Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесса. Движущие силы и логика воспитательного




Движущие силы и логика воспитательного

Теоретические основы воспитания

Я осуждаю всякое насилие при воспитании... юной души, кото­рую растят в уважении к чести и свободе.

М, Монтень

Видишь, вон над планетой сияет Звезда Чести, Поверь ей, она — самая ясная во Вселенной звезда. Твердо скажи «нет» зависти, злобе и лести, А Правде, Любви и Добру ты должен сказать еда»!

Оля Мялова, 14 лет

Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только по­мочь ему открыть это в себе.

Г. Галилей

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Любое знание, в том числе по тео­рии и методике воспитания, суще­ствует и развивается на трех уров­нях:

О методологическом (логика, философия науки, зани­мающаяся осмыслением методов исследования воспи­тания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира).

О Теоретическом (основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория вос­питывающего обучения И. Гербарта, общая теория раз­вития личности К.Д. Ушинского, теория воспитатель­ного коллектива А.С. Макаренко и др.), О Методическом (как прикладной уровень науки — орга­низация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педа­гогической техники и т.п.).

Движущие силы и логика воспитательного процесса, техника его выстраивания педагогически грамотным вос­питателем определяются его фундаментальными, осново-


полагающими характеристиками. Основные из них тако­вы: диалектичность, противоречивость, целенаправлен­ность, систематичность, вариативность, оптимистичность. А.С. Макаренко считал педагогику самой диалектичес­кой наукой, в которой все законы диалектики выражены с большей силой. В чем же проявляется диалектичность воспитательного процесса?

1. Б воспитательном процессе переплетены и взаимообус­
ловлены связи и зависимости разного плана: соци­
альные, психологические, педагогические. Например,
изменения в политике.и идеологии влекут за собой из­
менения ценностных ориентации и, следовательно,
ставят новые цели и задачи воспитания; экономичес­
кие преобразования в обществе — материальную базу
образования и воспитания; открытие новых психоло­
гических концепций — во всем характере и методике
воспитания...

2. Диалектичность воспитания проявляется в непрерыв­
ном развитии, динамичности, изменчивости всех ком­
понентов и процесса в целом. Примеры: в класс при­
шел новый классный руководитель.., дети пришли пос­
ле лета выросшие и окрепшие.., в классе случилось ЧП,
введен новый учебный предмет, произошли бурные
события в обществе... все влияет на содержание и
методику воспитательного процесса.

3. Диалектичность процесса воспитания проявляется в его
противоречивости.

ПРОТИВОРЕЧИ­ВОСТЬ ВОСПИТА­ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей оп­ределяет противоречия как источ­ник и движущую силу развития -человека (школьника); детского кол­лектива, содержания и методики воспитательного про­цесса.

В философии и педагогике* принято различать внут­ренние и внешние, общие и индивидуальные противо­речия.

* Смирнов В.И. Обшая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстра­циях. М., 1999. С. 98.



Глава П. Теоретические основы воспитания


2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса



 


Внутренние — это противоречия, порожденные конф­ликтом противоположных сторон внутри самого челове­ка: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его. («Я летом собира­юсь поехать с альплагерь, но смогу ли?», «Я много раз давала себе слово не лгать маме, но никак не могу сдер­жать его», «Я никак не могу научиться стойко сказать «нет», если все говорят «да»: мне трудно противостоять общественному мнению»).

Внешние -- противоречия, порожденные взаимодей­ствием человека с окружающим миром. Например, внеш­ними требованиями, изменением обстоятельств, проти­востоянием социального окружения и природной среды, извечного противоречия «отцов» и «детей». В подростко­вом возрасте человек начинает осознанно им противо­стоять. Например, характерна позиция по отношению ко злу в стихотворении Ольги Мяловой (14 лет):

К тебе вернусь со спокойной улыбкой Бесстрашно встречу жестокий взгляд. Да, смел ты, Враг мой. Но я смелее -Не испугаюсь, не убегу, Конечно, я убивать не умею, Но зло убить — это я смогу. Силен ты, враг мой. Но я сильнее — Пусть даже погибну в неравной борьбе. Не мечом, не дубиной тебя огрею, А сердцем удар нанесу тебе!

