри­те­ри­ев опре­делены стан­дар­та­ми (ГОС­Та­ми). Для слож­ных ви­дов про­дук­ции гос­за­каз­чи­ки вы­нуж­де­ны фор­ми­ро­вать пе­ре­чни кри­те­ри­ев оцен­ки са­мос­то­я­тель­но. За­ко­но­да­тельс­тво тре­бу­ет, что­бы кри­те­рии оценок бы­ли объек­тив­ны, ко­ли­чес­твен­но оце­ни­ва­е­мы и мог­ли иметь де­неж­ный эк­ви­ва­лент.

2. Окон­ча­тель­ное про­екти­ро­ва­ние и сос­тав­ле­ние тех­ни­чес­ких спе­ци­фи­ка­ций. Оп­ре­де­лив оп­ти­маль­ные ха­рак­те­рис­ти­ки, фор­му­ли­ру­ют не­об­хо­ди­мые тех­ни­чес­кие и ка­чес­т­вен­ные тре­бо­ва­ния к за­ку­па­е­мым то­ва­рам, при необходи­мо­сти — до­пол­ни­тель­ные тре­бо­ва­ния к ним. Пра­виль­но под­го­тов­лен­ные спе­ци­фи­ка­ции поз­во­ля­ют по­ку­па­те­лям при­обре­тать ка­чес­твен­ные то­ва­ры по при­емле­мым це­нам, а пос­тав­щи­кам под­го­то­вить свои пред­ло­же­ния в пол­ном со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми по­ку­па­те­ля, что в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни уп­ро­щает про­це­ду­ру оцен­ки.

3. Оп­ре­де­ле­ние ми­ни­маль­ной ком­пе­тен­ции пос­тав­щи­ков. На ос­но­ва­нии ры­ноч­ных ис­сле­до­ва­ний и сфор­ми­ро­ван­ных це­лей оп­ре­де­ля­ют­ся воз­мож­ные пос­тав­щи­ки и ми­ни­маль­ные тре­бо­ва­ния к ним. Вы­бор пос­тав­щи­ка обус­лов­лен ря­дом фак­то­ров. Пос­тав­щик дол­жен удов­лет­во­рять и по ка­чес­тву, и по объе­му пос­тав­ля­е­мой про­дук­ции ус­ло­ви­ям до­с­тав­ки, це­не и уров­ню об­слу­жи­ва­ния. Су­щес­твен­ным яв­ля­ет­ся его тех­ни­чес­кое сос­то­я­ние, ин­же­нер­ные воз­мож­нос­ти, фи­нан­со­вое по­ло­же­ние, мес­то­на­хож­де­ние.

Мож­но сос­та­вить пе­ре­чень ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных пос­тав­щи­ков, про­смот­рев тор­го­вые спра­воч­ни­ки, вы­пол­нив по­иск с по­мощью ком­пь­ю­те­ра или об­ра­тив­шись в дру­гие ком­па­нии за ре­ко­мен­да­ци­ей. Чем но­вее и слож­нее за­ку­па­е­мый то­вар, тем боль­ше вре­ме­ни уй­дет на по­иск пос­тав­щи­ков и оцен­ку их ком­пе­тен­ции.

Тре­бо­ва­ния, ко­то­рые обыч­но пред­ъяв­ля­ют к пос­тав­щи­кам—учас­тни­кам кон­кур­са: объе­мы про­даж ана­ло­гич­ной про­дук­ции; опыт ра­бо­ты в дан­ной сфе­ре; на­ли­чие ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­лис­тов; обо­ру­до­ва­ние; це­но­вая по­ли­ти­ка; ба­лан­со­вая при­быль за нес­коль­ко пос­лед­них лет; струк­ту­ра ка­пи­та­ла; рен­та­бель­ность; ко­эф­фи­ци­ен­ты лик­вид­нос­ти; ре­пу­та­ция; по­ка­за­те­ли, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие ста­биль­ность и кон­ку­рен­тос­по­соб­ность про­дук­ции и пос­тав­щи­ка, и т.д.

