Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение задач. Решение юридических задач одна из самых распространенных форм, используемых при подготовке специалиста




Решение юридических задач одна из самых распространенных форм, используемых при подготовке специалиста. Данная форма позволяет закрепить знание теоретического материала при использовании необходимого инструментария практическим путем, а также применить полученные знания для анализа ситуации и формирования собственной позиции.

Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Решение задач по праву предполагает знание всех тонкостей, «подводных камней», содержащихся в задаче, умение работать с большой базой взаимосвязанных нормативно-правовых актов. Ведь при решении одной задачи может быть использовано несколько нормативно-правовых актов, а также судебная практика.

Решение практических задач должно развивать у курсантов инициативу, аналитические способности, содействовать правильному использованию имеющегося в их распоряжении конкретных норм права, информации и умению аргументировать свои решения.

На наш взгляд, алгоритма решения юридической проблемы не существует и не должно существовать. Тем не менее, любая жизненная ситуация может быть преобразована в юридическую задачу с набором установочных условий и желаемым результатом. Как правило, задачи, предлагаемые курсантам для решения, содержат набор вводных условий, необходимых для разрешения ситуации по существу. При этом необходимо учитывать все возможные варианты разрешения ситуации, даже при отсутствии необходимых вводных в условии задачи. Например, «если подарок составляет менее 3 тысяч рублей, т.е. является обычным подарком небольшой стоимости, то в соответствии со ст. 579 ГК не применяется положение об отмене дарения; если же подарок не относится к обычным подаркам небольшой стоимости, то мы можем применить п. 2 ст. 578 ГК и требовать отмены дарения в судебном порядке».

Поскольку решение задач по гражданскому праву часто предполагает несколько допустимых и правильных решений, то в таких случаях, чем глубже курсант вникнет в существо юридической ситуации, чем полнее он проследит все связи участвующих в ней лиц, тем всестороннее будет рассмотрена задача, тем больше вариантов правового поведения субъектов он отыщет. В решении задачи по праву должны быть предусмотрены все нюансы.

Предлагаем примерный порядок решения задачи по гражданскому праву.

1. Внимательно прочитайте условие задачи. Еще раз перечитайте задачу. Определите, существует ли в данной ситуации нарушение норм права. Определите, какие гражданские правоотношения возникают из предложенной фабулы задачи. Это очень важный этап, когда необходимо сопоставить условие задачи с изучаемой темой по дисциплине, а также с ранее изученными темами и уяснить для себя круг правоотношений, которые установлены в задаче.

2. Проанализируйте ситуацию. Как правило, решение задач осуществляется от общего к частному. Анализ – это процедура мыслительного расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств. На данном этапе необходимо прежде всего уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

3. Выявите спорное правоотношение. Определите его содержание. Дайте оценку ситуации (доводов сторон) с точки зрения действующего законодательства. Для этого нужно определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, и квалифицировать указанное в условии задачи правоотношение. Установить круг возможных решений по данной ситуации. Выяснить, какие действия должна предпринять сторона, чье право нарушено, для его защиты.

4. Определите нормативно-правовую базу, регламентирующую спорное правоотношение и ознакомьтесь с его текстом. Сопоставьте требования норм права с фабулой дела. Юридическая квалификация фактов и отношений должна основываться на нормах права. Иногда, для правильной квалификации достаточно одного абзаца или предложения статьи закона.

5. Сформулируйте решение задачи. Данный этап предполагает формулирование как письменного, так и устного решения задачи в соответствии со сделанными ранее выводами. Начинать текст решения задачи рекомендуется со слов «В соответствии с требованиями...». Далее необходимо привести текст соответствующей нормы права, регламентирующей спорное правоотношение, указать, какие юридические факты соответствуют этой норме либо нарушают ее. При этом указать абзацы, части, пункты, статьи нормативного акта. Текст этих норм необходимо в соответствующей части процитировать. В заключении задачи необходимо сформулировать вывод, опирающийся на примененную норму права.

Желательно чтобы решение было развернутым, подробным, мотивированным, со ссылками на необходимый нормативный материал, на руководящее постановление Пленума Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Письменное решение задачи служит одним из доказательств самостоятельной работы курсанта.

Решение задачи не должно состоять лишь из дословного изложения или пересказа текста статей нормативных актов.

Главная цель получения навыков решения задач – это развить умение анализировать нерафинированные задачи, вырабатывать самостоятельные решения.

Процесс выработки решения составляет сущность метода конкретных ситуаций и имеет гораздо большее значение, чем само решение. Курсант должен сам выявить сущность конфликта, сформулировать задачу и уточнить значимые факты и нормы права, помогающие ее решить. Для этого ему необходимо тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, нормативно-правовые акты, ограничивающие решения, разработать несколько альтернативных способов действия, произвести разбор положительных последствий каждого и, наконец, аргументировано обосновать лучший вариант решения.

Таким образом, решение задач дает возможность развивать юридическое мышление, оттачивать аргументацию, владеть мастерством правовой критики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 7208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.