Общие (универсальные) — противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, про­тиворечия между материальными и духовными потреб­ностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможно­стями их удовлетворения. Блестяще описал противоречия отрочества В.А. Сухомлинский в книге «Рождение граж­данина»:

«...с одной стороны, непримиримость к злу, неправ­де, готовность вступить в борьбу с малейшим отклоне­нием от истины и, с другой стороны, неумение разоб­раться в сложных явлениях жизни;

...подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали;


...желание самоутвердиться и неумение это сделать;

...противоречие между желанием, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуще­ствления их, с другой;...показное отрицание авторите­тов, увлечение идеальным и самомнение о том, что иде­альное может быть в нашей будничной жизни;

...удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интел­лектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседнев­ным заданиям;

...романтическая восторженность и...грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и...ирони­ческое отношение к красоте».

Индивидуальные — противоречия, обусловленные кон­кретной ситуацией развития каждого человека. На разре­шении этих противоречий построен практически весь про­цесс самовоспитания: не мог -- теперь могу, не умел -теперь могу, не знал — знаю и т.д.

ДРУГИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЗАКОНЫ

Другой всеобщий закон — закон пе­рехода количественных изменений в качественные — интерпретируется в

теории воспитания так: отражая ло­гику и механизм развития воспитанника, количествен­ные изменения в физическом, психическом и социаль­ном становлении в ходе воспитания приводят к суще­ственным качественным изменениям отдельных свойств и личности в целом. Так, включенный в позитивную вос­питывающую деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищества, це­леустремленность. Опыт подростков в организации раз­личных дел по методике КТД (коллективной творческой деятельности) позволяет постепенно наращивать качества самоактуализирующего типа личности.

И наконец, закон отрицание отрицания характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возник­новение нового и относительной повторяемости старого. Хорошо видны проявления этого закона, например, при использовании воспитателем логики превращения соуп-



Глава П. Теоретические основы воспитания


2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса



 


равления в детском коллективе в подлинное самоуправ­ление детского коллектива, новых форм воспитания и традиционных дел в классе, становление более «взрос­лых» и качественно более высоких норм отношений «пе­дагог <х> воспитанник» (от организации и контроля педа­гогом всех дел к самодеятельности детей).

Как и любой процесс, воспитание развивается от про­стых форм, методов и приемов, технологий и техник к более сложным благодаря умелому использованию педа­гогом тактики разрешения всех групп противоречий, уче­та действия всех трех общефилософских законов разви­тия — воспитательного процесса в целом и каждого его элемента.

ВОСПИТАНИЕ -ПРОЦЕСС ЦЕЛЕ­НАПРАВЛЕННЫЙ

На протяжении всей истории чело­вечества существовали различные под­ходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и кон­цепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две основные большие группы, два основных направления. Первое — видит суть и назначение воспитания в формировании личности, уп­равлении ее развитием согласно потребностям общества. И второе направление, как его сейчас называют — гума­нистическое, обращено к личности воспитанника, к со­зданию условий для развития его внутренних потенциаль­ных возможностей, и на этой основе — к социализации и самоактуализации.

Передовая педагогическая мысль и практика всегда де­лали выбор в пользу второго. Обратимся к различным эпо­хам, к авторитетам разных мыслителей... Наставление Дельфийского оракула отцу Сократа по поводу воспита­ния сына гласит: «Пусть мальчик поступает так, как хо­чет, не мешай ему и не удерживай его. Ни в каких забо­тах он не нуждается, ибо одарен с рождения внутренним голосом, предостерегающим от недобрых поступков. И это не заменит тысячу наставников».

«...Каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, одушевлено, потому что такова природа души. То, что движет само себя, есть не что иное, как душа» (Платон).


...Воспитывать «извлекать наружу то, что личность содер­жит внутри себя самой» (Л.А. Мачадо, профессор универси­тета в Каракасе, автор книги «Революция в мышлении»).

«Громадное большинство людей суть люди самообра­зовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и раз­витые кем-либо другим» (П.Ф. Каптерев).

Значит, любая воспитательная цель имеет как бы две.стороны: цель воспитателя — подарить ребенку (подрост­ку) всю прелесть и глубину окружающего мира, ориенти­ровать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника — продуктивное присвоение этих ценнос­тей, самореализация своих потенциальных возможностей.

Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательно­го процесса -- «человек свободный», «человек культур­ный», «человек мыслящий».

Эту цель должны понять и принять как воспитатели, так и воспитанники. Но растущий человек обладает мень­шим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его мировосприятие нуждается в корректиров­ке, в выращивании системы ценностей подлинных и в отказе (добровольном!) от ценностей мнимых.