4. Раз­ра­бот­ка стра­те­гии кон­трак­та. По сво­ей су­ти кон­тракт для го­су­дар­ствен­ных нужд яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным сог­ла­ше­ни­ем меж­ду сто­ро­на­ми, офор­млен­ным как пись­мен­ный до­ку­мент, в ко­то­ром от­ра­жа­ют­ся обя­зан­нос­ти, пра­ва и от­вет­ствен­ность сто­рон. Вы­пол­не­ние этих обя­зан­нос­тей и обя­за­тельств при­во­дит к ус­пеш­но­му вы­пол­не­нию кон­трак­та.

Ус­ло­вия кон­трак­та го­то­вят­ся на ос­но­вании тен­дер­ной до­ку­мен­та­ции и пред­ло­же­ний пос­тав­щи­ка и тре­бу­ют окон­ча­тель­но­го сог­ла­со­ва­ния меж­ду сто­ро­на­ми.

В меж­ду­на­род­ной пра­кти­ке при­ня­то, что­бы кон­тракт со­дер­жал сле­ду­ю­щие до­ку­мен­ты:

¨ фор­му кон­кур­сно­го пред­ло­же­ния и ве­до­мость цен, пред­­став­лен­ных учас­тни­ком; за­яв­ку по­ку­па­те­ля;

¨ гра­фик пос­та­вок; тех­ни­чес­кие спе­ци­фи­ка­ции;

¨ об­щие ус­ло­вия кон­трак­та и спе­ци­аль­ные ус­ло­вия кон­трак­та;

¨ ко­пию уве­дом­ле­ния о при­суж­де­нии кон­трак­та.

В со­от­вет­ствии с этим раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся стра­те­гия кон­трак­та, ко­то­рая вклю­ча­ет:

¨ сро­ки вы­пол­не­ния пос­та­вок с уче­том вре­ме­ни вы­пол­не­ния ад­ми­нис­тра­тив­ной ра­бо­ты, вре­ме­ни на из­го­тов­ле­ние то­ва­ров, их дос­тав­ку, ус­та­нов­ку и за­пуск в дей­ствие; пра­ви­ла пос­та­вок; ус­ло­вия оп­ла­ты;

¨ тип кон­трак­та (толь­ко то­ва­ры, то­ва­ры с ус­та­нов­кой, кон­тракт «под ключ» и т.д.);

¨ на­ли­чие га­ран­тий­но­го об­слу­жи­ва­ния;

¨ воз­мож­нос­ти пос­леп­ро­даж­но­го об­слу­жи­ва­ния и др. На­и­­бо­лее слож­ный и важ­ный воп­ро­с, ко­то­рый сле­ду­ет ре­шить за­каз­чи­ку, — это объем и ве­ли­чи­на зат­рат на осу­щес­т­вле­ние кон­трак­та (це­на кон­трак­та).

В меж­ду­на­род­ной пра­кти­ке для сос­тав­ле­ния про­екта кон­трак­та ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся об­раз­цы и ре­ко­мен­да­ции, раз­ра­бо­тан­ные ве­ду­щи­ми ин­же­нер­но-кон­суль­та­ци­он­ны­ми фир­ма­ми.

5. Вы­бор ме­то­да про­ве­де­ния тор­гов и пла­ни­ро­ва­ние тен­дер­но­го про­цес­са. Ме­то­д про­ве­де­ния тор­гов выбирается за­каз­чи­ком в со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тельс­т­вом. Учи­ты­ва­ют­ся це­ли и пред­мет за­ку­пок, слож­ность тен­дерного процесса, сто­и­мость кон­трак­та в срав­не­нии с «по­ро­говой ценой», ис­точ­ник средств, сро­ки про­ве­де­ния тендера, эф­фек­тив­ность, а так­же опыт, ком­пе­тен­ция и ин­ту­и­ция ус­тро­и­те­ля (организатора торгов).

На­и­бо­лее эф­фек­тив­ные за­куп­ки яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том тща­тель­но­го вы­бо­ра тен­дер­ной про­це­ду­ры, спо­соб­ству­ю­щей, с од­ной сто­ро­ны, соз­да­нию кон­ку­рен­ции меж­ду мак­си­маль­ным чис­лом учас­тни­ков, а с дру­гой — обес­пе­че­нию эф­фек­тив­нос­ти за­ку­пок.