ВОСПИТАНИЕ ~ ПРОЦЕСС СИСТЕ­МАТИЧЕСКИЙ

Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что процесс воспитания эффективен лишь тогда, когда он систематичен, когда все элементы этой системы отлажены и включены в процесс взаимодействия. Назовем некоторые эффективные педагогические системы взаимодействия: «школа как вос­питательная система», «система методов и педагогических приемов», система отношений «учитель о ученик»; «си­стема развивающих технологий обучения и воспитания», «педагогический коллектив как коллектив единомышлен­ников», «система ученического самоуправления» и т.д. По­дробнее об этом в методической части настоящего пособия.

ВАРИАТИВНОСГЪ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Австрийский психотерапевт В. Франкл писал: «Человек постоянно делает вы­бор из массы существующих возмож­ностей, которая из них будет обре-



Глава II. Теоретические основы воспитания


2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса



 


чена на несуществование, а какая будет актуализирова­на». Так, организуя диалектический процесс воспитания, педагог постоянно стоит перед выбором: парадигмы вос­питания, концептуальных идей, своего отношения к оп­ределению цели, стратегических и тактических задач; средств, методов и приемов их наиболее эффективной реализации; определенных организационных форм и пе­дагогических технологий... Знамением нашего времени стала тенденция роста количества (и качества) авторс­ких концепций воспитания, авторских школ, интересных и перспективных творческих педагогических коллективов. Постепенно в теоретическом осмыслении науки воспи­тания и практической деятельности (коллег и своей соб­ственной) педагог развивает свою профессионально-педа­гогическую позицию. И чем выше мастерство, тем уникаль-нее и неординарнее, ярче эта позиция.

Например, в отечественной педагогике сложились две точки зрения в вопросе о том, как развивать самодеятель­ность детей. Первая — невмешательство в процесс воспи­тания, предоставление детей самим себе («свободное вос­питание»). Ее охарактеризовал П.П. Блонский: «Предос­тавим детей самим себе? Но ведь произойдет беспорядок?.. Не будем же бояться беспорядка вначале.» Но... практика показала, что из «беспорядка вначале» вырастает больший беспорядок. Вторая точка зрения -- передача младшим опыта, знаний, педагогическое руководство жизнью, а следовательно, и воспитание детей. Соратник А.С. Мака­ренко В.Н. Терский писал: «Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное вос­произведение того, что они когда-то умели. Инициатива детей не может возникнуть из ничего. Их надо учить тво­рить, дав им для этого необходимые знания и опыт...»


 

Воздействия окружающего мира

но, но много-много позитивных воздействий иногда при­водят к негативному результату: любимое, но балован­ное дитя вырастает эгоистом и тунеядцем; гора игрушек развивающих! — и равнодушие к игре; старания педаго­гов развить интерес к учебе — и раннее отчуждение не­которых детей от школы и учебы; ребенок, растущей в безнравственной семейной обстановке, вырастает пре­красным высоконравственным человеком... Почему так? В психологии есть теория ассимиляции. Она-то и по­может вдумчивому педагогу-воспитателю сделать выбор средств, методов и приемов и так их инструментовать, чтобы и позитивные, и негативные воздействия окру­жающего мира позитивно влияли на развитие ребенка (подростка), формируя отношение: к позитивному — по­зитивное приятие их, а к негативному -- отторжение, неприятие, противостояние.- Схема их такова:

Результат

Характер их ас­симилирования личностью

Знание педагогом теории ассимиляции поможет пра­вильно выстроить логику воспитания, учитывая и пози­тивные, и негативные воздействия среды.


 


ТЕОРИЯ АССИМИ­ЛЯЦИИ И ВОСПИ­ТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Делая выбор между «лучше — хуже», «прекрасно — безобразно», «добро -зло», «истинно — ложно», «трудно -легко», «эффективно — нет», «мож­но — нельзя»... педагог, как и любой человек, неизменно сталкивается с проблемой «здравого смысла» и постулатами науки о воспитании. Парадоксаль-


 

оптимизм И МАЖОР КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

Процесс воспитания логично строит­ся как процесс оптимистичный, ба­зирующийся на вере в безграничные возможности растущего человека, его высокое предназначение. А.С. Мака­ренко призывал подходить к человеку с оптимистичес-


4. Заказ Ms 1233.


 



Глава П. Теоретические основы воспитания


2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса



 


кой гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. Мажорный стиль и тон в коллективе он считал неотъем­лемым принципом науки о воспитании.

Все (и родители, и педагоги) знают: маленькие дети любят жизнь. Они радуются всему — солнышку, зеленой травке, паучку, красивой кукле, больной лохматой собаке, улыбке мамы, интересной книжке... Радуются, когда игра­ют, рисуют, читают, помогают, моют посуду, уступают место в транспорте... И родители, и педагоги знают: чтобы ребенок (подросток) хорошо развивался, он должен жить в атмосфере радости, жизнелюбия, восторга и удивления мирозданием, в «пространстве любви» (когда их любят, ког­да они «много чего в жизни любят»). Мы, взрослые, обле­чены прекрасной миссией: подарить ребенку (подростку) чудесный мир -- природы, вещей, людей, культурных и нравственных ценностей, его самого в этом мире. Мир чу­десный, радостный, но и противоречивый -- бывающий трудным, непонятным и порой жестоким. В нашу миссию входит научить его жизни. Вот почему одна из задач воспи­тания — создать условия, в которых бы дети (подростки) жили и развивались, оптимистичным видением и приня­тием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные труд­ности, препятствия, лишения. Вот почему дети (и даже под­ростки) так любят Карлсона (героя книжки Линдгрен): он, встречая жизненные трудности, всегда весело повторял: «Пу­стяки! Дело-то житейское!» — и обязательно находил вы­ход. Но об этом необходимо позаботиться.

В записках Е. Евтушенко есть замечательная идея: «...жаж­да точки опоры — одно из самых прекрасных качеств че­ловека, если эта точка опоры не зиждется на чьих-то ко­стях, на подавлении человека человеком. Есть ложные точ­ки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие -- та­кие точки опоры аморальны. Искусство представляет собой нравственную точку опоры человечества... Искусство -не средство развлечения, а средство спасения. Искусство -поле боя, а не танцплощадка. Для точки опоры оскорби­тельно быть торговой точкой»*.


В практике нашей воспитательной работы сложилось пять точек опоры: они и цель воспитания (кстати, доступная вос­приятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на про­тяжении всей жизни, всей истории воспитания ребенка), и результат воспитания (качество и уровень воспитаннос­ти). Эти пять точек опоры таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, «Я сам (а)» как наивысшая ценность.

ЛОГИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

А.С. Макаренко сформулировал ос­новные положения педагогической ло­гики* — логики организации и раз­вития педагогического процесса. «Ни одно действие педагога не должно стоять в сторо­не от поставленных целей.

Никакое педагогическое средство не может быть объяв­лено постоянным — всегда полезным либо вредным, дей­ствующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим являет­ся действие всей системы средств.

Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества. Всякое средство должно быть педагогически целесо­образным, что проверяется опытным путем».

ОШИБКИ ПЕДАГО­ГИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

Также Макаренко дал характеристи­ку наиболее распространенных оши­бок.педагогической логики: дедуктив­ное предсказание (когда делается предположение о полез­ности того или иного средства, метода, направления.., не проверенного наукой и практикой, и на этом основа­нии строится воспитательный процесс); этический фети­шизм (например, в первых документах единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «на­казание воспитывает раба». А безнаказанность воспиты­вает хулигана, — утверждал А.С. Макаренко, — и в своем опыте, и в теории обосновал разумную систему поощре­ний и наказаний); уединенное средство (когда какое-либо


 


* Е, Евтушенко. Политика — привилегия всех. М., 1990.


Цит. по кн.: Короток В.М. Введение в педагогику. М.. 1999. С. 70—7!.



Глава II. Теоретические основы воспитания


2.2. Закономерности и принципы воспитания



 


средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строится весь процесс воспитания).

В сегодняшней практике воспитания бытует немало своеобразных педагогических предрассудков типа: «свобод­ное воспитание — это и есть гуманистическая педагоги­ка», «школа должна быть свободна от воспитательного давления, ее задача — дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и в системе дополнительного образования вне ее», «воспитательные задачи решаются через введение специальных гуманитарных предметов (пси­хология, человековедение, мировая художественная куль­тура, основы этики, культура речи, этикет и т.п. — и толь­ко», «термин «воспитательная работа» себя изжил, он не имеет места в современной теории воспитания», «вве­дение инновационных педагогических технологий — па­нацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги и психотерапия) вытесняет, заменяет специально органи­зованную воспитательную работу школ...» Можно было бы называть до бесконечности подобные предрассудки: именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.