Пла­ни­ро­ва­ние конкурсного про­цес­са мо­жет осу­щес­твлять­ся в сле­ду­ю­щей пос­ле­до­ва­тель­нос­ти:

¨ разбивка про­екта на от­дель­ные эта­пы и за­да­чи;

¨ сос­тав­ле­ние ка­лен­дар­но­го пла­на или гра­фи­ка;

¨ сос­тав­ле­ние сме­ты и бюд­же­та про­екта;

¨ рас­чет пот­реб­нос­ти в ре­сур­сах;

¨ раз­ра­бот­ка тех­ни­ки кон­тро­ля.

В про­цес­се пла­ни­ро­ва­ния конкурс­ный про­цесс рас­смат­ри­ва­ет­ся как от­кры­тый про­цесс пре­обра­зо­ва­ния и пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции от од­них про­це­ду­р к дру­гим, от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мых, но тес­но вза­и­мос­вя­зан­ных между собой.

В ос­но­ве пла­ни­ро­ва­ния конкурса ле­жит его де­ле­ние на эта­пы, каж­дый из ко­то­рых сос­то­ит из оп­ре­де­лен­но­го на­бо­ра про­це­дур и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ка­ким-то ка­чес­твен­ным от­ли­чи­ем. Нап­ри­мер, под­го­то­ви­тель­ный этап, этап про­ве­де­ния тор­гов, оцен­ка кон­кур­сных пред­ло­же­ний, вы­бор луч­ше­го, под­го­тов­ка и зак­лю­че­ние кон­трак­та и т.д.

Для каж­до­го эта­па (про­це­ду­ры) дол­жны быть чет­ко оп­ре­де­ле­ны кон­крет­ные за­да­чи и их пос­ле­до­ва­тель­ность, что поз­во­лит в итоге до­бить­ся боль­шей эф­фек­тив­нос­ти и из­бе­жать пов­то­ре­ний. Раз­бив­ка тен­дер­но­го про­цес­са и от­дель­ных эта­пов на кон­крет­ные про­це­ду­ры про­изво­дит­ся на ос­но­ве оп­ре­де­лен­ных кри­те­ри­ев. Ос­нов­ным кри­те­ри­ем мо­жет быть ра­бо­та по под­го­тов­ке, при­ня­тию и ре­а­ли­за­ции ре­ше­ний на каж­дом кон­крет­ном эта­пе. В та­ком слу­чае обес­пе­чи­ва­ет­ся дос­та­точ­ная не­за­ви­си­мость каж­дой про­це­ду­ры и воз­мож­ность ее вы­пол­не­ния кон­крет­ным учас­тни­ком. Пос­ле­до­ва­тель­ность дей­ствий оп­ре­де­ля­ет­ся ти­пом за­куп­ки, выб­ран­ным ме­то­дом и ло­ги­кой их вы­пол­не­ния. Иног­да она мо­жет быть ука­за­на ин­вес­то­ром (нап­ри­мер, в слу­чае фи­нан­си­ро­ва­ния Ми­ро­вым бан­ком). При де­ле­нии тен­дер­но­го про­цес­са на про­це­ду­ры сле­ду­ет обес­пе­чить яс­ность и кон­крет­ность це­лей каж­до­го учас­тни­ка и сог­ла­со­ван­ность их дей­ствий.

Зат­ра­ты на про­ве­де­ние тор­гов мо­гут быть сгруп­пи­ро­ва­ны по сле­ду­ю­щим стать­ям зат­рат:

¨ зат­ра­ты на оп­ла­ту тру­да ра­бот­ни­ков, не­пос­ред­ствен­но за­ня­тых в ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии кон­кур­са;

¨ от­чис­ле­ния на со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние;

¨ сто­и­мость ма­те­ри­а­лов (бу­ма­га, кан­це­ляр­ские при­над­леж­нос­ти, кар­трид­жи);

¨ зат­ра­ты на эк­сплу­а­та­цию обо­ру­до­ва­ния (мно­жи­тель­ная и ком­пь­ю­тер­ная тех­ни­ка);

¨ тран­спор­тные рас­хо­ды;

¨ неп­ред­ви­ден­ные рас­хо­ды;

¨ про­чие пря­мые расходы (ко­ман­ди­ров­ки, кон­суль­тан­ты, эк­с­пер­ты);

¨ зат­ра­ты на ра­бо­ты, вы­пол­ня­е­мые сто­рон­ни­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми;

¨ нак­лад­ные рас­хо­ды.

Кон­троль за ис­поль­зо­ва­ни­ем средств, их рас­хо­до­ва­ни­ем осу­щес­твля­ет ру­ко­во­ди­тель про­екта. На ос­но­ва­нии гра­фи­ка про­ве­де­ния конкурс­но­го про­цес­са сос­тав­ля­ют­ся гра­фи­ки встреч, ко­то­рые по­мо­гают сво­ев­ре­мен­но ре­шать воз­ни­ка­ю­щие про­бле­мы.

В со­от­вет­ствии с сос­тав­лен­ным планом-гра­фи­ком ор­га­ни­зо­вы­ва­ет­ся конкурс­ный про­цесс. Чем ква­ли­фи­ци­ро­ван­ней и тща­тель­ней сос­тав­лен гра­фик мероприятий, тем вы­ше ор­га­ни­за­ция конкурс­но­го про­цес­са и его эф­фек­тив­ность.

Оценка эффективности проводимых конкурсных торгов. Ре­зуль­та­ты тор­гов на за­куп­ку то­ва­ров, вы­пол­не­ние ра­бот и ока­за­ние ус­луг на­хо­дят от­ра­же­ние в ста­тис­ти­чес­кой от­чет­нос­ти по фор­ме № 1-кон­курс «От­чет о про­це­ду­рах за­ку­пок то­ва­ров, ра­бот и ус­луг за счет средств рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та и внеш­них го­су­дар­ствен­ных зай­мов».

Ин­струк­ция по оцен­ке эф­фек­тив­нос­ти осу­щес­твле­ния за­ку­пок то­ва­ров, ра­бот и ус­луг на тен­дер­ной ос­но­ве (да­лее — Ин­струк­ция) при оцен­ке эф­фек­тив­нос­ти осу­щес­твле­ния за­ку­пок то­ва­ров, ра­бот и ус­луг за счет средств рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та, го­су­дар­ствен­ных це­ле­вых бюд­жет­ных, вне­бюд­жет­ных и ин­но­ва­ци­он­ных фон­дов, внеш­них го­су­дар­ствен­ных зай­мов, а так­же иных средств ор­га­ни­за­ций, иму­щес­тво (до­ли в ус­тав­ных фон­дах) ко­то­рых на­хо­дит­ся в рес­пуб­ли­кан­ской соб­ствен­нос­ти (да­лее — фи­нан­со­вые сред­ства) ре­ко­мен­ду­ет рас­счи­ты­вать по­ка­за­тель аб­со­лют­но­го сок­ра­ще­ния рас­хо­да фи­нан­со­вых средств.

По­ка­за­тель аб­со­лют­но­го сок­ра­ще­ния рас­хо­да фи­нан­со­вых средств мо­жет быть рас­счи­тан за рас­смат­ри­ва­е­мый пе­ри­од (квар­тал, по­лу­го­дие, де­вять ме­ся­цев, год) по ре­зуль­та­там про­ве­де­ния:

¨ лю­бой из про­це­дур за­ку­пок;

¨ от­дель­ных ви­дов про­це­дур за­ку­пок;

¨ в це­лом всех ви­дов про­це­дур за­ку­пок;

¨ за­ку­пок кон­крет­но­го то­ва­ра, ра­бо­ты и ус­луг.

 

Фор­му­ла для рас­че­та по­ка­за­те­ля аб­со­лют­но­го сок­ра­ще­ния рас­хо­да фи­нан­со­вых средств в ре­зуль­та­те про­ве­де­ния:

1) лю­бой из про­це­дур за­ку­пок

Сабс. = Сп – Ск – З,

где Сабс. — по­ка­за­тель аб­со­лют­но­го сок­ра­ще­ния рас­хо­да фи­нан­со­вых средств в ре­зуль­та­те про­ве­де­ния лю­бой из про­це­дур за­ку­пок в рас­смат­ри­ва­е­мом пе­ри­о­де, тыс. р.; Сп — сто­и­мость пред­ло­же­ния, выс­тав­лен­но­го за­каз­чи­ком на про­це­ду­ру за­куп­ки в рас­смат­ри­ва­е­мом пе­ри­о­де, тыс. р.; Ск — сто­и­мость зак­лю­чен­но­го кон­трак­та за­куп­ки в рас­смат­ри­ва­е­мом пе­ри­о­де, тыс. р.; З — зат­ра­ты за­каз­чи­ка по ор­га­ни­за­ции про­ве­де­ния про­це­ду­ры за­куп­ки в рас­смат­ри­ва­е­мом пе­ри­о­де, тыс. р.;

 

2) всех ви­дов про­це­дур за­ку­пок в це­лом

ОСабс. = ОСп – ОСк – ОСнк – З,

где ОСабс. — по­ка­за­тель аб­со­лют­но­го сок­ра­ще­ния рас­хо­да фи­нан­со­вых средств в ре­зуль­та­те про­ве­де­ния в це­лом всех ви­дов про­це­дур за­ку­пок в рас­смат­ри­ва­е­мом пе­ри­о­де, тыс. р.; ОСп — об­щая сто­и­мость всех пред­ло­же­ний, выс­тав­лен­ных за­каз­чи­ком на про­це­ду­ры за­ку­пок в рас­смат­ри­ва­е­мом пе­ри­о­де, тыс. р.; ОСк — об­щая сто­и­мость зак­лю­чен­ных кон­трак­тов за­куп­ки в рас­смат­ри­ва­е­мом пе­ри­о­де, тыс. р.; ОСнк — об­щая сто­и­мость пред­ло­же­ний за­каз­чи­ка, ко­то­рые не при­ве­ли к зак­лю­че­нию кон­трак­тов за­куп­ки (до­го­во­ров) в ре­зуль­та­те про­ве­де­ния про­це­дур за­ку­пок в рас­смат­ри­ва­е­мом пе­ри­о­де, тыс. р.; З — зат­ра­ты за­каз­чи­ка по ор­га­ни­за­ции про­ве­де­ния всех ви­дов про­це­дур за­ку­пок в рас­смат­ри­ва­е­мом пе­ри­о­де, тыс. р.

Для рас­че­та по­ка­за­те­ля аб­со­лют­но­го сок­ра­ще­ния рас­хо­да фи­нан­со­вых средств мо­гут быть пред­ло­же­ны на вы­бор ва­ри­ан­ты форм, приведенные ниже, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся по ус­мот­ре­нию за­каз­чи­ка, ис­хо­дя из пос­тав­лен­ной им це­ли.

 

Тема 20. Основные этапы и процедуры проведения тендерных торгов

Порядок размещения госзаказов и проведения конкурсов (тендеров) описан в нормативных документах: Гражданском кодексе, соответствующих законах, постановлениях, других нормативно-правовых актах, а также методических материалах. Каждый конкретный конкурс с правовой точки зрения представляет собой совокупность односторонних и многосторонних сделок, каждая из которых требует своей четкой регламентации в соответствии с действующим законода­тельством.

В соответствии с Указом президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь»

заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие средства из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, и (или) из государственных внебюджетных и инновационных фондов для государственных закупок и осуществляющие такие закупки, в том числе через обособленное подразделение юридического лица, включая филиал либо представительство, уполномоченное руководителем этого юридического лица на проведение процедур и осуществление государственных закупок от его имени;

организатор - юридическое лицо, подчиненное (входящее в состав) государственному органу (иной государственной организации), которое уполномочено этим государственным органом (иной государственной организацией), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, на организацию и проведение процедур централизованных закупок, кроме заключения договоров с выбранными им поставщиками (подрядчиками, исполнителями) от имени заказчиков, в случаях, предусмотренных в настоящем Указе;

ориентировочная стоимость закупки - стоимость предстоящей закупки, рассчитанная исходя из потребности в предмете закупки, определенной в годовом плане государственных закупок, с учетом конъюнктуры товарного рынка и представляющая собой общую сумму платы за нее, включая налог на добавленную стоимость и другие возможные налоги, сборы и платежи;

уполномоченная организация - юридическое лицо, подчиненное (входящее в состав) государственному органу (иной государственной организации), которое уполномочено этим государственным органом (иной государственной организацией), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, на централизованное осуществление от своего имени закупок для заказчиков в случаях, определенных в настоящем Указе;

участник - организация или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, участвующие в процедуре закупки в качестве потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.